Нерукотворный мост через море в индии. Мост Рамы, Адамов мост – из Рамешварама, Индия, в Шри-Ланку

17.08.2023 Азия

Индию с Шри-Ланкой (Цейлоном) с древнейших времен соединяет таинственная отмель, которую как мусульмане, так и индуисты считают рукотворным мостом. Сравнительно недавно индийские геологи установили, что это на самом деле искусственное сооружение уникальное по длине — 50 км! — и колоссальное по объему проведенных работ.

Таинственная отмель

Загадочную отмель, которая соединяет Индию с Шри-Ланкой (Цейлоном), без проблем можно различить с самолета, зафиксирована она и на космических снимках. У мусульман эта отмель известна под названием мост Адама, а у индуистов — мост Рамы. Любопытно, что на арабских средневековых картах эта отмель обозначена как реальный мост, находящийся выше уровня воды, по которому в те времена из на Цейлон мог перейти любой желающий, будь то женщина или ребенок. Поразительно, что длина этого моста составляет около 50 км, при ширине от 1,5 до 4 км.

В хорошем состоянии этот мост продержался до 1480 года, когда сильное землетрясение и возникшее после него цунами его довольно сильно повредили. Мост сильно просел и местами был разрушен. Сейчас большая часть этого колоссального моста скрыта под водой, но до сих пор по нему можно пройти. Правда, между островом Рамесвар и мысом Рамнад существует небольшой проход Памбас, по нему движутся мелкие торговые суда, вот его-то придется переплыть. Однако тем, кто решится на такое рискованное предприятие, стоит учитывать, что там довольно сильное течение, которое может унести экстремала в открытое море.

По мнению индуистов, мост на самом деле является рукотворным, в древнейшие времена его по приказу императора Рамы построило войско обезьян, возглавляемое Хануманом, об этом упомянуто в священной книге «Рамаяна». Есть упоминания о строительстве моста и в Пуранах (индийских священных книгах), и в «Махабхарате». Этот мост вынуждает корабли ходить вокруг Шри-Ланки, а это значительные потери во времени (до 30 часов) и в горючем. Вот поэтому уже не раз поступало предложение прорыть канал сквозь мост Рамы. Однако в XX веке канал так и не был построен.

Всерьез за канал взялись уже в XXI веке, для его строительства была сформирована специальная корпорация.

Вот тут-то и начались прямо мистические события. Стоило корпорации приступить к работам, как земснаряды стали выходить из строя один за другим. У них ломались зубья ковшей, горели моторы, лопались тросы. Довершил «разгром» корпорации внезапно налетевший шторм, который как песчинки разметал участвовавшие в строительстве суда и окончательно прервал работы. Верующие индуисты не сомневались, что срыв строительства канала был вызван неестественными причинами; по их мнению, это царь обезьян Хануман не позволил разрушить свое творение.

С 2007 года в Индии проходит кампания под лозунгом «Спасите мост Рамы»* Активисты кампании защищают мост Рамы не только как древнейший исторический памятник, они считают, что он очень важен для сохранения местной экосистемы. Говорят, что мост Рамы в какой-то мере даже снизил последствия цунами 2004 года и спас немало жизней. Конечно, самый главный вопрос: является ли этот мост искусственным сооружением? При положительном ответе возникают другие вопросы: кто его построил и когда?

Сенсационное открытие индийских геологов

Поразительно, но есть все основания говорить о том, что мост Рамы действительно искусственное сооружение. Глубина вокруг него составляет 10—12 метров, при очень значительной ширине, напомню, — от 1,5 до 4 км; даже трудно представить, какой колоссальный объем строительного материала был перемещен при такой титанической работе! Несколько лет назад были опубликованы космические снимки моста Рамы, сделанные НАСА, на них отчетливо виден самый настоящий мост, соединяющий Шри-Ланку и Индию. Впрочем, специалисты из НАСА не считают, что эти снимки могут пролить свет на происхождение этого удивительного образования.

Гораздо более убедительные доказательства рукотворного происхождения моста Рамы добыли специалисты из геологической службы Индии 6SI.

Индийские геологи провели масштабное исследование как моста Рамы, так и подстилающих его пород. Для этого в самом мосту и рядом с ним они пробурили 100 скважин и провели геофизические исследования. Удалось установить, что мост не представляет собой какое-либо естественное возвышение коренных пород, как можно было бы предположить, это явная аномалия искусственного характера. По данным исследования, мост образован насыпью из валунов размером 1,5x2,5 метра, причем довольно правильной формы.

Главным же доказательством рукотворности моста служит тот факт, что насыпь из валунов покоится на мощном слое морского песка толщиной от трех до пяти метров! По данным бурения, только под этим песчаным слоем начинаются коренные породы. Получается, что кто-то в незапамятные времена уложил поверх песка гигантское количество валунов из известкового камня, на искусственный характер моста Рамы указывает и упорядоченность укладки этого материала. Геологи также установили, что никаких процессов подъема морского дна на участке, занятом мостом, не происходило. Вывод индийских геологов: мост Рамы бесспорно является искусственным сооружением!

