Летний дворец елизаветы петровны. Любимая резиденция трех императриц

23.04.2022 Азия

В 1741 году в результате очередного дворцового переворота русской императрицей стала младшая дочь Петра I Елизавета. Многие современники восприняли восшествие на русский престол Елизаветы Петровны как гарантию возвращения к традициям внутренней и внешней политики ее отца. В стране начался новый этап развития культуры, науки, искусства.

Новый период расцвета переживала и столица России. Город быстро строился, появлялись новые официальные резиденции, дворцы, соборы, театры. Время царствования Елизаветы - период господства в европейской архитектуре стиля барокко, для которого характерны пышность и причудливость архитектурных форм, роскошь отделки с использованием лепных деталей, позолоты, скульптуры, живописи. В Петербурге в это время работает талантливейший архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, и именно ему принадлежит создание шедевров русского барокко, отражающего идею торжества и могущества страны, которая стала одной из крупнейших мировых держав.

Заказ на сооружение первой постройки для Елизаветы Растрелли получил, когда она еще не была императрицей. Цесаревна приказала построить для нее Летний дворец на территории третьего Летнего сада (современная территория, ограниченная Фонтанкой, Мойкой, Итальянской улицей и Екатерининским каналом).

Благодаря сохранившимся гравюрам и рисункам, мы сегодня можем представить, как выглядело это творение Растрелли. Первый этаж дворца был сделан из камня, второй - деревянный. Дворец выкрасили в светло-розовый цвет, цокольный этаж был серым. Дворец имел два фасада: один был обращен в сторону Невской першпективы, другой - главный - к Мойке, в сторону Летнего сада. От Невской першпективы вдоль Фонтанки проложили широкую дорогу, вдоль нее тянулись оранжереи, росли фруктовые деревья, здесь же был Слоновый двор, при этом его обитатели летом могли купаться в Фонтанке.

На территорию дворца можно было попасть через широкие ворота с ажурной решеткой, украшенной позолоченными орлами. Перед главным фасадом, обращенным к Мойке, устроили огромные фигурные цветники, высадили аккуратно подстриженные деревья - получился настоящий регулярный парк. Сам Растрелли писал: "Здание имело более ста шестидесяти апартаментов, включая церковь, зал и галереи. Все было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно, как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами…". В 1745 году построили крытую галерею для перехода из дворца в Летний сад через Мойку.

Царица очень любила свой роскошный Летний дворец. Ежегодно в конце апреля она вместе со всем двором переезжала из Зимнего дворца в Летний. Переезд превращался в целую церемонию с оркестровой музыкой и артиллерийской пальбой. В конце сентября Елизавета снова возвращалась в Зимний дворец.

В сентябре 1754 году в летней резиденции Елизаветы родился будущий император Павел I. Судьба распорядилась так, что именно он в самом начале своего царствования снес обветшавший Летний дворец и приказал построить на его месте замок, который мы сегодня знаем как Михайловский. И именно здесь жизнь Павла I трагически оборвалась.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше :
1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997
2. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт - Петербурга. СПб., 2000
3. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2000


Во времена первого Романова Михаила Федоровича Рубцово принадлежало его матери инокине Марфе. Став царем Михаил любил проводить в Покровском летнее время. В 1615 г. в нем был освящён деревянный храм во имя Николая Чудотворца , Михаил возвел его в благодарность за спасение Москвы от поляков и в честь освобождения его отца - патриарха Филарета, из польского плена. Через восемь лет деревянный храм был заменен каменным, был построен дворец, в котором устраивались семейные торжества.

В 1619 г. в память избавления Москвы от войск польского королевича Владислава заложен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. По храму село стало именоваться «Покровское, Рубцово тож», а затем и просто Покровское.

Церковь Покрова в Рубцово .

Михаил Фёдорович сам занимался обустройством царской усадьбы. Неподалеку располагались конюшни, кухни, пчелиные ульи, пивоварня, мельница и другие сооружения.

