Научная работа легенды жигулей. Легенды самарской луки Легенда о жигулевских горах краткое содержание

04.02.2022 Азия

Расположенную на Средней Волге излучину великой русской реки, северную часть которой занимают Жигулевские горы, уфологи всего мира считают одной из точек на карте России, где необычные и во многом таинственные процессы проявляют себя в десятки раз чаще, чем в других районах планеты. Впрочем, у старожилов этого края разного рода тайны уже давно не вызывает удивления.

Местные байки и былины изобилуют самыми невероятными чудесами, и неудивительно, что самарские исследователи родного языка начали записывать их еще в XIX веке. При этом фольклористы еще тогда отмечали, что хотя некоторые из жигулевских народных легенд в чем-то перекликаются с уральскими, башкирскими, мордовскими и татарскими сказаниями, все же большинство из них не имеет аналогов в устном народном творчестве народов всей Европейской России.

Особенно интересен коллективный персонаж из этих сказаний - так называемые ПОДЗЕМНЫЕ СТАРЦЫ. Согласно легендам, это таинственная каста отшельников, живущих в неведомых людскому глазу пещерах и обладающих скрытыми знаниями, а также удивительными способностями. Внешне они выглядят благообразными седыми старичками, которые могут неожиданно появляться и исчезать прямо на глазах у одинокого путника. Есть сведения, что легенды о таких же старцах можно встретить не только в Жигулях, но и в ряде других мест России, которые относятся к числу так называемых «географических точек с повышенной аномальностью».

По многим свидетельствам, подземные старцы из разных регионов нашей страны постоянно общаются между собой. Вот как, например, описываются эти загадочные подземные отшельники в романе П.И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах»: «Кирилловы горы расступаются… Выходят старцы лепообразные, в пояс судоходцам поклоняются, просят свезти их поклон, заочное целование братьям Жигулевских гор…» Стоит добавить, что Кирилловы горы находятся в Нижегородской области, у святого ОЗЕРА СВЕТЛОЯР, которое тоже считается одной из наиболее ярко выраженных аномальных зон России.

Во всех легендах таинственные старцы выступают в роли хранителей покоя в опекаемой ими местности. При этом отшельники стремятся сохранить в нетронутости здешнюю природу, а иногда и приходят на помощь жертвам нападений разбойников или несправедливо обиженным людям. Впрочем, бывает и так, что старцы выходят «в народ», чтобы сообщить какую-то важную, по их мнению, информацию. Это не обязательно предсказания о каких-то великих и трагических событиях, хотя есть сведения, что они, например, сообщали людям о грядущих первой и второй мировых войнах. Иногда старцы предоставляют миру и совсем «рядовые» сведения, обычно носящие морально-нравственный или даже экологический характер.
Есть один интересный факт, который тоже можно сопоставить с сообщениями о подземных отшельниках. В путеводителе куйбышевского автора А. Соболева «Жигулевская кругосветка», вышедшем в свет еще в 1965 году, есть такие строки: «В районе села Переволоки еще в конце XIX века обнаружили пещеры, входы в которые имели подобие дверей. Пещеры с окнами, в стенах ниши, потолок со сводом.

Ученые из самарской неправительственной научно-исследовательской организации «Авеста» уже около трех десятков лет изучают аномальные явления, которые регулярно отмечаются в окрестностях Жигулевских гор. Объяснение таким явлениям, как это ни странно, исследователи регулярно находят в… местном фольклоре.

Как возникла Самарская Лука

Учеными «Авесты» к настоящему времени уже собрано немало подтверждений для оригинальной гипотезы, суть которой состоит в следующем. Крутая излучина, расположенная в среднем течении Волги и называемая Самарской Лукой, обязана своим возникновением… инженерной деятельности инопланетного разума.

Вот что говорит об этом президент «Авесты» инженер Игорь Павлович:
– Вы никогда не задумывались над такой географической загадкой: почему реке Волге в своем среднем течении вдруг понадобилось огибать кольцом небольшую (всего каких-то сто километров длиной) Жигулевскую горную цепь? Казалось бы, речным водам, в соответствии с законами физики, вместо создания вот такого рода «петель» следовало бы сократить свой путь и направиться восточнее Жигулей, по тем местам, где сейчас проходит русло реки Усы. Так ведь нет — эта крохотная по географическим меркам горная гряда, сложенная из мягких известняков и доломитов, в течение вот уже миллионов лет демонстрирует невиданную стойкость перед ежесекундно набегающими на нее волжскими водами…

«Авестовцы» предполагают, что в толще Жигулевских гор на большой глубине в течение многих миллионов лет работает некое техническое устройство, в свое время созданное древней сверхцивилизацией. Это устройство создает вокруг себя некое силовое поле, которое как раз и препятствует протеканию водных потоков через горную гряду. Вот почему Волга на протяжении всех этих миллионов лет вынуждена огибать Жигулевские горы, делая в своем среднем течении странный изгиб в виде полукруга, который ныне называется Самарской Лукой.

Скорее всего, эта гипотетическая геомашина представляет собой некий сгусток силовых полей — электромагнитных, гравитационных, биологических или других, нам пока еще не известных. Именно эти поля вот уже более десяти миллионов лет и помогают жигулевским известнякам (которые, как известно, весьма подвержены размыву водой) удерживать в стабильном положении древнее русло реки, не допуская даже незначительного его смещения.

Спрашивается, зачем же все это нужно гипотетической внеземной цивилизации? Видимо, для того, чтобы в течение миллионов лет бесперебойно работал подземный энергокомплекс, подпитывающий внепространственный канал, связывающий их мир с земной поверхностью. Такой канал может играть роль своеобразной телекамеры, через которую далекая цивилизация видит все происходящее на нашей планете. Тому доказательство — странные миражи, которые регулярно наблюдаются в небе над Самарской Лукой, как, впрочем, и над некоторыми другими точками нашей планеты.

Геологическое подтверждение

Слова Игоря Павловича комментирует доцент Самарского аэрокосмического университета, кандидат технических наук, аналитик группы «Авеста» Сергей Маркелов.

– Читая в одном из научных сборников, изданных МГУ в 1962 году, статью о геологическом строении Волго-Ураль-ского региона, я обнаружил в нем странную схему. На ней был изображен разрез земных слоев в районе Самарской Луки, которые оказались очень похожими на контуры… гигантского конденсатора! Каждый легко вспомнит из школьного курса физики, как устроен этот электротехнический прибор: между расположенными параллельно металлическими пластинами накапливается электрический заряд, и его величина ограничена только пробивной прочностью прокладки между пластинами.

В земной коре под Самарской Лукой роль таких пластин играют параллельно расположенные электропроводящие пласты, между которыми находятся известняки и доломиты. Размеры этого конденсатора поражают — его длина около 70 километров! По сути дела, здесь мы видим материальное воплощение той самой энергетической геомашины, о которой выше говорил Игорь Павлович.

Как показывают расчеты, между пластинами «жигулевского конденсатора» может
долгое время существовать электрическое поле с гигантскими параметрами напряженности. При необходимости электрический заряд легко израсходовать на самые разные цели. Кстати, как видно из устройства этого гигантского «прибора», ни один датчик, расположенный за пределами «хранилища*, не сможет показать наличия электричества в глубине земной коры на этом участке.

Геологические данные говорят о том, что само существование столь колоссального подземного конденсатора — это уникальное явление в коре нашей планеты. Никто из маститых геологов до сей поры никогда не встречался с подобной структурой земных пластов. Можно, конечно же, говорить о естественном происхождении этого уникального геологического объекта, но с равной вероятностью можно рассуждать и о роли неизведанного разума в его возникновении.

Согласно выдвинутой гипотезе, деятельность гипотетической подземной геомашины в районе Жигулевских гор, по всей видимости, вызывает в этих местах загадочные явления — хрономи-ражи. Местные крестьяне наблюдали в небесах призрачные города, воздушные замки и летающие острова еще сотни лет назад, и за это время на их основе сложили многочисленные былины и предания. Вот одно из таких описаний, из коллекции «Авесты»:

«На облаках вдруг возник некий светящийся квадрат, и внутри него появилось изображение ступенчатой пирамиды. Она стояла на каком-то плоскогорье, круто обрывавшемся вниз. Под горой наблюдалась долина, пересеченная рекой. При этом луч зрения был наклонен к плоскости долины примерно на 15 градусов. Впечатление было такое, что долина, река и пирамида наблюдаются с борта самолета, летящего на высоте 8-10 километров».