Мост строили великаны?

Когда же оно было построено и кем? Если верить легендам, мост был построен миллион лет назад, а некоторые западные исследователи дают ему даже 17 миллионов лет. Есть и менее впечатляющие предположения — 20 тысяч лет и 3500 лет. Последняя цифра, на мой взгляд, маловероятна, ведь она подразумевает, что мост строили люди, такие же, как и мы с вами. Зачем им было тратить силы и время на ширину моста от 1,5 до 4 км?

Ясно, они бы ограничились шириной максимум в 200 метров. Значит, мост строили не обычные люди, поэтому он, скорее всего, древнее чем 3,5 тысяч лет.

Согласно легендам, мост строили обезьяны из войска Ханумана, а они были настоящими великанами ростом до 8 метров, вот таким исполинам было под силу создать такой невероятный мост. Кстати, мост строился с целью переправить войско Рамы на Шри-Ланку для сражения с ее правителем демоном Раваной, похитившим Ситу, возлюбленную Рамы. Возможно, ширина моста была увеличена в военных целях, чтобы сразу обеспечить массированную атаку на неприятеля. Ведь давно известно, что противника, движущегося по узкому мосту, ущелью или проходу, гораздо легче удерживать даже незначительными силами.

Впрочем, если верить в гипотезу, что (Цейлон) когда-то была частью материка Лемурии, то этот таинственный мост могли построить и лемурийцы, которые также были гигантского роста. В любом случае пока еще не все тайны моста Рамы можно считать раскрытыми.

Больше всего людей волнует не то, где расположен Адамов мост. Это настоящий мост или курьез природы? Вот что будоражит умы уфологов, оккультистов, да и вполне серьезных ученых. А если дамба рукотворна, то напрашивается следующий вопрос: "Кто ее создал?". В статье мы изучим эту проблему.

Почему мост так называется - Адама, или же Рамы (в индуизме) - относится к области легенд. Когда и как был разрушен проход, установлено наукой. Где расположен Адамов мост, видно на картах и снимках с космоса. Ныне решается судьба этого природного или рукотворного образования. Владельцы морских судов ратуют за то, чтобы углубить проход для прохождения через него больших кораблей. Экологи яростно протестуют. Ведь цунами 2004 года было ослаблено на побережье Индии и Шри-Ланки именно благодаря цепочке островов. Экологам в их борьбе по защите моста Рамы помогают индусы. Ведь эта дамба служит подтверждением их древней истории. Но давайте рассмотрим проблему комплексно.

Адамов мост: где находится эта достопримечательность?

Научные издания описывают эту достопримечательность, как группу островков и отмелей, которая протянулась цепочкой от Памбана (другое название Рамешварам) в штате Тамилнаду на юго-западе Индии до Маннара на севере острова-республики Шри-Ланка. Это образование идет почти прямо, лишь слегка изгибаясь, почти пятьдесят километров. Ширина моста колеблется от полутора до четырех километров. Между островками глубина моря составляет где-то полметра, местами чуть больше. Так что при желании можно пройти почти весь путь (точнее, сорок километров), бредя в воде то по колено, то по пояс. Единственным серьезным препятствием является пролив Памбас. Он расположен меж мысом Рамнад и островом Рамесвар. Пролив не очень глубок и доступен лишь для прохода небольших судов. Не стоит испытывать свои умение и выносливость и преодолевать Памбас вплавь. Пролив не широк, но сильное течение сносит таких безрассудных смельчаков в море.

Почему проход между Индией и Шри-Ланкой так называется?

Для христианских и мусульманских мореплавателей это «Адамов мост». «Мост Рамы» - так называют цепочку островков и отмелей верующие индусы. Почему? Это объясняют две легенды. Верующие в Библию считают, что история, описанная в Книге Бытия, произошла над островом Цейлоном. Бог изгнал Адама с Евой из своего рая, и они очутились в не менее красивом месте. Мужчину Творец Универсума поставил на Цейлоне. И поэтому там есть гора, называемая Пиком Адама. Еву же Бог перенес в Индию. А по мосту Адам перешел на материк. Там первая пара соединилась вновь и заселила своим потомством всю землю. Поэтому мост называют Адамовым. По версии индусов, дамбу построили в незапамятные времена войско гигантских обезьян под предводительством Ханумана. Демон Равана похитил Ситу, возлюбленную Рамы, и скрылся с ней на Цейлоне. Божественный император приказал построить мост, соединивший Индостан с островом. Работами руководил сын бога Вишвакармана Нал. По этой дамбе войско обезьян перешло на Цейлон и сразилось с демоном. Все эти события описаны в индуистском эпосе «Рамаяна».

Что говорят факты?

