Стиль дворцовой площади. Дворцовая площадь

04.02.2022 Азия

Дворцовая площадь находится в самом центре Санкт-Петербурга. Это место любимо всеми жителями города. И многочисленные туристы, приезжающие в Северную столицу, начинают осмотр достопримечательностей именно отсюда. Размер площади почти 5 гектаров, для сравнения это в два раза больше Красной площади в Москве.

Дворцовая представляет собой целый архитектурный ансамбль, состоящий из исторических зданий. По краям ее обрамляют Зимний дворец, Главный штаб с триумфальной аркой и Штаб гвардейского корпуса. А в центре возвышается высоченная Александровская колонна, украшенная воинственным ангелом. Другие площади Питера хоть и имеют свои отличительные особенности, таким размахом и великолепием похвастаться не могут.

Это место пропитано историей. Здесь проходили многочисленные митинги, отсюда читали свои указы императоры. А еще все помнят такие события на Дворцовой, как «Кровавое воскресенье», когда разгоняли протестующих рабочих (погибло около 200 человек и были ранены порядка 800), и штурм Зимнего дворца в 1917 году, после которого история страны повернулась с ног на голову. Но в наше время это место интересно не только с точки зрения истории. Здесь проводят многочисленные развлекательные мероприятия. Концерты, флэшмобы и другие шоу на Дворцовой площади собирают тысячи людей.

Немного истории

История Дворцовой площади начинается в конце XVIII века, когда императрица Екатерина Великая решила облагородить территорию перед Зимним дворцом. Для работы привлекли знаменитого на то время архитектора Ю. Фельтена. Он сделал чертежи, предложив построить дополнительные здания. Но воплотить свою идею в жизнь не смог, скончался. И всю основную работу потом делал не менее прославленный мастер – К. Росси.

В основу своего проекта этот архитектор положил великую победу русской армии над войсками Наполеона. Он решил увековечить это историческое событие в камне. В первую очередь, это коснулось здания Главного штаба. Мало того, что оно и тогда, и сейчас является самым длинным в мире. Посередине дома сделана триумфальная арка – таким образом, К. Росси оригинально разделил два крыла здания. Высота арки 28 метров, а ширина – 17 метров, наверху ее украшает громоздкая скульптура колесницы.

Спустя 15 лет (1834 год) появилась та самая Александровская колонна. Ее автор – архитектор О. Монферран, который по иронии судьбы был французом. Это сооружение также символизирует победу над Наполеоном. Например, ангел на вершине попирает крестом змею, что является ярким выражением торжества Добра над Злом.

И наконец, финальным штрихом современной Дворцовой площади стало здание Штаба гвардейского корпуса. Оно появилось в 1843 году благодаря стараниям архитектора А.Брюллова.

Интересно, что все здания построены в разных архитектурных стилях, но это совершенно не портит картину. Наоборот, они умело сочетаются друг с другом.

Туристическая Мекка

Если приедете в Петербург, Дворцовая площадь предстанет перед вами похожей на человеческий муравейник. Особенно во время больших праздников. Например, на Новый Год на Дворцовой площади не протолкнуться. Но и в обычный день здесь всегда много людей – в основном туристов, которые перемещаются организованными группами из одного здания в другое. Да и сами горожане с удовольствием проводят здесь свои выходные, так как на Дворцовой всегда не скучно.

Здесь уже давно обосновались уличные артисты и музыканты. Конечно, они не выступают в самом центре площади, предпочитая держаться периферии. Там же располагаются и продавцы сувениров. А если есть желание перекусить, то рядом с Дворцовой есть масса уютных кафе и дорогих ресторанов.

Дворцовая площадь(с 1918 до 1944 площадь Урицкого) — главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века.

Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна.
Её размеры составляют около 5 га (примерно вдвое больше Красной площади в Москве). В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.

*Изображения кликабельны

Вид на площадь из Зимнего дворца

Зимний дворец.

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах по проекту итальянского архитектора Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко. С 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. 29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время, вынесенное из дворца имущество, было сложено вокруг Александровской колонны. В 1838—1839 годах дворец был восстановлен по проектам архитекторов под руководством В. П. Стасова, А. П. Брюллова и других. С июля по ноябрь 1917 года Зимний дворец служил местом заседания Временного правительства. В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого Зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли.

Первоначальное название Адмиралтейский луг (включал также территорию современного Александровского сада) известно с 1736 года. Дано по Адмиралтейской верфи. Наименование существовало до 1772 года.

История названия
Наименование Дворцовая площадь известно с 1766 года. Дано по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь.
В октябре 1918 года площадь была переименована в площадь Урицкого (в честь М. С. Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК, убитого 30 августа 1918 года при входе в здание Главного штаба).
13 января 1944 года вышло постановление о возвращении 20 исторических наименований, в том числе и Дворцовой площади.