Наиболее известное из таких явлений — мираж Мирного города, о котором чаще всего рассказывают туристы, отдыхающие близ Молодецкого и Усинского курганов. Другие призраки из того же ряда — Крепость пяти лун, Белая церковь, Фата-моргана и другие. Эти аномалии иногда наблюдаются и среди обширных озерных лабиринтов, что раскинулись между селами Мордово и Брусяны, на самом юге Самарской Луки. По словам наблюдателей, здесь на рассвете перед изумленным путником может внезапно появиться призрачный город, чтобы через минуту-другую исчезнуть снова.

Следы исчезнувшего народа

По всем признакам, гипотетический инопланетный разум в своей деятельности на нашей планете опирался на некую земную цивилизацию, которая в обмен на сотрудничество получала от пришельцев невероятные по тем временам технические знания и невиданные материалы, следы которых археологи регулярно находят в самых неожиданных местах. Каким именно было это сотрудничество и зачем оно понадобилось внеземному разуму, исследователям еще предстоит разгадать.

Однако инопланетяне, как выясняется, далеко не всегда могли помочь своим земным партнерам. Так, из древних преданий следует, что полуостров Самарской Луки, практически со всех сторон окруженный водой, несколько тысяч лет назад стал последним оплотом некоей великой расы огнепоклонников. Теснимые враждебными племенами, эти люди, в конце концов, добрались до Жигулевского горного массива, где и смогли надежно укрыться от преследований в труднодоступных пещерах и горных ущельях. Странный подземный народ, упоминания о котором можно найти в жигулевских легендах и преданиях, по всей видимости, как раз и представлял собой остатки той самой великой древней расы, которая в течение тысяч лет верой и правдой служила инопланетному разуму.

Сведения о таинственной цивилизации, очень развитой для своего времени и совершенно неожиданно исчезнувшей с лица земли, вполне согласуются со временем существования на Южном Урале, на территории современной Челябинской области, гипотетического города Аркаима, который, видимо, был крупнейшим культурным и хозяйственным центром этого древнего народа. Например, аркаимцы еще тысячи лет назад хорошо знали металлургическое производство, что говорит о высоком уровне их знаний.

Согласно археологическим данным, во втором тысячелетии до нашей эры Аркаим по неизвестной пока причине буквально в один день прекратил свое существование. Вслед за этим с просторов Восточно-Европейской равнины очень быстро исчезла и породившая его таинственная цивилизация. Именно остатки этих племен-огнепоклонников, как предполагается, и укрылись в пещерах Самарской Луки, чтобы впоследствии основать здесь ту самую подземную расу. Впрочем, это опять же всего лишь гипотеза.



Гора Стрельная – высшая точка Жигулей





Волга "кипит"





















