Воронцовский парк и дворец в алупке. Воронцовский дворец в Алупке — резиденция, достойная царей Из чего сделан воронцовский дворец

28.02.2022 Африка

Алупка - курортный городок в составе Большой Ялты, расположенный у подножья горы Ай-Петри в 17 км юго-западнее города Ялта в Крыму.

Воронцовский дворец и его парковый комплекс - «изюминка» Алупкинского пейзажа и

главная достопримечательность приморского городка .

Отдых на Черном море в Алупке привлекает туристов мягким климатом без резких сезонных колебаний, лечебным морским и сосновым воздухом, в котором дышится легко и свободно, а также живописным видом на окрестности российского приморского городка на Южном берегу Крыма.

Особенно завораживающий вид открывается на Алупку с моря: в центре панорамы на холме красуется великолепный Алупкинский Дворец (Воронцовский); корпуса прибрежных санаториев цепочкой растянулись вдоль моря и утопают в зелени парков, а над ними главенствуют зубцы величественной горы Ай-Петри.

Ай-Петринский горный массив - один из самых высоких в Крыму. Словно щит закрывает он Алупку от северных холодных ветров, а наибольшее число солнечных дней в году (по сравнению с Черноморскими курортами Кавказа) делают этот городок на берегу Черного моря прекрасным курортом — вторым после Ялты на Южном побережье Крыма.

Воронцовский дворец в Алупке.

Воронцовский дворец (Алупка) - это бывшая летняя Крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова .

Михаил Семёнович Воронцов

Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год.

Граф, с 1845 года — князь Михаи́л Семёнович Воронцо́в (18 или 19 мая 1782— 6 или 7 ноября 1856) — русский государственный деятель из рода Воронцовых, генерал-фельдмаршал (1856), генерал-адъютант (1815), герой войны 1812 года. В 1815—1818 годах — командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—1854 годах — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов.

Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 годах — наместник на Кавказе.

ИСТОРИЯ ВОРОНЦОВСКОГО ДВОРЦА

Имение задумывалось как летняя резиденция генерал-губернатора Михаила Воронцова, который имел много поместий в разных регионах страны и считался богатейшим помещиком России. В 1824 году были приобретены владения семейства Ревелиоти, владевшего большей частью южного берега Тавриды. Воронцов приглашает немецкого ботаника Карла Кебаха, который занялся первыми посадками, из которых появился Воронцовский парк.

В 1824 году начинают возводить и Воронцовский дворец . Архитекторами стали Томас Харрисон (Воронцов провел в Англии все детство и юность, потому решил довериться опытному британскому зодчему) и Франческо Боффо (он создал дворец Воронцова в Одессе). Дворец задумывался в стиле неоклассицизма. Спустя 4 года завершена закладка фундамента, но Харрисон внезапно умирает в 1829 году.

Сам Михаил Воронцов в 1831-м решает приостановить строительство и решает изменить стиль дворца. Он отправляется в Англию к Эдварду Блору и тот только по представленным рисункам местности создал свой проект, основанный на английской готике. Сам Блор так и не появился в Алупке — Воронцовский дворец в Крыму возводил его ученик Уильям Гунт, которого рекомендовал сам архитектор.

Гунт внес ряд изменений в проект. Таким образом, Воронцовский дворец Алупки выдержан в стиле Тюдор, столь популярном в Англии XVIвека. Но учитывая, что в Крыму еще чувствовалось турецкое влияние, то южные ворота в противовес северным сделаны в восточном индо-мавританском стиле. Дополнили композицию мраморные львы скульптора Джованни Боннани. Дворец строился до 1848-го. Парк окончили создать на 3 года позже. Во дворце насчитывается 150 комнат, разделенных между 5 корпусами.

Особенность архитектуры дворца хорошо заметна со стороны моря — он гармонирует с массивом Ай-Петри. Это неудивительно, поскольку предполагалось, что стены будут продолжением гор, нависающих над ним.

Для изготовления дворца использовался местный камень — диабаз (зеленовато-серый камень вулканического происхождения), который в обилии был расположен в округе. Его взрывали динамитом и обтачивали на блоки. В парке и сегодня можно увидеть много обломков скал из диабаза.

В работе принимали участие иностранные мастера, занимавшиеся садом, и крепостные крестьяне графа Воронцова. Особенно преуспел лепщик Роман Фуртунов, который единственный из крепостных получал равный с иностранными мастерами оклад.

После смерти графа Михаила Воронцовский дворец Крыма переходил по наследству детям. Вначале по мужской линии, потом по женской. В годы советской власти он был национализирован. Здесь размещалась дача НКВД, а с 1952 года санаторий. В это время часть меблировки дворца была утрачена, в частности был утерян бильярдный стол, который после распада СССР был заменен другим, найденным на складах в Ялте.

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник идеально вписался в удивительный ландшафт с горной грядой, вечнозеленой растительностью и несколькими узкими улочками городка, поднимающимися в гору от морского побережья.

Он построен из диабаза - материала, который по своей прочности превышает в 2 раза гранит и добывается на Крымском полуострове. Серо-зеленый цвет камня создает единую архитектурную композицию Воронцовского дворца с природой.

