Здание в михайловском саду. История

11.01.2022 Европа

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский сад

Михайловский сад

На его аллеях рождается ощущение чего-то настоящего, подлинного. И это не случайно. Это единственный из городских садов, который сохранил стилистику подлинного императорского сада. И, наверное, поэтому именно в нём ежегодно проводится замечательный праздник «Императорские сады России».

Петербургские сады и парки появились сразу после основания города. Одним из первых был Летний сад.

Территория современного Михайловского сада до основания Санкт-Петербурга входила в состав шведских охотничьих угодий. А затем стала частью Летнего сада. Тот первый, или Большой, Летний сад простирался от Невы до нынешнего Невского проспекта.

В 1712 году Пётр I отдал часть земли под устройство резиденции его жены, императрицы Екатерины. На том месте, где сейчас находится павильон Росси, был построен небольшой деревянный дворец, названный Золотыми хоромами.

Ограда Михайловского сада

При дворце был разбит сад, который простирался между реками Кривушей (нынешним каналом Грибоедова) и Ериком (Фонтанкой) почти до Большой першпективы (Невского проспекта). Сад при Золотых хоромах именовался Царицыным, или садом её величества. Тогда же окончательно за садом закрепилось название Третий Летний сад. Для этого сада из Московской, Псковской и Новгородской губерний привозили соловьёв и других редких птиц. Здесь были в изобилии высажены фруктовые деревья и ягодные кусты.

Южнее дворца были вырыты пять прямоугольных прудов. В них разводили всевозможную рыбу. Восточнее «хором» располагались погреба с винами и другими съестными припасами.

В 1718 году для ухода за садом Пётр I пригласил известного ганноверского садовника Гаспара Фохта. Он работал и в Первом, и Втором, и Третьем Летних садах. Кроме того, он обслуживал Аптекарский огород.

24 июня 1741 года во Втором Летнем саду, на месте, где сейчас находится Михайловский замок, начали строить Летний дворец. В 1745 году во дворце поселилась императрица Елизавета Петровна. Здесь, кстати, родился будущий император Павел I Петрович.

При Елизавете Петровне территория современного Михайловского сада была перепланирована. Сад получил регулярную планировку. Деревья подстригли в формы геометрических фигур, на аллеях расставили скульптуры, вырыли фигурные пруды, устроили цветники, клумбы и павильоны. На берегу Мойки построили императорскую баню. В центре сада находились качели, карусели, горки для катания.

В 1768 году Золотые хоромы Екатерины I по повелению Екатерины II разобрали.

В 1817 году начались масштабные работы по созданию ансамбля Михайловской площади и строительство Михайловского дворца. В план архитектора Карла Ивановича Росси входила перепланировка всей окружающей его территории. В том числе и бывшего Третьего Летнего сада. Благоустройством сада в 1822–1825 годах занимались известные архитекторы, художники, садовники. При сохранении элементов регулярной планировки саду был придан пейзажный характер. У северного фасада дворца был устроен английский луг. А прямоугольные пруды засыпали. На месте Золотых хором Карлом Ивановичем Росси был спроектирован павильон-пристань. Сейчас это павильон Росси.

Переделанный и перепланированный сад по построенному к 1825 году дворцу получил новое имя – Михайловский.

К 1830 году вдоль Михайловского сада была продлена Садовая ограда. Сад отгородили от улицы художественной оградой.

Хозяйкой сада, как и дворца, стала жена великого князя Михаила Павловича великая княгиня Елена Павловна. Великокняжеская чета устраивала здесь конные прогулки, отмечала памятные даты и праздники. Михайловский сад среди горожан получил неофициальное название – сад Елены Павловны.

Одно из самых запоминающихся событий в истории сада произошло в теплый летний день 1839 года. В Михайловском дворце был устроен бал в честь бракосочетания великой княжны Марии Николаевны (дочери Николая I) и герцога Лейхтенбергского. И Михайловский сад превратился поистине в райский сад. Газеты писали: «К балу были свезены все цветы из Павловской и Ораниенбаумской оранжерей на 200 возах и 5 барках, которые вёл особый пароход…. Всё в саду и во дворце цвело и благоухало, а такого обилия редких и многоцветных растений не случалось видеть… Из сада сияла фантастическая иллюминация с чудесным видом на Марсово поле и Неву…»

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала, напротив Михайловского сада, участники террористической организации «Народная воля» смертельно ранили императора Александра II. В этот же день государь скончался. В память об этом событии здесь в 1883–1907 годах был построен собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови.