Самарская Лука – один из интереснейших памятников природы и истории. Волга, встретив на пути Жигулевские горы, изменила свое течение, потекла на восток. Пройдя вдоль горного кряжа, река миновала Жигулевские ворота и снова устремилась на юг, образовав излучину длиной 220 километров. Ее и назвали Самарской Лукой. Река Усаделит луку на две части: восточную и западную. Нас интересует прежде всего восточная часть, почти остров, омываемый водами Волги и Усы: возле села Переволоки реки отделяет друг от друга только небольшой перешеек,менее трех километров. Гористая местность, покрытая лесами, изрезанная глубокими оврагами и окруженная почти со всех сторон водой, издавна привлекала внимание людей. Археологи обнаружили здесь следы нескольких городищ, основанных более трех тысяч лет назад, у сел Моркваши, Ширяево, Винновка, Лбище. Люди занимались охотой, бортничеством, рыбной ловлей, земледелием. В разные годы Самарской Лукой владели хазары, булгары. В 1236 году по ней прошли орды монголо-татарского хана Батыя, опустошив эти земли. Но свято место пусто не бывает. В ХVI веке сюда стали приходить беглые крестьяне, вольные люди, казаки. Волжский водный путь в районе Самарской Луки стал ареной разбоев. Ушкуйники (так часто называли их по типу используемых ими судов) нападали на богатые купеческие караваны, преимущественно шедшие с низовий Волги, Каспия. Если попытка овладеть товарами не удавалась, они переволакивали (отсюда и название села Переволоки) свои ладьи на реку Усу и по течению сплавлялись по ней, чтобы встретить купцов у Жигулевских ворот. Существует версия, что после убийства в низовья Волги персидского посла людьми атамана Ермака, царь Иван Грозный приказал истребить их беспощадно. Казаки ушли на Самарскую Луку, где и основали свои станы атаманы Иван Кольцо, Барбоша, Митя Бритоусов и сам Ермак. Самарский архитектор и краевед Емельян Филимонович Гурьянов посчитал такую версию вполне реальной и лет тридцать назад попытался обосновать ее. Изучая фортификационную систему на горе Лбище, неприступной со стороны Волги, он пришел к выводу, что она была устроена весьма грамотно и могла выдержать пушечный обстрел.«Создание же такой продуманной обороны было по силам только предусмотрительному и дальновидному атаману», каким и являлся Ермак. По указу Ивана Грозного осенью 1578 года снаряжается специальный отряд, которому надлежало пройти « на судах и по суше на конях» до Астрахани, и воров тех пытать, казнить и вешать. Купцы Строгановы, зная о таком решении царя, пригласили Ермака взять на себя охрану их городов в верховьях Камы. Весной 1579 года Ермак покинул Самарскую Луку и уже в конце июня пришел с дружиной на Каму в Орел-городок. Другие казаки ушли по реке Самаре на Яик (река Урал), а тех, кто остался на Самарской Луке, царские войска убили, их городки сожгли. Однако некоторые казаки все же уцелели, укрывших в потаенных местах Жигулевских гор. Когда беда миновала, вернулись на свои разрушенные станы, возродили их. Отсюда и пошли названия сел Ермаково, Кольцово, Севрюкаево. С волжской вольницей связаны и названия отдельных вершин Жигулевских гор: Караульная, Стрельная, утес Шелудяк. Есть и пещера Степана Разина, Разинский овраг. И даже основание волжских городов Симбирска, Самары, Саратова, Царицына для защиты волжского пути не избавляло реку от разбоев. Академик Лепехин и в 1768 году писал, что гребные купеческие суда, имея до ста рабочих, вооружались пушками «для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов». Желая покончить с волжской вольницей, Павел I издал в 1797 году приказ о патрулировании Волги военными судами, именуемыми гардкоутами. Два года они несли службу на реке, пока астраханский губернатор не сообщил адмиралу Кушелеву о том, что значительная часть «разбойничьих шаек» переловлена, и на реке установилось затишье. Гардкоуты были переданы в распоряжение Казанского адмиралтейства и только временами выходили в плавание для розыска нарушителей закона и патрулирования. Но затишье продолжалось недолго. В 1804 году в Петербург снова поступают сообщения о грабеже судов. И тогда плес от Казани до Астрахани стали патрулировать уже не девять, а 12 гардкоутов. Государство давно пыталось освоить земли Самарской Луки. Сначала с помощь купечества. Так, первыми ее владельцами были уже упомянутые Строгановы. Они организовали возле горы Караульной вываривание соли из воды соляных ключей. В 1631-1632 годах соляные источники в районе современного села Усолья получил в оброчное содержание ярославский купец Надей Андреевич Светешников, на свои средства вооружавший второе ополчение, освободившее Москву от поляков. Он завел здесь крупный солеваренный промысел, построил укрепленный городок, несколько селений. Его земли получили название Надеинское Усолье. Вскоре после постройки Самарской крепости был основан Самарский Спасо-Преображенский монастырь. В 1648 году царь Алексей Михайлович выдал патриарху Иосифу грамоту, по которой монастырю были отданы села и деревни Подкараульная, Терновая Поляна с пустошами, займищами, озерами, с бортными и другими угодьями. Став патриаршим домовым монастырем, в том же году он получил село Рождественское, рыбные ловли на реках Волга и Самара. В 1723 году Петр I издал Указ о ликвидации Спасо-Преображенского монастыря, переводе монахов в Жадовскую пустынь Сызранского уезда и отдаче в оброк его земель и передаче села Рождественского « с селами и деревнями в дворцовое ведомство». Но в 1732 году из Москвы архиепископ казанский и свияжский получил приказание восстановить монастырь и вернуть в него монахов из Жадовской пустыни. Видимо, интерес к Самарской Луке проявляли весьма влиятельные люди при царском дворе, если в 1738 году монастырь снова упразднили. Преображенская церковь при нем сгорела в огне пожара 1765 года. В 1767 году Екатерина II совершала поездку по Волге. В Симбирске ее свиту покинули фавориты Владимир Григорьевич и Григорий Григорьевич Орловы, чтобы посмотреть на Самарскую Луку, о которой так много слышали. Она им столь понравилась, что они стали хлопотать о передаче ее в их владение. Екатерина II согласилась. К этому времени междуречье Волги и Усы было заселено так плотно, что братья организовали переселение крестьян из сел Рождествено, Винновка, Рязань, Переволоки, Брусяны и других на «пустопорожние земли» левобережья Волги. В своих селах братья Орловы открывали школы для детей крестьян, больницы, стремились как-то облегчить положение своих крепостных. Владимир, в частности, в 1801 году писал своему управляющему: « Грешно отягощать подданных излишнею работою…Повторяю тебе иметь благосостояние их на сердце. Польза моя без соблюдения сего более горька будет для меня, нежели сладка». Преобразования, проведенные братьями на Самарской Луке, наиболее ярко отразились на селе Усолье. Летом 1812 года его почти полностью уничтожил пожар. Владимир Орлов приказал отстроить заново по плану крепостного архитектора. Крепостные архитекторы составили проекты и господских каменных зданий в соответствии с пожеланиями владельца «…иметь строение прочное, удобное для намерения, для которого строится, а наружность была бы простая и приличная, но не затейливая». Строительство продолжалось несколько лет. Были возведены трехэтажный корпус конторы, жилые двухэтажные флигели, склады, ткацкая, столярная, кузнечная и слесарная мастерские. За конторой разбили парк. После смерти В.Г. Орлова Усолье досталось его внуку Владимиру Давыдову. Он решил превратить село в свою летнюю резиденцию. Оно украшалось новыми зданиями, домами для священника, конюхов, волостного правления, садовников. Последние ухаживали за ландшафтным парком, в котором росли специально подобранные породы деревьев и кустарников из жигулевских лесов. Усольская усадьба графа и поныне остается самым значительным архитектурным памятником Самарской Луки (см. фото усадьбы). Красоты Жигулевских гор, легенды, которыми они были овеяны, давно привлекали вынимание самарских жителей. Молодые люди на лодках ходили по маршруту, названному «Жигулевской кругосветкой». Они сплавлялись по Волге до села Переволоки. Перетаскивали лодки на Усу, впадающую в Волгу, по которой и возвращались в город.Прелесть путешествия заключалась и в том, что весь путь, около 200 километров, проходил по течению рек. Обычно поездка занимала в зависимости от погоды 7 – 10 дней. И каждый из них доставлял путешественникам немало радостей, раздумий о былом. Уже у мордовского села Шелехметь в гряде Жигулевских гор привлекают внимание Вислый Камень и гора Ош-Пандо-Нерь, (в переводе с мордовского «город–гора–мыс», на вершине которой сохранились остатки древнего укрепления Х – ХII веков. Существует легенда, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе мордовская царица Анна-Патерь. Царица добрая и справедливая. Очень любили ее мирные землепашцы. Но однажды, когда с дружиной своей она спустилась в долину, враги подкараулили ее, свиту перебили, а саму Анну в полон угнали. За селами Винновка и Осиновка расположено село Ермаково, жители которого считают, что их предки видели и знали знатного атамана, а на горе Лбище находился его стан. Гора эта со стороны Волги почти отвесна, нет никакой растительности. Одна из ее скал похожа на голову горбоносого великана, сосредоточенного и хмурого. Городище на Лбище археологи называют одним из важнейших исторических объектов Самарской Луки. Природоведы утверждают, что она является очень ценным памятником природы, ибо сложена из доломитов иизвестняков, образовавшихся около 250 миллионов лет назад. А ботаники нашли на горе растения, свойственные целинным степям. У села Ермаково хорошо виден с Волги и еще один памятник – часовня с большим крестом. К нему ведут с берега каменные ступени. Здесь похоронен защитник Порт-Артура А.Н. Люпов. Больной туберкулезом штабс-капитан ушел в отставку, в 1911 году решил поселиться у села Ермаково и заняться сельским хозяйством. В одну из осенних ночей был убит грабителями. В 1914 году на месте погребения его брат поставил часовню, а на кресте описал его жизненный путь. После посещения горы Лбище путешественники продолжали путь мимо сел Мордово, Кольцово, Брусяны и Малой Рязани. В Брусянах или Малой Рязани обязательно делали остановку, чтобы приобрести точильные бруски. Жители этих сел делали их из сливного песчаника, добываемого в оврагах. Свои изделия они поставляли не только в волжские города, но и Москву. У села Малая Рязань, основанного в 1770 году, береговые откосы в трещинах и выемках.В них устраивают гнезда красные утки, похожие на лебедей. Они прилетают на Волгу в мае и уже в августе возвращаются на Каспий. Ниже села берег Волги скалист, изрезан оврагами и чем-то напоминает остатки древней крепостной стены. Здесь находится пещера Степана Разина. С реки вход в нее скрывают заросли колючего боярышника. Войти в нее можно только по козьей тропе со стороны Самарской Луки.Пещера имеет большой зал шириной 4, а длиной 20 метров. Высота его в прежние годы доходила до 4 – 5 метров. По обе стороны зала видны ниши и щели. Легенда гласит, что волжский казак не раз укрывался в пещере, совершал набеги на купцов и даже хотел пробить подземный ход отсюда к Молодецкому кургану. В селе Переволоки на подводах путешественники переправляли лодки на живописную речку Усу. В начале двадцатого века ее описание сделал самарский писатель С.Г. Скиталец. «… река Уса до сих пор сохраняет свой прежний разбойничий вид: она течет в Жигулевских дебрях, меж скал и ущелий, дикая, безлюдная, то исчезая в лесу, то снова внезапно появляясь, то широкая и спокойная, то как бурный поток мчится по зубчатым порогам. Высокие крутые берега ее покрывает старый сосновый бор, и ни разу нигде не встречается жилья человеческого. И тихо бывает кругом, когда плывешь по ней на челноке с косым волжским парусом. Места здесь все заповедные, леса – дремучие. И стоят заросшие лесом горы все такими же дикими, как сотни лет назад… Все кругом овеяно поэтической песней, седой легендой…Тени далекого прошлого обитают здесь». По берегам Усы нет сел. При ее впадении Волгу по правую руку возвышается Усинский курган. Каменная стена высотой 60 метров с плоской вершиной иногда называется «Лепешкой». Пристать к кургану невозможно, поэтому в плохую погоду здесь, случалось, гибли люди. Легенда гласит, что на склонегоры зарыт клад Степана Разина: два ведра с золотом до самого верха. А на ведрах тех положен сверху железный лом. Если хочешь взять клад, то лом не должен пошевелить. Люди так и не стали отрывать клад атамана – бояться пошевелить лом, который заговорен. Недалеко от Усинского кургана, но уже на Волге, стоит Молодецкий курган, с которого начинается гряда Жигулевских гор. Это его Волга встретила на своем пути и, не в силах преодолеть, повернула на восток, образуя крутую излучину – Самарскую Луку. Молодецкий курган привлекал внимание всех путешественников. На него поднимались Ян Стрейс, Петр Паллас, Иван Лепехин. Со стороны Усы на его вершину ведет узкая тропа. И мало кто не изъявлял желание подняться по ней, чтобы получить возможность с высоты двухсот метров сразу увидеть и простор Волги, и панораму Усы. К кургану прижалась Девья гора, неприступная со стороны Волги. И снова легенды. Молва гласит, что на Царевом кургане Степан Разин зарыл свою золотую трубку. С той поры часто можно видеть над вершиной дымок. То курится трубка атамана. А Девья гора называется так потому, что сбросила с нее в реку красна девица своего возлюбленного за измену. А на утренней заре и сама бросилась в Волгу.« С тех пор на заре, раз в год в эту ночь, только и слышно, как плачет, причитая, на Девьей горе девушка…» Сказывали люди и по-другому. Один охотник стал атаманом и изменил своей невесте Дарьице с красавицей купчихой. Дарьица сбросила изменника в Волгу, а затем и сама кинулась в воды реки. Атман стал Молодецким курганом, Дарьица – Девьей горой. Миновав Молодецкий курган, путешественники проплывали мимо Яблоневого оврага, получившего свое название от диких яблонь, растущих здесь в большом количестве. Затем их ждала встреча с селом Моркваши, основанном булгарами в ХIII веке, и Лысой горой, белый известковый гребень которой почти лишен какой-либо растительности. А далее они попадали в Жигулевские ворота, самое узкое место Волги, стесненное Серной горой и горой Тип-Тяв –наиболее высокой точкой Сокольих гор, простершихся по левому берегу до Самары. Самое название Серная гора подсказывает, что ее недра содержат серу. Здесь ее и добывали по приказу Петра I для военных нужд. Заводской городок П.С. Паллас нашел уже заброшенным. Большая часть домов была разрушена, пустовала, и только в 12 избах жили крепостные люди заводчика. С тех пор прошла не одна сотня лет, но на гребне горы среди густого леса еще можно найти следы горных выработок – квадратные колодцы. В четырех километрах от Морквашей среди скалистых берегов, лишенных растительности, стоит утес Шелудяк. По преданию с его вершины и бросился в Волгу, окруженный врагами, сподвижник Степана Разина. На пути к селу Ширяево (Ширяевский буерак) путешественников ждала встреча с волжскими полянами: Бахиловой, Солнечной, Липовой -прекрасными местами для отдыха. А самой главной достопримечательностью окрестностей села являются штольни. Они были пробиты в начале ХХ века для добычи камня. Квадратные входы в них расположены на склонах Поповой и Монастырской гор.Работы велись закрытым способом, с помощью небольших взрывов. Только потом глыбы известняка разбивались кувалдами и на вагонетках вывозились по рельсам на поверхность. Жигулевский камень шел на мощение самарских улиц. Купец Ванюшин имел здесь и известковый завод, дымовую трубу которого взорвали только в советские годы. Штольни, которые по сей день привлекают туристов, облюбовали летучие мыши 12 видов. Четыре вида: ушан обыкновенный, северный кожанок, ночницы прудовая и водяная - в них и зимуют. На пути к Самаре путешественники встречали гору Верблюд, Гаврилову поляну, после которой Волга отступила от Жигулевских гор, в прибрежной части которых находились села Подгоры, Выползово. Далее интерес представляли только Сокольи горы с Лысой горой, Коптевым и Студеным оврагами, Барбошиной поляной, тоже становищем некогда известного атамана. Этоуже дачная местность Самары.Последние годы сюда стремительно продвигаются городские кварталы. В ХХ веке Самарская Лука сильно изменилась. В 1906 году крестьяне Усолья громили господскую усадьбу, разрушили остекленную башню-светелку, построенную графом на Караульнойгоре. Говорили, в иные дни с нее можно было видеть город Симбирск. В 1918 году по Самарской Луке прошла народная армия КОМУЧа, а потом и Красная Армия. Весной 1919 года на Самарской Луке вспыхнуло восстание крестьян, получившее название «чапанного». Командующий IV армии Восточного фронта М.В. Фрунзе сообщал В.И. Ленину, что оно проходило под лозунгами: «Да здравствует Советская власть на платформе Октябрьской революции! Долой коммунистов и коммуну! Долой жидов!» Восставшие овладел и многими селами Самарской Луки, Ставрополем,планировали захват Самары, Сызрани, но были разбиты. Обе стороны проявляли в отношении друг друга крайнюю жестокость. По неполным данным при подавлении вооруженного выступления убито «мятежников» не менее 1000, расстреляно свыше 600, село Усинское «сожжено совершенно». Со временем добыча камня была перенесена на Могутову гору и велась открытым способом. На Самарской Луке буровики давно искали нефть. И в 1944 году ее нашли в Яблоневом овраге в пластах девона. Поднялись в Жигулях нефтяные вышки, появились станки-качалки. Жигулевский заповедник, организованный в 1927 году, несколько раз закрывали и открывали заново, сокращали и увеличивали его территорию. Строительство Жигулевской ГЭС привело к образованию Куйбышевского водохранилища, река Уса в нижнем ее течении стала Усинским заливом. А сама Волга в районе Куйбышева - частью Саратовского водохранилища. И все-таки, и все-таки Жигулевская кругосветка никуда не исчезла. Этот водный маршрут прибрел в 6О-е годы еще большую популярность. Он имел не только познавательную ценность, но приобрел и идеологическую окраску. Как же, в юностис друзьями по самарскому марксистскому кружку на лодке «Нимфа» совершил путешествие по Жигулевской кругосветке основатель первого в мире социалистического государства Владимир Ильич Ленин. Об этом рассказал в своей книге «Юность вождя» А. Беляков. Книга была художественной, но этого никто не заметил (или не хотели заметить). Тем более, что автор называл в ней реально существовавших людей. Так родился еще один миф, каких было немало в советской истории. И в него поверили. Поверили настолько, что в селе Екатериновка Безенчукского района, основанной, кстати, одним из братьев Орловых, нашли и место не реке Безенчук, где приставала лодка марксистов, и дом, в котором юный Ленин беседовал с местным торговцем П. Нечаевым. И на доме том установили мемориальную доску. Куйбышевское книжное издательство выпустило в 1965 году книжечку краеведа Александра Васильевича Соболева «Жигулевская кругосветка» немыслимым для такого рода литературы 30-тысячным тиражом. Областной совет по туризму взял на себя организацию групп туристов и их отправку с инструкторами на маршрут. Нередко в такие группы входили и местные исполнители первых фестивалей туристической песни имени Валерия Грушина. И каждую неделю в поход отправлялось на весельных ялах несколько десятков молодых людей. Орган Куйбышевского обкома КПСС газета «Волжская коммуна» дважды снаряжала по маршруту Жигулевской кругосветки экспедиции журналистов областного центра на лодке «Нимфа-2». Они рассказывали о красотах природы, промышленных объектах: Междуреченском лесоперевалочном комбинате, нефтепромыслах, Жигулевском комбинате строительных материалов, снабжающем цементом и шифером всю страну. Конечно, о Волжской ГЭС имени В.И. Ленина, Куйбышевском водохранилище, новых городах Жигулевске, Тольятти, о нови древних сел Самарской Луки… Быстро бежит время, стремительно. Отошла хрущевская оттепель, приказала долго жить брежневская эпоха. Грушинский фестиваль все больше превращался в молодежную тусовку. Жигулевская кругосветка оказалась вновь забытой. Пришла горбачевская перестройка, в которую первоначально все поверили, воспрянули духом. Но уже в конце 80- годов все очевиднее становилось, что перестройку заговорили, заболтали. В 1990 году Куйбышевское книжное издательство выпустило, первый и, кажется,последний литературно-публицистический сборник под названием «Голос земли самарской». Была в нем и статья Владимира Казарина «На обочине». В ней шла речь о селах Самарской Луки. И сегодня, спустя пятнадцать лет, мне не стыдно ее воспроизвести. 1773 г. Указом Сената от 22 июля Самара стала безуездным городом. Она исключена из состава Казанской губернии и включена в Оренбургскую. Самарский уезд передан в ведение Сызранской воеводской канцелярии. 24 декабря отряд пугачевцев под командованием И.Ф. Арапова без боя вошел в Самару. Но через несколько дней повстанцы были разбиты подошедшими войсками. Жителей города, встречавших восставших с иконами и молебным пением, секли плетьми. В подавлении выступления пугачевцев и дознании принимал участие Гаврила Романович Державин. Видимо, в наказание, город Самара на правах слободы подчинили уездному городу Ставрополю.