На старинных картах португальских и арабских мореплавателей изображен самый что ни на есть настоящий Адамов мост. Шри-Ланка и полуостров Индостан были связаны пешеходной дамбой вплоть до конца пятнадцатого столетия. По этому мосту следовали даже конные путешественники и повозки. Но в 1480 году в этих местах произошло мощное землетрясение. Дно моря несколько просело. А начавшийся после землетрясения сильнейший шторм размыл ушедшие под воду острова и косы. К сожалению, это был не последний удар стихии. В 1964 году мощный циклон полностью разрушил город Дханушкоди, который располагался на песчаной косе на восемнадцать километров к юго-востоку от Рамешварамы. Уцелел лишь храм Котхандарасвами. Согласно «Рамаяне», в этом месте Рама пленил часть своих врагов. А недалеко на дне моря расположен ещё один храм, о дате строительства которого не сохранилось сведений. От Котхандарасвами начинается официально мост Рамы.

Туристическая достопримечательность

Вблизи островки не представляют собой ничего особенного. Они сложены из окаменевших кораллов, прессованного песка и магматических пород. Это дало возможность ученым утверждать, что мост Рамы - всего-навсего остатки рифа, как и многие атоллы в тропических и экваториальных широтах океана. Намного интереснее созерцать эту достопримечательность с воздуха, из например. Адамов мост, фото это показывает со всей очевидностью, выглядит как рукотворный. Отмели отлично просматриваются, и кажется, что дамба простирается над водой непрерывно. Из-за широты в пару километров мост Рамы виден даже из космоса. И снимки, сделанные НАСА несколько лет тому назад, пролили свет на происхождение странной насыпи. Снизошла до изучения моста Рамы и Индийская геологическая служба. Ее специалисты пробурили ряд скважин и взяли образцы пород. Кроме того, в некоторых местах между материком и островами возможно транспортное сообщение. Через залив Памбан построен Он соединяет материковую Индию с одноимённым островом.

Кто построил Адамов мост?

Увы, этот вопрос до сих пор остается открытым. Хотя все больше людей склоняются к мысли, что дамба эта имеет искусственное происхождение. Но антропогенное ли? Ведь возраст этого сооружения (если мы имеем право так его назвать) довольно солиден. Некоторые дают дамбе несколько миллионов лет! Какая же цивилизация могла соорудить мост, когда еще не было Гомо Сапиенса как биологического вида? Можем ли мы предположить, что мост был построен пришельцами? Но если какая-то высокоорганизованная общность смогла преодолеть столько километров, исчисляемых световыми годами, чтобы достичь Земли, не кажется ли странным, что для преодоления пятидесяти километров ей понадобилось сооружать дамбу из валунов? Разумнее счесть, что возраст моста составляет около трех-пяти тысяч лет и его строителями являются представители неолитической цивилизации?

Доводы в пользу естественного происхождения

Адамов мост представляет собой цепочку островков. Возможно, и даже наиболее вероятно, что остров Цейлон (ныне Шри-Ланка) в незапамятные времена был частью Евразии. Миллионы лет назад под влиянием движения геологических плит началось образование пролива. Дно просело (как это случилось уже во время землетрясения 1480 года) и на месте бывшего перешейка остались только острова. В теплом тропическом море вокруг них выросли коралловые рифы, а течение нанесло песка. От этого и образовались длинные косы, которые люди и использовали вплоть до конца пятнадцатого века для того, чтобы добраться на Цейлон.

Доводы в пользу искусственного происхождения

По снимкам, сделанным с воздуха, видно, насколько синим является море вокруг моста Рамы. Глубина там значительная - около десяти-пятнадцати метров. Если предположить, что Адамов мост является остатком перешейка, то непонятно, куда девался остальной материковый шельф. Этот хребет появляется на глубине совсем неожиданно и, таким образом, представляет собой явную Да, зондирование показало, что сложен мост из песка и кораллов. Но ведь среди строительного материала присутствуют и валуны, а также местами и известковый камень. К тому же, исследования выявили четкую форму кладки. Валуны четкой формы два с половиной метра на полтора. Камни эти уложены поверх слоя песка - и это самое очевидное доказательство искусственного происхождения насыпи.

Выводы НАСА

Снимки этого авторитетного американского агентства по исследованию космоса пролили на тайну моста больше света, чем комментарии его специалистов. Фото было сделано с орбитального спутника при максимальном расширении. Глядя на снимок, невозможно предположить, что всё это - курьез природы. Но вывод специалистов НАСА оставляет вопрос открытым: «Изображение данного объекта, полученное при дистанционном зондировании с орбиты не может предоставить конкретной информации о его возрасте и происхождении». Так что Адамов мост остается загадкой современности.

Борьба за сохранность достопримечательности

Неважно, рукотворная эта насыпь или природная, но она очень мешает навигации. Корабли должны делать крюк в четыреста километров, чтобы добраться из южной части Индостана на Цейлон. Еще в девятнадцатом веке англичанами поднимался вопрос о том, чтобы расширить пролив Памбас для прохождения больших судов. В пятидесятых годах ликвидировать Адамов мост решило даже правительство Д.Неру. Но гигантский шторм разрушил все технические начинания работ. За спасение моста Рамы выступают теперь не только брахманы, утверждающие, что он является доказательством всего описанного в «Рамаяне». За сохранность цепи островов ратуют и экологи. Ведь эта насыпь, полагают они, смягчает действие цунами и больших штормов на двух побережьях.