Предыстория площади связана с закладкой 5 ноября 1704 года Адмиралтейской крепости-верфи. Согласно требованиям военного времени Адмиралтейство окружили валами и рвом. Перед ним простиралось обширное открытое пространство — гласис, необходимый для действий крепостной артиллерии в случае вражеского нападения с суши.
Вскоре после основания Адмиралтейство утратило функцию боевой крепости и вместе с ней постепенно ушло в прошлое и фортификационное значение гласиса. Первое время его территорию использовали для складирования и хранения строительного корабельного леса, больших якорей, других адмиралтейских припасов.
Примерно с 1712 по 1717 годы на части бывшего гласиса находился Морской рынок, а территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг.


Проспект Адмиралтейства и около лежащих строений. Г. А. Качалов. 1753

В 1721 году по инициативе Петра I была заложена основная планировочная схема Санкт-Петербурга в виде трелучника, исходящего от Адмиралтейства.
Два луча (нынешние Невский и Вознесенский проспекты) возникли при Петре I, а третий луч (современная Гороховая улица) появился в 1736—1737 годах.
Лучи этих трёх магистралей разделили огромный Адмиралтейский луг на несколько частей. Со времени царствования Анны Иоанновны в этом месте за казённый счёт устраивались празднества с фейерверками и народными гуляньями. На лугу на время торжеств по высочайшим указам возводили потешные павильоны, дворцы, устраивали винные фонтаны, жарились гигантские туши быков, которые затем отдавались на съедение народу.
До 1760-х годов Адмиралтейский луг служил вспомогательной строительной площадкой императорского Зимнего дворца. В промежутках между перестройками дворца луг использовался для строевых учений воинских частей и выпаса придворного скота.

16 июня 1766 года на Дворцовой площади состоялась знаменитая Петербургская Карусель, отличавшаяся особой роскошью, фантазией и размахом.
Участники Карусели делились на четыре кадрили: Римскую, Славянскую, Турецкую и Индийскую. Каждая группа имела соответствующие наряды, лошадинную сбрую, вооружение, особые колесницы для участвующих в состязании дам и даже различные музыкальные инструменты — всё это делали специально для праздника.
По проекту Антонио Ринальди на площади, которая в то время представляла поросший травой луг, были построены пятиярусный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей с отдельными ложами для Екатерины II и двенадцатилетнего великого князя Павла Петровича. Поверху шла балюстрада, украшенная вазами, а барьер расписан гирляндами, воинскими доспехами, львиными головами. Участники Карусели были в роскошных туалетах.
Зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных камнях и кавалерских и конных золотых и серебряных уборах, на цену многих миллионов рублей. Победителями среди дам стала графиня Наталья Чернышева, а среди кавалеров Григорий Орлов в уборе римского воина на гнедом коне.

Возникновение и развитие площади

Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула.
Акварель В. С. Садовникова. 1830-е годы

«§ 113. Дворцовая площадь перед зимним дворцом окружена построенными ИМПЕРАТРИЦЕЮ в 1788 году тремя домами наподобие амфитеатра. На одной сделаны две беседки с загородками и скамьями из дикого камня под железною кровлею, в которых зимою раскладывается огонь для кучеров, стоящих на улице во время съезда при дворе. На сей площади сменяется гвардия, вступающая на караул, и при великих торжествованиях даются здесь народу жареные быки и фонтаны с вином. В торжественные дни от гвардии и прочих команд производятся на оной поздравления музыкою и барабанным боем.» 1794 год.

Основой застройки Дворцовой площади стал существующий пятый Зимний дворец (1754—1762, архитектор Б. Ф. Растрелли).
Фасады Зимнего дворца обращены к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовую площадь.
Южный, замыкающий площадь, прорезан аркой. В 1779—1784 годах вдоль южной границы площади возвели четыре дома по проекту Ю. М. Фельтена. На их месте в 1819—1829 было воздвигнуто дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси) с триумфальной аркой. Два корпуса, соединённые аркой, охватывают пространство площади, придают её облику торжественность и монументальность.
Росси решил градостроительную задачу, создав композицию в рамках сложного плана участка, заданной Фельтеном дугообразной линии границы площади и острого угла площади с рекой Мойкой


*Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра

В 1837—1843 годах с восточной стороны Дворцовой площади на месте Экзерциргауза (1797—1798, архитектор В. Бренна) по проекту архитектора А. П. Брюллова построено большое здание штаба Гвардейского корпуса.
В 1830—1834 годах в центре площади по проекту архитектора Огюста Монферрана была возведена Александровская колонна (фигура ангела выполнена скульптором Б. И. Орловским). Как и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам русского оружия в войне с Наполеоном.

С юго-западной стороны до 1840-х годов на углу Дворцовой площади и Невского проспекта находилось здание Вольного экономического общества. В 1845-1846 годах на этом месте построено здание (арх. И. Д. Черник), фасад которого гармонично сочетается с фасадом Главного штаба. С северо-западной стороны, между Адмиралтейством и Зимним дворцом до конца XIX века существовала Разводная площадь. Площадь использовалась для развода караула, была образована после уничтожения канала и бастионов Адмиралтейской крепости.
В 1896-1901 годах на её месте перед дворцом был разбит сквер с фонтаном (архитекторы Н. И. Крамской, Р. Шмеллинг, садовод Р. Ф. Катцер).
В 1920-х годах ограда сквера была демонтирована и использована при украшении парка на проспекте Стачек. Сам фонтан был реконструирован в 2007—2008 годах с восстановлением исторического вида.