Построенный деревянный дворец был обращен фасадом в сторону дороги и речки Гнилушки. В 1632 г. она была запружена, из-за чего образовался Рыбинский пруд , (остатки которого были засыпаны в 1920-х гг.). На берегу пруда разбили плодовый сад, где несколько лет спустя высадили уникальные деревья, кустарники, лечебные травы и цветы и построили каменную беседку.

В Покровском в 1627 г. родилась старшая дочь Михаила Федоровича, великая княжна Ирина Михайловна, в честь небесной покровительницы которой в селе была построена церковь мученицы Ирины . Именно Ирине Михайловне и досталось в собственность Покровское. Ее брат, царь Алексей Михайлович, не особо жаловал родовую вотчину, хотя и регулярно посещал усадьбу, особенно весной, летом и во время охотничьего сезона.

Любил здесь охотиться и молодой царь Петр II. В 1728 году он приехал в Москву со своей юной тетушкой Елизаветой Петровной, и та очень скоро приобщила его к псовой и соколиной охоте в окрестностях Первопрестольной. Со своей свитой они часто выезжали охотиться в Сокольники и останавливались в старом Покровском дворце. Царская охота стала темой известной картины Валентина Серова.

Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, худ. В. Серов, 1900.

Однако в начале 1730 г . Петр II умер. На престол взошла племянница Петра I Анна Иоанновна. Елизавета Петровна оказалась в опале, была выслана из Санкт-Петербурга в Москву и поселилась в полюбившемся ей Покровском дворце со своими родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Дворец более чем на десять лет стал резиденцией цесаревны.

Есть предание, что Елизавета, от природы имея нрав веселый, участвовала в праздничных хороводах, составленных из покровских девиц. Любила нарядиться в атласный сарафан и кокошник, вплести в косу яркую ленту и распевать частушки. Это очень похоже на Елизавету, которая уже став императрицей обожала устраивать карнавалы-метаморфозы, переодеваясь в мужской костюм, чтобы продемонстрировать свои стройные ноги.

Взойдя на престол в 1741 г. , после смерти Анны Иоанновны, Елизавета правила 20 лет и все это время не забывала своего любимого Покровского. Уже в конце февраля 1741 г., прибыв в Москву для коронации, назначенной на 25 апреля, и едва посетив кремлевские соборы, Елизавета уехала в Покровское, «к зимнему своему дому, что на Яузе». Осенью того же года туда по приказу Елизаветы привезли ее племянника герцога Петра Голштинского, которого она объявила своим наследником на российском престоле как ближайшего кровного родственника.

При этом наследник принял православную веру и стал именоваться Петром Федоровичем (Петр III). В феврале 1744 г. в Покровский дворец приехала принцесса Ангальт-Цербстская с 14-летней дочерью Софией-Августой-Фредерикой, предназначавшейся в невесты Петру Федоровичу. 28 июня было совершено миропомазание Софии-Августы, получившей в православии имя Екатерины Алексеевны, а на следующий день она была обручена с наследником престола.


Елизавета время от времени посещала Покровское и подолгу, почти по году, там жила. На месте сгоревшего в пожаре 1737 года, она построила себе дворец из камня . Он представлял собой ризалитный блок с парадным двухсветным залом и системой пересекающихся под прямым углом анфилад. Типовая, в общем-то, для своего времени планировка. Зато комнаты при этом, были отделаны в «китайском вкусе», в том же стиле во дворце было много посуды.

В 1752 году Покровское вошло в состав города. Состояние усадьбы на тот момент уже не удовлетворяло императорский двор. Вот как описал дворец архитектор Иван Яковлев: «В оном дворце потолки и кровля, покрытые тесом, пришли в великую ветхость; и мыльню с покоями за немалою ветхостью надлежит перестроить: и дворец вновь покрыть не повелено ль будет для прочности железом: и сверх всей перестройки не повелено ль будет, что пристроить внов?»

