Екатерининский дворец в царском селе комнаты. Екатерининский парк

04.07.2023 Шенген

Фото - Mary , 10.2015.

Екатерининский парк .

Большой дворец

Екатерининский парк, 1 - Садовая ул., 9

Пам. арх. (феральн.)

Первый двухэтажный каменный дворец

1718-1724 арх. Иоганн Браунштейн

Новый дворец

1743 - арх. Земцов М. Г. - проект

1743 - арх. Квасов Андрей - переботанный проект

1745 - арх. Чевакинский С. И. -

Большой дворец

1752-1756 - Растрелли Ф.-Б. барокко

Дворцовая церковь

Государственный музей-заповедник "Царское Село" .

Екатериниский дворец

В центре архитектурно-паркового ансамбля г. Пушкина находится огромное здание Екатерининского дворца. Перед его восточным и западным фасадами расположены наиболее старые части Екатерининского и Александровского парков с симметричной планировкой. Эти ругелярные парки переходят в созданные позднее обширные пейзажные парки. Дворцово-парковый комплекс создавался в течение двух веков.

    Большой дворец в Царском Селе.
    Проект надстройки Среднего дома. 1-й вариант.
    Фасад со стороны парадного двора.

    2-й вариант. С.Т.Чевакинский по проекту
    Ф.-Б. Растрелли. 1749-1750 гг.

    Копия перв.пол. XIX в. (.С.76-80.)

    Ф.-Б. Растрелли.
    План 1-го и 2-го этажей.

    План 1-го этажа.

    Вид. Большого дворца.
    карт. Ф.Г.Баризьена. 1760-1761.

    Дворец в Царском Селе.

    Фасад Екатерининского дворца
    (со стороны площади).
    Худ. В.Садовников. ([*].C.)

    Старая открытка.

    1912 г.

    Интерьер церкви

    Э.П.Гау, "Церковь в
    Большом
    Царскосельском
    дворце", 1860-е г.,
    акварель.

    1911 г. Церковные хоры

  • Предцерковный зал

В начале XVIII в. на высоком холме в 25 верстах от Петербурга на территории нынешнего Екатерининского парка находилась небольшая усадьба, окруженная лесами. По-фински она называлась Saari mojs, швед. Sarishoff - "мыза на возвышенном месте", по-русски - Сарская мыза. Усадьба столяла на бывшей Новгородской земле, захваченной в XVII в. шведами и возвращенной в начале Северной войны (1700-1712).

Для освоения местности вокруг строящегося Петербурга Петр I первоначально отдал Сарскую мызу генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меншикову. Позднее, в 1710 г. по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 г. его женой под именем Екатерины Алексеевны.

В 1718-1724 гг. по проекту арх. Иоганна Браунштейна здесь был возведен первый двухэтажный каменный дворец с рустованными углами и скромными наличниками - "каменные палаты о шестнадцати светлицах". Дворец был окрашен суриком и крыт гонтом. Перед дворцом на насыпанных земляных уступах был разбит сад. За садом раполагались парники и оранжереи. С западной стороны находился Зверинец - огороженный участок леса, в котором содержали лосей, кабкнов и зайцев для царской охоты. Вокруг мызы появилась деревня, кирпичные и изразцовые заводы, сараи для обжига извести и др. хозяйственные сооружения.
В 1724 г. в новых "палатах" было устроено праздненство, этим было подчеркнуто значение нового дворцового поместья, которое вскоре стали называть Саарским Село, затем Царским Селом.

В царствование Елизаветы Петровны в Царском Селе развернулось большое строительство. В 1743 г. по распоряжению Елизаветы арх. М. Г. Земцов разработал проект нового, большого дворца, но он остался неисполненным из-за смерти автора. В том же году был утвержден проект, переработанный Андреем Квасовым, имевшим "против прежнего небольшое излишество". Перестройка царскосельского дворца по этому проекту началась в 1744 г. и продолжалась до 1748 г.

