Экскурсия по гостинице. Гостиница Метрополь: экскурсия, интерьеры номеров, ресторан

04.02.2022 Азия

Сегодня мы совершим экскурсию в пятизвездночную гостиницу Метрополь, которая находится в самом центре Москвы (Театральный проезд, д. 2). «Метрополь» – легендарный московский отель с более чем 100-летней историей. Его сокровищницу составляют сотни предметов антиквариата и произведений искусства XVIII–XIX веков.

Строилась в 1899-1905 годах; инициатором строительства был Савва Мамонтов. В январе 1899 года был объявлен конкурс на лучший проект «первоклассной гостиницы». Принять в нем участие могли русские и иностранные специалисты. Первое место занял проект знаменитого русского архитектора Л. Кекушева. Тем не менее реализовали тот, что занял четвертое место. Его автором был 28-летний архитектор Вильям Валькотт. В том же 1899 году начались строительные работы.
5 марта 1905 года (по нов. стилю) открылась гостиница «Метрополь». Роскошный отель стал чрезвычайно популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты. «Метрополь» был построен в новом для Москвы архитектурном стиле модерн, оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, холодильниками и лифтами. Состоятельную публику привлекал и одноименный ресторан.


Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля.


Фасады гостиницы украшают майоликовые панно, самое известное из которых - «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля, оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы.


По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве.


Первоначально все здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна надпись: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин ". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.


Ну, а теперь давайте заглянем внутрь гостиницы класса «5 звёзд»


Светильники на входе, около лестницы

Светильник: девушка с кувшином цветов


В холлах гостиницы установлено множество разнообразных светильников

Один из входов в гостиницу охраняют статуи псов


А возможно "псы" смотрят на потолок, который украшает красивейшее панно


На первом этаже гостиницы естественно находится Ресепшн


Пока ожидаете можно отдохнуть в удобных креслах


Место для встречи (отдыха) под статуей влюбленных:)


Холл перед лифтами, кстати по вечерам тут играют на рояле


Поднимаемся на третий этаж. Подняться можно на четырех лифтах или по лестнице


Холл пред лифтовой


Практически везде в холлах расставлены дорогие фигурки, статуэтки

Красивейший потолок


Место откуда расходятся коридоры к номерам


На стенах висят фотографии знаменитых людей останавливающихся в отеле Метрополь


Вот так когда-то выглядел Театральный проезд около гостиницы Метрополь


Гостиница Метрополь 1924 год


В этой части отеля стены украшают произведения искусства


Широкий коридор ведущий к номерам (обычно в гостиницах коридоры узкие и темные)


Давайте заглянем в номер 4440


В гостинице 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, нет двух одинаковых


В этом номере три комнаты. Можно сказать комната-прихожая


Рабочее место в следующей комнате: стол, стул, зеркало

Для красивого антуража в номере стоит антикварная полочка с чайным с и часами


Вид из окна


Самая большая переговорная или комната отдыха, с роялем в углу


В этой комнате можно попить чай с компанией и обсудить жизненные позиции


Спальня


Туалетная комната

Ванная комната


И заканчиваем знакомство с номером видом из окна на гостиницу Москва и сквер на Площади Революции


Идём смотреть следующий номер (вы же помните, что каждый номер это своя индивидуальность)


в этом номере две комнаты: одна это спальня, другая для отдыха и общения


Рабочее место в номере


В этом номере любят останавливаться звезды кино и эстрады. Номер индивидуален рисунком на потолке


Такую красоту больше нигде не встретите


Напитки и закуски для постояльцев номера


список телеканалов, которые можно посмотреть вечером

И заканчиваем осмотр номера видом из окна, а тут у нас видно гостиницу Москва и Площадь Революции


По ковровой дорожке спускаемся этажом ниже. На лестничном пролете установлены шикарные витражи (они тоже не повторяются)


Очередное место для встречи\отдыха


Зал «Метрополь» – это исторический зал с роскошным убранством в стиле неоклассицизма. Главным его украшением является огромный витражный купол «Сотворение мира», выполненный по рисункам С. Чехонина.