Для составления нового проекта расширения дворца был приглашен Ф.-Б.Растрелли . Архитектор хотел добавить еще один этаж, повысить центральную часть здания и обогатить фасады барочным декором и полукруглыми пандусами, примыкающими к выступающему центральному ризалиту. Однако проект перестройки здания не был претворен в жизнь, и оно оставалось в первоначальном виде вплоть до второй половины ХIХ в .

Зато большой интерес представлял сад в Покровском - один из лучших в Москве (спланированный все тем же Растрелли). Расположенный в виде прямоугольника с церковью в центре, он пронизан расходящимися от овальной площадки вокруг церкви продольными и поперечными веерообразными аллеями. Основу сада составляли плодовые деревья и кустарники. Партеры были засажены грушами, яблонями, сливами, вишнями и орешником. Прогуливаясь по ним, можно было всласть полакомиться.



Уже в 1760 г. Елизавета предприняла поиски проекта Растрелли и осведомилась, не были ли запасены в связи с ним строительные материалы? Однако, на том дело и остановилось.


Проект перестройки Покровского дворца. Главный фасад. Ф.-Б. Растрелли, 1752 г. Б., перо, тушь, акв. РГАДА.


В XVIII веке у власти в России часто оказывались женщины, и в их жизни, естественно, были фавориты. Они безмерно одаривались титулами и поместьями, зачастую имели огромное политическое влияние. Некоторые получали в подарок настоящие дворцы. Кто же удостоился такой чести, и какие из этих дворцов сохранились в Санкт-Петербурге до нашего времени?

Аничков дворец (Невский пр., 39)


Аничков дворец - первый дворец, появившийся на Невском проспекте. Так его назвали уже через несколько лет, когда рядом с ним появился знаменитый Аничков мост.
Елизавета Петровна, дочь Петра I, взойдя на престол в 1741 году в результате дворцового переворота, в честь своего триумфа приказала выстроить дворец.


Хотя официально было объявлено, что дворец строится для новой императрицы, все понимали, что на самом деле он предназначен для графа Алексея Григорьевича Разумовского, на тот момент являющегося ее фаворитом. Разумовский славился своей красотой и добродушием, и хотя обладал при дворе большой властью, особо этим никогда не пользовался.

К строительству дворца приступили сразу после коронации, начинал его строить архитектор Михаил Земцов, а завершал уже Бартоломео Растрелли. Здание было расположено так, что его парадный вход и главный фасад были обращены на набережную Фонтанки, а не на Невский проспект. В то время Невский проспект еще не был центральной улицей города и, кроме того, многие гости добирались до этого дворца по Фонтанке, по ней тогда проходила граница Санкт-Петербурга.


В 1771 году Разумовский умер, и Екатерина II, выкупив дворец у семейства Разумовских, передарила его своему новому фавориту, Григорию Потемкину. Он решил перестроить дворец в более классическом стиле, что и было сделано. В дальнейшем дворец еще не раз менял своих хозяев, и не раз серьезно перестраивался.

Шуваловский дворец (Итальянская ул.,25)




Принадлежал особняк молодому фавориту Елизаветы Петровны Ивану Шувалову, человеку весьма разностороннему, интересовавшемуся политикой, искусством. Во многом благодаря его стараниям были открыты Московский Университет и Академия Художеств.


Вместо того, чтобы строить новый особняк "с нуля", было решено, взяв за основу одно из имеющихся зданий, основательно его перестроить по своему вкусу. К строительству особняка привлекли архитектора Савву Чевакинского, выбравшего для него стиль елизаветинского барокко. Особняк построили очень быстро – всего за два года, и туда переехал Шувалов со своей женой.
Однако в дальнейшем, при императрице Екатерине II, Шувалов был отлучен от двора и вынужден был уехать из России. По распоряжению одного из последующих владельцев дворца, генерал-прокурора Александра Вяземского, дворец перестроили уже в классическом стиле.

