Усадьбы ингерманландии. Групповая экскурсия «Крепости и усадьбы Ингерманландии

04.02.2022 Шенген

Приглашаем на экскурсию из Санкт-Петербурга на 1 день
по авторской программе «Большая Вруда. Усадьбы и храмы Ингерманландии»

Гид — по

Даты поездок: по —

Продолжение путешествия по Ингерманландии. Мы отправимся на этот раз в земли, расположенные к югу от старой Нарвской дороги на территории нынешних Волосовского и Кингисеппского районов.
Мы поедем на литургию в Большую Вруду , место служения святого праведного Алексея Южинского . В Успенском храме находится его икона с частицей. А также посетим бывший Пятогорский монастырь близ посёлка Курковицы . Бывшую усадьбу князей Оболенских в Ястребино . . И другие места. С 08.00 до 19.00

Программа:
08-00 — Отправление. Московский пр., д. 189, ст. м. «Московская», выход на Авиационную улицу
Большая Вруда . Место служения святого праведного Алексея Южинского . В Успенском храме находится его икона с частицей. Литургия.
Курковицы . Бывший Пятогорский монастырь.
Ястребино . Усадьба князей Оболенских .
Молосковицы . Белая кирха.
Торосово. Бывшая усадьба барона Михаила Георгиевича Врангеля.
Волгово. Церковь св. великомученицы Ирины.
19-00 — Ориентировочное время возвращения.
В программе (1200/1300): транспортное и экскурсионное обслуживание.
Дополнительно:
платные входы, питание.
Отъезд в 8:00 (Московский пр., д. 189, ст. м. «Московская», выход на Авиационную улицу). Возвращение ориентировочно в 19.00.
Питание берите с собой.

Вруда Усадьба Штурмангоф . Рассказывают, что её хозяин - немецкий купец Штурм - в феврале и марте торговал в Санкт-Петербурге ландышами, которые выващивал на своих землях в специально приспособленной оранжерее. Рядом, в Большой Вруде - Успенская церковь . О.В. Бремер и К.И. Брандт, 1823–1840. Возведена на средства графа Владимира Фёдоровича Адлерберга (10/XI-1791–8/II-1884). Классицизм. Колокольню пристроили в 1852. Здесь до 1919 служил 23 года св. праведный Алексий Южинский (Медведков).

Молосковицы . Посёлок к западу от Волосова. Белая или Фёдоровская кирха . Монументальное сооружение, возведённое, очевидно, в середине XIX в. По другим сведениям восходит ещё к XVII в. Принадлежала местному финско-эстонско-немецкому приходу, возникшему до 1632 г. Колокольня была пристроена в 1887 г. В 1902 г. был произведён капитальный ремонт кровли, в ходе которого заменили стропила и сменили черепичное покрытие на металлическое. Лютеранское кладбище и остатки памятника на могиле баронов Веймарнов. Сохранились также остатки усадебного дома и парка .

Курковицы . Посёлок к востоку от Волосова. Пятогорский Богородичный женский монастырь , построенный на землях, подаренных в 1893 г. церкви отставным писарем Георгием Фёдоровичем Бабановым. К 1899 г. сюда переезжает большая часть сестёр из Вохоновского женского монастыря. Ныне действует входившая в монастырский ансамбль церковь во имя иконы «Утоли мои печали» (1894–1899), арх. С.В. Садовников. В церкви в честь Тихвинской иконы Божьей Матери (с приделом св. архангела Михаила) устроен клуб. Частично сохранились монастырские стены, святые врата (1898) и другие постройки.

Ястребино . Деревня на западе района на левом берегу реки Хревицы. Усадьба князей Оболенских , в которой организован музей Бориса Владимировича Вильде (Ивана Ястребинского) - героя французского сопротивления. Никольская церковь (1855–1857), арх. О.В. Бремер и К.И. Брандт.

Беседа . Усадьба баронов Веймарнов . Каменные кресты . XIV–XVI вв.

Губаницы . Село к северо-востоку от Волосова. Евангелическо-лютеранская церковь св. Иоанна Предтечи . Лютеранский приход существует с 1656 г. Нынешний каменный храм был возведён в 1861 г. по проекту архитектора Э.Л. Гана. При советской власти на территории храма действовала местная тюрьма, а затем - пилорама. Возвращён общине в 1988. Отреставрирован с привлечением финских средств.

Ингерманландия названа в честь жены Ярослава Мудрого Ингигерда (вся историческая информация - на совести экскурсовода). Княгине принадлежало Ладожское ярлство, просуществовавшее лет сто.
Местность на территории Петербурга была добольно густо заселена до Петра - тысяч пять человек чухны. Фонтанку они называли Кикиёки, Каллина (Лякушачья, Мутная). Основные магистрали Питера (кроме Невского - его пленные шведы при Петре прорубали) - на месте старых новгородских дорог.
Вообще у нас экскурсия, в основном, по старым дорогам. В наших местах жил чухонский народ ижора, первое упоминание - в XII веке. На западе их называют инграми, боковой побег карел.
Чухонцы - эстронцы-сетто, ижорцы, карелы, весь (вепсы). Все - православные, от финского их язык отличается примерно как хорватский от русского.