Зал освещают четыре латунных торшера в виде подставки для цветов, а на стенах расположились великолепные бронзовые светильники. Мастерски использованы архитектором эффекты зеркального отражения: огромные зеркала зрительно расширяют пространство, а также создают дополнительный источник освещения.


Заглянем в следующий зал - зал "Брюсов".


Оформление зала выполнено в классическом стиле: канделябры, позолоченная лепнина на колоннах и потолке, зеркало в основательной деревянной раме. Стены зала украшены картинами советских художников.


Вид из окна на Государственный академический Малый театр и Неглинную улицу


Место для встречи в коридоре между номерами


На этом наша экскурсия по гостинице Метрополь подошла к концу. Вот такой он пятизвездночный отель в самом центре Москвы


Мы любим гостиницы. И очень любим гостиницы с историей. И особенно – истории про гостиницы с историей. Поэтому не воспользоваться возможностью посетить с экскурсией знаменитый московский «Метрополь», мимо нарядного здания которого пробегали много раз, посчитали негуманным по отношению к собственному любопытству.

Именно сюда настойчиво предлагали заселиться Воланду Берлиоз и Босой, в одноименный ресторан гостиницы как в одно из самых модных мест советской столицы ходили наши родители и здесь до сих пор с большим удовольствием останавливаются иностранцы, мировые звезды, ну и, конечно, примы и солисты во время гастролей на сцене Большого театра.

Об экскурсиях в одну из старейших гостиниц Москвы мало кто знает. По четвергам и субботам по мере формирования групп их проводит историк «Метрополя» и искусствовед Екатерина Егорова. Наша группа была довольно многочисленной, человек двадцать, видно и слышно отлично, а вот сделать чисто интерьерную фотографию – уже проблема. Но у нас получилось.

Начинается экскурсия по одному из самых ярких историко-архитектурных памятников московского модерна от бывшего главного входа с видом на Театральную площадь. Здесь, за парадными дверями меж двух мраморных волчиц, нам рассказывают о том, с чего началась славная история «Метрополя». На месте старых саун меценат и покровитель нового (по тем временам) искусства Савва Мамонтов задумал построить… грандиозный культурно-развлекательный комплекс, который бы вмещал рестораны, художественные галереи, театр, гостиничную часть и даже спортивный центр с катком. В 1899 году был объявлен конкурс, и среди представленных архитектурных работ Мамонтову приглянулся проект Вильяма Валькота. Правда, спустя некоторое время Мамонтов был обвинен в растратах, и здание перешло к новым владельцам, которые решили пригласить архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова для доработки проекта и продолжения строительства здания теперь уже как роскошной гостиницы. Отель был открыт в 1901 году. Однако в том же году произошел сильный пожар, потребовавший значительной реконструкции здания. И только в 1905 году состоялось второе рождение «Метрополя» – его торжественное открытие.

Так мы узнаем возраст охраняющих бывший некогда парадным вход волчиц – 110 лет. Вглядываемся в барельеф на потолке, изображающий мужчину и женщину, пытаясь разгадать его символику.

Холл из бельгийского и швейцарского мрамора оформляла та же мастерская, что создавала парадные интерьеры ГМИИ им. Пушкина. Здесь расположился уютный бар «Шаляпин», где и оплачивается экскурсия, а после ее окончания предлагается бокал шампанского или морс.

От входа двигаемся в лифтовой вестибюль. Пол уже не швейцарского мрамора, но все же гранитный, с историей. Стены облицованы ониксом. И здесь мы обнаруживаем то, чем особенно хорош «Метрополь»: тут можно не только полюбоваться на росписи, мозаику и лепнину кистей и рук известных художников, подойти на расстояние невытянутой руки к старинным скульптурам, картинам и вазам разных эпох, но и посидеть на диванах, креслах и стульях, которые как минимум ровесники тем волчицам у входа. Служащий здесь по назначению антиквариат передан «Метрополю» из сокровищниц Гохрана. Интересно, что Екатерина Егорова, рассказывая о гостинице, говорит от первого лица: «у нас останавливались», «нам передали», «мы сохранили», – снижая пафос статусного доходного заведения до общенационального достояния и своего, особенно любимого московского дома.