Бронеавтомобиль "Остин" первой серии британского производства и юнкера на Дворцовой площади Петрограда. Сзади слева видна арка Главного штаба. 1917
Юнкера на Дворцовой. 1917

В ΧΙΧ—начале ΧΧ веков Дворцовая площадь была местом проведения военных смотров и парадов. Девятого января 1905 на Дворцовой площади была расстреляна царскими войсками мирная демонстрация рабочих. В память об этом событии Дворцовая набережная была переименована в Набережную 9-го января (до 1944).
В ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 на Дворцовой площади произошёл решающий бой Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде.

В начале XX века Манежная площадь находилась на территории Адмиралтейской полицейской части.

Перед Первой мировой войной все здания на Дворцовой площади были окрашены в красно-кирпичные цвета, на фоне которых и проходили события 1917 года. В 1940-х годах здания снова перекрасили в присущие им светлые тона


Борис Кустодиев.«Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (1921, Русский музей)

В советское время Дворцовая площадь была местом проведения демонстраций и парадов в дни революционных праздников. С октября 1918 года Дворцовая площадь официально называлась площадью Урицкого (в честь М. С. Урицкого, убитого в здании Главного штаба).

В 1918—1921 году на площади проходили масштабные театрализованные представления «Действо о III Интернационале», «Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца» (постановщики — Никалай Евреинов, Юрий Анненков и другие).
7 ноября 1920 года на площади Урицкого перед 100 тысячами зрителей были разыграны сцены, изображавшие события Октябрьской революции.
В представлении принимали участие 6 тысяч человек.

Интересно, что в годы Великой Отечественной войны, осенью 1941 года рассматривалася вариант размещения на площади аэродрома для истребительного авиационного полка, при этом должна была быть перенесена Александровская колонна и вырублен Адмиралтейский сад, однако от идеи отказались.

Историческое название было восстановлено 13 января 1944 года. В 1977 году на Дворцовой площади были проведены значительные реконструктивные работы и выполнено декоративное мощение, асфальтовое покрытие заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах 4 фонаря по её углам.

20 августа 1991 года на Дворцовой площади прошёл стихийный митинг в знак протеста против действий так называемого ГКЧП СССР. В митинге участвовало около 100 тысяч человек.

В ходе реставрации Дворцовой площади в 2001 году производились археологические исследования. В результате раскопок был найден фундамент флигеля Анны Иоанновны.
В своё время он представлял из себя трёхэтажный дворец, возведённый по проекту Растрелли в 1746 году. В соответствии с планом реставрации площади фундамент был изучен, сфотографирован и вновь зарыт землёй. В качестве одного из вариантов рассматривалась идея оставить фрагмент фундамента для обозрения, закрыв его толстым прочным стеклом.

В 2006 году была выполнена реставрация Александровской колонны.

На Дворцовой площади с 90-х годов XX века проводятся концерты и общественные мероприятия.

Схема площади

Ансамбль площади

Дворцовая площадь представляет единый архитектурный ансамбль. Северной границей является фасад Зимнего дворца, южная граница имеет полуциркульное очертание, образованное зданием Главного штаба, два трёхэтажных корпуса которого соединены триумфальной аркой, увенчанной колесницей победы. В центре установлена Александровская колонна. С восточной стороны площадь обрамляет здание Штаба гвардейского корпуса.


*
Постройка Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 году Зимнего дворца положила начало архитектурному ансамблю Дворцовой площади. Огромный вклад в формирование архитектурного облика внес К. И. Росси, доведя ансамбль до логического завершения. Возведение Росси в 1819-1829 годах здания Главного штаба с триумфальной аркой подчеркнуло парадный характер центральной площади Санкт-Петербурга. Классические колоннады фасадов нового здания образовали композиционное единство с барочными формами Зимнего дворца. Особенно эффектно было рассчитано Росси восприятие фассада дворца со стороны Большой Морской улицы, ведущей к арке Главного штаба. Формирование ансамбля завершили сооружение в её центре Александровской колонны по проекту О.Монферрана и возведение здания Штаба Гвардейского корпуса по замыслу А. П. Брюллова.

« Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастёт народная тропа,Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа. »


Цветная фотолитография XIX века

Воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

Проект был высочайше утверждён в 1829 году, монумент был открыт в 1834 году.
Эскизные рисунки пьедестала выполнил О. Монферран. Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии; отливка была выполнена на заводе Ч. Берда.
Монолит розового гранита был изготовлен в Пютерлакской каменоломне под Выборгом в 1830—1832 годах. С большими сложностями он был перевезён из Пютерлакской каменоломни в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург.
Монолит не закреплён и держится только силой собственного веса.
Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского.
В 1876 году архитектором К. К. Рахау были добавлены декоративные фонари у колонны.

Колонна (нередко её называют Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») — один из известнейших памятников Петербурга.

Зимний дворец.

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах по проекту итальянского архитектора Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко.
С 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. 29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время, вынесенное из дворца имущество, было сложено вокруг Александровской колонны.