Между Михайловским садом и собором появилась художественная ограда стиля модерн по проекту архитектора Альфреда Александровича Парланда. Полукруглая ограда была исполнена в 1903–1907 годах на предприятии К. Винклера. Она наряду с оградой Летнего сада считается одной из самых красивых в Санкт-Петербурге. После того как ограда заняла своё место, городовым, следившим за порядком на улицах, было вменено в обязанность присматривать, чтобы праздношатающаяся публика не повредила кованое кружево. А смотрители сада должны были вовремя подливать смазочное масло во втулки ажурных ворот с императорским вензелем, открывавшихся на площадь с центральной аллеи Михайловского сада.

После передачи Михайловского дворца для нужд Музея императора Александра III (Русского музея) в 1898 году сад стал общедоступным. Правда, при входе на воротах повесили табличку: «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

В 1900 году территория Михайловского сада сократилась из-за постройки здания Этнографического музея.

После революции Михайловский сад пришёл в запустение.

В 1924 году сад решили восстановить. Очистили пруд, отремонтировали ограду со стороны Садовой улицы, сажали новые деревья.

В 1929 году перед павильоном Росси была установлена деревянная скульптурная композиция авторства А.П. Соловьёва. Скульптор назвал её «Дерево свободы», скульптура представляла собой крестьянина, освобождающегося из оков. В 1939 году в Михайловском саду построили спортивную площадку, установили эстраду и туалет. С запада на восток сквозь сад проложили новую дорожку.

Во время войны и блокады Ленинграда территория Михайловского сада стала местом укрытия многих памятников. Они были зарыты на лужайках и аллеях. Среди них, например, – конный памятник Александру III. Падавшими сюда снарядами многие деревья были повреждены, в саду образовались воронки. Но памятники не пострадали.

Реставрационные работы в Михайловском саду проводились в 1949 году. В 1959 году на лугу был установлен бюст скульптора Ф.И. Шубина.

В 1999 году Михайловский сад был передан в ведение Государственного Русского музея. Очередная реконструкция сада проводилась в 2002–2004 годах. Ему вновь придали черты, которые намечал Карл Иванович Росси. Срубили старые и больные деревья, посадили новые.

Убрали «Дерево свободы» и бюст Шубина, вернули ранее проложенные дорожки.

У павильона Росси, на берегу Мойки, установили бюст архитектора, а также бюсты художников К. Брюллова и А. Иванова.

Из книги Санкт-Петербург – история в преданиях и легендах автора Синдаловский Наум Александрович

автора

Михайловский (Инженерный) замок Никакое другое строение в городе не овеяно стольким количеством мистических и мифических историй, как этот замок на берегах Фонтанки и Мойки. Михайловский (Инженерный) замок – романтическая цитадель «русского Гамлета» императора Павла I

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский дворец (Русский музей) Эту площадь, в прошлом Михайловскую, ныне Искусств, называют венцом творения Карла Ивановича Росси. И подлинным алмазом в этом венце является Михайловский дворец.В 1719 году на участке, где сейчас располагается Михайловский дворец, был

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский сад На его аллеях рождается ощущение чего-то настоящего, подлинного. И это не случайно. Это единственный из городских садов, который сохранил стилистику подлинного императорского сада. И, наверное, поэтому именно в нём ежегодно проводится замечательный

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский театр Императорский Михайловский театр вошёл в историю государства Российского как третий императорский театр. И один из самых интересных театров.Здание театра является составляющей частью ансамбля Михайловской площади (пл. Искусств), созданного Карлом

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Михайловский замок Недолгое пребывание Мальтийского ордена в России сопровождалось передачей рыцарям ряда зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Иоаннитам отдали церковь Рождества Иоанна Предтечи, выстроенную архитектором Ю. Фельтеном на Каменном острове: в

Из книги Император Павел I автора Оболенский Геннадий Львович

Глава шестнадцатая В Михайловский замок Хотят повторить 1762 год. Павел I Начало нового века было торжественно отмечено в обеих столицах. Ушел в прошлое век Просвещения, век трех революций - промышленной в Англии, политической в Северной Америке, социальной во Франции.