На протяжении многих лет учёным удавалось обнаружить удивительные подводные структуры. Происхождение некоторых из них не удаётся объяснить лишь с позиции традиционных взглядов на доисторическую эпоху. А археологи всё чаще обнаруживают, что описания, содержащиеся в памятниках древней литературы, согласуются с современными научными открытиями, которые могут стать доказательством их безусловной подлинности.

В начале 2003 года спутники NASA зафиксировали необычное изображение, которое вызвало много споров и дискуссий среди учёных. На снимках был виден древний и доселе неизвестный мост в Полкском проливе, соединяющий Индию и Шри-Ланку. Мост получил название Адамов. Его длина составляет без малого 50 километров, и, по некоторым данным, это было рукотворное сооружение.

Давайте развернем эту тему подробнее …

Если лететь над морем между Индией и Шри-Ланкой (Цейлоном), то в какой-то момент можно заметить находящуюся буквально у самой поверхности странную отмель, которая, слегка изгибаясь, соединяет остров и континент. Отмель эту мусульмане называют мостом Адама , а индуисты — мостом Рамы .

Странная отмель

Мусульманское название связано с тем, что последователи этой религии считают, что изгнанный из рая Адам сошел на землю именно на Цейлоне. А на континент, в Индию, он перешел по этой странной отмели, столь похожей на мост.

Индуисты и вовсе считают, что это действительно рукотворный мост, построенный в незапамятные времена по приказу императора Рамы войском обезьян под предводительством Ханумана . Согласно Рамаяне, руководил строительством Нала — сын легендарного божественного зодчего Вишвакармана, и по этому мосту войска Рамы переправились на Шри-Ланку для сражения с ее правителем, демоном Раваной, который похитил возлюбленную Рамы — Ситу.

Хануман – чтимое в индуизме обезьяноподобное божество. Главный герой древнеиндийского эпоса Рамаяна и её различных версий

«…По велению Рамы обезьяны принялись носить брёвна и камни для моста. Одни таскали брёвна, другие – камни, третьи плотничали. В первый день было построено четырнадцать лиг, на пятый день мост был закончен. Он вышел широким и прочным. Обезьянье войско переправилось через океан, Раму и Лакшману перенесли на себе Сугрива и Ангада. Шествуя по мосту, обезьяны прыгали, взмывали в воздух, и крики их заглушали рёв океана…» (Мифы буддизма и индуизма, Ананда Кентиш Кумарасвами)

На арабских средневековых картах он отмечен как самый настоящий возвышающийся над водой мост, по которому любой желающий мог перейти из Индии на Цейлон. Ситуация изменилась в 1480 году, когда в результате сильного землетрясения и последовавшего за ним сильнейшего шторма мост просел и был частично разрушен. Однако португальцы и англичане по-прежнему обозначали его на картах как искусственное сооружение, дамбу или мост.

Длина моста составляет без малого 50 километров, ширина его колеблется в пределах примерно от 1,5 до 4 километров, глубина морского дна вокруг сооружения — 10-12 метров. Большая часть его скрыта водой, иногда на глубине более метра. Так что по нему и сейчас вполне можно пройти от начала до конца, то бредя по каменному полотну по колено в воде, то углубляясь по пояс и более.

Единственное серьезное препятствие — это так называемый проход Памбас между островом Рамесвар и мысом Рамнад, доступный для движения небольших торговых судов. Немногим решившимся на подобный переход путешественникам приходится здесь использовать все свое умение плавать. Тем, кто в этом не силен, по мосту лучше вовсе не ходить — сильное течение через Памбас норовит снести смельчаков в открытое море.

Проклятый канал

Большие суда и поныне вынуждены ходить вокруг Шри-Ланки, на что уходит лишних 800 километров, что составляет 30 часов пути. Для решения этой проблемы еще в 1850 году английский командор Тэйлор предложил провести сквозь мост Рамы канал. В 1955 году этот план пожелал воплотить в жизнь Джавахарлал Неру. Поскольку священные места собственного народа разрушать как-то неэтично, правительство страны в Верховном суде Индии заявило, что нет никаких исторических доказательств строительства моста Рамой. Рамаяна хоть и священная книга, но как-то не в счет.

Но настоящие страсти по поводу строительства канала разгорелись уже в XXI веке, когда для этого была сформирована корпорация «Сетуса-мудрам». Она даже принялась за строительные работы на месте будущего канала, но по неведомым причинам часть земснарядов была возвращена в порт из-за поломок, в том числе зубьев ковшей. Неожиданный шторм разметал задействованные в строительстве суда и не дал продолжить работы. Верующие индуисты сразу заявили, что это царь обезьян Хануман охраняет свое творение.