Это красивейшее место в среднем течении Волги еще сотни лет назад получило название «Самарская Лука» - от слова «излучина». Больше всего известна северная, возвышенная часть этого волжского полуострова, которая издавна именуется Жигулевскими горами. По причине уникального разнообразия естественных ландшафтов, а также обитающих на ее территории представителей флоры и фауны Самарская Лука ныне внесена в каталоги ЮНЕСКО как природно-исторический памятник мирового значения, подлежащий всемерной охране (рис. 1-7).

Тайны подземных лабиринтов

Но при этом менее известно, что волжская излучина уже довольно давно внесена еще в один перечень мировых достопримечательностей, который составлен международными организациями, исследующими загадочные и аномальные явления на Земле и за ее пределами. Аномальщики считают, что Самарская Лука с Жигулевскими горами является одной из тех 10-12 точек на карте России, где необычные и во многом таинственные процессы проявляют себя в десятки раз чаще, чем в других районах планеты.

Из анализа жигулевских легенд и преданий, которые самарские фольклористы начали собирать еще в XIX веке, можно сделать вполне определенный вывод: со здешними загадками и «чудесами» местные жители вплотную познакомились еще сотни лет назад, когда русские люди впервые стали оседать на Средней Волге. Такие прибрежные села, как, например, Ширяево и Усолье, были основаны еще в XVII веке (рис. 8-10).

Ко времени же вступления на престол Екатерины II (рис. 11)

На Самарской Луке уже насчитывались десятки сел, в том числе и поныне существующие Рождествено, Выползово, Подгоры, Шелехметь, Сосновый Солонец, Аскулы и другие. Впрочем, вольная жизнь местных мужиков закончилась довольно быстро: в середине своего царствования самодержица всероссийская подарила своему фавориту Григорию Орлову (рис. 12)

Всю Самарскую Луку вместе с селами.