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Павел I без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Михайловский замок Из «Записок» Николая Александровича Саблукова:Его величество со всем августейшим семейством оставил старый дворец и переехал в Михайловский, выстроенный наподобие укрепленного замка с подъемными мостами, рвами, потайными лестницами, подземными

V. Г-н Михайловский об отказе «учеников» от наследства В заключение вернемся опять к г-ну Михайловскому в рассмотрению его утверждения по интересующему нас вопросу. Г-н Михайловский заявляет не только то, что эти люди (ученики) «не желают состоять ни в какой преемственной

Из книги ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ РОССИИ (1850-ых-1920-ых гг.) автора Шуб Давид Натанович

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВСКИЙ (1842-1904) IНиколай Константинович Михайловский, выдающийся русский литературный критик, публицист и социолог, родился в Мещовске, Тамбовской губернии, в бедной дворянской семье. Учился он в горном корпусе, который не окончил, 18-ти лет Михайловский

Заложенный еще при Петре I, не раз переделанный, Михайловский сад ныне восстановлен по концепции архитектора Росси, самой удачной из всех. Соседство с популярнейшими достопримечательностями Санкт-Петербурга привлекает сюда желающих отдохнуть на природе от суеты мегаполиса. Прямо от Михайловского дворца расстилается аккуратно подстриженный газон, окруженный зеленеющими деревьями.

Наглядная схема, изображающая Михайловский сад в его нынешнем облике, содержит и ряд исторических сведений. На планшете размещены планы паркового комплекса разных лет, начиная с основания в 1717 году. Дополняется информация фотографиями процесса реконструкции, выполненной на рубеже тысячелетий, после того, как Михайловский сад стал подразделением Русского музея.

Возврат к задумкам Росси воплощен в планировке, сочетающей регулярный сад французского типа по периметру с английским пейзажным парком в центральной части. Восстановлен засыпанный пруд и протока, облагорожены откосы водоемов. Обновлены и маленькие шедевры великого архитектора – павильон пристани и чугунный мостик через протоку между прудами, названные его именем.

Чтобы рассмотреть, как Михайловский сад с зеленым массивом выглядит на фоне городских достопримечательностей, уже не нужно искать снимки из космоса. Современная техника, управляемая с земной поверхности, предоставляет прекрасные виды с высоты птичьего полета. Оператор делал снимки со стороны Марсова поля, захватив объективом самые значимые строения на окружающей территории.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 1 not found.

Читатели обзора без особого труда различат и Русский музей, и храм Спаса на Крови, и Михайловский дворец. Нескольких снимков вполне достаточно для того, чтобы найти Михайловский сад среди этих заметных строений.

Пришедшие в Михайловский сад после его реконструкции отмечают значительные изменения не только в сооружениях и водоемах. Парк стал гораздо лучше просматриваться за счет уборки больных и старых деревьев, ликвидации излишнего количества молодых растений стихийного размножения.

Традиции регулярных садов предполагают поддержание именно такого облика насаждений, не допускают неконтролируемого зарастания площадей. Можно по-разному относиться к такому подходу, но он соответствует первоначальному художественному замыслу знаменитого Росси.

В чем изменился Михайловский сад

Пристальное внимание сейчас уделяется содержанию лужаек и газонов, траву регулярно стригут, высаживают растения, разнообразящие ландшафт. Как пример – использование многолетников, ранее в наших парках не встречающихся, как разнообразные хосты. На одной из аллей пришедшие в Михайловский сад видят на стволе дерева и возле него срезы деревьев разного возраста и размера.

Что обозначает эта подборка, можно только догадываться, видимых табличек с пояснениями не наблюдается. Возможно, демонстрируется динамика увеличения диаметра стволов по годам жизни деревьев. Либо близкое рассмотрение срезов позволяет определить причину ликвидации больных экземпляров?

Некоторым противоречием концепции регулярного парка является размещение здесь статуй, тем более деревянных. Раньше Михайловский сад не был выставочной площадкой, и скульптуры в нем не расставлялись. Это замечание никоим образом не критикует увиденное, тем более что статуи явно привлекают любителей снимков на необычном фоне – трава-то вся истоптана.

Еще одна группа фигур встречается дальше, это плоские силуэты карикатурных форм. Вполне возможно, что скульптуры и силуэты остались после одного из международных фестивалей Императорские сады России, которые Михайловский сад проводит примерно десяток лет. Устроители мероприятия принимают к размещению самые экстравагантные идеи в области ландшафтного дизайна.

Наш сайт будет благодарен за разъясняющий комментарий сведущему в неясных нам вопросах, особенно по поводу срезов деревьев.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 2 not found.

Постоянные посетители парка отмечают также уменьшение количества садовых скамеек на его аллеях. Связано ли это с убеждениями о здоровом образе жизни, пропагандой пеших прогулок или иными соображениями – остается догадываться.

Не утративший привлекательности как натура для художников, Михайловский сад не может обеспечить всех любителей рисования посадочными местами. Находчивые живописцы обзавелись складными стульчиками и самостоятельно обеспечивают комфортные условия для любимого занятия. Иногда художники и их неожиданные натурщики становятся настоящими находками для сюжетов фотографов.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 3 not found.