Каркас шахты лифта с цветочной мозаикой в стиле модерн сохранен на всех этажах, хотя сами кабины, конечно, заменены на современные. Говорят, именно этот лифтовой вестибюль изобразил на одной из своих ранних картин Казимир Малевич.

Затем группа поднимается на четвертый этаж, распределившись между новыми грузовыми лифтами и лестницей, что вьется вокруг шахты старого лифта. В окнах – витражи, на постаментах – скульптуры, на потолке – росписи. Уже здесь отчетливо проявляется многостилевое нутро модернистского «Метрополя». Затем Екатерина ведет нас в атриум, откуда расходятся широкие коридоры к номерам и многочисленным залам гостиницы.

На стенах атриума фотографии знаменитых постояльцев, по которым так просто проследить стремительную историю «Метрополя», и заодно всей страны. Гостиница оказалась в центре революционных событий. После 1917 года здесь обосновались большевики: в номерах жили руководители Народного комиссариата, в залах проводили заседания ВЦИК, Свердлов в одном из самых популярных в то время номеров устроил себе приемную, Чичерин разместил в гостинице свой Наркомат иностранных дел, – холеный «Метрополь» стал известен как Второй Дом Советов (Первый – «Националь»). Шаляпин, Врубель, Рябушинский, Комиссаржевская, Брюсов и Бунин на время отступают перед портретами Сталина, Ленина, Бухарина и Свердлова – и снова они, гости роскошного отеля: здесь жили Мандельштам, Мариенгоф, Куприн, Барбюс, Прокофьев, Вертинский, останавливались Брехт, Шоу, Стейнбек… всех и не запомнить, – в конце 20-х «Метрополь» снова становится первоклассной гостиницей. Правда, процесс выселения квартир растянулся на несколько десятилетий: последняя была освобождена только в 1964 году.

Галерея портретов известных гостей и постояльцев обвивает стены атриума на всех этажах. Кстати, колонны по углам перил на каждом этаже оформлены по-своему: где-то их венчает золотой клыкастый пан, где-то – нежная белолицая дева. Характерная черта эпохи модерна – уникальность, неповторимость отделки – прослеживается и в номерном фонде: 390 номеров – и все разные по планировке и внутреннему убранству.

В 1986 году порядком обветшалая гостиница закрылась (вместе со страной) на перестройку, то есть реставрацию. Период новой истории у обеих начался в 1991 году.

Группа следует дальше – в зал «Боярский», от псевдодревнерусского колорита которого меркнет модернистский дух «Метрополя». Под купольными сводами, расписанными узорами в боярском стиле (Чехонин, Кузнецов) и украшенными имитацией древнерусских мозаики и литья, дивная акустика. Говорят, что определенную роль в этом играет огромная хрустальная люстра сложной формы и весом в тонну. Реставраторам пришлось здесь немало потрудиться: столетние стены многократно перекрашивались – росписи Чехонина были скрыты под девятью слоями краски!

К Древней Руси отсылают и резной балкон, и антикварный медведь в углу. Чучелу, переданному «Метрополю» для поддержания русской традиции ставить чучела животных в ресторанах с национальной кухней, примерно сто лет. Когда-то он стоял в «Савое» и предположительно был описан Стейнбеком в «Русском дневнике».

И вот, наконец, мы спускаемся на этаж ниже, проходим через нарядный холл с привычным уже антиквариатом – кресла с резными лебедями, столик с нимфами, картина с заливом в ночи, витиеватое позолоченное зеркало, лепнина, колонны, канделябры… Именно здесь нам рассказывают о том, как проверяется и охраняется каждая из почти 800 антикварных единиц, возвращенных или переданных на временное хранение из госзапасников «Метрополю»: заполнили уникальный архитектурный объект вполне себе уникальным содержимым.

По широкому, выложенному красно-зелеными коврами коридору вдоль картин и лепнины на его стенах Екатерина ведет нас на осмотр «люксика», как нежно экскурсовод называет номер 3305 с видом на Театральную площадь. В светлом, в кремово-сиреневую полосочку номере останавливались Пьер Карден, Пьер Ришар, Жерар Депардье…

Кровать с альковом, отделанный деревом расписной потолок: облака в голубом небе – и два хитро выглядывающих из деревянного обрамления зеленых попугая. Полагаем, французы должны были оценить чувство юмора художника.