За сотни лет общения с дикой жигулевской природой здешние крестьяне не раз сталкивались с таинственным и непонятным. А поскольку любая загадка всегда сильно будоражит человеческую душу, память о таких встречах сохранилась в последующих поколениях в виде легенд и быличек. Одним из самых первых собирателей жигулевского фольклора был Дмитрий Николаевич Садовников (1847-1883)- русский поэт, фольклорист и этнограф (рис. 13).

Он родился в Симбирске, здесь же учился в гимназии, в которой потом и служил педагогом. Садовников стал составителем наиболее полного и наилучшего в научном отношении сборника «Загадки русского народа», который вышел в свет в Санкт-Петербурге в 1876 году. Впоследствии он издал еще целый ряд книг о поволжском фольклоре, в том числе и сборники собственных стихов, основанных на народных текстах. Самым известным поэтическим произведением Садовникова считается стихотворение о Степане Разине «Из-за острова на стрежень», которое впоследствии было положено на музыку и быстро стало поистине народной песней.

Уже после его скоропостижной смерти в журнале «Записки Императорского Русского географического общества» вышла его уникальная работа «Сказки и предания Самарского края» (1884 год). Это был самый первый печатный обзор фольклора нашей губернии, в котором значительную часть заняли записи преданий и мифов, записанные со слов жителей сел и деревень, затерянных в Жигулевских горах.

Садовников сразу же отметил, что местные байки и былины изобилуют самыми невероятными чудесами. Хотя некоторые из жигулевских народных легенд в чем-то перекликаются с уральскими, башкирскими, мордовскими и татарскими сказаниями, все же большинство из них не имеет аналогов в устном народном творчестве народов всей Европейской России.

Особенно интересным оказался коллективный персонаж из этих сказаний – так называемые подземные старцы (рис. 14).

Согласно легендам, это таинственная каста отшельников, живущих в неведомых людскому глазу пещерах и обладающих скрытыми знаниями, а также удивительными способностями. Внешне они выглядят благообразными седыми старичками, которые могут неожиданно появляться и исчезать прямо на глазах у одинокого путника. И при этом у аномальщиков есть сведения, что легенды о таких же старцах можно встретить не только в Жигулях, но и в ряде других мест России, которые относятся к числу так называемых «географических точек с повышенной аномальностью».

По многим свидетельствам, подземные старцы из разных регионов нашей страны постоянно общаются между собой. Вот как, например, описываются эти загадочные подземные отшельники в романе «В лесах» П.И. Мельникова (Андрея Печерского) (рис. 15):

«Кирилловы горы расступаются… Выходят старцы лепообразные, в пояс судоходцам поклоняются, просят свезти их поклон, заочное целование братьям Жигулевских гор…» Стоит добавить, что Кирилловы горы находятся в Нижегородской области, у святого озера Светлояр, которое тоже считается одной из наиболее ярко выраженных аномальных зон России.

Во всех легендах таинственные старцы выступают в роли хранителей покоя в опекаемой ими местности. При этом отшельники стремятся сохранить в нетронутости здешнюю природу, а иногда и приходят на помощь жертвам нападений разбойников или несправедливо обиженным людям. Впрочем, бывает и так, что старцы выходят «в народ», чтобы сообщить какую-то важную, по их мнению, информацию. Это не обязательно предсказания о каких-то великих и трагических событиях, хотя есть сведения, что они, например, сообщали людям о грядущих первой и второй мировых войнах. Иногда старцы предоставляют миру и совсем «рядовые» сведения, обычно носящие морально-нравственный или даже экологический характер.

Есть один интересный факт, который тоже можно сопоставить с сообщениями о подземных отшельниках. В путеводителе куйбышевского краеведа А.В. Соболева (рис. 16)

«Жигулевская кругосветка», вышедшем в свет еще в 1965 году, есть такие строки: «В районе села Переволоки еще в конце XIX века обнаружили пещеры, входы в которые имели подобие дверей. Пещеры с окнами, в стенах ниши, потолок со сводом… Подобные пещеры окружали и соседнее село Печерское (его название и происходит от слова «пещера»), где крестьяне находили намогильные камни с арабскими надписями… В ходе раскопок найдены каменные погреба, железные цепи…»

Конечно же, сейчас ученый мир пока не располагает стопроцентно достоверными сведениями о существовании в подземельях Самарской Луки какой-то особой человеческой расы. Но разве приведенные выше легенды, а также археологические находки не могут быть поводом для интереса будущих исследователей?

Коварный ученик чародея

Оригинальную интригу в эти былины о загадочных подземных старцах вносит еще одно местное предание. Согласно ему, в очень давние времена, когда в этих местах еще не было ни единого человеческого жилья, в недрах Жигулей поселился некий маг и чародей – белый колдун (рис. 17).

Он ушел от людей, чтобы найти путь к вечному счастью, и в таинственной подземной тишине он занимался магией, результатом чего стало появление никем доселе невиданных волшебных вещей. В числе таких чудес, например, была удивительная летающая лодка, светящаяся в темноте, на которой маг не раз совершал полеты над горами, чем сильно дивил людей. Потом он придумал вечные часы с колокольным звоном, которые можно было заводить только один раз в сто лет. Но самым чудесным изобретением колдуна оказалась волшебная печь, которая могла превращать камни в золото.

Старожилы этих мест, промышлявшие охотой, рыболовством и бортничеством, поначалу откровенно опасались таинственного жителя жигулевских подземелий. Сам чародей же очень редко показывался на глаза людям, и чаще всего это случалось во времена каких-либо тяжких испытаний. Например, однажды на берега Волги пришла тьма степных кочевников, которые перед этим разграбили и сожгли немало заволжских поселений. Мирные рыболовы и охотники при виде завоевателей в страхе бежали вглубь Жигулевских гор. И тогда волшебник, чтобы спасти селян от дикой орды, с наступлением ночи вылетел навстречу пришельцам на своей летающей лодке, которая испускала из себя таинственные зеленые лучи. Завидев прямо над собой нечто непонятное и сверкающее, кочевники в ужасе бежали обратно в свою степь, и с тех пор не осмеливались больше заходить в лесной жигулевский край.

Еще легенды рассказывают, что с помощью своего колдовства подземный чародей сумел продлить себе жизнь до нескольких тысяч лет, но достичь полного бессмертия так и не смог. Именно поэтому, почувствовав однажды приближение своего последнего часа, колдун решил-таки прервать свое затворничество и взял себе ученика, чтобы тот смог продолжить начатое им дело. Однако на свою беду этот маг и волшебник плохо знал людей, поскольку приглашенный им ученик оказался завистливым и жадным. Из всех таинственных машин ему больше всего приглянулась чудесная печь, превращавшая камни в золото. Ученик так торопился стать хозяином жигулевских подземелий, что однажды не выдержал, и, улучив момент, бросил в жерло магической машины не каменную глыбу, а своего учителя. Но когда он схватил вышедший из печи золотой слиток, в который превратился несчастный чародей, то убийца неожиданно для себя заболел странной болезнью, которая в течение всего лишь нескольких дней превратила молодого парня в лысого, кашляющего кровью старика, вскоре скончавшегося в страшных мучениях.

С тех пор, как говорит предание, в недрах Жигулевских гор и таятся удивительные творения погибшего колдуна. Найти их невероятно трудно, потому что дверь в подземелье всего одна, и открывается она лишь раз в сто лет, но только доброму человеку. Нашедший это подземелье должен завести волшебные часы, а в награду имеет право забрать из пещеры столько сокровищ, сколько сможет унести. По преданию, вход в загадочное капище в свое время находили Стенька Разин и Емелька Пугачев, и именно тогда, после посещения подземного царства, у них появились и силы, и золото для того, чтобы поднять народ против владычества темных сил.

Но если перевести на современный язык все названия из древней легенды, то мы с удивлением обнаружим, что эти чудеса сейчас хорошо знакомы каждому из нас. Судите сами: летающая лодка колдуна очень напоминает летательный аппарат – что-то вроде современного вертолета. Именно так, согласно описаниям, выглядят некоторые типы НЛО, которые очевидцы регулярно наблюдают в районе Самарской Луки. Вечными часами, которым одного подзавода хватает на сто лет, может быть любой механизм с изотопным источником питания, а печь, превращающая камни в золото – это, конечно же, ядерный реактор, где одни химические элементы переходят в другие.

Что же касается странного недуга, от которого в течение нескольких дней сначала захирел, а потом и вовсе умер в мучениях коварный ученик чародея, то он очень похож на острую форму лучевой болезни. Ведь известно, что от мощной дозы радиации человек действительно погибает очень быстро, и это, к сожалению, уже не раз было доказано во время ядерных взрывов и аварий. Однако существуют ли такие чудеса на самом деле, можно будет узнать только после новых исследований подземного мира Самарской Луки.