27 марта 2007 года, как раз в день рождения Рамы, группа международных общественных организаций начала кампанию Save Ram Sethu — «Спасите мост Рамы». Поскольку для индусов мост Рамы — живое доказательство их древней истории, начавшееся строительство затронуло чувства миллионов верующих. Активисты кампании также заявили, что разрушение моста разрушит всю местную экосистему. Ведь к северо-востоку от моста находится бурный и опасный Полкский пролив с его штормами и циклонами, а к юго-западу — спокойный Манарский залив с чистейшей водой изумрудного цвета.

Мост Рамы разделяет их и смягчает страшные последствия циклонов и цунами. Так, по мнению ученых, цунами, которое обрушилось на Индию в 2004 году и унесло десятки тысяч жизней, было значительно ослаблено мостом Рамы. Не будь этой древней «дамбы», жертв могло было быть гораздо больше. Под воззванием Save Ram Sethu подписались тысячи людей. Защитники моста предлагают принять альтернативный проект: прорыть канал по большой песчаной отмели близ деревни Мандапам. Будут ли они услышаны индийским правительством, пока неясно.

Факты свидетельствуют: мост рукотворный

Мы во многом уже привыкли к тому, что за легендами и мифами часто скрыты реальность и давно перевернутые страницы прошлого нашей планеты. Тем не менее снимки, которые НАСА обнародовало несколько лет назад, немало удивили даже жителей Шри-Ланки и Индии.

На них со всей четкостью, что дает современная фотоаппаратура, виден самый настоящий мост между континентом и Цейлоном. После публикаций снимков НАСА индийская газета «Хиндустан тайме» сообщала, что полученные американскими спутниками изображения служат доказательством реальности индийских сказаний, и что события, о которых повествует Рамаяна, в том числе строительство моста Рамы, действительно имели место.

Однако НАСА предпочло дистанцироваться от каких-либо конкретных заявлений. Да, на фотографиях, сделанных со спутников, ясно видна удивительная геоморфология данного района. Но, как заявляют специалисты НАСА, сами по себе «изображения дистанционного зондирования с орбиты не могут предоставить конкретную информацию о происхождении или возрасте цепи островов и не могут определить участие людей в происхождении данного объекта».

Хребет представляет собой скопление валунов размером 1,5×2,5 метра правильной формы, состоящих из известкового камня, песка и коралла. Эти валуны лежат на морском песке, толщина которого составляет от 3 до 5 метров. И лишь под песком начинается твердый каменный грунт. Присутствие свободного песка ниже валунов, очевидно, указывает на то, что хребет не является естественным образованием, а положен поверх песчаного грунта. Некоторые из валунов настолько легки, что могут плавать на воде.

Также было установлено, что эти участки суши не поднимались в результате каких-либо геологических процессов и скорее напоминают дамбу. В скважинах был обнаружен однородный материал -известковый камень. Прямолинейный и упорядоченный характер укладки также свидетельствует в пользу того, что эти валуны были кем-то принесены и уложены в дамбу.

Странным, конечно, кажется то, что мост имеет просто непомерную ширину для переправы войск, да и чего бы то ни было еще. Но это по современным меркам. Вот что рассказывает Александр Волков, режиссер снятого в 2009 году документального фильма «Мост Рамы»:

— Легенды говорят, что его строили воины-обезьяны, которые были исполинского роста. И мы даже в фильме попытались проиллюстрировать то, что высота этих исполинов была -вы не поверите — 8 метров! Но, глядя на этот мост, невольно начинаешь в это верить — такую ширину для нас с вами нет смысла строить. Но для людей восьмиметрового роста, при этом обладающих каким-то вооружением, наверное, появляется логика в ширине этого моста.

Вообще, много вопросов, конечно, много. Один из таких вопросов — это возраст моста. Исходя из легенд, одни индуистские теологи говорят о том, что мосту Рамы миллион лет, другие приводят более скромный возраст — 20 тысяч лет. Западные исследователи-альтернативщики выдвинули прямо-таки радикальную версию — 17 миллионов лет. Даже индийская академическая наука снизошла до решения проблемы и предложила свой вариант — 3500 лет, очевидно, увязывая строительство с арийским завоеванием Индии. Однако при множестве неясностей очевидно то, что мост Рамы действительно является искусственным, рукотворным сооружением. Исследования, проведенные GSI, смею полагать, это убедительно доказали.

Мост Рамы на древней карте Цейлона из атласа Птолемея Фото: Wilfriedbluhm.de

В районе моста Рамы между островками - необъяснимое и резкое поднятие дна с глубины 10–12 м до 1–0,5 м, так что по мосту можно пройти, находясь в воде приметно по пояс, и проплыть на маленьких лодках (только пролив между мысом Рамнад и островом Рамесвар, так называемый проход Памбас, доступен для небольших судов). Собственно мост длиной 30 км протянулся от острова Памбан (другое его название Рамешварам - место Бога Рамы) на юго-западном побережье штата Тамилнаду в Индии до острова Маннар у северо-западного побережья Шри-Ланки.

