Главный архитектор проекта. Знаменская церковь в урочище теплое

05.07.2023 Азия

Пущино-на-Наре - родовое имение князей Вяземских. Великолепный архитектурный ансамбль в стиле классицизма был возведен в конце XVIII века, предположительно, по проекту выдающегося архитектора Н.А. Львова. Пущино-на-Наре достойно внимания благодаря не только сохранившимся фрагментам главного усадебного дома с его роскошными коринфскими колоннами, но и удивительной атмосфере уединения и покоя. К тому же при виде того состояния, в котором находится дом, становится понятно, что едва ли он простоит еще сто лет, и у нас есть редкая возможность увидеть памятник "воочию", а не на картинке.

Архитектурной доминантой усадебного комплекса является двухэтажный кирпичный дворец, расположенный на главной планировочной оси. Это роскошное творение с греческим портиком под низким фронтоном, с итальянскими арками в цокольной части и полукруглыми трехчастными окнами. по первоначальному проекту к дому были пристроены четыре прямоугольных флигеля, к которым позднее пристроили портики с фронтонами. Декор фасада изобилует многочисленными элементами, вокруг парадного двора были высажены кусты акаций, внутренний двор украшал фонтан, а за парком открывался чудесный вид на реку Нару.

Перестройки, которым дворец подвергался в последующие годы, практически не отразились на внешнем облике усадьбы. Однако тот факт, что она остается заброшенной, не может вызывать оптимизма - дворец постепенно разрушается, старых деревьев в парке остается не так много. Но в этой увядающей красоте есть что-то неуловимое и совершенно неповторимое, что-то, что притягивает сюда многих ценителей прекрасного.

Усадьба Турово

Село Турово вошло в туристические справочники как усадьба Арцыбашевых. В начале XIX века ее выкупил гвардии капитан А.Д. Арцыбашев, отец будущего декабриста Дмитрия Арцыбашева. Несмотря на то, что он не принимал непосредственного участия в восстании 14 декабря 1825 года, он понес наказание вместе со своими единомышленниками. Отказавшегося склонить колени колени перед императором декабриста отправили в составе Таманского полка на Кавказ, где он принял участие в русско-персидской и русско-турецкой войнах.

До наших дней в усадьбе Турово сохранилось лишь малая часть от памятников классицизма. Среди них стоит отметить одноэтажный флигель с мезонином, декорированным треугольным фронтоном и полуциркульным окном с медальонами. В специально выложенных нишах когда-то располагались скульптуры.

Усадебные постройки были окружены прекрасным парком, террасы которого плавно спускались по склону холма. На вершине холма перпендикулярно друг другу высажены две липовые аллеи. От главного дома сохранились лишь невыразительные фрагменты, которые свидетельствуют о более поздней перестройке.

Усадьба Рай-Семёновское

Село Семеновское на протяжении многих лет было родовым имением бояр Ордин-Нащокиных. В середине XVII столетия его владельцем был выдающийся дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, славившийся своими прогрессивными взглядами. На рубеже XVIII-XIX веков усадьба перешла к его потомку А.П. Нащокину, гофмаршалу Павла I, который создал в Семеновском прекрасный архитектурный ансамбль и назвал его Раем.

Из сохранившихся усадебных построек, пожалуй, наименьшего внимания заслуживает главный дом, который неоднократно перестраивался и утратил свои первоначальные формы. Дом был окружен парком, от которого сохранилась лишь часть, а также аллея, ведущая к дому от главных ворот. Центральной достопримечательностью усадьбы является Спасская церковь, построенная в 1771-1783 годах. Это пышное сооружение, увенчанное мощной ротондой с полусферическим куполом. К основному объему пристроена колокольня с белокаменным шпилем. Над сооружением церкви трудился выдающийся архитектор М.Ф. Казаков - он выполнил оформление внутреннего пространства. В отделке интерьера был использован добываемый в окрестностях разноцветный мрамор.

Погружаясь в историю усадьбы, становится понятно, отчего Нащокин испытывал особую гордость от созерцания своей усадьбы. Помимо того, что Спасская церковь считалась одной из лучших среди сельских храмов России, он еще решил использовать целебные свойства местных минеральных источников. В 1803 году Ордин-Нащокин открывает в усадьбе водолечебницу, получившую широкую известность. К сожалению, постройки курорта до наших дней не сохранилась, а после революции усадьба постепенно пришла в запустение.