Хозяйка Жигулевских гор

Еще в XIX веке фольклористы обратили внимание на то обстоятельство, что большинство былин и сказаний Самарского края сходятся на одном и том же легендарном персонаже – Хозяйке (или Волшебнице) Жигулевских гор (рис. 18).

Согласно преданиям, она живет в таинственных пещерах в глубине горного хребта (рис. 19, 20, 21),

Лишь иногда появляясь на поверхности и показываясь людям.

Если ей в это время повстречается добрый молодец, то хозяйка может пригласить его к себе, в подземные чертоги, обещая сказочные богатства и вечную жизнь. Однако до сих пор все молодцы, встретившиеся волшебнице, отказывались от этих благ, и поэтому подземная владычица вот уже тысячи лет оплакивает свою тоску и одиночество. Эти слезы и текут из скалы в урочище Каменная чаша (рис. 22, 23),

Где находится единственный водный источник Жигулевских гор.

А еще в преданиях говорится, что подземной волшебнице служили таинственные существа – странные белые карлики. В быличках они именуются «чудью подземной». О них также говорится, что эти создания «так прозрачны, что сквозь них видны деревья». Они могли внезапно исчезнуть в одном месте - и тут же возникнуть в другом. Как и старцы, карлики могли, словно бы из-под земли, вдруг неожиданно появиться перед утомленным пешеходом, чтобы вывести его прямо к дому, а затем, сделав свое доброе дело, на его глазах словно бы раствориться в воздухе.

В легенде, записанной в середине XIX века уже упоминавшимся выше собирателем фольклора Д.Н. Садовниковым, местные жители описывают их так: «Человечек маленького роста, с костлявым телом, с кожей, покрытой чешуей, с огромными глазами, мертвящим взглядом и таинственным свойством к перемещению сознания из тела в тело». Последние слова, видимо, означали наличие у подземных жителей телепатических способностей.

Первопоселенцы Самарской Луки с осторожностью относились и к самой властительнице жигулевских подземелий, и к ее прозрачным прислужникам, и к таинственным старцам, и потому не рисковали без нужды бродить по лесам. Однако люди регулярно убеждались, что волшебница и ее свита отличаются мирным нравом, поскольку людей они никогда не обижали.

С Хозяйкой этих мест связывают и некоторые другие феномены из здешнего фольклора – в частности, так называемый «Мираж Мирного города» (рис. 24).

Согласно легендам, иногда перед крестьянами сел Аскулы, Сосновый Солонец, Ануровки и некоторых других в утреннем тумане представало необыкновенное видение. По рассказам сельчан, оно выглядело как фантастический город со старинными домами, башнями и крепостными стенами, словно бы висящий в воздухе на фоне туманной дымки. Обычно это представление продолжалось лишь несколько минут, а потом оно исчезало так же внезапно, как и появлялось. Конечно же, народная молва приписывала возникновение таких «картинок» волшебным чарам Хозяйки Жигулевских гор, которая иногда вот таким образом развлекалась сама и развлекала местных жителей.

Впервые мираж «Мирного города» в 1636 году упомянул в своей книге еще голштинский путешественник Адам Олеарий. Другое название того же явления - «Крепость пяти лун», «Белая церковь», «Фата-моргана» и так далее. Впрочем, иногда на волжской излучине можно увидеть и другие миражи, которые местные жители называют «Храм Зеленой луны» (призрачное строение в виде удивительной переливающейся башни), и «Водопад слез», который народная молва привязывает к известному роднику Каменная чаша, а также к исчезающему озеру, что находится в урочище Елгуши (рис. 25).

Такие миражи чаще всего проявляют себя близ Молодецкого и Усинского курганов, а также в районе озер, что раскинулись между селами Мордово и Брусяны. По данным многих наблюдателей, здесь на рассвете перед изумленным путником может внезапно появиться призрачный город, чтобы через минуту-другую исчезнуть снова. Те, кто видел этот мираж, рассказывают, что он напоминает сказочный замок с белой крепостной стеной и с башенками, на которых развеваются белые флаги.

Об этом мираже есть упоминание и в сборнике «Жемчужины Жигулей», вышедшем в свет еще в советское время - в 1974 году. Здесь о нем говорится так: «И когда встает на востоке над Волгой солнце, становятся видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по-старому, и ждет, когда его богатства людям понадобятся».

Между прочим, геологические данные говорят о том, что в ряде точек Жигулевских гор в далекой древности и в самом деле могли существовать водопады. В связи с этим исследователи относят описываемые явления к группе так называемых «хрономиражей». Предполагается, что они являются отражениями реальностей далекого прошлого, проецируемых в современность.

В том же ряду следует упомянуть и такое загадочное явление Жигулевских гор, как внезапно возникающие в ночном воздухе «столбы жесткого света» (рис. 26, 27, 28).

Внешне они выглядят как светящиеся вертикальные колонны длиной до нескольких метров и диаметром до метра, внезапно возникающие в воздухе над определенными участками местности. Одно из последних сообщений о таком «столбе» поступило в 2005 году из района села Подгоры. Кстати, изредка в таких местах наблюдатели видят не светящиеся, а… черные колонны, тоже висящие в воздухе.

Такое явление чаще всего наблюдается над восточной частью Жигулей, и не только в Подгорах, а, например, также и в Ширяевском овраге, в районе источника Каменная чаша. Самый ранний рассказ об этой жигулевской загадке в виде местной байки упоминает опять же Дмитрий Садовников. Вот что он записал со слов старожилов жигулевского села Ширяево (датируется периодом с 1870 по 1875 годы).

«Поехал ширяевский мужик Иван Муханов после Ильина дня в лес за дровами, да задержался. Тут его сумерки и прихватили. Пожадничал, дров нагрузил знатно - лошаденка-то еле-еле плелась. Ну, Иван духа не теряет, дорога-то знакомая. Мурлычет под нос себе песню, да смотрит, чтобы колесо в яму не съехало. А уже ночь над горами спустилась, с каждым шагом все темнее и темнее. Первые звезды показались. Ну, Иван думает: «До дома еще верст семь, не больше, до полуночи доберусь, а воз разгружу завтра».

Тут вдруг лошадь дернулась и захрапела. «Неужто волки?» - вздрогнул Иван. Только вдруг нечаянно глянул он влево - батюшки, свет над горой! Неужто, думает, с дороги сбился и проехал мимо своей деревни? Огляделся. Хоть и темно, но дорогу видно чисто. Да и лошадка близость дома почуяла, припустилась чуть ли не бегом. Ведомо, деревня рядом, версты три всего уже осталось.

А свет над горой разгорается, и словно столбом стоит. Вот он уже и позади оказался. Мурашки по спине Ивашки побежали - не иначе леший его с пути сбить хочет. Слава Богу, лошадь под горку мигом домчала. Сколько раз крестился Иван, не помнит, последний раз осенил себя знамением, когда в ворота въехал. А потом от стариков слышал, что это хозяйка Жигулевских гор после Ильина дня выходит ночью погулять, и свет из двери ее подземной горницы всю ночь над горой столбом стоит».

С этой жигулевской байкой перекликаются сообщения о «столбах жесткого света», собранные неправительственной научно-исследовательской организации «Авеста». Так еще в 1983 году назвали свою группу молодые ученые-энтузиасты, решившие посвятить себя изучению вековых загадок самарского края. А имя это для своей организации ребята выбрали потому, что «Авестой» называется древняя священная книга мудрости. И хотя сейчас большинству «авестовцев» уже под пятьдесят, и многие из них занимают солидные должности, все равно эти люди и по сей день остаются такими же фанатами исследования жигулевских аномалий, какими они были четверть века назад.

Вот уже более четверти века «авестовцы» занимаются изучением неофициальной истории волжского края, скрытой в народных преданиях, легендах и мифах. По их мнению, сказания, былины и байки хороши уже тем, что они, являясь творчеством простого народа, далеко не всегда бывают угодны властям, и потому столетиями сохраняют в памяти людей те факты и наблюдения, которые не вписываются в официальную точку зрения и не могут быть объяснены с позиций ни господствующей религии, ни господствующей науки.

Ниже приводятся некоторые наблюдения «столбов жесткого света», записанные исследователями «Авесты» со слов очевидцев.

Май 1932 года. Раннее утро воскресного дня. В предрассветной полутьме наблюдатель (его имени и фамилии не сохранилось), находящийся на окраине Самары, увидел странный «луч твердого света», возникший над горами на противоположной стороне Волги. Луч не имел видимого источника. Некоторое время он в форме столба висел над горами и над Волгой, затем резко опустился вниз, на воду, вызвав хорошо видимые волны. После контакта с водой явление исчезло.