Мраморный дворец (Миллионная улица, 5/1)

Этот дворец был построен для очередного фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Столь щедрый подарок графу императрица сделала за его отвагу и смелость, проявленные во время дворцового переворота, благодаря которому Екатерина взошла на российский трон.
Для украшения фасадов и интерьеров этого дворца был использован мрамор, причем, самый разный – 32 сортов. Поэтому этот дворец так и стали называть – Мраморным. А еще его называли – Дворец для фаворита.
Однако строительство дворца затянулось на целых 17 лет и, к сожалению, граф Орлов, так и не дождавшись завершения работы, умер. Сейчас Мраморный дворец передан в распоряжение Русского музея.











Гатчинский дворец


Гатчинский дворец тоже принадлежал Григорию Орлову. Он был выстроен в необычном для России стиле – английского охотничьего замка. Проект выполнил итальянец Антонио Ринальди. Этот дворец тоже строили очень долго – 15 лет, и Орлову пожить в нем довелось весьма недолго – всего два года.





Таврический дворец (Шпалерная улица, дом 47)


Этот дворец, один из самых больших в Европе, Екатерина Великая выстроила для князя Потемкина. Именно под его управлением русская армия, победив в русско-турецкой войне, присоединила Крымский полуостров, называемый тогда "Тавридой". После этого и Потемкина стали называть Таврическим. Но Потемкин уже через год продал этот дворец за ненадобностью и отбыл по делам на юг. Екатерина же выкупила этот дворец и опять ему подарила – на сей раз за взятие турецкой крепости Измаил.

Трудно назвать другое строение, которое просуществовало бы на территории императорского Летнего сада такой короткий срок — всего пятнадцать лет — и оставило настолько яркий след в истории. На протяжении восьми лет Летний дворец Анны Иоанновны оставался императорской резиденцией, где бился политический пульс всей Российской империи.

Летний деревянный дворец Анны Иоанновны входит в группу несохранившихся построек Летнего сада. В стенах этого дворца в 1740 году окончила свой жизненный путь императрица, и здесь же было оглашено ее завещание. Здесь было провозглашено регентство Бирона, а высокие сановники и гвардия присягали малолетнему императору Иоанну Антоновичу. С любимым дворцом Анны Иоанновны связана одна из самых драматических страниц нашей истории — арест герцога Курляндского Бирона, бывшего фаворита императрицы. Неудивительно, что получившая такую мрачную славу императорская резиденция восемь лет спустя была разобрана.

Летний дворец Анны Иоанновны был возведен в 1732 году на набережной Невы на месте «Залы для славных торжествований», по этому случаю разобранной. Архитектором выступил Франческо Растрелли при участии своего отца, Бартоломео Растрелли.

Это был одноэтажный дворец, значительно вытянутый в длину. Летний деревянный дворец резко отличался от дворца Петра I, стоявшего на берегу Фонтанки. Растрелли выделил центральную часть здания, а от боковых крыльев устроил спуски к воде. По краю кровли проходила нарядная балюстрада, однообразный ритм которой нарушался фигурными резными украшениями и декоративной скульптурой. Колонны и украшенные наличниками часто расположенные окна значительно обогатили фасады дворца, придав ему характер барочного сооружения. После завершения строительства дворца новая резиденция императрицы приобрела функцию своеобразного «невского фасада», через который можно было пройти в Летний сад.

По свидетельству Растрелли, дворец имел двадцать восемь апартаментов. Из других источников известно, что в 1741 году — уже после смерти императрицы — во дворце были следующие покои: «Антикамора», где принимали послов; «Комедия»; обер-гофмаршальские помещения, спальня императрицы, большая императорская зала, десять покоев герцога Бирона, четыре покоя, которые занимал его сын Петр. Кроме того, во дворце находились покои фрейлин, контора для письмоводства; казенные палаты, где хранились палатные уборы, и оружейные палаты. Упоминается также, что спальня Бирона была обита коврами. Это самое подробное описание внутренних апартаментов Летнего дворца, которое мы имеем на сегодняшний день.