Собранную на радость богатым постояльцам красоту портят только на удивление грязные окна. Екатерина объясняет, что мытье окон – это большая проблема для отеля, с которой справляются только альпинисты. И скоро, наверное, они «к нам» прибудут.

По пути в следующий люкс нам рассказывают о некоторых постояльцах: в этом номере жил печально известный Ли Харви Освальд, здесь – Владимир Познер с семьей после возвращения в страну; с животными в «Метрополь» нельзя, но тут в качестве исключения обитала Патрисия Каас со своей голой собачкой, этот же номер выбирает для себя в каждый приезд с гастролями в Большом Диана Вишнева. «У нас были все», – не без оснований добавляет Екатерина.

Второй осмотренный люкс оказался барочно-золотым с нежно-голубой оправой. Мебель под XVIII век, шелковые обои, портрет девы в синем, вид – на Театральную площадь.

Этот номер любят молодожены и гостящие в Москве европейские принцессы, и даже, поговаривают, королевы, вроде тогда еще правящей испанской Софии и королевы Нидерландов Беатрикс.

Напоследок экскурсовод оставляет самое «сладкое» – один из двух президентских люксов, которому тоже есть что добавить к многослойной и непростой истории российского «Метрополя».

В номере 3364 жили Ким Чен Ир, Марлен Дитрих, Жак Ширак, Пласидо Доминго, Поль Мориа, Элтон Джон и Майкл Джексон… Наверняка список почетных гостей растянулся бы надолго, но имя короля поп-музыки вызывает особое оживление в группе, и Екатерина вспоминает, как сложно было обеспечить Джексону безопасность во время входов и выходов из гостиницы, как «Метрополь» в очередной раз осаждали – теперь уже не революционеры – фанаты певца в 1993 году, как он пожелал жить непременно с видом на Лубянку.

На исходе часа мы вновь спустились в лифтовой вестибюль первого этажа и прошли в зал знаменитого на всю Москву ресторана «Метрополь». Именно здесь пел Шаляпин, выступали Ленин и Троцкий, проходили заседания ВЦИК (а после заседаний зал превращался в столовую); именно сюда ездил Степа Лиходеев накануне самого запоминающегося утра своей жизни.

Сейчас по утрам тут накрывают завтраки (с 7:30 до 10:00) для постояльцев и людей с улицы. Примерно 2 тысячи рублей с человека за утренний «шведский» стол и возможность под звуки живой арфы выпить чашку кофе в великолепном неоклассицистическом зале 1910-х годов, к которому приложили руку многие видные деятели искусства и архитектуры начала XX века, например: перекрытия зала разрабатывал знаменитый инженер Шухов.

Закрепить усвоенное можно в начальной точке экскурсии – в симпатичном баре «Шаляпин» бокалом шампанского и обсуждением увиденного.

С первого взгляда, «Метрополь», многоликий и противоречивый, кажется собранием разрозненных предметов в обрамлении своеобразного русского ар-нуво. Но этот основательный соглядатай целого века нашей сложной истории не только уникальный памятник архитектуры и истории, музей-хранилище богатого художественного наследия для избранных (майоликовое панно Врубеля на фасаде может увидеть каждый, а вот оценить интерьерные росписи по эскизам Васнецова и Коровина – далеко не все), но и явный носитель во многом противоречивого национального духа и характера: утонченный и основательный, деловой и величавый, прозападный и великорусский, патриархальный и космополитичный, цельный и многоликий. Вот такой он, «Метрополь» изнутри.

«Метрополь» - одна из самых известных гостиниц в центре Москвы, чье здание, наряду с Большим театром, формирует внешний вид Театральной площади. Над его созданием трудились архитекторы Вильям Валькот, Лев Кекушев и Николай Шевяков, а внутренний декор был выполнен по эскизам Виктора Васнецова и Константина Коровина.