Дворец спроектировал английский архитектор Эдуард Блор. Строительство велось с 1828 по 1848 год. Отделка длилась до 1852 года. Архитектура дворца своеобразна. Она заключается в сочетании разных стилей:

  • Северный Фасад - это поздняя английская готика;
  • Западный Фасад — это европейский средневековый замок, крепость 8-12 веков;
  • Южный - элементы Индии и Востока. Огромный купол Южного фасада с арабскими надписями, открытый в сторону Черного моря, имеет романтический вид. «Львиная терраса» с постепенно настораживающимися «царями» зверей украшает великолепную лестницу, ведущую ко входу в замок со стороны парка. Три пары львов из каррарского белого мрамора выполнены в мастерской флорентийского скульптора Боннани, но самая известная (нижняя) — «Спящий лев»

Шуваловский проезд.

Дворцовый ансамбль состоит из 5 корпусов, открытых и закрытых двориков, террас. Воронцовский дворец выглядит одновременно суровым и изящным, стабильным и романтичным.

Западная часть дворца (так называемый Шуваловский проезд) предстает перед туристами в виде вымощенной камнем улицы средневекового города со старыми крепостными стенами с мощными башнями и узкими окнами-бойницами.Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Северный фасад

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся

Фонтан "Сельсибиль" - копия "фонтана Слез" из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца - беломраморный фонтан "Источник Амура".

Южный фасад дворца.

Южный фасад знаменит высоким порталом с глубокой нишей, на фризе которой арабской вязью начертано изречение

«Нет победителя, кроме Аллаха».

Мраморный лев на южной террасе.

ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА

Основная экспозиция включает 10 комнат. Комнаты верхнего этажа закрыты, чтобы не подвергать перегрузке ослабевшие перекрытия. Начинается экскурсия через боковой вход, выводивший в коридор, который вел в кабинет графа. Первоначально комнаты нижнего этажа служили спальней для четы Воронцовых. Главные комнаты, открытые в экспозиции «парадные залы главного корпуса»:

1. Парадный кабинет;

2. Столовая, где расположен балкончик для музыкантов;

3. Оранжерея, включающая собрание редких растений из далеких стран;

4. Бильярдная;

5. Ситцевая комната;

6. Китайский кабинет;

7. Вестибюль;

8. Голубая гостиная, стены которой украшены лепными розами. Также здесь выставлен рояль, не являющийся оригинальным в интерьере Воронцова.

Каждая из 150 комнат, входящих в дворцовый ансамбль, своеобразна: «Ситцевая комната», «Голубая гостиная», «Парадная столовая», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Вестибюль». Всюду видна роскошь и любовь хозяев к своему дому.

Особая гордость Алупкинского дворца — роскошные камины в готическом стиле, выполненные из мраморовидного известняка и полированного камня диабаза.

"Парадный вестибюль

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

"Парадный кабинет"

Кабинет выглядит достаточно сдержанно, по-английски, но обилие дерева в комнате придает теплоты и уюта в интерьере.Обои были специально заказаны в Англии.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме.

Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево. У стены - антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова - окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.

"Ситцевая комната"

Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой , чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, кисти Джорджа Доу.

"Китайский кабинет"

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

В углу между окнами расположился ценнейший предмет мебели, это небольшой угловой шкафчик.

Он сделан в форме панциря черепахи в стиле Буль, украшенный бронзой, но особо в нем ценно то, что этоподарок императрицы Александры Федоровны,жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимствовладельцам дома в Алупке.

И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи "Сожжённое письмо", "Ненастный день потух…", "Желание славы", "Талисман", "Храни меня, мой талисман…".

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который "поспособствовал" смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман "Евгений Онегин", но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.

«Парадная столовая»

«Парадная столовая» - самый величественный зал Воронцовского дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом - ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном - резной деревянный балкон для музыкантов.

"Кухня"

"Голубая гостиная"

Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался "зрительный зал", где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы - кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

"Бильярдная"

Здесь много дерева: панели, потолок, паркетный пол.

Диваны и стулья обиты дорогим атласным сатином оливкового цвета. На стенах много картин. Особенно ценились тогда полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии 16-18 вв.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

"Зимний сад"

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых - Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

https://www.youtube.com/embed/u7-r7cK5dUE

"Воронцовский парк"

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу - огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка - Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными "коктебельскими камешками" - яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером - Форелевый пруд и ещё дальше - Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны - Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый "алупкинский хаос".

Приветствую, друзья!

Все ценные архитектурные объекты имеют свою непростую историю, многие тайны и подробности всплывают уже в наше время. Не исключение Воронцовский дворец в Крыму.

Вот вам удивительный факт № 1 – как музей «Дворец графа Воронцова» мог функционировать даже во время немецкой оккупации? А кто из вас знает о «железной комнате» и как получилось, что этот дворец был дороже, чем у самого императора?

Я постараюсь в статье зацепить и эти вопросы. Приступаем к чтению!

