История летнего дворца елизаветы петровны. Панорама Летний дворец Елизаветы Петровны

24.12.2021 Европа

Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге, построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок. Снесён в 1797 году

История строительства

В 1712 году на южном берегу Мойки там, где ныне павильон Михайловского сада, для Екатерины Алексеевны построен небольшой усадебный дом, завершенный башенкой с золочёным шпилем, носивший претенциозное название «Золотые хоромы». По нему Большой луг (будущее Марсово поле) на противоположном берегу получил наименование Царицын луг: именно оно будет употребляться чаще всего в XVIII, да и в начале XIX в.. Территорию у дворца называют 3-м Летним садом. Камер-юнкер герцога голштинского Берхгольц 11 июля 1721 года, осмотрев усадьбу, записал: В оранжереях царицы садовник Эклибэн выращивал редкие для северных широт плоды: ананасы, бананы и др.. Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект 1716-1717 гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон. На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером, обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло. При Анне Иоанновне 3-й Летний сад превращается в «ягд-гартен» - сад для «гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галерея для охотников и каменные стенки для предупреждения залёта пуль и дроби». «Овощной огород» при этом перенесли на Литейную улицу, где впоследствии построят Мариинскую больницу. В начале 1740-х гг. Б. Ф. Растрелли приступил к сооружению одного из примечательнейших зданий развитого русского барокко - Летнего дворца в 3-м Летнем саду для правительницы Анны Леопольдовны. Однако, пока велось строительство произошёл переворот, и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна. К 1744 г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём: Несмотря на расположение в городской черте, здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля, что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные…


В Покровском в молодости жила дочь Петра 1 Елизавета. Удаленная от двора Анной Иоанновной, она выстроила в усадьбе новомодный дворец, предавалась здесь беззаботным увеселениям, устраивая праздники с друзьями, заставляя танцевать на них покровских крестьян. Московский историк, писатель И. К. Кондратьев пишет, что, "будучи от природы веселого характера, княжна участвовала здесь в праздничных хороводах, составленных из Покровских девиц и молодиц, одеваясь в их красивый костюм: в цветной атласный сарафан и кокошник, или в парчовую кику с дробницами из жемчуга и с позументом, или просто по девичьи, вплетая в трубчатую косу свою ярославскую ленту... С тех пор, надо думать, и пели песню:

Во селе, селе Покровском,
Среди улицы большой,
Разыгралась, расплясалась
Красна девица душа".

Хотя после восшествия на престол Елизавета Петровна не забывала любезное ее сердцу Покровское, она приказала архитектору Бартоломео Растрелли сделать дворец еще более пышным - но все-таки уже не так часто бывает там.

Село затихает, однако иногда еще здесь устраивались праздники: на каруселях и качелях развлекались посетители, а с огромной, длиной почти 400 метров катальной горы скатывались сани или коляски. Эта гора была нарочно сделана к приезду Екатерины II в 1763 г., но и в свое отсутствие она дозволяла "кататца летом и зимою дворянству и купечеству и всякого чина людем, кроме подлых". Посетителей ждали также "трактир и в нем кушанье, чай, чека-лад, кофей, водка гданская и французская, виноградное питье, полпиво и меды". Примерно со второй половины XVIII в. село становится обычным предместьем города, а потом и частью его, в которой начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.
Ну а теперь по-порядку.

Ул. Гастелло 44. Бывший Покровский дворец "прекрасной Елисавет" имеет долгую и во многом еще не выясненную историю. Известно, что здесь на берегу большого пруда стояли деревянные хоромы, предназначенные для пребывания царской семьи. Так, в 1713 г. в них жила царевна Мария Алексеевна, позднее будущая императрица Елизавета Петровна вместе с родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Возможно, что в середине 1730-х г. вместо деревянных хором выстроили каменные палаты, арх. М.Г. Земцов.

В большой московский пожар в мае 1737 г. дворец сгорел полностью.
В 1742 - 1743 гг. он перестроен в нарядный барочный дворец по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.