Август 1978 года. Летний лагерь «Солнечный» в районе села Гаврилова Поляна (восточная окраина Жигулей). Около 23 часов во время вечернего построения детей в небе возник вертикальный столб света, который видели около 200 детей. Несколько минут он неподвижно висел над горами, затем стал опускаться вниз. Дальнейшие свидетельства противоречивы - подавляющее большинство очевидцев просто потеряло объект из вида, но несколько человек уверяли, что из объекта в разные стороны (в том числе и в направлении лагеря) ударили яркие лучи. После этого он исчез из поля зрения.

Конец августа 1988 года. Несколько наблюдателей, находящиеся на набережной в Самаре, около полуночи увидели над Волгой и далекими Жигулями световые пятна зеленого цвета. Они возникали в воздухе одно за другим, затем так же быстро исчезали. Пятна имели вид эллипсов и вертикальных полос.

Подобные сведения как раз и собирает «Авеста». Ее представители практически ежегодно выезжают на Самарскую Луку и на волжские острова для изучения жигулевских загадок. И почти каждый летний сезон пополняет досье «Авесты» описаниями наблюдений за какими-нибудь феноменами.

Вот как комментирует сообщения о жигулевских «столбах жесткого света» вице-президент «Авесты» Олег Владимирович Ратник (рис. 29),

Преподаватель Самарского международного авиакосмического лицея.

Описанное выше явление мне удалось наблюдать лично, и случилось это, как уже было сказано, в августе 1998 года. Наша исследовательская группа в тот момент находилась в урочище Каменная Чаша в Ширяевском овраге. После полуночи мы вдруг увидели, что над горами появилось «нечто». Объект мы заметили не сразу, он словно бы сгустился из воздуха, и с каждой минутой светился все ярче и ярче. Когда на него обратили внимание, он выглядел как типичный, будто бы вышедший из местной легенды «столб жесткого света».

Кстати, жители жигулевских сел его еще называют просто «свеча». Представьте себе длинный цилиндрообразный сияющий сгусток, висящий в воздухе на фоне ночной горной гряды, покрытой лесом - и вы получите приблизительное представление об увиденном. О размерах объекта в тот раз судить было трудно, поскольку не удалось определить точное расстояние до него. Все же некоторые члены нашей группы оценили его длину от 5 до 10 метров, диаметр - около полуметра. С момента начала наблюдения «столб жесткого света» все время медленно перемещался по направлению от гор к долине и примерно через час растаял в воздухе так же медленно, как и появился.

Именно сюда и именно в этот день мы приехали потому, что как раз в данной точке пространства-времени и была наибольшая вероятность встречи с загадочным явлением. А вычислили мы ее на основе анализа местных легенд и преданий, которые уже около ста лет собирают этнографы и фольклористы на Самарской Луке. Честно говоря, мы не очень-то и надеялись, что нам удастся что-либо заметить, но, как видите, в тот раз нашей группе повезло.

При этом научные данные говорят, что это явление относится вовсе не к области мистики, а, напротив, имеет вполне реалистическую, природную основу. В частности, самарские физики считают, что подобное вертикальное свечение воздуха может появиться при его ионизации, а она, свою очередь, обычно возникает в зоне действия мощного электромагнитного или радиационного излучения.

Что именно может быть источником такого излучения в Жигулях, специалистам еще предстоит разобраться. Однако новейшие геологические исследования в Среднем Поволжье показывают, что наш край входит в зону распространения подземных месторождений урана и радия. В частности, в районе Самарской Луки горные породы с промышленным содержанием радиоактивных элементов залегают на глубинах 400-600 метров от поверхности земли. Вполне возможно, что в Жигулевских горах есть «окна», через которые эта природная радиация периодически прорывается наружу, после чего над горными массивами появляются слои ионизированного светящегося воздуха.

Секреты древних рудознатцев

С явлением «жесткого света» оказывается тесно связанной еще одна жигулевская загадка – легенда о кладах, зарытых здесь в стародавние времена (рис. 30).

Но чтобы понять эту связь, сначала нужно вспомнить «Фауста» Гете, а именно те строки, где Мефистофель дает ученому точное указание о методах поисков спрятанных под землей сокровищ (рис. 31).

Здесь мы прочитаем следующее:

«И если ноет поясница,

А кости ломят и мозжат,

Скорей ломайте половицы

И ройте здесь - под вами клад».

Оказывается, в ряде мест Самарской области эту рекомендацию Мефистофеля на вполне научных основаниях можно использовать для поиска редких и драгоценных металлов - например, серебра. Об этом совершенно точно знает аналитик организации «Авеста», кандидат технических наук Сергей Маркелов (рис. 32).

Небольшие месторождения серебра непромышленного значения в нашем крае известны уже сотни лет. Во всяком случае, некоторые народные умельцы из мордовских сел Шелехметь, Подгоры, Выползово и других соседних с ними еще при графе Орлове смогли раскопать в толще гор серебряные жилы, а потом даже выплавить из этой руды белый металл. Во всяком случае, самарским этнографам хорошо известны серебряные украшения местного производства.

Сразу же следует сказать, что подобные месторождения драгметалла для нашего края - большая редкость. На этом фоне крайне удивительным выглядит тот факт, что самодеятельные рудокопы прошлого вообще смогли распознать нужное место в земной коре, чтобы потом вырыть здесь пусть небольшую, но все же шахту, а затем извлечь из нее серебряную руду.

Однако если вспомнить приведенные выше строчки из «Фауста», то объяснение подобной прозорливости древних геологов можно найти довольно легко. Действительно, ныне научно доказано, что крупные скопления металлов под землей, а также подземные жилы с содержанием металлов заметно влияют на электромагнитное поле Земли.

В свою очередь такое измененное поле оказывает воздействие на любой живой организм. Это воздействие может быть весьма разнообразным, в том числе и таким, каким оно описано у Гете. Кстати, именно на этом эффекте основан широко известный метод лозоходства (рис. 33)

(сейчас его именуют биолокацией), с помощью которого древние рудознатцы еще в стародавние времена находили металлические месторождения.

Клады в Жигулях и прочих местах Самарской Луки искали еще в XVIII веке, - продолжает Сергей Александрович. - Их связывали или со Стенькой Разиным, или с его легендарной подругой атаманшей Манчихой, по имени которой впоследствии была названа гора у села Подгоры. Считалось, что именно в этих местах Манчиха и ее ватага когда-то зарыли несметное число сундуков с награбленными у богатеев сокровищами. Однако, несмотря на многочисленные попытки кладоискательства, местным «джентльменам удачи» так ни разу и не удалось найти ни одного сундука.

Но между тем законы физики нам подсказывают, что подземные сокровища нужно искать именно в тех местах, где над горами отмечались упомянутые выше «столбы жесткого света». Как показывают свидетельства последних лет, это явление лежит уже не в области легенд - достоверно доказано, что «столбы» существуют на самом деле.

С точки зрения физики объяснить это редкое явление можно довольно легко. «Столбы света» имеют явную электромагнитную природу. Они возникают над теми участками земной коры, где проходящая на некоторой глубине полиметаллическая жила или подземный водный поток делают крутой изгиб. Именно в таких точках излома резко меняется структура земного электромагнитного поля, приводящая к ионизации воздуха над этим участком и к его последующему свечению.

А в отдельных, очень редких случаях все та же ионизация может привести и к тому, что в данной точке пространства лучи света будут не рассеиваться, а поглощаться. Здесь-то возникают не «светлые», а уже «черные колонны». Вспомните: в лампе дневного света тоже есть совершенно черные участки, внутри которых поглощаются кванты света.

Все эти предположения о древних кладоискателях и о серебряных жилах в Жигулевских горах пока в значительной степени остаются только предположениями. Но вот один вполне реальный факт, подтверждающий, что месторождения серебра в Самарской области - далеко не вымысел. В двух километрах от села Подгоры, в горной долине, находится глубокий колодец под названием Серебряный. Местное население брало из него воду испокон веков, не без основания считая ее очень вкусной, и даже более того - целебной. А не так давно ученые из группы «Авеста» взяли пробы воды из этого колодца, а потом подвергли их химическому анализу. Результат выглядит поистине сенсационным: содержание серебра в этой воде превышает норму более чем в 100 раз!

Значит, и в самом деле где-то в глубине Жигулей подземная вода омывает серебряную жилу, насыщаясь этим благородным металлом? Или, может быть, она все-таки протекает не через серебряное месторождение, а через сундуки с сокровищами легендарной атаманши Манчихи?