В 1838—1839 годах дворец был восстановлен по проектам архитекторов под руководством В. П. Стасова, А. П. Брюллова и других. С июля по ноябрь 1917 года Зимний дворец служил местом заседания Временного правительства.
В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого Зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли)

Здание штаба Гвардейского корпуса (дома 2—4)


*Санкт-Петербург. Дворцовая площадь, Здание Штаба Гвардейского корпуса.

С востока ансамбль Дворцовой площади замыкает фасад здания бывшего Штаба гвардейских войск, построенного в позднеклассическом стиле по проекту архитектора А. П. Брюллова в 1837—1843 годах. На этом месте с конца ΧVIIΙ века находилось здание Экзерциргауза, возведённое В. Бренной. Оно тянулось вдоль Миллионной улицы. В 1827 году был объявлен конкурс на проект строительства театра рядом с Экзерциргаузом, с единым «приличным» фасадом. Но затем от планов отказались.

Перед Брюлловым стояла задача замкнуть гигантский периметр, соединив несовместимое — барочное здание Растрелли с классическим зданием Росси. И он нашёл решение, поставив 4-этажное здание, которое и изящно, и гармонично, но при этом нейтрально.

Сейчас в здании Штаба Гвардейского корпуса находится штаб 6-й Ленинградской Краснознамённой армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны.

Здание Главного штаба (дома 6—10)


*Вид на здание Главного Штаба с Дворцовой площади. Раскрашенная литография. 1822

С юга площадь обрамляет здание Главного штаба, построенное в стиле ампир по проекту архитектора К. И. Росси в 1810-1829 годах. Здание состоит из трёх корпусов (два в восточной части и одно в западной), составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров, соединённых триумфальной аркой, которая является композиционным центром и открывает парадный въезд на площадь со стороны Большой Морской улицы. Венчает арку победная колесница Славы (архитекторы скульптур В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов).

В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе). После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции. В настоящее время часть здания принадлежит Ленинградскому военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.

Транспорт


*Санкт-Петербург. Александровский сад, Адмиралтейство. Конка.1900.

Рядом с Дворцовой площадью начиналась история общественного транспорта Санкт-Петербурга: 27 августа 1863 года открылся 1-й маршрут конно-железной дороги от Николаевского (ныне Московского) вокзала мимо Дворцовой площади до Стрелки Васильесвкого острова.
Затем конки стали ходить от Дворцовой площади до 6-й линии Васильевского острова через Николаевский (ныне Благовещенский) мост.
Первый рейс Санкт-Петербургского сухопутного трамвая стартовал 16 (29) сентября 1907 года от Александровского сада, а 11 ноября оттуда же отправился первый автобус по маршруту Александровский сад — Балтийский вокзал.


*Автобус с империалом у Александровского сада, 1907 год

После большого перерыва при советской власти 24 декабря 1926 года от площади было возобновлено движение автобусов по маршруту площадь Урицкого (Дворцовая площадь) — Загородный проспект — площадь Восстания
По состоянию на 1 января 2010 года никакой общественный транспорт через площадь не проходит.

***

Санкт-Петербург и пригороды

Главная площадь города на Неве и один из красивейших архитектурных ансамблей в мире. Площадь, которую образуют памятники культурного наследия и которая сама является свидетелем эпохальных событий в истории страны. Все это —

История

Территория, где сейчас располагается Дворцовая площадь, ранее представляла собой обширное открытое пространство – гласис. Образовалось оно после закладки в 1704 году Адмиралтейской верфи, и по законам военного времени было необходимо для действий артиллерии. Когда Адмиралтейство утратило функцию военной крепости, первоначальное значение гласиса тоже было забыто.Постепенно территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг .

Во времена Анны Иоанновны здесь устраивались пышные празднования, народные гулянья: сооружали павильоны и винные фонтаны, жарили туши быков. Императрица Елизавета Петровна в 1743 году и вовсе издала указ засеять часть Адмиралтейского луга овсом.

Формирование ансамбля Дворцовой площади началось в 1753 году, когда архитектор Франческо Бартоломео Растрелли одновременно с окончательным вариантом Зимнего дворца представил проект площади перед ним.

Основные исторические этапы формирования площади , которые протекали в течение почти века и затронули время правления нескольких российских правителей:

  • 1754 – 1762: возведение Зимнего дворца по проекту Растрелли
  • 1819 – 1829: строительство здания Главного штаба
  • 1830 – 1834: установка Александровской колонны
  • 1837 – 1843: строительство Гвардейского корпуса
  • 1977: масштабная реконструкция площади, в ходе которой заменили старое асфальтовое покрытие брусчаткой, выполнив декоративное мощение. Также были воссозданы в историческом виде 4 фонаря по углам площади
  • 2001: очередная реставрация площади и археологические исследования. В ходе них был обнаружен фундамент флигеля времен императрицы Анны Иоанновны. Флигель представлял собой трехэтажный дворец, возведенный по проекту Растрелли. Фундамент был изучен, сфотографирован и вновь засыпан землей

Архитектура

Границы Дворцовой площади определяют:

  • Зимний дворец, главный фасад которого обращен к площади, задний – к Дворцовой набережной вдоль Невы
  • Главный штаб с Триумфальной аркой — напротив дворца
  • в восточной части — здание Гвардейского корпуса. Архитектурный стиль — классицизм, автор проекта – Александр Брюллов
  • в западной части, свободной от архитектурных строений, открывается вид на Александровский сад и Адмиралтейство

Границей площади является Дворцовый проезд. Он соединяет Дворцовый мост через Неву с Невским проспектом. Завершающим звеном в архитектурном ансамбле площади стало здание Гвардейского корпуса, возведенное в 1840 году.