С 1745 г. арх. С. И. Чевакинский принимал участие в проектировании и руководил строительными и отделочными работами. Задачу арх. осложняло распоряжение императрицы сохранить старый дом, делая к нему пристройки. Старый дом был включен в центральный корпус дворца, его фасады получили новую отделку. Дворец, созданный по проекту Кавоса и Чевакинского, состоял из трех корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. Снаружи он был украшен лепкой, а внутри - "штукатуркой и резной работой".

Огромный парадный двор со стороны западного фасада дворца был окружен служебными флигелями, расположенными полукругом.

Дальнейшей перестройкой дворца занимался арх. В. В. Растрелли (1700-1771). В 1752 г. По указу Елизаветы сравнительно небольшие дворцовые здания со сдержанными украшениями сменились постройками огромных размеров, с пышным, парадным оформлением фасадов в стиле барокко. В 1752-1756 гг.. Растрелли перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резеденцию.

Дворец надстроили. Его главный фасад длиной более 300 м получил богатую архитектурную обработку - огромное количество колонн, пилястр и скульптуры. Стены дворца были окрашены в лазоревый цвет, а лепные украшения покрыты позолотой. Между дворцовой церковью и северным флигелем Растрелли оставил открытую галерею, устроив там висячий сад. Парадный двор украсили ажурные ворота, выкованные из железа мастерами Сестрорецкого зовода и отделаны золотом. В 1751-1752 гг. деревянные решетчатые заборы были заменены высокой каменной оградой с воротами по проекту Растерелли.В 1754-1757 гг. близ дворца, на месте нынешней Гранитной террасы, по проектам А. К. Нартова и Растрелли было построено здание Катальной горки.

В 1746 г. была заложена дворцовая церковь, которая сначала планировалась как отдельностоящее здание. К осени 1746 г. были закончены флигели-циркумференции - расположенные по дуге одноэтажные вспомогательные помещения с северо-западной стороны дворца. Старые каменные палаты, увенчанные новым карнизом и кровлей, увеличились по фасаду и в высоту. С этого времени палаты Екатерины I стали называться Средним домом.

С 1748 г. строительные работы возглавил Б.-Ф. Растрелли, назначенный главным архитектором дворца. Он разработал свой план Большого Царскосельского дворца и парка и начал новую реконструкцию. Все части дворца ранее соединявшиеся галереями-переходами, были объединены в целостный массив, Средний дом и боковые флигели надстроены третьим этажом, фасады дворца получили новую архитектурную обработку.

30 июля 1756 г. в Царском Селе состоялся торжественный прием, посвященный окончанию строительства Большого дворца.
Регулярная часть Екатерининского парка террасами спускалась с холма. В XVIII в. этот район парка назывался Старым садом.

Внутри дворца появилась анфилада обширных парадных залов с разнообразной художественной отделкой. Для отделки дворца было использовано 6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота (около 100 кг).
Дворец стал центром огромной царской усадьбы. Кроме Старого сада (позднее Екатерининского парка) между парадным двором и Зверинцем в это время был разбит Новый сад (на территории Александровского парка). Автор проекта садов неизвестен. Оба парка имели регулярную планировку. Расположение аллей, прудов, боскетов было строго симметричным. Искусно подстриженные кусты и деревь образовывали стены и ниши, в которых устанавливали статуи. В парке было много "садовых затей" - фигурных водоемов, скульптур, архитектурных сооружений, павильонов, созданных по проекту арх. Растрелли. Работы по созданию дворца и парков продолжалось 4 года. Растрелли помогали арх. помощники В. И. Неелов и А. И. Мыльников, делавшие чертежи. Листовое золото поставляли московские "сусальные" мастера. Большие денежные суммы, необходимые для строительства царской резеденции, давало "соляное комиссарство" - взятая в казну продажа соли.

Новый дворцово-парковый ансамбль, выстроенный к концу 1756 г., вызывал всеобщее восхищение. В 1755 г. из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет. Царское Село стало местом официальных парадных приемов русской знати и представителей иностранных государств. Здесь же решались и важные государственные вопросы. Во время Семилетней войны (1756-1763) здесь устраивались совещания.