Усадьба Пущино-на-Оке

Усадьба Пущино-на-Оке расположена неподалеку от центра одноименного города, на высоком берегу реки Оки. Из усадебного комплекса сохранился трехэтажный дом, от которого к реке ведет когда-то шикарная лестница. К дому ведет липовая аллея, а в заброшенном парке сохранился заболоченный пруд. Несмотря на богатую историю этого места, усадьба находится в полном запустении, поэтому лучше всего себя чувствуют здесь те, кто ищет уединения и покоя. Во время прогулок по тропинкам возникает грустное ощущение того, что время беспощадно даже к камню...

Первыми владельцами усадьбы Пущино-на-Оке была семья Арцыбашевых, которые приобрели ее в 1799 году. В конце XIX века имение выкупил известный чаеторговцем С.В. Перловым, который устроил масштабную перестройку и переделал главный дом в неоклассическом стиле. В последующие годы владельцы имения неоднократно менялись, среди них были весьма известные в стране фамилии. Любопытно, что еще совсем недавно дом находился во вполне приличном состоянии, и именно здесь проходили съемки нескольких исторических фильмов. Но, к сожалению, последние годы усадьба заброшена и находится на грани разрушения.

Усадьба Воздвиженское

Усадьба Воздвиженское, расположенная в паре километров от Серпухова, в настоящее время находится на территории Дома отдыха "Авангард". История этой усадьбы уходит своими корнями в XVII век, и на протяжении нескольких столетий сменилось несколько владельцев. Стоит отметить, что Воздвиженское во все времена состояло из двух отдельных усадеб, которые были объединены только общим названием.

Оказавшись на территории бывшей усадьбы, путешественники прежде всего видят большие пруды, разделенные плотиной. Из сохранившихся построек стоит отметить церковь Воздвижения креста Господня, которая была построена в 1787 году. Сейчас храм, давший имя целой усадьбе, разрушен, а его сохранившаяся часть превращена в котельную. Главный усадебный дом пребывает в полуразрушенном состоянии. От него сохранилась малая часть, которая все же позволяет охарактеризовать его как одноэтажное сооружение, увенчанное в центральной части деревянным мезонином с балконами. С одной из сторон к дому примыкала оранжерея, а со всех сторон дом был окружен парком со старинными деревьями, которые до сих пор выглядит весьма очаровательно.

Усадьба Васильевское

Усадьба Васильевское представляет несомненный интерес для всех заинтересованных российской историей, а также для любителей путешествовать по старинным усадьбам. Здесь сохранились фрагменты типичной дворянской усадьбы: мощеная булыжником подъездная дорога, остатки старинного парка, а также деревянный Никольский храм, построенный в 1689 году.

В 1692 году в усадьбе Васильевское родился русский ученый-географ Федор Иванович Соймонов, вошедший в историю России как один из первых картографов. Принимавший участие в многочисленных военных походах эпохи Петра Первого Соймонов активно занимался составлением картографических материалов, изучением окраинных территорий Российской империи. Пристальное внимание он уделял не только не только вопросам их исследования, но и проблемам развития. Он составил первую карту Каспийского моря, был автором первой русской печатной карты, а также атласа Балтийского моря и прочих работ.

В конце XVII века отец будущего знаменитого ученого в своей усадьбе инициировал строительство деревянного храма. В 1689  году храм был освящен в честь Святого Николая Чудотворца. Это небольшой храм с трапезной и граненой апсидой. В более позднее время церковь подвергалась перестройкам, существенно исказившим ее первоначальный облик. В ходе реставрационных работ 1969 и 1980-х годов храму был возвращен первоначальный облик.

Усадьба Рождествено-Телятьево

Усадьба в селе Телятьево, основанная в XVII веке, славится живописной церковью Рождества Христова, построенной на месте более древнего деревянного храма. В XIX веке поместье принадлежало семье графов Соллогубов, выходцем из которой был известный русский писатель В.А.Соллогуб. После покупки имения, новые владельцы занялись серьезной перестройкой усадебного дома, а также прославились своей коллекцией предметов искусства - европейской живописи, графики и скульптуры и барельефов работы западных и русских мастеров.

