Кто построил кремлевский дворец. Андреевский зал Кремля: история и фото

31.12.2023 Америка

"Начинается земля,
как известно, от Кремля"
(с) В. Маяковский.

Сколько всяких дворцов мы посещали в своих путешествиях. А вот самый главный в родном городе - Большой Кремлевский дворец оставался для нас совершенно недостижимым. В Кремле можно официально посетить Оружейную палату, Алмазный фонд, соборы, а вот красивейший Большой Кремлевский дворец отчего то не входит в список посещения. Странно. Туда водят делегации всяческих иностранцев и отдельные экскурсии для каких-нибудь организаций видимо для поднятия уровня патриотизма. Мы всегда мечтали туда попасть и как только у нас выдалась возможность посетить БКД мы с удовольствием воспользовались этой возможностью. Объект режимный. Поэтому тут можно снимать, а тут вот нельзя. С чем это связано опять же непонятно. Но таковы правила. В итоге снимать можно было в парадных залах в Грановитой палате, а вот на первом этаже и в Теремном дворце нет. Но все равно увиденное потрясает.
1. Большой Кремлевский дворец одно из самых массивных сооружений внутри Кремля. Дворец начали строить в одно время с Храмом Христа Спасителя. Его строительство завершили в 1849 году. Дворец должен был символизировать новую Москву. Однако старые здания Кремля не были утрачены в результате большого строительства. И в итоге Большой Кремлевский дворец соединен с Теремным дворцом и Грановитой палатой и составляет с ними одно целое.

2. Начнем с Грановитой палатой. Вот вдалеке двери, которые ведут на Красное крыльцо.

3. А само это помещение - Святые сени. Кстати Грановитая палата была отреставрирована в 2012 году и теперь предстает перед посетителями во всем блеске. Кстати может кто знает, что за штуковина справа на стене? Может это воздуховоды системы вентиляции или отопления.

4. Красивая роспись и позолота кругом - очень богато выглядит.

Кстати вот архивное фото. Тут видно, что нынешний паркет гораздо интереснее, чем на фото начала прошлого века.

5. Росписи в арках на религиозные темы. Удивительно, что во времена Петра I росписи были закрашены и своды затянуты тряпкой с изображением двуглавого орла.

6. Еще немножечко паркета.

7. Тут же очень красивые люстры.

8. И дверные ручки.

9. Дверные порталы тоже очень богато украшены.

10. Грановитая палата. Тут все стены расписаны. Видно, кстати, что стены в палате довольно толстые.

11. Посредине палаты столб, на которые опираются своды потолка.

12. Сами своды тоже богато расписаны.

13. Очень красиво. Кстати ковер на полу - это тоже восстановленная аутентичная часть интерьера.

Вот прием в честь коронации Александра III. Обращает на себя внимание царское место. Эдакий подиум с пологом.

Вот еще интересно. Интерьер до восстановления исторического облика. Задрапированные стены, своды выбелены. Вокруг столба полки с посудой.

А вот тут тот же интерьер после реставрации. Даже царское место выглядит по другому.

14. Сейчас в интерьере нет царского месте, скорее всего оно было утрачено в советское время, так как палата использовалась для приемов и в новое время. А вот светильники остались аутентичными.

15. Вообще Грановитая палата - место особенное. Тут праздновали например коронацию Александра III, тут же проходили собрания боярской думы, взятие Казани в 1552 году тоже праздновали здесь. Место с большой историей.

16. Еще очень круто выглядит роспись нижней части стен, как будто она затянута тканью.

17. Очень и очень красивые аутентичные светильники. Тонкая работа.

18. Я так понял, что росписи на стенах в основном повествуют о сюжетах из царской жизни.

19. Еще общий вид помещения. К слову сказать зала не такая уж и большая. Многие нынче снимают для празднования свадеб помещения и поболее.

20. Однако, как я уже говорил место это не простое, а с историей. Кстати вот тут хорошо виден рисунок ковра. Вообще Грановитая палата выглядит очень аутентично... по старо-русски, если можно так выразиться. Побывать тут было очень интересно.

21. Выходим из Грановитой палаты и проходя через Святые сени попадаем во Владимирский зал.

22. Зал очень торжественный и красивый. По сути он соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца, Грановитую палату и старый Теремный дворец.

23. Зал назван в честь ордена Святого Владимира. Кстати обивка банкеток тут как раз таки в цвет ленты ордена.

24. Лестница ведет в Теремный дворец.

Интересно, что во времена Русско-японской войны в залах Кремлевского дворца была организована швейная мастерская где шили вещи для отправки на фронт. А вот в Владимирском зале проходила упаковка вещей.

25. Потолок с светопрозрачным фонарем, пропускающим внутрь свет. Своды украшены позолоченными орнаментами и изображениями орденов Святого Владимира. Тут же очень красивая позолоченная люстра.

26. Двери, ведущие в Георгиевский зал, повторяют своей формой окна на фасаде здания.

27. На стеклах орнамент и изображение ордена святого Георгия.

28. Тоже самое и на дверных ручках.