Отель был открыт в 1905 году и почти чудом пережил революции и войны, не потеряв свой статус. Историю легендарного «Метрополя» рассказал в своей книге писатель Амор Тоулз .

Роман «Джентльмен в Москве » о русском аристократе Александре Ростове, «сосланным» большевиками в «Метрополь» на несколько десятилетий без права выйти из отеля, стал настоящей сенсацией в США и Европе. Туристы со всего мира просят персонал отеля показать им те комнаты, бары и гостиные, в которых бывал граф Ростов. Нашему журналу была предоставлена уникальная возможность пройтись по этим помещениям. Следуйте за нами!

Знаменитый фасад

«Мужчина в зимнем пальто прошел всю Красную площадь и вышел на Театральную. Он внимательно посмотрел на здания Большого и Малого театров, потом на отель “Метрополь” и пришел к выводу, что его фасад с мозаиками Врубеля нисколько не изменился ».

Герой, о котором говорит Тоулз - лучший друг Ростова, Михаил Миндих, вернувшийся из лагерей и, несомненно, помнящий дореволюционную Москву с ее прекрасными зданиями разных стилей и эпох. «Принцесса Греза», которую видит Миндих - одно из самых известных панно Москвы, выполненное Михаилом Врубелем по заказу Саввы Мамонтова. Панно стало копией врубелевской работы, выставленной на нижегородской выставке, а позже в специальном павильоне в столице. Тогда, в конце XIX века, публика враждебно приняла это произведение, но прозорливый Мамонтов не сдался. Он заказал копию «Принцессы Грезы» в керамике, чтобы украсить ею фасад «Метрополя». И вот уже более ста лет панно неизменно радует глаз москвичей.

Ресторан «Боярский»



«На втором этаже “Метрополя”, с северо-западной стороны здания, располагался ресторан “Боярский” - лучший ресторан в Москве и, вполне возможно, во всей России. В ресторане были сводчатые потолки, придававшие помещению вид боярских палат, элегантная обстановка, услужливые и предупредительные официанты, а также лучший в столице шеф-повар. Ресторан был настолько популярен, что каждый вечер перед входом туда стояла толпа людей, но войти могли только заказавшие столик и те, чьи имена значились в книге метрдотеля Андрея ».

Савва Мамонтов, начавший строительство «Метрополя», мечтал объединить под одной крышей оперный театр, художественную галерею, современную гостиницу, рестораны и спортивные залы. Судебный процесс и разорение помешали меценату осуществить свой грандиозный замысел, а новые владельцы оказались меньшими романтиками, но хочется верить, что столь богатая и обстановка отеля - дань идеям мецената Мамонтова. Банкетный зал «Боярский» по интерьеру напоминает русский храм, даже рисунок на стенах повторяет церковные орнаменты. После революции это великолепное помещение использовалось и как танцевальный класс, и как общежитие.

Работа «Метрополя»



«Историки утверждают, что на протяжении последних двух столетий наша культура распространялась по стране из салонов Петербурга. Именно из расположенных на Фонтанке салонов новые блюда, моды и идеи делали робкие шажки в русском обществе. Но происходило все это исключительно потому, что под салонами, зачастую в полуподвалах и подвалах, находилось много людей, которые своим трудом обеспечивали хорошую жизнь наверху. Это были повара, дворецкие, лакеи, курьеры, которые работали для того, чтобы общество могло обсудить теорию Дарвина и новые картины Мане. Точно по такой же схеме работал и «Метрополь». Начиная с открытия отеля в 1905, году там собиралась самая интеллектуальная, влиятельная и блистательная публика, однако яркий глянец и безукоризненная элегантность этих людей обеспечивались усилиями сотрудников нижних этажей ».

Нет практически ни одной книги или статьи об истории русской архитектуры модерна, где бы не упоминалось здание этой гостиницы. Оно было знаменито не только своей красотой, но и удобством. Отель «американского типа» был первым в России по уровню инженерных новинок и одним из лучших по уровню подготовки персонала.

Интерьеры отеля

«Номер 208 был выполнен в стиле венецианского палаццо. Это был один из лучших номеров отеля. Пребывание большевиков с печатными машинками, которые наконец уехали в Кремль, не оставило на номере никаких следов. Потолок был расписан аллегорическими фигурами, смотрящими вниз с небес. Спальня и гостиная были гигантских размеров ».