Зимний дворец

Зимний дворец, который в 1766 году и дал название площади – главный императорский дворец России, официальная зимняя резиденция российских императоров до 1904 года.

Краткое описание:

  • автор архитектурного проекта: Франческо Бартоломео Растрелли
  • стиль: елизаветинское барокко
  • высота: 23,5 метра
  • общая площадь: около 60 тыс. кв. метров

Пышная, праздничная отделка фасадов дворца создает впечатление торжественности: ризалиты, колонны, скульптуры и вазы на карнизе по всему периметру здания. Главный фасад дворца прорезан аркой для парадного въезда.

В октябре 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж Государственными музеями .

Главный штаб

Здание соответствует размерам Зимнего дворца шириной дуги, высотой, положением центра, но при этом является его полной противоположностью по архитектурному стилю. Главный штаб – это комплекс с двумя крыльями , соединенными аркой.

Краткое описание:

  • автор архитектурного проекта: Карл Иванович Росси
  • стиль: классицизм
  • общая длина: 580 метров

В 1993 году восточное крыло штаба было передано Государственному Эрмитажу. В западном крыле располагается командование Западного военного округа.

Триумфальная арка

Парадный вход на Дворцовую площадь – величественная арка Главного штаба. Сооружена в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года и именуется Триумфальной. Она является самостоятельным архитектурным объектом и состоит из трех арочных конструкций, соединенных между собой.

Со стороны площади стены арки украшают горельефы, изображающие воинские трофеи и венки . На уровне 2-го яруса окон здания штаба – фигуры часовых в античных доспехах. Они будто протягивают входящим на площадь лавровые венки победителей. Венчает арку колесница, запряженная шестеркой лошадей, правит которой богиня победы Ника. В руках у нее – лавровый венок и воинский штандарт, которые она простирает над площадью. Сдерживают коней два воина в античных доспехах, с копьями.

Краткое описание сооружения:

  • высота свода 28 метров
  • величина коней 3 метра
  • богиня Ника возвышается на 10 метров
  • авторы скульптурных групп в оформлении арки: архитекторы Василий Иванович Демут — Малиновский и Степан Степанович Пименов

Каркас скульптурной композиции выполнен из чугуна, фигуры, закрепленные на нем – из тонких пластин меди

Известное архитектурное творение Огюста Монферрана в центре Дворцовой площади. Установлена по указу императора Николая I в честь победы его брата, Александра I, в войне с Наполеоном.

Краткое описание сооружения:

  • архитектурный стиль: ампир
  • материал изготовления: розовый гранит
  • вес 600 тонн
  • общая высота 47,5 метров
  • создатель скульптуры ангела, венчающей колонну: Борис Орловский

После стихотворения Александра Пушкина «Памятник» за колонной закрепилось название «Александрийский столп»

История создания и существования Александровской колонны окутана множеством легенд. Одна из них связана с сомнениями в ее устойчивости – монолитное гранитное сооружение удерживается на постаменте только за счет собственной массы. После установки колонны многие боялись, что она может упасть. Ее создатель, Огюст Монферран, пообещал каждый день прогуливаться вокруг нее, чтобы развеять страхи. Такие ежедневные прогулки он совершал до самой своей смерти.

Мероприятия в 2019 году

Дворцовая площадь является в Санкт-Петербурге традиционным местом для массовых народных гуляний , спортивных состязаний, проведения масштабных парадов и концертов.

Новый год

На площади устанавливают главную елку города. В качестве новогоднего дерева в 2019 году выступила искусственная 25-метровая конструкция, украшенная золотыми и синими гирляндами и увенчанная звездой. Сценическую площадку для выступления артистов соорудили в виде зимнего замка.

Лазерное шоу — завораживающее световое представление, транслируемое на фасаде одного из самых старейших зданий площади – Главном штабе. Его размеры и хорошая видимость с дальнего расстояния, изогнутая форма, напоминающая огромный экран, а также месторасположение, известное практически каждому жителю и гостю города – вот критерии, по которым Главный штаб выбирали для демонстрации шоу. Представление организовывалось последние два года крупнейшим авиаперевозчиком России компанией «Аэрофлот». Однако в дни празднования наступления 2019 года лазерное шоу отменили.