Настоящей жемчужиной усадебного комплекса стала церковь Рождества Христова, единственное сохранившееся до сих пор сооружение. Возведенная в 1731 году и расширенная за счет новых приделов в 1855 и 1912 годах, она стала прекрасным образцом барокко. Храм представляет собой бесстолпную, крестообразную в плане постройку с полукруглым алтарным выступом. Над сферическим куполом возвышается увенчанный главкой восьмигранный барабан. Декоративное убранство фасадов достаточно сдержанное и не изобилует многочисленными элементами. Архитектурную композицию дополняет трехъярусная колокольня.

После революции усадьба Рождествено-Телятьево, как и остальные дворянские усадьбы была разрушена, а некоторые постройки отошли в ведение совхоза. Великолепные художественные коллекции прежних владельцев перешло в собственность государства, а часть имущества была утрачена.

Усадьба Подмоклово

Усадьба Подмоклово расположена приблизительно в двух километрах к югу от Серпухова. Жемчужиной архитектурного комплекса усадьбы является церковь Рождества Богородицы. Построенная в 1714-1722 годах по инициативе владельца усадьбы, князя Григория Федоровича Долгорукова, она стала ярким образцом итальянского барокко.

Уникальность этого храма заключается в том, что он выполнен в виде, так называемой, двусветной купольной ротонды. Нижний ярус представляет собой арочную галерею, которая на втором ярусе выполняет роль балкона, украшенного скульптурами. Пышное архитектурное убранство дополняет ионический ордер опор галереи, а также аккуратный рельеф карнизов и прочих элементов. Наличие скульптур ангелов и евангелистов является удивительным примером в русской архитектуре того времени, ведь когда строился храм, Синод категорически запретил использовать подобные элементы. Да и ротондальная форма храма была достаточно редкой на Руси.

В начале XIX века вблизи храма была построена колокольня и каменная ограда, однако до наших дней эти постройки, как и усадебный дом, не сохранились. Исключение составили, пожалуй, только руины одного из флигелей. В 1970 году часть скульптур была снята с галереи с целью реставрации, но так и не вернулись на прежнее место - они стали частью коллекции Серпуховского художественного музея. В 1993 году церковь Рождества Богородицы был возвращен верующим.

Усадьба Тёплое (Россия, Московская область, Клинский район, урочище Теплое)

Как добраться? На автомобиле с трассы [М9]Москва-Рига поворот на пос. Новопетровский, далее на север по кольцу [А 108]до поворота на Нудоль. От Нудоли прямо по шоссе до поворота в Вертково. В Вертково асфальтированное полотно сменяется на покрытие, утрамбованное гравием, впрочем, эта дорога вполне проезжая в любое время года (вот только не знаю, чистят ли её зимой?). Вам ещё предстоит проехать Кадниково, Васильевское-Соймоново и сельское кладбище, впереди только охотничьи угодья…

Я давно стремилась увидеть одно из редчайших архитектурных произведений зодчего Львова в Подмосковье, особенно после поездки по Тверской земле. Мне казалось, что я увижу Знаменскую церковь (1797 г.) в антураже первозданного дикого леса, где давно не ступала нога человека. Мои предположения не совсем оправдались… Однако впечатления от Тёплого одни из самых сильных и запоминающихся из увиденного за последние полгода. Руинированная постройка с чертами палладианства необычайно живописна и романтична. Кажется на всём, что её окружает лежит печать запустения…

Что бы пробиться к храму мне пришлось преодолевать заросли крапивы и бурьяна в человеческий рост. Запечатлеть церковь снаружи целиком — не удалось, через полчаса борьбы с сорняковыми дебрями я сдалась… и решила осмотреть постройку изнутри. Внутреннее пространство гармонично выстроено, здесь всё, как и снаружи подчинено ордерной системе. Четырёхгранник, лежащий в плане сооружения, рассечён на правильные квадраты и прямоугольники перегородками с трёхчастными арочными проёмами с колоннами по сторонам.
1. Внутреннее пространство гармонично выстроено, здесь всё, как и снаружи подчинено ордерной системе. Четырёхгранник, лежащий в плане сооружения, рассечён на правильные квадраты и прямоугольники перегородками с трёхчастными арочными проёмами с колоннами по сторонам.
Куда не кинешь взгляд — везде читаются безупречные по геометрии арки термальных окон…
Росписи и вызолоченные капители колонн не сохранились, из декоративных элементов можно видеть только карнизы и тяги тонкого рисунка…