На плане деревянного дворца Анны Иоанновны, выполненном с копии чертежа 1732 года, ясно видно, что здание заключало в себя две анфилады зал. Помещения северной анфилады выходили окнами на Неву, а южной — в сад. Невскую анфиладу составляли залы больших размеров — это была парадная часть дворца. По оси здания располагался, по-видимому, тронный зал, в нем на плане дворца показано тронное место. Далее на запад через три помещения находилась парадная опочивальня. В восточном корпусе дворца, выделенном ризалитом, находился самый большой зал дворца. Судя по описанию, во дворце располагалась «Комедия», то есть зал для театральных представлений. Очевидно, «Комедией» служил именно этот большой зал в восточном корпусе здания. Садовую анфиладу составляли помещения меньшего размера. Возможно, здесь находились жилые покои; они группируются апартаментами, разделенными прихожими и имевшими выход в сад. Поскольку в Невской анфиладе располагалась парадная опочивальня, то можно предположить, что в Садовой анфиладе находилась вседневная опочивальня, в которой императрица и скончалась. Апартаменты Бирона также выходили окнами в сад и примыкали к императорским: это подтверждается сообщением подполковника Манштейна, арестовавшего герцога.

Анна Иоанновна впервые переехала в свою Летнюю резиденцию сразу после свадьбы брата своего фаворита, Густава Бирона, с княжною Меншиковой, отпразднованной в Зимнем дворце в первый день лета 1732 года.

Анна Иоанновна жила в Летнем дворце по точно установленному порядку — с начала мая до конца сентября (исключая несколько недель в июне и июле, проводимых в Петергофе). Императорский двор всегда с особой пышностью перебирался в Летний дворец. Анна Иоанновна плыла по Неве под громы пушечных выстрелов на украшенной золотом шестнадцативесельной яхте с великолепной каютой в виде комнаты, украшенной зеленым бархатом.

2 Покровский дворец Елизаветы Петровны

Императрица Елизавета Петровна из тех редких послепетровских Романовых, которые любили Москву. Ее симпатия распространялась и на принадлежащее ей село Покровское-Рубцово на берегу ныне несуществующей речки Рыбинки, впадавшей в Яузу. Само село с деревянным «увеселительным» дворцом, церковью Покрова, прудом и садом известно еще с XVI в. Его первым владельцем был Протасий Васильевич Юрьев, от которого сложными путями оно досталось Романовым. Владения были большими.

При Анне Иоанновне, удаленная от двора, Елизавета Петровна жила в Покровском-Рубцово. По преданию — весело, устраивая праздники, танцы и гуляния. В 1737 году деревянный дворец сгорел. В 1739 году Елизавета построила новый на берегу пруда: одноэтажный, на высоком подклете, с центральным двусветным залом. Интерьеры дворца не сохранились, но известно, что они были отделаны в японском и китайском стилях. Роскошный парк с катальной горкой и каруселями был устроен в 1752 году архитектором Б.-Ф. Растрелли. Он же делал и проект нового дворца, который не был осуществлен.

С другой стороны пруда построили церковь Воскресения Христова, соединявшуюся с дворцом переходом и мостом. В 1790 году она была упразднена.

После смерти Елизаветы дворец практически не использовался. В 1872 году территория была отдана Покровской общине сестер милосердия. Община произвела переделки по проекту П. П. Скоморошенко: надстроили второй этаж, построили боковые крылья, возродили Воскресенскую церковь, но уже в центральном зале, изменили на ныне существующий декор фасадов.

Общину закрыли в 1920-х гг., устроив в бывшем дворце огромные коммунальные квартиры, которые просуществовали здесь до 1980-х гг. Пруд был засыпан, а перед дворцом была проложена нынешняя улица Гастелло. В настоящее время во дворце располагается Государственный научно-исследовательский институт реставрации.

3 Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе — любимая резиденция Елизаветы Петровны и Екатерины II. Екатерининский дворец — композиционный центр Екатерининского парка и одно из главных его украшений. Величественное здание занимает центральную часть Царского села.