Особенность интерьеров Метрополя заключается в том, что все комнаты, гостиные и банкетные залы оформлены в разных стилях. Своей уникальностью они создают перекличку эпох. В рамках одного здания художники и архитекторы попытались представить культурную историю человечества!

Большой банкетный зал

«Декабрь, “Пьяцца”... Со времени открытия “Метрополя” москвичи считали рестораны отеля одними из лучших мест в городе для встречи Нового года. Уже первого декабря в “Пьяцце” стояла елка, на которой висели гирлянды и венки. К восьми часам тридцать первого декабря, к моменту, когда начинал играть оркестр, все столики были уже заняты. Около девяти часов официанты стаскивали отовсюду стулья, чтобы разместить всех прибывавших гостей. На каждом столе (вне зависимости от достатка людей, которые за ним сидели) стояла черная икра, которую, как известно, можно есть хоть ложкой, хоть черпаком.

<...>

Софья не была настолько не от мира сего, чтобы не знать, кто такие слоны, но она никогда прежде не видела такого роскошного зала, как в “Пьяцца”. Ее поразили не только элегантная обстановка зала и его размеры, но и стеклянный потолок, зимний сад и фонтан в самом его центре! »

Банкетный зал на первом этаже отеля знаменит своим куполом, созданным по проекту инженера Шухова (да-да, того самого, который построил первую в России радио- и телебашню), а эскизы для росписей плафона подготовили художники первого ряда. Известен зал и своей историей. До революции здесь пел Федор Шаляпин, а после место на сцене заняли Ленин и Троцкий. Когда-то давно именно здесь познакомились Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Знал ли эту историю Амор Тоулз? Возможно, ведь его герой спасает первое свидание очень уж застенчивых юноши и девушки.

Бар «Шаляпин»



«Бар был расположен в фойе. В нем была стойка из красного дерева и задняя стенка, плотно заставленная бутылками. Это был бар несколько в американском стиле, и про себя граф называл его “Шаляпиным” в честь великого певца, который часто заходил в него до революции. Раньше здесь всегда было много людей, но в тот вечер посетителей было мало, и обстановка в целом напоминала пустую церковь между службами, место дум и размышлений. Впрочем, такая атмосфера очень подходила настроению графа в тот вечер ».

Этот бар - еще одна важная часть «Метрополя». Он находится у того входа, который считается центральным. Пройти мимо и не заметить стойку и барменов просто невозможно. А еще здесь всегда можно найти экземпляр книги «Джентльмен в Москве».

Заложники «Метрополя»

«Нина прожила в отеле уже десять месяцев потому, что и она была в какой-то мере заложницей “Метрополя”... ».

Коллизия героев романа «Джентльмен в Москве» заключается в том, что все они по тем или иным причинам не могут покинуть гостиницу и вынуждены оставаться здесь, изучая отель, словно подземный город. И это метафора всей истории отеля.

Были времена, когда «Метрополь» превратили в общежитие, и в одном номере обитали по 2-3 семьи. Среди таких жильцов были Осип Мандельштам и семья Людмилы Петрушевской. Правительство быстро осознало, что столь удобный и красивый отель нужно использовать по назначению, и сделало гостиницу для интуристов, однако последняя семья съехала отсюда лишь в 60-х годах прошлого века. В разное время гостями отеля были Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек и многие другие писатели, артисты и политики. Видимо, американского писателя Амора Тоулза «Метрополь» тоже сделал своим «заложником», иначе бы не родилась история о джентльмене в Москве - самом счастливом, и, одновременно, самом несчастном человеке в советской России.


Гостиница Метрополь класса «5 звезд» находится в центре рядом с Большим театром.

До Метрополя на этом месте была гостиница с банями купца Челышева, которую выкупил в 1890-х годах Савва Мамонтов, задумавший построить здесь шикарный гостиничный комплекс в стиле модерн. Строительство началось в 1899 году, но вскоре магнат потерпел финансовый крах, и достраивали здание уже новые владельцы.