«Ничего не известно о каких-либо изображениях усадебного комплекса. Впрочем. В.Я. Либсон вскользь сообщает о «старой акварели», на которой виден главный дом, но с оговоркой, что судить о его расположении на местности невозможно. Таким образом, документально подтвержденными остаются лишь дата постройки Знаменской церкви – 1797 г., существование барского дома к 1800 г. и имена владельцев усадьбы. Село Теплое многократно меняло хозяев, а в 1769 г. было продано Прасковье Алексеевне Cоймоновой, вдове Александра Ивановича Соймонава. Строительство велось их сыном Николаем Александровичем, а затем внуком – Александром Николаевичем.

2. Львов состоял с Соймоновыми в родственных отношениях. Известно, что, приехав из Тверской губернии в Петербург, он сразу обосновался у своих двоюродных дядей братьев Соймоновых – Михаила и Юрия – детей Федора Ивановича Соймонова, первого русского гидрографа. Существует львовский проект загородного дома, датируемый первой половиной 1780-х гг., заказчиком которого выступал Петр Александрович Соймонов – статс-секретарь Екатерины II. Единый круг общения и возрастной диапазон позволяют высказать предположение, что отцом Петра Александровича был именно А.И. Соймонов, овдовевшая супруга которого решила покинуть северную столицу и обосновалась в Подмосковье» — писал П.Л. Рожин в статье «судьба подмосковных Львова». Загадка усадебного дома в усадьбе Теплое будоражит моё воображение уже много лет. После долгих поисков Мне удалось разыскать этот проект и я его публикую. Полные «Разрез» и «Фасад» не являются произведением Н.А. Львова, а выполнены мною в ФШ для большей наглядности.

Далее исследователь П.Л. Рожин продолжает: «План дома очень схож со Знаменской церковью, однако утверждать, что именно он венчал усадебный ансамбль, пока, безусловно, рано. Нет ответа и на ключевой вопрос о дате постройки господского дома. Известно, что он существовал к 1800 г., однако 15 марта 1807 г. крестьянин Никанор Васильев отчитывался перед А.Н. Соймоновым об изготовлении мебели для интерьера.
3. О чем шла речь: о смене меблировки по вкусу вступившего в наследственные права владельца или о затянувшихся отделочных работах – из источника не ясно».

Архитектурный ансамбль и парк утрачены в первый год Великой Отечественной войны. Разрушенный храм — единственно уцелевшая постройка от некогда богатого имения. Но и она, стоящая в стороне от человеческого жилья обречёна на медленное разрушение и гибель.

Подписи к изображениям в тексте:




Сберечь нельзя, утратить...

Знаменская церковь, выстроенная в 1797 г. в усадьбе Соймоновых Теплое, предположительно по проекту архитектора Н.А. Львова, находится на грани обрушения. А между тем, редкий образец палладианства в Подмосковье числится в реестре памятников федерального значения на основании указа Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. (п. 2, включающий постановление Совмина РСФСР № 624 от 4.12. 1974 г.)
За послевоенные годы бездействия, начиная с закрытия в 1937 г., культовая постройка неуклонно ветшала и разрушалась.
Сама усадьба Теплое никогда не была местом оживленным и густонаселенным, в период своего основания она насчитывала 21 двор и 338 душ обоего пола, при Долгоруковых к нач. XX столетия дворов осталось 11, но появилось земское училище и железнодорожная ветка Лесодолгоруковская. Крайне скупые и малочисленные документальные свидетельства не позволяют проследить дальнейшую историю этого места (архив владельцев утрачен вскоре после революции). Известно только то, что село и все компоненты ансамбля с господским домом и прилегающим парком были разрушены во время бомбежек 1941 г.
Храм в опустошенном Теплом, постепенно исчезнувшем с географических карт и превратившемся в «урочище», отпугивающим бездорожьем и затерянностью в глуши, оказался невостребованным ни светской, ни духовной властью, только черные копатели стали завсегдатаями забытой подмосковной, оставив вместо старинного некрополя перед алтарным выступом огромные зияющие воронки.
Теплое пленяет и притягивает, поэтому я бывала здесь неоднократно, в 2006, и 2007 гг. и прежде оно не таило серьезных опасностей. Сегодня переступить порог церкви — рискованно для жизни. Оказавшись внутри, вы слышите постоянный шелест, как будто идет дождь, но это дождь из осыпающихся частиц связующего раствора и выветренного кирпича. То и дело раздаются неясные постукивания — вроде бы кто то в шутку кидает о стены мелкие камни…
Надежды на возрождение нет, это начало конца — несущие конструкции деградировали (общее состояние сооружения удручающее: большая часть сводов рухнула, перекосило северный портик и т.д.). Глядя на истерзанный храм, меня охватывало ощущение неизбежности чего то катастрофического, фатального, рокового.
Несказанно жаль будет вновь увидеть знакомый силуэт без низкой купольной ротонды — несомненного украшения этого уникального памятника… Жаль, жаль до боли, но ведь мы ничего не сделали для его спасения…

Наталья Бондарева, архитектор

Юдин В.С. Теплое

Юдин В.С. Край наш Клинский, Клин, 1999, с. 181-183

В XVIII веке хозяевами усадьбы Теплое были Иван Матвеевич Шетлов и Иван Михайлович Ханеев (1715—1734 гг.). После смерти Ханеева владение имением перешло его жене — Марфе Петровне, затем — Василисе Ивановне Зиновьевой. В 1758 году его унаследовала вновь Ханеева, а от нее было передано жене Александра Ивановича Соймонова — Прасковье Александровне (1769—1778 гг.).
Соймоновы владели селом Теплое до середины ХIХ века. Они принадлежали к московской дворянской фамилии, генеалогия которой прослеживается, примерно, с XV века. Многие служили российскому престолу стольниками и воеводами и жалованы от государей поместьями, а некоторые — знатными чинами и орденами.
Одной из ярких фигур Соймоновых является Федор Иванович Соймонов (1692—1780), русский государственный деятель и ученый гидрограф.
Усадьба Теплое находилась возле церкви у пруда и представляла собой единый садово-парковый ансамбль. Здание главного дома было относительно невелико, имело два этажа с колоннадой коринфского ордера со стройными пропорциями ордерных элементов. Все эти черты постройки типичны для дворянских усадеб конца XVIII- начала XIX веков.
Авторство проекта усадьбы приписывается Николаю Александровичу Львову, удивительно разностороннему и одаренному человеку, который был не только архитектором, но поэтом и драматургом, исследователем и издателем так называемой «Львовской летописи» — одного из памятников летописания. Жил он в своем имении Никольское в Тверской губернии.
Н.А.Львов много времени и сил отдавал зодчеству. Он является одним из крупнейших русских архитекторов эпохи классицизма. Это доказывают и созданная им усадьба Теплое, и его постройки в Торжке и Твери.
Одна из интереснейших построек усадьбы — Знаменская церковь. Она была возведена вместо прежней, деревянной, в 1797 году, на средства Соймоновых. Старая была перенесена в 1804 году в село Ламишино — Богородское Звенигородского уезда.
Церковь Знамения — памятник высочайшего художественного уровня. Почти квадратное двухсветное здание, выстроенное в стиле зрелого классицизма, заключает в едином равновысотном объеме собственно храм с полуциркульной апсидой, увенчанный низкой купольной ротондой, приделы и трапезную. Ризалит на западном фасаде служит основанием для цилинд¬рического объема колокольни. Торжественная приподнятость, строгость, величие, нарядность этого сооружения характерна для того времени, и при этом не надо упускать из вида особую итальянскую манеру ее архитектуры.
В усадьбе Теплое бывали родные и знакомые ее владельцев. Одним из частых гостей здесь был племянник Соймоновых полковник лейб-гвардии, участник Отечественной войны 1812 года Михаил Фотиевич Митьков (1791—1849). С 1825 года он был одним из руководителей Московской управы Северного общества. 15-16 декабря 1825 года в его московской квартире, на Малой Дмитровке, проходили совещания московских декабристов, на которых обсуждался план вооруженного восстания в Москве и убийство императора. М.Ф. Митьков был приговорен к 20 годам каторги.
В начале XX века в усадьбе Теплое была собрана уникальная коллекция материалов из жизни и деятельности Соймоновых.
В годы революции усадьба перешла в распоряжение Спас-Нудольского волисполкома. Имущество, сельскохозяйственный инвентарь, скот, принадлежавший ее владельцам, были проданы с торгов местным крестьянам.
В 1937 году церковь Знамения была закрыта, но сохранилась местными жителями в хорошем состоянии. В годы Великой Отечественной войны усадьба была разрушена оккупантами, были разграблены и сожжены дом и другие постройки усадьбы.
В настоящее время церковь Знамения находится на государственном учете как памятник архитектуры XVIII века.

Вчера журналистам показали образец качественной реставрации памятника истории и культуры, проведенный за счет внебюджетных средств. Это так называемая усадьба генерала Соймонова на Малой Дмитровке. Здесь жил один из организаторов Северного общества, декабрист Михаил Фотиевич Митьков. После революции особняк передали Свердловскому райкому КПСС, в 80-х годах в нем размещалось добровольное общество борьбы за трезвость. Арендатор отреставрировал уникальные интерьеры главного дома усадьбы и декоративное убранство залов, мозаичный пол в вестибюле. Кроме того, благоустроена территория двора, воссозданы утраченная парадная лестница и уличная парадная ограда.

"Мы - свидетели того, как при грамотном отношении к памятнику проведена реставрация на внебюджетные средства, - прокомментировал руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. - Очень много памятников в плохом состоянии, городской и федеральный бюджет не могут осилить такой объем работ. Необходимо привлекать инвесторов".

Но желающих вкладывать огромные средства в трудоемкую реставрацию памятников не так много. Собственно, и стимулов особых для этого у них нет. Поэтому городу приходится брать расходы на себя, но бюджет не безразмерный. "У нас пришел приказ минрегиона, что реставрационные нормы в 1,5 раза дороже обычного капремонта - из расчета 27 тысяч рублей на квадратный метр, - заметил глава департамента. - Думаю, этих денег даже на люстру не хватит".

За счет городского бюджета ежегодно реставрируется примерно 80 объектов культурного наследия, но еще сотни - на очереди. В Москве, например, 40 пустующих домов-памятников, которые стремительно разрушаются. Городским властям необходимо срочно решить, что с ними делать, чтобы их сохранить. По словам Кибовского, в условиях, когда в центре города ограничено строительство новых объектов, внимание компаний-застройщиков будет обращено на памятники, находящиеся в плохом состоянии. Но важно, чтобы они попадали в хорошие руки, а не к тем, кто стремится очистить от памятника стройплощадку. "Добросовестные люди, которые приводят такие объекты в порядок, должны получать преференции от государства в части дальнейшего управления такими объектами, - так считает Кибовский. - И этот вопрос обсуждается с московскими властями". Что это за преференции? Вот 1 апреля открыл двери уникальный памятник ХVIII - ХIХ веков особняк Ивана Муравьева-Апостола, один из немногих уцелевших в пожаре 1812 года. В его восстановлении самое деятельное участие принял потомок декабристов, меценат Кристофер Муравьев-Апостол. По нашей информации, он вложил в реставрацию 12 млн долл., практически поднял из руин. И будьте покойны, сохранил бы это наследие в первозданном виде. Он бы его и купил, но по нынешним правилам при продаже памятника с аукциона никаких преимуществ у Муравьева-Апостола не будет. А если бы, например, добросовестный арендатор имел такое преимущественное право, он бы заботился о сохранности памятника, о его восстановлении.В Москве на государственном учете состоят 5617 памятников истории и культуры. Кроме того, вновь выявлено 1830 объектов культурного наследия и 1318 заявлено к постановке на учет. Из всего этого богатства, как ранее озвучивалось, почти 1,5 тысячи памятников истории и культуры перешло в частные руки. Увы, некоторые подверглись разрушению, о чем неоднократно писала "РГ". Но есть и положительные примеры, когда собственники или арендаторы проводят комплексную научную реставрацию здания. И такие усилия надо поддерживать.

Андреа Палладио по праву считается одним из самых великих архитекторов за всю историю человечества. Именно он дал начало палладианскому стилю в архитектуре. Наследием выдающегося итальянца можно насладиться и в Москве

Старый Гостиный Двор

Место, где расположен старейший торговый дом столицы, занимающий целый квартал Китай-города между улицами Варварка и Ильинка, Хрустальным и Рыбным переулками, стало важным центром московской торговли еще в XV веке - там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля. Постепенно, с увеличением торговых оборотов, на территории стали возводиться и расширяться каменные корпуса. А в 1786 году Екатерина II приказала выстроить на этих же местах новые помещения, и с 1790 года началось затяжное строительство Гостиного Двора.

Знаменитый итальянский архитектор Джакомо Кваренги стал автором проекта возведения самого большого торгового здания Москвы конца XVIII - начала XIX века.

Последняя реставрация пришлась на конец ХХ столетия и значительно изменила внешний вид сооружения: был возведен стеклянный купол над внутренним двором, пристроены два дополнительных этажа в правом крыле здания. Сейчас же Гостиный Двор по праву считается одним из крупнейших центров бизнеса, торговли и отдыха со всем необходимым набором услуг, оборудованным по международным стандартам.

Адрес: ул. Ильинка, 4, станции метро «Площадь Революции», «Китай-город»

Городская усадьба Соймоновых-Соболевских

В 1780-х годах архитектором Н. А. Львовым для А. Н. Соймонова был построен главный дом усадьбы. Он имел тосканский шестиколонный портик, два небольших флигеля в парадном дворе, террасу на заднем фасаде, выходившую в сад длинным пологим пандусом (со временем замененным лестницей). Каменный служебный корпус, частично сохранившийся до нашего времени, стоял на северной границе владения.

Усадьба также известна как дом декабриста Митькова: мемориальная доска на доме говорит о том, что герой Отечественной войны 1812 года жил здесь в 1825-м. В советское время в здании длительное время располагался Свердловский райком КПСС. В 1960 году возле усадьбы был установлен памятник-бюст Я. М. Свердлову, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, как и отреставрированное главное здание. Сегодня усадьба Соймонова отдана в аренду коммерческим структурам.

Адрес: ул. Малая Дмитровка, 18, станции метро «Чеховская», «Маяковская»

Дом Тарасова

На углу улицы Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка расположилась настоящая московская Италия - шикарный особняк, являющийся одним из самых красивых зданий, появившихся в городе в начале XX века. Дом был построен в 1908-1912 годах знаменитым архитектором И. В. Жолтовским для богатого купца Григория Тарасова и имеет итальянский прототип - палаццо Тьене в Виченце, созданный в середине XVI столетия великим Андреа Палладио. Разница между двумя постройками заключается в пропорциях.


Фото: liveinmsk.ru

Особняк имеет все характерные черты палаццо: проездные арки, которые позже заменили огромными окнами; соединяющие две части дома террасы; большой внутренний дворик с фонтаном и садом. Интерьер здания также оформлен в итальянском духе с необычным сочетанием гладких стен и расписных потолков. До 1937 года дом Тарасова занимал Верховный Суд СССР, после сюда въехало посольство Германии, а в послевоенные годы - Польши. Начиная с 1979 года здесь располагается Институт Африки Российской Академии наук.

Адрес: ул. Спиридоновка, 30/1, станция метро «Баррикадная»

Центральный Московский ипподром

Один из самых больших ипподромов России, лишь немного уступающий Ростовскому, Краснодарскому и Казанскому. Кроме того, заложенный в 1834 году, он является старейшим в стране и первым в мире рысистым ипподромом. В настоящее время здесь располагается научный полигон и опытная база Института коневодства, регулярно проводятся соревнования и испытания лошадей различных пород.

С начала основания место регулярно украшалось, меняя свой вид. В 1949 году трибуны были уничтожены пожаром, после чего в 1953-1954 годах архитекторы В. Л. Воскресенский и П. И. Скокан под руководством выдающегося И. В. Жолтовского восстанавливали здание, практически полностью его перестроив: появились изящная башенка в левой части и мощный восьмиколонный портик в правой. Восхитительные конные скульптуры не пострадали в пожаре и по-прежнему венчают строение.

Адрес: ул. Беговая, 22, корп. 1, станция метро «Беговая»

Дом на Моховой

Здание в центре Москвы напротив Манежной площади было построено в 1934 году по проекту архитектора Ивана Жолтовского для сотрудников Моссовета. Дом на Моховой назвали «гвоздем в гроб конструктивизма», так как он ознаменовал собой перелом в советской архитектуре. А коллеги Жолтовского стали именовать его «мастером карниза» из-за того, что, несмотря на массивные стены строения, его карниз был невероятно легкой конструкции.