История дворца начинается в 1717 году со строительства «Каменных палат» для супруги Петра Первого Екатерины Первой. Согласно проекту Браунштейна, это было скромное двухэтажное здание, архитектура которого была типичной для подобных построек в России начала XVIII века. В 1724 году строительство дворца было завершено. В честь этого в новом дворце был устроен грандиозный праздник.

Первой перестройку «Каменных палат» начала после восшествия на престол в 1741 году Елизавета Первая. Сменилось несколько архитекторов, прежде чем в конце 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрели. И уже к концу июля 1756 года императрице и ее гостям вместо скромного здания был представлен шикарный дворец в стиле барокко, поражавший красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, лепными украшениями и фигурами атлантов. Золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. От центральной части дворца отходили флигели, соединенные крытыми галереями. Над северным крылом возвысились позолоченные купола пятиглавой дворцовой церкви. А над южным крылом засиял позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. Фасады дворца имеют протяженность 300 метров, а на позолоту наружных и внутренних украшений ушло почти 100 килограммов червонного золота.

Внутренняя планировка и убранство так же были видоизменены. Парадные комнаты были расположены во всю длину здания, образуя Парадную золотую анфиладу. Появились Картинный зал и знаменитая Янтарная комната. В Картинном зале представлены более ста картин западноевропейских мастеров живописи XVII — начала XVIII веков различных национальных школ. Над созданием Янтарной комнаты более пяти лет трудились лучшие мастера из разных стран.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону.

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

4 Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Строительство дворца осуществлял архитектор Антонио Ринальди. По его проекту перед южным фасадом Китайского дворца вырыли большой прямоугольный пруд, на левом берегу которого построили Фрейлинский домик, а на правом отвели место для кофейного домика (проект этой постройки так и не был осуществлен). У восточного фасада дворца, уже за границей Собственной дачи, был построен Кухонный корпус.

Китайский дворец, блестящий образец стиля рококо в России, по праву считается жемчужиной дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум. Абсолютная подлинность делает этот многоликий пригород уникальным, выделяя его из всех императорских резиденций, которые блистательным ожерельем обрамляют Северную столицу

Екатерина II, будучи еще великой княгиней, облюбовала для себя в Ораниенбауме «заветный» уголок. В своих «Записках» она вспоминает 1757 год: «Мне пришла фантазия развести себе сад… но я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, и поэтому попросила князей Голицыных продать или уступить мне 100 десятин с давних пор заброшенной… земли, которою они владели возле самого Ораниенбаума… Они охотно уступили мне ее. Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко».

К воплощению своего замысла Екатерина Алексеевна смогла приступить лишь пять лет спустя, с воцарением на российском троне. В 1762 году начинается строительство Собственной дачи, и, прежде всего, — «каменного домика и горы». Все работы проводились «под смотрением» А. Ринальди и по его чертежам. Екатерина II порой приезжала в Ораниенбаум, наблюдая за возведением Голландского домика, или Китайского дворца. Новоселье в Китайском дворце императрица отпраздновала 27 июля 1768 года. Этот воскресный день был отмечен божественной литургией в храме Святого Пантелеймона, а затем состоялась парадная трапеза в честь завершения строительства дворца: преосвященные архиереи, архимандриты вместе с вельможами обедали и «пили за Высочайшее Ея Императорского Величества здоровье».

В 1770-е годы императрица часто посещает Ораниенбаум и принимает здесь высоких гостей: с визитами прибывают не только «чужестранные» министры, но и царственные особы — король Швеции Густав III, австрийский император Иосиф II. 17 июля 1780 года Екатерина II впервые показывала дворец своим внукам, великим князьям Александру и Константину. С 1796 года Ораниенбаум принадлежал великому князю Александру Павловичу (будущему императору Александру I), а в 1831 году резиденция перешла в единоличное владение его брата Михаила Павловича. Позднее хозяйкой поместья стала супруга Михаила Павловича Елена Павловна, а затем их дочь Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого; их дети — Георгий, Михаил и Елена — владели Ораниенбаумом вплоть до 1917 года.