Екатерина дворец не любили и здесь почти не бывала и в нач. 19 века он пришел в запустение.
Дворец достоял до 70-х гг. XIX в.
В это время его отдали Покровской общине сестер милосердия и архитектор А.П.Попов перестроил его в сестринский корпус в духе нарядной архитектурной декорации XVII столетия.
В советское время дворец был одной большой коммуналкой, где в полуподвальных кельях доживали свой век милостию Божией 4 монахини.
В 1970-х годах дворец реставрировали и отдали Государственному научно-исследовательскому институту реставрации (ГОСНИИР), который его занимает до сих пор.
Дворец в плане похож на букву "Ш"

Центральная его часть богато декорирована

С обеих ее сторон имеются крыльца в старинном русском стиле.

богато декорированы окна

В мезонине центральной части был домовый храм, его главу стоящую до сих пор без креста мы сегодня принимаем за бельведер.

Дворец стоит на пригорке, перед ним был небольшой курденер, который спускался к пруду, который был образован из запруженной реки Рыбинки, которая недалеков от дворца впадала в Яузу. От дворца на середину пруда, где был остров и стояла деревянная Воскресенская церковь был проложен красивый деревянный мост.
Теперь на месте пруда и всей этой красоты выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, Рыбинку заключили в трубу... а дворец сотрясается от поездов, которые проходят прямо перед ним по линии Курской железной дороги, которую построил промышленник П.фон Дервиз.

Но о нем, вернее о его следах в Покровской-Рубцове будет уже следующий пост.


В XVIII веке у власти в России часто оказывались женщины, и в их жизни, естественно, были фавориты. Они безмерно одаривались титулами и поместьями, зачастую имели огромное политическое влияние. Некоторые получали в подарок настоящие дворцы. Кто же удостоился такой чести, и какие из этих дворцов сохранились в Санкт-Петербурге до нашего времени?

Аничков дворец (Невский пр., 39)


Аничков дворец - первый дворец, появившийся на Невском проспекте. Так его назвали уже через несколько лет, когда рядом с ним появился знаменитый Аничков мост.
Елизавета Петровна, дочь Петра I, взойдя на престол в 1741 году в результате дворцового переворота, в честь своего триумфа приказала выстроить дворец.


Хотя официально было объявлено, что дворец строится для новой императрицы, все понимали, что на самом деле он предназначен для графа Алексея Григорьевича Разумовского, на тот момент являющегося ее фаворитом. Разумовский славился своей красотой и добродушием, и хотя обладал при дворе большой властью, особо этим никогда не пользовался.

К строительству дворца приступили сразу после коронации, начинал его строить архитектор Михаил Земцов, а завершал уже Бартоломео Растрелли. Здание было расположено так, что его парадный вход и главный фасад были обращены на набережную Фонтанки, а не на Невский проспект. В то время Невский проспект еще не был центральной улицей города и, кроме того, многие гости добирались до этого дворца по Фонтанке, по ней тогда проходила граница Санкт-Петербурга.


В 1771 году Разумовский умер, и Екатерина II, выкупив дворец у семейства Разумовских, передарила его своему новому фавориту, Григорию Потемкину. Он решил перестроить дворец в более классическом стиле, что и было сделано. В дальнейшем дворец еще не раз менял своих хозяев, и не раз серьезно перестраивался.

Шуваловский дворец (Итальянская ул.,25)




Принадлежал особняк молодому фавориту Елизаветы Петровны Ивану Шувалову, человеку весьма разностороннему, интересовавшемуся политикой, искусством. Во многом благодаря его стараниям были открыты Московский Университет и Академия Художеств.


Вместо того, чтобы строить новый особняк "с нуля", было решено, взяв за основу одно из имеющихся зданий, основательно его перестроить по своему вкусу. К строительству особняка привлекли архитектора Савву Чевакинского, выбравшего для него стиль елизаветинского барокко. Особняк построили очень быстро – всего за два года, и туда переехал Шувалов со своей женой.
Однако в дальнейшем, при императрице Екатерине II, Шувалов был отлучен от двора и вынужден был уехать из России. По распоряжению одного из последующих владельцев дворца, генерал-прокурора Александра Вяземского, дворец перестроили уже в классическом стиле.