29. Самый помпезный, самый красивый из всех залов - Георгиевский зал.

30. Тут красивый и сложный рисунок на паркете. Огромные золоченые люстры. Высоченные потолки.

31. Зал огромный. По двум сторонам в два ряда идут окна.

Вот интересный кадр советских времен. Похоже кремлевская елка для советских пионеров.

32. В нишах таблички с именами кавалеров ордена. Обивка банкеток также повторяет расцветку георгиевской ленты.

33. В оформлении Георгиевского зала не так много позолоты, как в остальных частях БКД. Тут все решено в белых тонах, лепнина на сводах и опорных колоннах. Золотые тут только изображение Георгиевских звезд.

34. Еще раз оценим потрясный паркет. Большое количество сортов дерева, сложный рисунок - это очень тонкая работа.

35. Очень красиво. С левой стороны форма ниш под таблички с именами повторяет форму окон, также как и дальняя стена с дверями. Так что Георгиевский зал спроектирован в духе симметрии.

36. паркет берегут и ходить по нему не разрешают. Не мудрено, такая красота.

37. В потолке видны замаскированные вод лепнину потолка, я так думаю, вентиляционные отверстия.

38. Еще вид. Обратите внимание на скульптуры, стоящие на колоннах между окнами.

39. Шикарная бронзовая золоченая люстра.

40. Цифры впечатляют. Длинна зала 61 метр, ширина 20,5, высота потолков - 17,5. Потолок поддерживают 18 пилонов. Вес одной из шести люстр - 1,3 тонны

41. Следующий зал - Александровский. Интересно, что в советское время Александровский и следующий Андреевский залы были объединены, все красота была демонтирована.

Выглядело это вот таким образом. Это был зал заседаний Верховного совета СССР. Довольно печально.

42. В середине 90-х было принято решение о реконструкции Александровского и Андреевского зала в их изначальном виде. И с 1994 по 1998 они были восстановлены. По сути - это реплики изначальных интерьеров.

43. Тут гораздо больше позолоты, особенно после "скромного" Георгиевского зала. На дверях изображение ордена Святого Александра Невского. Даже стулья украшены его изображением.

44. Очень нарядный зал, и даже занавески в тон орденской ленты.

45. Тту опять же полная симметрия, проемы на "глухой" стене повторяют оконные. Зеркала также дают эффект льющегося из окон света.

А вот снова фото времен Русско-японской войны.

46. Тут тоже роскошные люстры и богато декорированный потолок с вплетенными в орнамент изображениями орденов.

47. Золоченные колонны.

48. Вид очень парадный.

49. На ручке двери снова изображение ордена.

50. Дальше еще один зал - Андреевский. Именно он был тронным залом Кремлевского дворца. Соответственно тут стоит трон, а вернее три и над ними знак всевидящего ока.

51. Двери между залами. Каждый украшен лентой со своим орденом.

52. Отделка стен и занавески в цвет ленты ордена Андрея Первозванного - голубая.

Вот уникальное фото из 90-х. Реставраторы за работой.

И вот еще.

53. Это как раз расписывают миниатюры на колоннах вверху.

Восстанавливают паркет. Вообще очень интересно посмотреть за тем, как все это делалось.

54. Над первым рядом окон по периметру идут гербы российских губерний.

55. В оформлении снова лепнина с позолотой.

56. Над тремя тронными местами полог из горностая. Говорят, что.... горностай не настоящий! Троны тоже не настоящие - это копии, а вот настоящие троны сохранились, теперь они в Оружейной палате.

57. Орден Андрея Первозванного единственный, который комплектуется цепью. То есть парадный вариант кавалера ордена должен в себя включать такую вот цепь, которая изображена на дверях зала.

58. Еще раз взглянем на трон. Очень празднично.

59. Кстати боковые окна Андреевского и Александровского залов выходят на Москва реку, отсюда должен открываться красивый вид на Болотный остров и Замоскворечье.

Другие залы второго этажа недоступны для посещения, так как там рабочие помещения президента России. И туда даже в его отсутствие никого не пускают. Еще мы посетили Малахитовый зал, который идет параллельно Андреевскому и Александровскому залам, Теремный дворец - очень красивое, аутентичное место, а также жилые помещения императора и его семьи на первом этаже, но во всех этих помещениях снимать было нельзя, а жаль, там есть что посмотреть!

P.S.
Все архивные фото я обычно нахожу на

March 24th, 2015

"Начинается земля,
как известно, от Кремля"
(с) В. Маяковский.