Художники располагаются не только на парковой территории, многие рисуют Михайловский сад со стороны, с противоположного берега Мойки. Сюда они с удобствами добираются на речном такси, прихватив с собой складные мольберты и прочие принадлежности.

Михайловский сад хранит творения Росси

Знаменитый архитектор построил в числе прочих работ Михайловский дворец для великого князя, в котором позднее заговорщики умертвили Павла Первого. Предлагали ему участвовать и в конкурсе проектов храма на месте гибели императора Александра II (будущего Спаса на Крови), но мастер был слишком занят. Однако оформление обширной территории между этими постройками, включая площадь Искусств, прилегающие улицы и Михайловский сад – дело рук Карла Росси.

Ему удалось создать замечательный ансамбль, со временем сгладивший в памяти людей связанные с этими местами трагические события. Росси определил расположение аллей паркового комплекса, он же создал уникальную систему циркуляции воды. В нее входили каналы у Михайловского дворца, а также пруды и протоки Михайловского сада.

Уникальным сооружением является сравнительно небольшой чугунный мостик, переброшенный через протоку между прудами в саду. В Санкт-Петербурге это единственный мост с литыми несущими балками из чугуна, этот же сплав использован для ажурного ограждения парапетов.

Береговые устои моста Росси выполнены из кирпича и отделаны блоками известняка, на них покоятся пять балок решетчатой конструкции. Парапеты закреплены на нескольких украшенных барельефами тумбах по каждой стороне пролета. Больше столетия конструкции моста были засыпаны грунтом вместе с протокой и прудом, однако вновь отливали только несколько второстепенных элементов.

Авторству Росси принадлежит пристань на реке Мойке — павильон, заказанный мастеру императорской семьей для отдыха после водных прогулок на лодках. Сейчас гранитная пристань успешно служит причалом для прогулочных катеров, которые в обратном направлении имеют гораздо более скромный причал.

Slider with alias mikhaylovskiy sad 4 not found.

Следует заметить, что движение любых судов по воде левостороннее, из-за этой традиции в Англии так же движутся и автомобили. Павильон состоит из двух помещений со сквозной колоннадой между ними и общего перекрытия, а в Михайловский сад выходит полуротонда с полукруглой лестницей.

Не покидайте Михайловский сад без осмотра решетки

Одной из ярких достопримечательностей, украшающих Михайловский сад, считают чугунную решетку со стороны канала Грибоедова и храма Спаса на Крови. Проект выполнил архитектор собора Парланд, сумевший добиться гармонии ограждения со стоящим напротив живописным храмом-памятником погибшему императору. На гранитном основании расставлены кирпичные колонны в виде башен, отдаленно напоминающих церковные элементы.

Искусно выкованная решетка в виде растительного орнамента словно висит в воздухе, нет обычных направляющих в виде вертикальных или горизонтальных прутьев. Отличный пример ручной работы русских кузнецов, сумевших из нагретого металла создать произведение искусства. Удовлетворение от посещения природного оазиса в центральной части Санкт-Петербурга теперь можно считать максимально возможным, и поход захочется повторить.

Которые становятся объектом для фотосессий и селфи.

Михайловский сад имеет два входа:

  • Со стороны Садовой улицы, напротив Михайловского замка
  • Со стороны канала Грибоедова , здесь ориентиром служит храм Спаса на крови .

Лучше всего начинать прогулку по Михайловскому саду со стороны храма Спаса на крови, пройдя от Невского проспекта по набережной канала Грибоедова. Здесь расположен вход с красивой оградой с уникальной решеткой.

Режим работы Михайловского сада в 2019 г.

  • с 1 мая по 30 сентября - с 10:00 до 22:00
  • с 1 октября по 1 апреля – с 10:00 до 20:00
  • с 2 по 30 апреля – закрыт на просушку

Стоимость билетов в Михайловский сад в 2019 г.

Вход бесплатный.

Решётка Михайловского сада

Кованая решетка Михайловского сада выглядит нежной и легкой, хотя выполнена из тяжелого металла. Цветы и узорчатые завитки словно контрастируют с массивными колоннами и основанием из красного кирпича. Ворота в Михайловский сад украшены изразцами с изображениями цветов и диковинных птиц.

Интересно, что автор этого прекрасного творения точно не известен, но полагают, что ограда была выполнена по замыслу архитектора Альфреда Парланда, создавшего также и Спас на крови . Строительство храма проходило в конце XIX - начале XX века на месте, где в 1881 году был убит император Александр II . Ограда также была установлена в это время. На ней установлена табличка, напоминающая об этом трагическом событии.