В 18 км юго-восточнее Рамешварама на длинной песчаной косе некогда стоял город Дханушкоди, который в 1964 г. был полностью разрушен циклоном. После циклона уцелел только один храм Котхандарасвами, возле которого часть врагов Рамы сдались ему в плен, а в районе косы на дне моря лежит ещё один никому не известный храм, о котором не сохранилось никаких сведений. С этого места начинается Мост Рамы.

Дискуссия о том, естественный мост или искусственный, разгорелась после того, как правительство Индии в 2001 г. решило разрушить мост и сделать Полкский пролив судоходным, что позволит экономить 30 часов плавания вокруг островов (примерно 400 км пути). Канал здесь предложил провести ещё в 1850 году англичанин, командор Тэйлор, а в 1955 г. этот план хотел осуществить Джевахарлал Неру. Но священные места своего же народа разрушать как-то неэтично, поэтому правительство Индии в Верховном суде Индии заявило, что нет никаких исторических доказательств строительства моста Рамой («Рамаяна», хоть и священная книга, но, разумеется, не в счёт).

Обезьяны строят Мост Рамы. Фото: Deathtrack.ru

27 марта 2007 года группа международных общественных организаций начала кампанию SaveRamSethu (Спасите Мост Рамы) по спасению Моста Рамы (27 марта - день рождения Рамы). Для индусов Мост Рамы - живое доказательство их древней истории, и начавшееся строительство затронуло чувства миллионов верующих.

Противники строительства также заявляют, что разрушение моста затронет всю местную экосистему. С северо-восточной стороны моста - бурный и опасный Полкский залив со штормами и циклонами. С юго-западной стороны - спокойный Манарский залив с чистейшей водой изумрудного цвета. Мост Рамы разделяет эти два разных залива и смягчает страшные последствия циклонов и цунами: по мнению учёных, цунами, обрушившийся на Индию и унесший десятки тысяч жизней в 2004 году был значительно ослаблен мостом Рамы, в противном случае жертв было бы ещё больше. Под воззванием SaveRamSethu подписались тысячи людей.

Защитники Моста Рамы предлагают принять другой проект трассы канала, не повредив древнее сооружение: прорыть его по большой песчаной отмели близ деревни Мандапам. Будут ли они услышаны индийским правительством, пока не ясно, но Мадрасский Высокий суд в 2007 г. принял решение, что Мост Рамы является искусственной структурой.

Снимки, сделанные космическим агентством НАСА несколько лет назад, подлили масла в огонь - на них ясно виден настоящий мост, хотя специалисты НАСА и заявили, что снимки не дают конкретной информации о происхождении или возрасте цепи островов. Зато индийская газета HindustanTimes сообщила, что снимки НАСА являются доказательством реальности индийских сказаний.

Геологическая служба Индии (GSI) исследовала всю структуру моста Рамы. В районе моста было пробурено 100 скважин, пробы грунта из которых были тщательно изучены. Было проведено магнитное и батиметрическое сканирование. В результате исследований было выявлено, что невысокий подводный хребет (мост) шириной от 1,6 до 4 км представляет собой аномалию, поскольку неожиданно возникает от стороны Бенгальского залива. Хребет представляет собой скопление валунов размером 1,5х2,5 м правильной формы, состоящих из известкового камня, песка и коралла. Эти валуны лежат на морском песке, толщина которого составляет от 3 до 5 м. и лишь потом начинается твёрдый грунт. Присутствие свободного песка ниже валунов, очевидно, указывает на то, что хребет не является естественным образованием, а положен сверху на песчаный грунт. Некоторые из валунов настолько легки, что могут плавать на воде.

Было также установлено, что эти участки суши не поднимались в результате каких-либо геологических процессов и скорее напоминают дамбу. В скважинах был обнаружен однородный материал - известковый камень. Прямолинейный и упорядоченный характер укладки также говорит о том, что эти валуны были кем-то принесены и уложены в дамбу. Мнения ученых, как водится, разделились и по поводу возраста, и по поводу происхождения моста. Что ж, за легендами и мифами часто скрывается реальность, и Шлиман нашёл Трою, потому что, вопреки мнению учёных, поверил Гомеру!

Всё же, несмотря на протесты общественности, корпорация Sethusamudram начала строительные работы на месте будущего канала, но по непонятным причинам некоторые земснаряды были возвращены в порт из-за поломки, также были сломаны зубья ковшей. Неожиданный для этого времени шторм разметал суда и не дал продолжать работы. Верующие индусы сразу заявили, что это Царь обезьян Хануман охраняет своё творение.

Мост Рамы (RamasetuSetu или Setubandha) с санскрита переводится как искусственная набережная, в древних источниках и в «Рамаяне» он также упоминается как мост Налы и как Священная дамба, а в тамильском варианте «Рамаяны» Священной дамбе посвящена целая глава. Упоминание о строительстве моста Рамы находится не только в «Рамаяне», но и во всех Пуранах (индийских священных книгах) и в «Махабхарате».

В атласе Шварцберга (стр. 38) на карте Индии периода 1290–1390 годов н. э. мост Рамы упоминается как Setubandha (Искусственная набережная), в течение многих веков он был хорошо известен географам и путешественникам, и даже Марко Поло (1254–1324 гг.) описал его в своей книге IL MILIONE (Миллион).