При Екатерине II Царское Село сохранило значение парадной резиденции. В этот период вид дворца несколько изменился: в связи с переносом парадной лестницы в центр здания, возвышавшийся в южной части дворца купол был уничтожен, обветшавшие золоченые деревянные статуи сняты, а золоченые лепные украшения закрасили охрой.

Церковь Воскресения Христова .

Автором проекта дворцовой церкви был архитектор С. И. Чевакинский. Торжественная закладка церкви, расположенной в северной части дворца, состоялась 8 августа 1746 г. в присутствии Елизаветы Петровны, наследника Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.

Шестиярусный иконостас столярной работы, украшенный золочеными колоннами и пилястрами создавался по проекту Ф.-Б. Растрелли, а резные работы были поручены лучшему придворному мастеру Иогпнну Дункеру. Живописны плафон с изображением Вознесения Господня был исполнен художником Джузеппе Валерияни, писавшим его несколько лет с 1749 г. В том же году Императрица установила и цвет (темно-синей берлинской лазури), в который должна была быть выкрашена церковь в своем окончательном виде.

Дворцовая церковь, увенчанная пятью золочеными главами, была освящена 30 июля 1756 г. во имя Воскресения Христова архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром (Кулябка) в присутствии Императрицы. Необычайно роскошная отделка храма являлась одним из лучших образцов елизаветинской эпохи. Все находившиеся в церкви иконы, в том числе и на стенах храма, в алтаре и на хорах (всего их было 114), были врезаны в стены и закрыты золочеными рамами. В алтаре, над жертвенником возвышалась громадная резная золоченая сень на восьми колоннах. Хоры и помещения под ними были отделены от церкви стеной. На хорах во время богослужений находилась Императрица и ее Двор.

12 мая 1820 г. в результате пожара церковь сгорела, при этом погибла большая часть находившихся в ней икон. Купола восстановленные после пожара В. П. Стасовым несколько отличались от первоначальных и, по замечанию современников, менее соответствовали облику дворца. Огромный живописный плафон, повторявший работу Валерияни, был написан заново художником В. К. Шебуевым. Новый плафон в алтаре "Слава Святого Духа" был написан в 1822 г. художником Дмитрием Антонелли по штукатурке. В помещении на хорах новый плафон, изображавший свв. Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию, был начат в 1823 г. придворным живописцем Отто Игнациусом, а закончен из-за сметри последнего Густавом Гиппиусом.Реставрацию большинства икон взял на себя Д. Антонелли. Остальные иконы были написаны заново А. Е. Егоровым, профессором Андреем Ивановым и живописцем И. Ф. Тупылевым. Рамы во время пожара успели вынуть и спасти. Восстановленная после пожара уерковь была вновь освящена 2 апреля 1822 г. архиепископом Тверским и Кашинским Ионой (Павлинским) в присутствии Александра I.

В ночь на 16 июня 1863 г. в дворцовой церкви вновь произошел пожар, полностью уничтоживший все купола, но на этот раз большинство образов и церковной утвари удалось спасти. Чудом уцелел и плафон художника В. К. Шебуева. Плафон в алтаре Дм. Антонелли погиб, но был написан заново академиком Беллони на полотне. Восстановленная в чечение года церковь была заново освуящена 27 октября 1864 г. духовником Императрской Семьи протопресвитером Василием Бажановым в присутствии Александра II. Главы дворцовой церкви, восстановленные архитектором Александром Фомичем Видовым, на этот раз более соответствовали стилю "елизаветинского барокко".

Несмотря на все повреждения, полуенные во время пожаров, к ХХ веку цворцовая церковь в основном сохранила свой первоначальный вид, который имела во время царствования Елизаветы Петровны.