Ажурным рисунком решетки можно полюбоваться только со стороны храма Спаса на крови. Если Вы войдете в Михайловский сад со стороны Михайловского замка, то заметите, что ограда там намного проще.

Описание

Михайловский сад - это памятник ландшафтной архитектуры, созданный великим мастером Карлом Росси в 1825 году. В планировке сада сочетается два стиля: регулярный (французский) - по периметру сада и пейзажный (английский) - в центральной его части. Здесь множество лужаек и деревьев, пруд неправильной формы. В то же время мы встретим и элементы французского стиля – скульптуры, ровные газоны и клумбы с цветами. Площадь садовой зоны составляет 9,4 га.

Михайловский сад - это единственное место в Санкт-Петербурге, где сохранился стиль императорского сада. Не зря на его аллеях ежегодно проходит международный флористический фестиваль «Императорские сады России».

Обычно праздник проходит в период Белых ночей . В это время сотни композиций и арт-объектов из растений всевозможных цветов украшают просторы Михайловского сада, который становится зоной отдыха, развлечений и творчества. Здесь проходят выставки и различные культурные мероприятия.

В то же время в обычные дни Михайловский сад - одна из самых уютных и спокойных зеленых зон Санкт-Петербурга, место тишины и умиротворения. На его территории установлены скамейки, имеется детская площадка. Пожалуй, самое живописное место здесь – это пруд в английском стиле (неправильной формы) и чугунный мостик Росси . Как правило, здесь много чаек, а по водной глади неторопливо плавают утки.

Благодаря белому цвету и ажурному узору решетки, мостик выглядит нежным и легким. Это любимое место для фотосессий и, конечно, оно особенно популярно во время свадебных церемоний.

Павильон Росси в Михайловском саду

По проекту Карла Ивановича Росси (или Карло ди Джованни) в восточной части парка на берегу Мойки были построены гранитная пристань и павильон , представляющий собой два квадратных здания, соединенных сквозной колоннадой. От павильона к воде вела гранитная терраса-пристань, огражденная ажурной чугунной решеткой.

После водной прогулки великокняжеские суда причаливали к пристани. Члены царской семьи и их гости направлялись в павильон. Здесь они отдыхали, пили чай и играли в карты. Во время прогулок здание служило местом укрытия от дождя или жары.

В настоящее время в одном из помещений устроено кафе, посетить которое может каждый желающий.

Первоначально павильон имел серый цвет, а сейчас строение жёлтое. В павильоне установлен бюст создателя павильона, архитектора Карла Росси. Также рядом со зданием Вы увидите бюсты художников Карла Брюллова и Александра Иванова.

Из истории

С основанием Санкт-Петербурга городская территория стала обустраиваться. Здесь от Невы до нынешнего Невского проспекта простирались Летние сады. На месте нынешнего Михайловского сада находился Третий Летний сад.

  • В 1712 году в Третьем Летнем саду, там, где сейчас находится павильон Росси, Петр I построил для своей супруги Екатерины I дворец – Золотые хоромы. Сад вокруг дворца назвали Царицыным, его засадили фруктовыми деревьями и кустарниками, привезли сюда редких птиц, а в вырытых прудах разводили рыбу
  • При Елизавете Петровне (дочери Петра Первого и Екатерины I) сад получает регулярную планировку. Его центральная часть стала местом развлечений, здесь установили качели и карусели, насыпали горки для катания. Деревья и кусты стали стричь по форме геометрических фигур, разбили цветники, на аллеях появились скульптуры, построили павильоны и баню на берегу Мойки
  • В 1819 году Карл Росси начинает масштабные работы по созданию ансамбля Михайловского дворца . Благоустройство Михайловского сада проходило в 1822-1825 годах. Наряду с регулярной планировкой здесь появился и пейзажный (английский) стиль ландшафта. Так, у северного фасада дворца был устроен английский луг, появились лужайки и пруды произвольной формы. На месте Золотых хором, на набережной Мойки был сооружен традиционный для пейзажного парка павильон с гранитной пристанью, известный как павильон Росси .

Михайловский сад стал подарком императора Александра I младшему брату князю Михаилу Павловичу. Хозяйкой всего ансамбля стала его супруга Елена Павловна. В честь князя дворец и сад были названы Михайловскими. Но неформально сад часто называли садом Елены Павловны.

Здесь великокняжеские особы отмечали памятные события и праздники, совершали конные прогулки. В 1898 году после того, как наследники князя Михаила продали дворец в казну, в здании разместился Русский музей .