Согласно старинным картам, вплоть до 1480 г. мост был пешеходным и полностью находился над водой, и люди ходили по нему из Индии в Шри-Ланку, что подтверждает древняя карта Птолемея. Затем мост был разрушен землетрясением и цунами. После землетрясения мост опустился под воду примерно на 1–1,2 м, а в одном месте образовался разрыв моста, который теперь надо преодолевать вплавь. Существует и другое название моста, которым пользовались англичане, захватившие Индию, - Адамов мост, это название дали мосту мусульмане. Согласно арабским легендам, когда Адам был изгнан из рая, Бог поселил его на острове Цейлон, а по этим отмелям затем Адам перешёл на материк.

А вот не все правильно ответят и вот вам еще ответ на вопрос

Это копия статьи, находящейся по адресу

Почему, казалось бы, обычный мост вызывает столько интереса и споров? Дело в том, что само его образование кажется исследователям немного странным и неестественным. Подробный анализ структуры моста показал, что невысокий подводный «хребет» действительно возник неожиданно. Этот «хребет» представляет собой скопление валунов размером 1,5 на 2 метра, состоящих из известкового камня, песка и коралла. Более того, эти валуны лежат на морском песке, а толщина песочного грунта составляет от трех до пяти метров и только лишь потом начинается твердый грунт.

«Адамов мост» и «Мост Рамы» — это одно и тоже места


По сути, произошло резкое поднятие дна с глубины 12 метров до одного метра, и, что самое интересное, было установлено, что эти участки суши не поднимались в результате каких-либо геологических процессов.

Мост, как будто делит Индийский океан на два разных участка. С северо-восточной стороны находится неспокойный Полкский залив с периодическими штормами и циклонами. С юго-западной — очень спокойный Манарский залив с чистейшей водой изумрудного цвета. Даже структура воды в них визуально отличается. Со стороны Бенгальского залива вода из-за взвеси мутновато-сероватого оттенка, со стороны Манарского залива, несмотря на волны, вода прозрачно-бирюзовая.


Мост делит Индийский океан на два участка

Согласно истории арабов, мост, который якобы буквально поднялся со дна, является дорогой, по которой Адам шел после изгнания из рая. В доказательство этого они приводят отпечаток ступни Адама, оставшийся на вершине горы — «Пике Адама». Официально эти названия были зафиксированы в 1804 году Джеймсом Реннелем. Он был первым инспектором британской Индии, который предпочитал давать христианские названия, не учитывая местных исторических вариантов, существовавших на протяжении тысячелетий.

Мост протянулся от острова в Индии до побережья Шри-Ланки

Сама постройка представляет 30 км мелких островков-мелководий, причем 9 из них находятся под управлением Шри-Ланки, еще 9 — под управлением Индии. Протянулся он от острова Рамешварам в Индии до острова Маннар, северо-западного побережья Шри-Ланки. Некоторые исследователи считают, что этот мост несколько тысячелетий назад представлял собой самый большой в мире песчаный перешеек, который потом с изменением уровня моря превратился в цепочку отмелей.

Более подробная, но уже и более мифическая история создания моста описывается в индийской культуре, а точнее в эпосе Рамаяна. Практически в середине повествования начинается описание о том, как Рамачандра — царевич столицы легендарного царства Кошала Айодхьи — начинает строить этот самый мост. Согласно древнему эпосу, возлюбленную Рамы тайно похитил правитель Ланки. Однако добраться до него, чтобы спасти свою жену, оказалось не так просто. Препятствием стал океан. Тогда, как это часто бывает в подобных произведениях, Рамачандра обратился к богу океана, который пообещал, что какие бы предметы не были брошены ими в море, он поможет им устоять. Ответ стал решением и началось строительство так называемого моста Рамы. Говорится, что миллионная армия царевича носила на своих плечах и головах, словно игрушки, горы и скалы.

По индийским преданиям, мост был построен за пять дней

По преданиям, уже через пять дней мост был готов. Именно по этому мосту Рама со своими союзниками добрались до Ланки и свергли ее правителя.

Если верить легендам, то мост оставался пешеходным вплоть до конца XV века, а потом был разрушен. Снимки, сделанные NASA из космоса, подтверждают существование древней постройки. Также можно увидеть различные документальные фильмы на эту тему. Сегодня место, где происходили данные события, почитается как священная реликвия.


С 1 сентября 2019 года полная стоимость визы в рублях (включая консульский сбор, банковский сбор и мое оформление):
- на 30 дней (с апреля по июнь) = 2100 руб,
– на 30 дней (с июля по март) = 3000 руб,
– на 1 год мульти = 4200 руб,
– на 5 лет мульти = 7100 руб.
.

На краю земли, на южной оконечности полуострова Индостан находится уникальное явлениеМост Рамы . Другое его название – Адамов мост.
Это цепочка отмелей в океане, которая тянется от Индии до Шри-Ланки.
Как вы думаете, куда делись Адам с Евой, когда их изгнали из рая? И, вообще, где этот рай находился? Это не считая самого главного вопроса – за что их, собственно, изгнали?