Церковь была официально закрыта 22 мая 1922 г., хотя службы в ней прекратились еще в 1917 г. 9 июня 1918 г. в Екатерин7инском дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны в помещении церкви немецкими войсками был устроен гараж, а ее внутреннее убранство было разграблено, либо сильно повреждено 98 икон, оставшихся в храме были похищены. От знаменитого плафона к 1944 г. сохранились только остатки. В результате контрнаступления советских войск здание дворца оказалось частично разрушенным прямыми попаданиями снарядов.

После Октябрьской соц. революции в 1918 г. царскосельские дворцы и парки были взяты под охрану государства. Они стали историко-художественными музеями и местом отдыха. В начале ВОв наиболее ценные экспонаты были эвакуированы, а парковые скульптуры зарыты в парке. Во время окупации дворцы и парки сильно пострадали. После освобождения города в январе 1944 г. почти сразу же начались работы по расчистке парка, консервации екатерининсского дворца и павильонов. В июне 1945 г. открыли екатерининский парк, а весной 1946 - Александровский. После войны в парке посажены тысячи деревьев, очищен Большой пруд, восстановлены фасады павильонов Екатериниского парка и значительная часть парковой скульптуры.

Реставрационные работы Екатерининского дворца начаты в 1957 г. Производители работ - Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Главного архитектурно-планировочного управления и трест "Фасадремстрой". Автор проекта восстановления - арх. А. А. Кедринский. Фасады дворца восстановлены с максимальным приближением к их виду в XVIII в., поздние наслоения - удалены. Убрано разрушенное крыльцо парадного подъезда со стороны дворцовой площади, построенное в середине XIX в. На его месте воссоздано крыльцо по чертежам Растрелли. Во фронтонах среднего дома воспроизведены картуши первоначального рисунка. Уже в 1958 г. часть помещений второго ээтажа использовалась под выставку. В 1959 г. открылись первые восстановленные дворцовые залы. Регулярная часть парка перед дворцом воссоздана в первоначальном виде.

В 1950-е гг. в центральной части дворца находился музей, в боковых флигелях располгались: Всесоюзный музей А.С.Пушкина, детская музыкальная школа и база однодневного отдыха. В это время парковый фасад дворца был частично скрыт за высокими деревьми.

В январе 1983 г. дворцово-парковому ансамблю города Пушкина был присвоен статус заповедника, который в 1990 г. получил свое нынешнее название: Государственный музей-заповедник "Царское Село".
В 1989 г. дворцы и парки ансамблей города Пушкина были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Продолжаются реставрационные работы в залах Екатерининского дворца. С 2010 по 2013 г. велись реставрационные работы в Агатовых компанах, при этом использовалась методика консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест).

Екатерининский дворец - один из крупнейших дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга.

Екатерининский дворец - бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Сам город Пушкин входит в состав Пушкинского района Петербурга.


Ворота Екатерининского Дворца


Подойдём поближе..=)


Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I. Дворец построен в стиле позднего барокко.


В советское время во дворце был открыт музей. Во время войны дворец был сильно разрушен. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.


В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени.


Дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.


В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Франческо Бартоломео Растрелли (самое известное строение которого - Зимний дворец на Дворцовой площади) вновь перестроить дворец поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким.

После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.


В 1752-1756 годах Растрелли перестроил Екатерининский дворец следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик.


Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.


Екатерининский парк в Царском Селе - один из пяти парков города Пушкина. Екатерининский парк непосредственно окружает Большой Екатерининский дворец, составляя с ним дворцово-парковый ансамбль. Состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Парк входит в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника “Царское Село”.


Одно из наиболее запоминающихся зданий Екатерининского парка – это несомненно Камеронова галерея . Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота ее нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты. Стены первого этажа галереи прорезаны трехчастными оконными проемами, простенки между которыми выложены грубо обработанным пудостским камнем. Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями.


Отступив от принятых пропорций в соотношении высоты колонн и интервалов между ними, Ч. Камерон несколько увеличил последние, придав колоннаде особые легкость и грацию. Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают ему совершенную прозрачность. Сопоставление мощных аркад нижнего и легкого верхнего этажей определяет художественный образ Камероновой галереи, воплощающий философскую идею извечного контраста бытия.