Мраморный дворец (Миллионная улица, 5/1)

Этот дворец был построен для очередного фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Столь щедрый подарок графу императрица сделала за его отвагу и смелость, проявленные во время дворцового переворота, благодаря которому Екатерина взошла на российский трон.
Для украшения фасадов и интерьеров этого дворца был использован мрамор, причем, самый разный – 32 сортов. Поэтому этот дворец так и стали называть – Мраморным. А еще его называли – Дворец для фаворита.
Однако строительство дворца затянулось на целых 17 лет и, к сожалению, граф Орлов, так и не дождавшись завершения работы, умер. Сейчас Мраморный дворец передан в распоряжение Русского музея.











Гатчинский дворец


Гатчинский дворец тоже принадлежал Григорию Орлову. Он был выстроен в необычном для России стиле – английского охотничьего замка. Проект выполнил итальянец Антонио Ринальди. Этот дворец тоже строили очень долго – 15 лет, и Орлову пожить в нем довелось весьма недолго – всего два года.





Таврический дворец (Шпалерная улица, дом 47)


Этот дворец, один из самых больших в Европе, Екатерина Великая выстроила для князя Потемкина. Именно под его управлением русская армия, победив в русско-турецкой войне, присоединила Крымский полуостров, называемый тогда "Тавридой". После этого и Потемкина стали называть Таврическим. Но Потемкин уже через год продал этот дворец за ненадобностью и отбыл по делам на юг. Екатерина же выкупила этот дворец и опять ему подарила – на сей раз за взятие турецкой крепости Измаил.

Автор проекта Б.Ф. Растрелли Строительство - годы Состояние разрушен

Координаты : 59°56′26.5″ с. ш. 30°20′15.5″ в. д.  /  59.940694° с. ш. 30.337639° в. д. (G) (O) (Я) 59.940694 , 30.337639

Летний дворец Елизаветы Петровны - несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге , построенная Б. Ф. Растрелли в 1741-1744 годах на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок . Снесён в 1796 году .

История строительства

Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект - гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон . На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером , обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада. Однако дальше замыслов дело не пошло .

Однако, пока велось строительство произошёл переворот , и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна . К г. деревянный на каменных погребах дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:

«Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами , с Эрмитажем , построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами , все украшения которых были позолочены» .

Несмотря на расположение в городской черте здание решено по усадебной схеме. План создан под явным влиянием Версаля , что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами. Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов. Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца - Тронный. Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами . Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде . Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

Как не редко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, г. у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад . В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки . На западном фасаде появляются эркеры -фонарики .

На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию ). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

«На бергу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице .

Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку. Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку .

Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники , оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова , построенный Саввой Чевакинским , экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города . Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси .

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля - начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства . Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома , отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями .

20 сентября г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I . После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией . В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол . Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу , и здание ветшает . Сначала его отводят под жительство Г. Орлову , затем Г. Потёмкину . Катастрофическое наводнение в сентябре г. разрушило фонтанную систему Летнего сада . Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали. Существуют две легенды основания Михайловского замка: по одной Павел I сказал: «Хочу умереть там, где родился», по другой стоявшему на часах в Летнем дворце солдату, когда тот задремал, привиделся архангел Михаил и повелел передать царю, чтобы построил на этом месте церковь. Как бы то ни было, в феврале г. «за ветхостью» елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению новой императорской твердыни . И сегодня только объёмное построение фасада замка, обращённого к Летнему саду (возможно, по желанию монарха) да великолепные рисунки М. И. Махаева напоминают об исчезнувшей постройке.

Литература

Основанной Петром I царской усадьбы. Здесь, рядом с местом соединения Мойки и Фонтанки, императрица Анна Иоанновна незадолго до своей смерти повелела архитектору Ф. Б. Растрелли строить дворец "с крайней поспешностью". При её жизни приступить к этой работе зодчий не успел.