Одно то, что на строительство дворца было потрачено 20 лет и 20 млн. серебром, говорит о далеко не простом имении, а настоящем шедевре архитектурного искусства. А если еще добавить к этому имена архитекторов и мастеров, что трудились над его созданием .

Судите сами, руководили проектом и строительством английские и итальянские мастера – Томас Харрисон и Франческо Боффо, а затем и Эдвард Блор, знаменитый архитектор, которому принадлежит ряд таких работ, как Букингемский дворец, шотландский замок Вальтера Скотта, реконструкция лондонских дворцов.

Причем, Блор не приезжал в Алупку, М. Воронцов сам наведывался к нему в Англию с рисунками местного ландшафта, рельефа и пейзажей.

Строительство и все связанные работы с оформлением дворца осуществлялись крепостными, среди которых были великолепные мастера, а впрочем, вы в этом убедитесь при личном посещении имения.

Воронцовский дворец: описание

Не мудрено, что строительство продолжалось так долго, ведь материалом служил местный вулканический камень диабаз, который сначала надо было добыть (взорвать), а потом обточить до нужного размера на блоки. Зато он является очень крепким материалом.

Воронцовский дворец состоит из пяти, соединенных между собой корпусов, в которых насчитывается более 150 помещений. Стоит дворец в окружении роскошного парка, о котором я расскажу в следующей статье.

Изначально, дворец планировалось возводить в стиле неоклассицизма , но после постройки фундамента и смерти одного из архитекторов, Воронцов поменял решение . Сейчас мы видим удивительный дворец-средневековый замок, в архитектурных стилях которого присутствует – английский стиль Тюдор (северная сторона), а также восточный индо-мавританский (южная сторона).

Воронцовский замок из темного камня, с его башенками, шпилями, арками, зубчатыми стенами, ажурными переходами, куполами и тонкими резными узорами прекрасно вписывается в горный и морской пейзажи. А если смотреть снизу, то утопающий в парковой зелени, дворец похож на декорацию к старинному английскому роману.

Немного истории

Граф, князь, а затем губернатор Новороссийского края М. С. Воронцов полюбил крымскую землю и старался по возможности благоустроить каждый клочок – строил дороги, промышленные предприятия, занимался пароходством, развивал сельское хозяйство.

Так случилось и с Алупкой, где он решил возвести имение. Строительство дворца происходило в период с 1828 по 1848 год.

До самой октябрьской революции замок благополучно служил резиденцией семьи Воронцовых. В 1921 году был национализирован и (удивительно, как это не стал очередным санаторием) использовался, как музей.

Крым чуть не потерял это удивительное строение во время ВОВ, первый раз перед самым приходом немецких захватчиков, когда надежды не оставалось, от главнокомандующего поступил приказ уничтожить дворец, дабы тот не стал добычей фашистов.

И второй – перед отступлением немецких войск, на этот раз уже сами оккупанты «на прощание» планировали поднять в воздух весь дворец.

Сохранению этого уникального архитектурного комплекса мы обязаны старшему научному сотруднику музея Степану Щеколдину, который не дал исполнить приказ, продолжал служить в музее при захвате фашистами, сохраняя ценные экспонаты в потайной «железной комнате».

Под страхом смерти он продолжал свое дело, до самого освобождения. В результате получил 10 лет лагерей за «службу» немцам.

В 1945 году здесь располагалась английская делегация, во главе с У. Черчиллем, которая прибыла на Ялтинскую конференцию.

До 1965 года Ворнцовский дворец служил государственной дачей. Затем вновь был открыт, как музей. С 1990 года является Алупкинским дворцово-парковым заповедником.

Что вы увидите при посещении дворцового комплекса

Прежде всего, ваше внимание займет сама архитектура дворцового комплекса, ведь с какой стороны не зайди, всюду уникальная картина. С западной стороны это будут сторожевые башни, чуть правее Шуваловский корпус и воротный проезд.

Затем тенистый хозяйственный двор с великаном-платаном и хозпостройки.

С северной стороны дворец увенчан аккуратными башенками и крупными окнами, а перед фасадом разместились мраморные фонтаны, один из которых копия бахчисарайского «фонтана слез».

И наконец-то самый удивительный и романтичный – южный фасад в индо-мавританском стиле с великолепными арками, восточным орнаментом, балкончиками и ажурными решетками. Кстати, над дверью, ведущую в Голубую гостиную выведена надпись на арабском языке. Как узнаете и увидите своими глазами, что там написано, пишите в комментариях!

Место фотосессий и селфи – Львиная терраса. Широкая лестница с тремя парами мраморных львов спускается к нижнему парку и Чайному домику у моря.

Мраморные львы – работа итальянского скульптора Джованни Бонанни. Хищники изображены мирно спящими, просыпающимися и воинственно настроенными охранниками.

Ах, да! Еще вы загляните в зимний сад с белоснежными ангельскими скульптурами и редкими южными растениями. Далее вы отправитесь на экскурсию по внутренним покоям с гидом, который и поведает вам обо всем подробнее.