Китайским летний увеселительный дворец был назван благодаря роскошной отделке четырех комнат, выдержанной в духе представлений того времени об искусстве Востока. Встречаются и другие названия: «Домик, что в Верхнем саду», «Домик маленький, собственный Ее Императорского Величества». И действительно, ему менее всего подходит громкое определение «дворец» — он скорее напоминает парковый павильон, стоящий на невысоком стилобате, образующем террасу.

Скромный внешне дворец поражает своим внутренним убранством. Позолота и зеркала, орнаменты из раковин, цветочные гирлянды, завитки, причудливо изогнутые рамы, лепные узоры, прихотливо бегущие по стенам, падугам и потолкам, изысканные росписи, подернутые жемчужной дымкой, — все это создает атмосферу изнеженности и уюта. Таков стиль рококо, просуществовавший недолгое время в XVIII столетии, но оставивший в России яркий след — изысканный и камерный Китайский дворец в Ораниенбауме. Особую утонченность интерьерам рококо придают стилизованные восточные мотивы декоративного убранства и множество подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Интерьеры Китайского дворца хранят первозданное убранство XVIII века: редкостную коллекцию живописи итальянских художников, прекрасные образцы восточного и западноевропейского фарфора, мебель русских и европейских мастеров. Одной из главных достопримечательностей дворца являются уникальные паркеты, выполненные по рисункам Ринальди; они не имеют себе равных в русском декоративно-прикладном искусстве. Первоначально полы во дворце были исполнены из искусственного мрамора. В 1770-х годах их заменили наборными паркетами из разнообразных пород дерева (их насчитывается до 36) — дуба, клена, березы, палисандра, самшита, красного и черного дерева, персидского ореха, сахардана (коричневого дерева), амаранта и других. Паркеты, не повторяющиеся ни в одном помещении, поражают своим сложным рисунком и изысканной цветовой гаммой.

Стеклярусный кабинет, Штофная Опочивальня, Зал Муз, Голубая и Розовая гостиные… Уже сами эти названия говорят об исключительности дворцовых помещений, их непреходящей художественно-исторической ценности. В оформлении интерьеров Ринальди использовал богатейший арсенал декоративных форм, присущих стилю рококо, достигая гармоничной взаимосвязи убранства дворца и его архитектуры.

Центром симметричной композиции Китайского дворца является Большой зал, от которого вдоль северного фасада в обе стороны отходят помещения парадной анфилады. К основному объему здания с юга под прямым углом примыкают два крыла, включающие малые анфилады; в западной анфиладе располагались личные покои императрицы Екатерины II, восточной — комнаты ее сына, великого князя Павла Петровича.

Китайский дворец расположен в юго-западной части Верхнего парка. Перед дворцом расстилается поляна с цветниками, а боковыми кулисами и фоном для него служат вековые дубы. В XVIII столетии парк был решен в регулярном французском стиле, и в его композицию был «вписан» бассейн правильной геометрической формы. К середине XIX века характер парковых насаждений изменился: планировка стала свободной, и Верхний парк приобрел романтический облик. Водоем превратился в пруд, и его берега приняли более мягкие очертания.

Как музей Китайский дворец открылся в 1922 году. В годы Великой Отечественной войны 1941−1945 годов советские войска отстояли «Ораниенбаумский пятачок», что не позволило немецкой армии оккупировать Ораниенбаум. Повреждения, нанесенные войной, не исказили облик его памятников, а искусное мастерство реставраторов лишь подчеркнуло их высочайшие художественные достоинства.

Основанной Петром I царской усадьбы. Здесь, рядом с местом соединения Мойки и Фонтанки, императрица Анна Иоанновна незадолго до своей смерти повелела архитектору Ф. Б. Растрелли строить дворец "с крайней поспешностью". При её жизни приступить к этой работе зодчий не успел.