В конце 1740 - начале 1741 года взявшая в свои руки власть Анна Леопольдовна также решила построить на этом месте свой дом. От её имени генерал-губернатор Миних приказал Растрелли составить соответствующий проект. Чертежи были готовы к концу февраля 1741 года. Но зодчий не спешил предоставить их Миниху, а отвёз документы в Гоф-интендантскую контору, что откладывало утверждение проекта на несколько недель. Вероятно, Растрелли догадывался о скорой перемене во власти и не спешил исполнять приказ. Архитектор был прав. 3 марта Петербург известили об отставке Миниха. 24 ноября состоялся дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла дочь Петра I Елизавета. К этому времени Летний дворец уже был заложен.

Относительно даты закладки дворца в краеведческой литературе есть разные версии. Историк Юрий Овсянников в книге "Великие зодчие Петербурга" пишет о том, что она произошла 24 июля 1741 года в присутствии правительницы Анны Леопольдовны, её мужа генералиссимуса Антона Ульриха, придворных и гвардии . Георгий Зуев в книге "Течёт река Мойка" называет месяцем закладки Летнего дворца не июль, а июнь . Такого же мнения придерживается К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" .

Новый дом стал известен как Летний дворец Елизаветы Петровны. Сразу после восшествия на престол она доверила Растрелли завершение его внутренней отделки. Вчерне здание было готово к 1743 году. Дворец стал первым собственным домом Елизаветы Петровны, в котором до неё никто не жил. В награду за эту работу императрица повысила архитектору жалование с 1 200 до 2 500 рублей в год.

Летний дворец Елизаветы Петровны соединялся с Невским проспектом идущей вдоль Фонтанки дорогой. Подступ к зданию фланкировали одноэтажные кухня и гауптвахта. Между ними находились ворота, украшенные золочёными двухглавыми орлами. За ними - парадный двор. Главный фасад дворца был обращён на Летний сад, к которому через Мойку с 1745 года вёл крытый мост-галерея. Первый этаж здания был каменным, на нём покоились деревянные обработанные штукатуркой стены светло-розового цвета. На их фоне выделялись белые наличники окон и пилястры. Цокольный этаж дворца был облицован гранитом зеленоватого оттенка.

В центральном корпусе находился двухсветный Большой парадный зал с царским троном у западной стены. Императрица жила в восточном крыле дворца, со стороны Фонтанки. В западном крыле жили придворные. Растрелли так писал о Летнем дворце Елизаветы Петровны:

"Здание имело более ста шестидесяти апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены" [Цит. по 1, с. 264].

В упомянутом Эрмитаже, построенном в 1746 году, по свидетельству Якоба Штелина хранились картины исключительно религиозного и библейского содержания. Некоторые из них сейчас находятся в Государственном Эрмитаже и Павловском дворце. Залы Летнего дворца Елизаветы Петровны были украшены богемскими зеркалами, мраморными скульптурами и картинами знаменитых художников.

Франческо Бартоломео Растрелли не был полностью удовлетворён этой своей работой. Спустя ещё десять лет после окончания строительства, он ещё что-то доделывал и переделывал. Стены здания украшались фигурными наличниками окон, атлантами, львиными масками и маскаронами. В 1752 году Растрелли пристроил к северо-восточному углу дворца "новый большой галерейный зал". Владелицу дворца мало интересовала архитектурная цельность здания. Главным для неё была лишь роскошь окружающего пространства.

В Летний дворец из Зимнего императрица переселялась со всем своим двором 30 апреля. Обратно - 30 сентября. Здесь Елизавета делала перерыв в своей государственной службе. В Летнем дворце она предпочитала только отдыхать.

Здесь в 1754 году родился и провёл первые годы жизни великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I. Летний дворец Елизаветы Петровны в 1762 году стал местом торжеств по случаю заключения мира с Пруссией после завершения Семилетней войны.

Для Екатерины II Летний дворец Елизаветы Петровны стал местом, где она принимала официальные поздравления дипломатического корпуса в связи с её вступлением на престол. В его стенах она услышала новость о смерти Петра III.

В первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома ". Император не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, сменившего собой Летний дворец Елизаветы Петровны.