Как проходят экскурсии

К большому сожалению, экскурсии проходят только по первому этажу и захватывают всего 10 залов, где вас ждут пять основных экспозиций.

Надо сказать, что интерьер любой из комнат приведет вас в полный восторг. Вот где можно увидеть идеальное сочетание вкуса и роскоши. И это при всем том, что Воронцовский дворец все же подвергся разграблению и варварству во время немецкой оккупации.

Также на территории дворца проходят различные тематические и сезонные выставки, осуществляется экскурсионное обслуживание по парку, в том числе и на электромобилях.

М. С. Воронцов был ценителем искусства, литературы, и стремился к наукам и знаниям. В имении была создана библиотека, которая собиралась не один десяток лет, и сейчас там насчитывается более 27 000 книжных экземпляров.

Также Воронцовы могли похвастаться большой коллекцией картин – семейных портретов и работ известных зарубежных мастеров. Их вы заметите в каждом зале.

Ну и традиционно – Воронцовский дворец много раз использовался как площадка для киносъемок. Здесь снимали «Гамлет», «Печки-лавочки», «Асса», «Обыкновенное чудо» и другие фильмы.

Отзывы туристов

Восхищение присутствует в каждом отзыве посетителей. О чем все же сетовали экскурсанты?

  • иногда приходится ждать своей экскурсии, но можно пока погулять по парку;
  • хочется задержаться подольше в каждом зале, а то вместе с группой толком ничего не рассмотришь;
  • далеко идти от стоянки;
  • одного дня мало, чтобы насладиться осмотром дворца и окрестностей, поэтому бронируйте жилье и задержитесь в Алупке подольше. Она того стоит!
  • цены на билеты высоковаты.

Информация о посещении

Где находиться это чудо? Дворец графа Воронцова расположился в городе Алупка, в 17 км от Ялты. Над стенами дворца возвышаются зубцы Ай-Петри.

Точный адрес: г. Алупка, улица Дворцовое шоссе, 18.

Воронцовский дворец принимает посетителей без выходных, с 9.00 до 17.00 в зимнее время, с 9.00 до 18.00 в весеннее и с 8.00 до 20.00 — летом. Кассы закрываются раньше, в 16.15, 17.15 и 19.15 в зависимости от сезона!

Стоимость посещения:

  • посещение Основной экспозиции «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца» – 400 рублей;
  • единый билет на все экспозиции и выставки – 1050 рублей;
  • единый билет «Интерьеры Воронцовского дворца» – 600 рублей;
  • единый билет «Парадные залы» и временные выставки – 650 рублей;
  • отдельные экспозиции – от 50 до 350 рублей;
  • экскурсия по парку – 100 рублей;
  • на электромобиле – 800 рублей;
  • дети от 7 до 16 лет, студенты до 18 лет – отдельное обслуживание, скидки, льготы.

Официальный сайт: worontsovpalace.org

Как добраться к Воронцовскому дворцу

Из Симферополя, Ялты, Севастополя и многих других населенных пунктов ходит прямой автобусный рейс в Алупку. Как выбраться из аэропорта Симферополь я писал .

От автовокзала Алупки до дворца пешком около 20 минут, есть информационные щиты и указатели.

Из Ялты к Воронцовскому дворцу вас доставят некоторые маршрутки, например, № 32 отправляется из центра, а № 102 от автовокзала.

Также можно из Ялты отправиться в Алупку по морю на катере. Подробнее о морских прогулках в этой .

Еще один вариант – приобрести экскурсионный тур. В составе групп и с гидом вам не придется переживать о том, как найти пункт назначения и как вернуться обратно.

Полезно знать

Если планируете прогулку по парку – ходить придется много, а рельеф все-таки горный. Поэтому, девушки, одевайте удобную обувь без каблуков – многие потом жалуются!

Хотите узнать, где остановиться в Алупке, где перекусить, на какой пляж отправиться семьей – читайте вот .

И еще кое-что

Вы можете стать членом «Клуба друзей Воронцовского дворца» . Что это такое?

Многочисленные экспонаты дворца являются уникальными и бесценными свидетельствами истории. К сожалению, они не вечны и со временем требуют дорогостоящих реставрационных работ, иначе дворцовые коллекции могут значительно поредеть.

Кроме того, содержание дворца и парка, организация выставок, научные и исследовательские работы, образовательная программа и обслуживание посетителей – все это требует огромных затрат.

«Клуб друзей Воронцовского парка» – это проект финансовой поддержки от организаций и частных лиц, другим словом, меценатство. Условия членства и подробная информация размещена на официальном сайте музея:

worontsovpalace.org/?page_id=7766

И напоследок я спрошу

п.с. Вы знаете, я считаю этот дворец не только самым великолепным и достойным посещения (из разряда «шары на лоб»), но и самым загадочным. Если внимательно приглядеться к внутреннему убранству, то возникает какое-то неуютное чувство. Конечно, экскурсоводы будут проносить вас по комнатам со скоростью движения потока воды в водопаде Учан-су, но вы все-таки постарайтесь оглядеться и ответить мне на вопрос. Что это за чертовщина вокруг!!?? Или это только мне кажется не уместным среди такой красоты?