В 1905 году роскошный Метрополь был построен.

Фасады здания украшают майоликовые панно, некоторые, в том числе центральное «Принцесса Греза», изготовлены по эскизам Врубеля.

Обратите внимание на скульптурный фриз «Времена года» над балконами: он располагается по всему периметру здания.

Также гостиницу опоясывает надпись из майолики с цитатой Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». После революции на одной из сторон фасада было добавлено «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин».

Из-за своего центрального расположения и близости к Кремлю Метрополь оказался в центре революционных событий: шесть дней шли сражения между юнкерами и красногвардейцами под руководством М. Фрунзе, здание подверглось обстрелу артиллерии.

После победы пролетариев в Метрополе на втором этаже разместил свою приемную Свердлов, в ресторане проводились заседания ВЦИК, на которых выступали Ленин и Троцкий, а в номерах жили большевики.

В конце 20-х годов Метрополь снова становится главной московской гостиницей. В разные годы здесь жили Бертольд Брехт, Бернард Шоу, Сергей Прокофьев, Александр Куприн, Мао Цзедун, Пьер Ришар, Жерар Депардье и другие гости самого высокого ранга.

Пройдемся по первому этажу. Холл, где находится рецепшн отеля:

Ресторан «Европейский». Мраморные колонны и стены, лепнина, зеркала и живописные работы на потолке — интерьер ресторана выдержан в классическом стиле.

Роскошный ресторан «Метрополь» с витражной крышей. Завтраки сопровождаются живыми звуками арфы.

Лестница с большими витражными окнами.

Атриум отеля.

Коридоры устланы мягкими коврами. На стенах висят картины — подлинники и копии известных произведений.

В холлах — антикварная мебель. Хорошо сохранившийся старинный гарнитур из карельской березы на ВИП-этаже.

Настенный светильник-ангел.

В Метрополе нет двух одинаковых номеров, везде разные антикварные предметы интерьера и мебель, шикарные люстры 18-20-х веков, во многих апартаментах стены обиты шелком, на потолке – роспись и лепнина. Каждый номер – своего рода мини-музей. Площадь небольшая: люксы по 40-50 кв м, президентские номера – около 100 кв м.

Интерьер одного из люксов:

Альков с кроватью.

Вид из окна на Театральный проезд и Неглинную улицу.

Еще один люкс. Отделка выполнена в нежных светлых тонах, этот номер часто выбирают молодожены.

Вид из окна этого люкса — на Театральную площадь, Большой театр, здание Государственной думы.

Многие предметы искусства принадлежат государству, их сохранность регулярно проверяет госкомиссия.

Президентский номер 3364. В 1993 году здесь жил Майкл Джексон, останавливались Ким Чен Ир, Жак Ширак, Марлен Дитрих, Элтон Джон, Арнольд Шварценеггер и многие другие мировые знаменитости. Мебель – антикварная, из карельской березы. В шкафу-витрине – драгоценный мейсенский фарфор. Проживание стоит 85 000 рублей в сутки.

Лев на старинном пианино «Стейнвейн», сделанном в Гамбурге в 1913 году. На нем играли Поль Мориа и Мишель Легран во время своих приездов в Москву. Майклу пианино тоже понравилось.

Спальня совсем небольшая. Кровать тоже антикварная, немного меньшего размера, чем современные.

Если номера в Метрополе разные, то ванные комнаты — везде одинаковые и ничем особенным не отличаются. В президентских апартаментах есть небольшая сауна.

Джексон попросил номер, из которого будет видно здание КГБ.

Второй президентский номер.

Кресло работы венецианских мастеров.

Еще несколько деталей этих ВИП-апартаментов:

В Метрополе все пропитано историей, здесь чувствуется дух старины, который бережно сохраняют. Уникальная архитектура и антиквариат в стиле модерн, внушительный перечень живших здесь исторических личностей — это действительно гостиница-музей, достопримечательность Москвы.

Как доехать до гостиницы Метрополь

На общественном транспорте: ст. м. «Театральная», «Охотный ряд», «Площадь революции», «Лубянка» далее 2-3 минуты пешком.

Адрес: Театральный проезд, дом 2