Михайловский сад стал доступным для широкой публики после победы Октябрьской революции. В те времена на воротах висело объявление «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

В советское время это был обычный парк со сценой-эстрадой, павильонами и площадками для детей.

Во время Великой Отечественной войны Михайловский сад спас многие произведения искусства, здесь были зарыты скульптуры и памятники, среди них и конный памятник Александру III (сейчас находится у входа в Мраморный дворец). Все произведения искусства уцелели, в то время как многие деревья были уничтожены взрывами бомб. В настоящее время, благодаря усилиям реставраторов, в целом, Михайловский сад выглядит также, как и почти 200 лет назад.

В прошлом круизном посте мы с anni_lj съездили на . А в этом посте мы на следующее утро после этой самой экскурсии начинаем второй день нашей стоянки в Петербурге - едем в Михайловский сад.

Одно из моих любимых стихотворений о родном городе - это Мирон Левин:

Михайловский замок у Летнего сада,
Каштаны и цирк и Михайловский сад.
Вот то, что мне надо. Мне больше не надо.
Верните мне город и замок назад.

Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау - об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».

Решетка Михайловского сада с растительным орнаментом была возведена одновременно с собором по проекту архитектора А. Парланда.

Очень красивая, нет ей аналогов

чугунное кружево

Ворота в сад

Ограда сада была отреставрирована в 2002 году, а ворота и фонари - в 2006. С сайта реставратора: "Работы по восстановлению кованых ворот Михайловской ограды начались с поиска архивных документов. В архиве Русского Музея был найден негатив, на котором можно было рассмотреть вензель Александра III, два фонаря на пилонах и большие кованые листья в центре композиции. На основе этих фотоматериалов был сделан проект реставрации памятника. <...> Все детали ворот и фонарей выкованы методом горячей ручной ковки по старинным технологиям. Декоративная защита сетки стеклянных плафонов выполнена из нержавеющей стали. Стеклянные плафоны изготовлены заводом "Гусь Хрустальный".

Изразцовая майолика, украшавшая некогда столбы ограды, была утеряна практически полностью. На место вернули 25 изразцов пяти видов. Технологический процесс по изготовлению майоликовых изразцов сложный, трудоемкий, многоэтапный - начиная с изготовления модели и заканчивая установкой изразца. Изразец расписывается вручную, а после нанесения каждого цвета по отдельности требуется обжиг

Мы пришли чуть раньше времени, ворота сада еще закрыты. Сад умывается и прихорашивается перед встречей с нами:

План сада:

Первое пересечение дорожек при входе в Михайловский сад получило название "Круг Росси" в честь знаменитого архитектора, который в 1826 г. восстановил посадку деревьев по кругу во время перепланировки Михайловского сада. На этом месте в XVIII веке была круглая площадка, парадный вход в Третий Летний сад по проекту Ф.Б. Расстрелли.

По проекту Ж. Б. Леблона в 1717 году липа высаживалась вдоль дорожей и подвергалась постоянной стрижке. С 1920-х годов на месте аллеи появились площадки, эстрада, в 1970-х годах построены корты. Деревья на аллее не сохранились.

В 2003 году во время реконструкции Михайловского сада молодые деревья липы мелколистной были посажены по краю бывшей круглой площадки на исторических местах.

Тенистые аллеи - я очень люблю сад в мае, когда он прозрачный и воздушный, с нежной листвой, светящейся на солнце. Но и в июле, с уже зрелой листвой, он хорош:

Большой луг перед зданием Русского музея

А вот фотография 2008 года, когда мы были в Петербурге - и тоже, конечно, пришли в Михайловский сад. Лее 8 лет:

а Рухаме 6 лет:

Бюст А.А. Иванова (1860 г. по оригиналу Л. Гульельмн) располагается у павильона Росси.

Павильон Росси (со стороны Мойки).

Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки,
У стриженых лип на виду,
Глотая туманный и стойкий
Бензинный угар на ходу,
Меж Марсовым полем и садом
Михайловским, мимо былых
Конюшен, широким обхватом
Державших лошадок лихих.
Пойдем же! Чем больше названий,
Тем стих достоверней звучит,
На нем от решеток и зданий
Тень так безупречно лежит.
С тыняновской точной подсказкой
Пойдем же вдоль стен и колонн,
С лексической яркой окраской
От собственных этих имен... (А. Кушнер)

В 1823-1824 годах в Михайловском саду на берегу Мойки была устроена гранитная пристань и павильон. Павильон разработал архитектор Карл Иванович России. 26 июля 1823 года Император Александр I одобрил план павильона с пристанью и решетками. Сохранилась опись, составленная 10 октября 1825 года, которая дает представление об облике и декоре здания.