Первая остановка, через час, по Гостилицкому шоссе. Заброшенная усадьба и разрушающаяся Разумовских (родственников украинского свинопаса, в которого Елизавета Петровна влюбилась настолько, что тайно вышла за него замуж) – Гостилицы (по названию речки).

В Гостилицах - разрушающаяся усадьба Разумовских, на месте имения Миниха (одного из немногих дельных специалистов, нанятых Петром в Европе). При советской власти в тех местах был колхоз-миллионер, с бараками, построенными для приезжавших на картошку студентов. Вросшие в землю хозяйственные постройки времён XYIII века стоят заколоченные, но хотя бы под крышей. Господский дом разрушается. Он пострадал во время войны, но хуже всего - после перестройки, когда местные жители стали его использовать как каменоломню. Хоть церковь отстроена. Парк запущен, оранжерея разрушена.

Воронино .
Имение принадлежало Черкасским, потом Шереметьевы и Енгалычевым . Небольшая и относительно сносно сохранившаяся усадьба с конюшней - с хозяйской стороны и с продуктовым складом – с хозяйкиной..

Примечательны остатки парка - высаженные «корзиночкой» липы и многостволовый дуб-солитер. Таким дубам в языческие времена поклонялись, потом священники вешали на них иконы Ильи-пророку.

Русский парк - около дома регулярный, французский, чем дальше - тем более становится пейзажным, английским, постепенно сливаясь с ландшафтом. Совсем заброшенные парки иногда отыскивают по привозным деревьям. В наших краях гостья - лиственница. Лес хотя и красивый, но эти деревья пришлось переселять из Сибири.
С шоссе у Воронино красивый вид на АЭС в Сосновом бору.

Копорье . Знаменитое историческое место, где была разгромленная Александром Невским (и его братом Андреем) крепость рыцарей-тевтонцев.
Первоначально, при рыцарях, была деревянная, потом опять-таки деревяная, но через год каменная усилиями сына Невского Дмитрия. Новгородцы Дмитрия выгнали, побоявшись, что к нему выяснять отношения явится брат с татарами - братья крепко не ладили и впутывать в семейные разборки татар не брезговали.
Крепость новгородцы снесли, а потом решили, что сторожевая им пригодится, и отстроили снова. Пограничный гарнизон был небольшой, главная задача - оповестить Новгород о нападении, и горожане успели бы попрятать в болотах женщин, детей и скот. Позже граница была отодвинута, и крепость мирно ветшала в тылу. На фотографиях – остатки церкви и канцелярии.

Экскурсовод считает, что Копорье - вторая после Ладожской каменная крепость на территории России, Украины и Белоруссии. На севере крепости строили от европейских рыцарей - каменные, основательнее, чем от татарской конницы. Строили, стараясь максимально использовать естественные укрепления - крутые берега речек, холмы, овраги.


Крепости перестраивались после появления артиллерии - старые камнемёты били метров на 100-150. К тому времени Копорская крепость, построенная на известняке и из известняка, устарела. Если каменное, тем паче чугунное ядро попадёт в камень, он разлетится на острые осколки, поэтому крепости перестраивают в рассыпающийся песком кирпич.
«Потайная башня» - не тайник, а колодец. Крепость очень живописная, особенно со стороны рва, откуда нападения не ждали.

В крепости - единственная хоть частично уцелевшая в России подлинная опускаемая решётка-герса, каким-то редиской закатанная в цемент. Такие для европейских замков характерны, а в России нынче разве что новоделы. Вход позднее был укреплён башнями, мост - XIX века, кошка - XXI, как и ролевые игры.

Далее мы проезжали через земли немецких баронов. Здесь действовал майорат, поэтому владения не дробились и не меняли хозяев. Врангелям имение принадлежало веками, они служили и полякам, шведам, потом русским императорам - смотря в какое государство входили земли. Экскурсовод привёл объяснение Николая I, почему он больше любит немецких дворян, чем русских: «Русские дворяне служат России, немецкие - мне».
Ещё немного о дворянах и ценах. Мужик приносил барину в год рублей триста (!), столько и стоил, взрослая женщина-крестьянка стоила пятьдесят, необученная девушка - лишний рот, рубля два-три, а то и рубль. Состоятельный дворянин - от ста душ, богатый от тысячи. Имения дробились, служба (особенно в гвардии) обходилась в бешеные деньги, ради службы, приданого, кутежей имения закладывали. Императоры принимали множество мер, чтобы спасти дворянство от разорения, но к реформе большая часть крестьян была заложена и принадлежала не столько помещикам, столько казне.

Кингисепп (раньше - Ямбург) . стоит на реке Луге. Крепость срыта ещё шведами, в городе остались несколько старинных зданий (неплох Гостиный двор, но мы там не остановились) и церковь, построенная по проекту Ринальди. При церкви - три известняковых креста, остатки пережитков языческого поклонения камням. Рядом мне понравился дом (кажется, школа) начала века - если меня не уличат в невежестве, то историзм - псевдоготика.

В Ивангороде мы сначала доехали до Троицкой церкви, заложенной банкиром