Жду ваших вариантов ответа…

Воронцовский дворец в Алупке (Крым) – это уникальный памятник архитектуры и истории, расположившийся у подножия горы Ай-Петри. Рядом с дворцом находится ещ...

Воронцовский дворец в Алупке: история создания, фото, описание, архитектор

От Masterweb

01.06.2018 20:00

Воронцовский дворец в Алупке (Крым) – это уникальный памятник архитектуры и истории, расположившийся у подножия горы Ай-Петри. Рядом с дворцом находится еще один объект, памятник парково-садового искусства, который создавался на протяжении многих лет. Об истории создания Воронцовского дворца в Алупке, парке рядом с ним и интересных фактах, связанных с этим местом, будет рассказано в данном очерке.

История строительства. Начало

Воронцовский дворец в Алупке строился на протяжении двух десятилетий - с 1828 по 1848 год. Он предназначался для генерал-губернатора графа Воронцова М. С. в качестве летней резиденции. Автором проекта дворца был известный архитектор из Англии Эдвард Блор. Сам Э. Блор не приезжал в Алупку и производил проектные расчеты у себя дома, однако ему были хорошо известны все нюансы, касающиеся местного рельефа.

К тому же фундамент, а также первая кладка портальной ниши в центральном корпусе уже были готовы. Связано это было с тем, что изначально дворец предполагалось возводить по другому проекту, авторами которого были Т. Харрисон и Ф. Боффо.

Все работы по возведению Воронцовского дворца в Алупке вели обычные крепостные из Московской и Владимирской губерний. Для строительства были привлечены настоящие мастера, потомственные искусные камнерезы и каменотесы. Они имели большой опыт в области рельефной отделки, приобретенный при возведении белокаменных соборов. Абсолютно все работы осуществлялись вручную, самыми простейшими инструментами.

Продолжение строительства

После того как архитектор Воронцовского дворца в Алупке, Э. Блор, закончил работу над проектом, рабочие приступили к возведению здания. С 1830 по 1834 год длилось строительство корпуса, в котором расположилась столовая. С 1831-го по 1837 г. строился самый главный – центральный корпус. С 1841 по 1842 год возводилась бильярдная, пристроенная к корпусу столовой. В 1838-1844 годах были построены восточные флигели, гостевой корпус, а также все дворцовые башни и пятиугольник хозкорпусов. Самым последним был возведен библиотечный корпус (с 1842 по 1846 год), в это же время заканчивали отделку парадного двора.

Самый масштабный объем земляных работ осуществили в период с 1840 по 1848 год. Солдаты отдельного саперного батальона создали парковые террасы около южного дворцового фасада. Летом 1848 года на центральной лестнице, которая ведет к главному входу, рабочие установили скульптуры львов. Эти фигуры были созданы итальянским мастером Д. Боннани, известным скульптором того времени. Установка этих фигур не только дала название террасе (львиная), но и завершила возведение, отделку и оформление Воронцовского дворца в Алупке.

Дворцовая архитектура

Дворец графа Воронцова строился, в сравнении с классицизмом, абсолютно по новым строительным и архитектурным принципам. Важной и одной из основных архитектурных особенностей стало то, что он располагался соответственно рельефу гор. Благодаря этому новшеству здание крайне органично сочетается с окружающим его ландшафтом. Это удивительное сочетание помогло обрести уникальный художественный образ всему комплексу.


Воронцовский дворец в Алупке возводился в духе английских канонов зодчества, при этом как в отделке, так и в самом здании присутствует эклектика. Так, например, можно увидеть элементы разных эпох - от ранних периодов зодчества до XVI-XVII вв. Элементы берут свое начало от западных ворот - чем ближе к крайней точке дворца, тем более поздний архитектурный стиль откроется вашему взгляду.

Неомавританский стиль прекрасно сочетается с английской готикой. К примеру, дымовые трубы, выполненные в готическом стиле, напоминают минареты. Южный вход дворца выполнен по-восточному пышно. Арка в виде подковы, двухъярусный свод, резьба в арабском стиле, которая переплетается с рисунком цветка Тюдоров (английская роза), гармонично сочетаются с арабской вязью, выполненной на фризе золотом.

Дворцовый интерьер

Интерьеры дворца сохранились практически в первозданном виде. Стоит отметить, что каждый зал имеет индивидуальную отделку, которая создает неповторимый образ помещения. Описание Воронцовского дворца в Алупке и его интерьеров займет много времени, однако вкратце сказать о них необходимо.

Вестибюль сразу как бы возвращает в Россию XIX века. Его стены украшают большие портреты Екатерины II, а также членов семьи графа. В помещении присутствует камин, выполненный в английском стиле, на полу постелен паркет из ценных пород дерева, стены и потолок также отделаны деревом.

Парадный кабинет

Парадный кабинет графа очень просторный, однако весьма сдержанный в оформлении и отделке. В помещении много портретов боевых генералов, являвшихся его соратниками в войне 1812 года. Кабинет отделан деревом и тканью, здесь также присутствует камин. Мебель очень изыскана, она была заказана у лучших мастеров Европы того времени.