Фундаменты, цоколь, лестницы о 8 ступенях и терраса между помещениями выполнены из путиловского камня. Камень этот (путиловский известняк) добывался в карьере у села Путилово, недалеко от Ладожского озера. Местные жители говорили: «На путиловской плите стоит весь Петербург«. Он использовался при строительстве Смольного монастыря, Никольского Морского и Казанского соборов, Большого Гостиного двора и других известных зданий.

Павильон состоял из двух симметричных помещений, имеющих аналогичный декор и убранство. Отличались они только окраской стен и соответствующим цветом обивки мебели.

Павильон использовался в качестве места отдыха во время прогулок и укрытия от непогоды или жары. Во время водных прогулок можно было сделать остановку в саду, чтобы отдохнуть или поиграть в карты.

В помещениях размещалась мебель красного дерева с обивкой соответствующей отделке стен: стулья, столы, диваны и настенные зеркала. На окнах висели портьеры с подзорами, косяками и фестонами, отделанные гарусными шнурами, кистями и бахромой.

В 2002-2003 году Русский музей отреставрировал фасады павильона Росси и известняковые ступени.

Чугунный мостик Росси

Через протоку между двумя прудами, существовавшую с XVIII века и вновь восстановленную в 2003 году при реконструкции Михайловского сада, возведен ажурный чугунный мостик, построенный по проекту архитектора К.И. России на месте старого деревянного моста. Точных сведений о строительстве моста до сих пор не найдено. Сохранился только один архитектурный чертеж за подписью К.И. Росси, датированный 1826 г.

В конце XIX века малый пруд, расположенный вдоль чугунной ограды сада вместе с мостиком были засыпаны. Устои и несущие конструкции с декоративными элементами оказались почти полностью скрыты землей. На протяжении 100-летней эксплуатации сада часть декоративных элементов, оставшихся на поверхности, была утрачена.

В 2002 году начались археологические работы по вскрытию мостика. Подлинные чугунные детали сохранились благодаря строительному мусору, которым был засыпан пруд и сам мостик. Поэтому в процессе реконструкции Михайловского сада при воссоздании малого, засыпанного пруда, удалось выполнить сложнейшую реставрацию мостика Росси.

Мост состоит из кирпичных устоев, облицованных известняковыми блоками, пяти чугунных решетчатых ферм, выполненных методом литья, и парапетного чугунного ограждения, закрепленного на тумбах с декоративными элементами.

На сегодняшний день мостик России является единственным в Санкт-Петербурге мостовым сооружением с подлинными чугунными арочными конструкциями и чугунными элементами (лишь незначительное количество утраченных деталей декора отлито заново по аналогу сохранившихся).

Пруд, засыпанный в 1902 году - сейчас восстановлен:

Сад выглядит очень благоустроенным. Указатели

скамейки для притомившихся посетителей

Много информационных стендов и пояснительных табличек

И немного погуляем вокруг Михайловского сада. Лебяжья канавка

и Нижний Лебяжий мост через Лебяжью канавку

Фото на мосту на память

2-й Садовый мост через реку Мойку

и шестигранные фонари на торшерах из скрещённых копий обрамляют мост

Михайловский замок:

А. Кушнер
ЗАМОК

А. В. Кулагину

Если ты почему-либо должен остаться в городе,
На поездку, допустим в Италию, денег нет,
Или старость пришла - и во всем ее долгом опыте
Разъездной больше прочих тебя утомил сюжет,

Или ты одинок - и тебе одному не хочется
Путешествовать, не перемолвясь ни с кем словцом,
Или мало ли что, скажем, тень за тобой волочится
Неизжитой беды, наливая ступни свинцом, -

К замку, к замку пойди, что с одной стороны Фонтанкою,
А с другой узкогрудою Мойкою окаймлен.
К замку, к замку, с английской надменной его осанкою,
Бренна был итальянец, и все же романтик он,

В замок, в замок, во двор его внутренний, - нечто странное
Ты увидишь, такое, чего не видал нигде, -
Замкнутое пространство граненое, восьмигранное,
Ни на что не похожее, как на другой звезде,

И, поставленный сбоку, в горящем на солнце золоте,
Шпиль, - как зодчий додумался, чтобы он так стоял?
Кто-то спрашивал: ваше любимое место в городе?
Не хотел никому говорить, а сейчас - сказал.