Парады

В день празднования очередной, 75-й годовщины освобождения Ленинграда от блокады, 27 января 2019 года, офицеры и солдаты Преображенского полка прошли парадом по Дворцовой площади . В параде также участвовала военная техника:

  • легендарный танк Т-34
  • боевые машины пехоты БМП
  • бронетранспортеры и бронеавтомобили
  • артиллерийские установки и системы залпового огня

Кроме этого, фасад Главного штаба на Дворцовой площади украсило лазерное шоу. Это было мультимедийное представление на тему «Панорама блокады». В атмосферу военной эпохи зрителей погрузили:

  • хроники фашистского наступления
  • кадры обороны Ленинграда
  • картины блокадного города
  • звук метранома и вой сирен, стихи Ольги Берггольц и голос Левитана
  • салют 27 января 1944 года, восславляющий прорыв блокады и освобождение города

Еще один парад по традиции пройдет на площади в День Победы, 9 мая. Так, например, в 2018 году в параде на Дворцовой площади приняли участие:

  • 4,5 тысячи военнослужащих
  • более 100 единиц военной техники
  • 45 самолетов и вертолетов

Парад Победы на площади сопровождает выступление оркестрового батальона, в исполнении которого звучат военные марши и мелодии.

Концерты

В разное время Дворцовая площадь становилась местом выступления многих знаменитых артистов, как отечественных, так и зарубежных. Вот только некоторых из них:

  • июнь 2001 – Пласидо Доминго
  • июнь 2004 – Пол Маккартни
  • июнь 2007 — группа «Scorpions»
  • июль 2007 — Элтон Джон
  • август 2007 – Эдита Пьеха
  • август 2009 – Мадонна

Городские концертные мероприятия

  • 9 мая — гала-концерт к празднованию Дня Победы
  • 27 мая — концерт ко Дню основания города «Классика на Дворцовой»
  • 28 июля – концерт ко дню военно-морского флота России, заказать билет можно на ticketstour.ru

15 сентября 2019 года на Дворцовой площади состоится финиш 92-го Международного легкоатлетического забега Пушкин — Санкт-Петербург . Пробег организуется ежегодно. Финиш на Дворцовой площади проходит с 1935 года.

Где находится

Адрес

Центральный район

Метро

  • Адмиралтейская
  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться

  • Автобусы: 24, 191, 7
  • Троллейбусы: 10, 11, 7, 1
  • Маршрутное такси: К-252

  • Привычный голубовато-зеленый фасад Зимнего дворца, оформленный белыми колоннами, в 1901 году по указу Николая II был перекрашен в терракотовый цвет. В этот же цвет был покрашен Главный штаб. По странной случайности последующие роковые события, развернувшиеся на площади, прошли на фоне красного, революционного цвета.
  • В январе 1905 года Дворцовая площадь стала местом трагических событий, вошедших в историю под названием «Кровавое воскресенье». Здесь была расстреляна мирная демонстрация рабочих, которые организовали шествие к Зимнему дворцу с намерением вручить императору Николаю II петицию о нуждах рабочих.

  • В 1914 году Николай II объявил с Дворцовой площади о начале войны с Германией
  • В 1918 году в здании Главного штаба был убит председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий. В этом же году в честь убитого революционера площадь переименовали, и до 1944 года она носила название площадь Урицкого
  • В июле 1924 года на Дворцовой площади состоялось необычное шахматное состязание — «Живые шахматы». В качестве игровых фигур выступили военнослужащие – белыми стали бойцы ВМФ в парадной форме, черными – солдаты-красноармейцы в форме защитного цвета. Игровым полем стало все пространство площади, брусчатку которой расчертили на 64 квадрата. Игроками и командующими стали отечественные гроссмейстеры Илья Рабинович и Петр Романовский. Короли – со знаменами, королевы — в сарафанах. Ходы «конем» действительно выполнялись верхом. Игровая партия продолжалась 5 часов и завершилась ничьей на 67 ходе.

  • Дворцовая площадь не раз становилась огромной сценической площадкой. Одним из самых интересных представлений стал спектакль, в котором 6 тысяч человек разыграли сценки Октябрьской революции 1917 года. Он был организован на площади 7 ноября 1920 года.
  • В июле 1945 года через Триумфальную арку Главного штаба прошли воины-победители Великой Отечественной войны — солдаты и офицеры Ленинградского Гвардейского корпуса
  • Дворцовая площадь — пешеходная зона. Прокатиться здесь можно только в карете
  • Площадь внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Каждый турист, посещающий Северную столицы, считает своим долгом побывать здесь. Монументальная, но изысканная, огромная, и при этом уютная, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге на фото выглядит потрясающе, да и в жизни способна вскружить голову любому.

История появления, застройка

В последние годы ее вид остается неизменным, но так было, конечно, не всегда. Формируя свой облик на века, Питер и Дворцовая площадь застраивались постепенно. В ноябре 1704 года была заложена . Она являлась и крепостью, а вокруг, как полагается, был создан гласис — свободное пространство для маневров артиллерии в случае нападения врага с суши. Позже здесь работал Морской рынок, а оставшаяся территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг. Здесь пасли скот, проводили военные учения, а также ярмарки, представления, народные гуляния.
В 1753 году Франческо Растрелли спроектировал новый вид площади и Зимнего дворца, выходящего на нее своим южным фасадом.

Адрес: Дворцовая площадь

Как говориться, все дороги Петербурга ведут к главной площади, которая носит название Дворцовой и которая занимает достойное место во Всемирном списке культурного наследия ЮНЕСКО. Размеры Дворцовой более чем в два раза больше Красной площади.