В кабинете удачно сочетаются различные стили, такие как ренессанс, готика и барокко. Из окон кабинета открывается великолепный вид на гору Ай-Петри. Граф Воронцов очень любил этот кабинет и проводил здесь много времени, работая с документами.

Ситцевая приемная и китайский кабинет

Фото внутри Воронцовского дворца в Алупке показывают всю красоту залов, в том числе и ситцевой приемной. Стены этого уютного зала затянуты тканью, окрашенной в теплые тона с красивым рисунком. Изначально это был кабинет в малиновых тонах Е. К. Воронцовой, однако позже его переделали. Паркет в этом зале выполнен из разных пород дерева, которые имеют различные цвета. На стенах - портреты и пейзажи, а сам кабинет обставлен мебелью итальянских мастеров.


Китайский кабинет выдержан в мягких оранжевых тонах и отделан деревом и тканью. Мебель и элементы интерьера, однако, не китайские, а английские, так что китайским кабинет можно назвать условно. В этом зале присутствуют несколько портретов, камин в стиле барокко, а также изысканный паркет в тон стенам.

Голубая гостиная и будуар

Голубая (артистическая) гостиная изумляет своей красотой. Однако изначально этот зал назывался турецким и был выдержан в восточных тонах. Композицию голубой гостиной великолепно дополняет лепной орнамент белоснежного цвета на лазурном потолке и стенах. В зале есть камин из белого камня, выполненный в стиле ренессанс. Гостиная обставлена великолепной мебелью белого цвета, инкрустированной золотом и обтянутой шелком желтого цвета. Мебель дополняют большие шикарные вазы голубого цвета и белоснежный рояль, также инкрустированный сусальным золотом.

Будуар имеет небольшие размеры, но в нем, как и в предыдущем зале, царит классический стиль. Светлый цвет стен гармонирует с паркетом, а удобная мягкая мебель сразу говорит о предназначении комнаты. На стенах присутствуют портреты членов семьи и зеркала в прекрасных резных оправах.

Парадная столовая

Посмотрев на фото Воронцовского дворца в Алупке, мы увидим комплекс зданий, одно из которых - это корпус столовой. Это помещение имеет 150 м2 площади и восьмиметровые потолки. Столовая выполнена в стиле тюдоровской готики. Резной деревянный потолок удачно передает форму перекрытий в готическом исполнении.


Стиль резьбы, рисунок и цвет потолка абсолютно точно повторяют исполнение настенных панелей, наверший дверных проемов и оконных переплетов. Всю помпезность и грандиозность парадной столовой подчеркивает мебель. Четыре больших стола сдвинуты вместе, их столешницы выполнены из красного дерева. Ножки столов сделаны из дуба и вырезаны в форме звериных лап.

Вокруг стола находятся более 20 стульев из деревьев благородных пород, с растительной резьбой и обивкой из французской ткани. В столовой находятся большие камины, выполненные в английском стиле. У стен расположились серванты и столики для обслуживания гостей.

Тут же, в столовой, находится небольшой фонтан, утопленный в нише. Он украшен изразцами белого и синего цветов, а также росписью. Над фонтаном находится деревянный балкон, на котором размещались музыканты, чтобы поиграть для гостей.

Дворцовый парк

Воронцовский дворец и парк в Алупке строились одновременно, однако это заняло большое количество времени. Талантливый садовник и ботаник из Германии К. А. Кебах трудился над созданием этого шедевра парково-садового искусства с конца 1824-го до середины 1851 года. Дворцовый парк входит в музейную экспозиционную часть, общая площадь которой составляет 361 913 м2. Он является памятником государственного значения, поражающим своей красотой.


Создателю парка удалось собрать растения со всего мира и добиться того, чтобы они мирно соседствовали. Сам парк делится на нижнюю и верхнюю части. На верхней части находятся солнечная, каштановая и контрастная поляны. На каждой из них произрастают различные виды растений и деревьев (платан восточный, итальянская сосна, ягодный тис, чилийская араукария, гималайский кедр и др.). Помимо этого, здесь расположено Лебединое озеро с этими прекрасными птицами, а также водопад и два озера – Зеркальное и Верхнее. В нижней части парка находится небольшой чайный домик, окруженный красивыми деревьями и растениями.

История Воронцовского дворца в Алупке

Дворец принадлежал трем поколениям семейства Воронцовых, однако после Октябрьской революции он был национализирован. В 1921 году дворец и парк открывают как музей. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, экспонаты, находящиеся в музее, эвакуировать не успели, как и из других крымских музеев.


Два раза музей мог быть разрушен, однако этого чудом не произошло, но фашистам удалось вывезти большое количество ценных экспонатов. Хранитель музея С. Г. Щеколдин после войны представил опись, из которой следовало, что нанесенный ущерб составляет около пяти миллионов рублей (в то время колоссальная сумма).

Воронцовский дворец стал резиденцией премьер-министра Британии У. Черчилля во время Ялтинской конференции, которая проходила в начале февраля 1945 года.