В конце 1740 - начале 1741 года взявшая в свои руки власть Анна Леопольдовна также решила построить на этом месте свой дом. От её имени генерал-губернатор Миних приказал Растрелли составить соответствующий проект. Чертежи были готовы к концу февраля 1741 года. Но зодчий не спешил предоставить их Миниху, а отвёз документы в Гоф-интендантскую контору, что откладывало утверждение проекта на несколько недель. Вероятно, Растрелли догадывался о скорой перемене во власти и не спешил исполнять приказ. Архитектор был прав. 3 марта Петербург известили об отставке Миниха. 24 ноября состоялся дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла дочь Петра I Елизавета. К этому времени Летний дворец уже был заложен.

Относительно даты закладки дворца в краеведческой литературе есть разные версии. Историк Юрий Овсянников в книге "Великие зодчие Петербурга" пишет о том, что она произошла 24 июля 1741 года в присутствии правительницы Анны Леопольдовны, её мужа генералиссимуса Антона Ульриха, придворных и гвардии . Георгий Зуев в книге "Течёт река Мойка" называет месяцем закладки Летнего дворца не июль, а июнь . Такого же мнения придерживается К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" .

Новый дом стал известен как Летний дворец Елизаветы Петровны. Сразу после восшествия на престол она доверила Растрелли завершение его внутренней отделки. Вчерне здание было готово к 1743 году. Дворец стал первым собственным домом Елизаветы Петровны, в котором до неё никто не жил. В награду за эту работу императрица повысила архитектору жалование с 1 200 до 2 500 рублей в год.

Летний дворец Елизаветы Петровны соединялся с Невским проспектом идущей вдоль Фонтанки дорогой. Подступ к зданию фланкировали одноэтажные кухня и гауптвахта. Между ними находились ворота, украшенные золочёными двухглавыми орлами. За ними - парадный двор. Главный фасад дворца был обращён на Летний сад, к которому через Мойку с 1745 года вёл крытый мост-галерея. Первый этаж здания был каменным, на нём покоились деревянные обработанные штукатуркой стены светло-розового цвета. На их фоне выделялись белые наличники окон и пилястры. Цокольный этаж дворца был облицован гранитом зеленоватого оттенка.

В центральном корпусе находился двухсветный Большой парадный зал с царским троном у западной стены. Императрица жила в восточном крыле дворца, со стороны Фонтанки. В западном крыле жили придворные. Растрелли так писал о Летнем дворце Елизаветы Петровны:

"Здание имело более ста шестидесяти апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены" [Цит. по 1, с. 264].

В упомянутом Эрмитаже, построенном в 1746 году, по свидетельству Якоба Штелина хранились картины исключительно религиозного и библейского содержания. Некоторые из них сейчас находятся в Государственном Эрмитаже и Павловском дворце. Залы Летнего дворца Елизаветы Петровны были украшены богемскими зеркалами, мраморными скульптурами и картинами знаменитых художников.

Франческо Бартоломео Растрелли не был полностью удовлетворён этой своей работой. Спустя ещё десять лет после окончания строительства, он ещё что-то доделывал и переделывал. Стены здания украшались фигурными наличниками окон, атлантами, львиными масками и маскаронами. В 1752 году Растрелли пристроил к северо-восточному углу дворца "новый большой галерейный зал". Владелицу дворца мало интересовала архитектурная цельность здания. Главным для неё была лишь роскошь окружающего пространства.

В Летний дворец из Зимнего императрица переселялась со всем своим двором 30 апреля. Обратно - 30 сентября. Здесь Елизавета делала перерыв в своей государственной службе. В Летнем дворце она предпочитала только отдыхать.

Здесь в 1754 году родился и провёл первые годы жизни великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I. Летний дворец Елизаветы Петровны в 1762 году стал местом торжеств по случаю заключения мира с Пруссией после завершения Семилетней войны.

Для Екатерины II Летний дворец Елизаветы Петровны стал местом, где она принимала официальные поздравления дипломатического корпуса в связи с её вступлением на престол. В его стенах она услышала новость о смерти Петра III.

В первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома ". Император не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, сменившего собой Летний дворец Елизаветы Петровны.