Дворцовая площадь - сосредоточение сразу нескольких историко-архитектурных памятников федерального масштаба. Это и колоссальный полукруг здания Главного штаба и его прекрасная Триумфальная арка , и гармоничное сооружение штабного здания Гвардейского корпуса , и знаменитый Александровский столп и, конечно же, потрясающей, всемирно известный Зимний дворец.

История Дворцовой площади кратко

Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства , которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом.

Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг .

Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения , и пасся императорский скот.

Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли . Он создал первый проект замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.


Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении. Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса.

Арки Зимнего дворца

Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.

В начале 19 века происходит последняя перепланировка площади (арх.А.Модюи ), которая сохранилась до наших дней. Здания напротив Зимнего сносятся и заменяются Главным штабом , состоящим из двух корпусов (арх.К.Росси) , связанных между собой Триумфальной аркой . Это фундаментальное строение - торжественное и монументальное - придало площади логическую завершенность.


Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна (арх.О.Монферран ). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.


Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 годаи ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат.

Живые шахматы - фото 1924 года

После октябрьских событий 1918 года , когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.

В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.

Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств . Здесь проходят различные городские события – День города , спортивные марафоны , музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.

Описание достопримечательностей

Как уже говорилось, все сооружения Дворцовой площади являют собой цельный архитектурный ансамбль , оформившийся в результате труда многих известных архитекторов. Но самой главной достопримечательностью площади, ради которой сюда идут многочисленные туристы, является, конечно же, знаменитый Зимний дворец .

Зимний дворец

Прекрасный памятник архитектурного дворцового зодчества середины 18 века – Зимний Дворец – самая известная достопримечательность Петербурга. Это прекрасный образец русского барокко , выполненный Ф.Растрелли и главный дворец российских императоров, начиная с Екатерины Великой.

Зимний дворец

Русские цари здесь жили , устраивали балы , проводили официальные приемы, решали судьбы России. В интерьерах дворца они старались выразить могущество и героизм страны, показать ее несметные богатства и мастерство отечественных умельцев.


В Зимнем дворце было положено начало знаменитой коллекции Эрмитажа , одной из богатейших в мире, для хранения которой были построены специальные здания, составившие вместе с дворцом единую архитектурную композицию Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Это Малый и Новый Эрмитажи, Эрмитажный театр.

Южный павильон Малого Эрмитажа

Сегодня в дворцовых залах можно увидеть и выставочные экспозиции и восстановленные жилые и парадные помещения русских правителей. Залы с воссозданным интерьером, самые известные и красивые, находятся на втором этаже . Это личные покои бывших императриц Александры Федоровны и Марии Александровны, Военная галерея, Гербовый и Петровский залы, Большой Тронный Георгиевский зал и многие другие.


На первом этаже можно посмотреть египетские, месопотамские, скифские и другие редкости, добытые в ходе археологических исследований. На третьем – предметы искусства Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока.


Лицом к Зимнему Двору, волнообразным силуэтом из двух крыльев, расположены два корпуса Главного штаба. Местом соединения штабных корпусов стала монументальнейшая Триумфальная арка.

Главный штаб и Триумфальная арка

Корпусное сооружение Главного штаба возведено в 20-х годах 19 века известным архитектурным мастером К.Росси. Как понятно из названия, в этих корпусах размещался военный штаб. Также здесь нашлось место и для военного, финансового и прочих Министерств. Сегодня западная часть здания соответствует своему предназначению, оно отдано в распоряжение Западному военному округу . А территория восточной части с 2013 года поступила в распоряжение Эрмитажа , поместившего туда коллекции модернистов и абстракционистов начала 20 века.

Западное крыло отличается от восточного наличием металлостеклянного купола , сооруженного в самом начале 20 века. Этот купол способствовал естественному освещению находящейся внизу штабной специализированной библиотеки.

Триумфальная арка здания Главного штаба

Знаменитым украшением штабных корпусов является монументальная Триумфальная арка , возведенная к 1828 году. Это не просто проход с Невского проспекта на площадь, но и скульптурный памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года . Триумфальная арка состоит из трех запараллеленных арок, украшенных барельефными рисунками и прекрасной скульптурной группой прославляющей русскую военную славу.


Выразительная композиция триумфальной колесницы , запряженной шестью лошадьми, находящаяся на 36-метровой высоте, выполнена С.Пименовым и В.Демут-Малиновским . Она хорошо просматривается с площади. Прекрасны скульптуры и двух вооруженных воинов в римском одеянии, сдерживающих горячих коней, и крылатой Ники со знаменем в левой руке и с венком из лавра в правой.

Лейтмотив военной славы присутствует и в барельефах и в орнаментах, украшающих арку. Венки с лавровыми листьями и военные трофеи, богини славы с пальмовыми ветками, часовые в античных доспехах, застывшие в приветственной позе – всё максимально выразительно воспевает российскую военную победу.


Довершает тематику победного триумфа над Наполеоном знаменитая Александровская колонна.

Александровская колонна

По центру площади стоит уникальный памятник архитектуры начала 19 века , великое произведение О.Монферрана . Только одним этим памятником он уже увековечил память о себе. Выполненный в лучших триумфальных образцах античности, лаконичный колонный силуэт четко и стремительно взмывает вверх.