После войны в течение 10 лет дворец использовался как государственная дача, а с 1956 года ему вернули статус музея и открыли для посетителей. В 1990 году комплексу присвоен статус дворцового-паркового музея-заповедника.

Скульптуры Воронцовского дворца в Алупке

В одном из залов дворца был создан зимний сад. В нем собрано огромное количество экзотических тропических растений, завезенных из Южной Америки и с островов Океании. В центре этого сада был создан аккуратный фонтан из белого мрамора, а по всему залу расставлены скульптуры.

Композиция создана из известных копий скульптур античных времен и эпохи Возрождения. Среди них статуи: купающаяся Афродита, Аполлон Бельведерский, скульптуры "Девочка", "Первые шаги" и муза астрономии – Урания. Камень обработан настолько идеально, что статуи кажутся весьма реалистичными.

По другую сторону зимнего сада расположена композиция из бюстов известных людей того времени и членов семьи. Например, Екатерины II, самого графа Воронцова, его супруги и отца. Все скульптуры гармонично сочетаются как с интерьером зала, так и с прекрасными растениями.

Богатство экспонатов

На фото Воронцовский дворец в Алупке поражает своей монументальностью, элегантностью и архитектурной эстетикой. Помимо своей красоты, этот дворец удивит посетителя своими экспонатами, которые выставлены в гостевом корпусе, в залах основного здания и в чайном домике. Здесь можно будет ознакомиться с полотнами известных живописцев и предметами убранства того времени.


В экспозиции музея представлено около 27 000 экспонатов только в основном фонде, а также богатая библиотека графа Воронцова, насчитывающая более 10 000 фолиантов. Помимо этого здесь можно будет увидеть богатое разнообразие растений, а также насладиться видами самого парка и горы Ай-Петри.

Оказавшись в Крыму, обязательно следует поехать в Алупку и посетить Воронцовский дворец. Впечатления от поездки поразят вас, оставив приятные воспоминания об этой экскурсии на всю жизнь.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Воронцовский дворец - драгоценное украшение Тавриды. Многие наведываются в небольшой южнобережный городок Алупку только для того, чтобы прогуляться по загадочному парку, окружающему знаменитый замок. Его стены хранят множество неразгаданных тайн. Дворец проектировал придворный архитектор английской королевы Виктории, здесь под покровом таинственности встречались члены масонской ложи, тут останавливался легендарный Уинстон Черчилль, отдыхали великие мира сего, снимались известные фильмы…

Всего каких-то 20 лет…

Начиная рассказ о Воронцовском дворце, нельзя не упомянуть о человеке, благодаря которому возник этот архитектурный шедевр. Потомок старого русского дворянского рода Михаил Семенович Воронцов славился умом, образованностью и утонченным вкусом. По традициям своего времени он еще с рождения был записан в полк, а в четыре года «произведен» в прапорщики! С 19 лет Воронцов уже по-настоящему воюет - с турками, шведами и французами. В знаменитой битве под Бородино молодой граф получает ранение. В 1815-1818 годах Воронцов командует русским оккупационным корпусом во Франции. Также принимает участие в кавказских походах, за что в 1845 году возведен в княжеское достоинство.

Не менее плодотворна деятельность князя Воронцова и в мирное время. Значительный след о себе он оставил в Новороссии, которой управлял будучи в чине губернатора с 1823-го по 1844-й год. В те времена край, доверенный ему, включал в себя значительную часть Северного Причерноморья, в том числе и Крым. Воронцов оказался отличным хозяйственником. В период его правления экономически выросли Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь. Губернатор распоряжается провести дороги, в том числе великолепное южнобережное шоссе в Крыму. В это время учреждается пароходство по Черному морю, закладываются основы виноградарства и тонкорунного овцеводства.

«Он владел большим богатством - своим и своей жены, графини Браницкой, - и огромным получаемым содержанием в качестве наместника и тратил большую часть своих средств на устройство дворца и сада на южном берегу Крыма», - писал о графе Лев Толстой в «Хаджи Мурате».

Для возведения своей мечты Воронцов не жалеет ни средств, ни времени, ни человеческих ресурсов. Строительство дворца продолжалось 20 лет - работы велись с 1828 по 1848 годы! Для создания проекта приглашается Эдвард Блор, являющийся придворным архитектором английской королевы Виктории. Ему принадлежат проекты многих знаменитых зданий - замка Вальтера Скотта в Шотландии и Букингемского дворца в Лондоне. До сих пор неизвестно, приезжал ли Блор в Алупку, но ему удивительным образом удалось идеально сочетать архитектуру с окружающим горным пейзажем. Возможно, прожектера озарило вдохновение, но не исключено, что он все же приезжал в Крым, чтобы ознакомиться с местным рельефом.

К моменту воплощения проекта Блора фундаменты и первая кладка портальной ниши центрального корпуса уже были готовы. Изначально дворец строился по проекту архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона.

Возводить дворец приезжают потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Таким образом, шикарную резиденцию строили оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний. Прекрасное архитектурное произведение возводилось вручную при помощи примитивных инструментов.