Архитектор несколько раз повторил мотив четырехколонных портиков: у двух основных входов - с восточной и западной сторон они поддерживают фронтоны колоннады, а на вытянутых в длину северных и южных фасадах повторены с декоративной целью.


Фриз и карниз, опоясывающие галерею, трактованы в строгой классической традиции: фриз украшен изящными венками, карниз - львиными масками.


Грот - садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, - в XVIII веке был обязательной принадлежностью регулярных парков.


Проект постройки Грота в регулярной части Екатерининского парка на берегу Большого пруда также был разработан архитектором Растрелли.


Основные работы по возведению павильона проводились в 1755-1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, а завершились уже при Екатерине II в 17б0-х годах. Замысел Растрелли - украсить интерьеры разноцветными морскими раковинами и пористым туфом - не был осуществлен.


В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Сейчас ансамбль полностью восстановлен.

Одно из самых известных помещений Екатерининского дворца - Янтарный кабинет или Янтарная комната.


Янтарный кабинет был создан мастером Готфридом Тюссо для прусского короля Фридриха I. В отделке преимущественно использовался янтарь. Шедевр состоял из янтарных панелей, украшений и панно. В 1717 году уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Петербург в 1717 году.


В 1743 императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф. Б. Растрелли “исправить” кабинет. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши. Причём настолько, что её до сих пор иногда называют “восьмым чудом света”.


Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893-1897, 1933-1935 годах. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за ее хрупкости, произвели ее консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра, поскольку гитлеровцы, ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату.


С 1942 года по весну 1944 она была выставлена для обзора в Королевском замке Кёнигсберга. В августе 1944 года в результате массированного налета английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом не пострадали, комнату упаковали и спрятали в подземельях замка. Ящики с панелями хранились в подвалах замка вплоть до начала штурма города советскими войсками.


После штурма советскими войсками Кёнигсберга в апреле 1945 года, Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остается загадкой.


Поиски Янтарной комнаты, организованные сразу же после окончания войны, не дали результатов. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кёнигсбергского замка, но уже с 1946 года всё чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар. Выдвигаются множество гипотез, где она сегодня может находиться: от Кёнигсберга до Кобурга, от соляных шахт Восточной Германии до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. Предполагалось даже, что Янтарная комната была на потопленном Маринеско пароходе “Вильгельм Густлофф”, или же на переданном США в счет репараций крейсере “Принц Ойген”.


С 1979 года российские специалисты специально созданной “Царскосельской янтарной мастерской” трудились над реконструкцией исчезнувшего сокровища. К 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 года она была восстановлена в полном объёме из калининградского янтаря.


Екатерининский дворец до сих пор поражает своими масштабами, великолепием и красотой. За годы многовековой истории во дворце сменилось не одно поколение царственных особ, в оформлении и постройке участвовало множество великих архитекторов.

Санкт-Петербург, Екатерининский дворец. Начало истории

В начале XVIII века в том месте, где позже был сооружен шикарный дворец, существовало финское селение, именуемое Саарская мыза. В 1710 году эти владения были подарены Петром I своей будущей жене Екатерине (Марте Скавронской).

После основания в 1703 году Петербурга резиденцией царя считался Петергоф, который расположен на берегах Финского залива, построен он был в 1710 году. Но на протяжении многих столетий все наследники трона больше любили Екатерининский дворец в Царском Селе и большую часть времени проводили именно там. Дворец стал настоящей парадной резиденцией.

В 1717 году Екатерина начинает строительство дворца. К строительству был привлечен немец архитектор Браунштейн. В то же время он занимался архитектурным ансамблем в Петергофе. Завершились работы по строению в 1724 году, по этому случаю был организован большой праздник. «Каменные палаты» - именно так называла свой двухэтажный особняк

Реконструкция дворца при Елизавете

Стала новой владелицей дворцовых палат в 1741 году. По её указанию в конце 1742 года архитектор Земцов начинает перестройку дворца, но скорая его смерть не дает осуществить задуманное. К работе после привлекались такие видные архитекторы, как Квасов А. В., помощник его Трезини, в 1745 году - Чевакинский С. И.