Мост Рамы или Адамов мост?

Лично мне ближе всего концепция, что Адама с Евой никто ниоткуда не изгонял, что съев плод с Древа познания, они стали жить разумом вместо интуиции, переключились на болтовню ума и рассудка, следовательно, перестали пребывать в Боге, перестали напрямую с Ним общаться. Связь с Богом выключилась – таким образом они утратили Рай, который, как мы знаем, есть внутренняя составляющая, а не внешняя.
Но это моя личная трактовка. Легенда же утверждает, что библейский рай располагался на Шри-Ланке, и Адам был изгнан из рая именно по этим отмелям, поэтому они и называются Адамовым мостом. Другая легенда ничего не говорит о том, где конкретно находился рай, но уверяет, что когда Адама оттуда изгнали, то он попал сначала на Шри-Ланку, а затем по Адамову мосту перебрался на материк.
“Рамаяна” же рассказывает в подробностях о том, что этот мост построил легендарный древнеиндийский царь Рама (воплощение бога Вишну) при помощи войска обезьян под предводительством Ханумана, царя обезьян, чтобы освободить супругу бога Рамы – Ситу, которую похитил злой демон Равана (правитель Шри Ланки).
Таким образом, у этой цепочки отмелей – два названия: Адамов мост (так его называли британцы) и Мост Рамы (так его зовут местные жители). Поскольку местные жители мне ближе, чем британцы, то для меня он – Мост Рамы . 🙂
Согласно древним картам, мост был пешеходным до конца 15 века, затем был разрушен землетрясением.
В настоящее время эти отмели местами выступают небольшими островками, местами скрыты под водой на 1,0 – 1,25 м. Получается, что из Индии до Шри Ланки можно пешком дойти! 40 км по пояс в воде, но теоретически – можно!
Вот он, Мост Рамы . Снимок из космоса. Слева – южная оконечность полуострова Индостан, справа – Шри-Ланка.

Про идею судоходного канала между Индией и Шри-Ланкой

Между Индией и Шри-Ланкой находится Полкский пролив. Мост Рамы его перегораживает, и кораблям, плывущим вдоль берегов Индии, приходится огибать Шри-Ланку.
С середины 19 века начались разговоры о том, что Полкский пролив надо сделать судоходным, разрушив Мост Рамы и прорыв канал между Индией и Шри-Ланкой. Долгое время эта идея так и оставалась теорией, пока в 2001 году индийское правительство не принялось за ее осуществление – с целью открыть путь между Манарским и Бенгальским заливами.

Но не тут-то было! Канал до сих пор не прорыт. Эту уникальную цепочку отмелей не позволили разрушить индийский народ и силы природы.
Индусы очень трепетно относятся к своим святыням. Мост Рамы со времен “Рамаяны” считается искусственно построенным священным объектом и доказательством древних сказаний.
Для его защиты были приглашены геологи, которые определили, что возраст пород, из которых сложен этот объект, соответствует времени, описываемому в “Рамаяне”. К тому же, была обнаружена странная аномалия. Выяснилось, что этот Мост представляет собой цепочку огромных камней правильной формы, упорядоченно лежащих не на твердом грунте, а на песке толщиной 3-5 метров. Также, геологи установили, что в этом месте не происходило никакого поднятия земной коры. Эти факты говорят в пользу версии об искусственной природе объекта.
Кроме того, эта цепочка отмелей в 2004 году смягчила разрушительную силу цунами. Если бы не она, жертв могло быть намного больше, так говорят ученые.
Несмотря на это, строительство судоходного канала все же началось. И тут вмешалась Природа – в Полкском проливе разыгрался шторм, и работы пришлось прекратить. Причем шторма в этом районе нехарактерны для этого времени года, как писали газеты.
Так что Мост Рамы остался нетронутым.
А я вот что себе думаю. Как известно, мысль материальна. Если миллионы индусов одновременно противятся разрушению этого объекта, т.к. верят, что он построен богом Рамой, то обязательно что-то должно было помешать – либо шторм, либо что-нибудь еще…

Коса Данушкоди (Рамешварамская коса)

…Со стороны Индии к Мосту Рамы ведет коса Данушкоди (Рамешварамская коса). На острове находится священный индуистский город Рамешварам, а на самой косе – рыбацкая деревня Данушкоди.

Красным кружком отмечена рыбацкая деревня на косе.
Очень мы рвались на эту косу. Мы – это я и Надежда. Это та самая Надюшка из далекого города Владимир, с которой я открывала свою самую первую Индию несколько лет назад, и с которой мы потом совершили наш незабываемый заплыв по Волге на байдарке. В этот раз наши интересы опять совпали, только теперь вместо Волги – Южная Индия, вместо байдарки – керальская лодочка, местные автобусы, слон, машина, груженая рыбой, и всякое другое.
Ну а цель все та же – полное и окончательное просветление! 🙂

Читайте продолжение: