Мост ювелиров во флоренции. История старого моста флоренции

18.03.2022 Шенген

Этот мост считается старейшим во всей Флоренции, и при этом он не похож ни на один мост в Италии. Арочный мост, перекинутый через самое узкое место реки Арно, до сегодняшнего дня сохранил свой практически первозданный облик со времен своего строительства в 1345 году.

История достопримечательности

Нынешний мост Понте Веккьо во Флоренции сегодня перекинулся через реку Арно и является предметом живейшего интереса туристов. Он представляет собой третью по счету переправу через реку, построенной в этом месте Италии.

Первый виадук был выстроен еще в эпоху Древнего Рима . Он был деревянным и стоял на каменных пилонах. Намного пережив своих строителей, переправа была разрушена в 1117 году сильнейшим наводнением. Второй мост, построенный с учетом предыдущих ошибок строительства, продержался почти два века, но и его постигла та же участь, что и первый – сильнейший разлив Арно в 1333 году разрушил Ponte Vecchio почти до основания.

При строительстве третьего виадука архитекторам пришлось немало потрудиться, чтобы, наконец, найти решение, при котором переправа будет достаточно прочной и выдержит натиск воды при возможном разливе реки. К слову, проверить это пришлось на деле – многими веками позже, в 1966 году, очередной подъем воды затопил и Ponte Vecchio, и галерею Вазари, нанося урон и лавкам ремесленников, и бесценным произведениям искусства…

А пока, в XIV веке, флорентийские архитекторы решали, как совместить архитектурное изящество и прочность строения. Кстати, историки до сих пор ломают голову – кому же принадлежит авторство , кто является архитектором проекта на самом деле? Дело в том, что по одним документам архитектором строения называют Таддео Гадди, а более поздние источники уверяют — проект принадлежит Нери ди Фьораванте (Neri di Fioravante).

Название моста переводится с итальянского как «Старый мост».

Свое второе название – Золотой – Ponte Vecchio получил отнюдь не из-за того, что он является архитектурной ценностью. Начиная с XVI века, на мосту обосновались торговцы тем или иным товаром , получив разрешение от муниципалитета на строительство торговых лавок. И самое большое количество этих лавок принадлежало ювелирам. До наших дней сохранилась лишь одна лавка, которая начинала торговлю с тех времен – ювелирная лавка, принадлежащая семейству Печчини.

По средневековым традициям Ponte Vecchio был разделен на 38 участков , на которых и велась торговля. Торговцы здесь же, на этих же участках, и проживали. Причем площади магазина едва хватало, чтобы разместить товары, поэтому лавки расширяли и надстраивали – они буквально висели над водой. Сегодня мы можем видеть панораму достопримечательности и небольшие домики, словно бы прилепившиеся к ней по бокам. Кстати, магазины и лавки имеют сегодня почти тот же вид, что был в XVI веке.

В XX веке, во время Второй мировой войны, мост по счастливой случайности избежал участи быть разрушенным. В 1938 году во Флоренцию с визитом прибыл Адольф Гитлер. Он ознакомился с основными достопримечательностями города, побывал в , на мосту Понте Веккьо – к приезду фюрера специально соорудили смотровую площадку. Несколькими годами позже, в годы войны, во время отступления немецких солдат, многие здания (в том числе исторические) были взорваны, но Ponte Vecchio избежал подобной участи.

По одной из версий, Гитлера невольно восхитила стойкость бойцов Сопротивления, защищавших мост и дворцы, его окружавшие; по другой версии, он просто не мог забыть удивительной панорамы реки Арно со смотровой площадки Ponte Vecchio …

Хотите узнать о достопримечательностях Флоренции больше? Ознакомьтесь с историей строительства знаменитого собора , находящегося на территории города!

Легенды Флоренции, связанные с сооружением

Жители очень любят рассказывать истории и легенды, связанные с этой достопримечательностью. В частности, истории о том, как и почему на виадуке появились ювелирные лавки. Существует три исторические версии это факта.

Согласно первой версии, в 1442 году вышел специальный указ, чтобы все торговцы мясом и рыбой перебрались в одно, строго определенное, место в городе, дабы неприятные запахи не оскорбляли обоняние благородных господ во дворцах.

По распоряжению городских правителей все рыбные и мясные лавки отныне располагались в районе переправы Ponte Vecchio. Так продолжалось до тех пор, пока в 1556 году по распоряжению герцога тосканского Козимо Медичи не был построен Коридор Вазари, соединявший и Палаццо Питти.

Всякий раз, проходя по коридору Вазари, тосканский правитель морщился и прикрывал нос – до него долетали отнюдь не аристократические запахи рыбы и мяса, а также запах порченого товара, который сбрасывался в реку. Его сын Фердинандо, ставший правителем после отца, был не таким терпимым.

Во время одного перехода из Старого дворца в палаццо Питти Фердинандо так разгневался из-за ужасающих запахов, что повелел прогнать всех мясников и торговцев рыбой, а на месте их лавок открыть другие. Так на мосту появились лавки ювелиров, к которым ходила более изысканная публика.

Вторая версия гласит, что коридор Вазари служил не только тайным переходом правителей из одного дворца в другой. Стоя в потайном коридоре прямо над торговыми рядами, Фердинандо Медичи через специальные круглые окошки в коридоре мог слышать все разговоры торговцев и их покупателей. И разговоры эти не всегда были приятны для слуха правителя. Простые люди не стеснялись обсуждать и политические темы, и личность самого правителя. Поэтому герцог велел избавиться от простолюдинов, и за удвоенную арендную плату в 1593 году здесь обосновались золотых дел мастера .

Третья версия не менее интересна , и касается она дочери Фердинандо Медичи. Юная принцесса, проходя по коридору Вазари, становилась невольной слушательницей всех диалогов на мосту. А так как торговали и покупали там простые люди, не стеснявшиеся в выражениях, то словарь дочери Медичи весьма пополнился – правда, словами далеко не теми, которые были приняты во дворцах. Услыхав от дочери лексикон торговцев, Фердинандо в гневе выгнал всех торговцев рыбой и мясом.

Существует также поверье, что слово «банкрот» родилось именно на мосту Понте Веккьо . Если торговец не вовремя вносил арендную плату и набегали долги, то прилавок (banko), на котором он торговал, разбивала присланная властями стража (rotto).

То есть дословно слово «банкрот» или «банкротство» означает «разбитый прилавок» (или же разоренный банк). А если прилавок был разбит («bankorotto»), то торговать уже было не на чем.

А еще реку Арно в районе Ponte Vecchio называют «золотым дном» , причем в буквальном смысле. Дело в том, что во время паводка в 1966 году вода поднялась на несколько метров. Почти все лавки были затоплены водой. Часть торговцев, которые прибыли сюда по вызовам ночных сторожей, смогли спасти какую-то долю своего товара. Остальные магазины оказались затопленными, и часть золотых украшений смыло отступающей водой. Конечно, работы по поиску пропавших украшений велись в водах Арно еще долгие годы, но без особых результатов.

Какой он сегодня

Через Арно в настоящее время перекинуто 10 переправ, и все они перестраивались и реставрировались (особенно после налетов во время Второй мировой войны). Все, кроме Золотого моста. Вид Ponte Vecchio остался практически неизменным с момента его строительства в 1345 году. Классический трехарочный виадук, центральная арка в длину равна 30 метрам, а две боковые – по 27 метров. Высота сводов Ponte Vecchio – от 3,5 до 4,4 метров.

Понте Веккьо сегодня – это ряд ювелирных магазинов и небольшая смотровая площадка . С этой площадки открывается замечательный панорамный вид на реку Арно. Глядя на мутную воду спокойной и неторопливой реки, трудно предположить, что когда-то эта река несла прямую угрозу городу. Со смотровой площадки можно сделать фотографии. Но если идти от площади Сеньории вдоль Арно, то можно сделать не менее шикарный обзорный снимок самой достопримечательности – красивые арки над водой.

Особенно красиво смотрится мост в темное время суток – освещенный множеством огней, он становится местом встреч и ориентиром для туристов.

В магазинах представлен широкий ассортимент изделий из золота и платины.

Правда, туристы останавливаются больше посмотреть, нежели купить – цены на эти изделия довольно высоки. За неприметное с виду колечко из золота нужно отдать не менее 200 евро.

На западной стороне моста находится бюст Бенвенуто Челлини , итальянского музыканта и скульптора эпохи Ренессанса (автор бюста – Рафаэлло Романелли). Одна из знаменитых скульптурных работ мастера Челлини – статуя Персея с отрубленной головой Медузы Горгоны – находится на площади Сеньории. Установка и открытие в 1901 году статуи было приурочено к 400-летнему юбилею Челлини.

Бюст Челлини окружен небольшой металлической оградой. Эта площадка стала местом паломничества молодоженов и влюбленных пар – в знак нерушимости любовных и семейных уз каждая пара навешивала на оградку замок. Поговаривают, что эта идея принадлежала владельцу магазина замков, расположенного неподалеку от установленного бюста. Так или иначе, его бизнес процветает. А вот властям Флоренции такой обычай пришелся не по нраву – мало того, что замки портили эстетический вид скульптуры, так эта традиция угрожала самому мосту, нанося ему ущерб.

История моста Понте Веккьо

Первый мост в самом узком месте реки Арно, в районе брода, был построен еще при римлянах, ориентировочно в I веке до н. э. При работах на дне реки вскоре после Второй мировой войны обнаружили бетонный фундамент, положенный под углом к берегам, чтобы мост мог выдержать частые разрушительные наводнения. До 123 года ширина моста увеличилась до 3 м, потому что через него провели Кассиеву дорогу, предназначенную для сообщения между Римом и северными провинциями. Несовершенные римские архитектурные хитрости не спасли мост: в VI-VII вв. он был разрушен совместными усилиями стихии и толп варваров, пронесшихся по Италии. В Средние века восстановленный мост как минимум дважды сметало наводнение. Предпоследний вариант был построен в 1177 году на дубовых балках, оставшихся от его предшественника. Поток 1333 года, самый бурный в истории Арно, уничтожил и его.

В 1345 году властям города надоело оплачивать регулярные реконструкции, и они заказали архитектору проект каменного моста. Джорджо Вазари, художник и историк искусств, утверждает, что этим мастером был Таддео Гадди, современные исследователи в этом сомневаются и приписывают авторство Нери ди Фиораванти. В любом случае новый каменный мост, спустя некоторое время получивший название Веккьо, то есть «старый», быстро стал бойким торговым местом. Из недоступных нашему пониманию санитарных соображений сюда переместили лавки мясников, чтобы они не оставляли отходы на улице вблизи дворцов знати, а сбрасывали их в реку. Вскоре переносных столов торговцам показалось мало, и мост по бокам оброс постройками, крепящимися над водой на кронштейнах. Красоты это ему не прибавило, зато от посетителей отбоя не было.

Понте-Веккьо (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Самый вонючий мост Средневековья сегодня превратился в самую пафосную достопримечательность Флоренции. Такие метаморфозы, надо сказать, происходят нечасто, поэтому потолкаться среди массы туристов и африканцев, приторговывающих здесь всем подряд - увы, необходимо. Хотя лучший вид на Понте-Веккьо, конечно, открывается издали, с набережной, либо с площади Микеланджело .

Абзац истории

Участь места, чьи ароматы никак не возбуждали аппетит, была у Понте-Веккьо не сразу. Изначально этот самый старый мост Флоренции выполнял самую обычную функцию - переправу через полноводную реку Арно. Заставший еще времена древних римлян, правда, в деревянном виде, он неоднократно разрушался от сильного течения и дождей, заново отстраивался и так по кругу не один десяток раз. И лишь в 15 веке, когда власти Флоренции решили перенести сюда подальше от домов знати и административных дворцов лавки мясников, он приобрел славу места, которое дурно пахнет. Оно и немудрено: холодильных установок по тем временам не знали, а в итальянскую жару парная телятина и куриные мозги портились быстро, ровно как и оставшиеся от животных отходы. Все это добро скидывали в Арно, чтобы воды реки относили их как можно дальше за пределы города. От ароматов это спасало не сильно.

Самый вонючий мост Средневековья сегодня превратился в самую пафосную достопримечательность Флоренции.

Ввиду того, что мясников во Флоренции было пруд пруди, а мост не такой уж и протяженный, лавочникам пришлось изощриться и строить свои магазинчики вширь: они и сегодня выпирают, торчат над мостом и висят над водой аж на несколько метров. (Примерно такую картину мы все наблюдали в фильме «Парфюмер».) Когда именно мясные лавки сменились на богатые ювелирные магазины точно неизвестно, но то что сегодня здесь не купить колечка дешевле EUR так 200 - это факт.

Потому в наши дни популярно второе название моста - «золотой».

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Что посмотреть

Возможно, свой мясной бизнес на ювелирный Понте-Веккьо поменяло во времена, когда над строениями моста проложили Коридор Вазари , названный так в честь создавшего его архитектора. Функция у коридора была проста: чтобы герцог Козимо I мог, неспешно прогуливаясь, попасть из Палаццо-Веккьо во дворец Питти .

Вдоль всего пути на мосту располагаются небольшие круглые окна, благодаря которым, если верить легенде, правитель подслушивал болтовню простого люда.

Коридор Вазари

Сегодня этот коридор считается одной из лучших художественных галерей мира, где хранится порядка 700 подлинников картин 16-17 веков: мастера из Рима и Неаполя, а также коллекция автопортретов известных художников Италии и мира. В частности: автопортреты Рафаэля, Вазари, Рубенса, Веласкеса, Кустодиева, Кипренского.

Посетить Коридор Вазари можно только в ходе групповой экскурсии, предварительно забронировав ее в Уффици или в одном из турагентств города. Группы небольшие, гид вещает на английском, стоимость в районе 90-100 EUR. Начинается прогулка на втором этаже галереи Уффици , заканчивается - в садах Боболи. Фотографировать строго запрещено, за блудливые руки, желающие все потрогать, могут вообще изгнать из святая святых - надзор в этом месте очень серьезный.

Флоренция пережила на своем веку множество событий. Одним из «свидетелей» ее истории является мост Понте Веккьо (итал. Ponte Vecchio, или Старый мост). Это самый старый мост во Флоренции. Когда-то по нему, возможно, мирно прогуливались Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Никколо Макиавелли и другие знаменитые флорентийцы. Когда-то, стоя в коридоре Вазари, Козимо I Медичи, великий герцог Тосканы, подслушивал, что о нем думает народ. Сначала здесь торговали мясом, а потом сюда пришли торговцы золотом. Мост стоит на одном и том же месте почти XVII веков, и здесь до сих пор торгуют, поют песни, собираются путешественники. Понте Веккьо - это живая история Флоренции.

История моста

Этот мост расположен в одном из самых узких мест реки Арно. Во времена Римской империи он был частью Кассиевой дороги, которая соединяла Рим и Тоскану. Тогда он был совсем далек от своего современного облика - это был деревянный мост на каменных сваях. Впоследствии он пострадал от наводнения и был отстроен заново, но уже из камня. Это дало мосту возможность продержаться еще 200 лет, пока очередное наводнение, в 1333 году, не снесло его.

Но уже через 12 лет на этом месте построили новый мост, облик которого сохранился до сего времени. Город за это время существенно разросся, поэтому архитектор Нери ди Фьорованти решил, что мост не может более служить в качестве полноценной переправы. С тех пор здесь появились лавки торговцев, мастерские, кузницы. Для защиты моста были возведены башни, самой известной из которых является башня Маннелли. Уже к XV веку Понте Веккьо стал центром мясной торговли. Власти существовавшей тогда Флорентийской республики решили избавить город от зловонья и сконцентрировать всех мясников в одном месте. Этим местом и стал Старый мост.

Тогда мост прирос еще одной постройкой. Над зданиями, расположенными на мосту, проложен коридор-галерея, который полностью изолирован от них. Эта постройка является частью специального проекта, который был создан, чтобы соединить два флорентийских замка: Паллаццо Питти и Паллаццо Веккьо. Через них правитель спокойно передвигался из своей жилой резиденции в рабочую, при этом у него была возможность подсмотреть и подслушать, о чем говорит народ. Этот коридор получил свое название по имени проектировщика – коридор Вазари. Несколько позже, в XVI веке, мясников сменили ювелиры. Тогда же за ним закрепилось другое название - «Золотой мост».

В XX веке мост остался верен своему предназначению. В конце Второй Мировой войны, при отступлении немцев из Италии, во Флоренции взрывали все мосты, однако Старый мост остался цел: то ли благодаря партизанам из «Сопротивления», то ли благодаря личному указу Гитлера. В 1966 году река Арно вновь сильно разлилась, мост не был разрушен, но сильно пострадал. Сейчас же мост признан архитектурным памятником, это обязательное для посещения место у туристов.

Особенности конструкции и функции моста

Понте Веккьо - это типичный сегментный арочный мост. Их строили в эпоху Римской империи, несколько подобных мостов можно обнаружить в разных районах Италии и за ее пределами. Стоит он на высоте 3,5-4 метров над водой, что типично для таких мостов. Мост довольно широкий - 30 метров. По его сторонам теснятся лавки ювелиров и различные магазинчики. Раньше они шли прямой линией, но после некоторых изменений она была нарушена. В районе центральной арки цепь построек прерывается: здесь находится площадка, с которой можно увидеть русло реки Арно, набережную, соседние мосты и прилегающие к берегам здания. Длина центральной арки – 32 метра, двух других – 27 метров.

Как раз над мостом участок коридора оборудован панорамными окошками, с которых можно наблюдать окрестности по обе стороны моста. Другие участки коридора служат в качестве галереи. Там находятся картины местных художников разных времен. В коллекции галереи находится порядка 1,4 тысяч полотен, в том числе и автопортретов художников.

Также на мосту установлен бюст ювелира, художника, скульптора и просто известного флорентийца Бенвенуто Челлини. Это место является знаковым для влюбленных пар: они приходят к этому бюсту и вешают на ограду замок, который является символом крепкой любви. По рассказам местных, эту традицию ввел местный продавец замков, магазин которого находится в конце моста. Как и в любых других подобных местах, для городских властей это головная боль: они попросту не успевают срезать замки. Поэтому установили высокий штраф – 160 евро.

Местоположение

Адрес: Ponte Vecchio (Старый мост), Firenze, Италия.
Находится Понте Веккьо в центре города, рядом с галереей Уфицци. С севера в мост упирается улица Пор Санта Мария. По соседству располагаются мосты Понте-алле-Грацие и Санта-Тринита.

Как добраться

Проще всего на такси. Можно и на общественном транспорте: по городу курсируют автобусы «VOLA IN BUS», ехать до остановки «Старый мост».

Вконтакте

Старый мост (Понте-Веккьо, Ponte Vecchio) во Флоренции через реку Арно в 1345 году на месте древнеримского моста, снесенного наводнением. Первоначально здесь располагались торговые лавки мясников, туши животных разделывались на месте, а отходы кидались в реку. В общем, запах вокруг стоял весьма мощный, особенно в летнюю жару.

Вскоре Старый мост стал местом оживленной городской торговли. Лавки торговцев располагались прямо на мосту. Предположительно, здесь появилось понятие «банкротство». Если торговец не мог оплатить долги, то городские стражники ломали его лавку. Так от двух слов «прилавок» (banco) и «сломан» (rotto) произошло слово «банкрот».


По легенде, окна в центре моста Муссолини сделал для Гитлера, чтобы фюрер любовался видом Флоренции. По одной из версий Гитлер хотел взорвать мост при отступлении, но ему помешали партизаны.

Это первый мост в истории, при строительстве которого использовались подобные арки. Мост состоит из трех арок, длина центральной арки – 30 метров, высота – 4,4 метра, боковые арки поменьше: длина - 27 метров, высота – 3,5 метра.


На этот раз с погодой повезло.


Старый мост в начале XX века

В XVI веке правитель Флоренции герцог Козимо I Медичи обратил внимание на район Старого моста, по воле герцога здесь разместились богатые ювелирные лавки. Старый мост получил второе название «Золотой мост», статус которого резко изменился.

"Есть во Флоренции мост, называемый Старым мостом. Он еще и поныне застроен домами; в этих домах помещались мастерские золотых и серебряных изделий.

Правда, то не были изделия в современном понимании: выделка золотых и серебряных вещей в наши дни – ремесло; прежде это было искусство.Потому-то и не было на свете ничего чудеснее этих мастерских или, вернее, предметов, их украшавших; были там округлые ониксовые кубки, опоясанные извивающимися драконами, – сказочные чудовища вздымали головы, простирали лазурные крылья, усыпанные золотыми звездами, и, разинув огнедышащие пасти, грозно смотрели друг на друга своими рубиновыми глазами...

И все это было не только искусно выполнено, но задумано с поэтическим вдохновением; не только прелестно, как прелестны безделушки для украшения дамского будуара, но великолепно, как величайшие произведения искусства, которые могут обессмертить царствование короля или дух нации..." - так описал Старый мост Александр Дюма в романе "Асканио".


Герцог Козимо I Медичи, сделавший Старый мост Золотым.


Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи. (Бабушка французской королевы Марии Медичи)

В честь бракосочетания своего сына Франческо и принцессы Жанны Австрийской правитель приказал построить коридор, соединяющий две городских площади Палаццо Веккьо и Палаццо Питти, которая проходила над постройками моста.

Род Медичи не был знатным, происходил от семьи банкиров, и Козимо хотел впечатлить своих новых королевских родственников.


Наследник - Франческо Медичи


Его невеста принцесса Жанна Австрийская, для которой был построен потайной коридор.
Судя по портрету, принцесса была капризная.

Козимо Медици приказал сделать в галерее над мостом слуховые окна, чтобы подслушивать, что о нем говорят простолюдины.

Потайной ход получил название Коридор Вазари в честь архитектора, воплотившего идею Медичи.


Стрит-арт на тему средневековья

Сейчас в Коридоре Вазари расположена художественная галерея, где также собраны работы русских художников Кустодиева и Кипренского.


Дорога от моста к центральной площади.


Башня Маннелли

Коридор Вазари проходил через городские строения. Знатная семья Маннелли была единственной, кто сопротивлялся проходу Коридора через их собственность, как это получилось для других зданий. Маннелли настояли, чтобы Коридор был построен вокруг башни.

Легенда гласит, что семья Маннелли несколько лет платила Медичи налог за свое вмешательство в проект.

"В полдень кошки заглядывают под скамейки, проверяя, черны ли
тени. На Старом Мосту - теперь его починили -
где бюстует на фоне синих холмов Челлини,
бойко торгуют всяческой бранзулеткой;
волны перебирают ветку, журча за веткой.
И золотые пряди склоняющейся за редкой
вещью красавицы, роющейся меж коробок
под несытыми взглядами молодых торговок,
кажутся следом ангела в державе черноголовых".
Как писал поэт Иосиф Бродский.

На мосту в 1901 году был установлен памятник Бенвенуто Челлини – знаменитому скульптору и ювелиру XVI века. Кто знаком с творчеством А. Дюма, наверняка, читал роман «Асканио» о приключениях этого талантливого человека.


Памятник ювелиру Бенвенуто Челлини на Старом мосту. Рядом здание на крыше которого (справа вверху) можно увидеть средневековые солнечные часы, установленные в XIV веке.


Вид со Старого моста на реку Арно.