В 1752 году к работе привлекли великого архитектора Растрелли. Елизавета решила полностью изменить облик дворца, поскольку сочла его маленьким и старомодным. Именно после этой грандиозной реконструкции, которая длилась четыре года, появился на свет красивейший, современный Екатерининский дворец, удивляющий нас своим великолепием и сегодня. Презентация иностранным гостям и вельможам состоялась 30 июля 1756 года. Грандиозное сооружение длиной 325 метров поразило гостей своими масштабами и величием.

Красота и прелесть Екатерининского дворца

На сегодняшний день для каждого туриста, прибывающего в Санкт-Петербург, Екатерининский дворец стоит в списке достопримечательностей на первом месте. Чем так удивил при открытии гостей этот шикарный дворец и удивляет до сих пор?

Выполнено было здание в стиле барокко. Огромные размеры, как уже упоминалось: длина дворца тянется вдоль линии сада и составляет 325 метров, красота, величие, неповторимость архитектуры никого до сих пор не оставляют равнодушными.

Фасад выполнен в лазоревом цвете, белые колонны, золотой орнамент придают дворцу торжественный вид. Особое очарование фасада здания подчеркнули фигуры атлантов, лепные украшения. Северный корпус дворца увенчали пять золоченых южный корпус имел парадное крыльцо, а также шпиль с многоконечной звездой. При Елизавете здание дворца стало трехэтажным, в то же время на воротах, украшениях дворца появился знаменитый вензель в виде «Е I».

Не менее привлекательны и внутренние апартаменты, выстроенные по проектам Растрелли. Парадные расположились по всей длине дворца. Вся Парадная анфилада была расписана золоченой резьбой.

Тут же, рядом с Воскресной церковью расположился В нем учились одаренные дети, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин. В его честь в советские времена и было переименовано Царское Село.

Екатерининский дворец в Петербурге

В конце XVIII века Екатерина увлеклась античной архитектурой. Екатерининский дворец в Царском Селе при пережил окончательную реконструкцию. Для проведения работ она наняла знатока античности - архитектора из Шотландии Чарльза Камерона. Именно он создал во дворце Синий, Серебряный кабинеты, Арабесковую, Лионскую гостиные, Китайский зал и Купольную столовую. Все интерьеры, создаваемые Камероном, подчеркивали утонченный строгий стиль, удивляли красотой и таинственностью отделки.

Благодаря этому же архитектору Екатерининский дворец приобрел Китайскую голубую гостиную, Парадную голубую, Зеленую столовые. Они были обустроены специально для Павла Петровича - сына Екатерины II и его высокочтимой супруги, также для них были выстроены опочивальня и официантская.

В 1817 году при Александре I архитектор Стасов создал Парадный кабинет с несколькими прилегавшими удобными для работы комнатами. Все эти помещения были оформлены в стиле, посвященном прославленной победе в войне с великим императором Наполеоном.

1860-1863 годы Екатерининский дворец пережил, пожалуй, последний крупный этап по реконструкции и перестройке. Занимался работами архитектор Монигетти. Парадная лестница дворца была представлена в стиле «второе рококо».

Вплоть до 1910 года Екатерининский дворец именовался как Большой Царскосельский.

Экскурсия по дворцу

Перед каждым, кто посещал Царское Село, Екатерининский дворец представал как чудо света. Минуя современные привычные интерьеры (турникеты, сувенирные лавки, кассы), туристы непременно оказываются в Большом или Тронном зале. Размеры его весьма впечатляющие: длина - 47 метров, ширина - 18. Этот зал самый большой среди всех питерских дворцов. Живописный плафон, закрывающий весь потолок демонстрирует аллегории Изобилия, Мира, Мореплавания, Победы и Войны, Искусства и Науки. Оформленный в художественном стиле, паркет надолго приковывает любопытные взгляды.