Фото: babs71.livejournal.com

Проектируя жилой дом на Моховой, Жолтовский использовал композицию Лоджии дель Капитанио и палаццо Вальмарана в Виченце, созданных выдающимся итальянским архитектором Андреа Палладио. Большое значение уделялось «элитности» здания: высокий уровень благоустройства и отделки, большая площадь квартир. Данное строение имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Адрес: ул. Моховая, 13, станция метро «Охотный ряд»


Ансамбль классической усадьбы на Малой Дмитровке складывался на протяжении второй половины XVIII – XIX веков. Главный усадебный дом расположен в глубине участка, на красную линию улицы выходят два симметрично стоящих флигеля, соединенные с домом арочными переходами. Своим изящным дорическим портиком дом обращен в курдонер, отделенный от улицы оградой с воротами. В основе главного дома – палаты середины XVIII века, перестроенные в классический усадебный дом в 1780‑х годах предположительно по проекту архитектора Николая Александровича Львова.

В первой половине XIX века усадьбой владел помещик Александр Николаевич Соймонов, племянник статс-секретаря Императрицы Екатерины II Петра Александровича Соймонова. В усадьбе в это время часто бывал и жил известный литератор, поэт и библиофил Сергей Александрович Соболевский, внебрачный сын А.Н. Соймонова (отец «за значительное денежное пожертвование» приписал сына к польскому дворянскому роду Соболевских).

Соболевский был известен как коллекционер редких книг, библиограф, знаток многих языков, журналист, а также как автор язвительных эпиграмм («неизвестный сочинитель всем известных эпиграмм»). Он был близким другом Александра Сергеевича Пушкина, который, вероятно, также посещал усадьбу на Малой Дмитровке. С Пушкиным он познакомился, когда ему было 15 лет, и это знакомство быстро переросло в крепкую дружбу. Соболевский был литературным советчиком Пушкина, помогал поэту издавать его произведения, привозил ему из-за границы новые книги (в том числе запрещенные в России сочинения Адама Мицкевича); несколько раз он спасал Пушкина от дуэльных поединков, выступая в роли миротворца. По мнению многих, Соболевский был единственным, кто мог бы предотвратить роковую дуэль Пушкина с Дантесом, но «к несчастью, Соболевский в тот год в Европах жил». После гибели Пушкина он хлопотал о материальной помощи для его семьи, потом занимался публикацией пушкинских писем и материалов для его биографии.

Соболевский общался и дружил также с Евгением Баратынским, Дмитрием Веневитиновым, Петром Киреевским, Владимиром Одоевским и другими, а также с представителями младшего поколения писателей – Николаем Гоголем, Иваном Тургеневым, Львом Толстым.

В 1820‑х годах в усадьбе жил также Михаил Фотиевич Митьков, приходившийся Соймонову племянником. Герой войны 1812 года, участник взятия Парижа в 1814 году, полковник, он позже стал активным членом Северного тайного общества; здесь, у него на квартире, проходили некоторые собрания будущих декабристов. После подавления восстания на Сенатской площади, Митьков был арестован и приговорен судом к каторжным работам. Он был сослан в Сибирь, где после отбытия каторги поселился в Красноярске и занимался метеорологией до самой смерти в 1849 году.

В 1850‑х годах усадьба на Дмитровке перешла к новой хозяйке – жене гвардии ротмистра В.Д. Ладыженской. При ней были несколько переделаны фасады усадьбы, в частности тосканский портик главного дома был заменен на дорический. В 1870‑х годах, при новом владельце губернском секретаре А.В. Каншине, парадные интерьеры главного дома были частично перепланированы и переделаны по проекту архитектора Августа Вебера.

В советские годы усадьба была отдана под административные цели, здесь на протяжении многих десятилетий размещался Свердловский райком КПСС.

В 2000‑х годах была проведена научная реставрация усадьбы. В главном доме отреставрировано и восстановлено внутреннее убранство интерьеров XIX века – парадная анфилада помещений первого и второго этажа с лепной отделкой интерьеров, росписью стен и потолков (в том числе «помпейской» росписью парадной лестницы), пилястрами из искусственного мрамора, деревянными панелями, печами и мраморными каминами, паркетными полами.

В настоящее время в усадьбе располагаются офисы.