1-й Садовый мост через Мойку

И немного о реставрационных работах в Михайловском саду. Михайловский сад был передан Русскому музею в 1999 году. А в 2001 году Государственным институтом архитектуры Санкт-Петербурга была закончена работа над проектом реконструкции Михайловского сада. Целью проекта является возвращение саду исторического значения ансамбля Михайловский дворец - Михайловский сад. В основе реконструкции - сохранение по периметру сада регулярной французской планировки, а в его центре - пейзажного английского стиля.

В 2002 году организация ЗАО "Союзстрой" приступила к реставрационным работам, целью которых было возрождение прежнего вида сада на период его наибольшего расцвета в соответствии с проектом К.И. России 1826 года. Требования современной жизни приводят к расширению функционального использования сада, внесению новых элементов современной садово-парковой архитектуры, но, тем не менее исторически сложившаяся планировка,Ю предусматривающая сочетание регулярного и пейзажного начал, была бережно сохранена.

При восстановлении исторической планировки и объемной композиции Михайловского сада на период 1824-1826 гг были использованы старинные методики реставрации, примерены современные технологии для сохранения исторического ландшафта и выполнены следующие работы:

Восстановление исторического очертания береговой линии пруда, очистка от донных отложений, восстановление и укрепление исторического мощения дна пруда

Воссоздание второго парного пруда по историческим планам, восстановление протоки между прудами

Реставрация чугунного моста России и его каменных устоев

Реставрация трех гранитных лестниц террасы перед Михайловским дворцом

Реставрация ограды со стороны Садовой улицы

Устройство двух новых оград вдоль южной границы с музеем Этнографии и металлической ограды вдоль Михайловского проезда

Установка у павильона России бронзовых бюстов, выполненных с оригиналов XIX века

Устройство малых архитектурных форм (скамьи, урны, выполненные по историческим материалам)

Замена всей системы освещения и установка светильников, выполненных в стиле XIX века.

Устройство художественной подсветки групп деревьев - как исторических объектов садово-паркового искусства

Снос больных деревьев, а также деревьев, потерявших декоративность и представлявших угрозу. Посадка новых деревьев.

Восстановление исторической липовой аллеи XVIII в. вдоль западной границы сада

Посадка декоративных кустарников

Устройство цветников из многолетних и луковичных растений

Благоустройство газонов и установка газонных ограждений

Создание системы автоматического полива

Ликвидация дорожек и площадок теннисного корта, появившихся в период с 1939 по 2000 г.

Полная замена конструкции дорожного покрытия с применением гранитного щебня и отсева. Устройство дренажных лотков по исторической технологии мощения на мох.

Устройство новой детской площадки

Создание комплекса современных технических средств безопасности.

Фотографии реставрационных работ:

Решетка Михайловского сада (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Прогуливаясь вдоль канала Грибоедова в районе Спаса-на-Крови, нельзя не обратить внимание на великолепную решетку в стиле модерн, отделяющую Михайловский сад от набережной. Она поистине уникальна, но самое интересное, что создатель остался неизвестным. Многие приписывают ее мысли архитектора Альфреда Парланда, создавшего Спас-на-Крови, тем более, что по времени события совпадают - это конец 19-начало 20 веков. Именно на этом месте в 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, в честь чего и возведен собор, а на ограде Михайловского сада установлена мемориальная доска.

Что посмотреть

Решетка стоит на парапете, облицованном красными гранитными плитами. Она состоит из 36 колонн, обложенных цветным кирпичом в виде спирали. Снизу и сверху они отделаны белым камнем, что придает им изысканный вид. Несколько столбов и ворота украшены изразцами с изображением диковинных цветов и птиц. Большая часть майолики была утрачена и пока не воссоздана.

Кованые детали решетки изготовлены на заводе «Карл Виклер». Продукция компании украшает многие известные места Санкт-Петербурга, например, знаменитый Дом Зингера (ныне «Дом книги»).

Основа ограды - кованые решетки с замысловатым растительным орнаментом - распускающиеся цветы, ветки - их поистине можно назвать чугунным кружевом, созданным мастером высочайшего уровня. Над воротами установлены интересные фонари - это точная копия тех, что были здесь 100 лет назад, но с поправкой на современные реалии - на них «надета» антивандальная сетка. Впрочем, она выглядит вполне органично. Когда в начале нового тысячелетия началось восстановление, в Русском музее нашли документы, по которым видно, что на воротах висел царский вензель Александра II. Новые ворота и решетка в точности повторяют рисунок старых.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова. Координаты: 59.939924, 30.329740.

Как добраться: от Невского пр-та свернуть на набережную канала Грибоедова в сторону храма Спас-на-Крови.