Комнаты с огромными окнами, как бы объединяясь, переходят из одной в другую. Так, передвигаясь, можно посетить Серебряный, Синий кабинеты, Арабесковую, Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Официантскую комнату, Опочивальню, оформленные Чарльзом Камероном. Особое внимание хочется уделить таинственной Янтарной комнате.

Янтарная комната. История создания

В 1716 году прусский король преподнес в подарок царю Петру янтарные панели, которые доставили в Петербург. Екатерининский дворец они украсили лишь только в 1755 году. Сама Янтарная комната несколько превосходила площадь панелей, и императрица Екатерина II в 1763 году заказала у немецких мастеров добавочные фрагменты для янтарного панно. Для этих целей понадобилось 450 кг янтаря. Свой окончательный шикарный вид Янтарная комната обрела в 1770 году. Огромное панно занимало три яруса. Центральное место охватывала мозаика, изображающая по аллегории пять чувств. Вся комната была уставлена тончайшей работы янтарными изделиями, над которыми трудились лучшие мастера XVII-XVIII веков.

Янтарная комната в XX веке

Хрупкие янтарные составляющие панно требовали особого бережного обращения и ухода. Во время войны это и сыграло в судьбе Янтарной комнаты роковую роль. Для наилучшего сохранения комнату во время эвакуации не тронули, она была оставлена в Екатерининском дворце. Гитлеровцы вывезли её в Кенигсберг. В годы войны Янтарная комната бесследно исчезла. Выдвигается несколько версий её исчезновения, каждая из которых кажется правдоподобной.

В 2003 году в Екатерининском дворце к 300-летию Санкт-Петербурга была воссоздана Янтарная комната. Более 20 лет целый штат сотрудников, куда входили реставраторы, историки, химики, криминалисты трудились над возвращением шедевра в жизнь. Для работы использовался калининградский янтарь, который обрабатывали по специальной технологии. Теперь возрожденная Янтарная комната вновь доступна для посещений. Ну, а где затерялся оригинал? Тайна пока остается нераскрытой.

Цитата сообщения Культурное наследие Российской Федерации: Шедевр русского барокко- Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, Екатерининский дворец) — бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга.



Южный фасад



Боковая сторона


Портрет Екатерины I (1684-1727), Жан-Марк Натье



Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. До завершения ещё далеко.



В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.



В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль.


Бартоломео Франческо Растрелли
В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.



Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания.



Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).



Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.



В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой и др.

Янтарная комната


Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село.


Восстановленная янтарная комната









В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты была неизвестна.



C 1979 в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм.















О судьбе подлинных экспонатов комнаты до сих пор ходят легенды и мифы.









23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:
Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нем уже ведутся работы по мебели и подбору штор

Интерьеры дворца

Малиновая столбовая






Бальный зал(Большой зал)














Золотая лепнина



Арабесковый зал,открытый в 2010 году



Голубой салон




Дворцовая церковь



Агатовая комната


Кабинет Александра 1


Парадный кабинет Александра 1

Парадная лестница



Спящий купидон







Декор стен




Барометр

Екатерининский дворец, выставка мейсенского фарфора




Зеленая столовая









Проект отделки Зеленой столовой в Екатерининском дворце Царского Села. Бумага, перо, кисть, тушь, акварель, 49x65.5 см. Государственный Эрмитаж, получена от наследников Ч. Камерона в Лондоне, в составе его архива, 1822 г.






Кавалеоская столовая








Картинный зал





Полтавская битва,Pierre-Denis Martin (1663-1742)



Белая парадная столовая









Портретный зал














Изразцовые печи и камины












Дворцовые интерьеры



















Екатерининский дворец — один из крупнейших .

— бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Сам город Пушкин входит в состав Пушкинского района Петербурга.

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII-XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» . В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование , в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688-1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697-1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713-1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли (1700-1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера (1718-1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743-1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги , оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу (1769-1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860-1863 годах И. А. Монигетти (1819-1878) в стиле «второго рококо».