Сообщения о месторождениях драгметаллов в Самарской области поступали и в советское время. Вот выдержка из статьи геолога А. Плахова, опубликованной в газете «Волжская коммуна» в сентябре 1935 года: «…Летом в устье родника все горные породы и почва покрывались белой серебристой плесенью. Вскоре мне удалось из куска найденного пирита (весом в 250 граммов) при разложении добыть 25 граммов чистой ртути и немного золота и серебра. Затем я однажды обнаружил в куске руды мелкие вкрапления золота».

В этих строках исследователь описал заброшенный рудник близ села Трубетчина Сызранского района Куйбышевской области, где, по его сведениям, еще в дореволюционное время находили благородные металлы. Конечно же, их промышленной добычи в «сызранском Клондайке» тогдашние рудознатцы наладить так и не смогли, однако в ряде случаев им повезло также, как и Плахову: в некоторых кусках руды они нашли вкрапления самых настоящих золота и серебра.

Хотя всем хорошо известно, что территория Самарской области сложена осадочными горными породами, и здесь вроде бы не должно быть никаких металлических месторождений, все же реальная жизнь уже опровергла эти сложившиеся десятилетиями классические каноны наук о Земле. Ведь еще знаменитый естествоиспытатель П.С. Паллас (рис. 34),

Побывавший на территории современной Самарской области в 1768 году, в своей книге «Путешествия по разным провинциям Российской империи» указал на месторождения меди в верховьях рек Шешма и Зай, что протекают по нынешним Клявлинскому и Шенталинскому районам Самарской области. Ученый писал, что в местных песчаниках «оказалась худая медная руда, обыкновенно много песку и глины содержащая». А до него еще при Петре I (рис. 35),

Как это следует из сообщения в газете «Ведомости» за 1703 год, из такой же руды на реке Сок пытались выплавлять медь. Однако из-за ее бедности получить промышленное количество металла разработчикам так и не удалось.

И в Жигулях, при карьерной добыче строительного камня не раз вскрывались слои с такими прожилками, состоящие в основном из гидрокарбонатов меди, которые более известны под именем минералов малахит и азурит. В частности, в 60-х годах при разработке Яблоневского месторождения известняков и доломитов экскаваторщики обнаружили мощную медесодержащую жилу протяженностью около 700 метров. В ней хорошо были заметны серо-зеленые кристаллы малахита и сине-голубые кристаллы азурита.

В той же жиле также нашли минералы с высоким содержанием железа, меди, алюминия, хрома, свинца, молибдена, никеля и даже таких редких и экзотических для Среднего Поволжья металлов, как германий, рений, вольфрам, серебро и золото. Затем в течение нескольких лет вот такие странные прослойки, правда, меньшей мощности, в жигулевских известняках находили не раз. Сам факт этих находок в течение примерно пятнадцати лет был засекречен - до тех пор, пока в конце 70-х годов прошлого века геологи не пришли к выводу, что промышленного значения жигулевские металлические прожилки не имеют. Вот потому-то этот геологический феномен и был описан в небольшой брошюре, изданной крохотным тиражом.

Еще большая секретность в 30-е годы висела над работами по разведке месторождений алюминия на Самарской Луке. Оказалось, что наиболее мощные пласты этого минерала залегали (и по сей день залегают!) на небольшой глубине у села Ермаково на Самарской Луке - там, где сейчас раскинулся обширный дачный массив. А поскольку для выплавки алюминия из любой горной породы требуется много электроэнергии, соседство ГЭС с алунитовым рудником обещало дать стране фантастически дешевый металл - стоимость его могла быть на порядок ниже, чем на ведущих зарубежных заводах.

В 1942-1944 годах около села Ермаково шли буровые работы с целью определения запасов минерала и точного содержания в нем алюминия. И тут выяснилось, что залежи алунита на Самарской Луке очень незначительны - мощность слоев не превышала полуметра. К тому же в них обнаружили много соединений кремния, стоимость очистки металла от которых сводила на нет дешевизну его добычи и транспортировки. Именно поэтому с идеей добычи алюминия на берегах Волги решили повременить. А после открытия в 50-х годах огромных месторождений бокситов в Сибири и строительства здесь гигантов алюминиевой промышленности вопрос о разработке средневолжского алюминия был снят окончательно (рис. 36).

Тем не менее следует признать, что земные недра в районе Среднего Поволжья, в том числе и на Самарской Луке, по сей день все еще остаются плохо изученными. А это значит, что новые геологические исследования в нашем регионе могут преподнести ученым еще немало сюрпризов.

Клады - спутники смутных времен. Спрятанные сокровища, с одной стороны, вполне материальны, с другой, еще менее уловимы, чем привидение. Каждый из кладов окружен историей, реальной и вымышленной. И обязательно суевериями. Молодой писатель Андрей Олех наметил на карте точки, куда срочно нужно идти с киркой и лопатой.

Клад Степана Разина

Степан Разин был в наших краях несколько раз, но недолго. 31 мая 1670 года он штурмовал крепость Самару, но взять ее не смог. Он вернулся сюда с подкреплением 26 августа, и через два дня завладел городом с населением около 700 человек. Уже в начале сентября он двинулся к Симбирску. 4 октября казаки были разбиты правительственными войсками, Степан Разин получил рану и бежал вниз по Волге. Мимо Самары он проплыл 22 октября.

Когда, как, а главное, где спрятал клад Степан Разин, неизвестно никому. Но это, конечно, не мешает делать многочисленные предположения. Существует отдельный рассказ о том, как брат Разина - Фрол, чтобы отсрочить казнь, возглавил экспедицию в Жигулевские горы с целью отыскать клад. А в начале XX века документы по этому делу попали к инженеру Петру Мятлеву. Он якобы обнаружил целую сеть подземных галерей под Молодецким курганом, но сокровища так и не нашел, а затем революция и смерть не дали ему продолжить поиски. Также высказываются версии о том, что клад теперь затоплен Жигулевским морем, и достать его невозможно. Другое предположительное местонахождение клада атамана - «Пещеры Ара» около поселка Шелехметь, по рассказам, взорванные военными в конце 1950-х. Эти места роднит невозможность добраться до клада Степана Разина.

В действительности любая из многочисленных пещер в Жигулевских горах может быть местом, где зарыты сокровища. Если не Степана Разина, то любого другого из разбойничьих атаманов. Ермак и Иван Кольцо, Барбоша и Вавила, Катька Манчиха и бесчисленное количество безымянных волжских пиратов теоретически могли спрятать здесь сокровища.

Курганы булгар

Осенью 1236 года войско хана Батыя вторглось в Волжскую Булгарию и уничтожило это древнее государство. Археологи высоко оценивают культуру этого народа, чьи города располагались на территории Средней Волги от Казани до Саратова. Захоронения булгар - богаты, но часто уже разорены в прежние времена. Одно из таких было найдено в селе Брусяны в Самарской области. Наверняка на территории Самарской Луки осталось еще немало сокровищ исчезнувшего народа.

Казна Тохтамыша

Другой крупный клад хоть и не относится к Жигулям, но по размерам и легендарности не уступает сокровищам Разина. 18 июня 1391 года между войсками Тимура Тамерлана и золотоордынской армией хана Тохтамыша на берегу реки Кондурча состоялось одно из самых крупных сражений средневековья. В нем участвовало по разным оценкам от 200 до 400 тысяч человек.

И несмотря на то, что сам факт сражения неоспорим, его точное место до конца неизвестно и не подтверждено археологическими находками. А при такой масштабной битве они должны быть. По легенде, Тохтамыш, потерпевший поражение, спрятал свою казну в пойме реки Сок. Это предположение основывается на многочисленных обнаруженных в этом районе монетах времен Золотой Орды, но зарытая казна хана все еще не найдена.

Самым близким по времени «легендарным» кладом является золотой царский запас, привезенный в Самару в 1918 году .
Они появлялись бы и дальше, но бумажные деньги плохо хранятся, а в настоящее время сокровища если кто и прячет, то на зарубежных счетах, и в этом нет ничего таинственного.

Клады - спутники смутных времен, и это можно понимать не только буквально. Интерес к ним возрастает в плохие времена и затухает в сытые годы. Идея быстрого и, как правило, случайного обогащения всегда привлекательна, а русский фольклор о кладах необычайно богат. На современных форумах искателей сокровищ наряду с дискуссиями об исторических источниках и сравнении металлоискателей на полном серьезе ведутся разговоры о везении и невезении. Клады часто заговаривают, рядом с ними живут души прежних владельцев, они заманивают в ловушки, ускользают, а если и достаются, то всегда не тем. И это, пожалуй, даже хорошо, ведь известно, что многие клады прокляты и не приносят счастья тому, кто их обнаружит. Но если искателя постоянно преследуют неудачи, то, может быть, рано или поздно, судьба восстановит справедливость и он найдет свое сокровище.