Александровская колонна

Александровская колонна или, как называл ее А.С.Пушкин, Александрийский столп , является и памятным увековечиванием победного триумфа войны 1812 года , и памятной стелой Александру Первому , и прославлением героизма российского воинства. Вся атрибутика декоративного убранства пьедестала и колонного завершения наполнена символами Славы и Победы.

Барельеф пьедестала Александровской колонны

Четырехлетняя история создания и водружения 600-тонной колонны достойна отдельного написания, ибо это тоже героизм – героизм творческий и трудовой. Гранитная колонна стоит без специального крепежа, удерживаемая только собственным весом уже почти двести лет, с 1832 года. Александрийский столп выдержал испытания временем, войнами, революциями и сменами режимов.

Сегодня Александровская колонна является одним из известнейших символов города , его визитной карточкой, одной из ключевых достопримечательностей не только Дворцовой площади, но и всего города.

Штаб Гвардейского корпуса

Чуть позже установления Александрийского столпа, вместо бывшего Манежа, восточная окраина площади застраивается штабным зданием для Гвардейского корпуса (арх.А.Брюлов ). Велось это строительство в рамках программы по архитектурному завершению ансамблевого оформления площади.


Гвардейские войска , учрежденные Петром Первым в самом начале 18 века, играли существенную роль в политической жизни России. Хорошо известны полки Семеновский , Преображенский , Измайловский и т.д. На них опиралась правящая династия, они неоднократно помогали российским императорам, и сооружение их Штаба около главной царской резиденции было вполне оправдано.

Классическое здание, расположенное буквой Г, выходит своими фасадами на площадь и на набережную Мойки. Парадный фасад четырехэтажного сооружения, выходящий на площадь, украшен двенадцатиколонным портиком и лепными межоконными барельефами. Строение Гвардейского штаба гармонично вписалось в архитектурный комплекс площади, не перетягивая на себя «одеяло», не выделяясь, а дополняя и завершая архитектурный облик площади с её восточной стороны.

Декор Главного фасада Штаба

Внутреннее убранство Штаба оформлялось с использованием гвардейской атрибутики – это изображения шашек, касок, киверов и прочего, даже стеновые орнаменты напоминали шитье гвардейских воротничков.

В октябрьские дни 1917 года Штаб Гвардейского корпуса был занят штабом Петроградского военного округа, который во главе с Лениным занимался вопросами обороны города. Об этих событиях рассказывает мемориальная доска.

С постройкой Гвардейского штабного корпуса градостроительное оформление Дворцовой площади закончилось, приняв тот финишный вариант , который сегодня видят все туристы. Но к Дворцовой площади относится еще небольшой сквер между Зимним дворцом и Дворцовым проездом, о котором тоже хочется сказать несколько слов.

Зимний сад

После завершения возведения императорского дворца в его зимнем варианте, этот небольшой участок с западной его стороны служил для разведения караулов, он так и назвался - Разводная площадь .


Но к концу 19 века Невский проспект соединяется с Дворцовой набережной новой улицей - Дворцовым проездом , который вскоре стал пользоваться вниманием горожан, и превратился в оживленный городской участок. Шум многолюдного городского проезда был не очень удобен царской семье, покои которой смотрели в сторону Дворцового проезда.


Поэтому было принято решение о создании небольшой буферной зоны в виде сквера между императорской резиденцией и городской улицей. Работы по возведению сада контролировал архитектор Н.Крамской, а непосредственно садовыми посадками занимался Р.Катцер .


Садовая ограда в стиле растреллевского барокко выполнялась архитектором Р.Мельцером . Само по себе это чугунное ограждение было произведением искусства . В узорах чугунной решетки были использованы изображения листьев акантов, вензеля царской фамилии, имперский герб. Ограда замыкалась воротами, украшенными двуглавыми орлами и фонарями, а опорные столбы были украшены вазами . Экспонат ограды был участником всемирной парижской выставки 1900 года , где получил заслуженное Гран-при .


После выставки ограда была установлена на гранитных основаниях в предназначенном ей месте, очертив тем самым территорию Зимнего сада, который к тому времени был засажен деревьями, кустарниками и цветами. В саду был смонтирован и фонтан . Однако царской семье в начале 20 века этим садом особо пользоваться не пришлось. Николай Второй с семейством перебрался в Царское село, а горожан в сад не пускали.

При новой власти, спустя некоторое время, последовавшее за революционными событиями, Зимний сад практически прекратил свое существование - ограду с царскими эмблемами переломали , цветники вытоптали. Была попытка установить гипсовый бюст Радищева на одной из опор ограды, но она оказалась неудачной - бюст упал и разбился.


1 мая 1920 года состоялся исторический «ленинский» субботник , во время которого все оформление Зимнего сада было сметено с лица земли в прямом смысле. Все, что осталось от ограды, опорные столбы, ворота и прочее, в качестве мусора было вывезено с территории Дворцовой площади. Сохранились лишь деревья и неработающий фонтан. Только в первом десятилетии 21 века исторический вид сквера был восстановлен и зеленым островком вошел в каменную композицию Дворцовой площади.