Первым вырос столовый корпус, затем был выстроен Центральный. В 1842 году к столовой была пристроена бильярдная. А в 1838-1844 годах оформлялся Парадный двор, строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов. Последним был построен библиотечный корпус.

В архитектуре дворца присутствуют элементы различных эпохи стилей, однако архитектурная эклектика смотрится весьма гармонично. Зодчие смело сочетали английский стиль с неомавританским. Яркий тому пример: готические дымовые трубы, напоминающие минареты мечети. Южный вход демонстрирует восточную пышность. Он очень похож на испанский дворец Альгамбра, некогда принадлежащий арабским властителям. На его фасаде шестикратно повторяется надпись на арабском языке, сообщающая: «Нет победителя, кроме Аллаха».

Западная часть фасада выполнена в неоготическим стиле. Со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые очертания замков английских аристократов. Башни дворца весьма разнообразны. Здание украшают всевозможные шпили и купола, резные карнизы и ажурные балюстрады, лестницы и каминные трубы… Неудивительно, что именно здесь в XX веке создавались экранизации Стивенсона и Шекспира, снимались знаменитые «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и много других картин.

Сооружение террасы парка перед южным фасадом дворца было поручено военным. С 1840 по 1848-й годы с помощью солдат саперного батальона были осуществлены масштабные земляные работы.

Летом 1848 года был сделан последний эффектный штрих. На центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов. Очаровательные звери были рождены в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани.

Рай на Земле

Каким бы ни был прекрасным дворец, без окружающего его роскошного парка, он не был бы так притягателен и популярен. Заложенный около 200 лет назад уникальный сад насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира.

Создатель дворцово-паркового великолепия был настоящим волшебником. Немец по происхождению, Карл Кебах мастерски использовал каждый метр пространства. Возводя на территории парка фонтаны, он объединил их в каскады, создавая озера и пруды. Сказочный антураж гармонично дополняют растительные композиции. Каждый экзотический кустик талантливый садовник любовно высаживал в специально привезенный чернозем.

Любопытно строение садового ансамбля. Он состоит из Верхнего и Нижнего пейзажных парков. Верхний - «алупкинский хаос» представляет собой массивы природного диабаза, гранитные глыбы, хаотично разбросанные, как будто стихией. Есть тут и пещеры с гротами, и кратер потухшего вулкана. Суровые пейзажи из камня смягчены видами уютных аллей Нижнего парка. Словно струящиеся по склонам террасы окаймлены итальянскими пиниями.

Парк очаровывает приятными на слух романтичными названиями: Чайный павильон, Лебединое озеро, фонтан Мария. Последний, украшенный у основания белыми розами, является копией Бахчисарайского фонтана. Удивителен водопад Фрейшютц. Его струи при падении рассекаются, словно прозрачная фата невесты. Прогуливаясь в Верхнем парке по Солнечной, Платановой, Каштановой полянам, ловишь себя на мысли, что находишься в настоящем раю, и эта сказка реальна!

Михаил Воронцов, между прочим, как и многие известные и влиятельные фигуры своего времени принадлежал к масонской ложе. Поэтому в его резиденции и в парке можно обнаружить тайные знаки и символы могучего братства.

Новая история

Три поколения семьи Воронцовых наслаждались жизнью в построенном их дедом великолепном дворце. Перед Октябрьской революцией 150 комнат замка представляли собой роскошные апартаменты, украшенные античными скульптурами, антикварной мебелью и картинами. Полотна, украшающие стены, принадлежали кисти великих живописцев. До сегодняшнего дня чудом сохранились картины Левицкого, Боровиковского, Айвазовского, а также итальянских, английских и французских художников. Дополняли интерьеры дворца бронзовые канделябры, изделия из фарфора, хрусталя, малахита, антикварные вазы. Парадные комнаты были заставлены мебелью из красного дерева, ореха и дуба, изготовленной лучшими русскими мастерами.

Пришли иные времена, и Воронцовский дворец вместе с его сокровищами был национализирован. В середине 1921-го года он стал функционировать как музей. Во время Великой Отечественной войны экспонаты Алупкинского музея эвакуировать не удалось. Дважды дворец подвергался угрозе разрушения, и оба раза его спасал старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Немцы вывезли весомую часть художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Трагические эпизоды истории Воронцовского дворца описаны в книге «О чем молчат львы», созданной на основе воспоминаний Щеколдина

С 4 по 11 февраля 1945 года Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. В это время проходила эпохальная Ялтинская конференция.

С 1945-й по 1955-й годы апартаменты в Алупке использовались в качестве государственной дачи. В 1956-м году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей. И, наконец, с 1990-го года Алупкинский дворцово-парковый комплекс стал музеем-заповедником. Новый статус очень важен, он позволяет учреждению защищать парковую зону от непрофильного использования, в частности, от коттеджной застройки. Это явление сегодня - головная боль Крыма. Будем надеяться, что райский уголок под названием Воронцовский дворец останется заповедной зоной на долгие времена и будет радовать «всяк входящего в него» красотой и благородством.