Сколько всяких дворцов мы посещали в своих путешествиях. А вот самый главный в родном городе - Большой Кремлевский дворец оставался для нас совершенно недостижимым. В Кремле можно официально посетить Оружейную палату, Алмазный фонд, соборы, а вот красивейший Большой Кремлевский дворец отчего то не входит в список посещения. Странно. Туда водят делегации всяческих иностранцев и отдельные экскурсии для каких-нибудь организаций видимо для поднятия уровня патриотизма. Мы всегда мечтали туда попасть и как только у нас выдалась возможность посетить БКД мы с удовольствием воспользовались этой возможностью. Объект режимный. Поэтому тут можно снимать, а тут вот нельзя. С чем это связано опять же непонятно. Но таковы правила. В итоге снимать можно было в парадных залах в Грановитой палате, а вот на первом этаже и в Теремном дворце нет. Но все равно увиденное потрясает.
1. Большой Кремлевский дворец одно из самых массивных сооружений внутри Кремля. Дворец начали строить в одно время с Храмом Христа Спасителя. Его строительство завершили в 1849 году. Дворец должен был символизировать новую Москву. Однако старые здания Кремля не были утрачены в результате большого строительства. И в итоге Большой Кремлевский дворец соединен с Теремным дворцом и Грановитой палатой и составляет с ними одно целое.

2. Начнем с Грановитой палатой. Вот вдалеке двери, которые ведут на Красное крыльцо.

3. А само это помещение - Святые сени. Кстати Грановитая палата была отреставрирована в 2012 году и теперь предстает перед посетителями во всем блеске. Кстати может кто знает, что за штуковина справа на стене? Может это воздуховоды системы вентиляции или отопления.

4. Красивая роспись и позолота кругом - очень богато выглядит.

Кстати вот архивное фото. Тут видно, что нынешний паркет гораздо интереснее, чем на фото начала прошлого века.

5. Росписи в арках на религиозные темы. Удивительно, что во времена Петра I росписи были закрашены и своды затянуты тряпкой с изображением двуглавого орла.

6. Еще немножечко паркета.

7. Тут же очень красивые люстры.

8. И дверные ручки.

9. Дверные порталы тоже очень богато украшены.

10. Грановитая палата. Тут все стены расписаны. Видно, кстати, что стены в палате довольно толстые.

11. Посредине палаты столб, на которые опираются своды потолка.

12. Сами своды тоже богато расписаны.

13. Очень красиво. Кстати ковер на полу - это тоже восстановленная аутентичная часть интерьера.

Вот прием в честь коронации Александра III. Обращает на себя внимание царское место. Эдакий подиум с пологом.

Вот еще интересно. Интерьер до восстановления исторического облика. Задрапированные стены, своды выбелены. Вокруг столба полки с посудой.

А вот тут тот же интерьер после реставрации. Даже царское место выглядит по другому.

14. Сейчас в интерьере нет царского месте, скорее всего оно было утрачено в советское время, так как палата использовалась для приемов и в новое время. А вот светильники остались аутентичными.

15. Вообще Грановитая палата - место особенное. Тут праздновали например коронацию Александра III, тут же проходили собрания боярской думы, взятие Казани в 1552 году тоже праздновали здесь. Место с большой историей.

16. Еще очень круто выглядит роспись нижней части стен, как будто она затянута тканью.

17. Очень и очень красивые аутентичные светильники. Тонкая работа.

18. Я так понял, что росписи на стенах в основном повествуют о сюжетах из царской жизни.

19. Еще общий вид помещения. К слову сказать зала не такая уж и большая. Многие нынче снимают для празднования свадеб помещения и поболее.

20. Однако, как я уже говорил место это не простое, а с историей. Кстати вот тут хорошо виден рисунок ковра. Вообще Грановитая палата выглядит очень аутентично... по старо-русски, если можно так выразиться. Побывать тут было очень интересно.

21. Выходим из Грановитой палаты и проходя через Святые сени попадаем во Владимирский зал.

22. Зал очень торжественный и красивый. По сути он соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца, Грановитую палату и старый Теремный дворец.

23. Зал назван в честь ордена Святого Владимира. Кстати обивка банкеток тут как раз таки в цвет ленты ордена.

24. Лестница ведет в Теремный дворец.

Интересно, что во времена Русско-японской войны в залах Кремлевского дворца была организована швейная мастерская где шили вещи для отправки на фронт. А вот в Владимирском зале проходила упаковка вещей.

25. Потолок с светопрозрачным фонарем, пропускающим внутрь свет. Своды украшены позолоченными орнаментами и изображениями орденов Святого Владимира. Тут же очень красивая позолоченная люстра.

26. Двери, ведущие в Георгиевский зал, повторяют своей формой окна на фасаде здания.

27. На стеклах орнамент и изображение ордена святого Георгия.

28. Тоже самое и на дверных ручках.

29. Самый помпезный, самый красивый из всех залов - Георгиевский зал.

30. Тут красивый и сложный рисунок на паркете. Огромные золоченые люстры. Высоченные потолки.

31. Зал огромный. По двум сторонам в два ряда идут окна.

Вот интересный кадр советских времен. Похоже кремлевская елка для советских пионеров.

32. В нишах таблички с именами кавалеров ордена. Обивка банкеток также повторяет расцветку георгиевской ленты.

33. В оформлении Георгиевского зала не так много позолоты, как в остальных частях БКД. Тут все решено в белых тонах, лепнина на сводах и опорных колоннах. Золотые тут только изображение Георгиевских звезд.

34. Еще раз оценим потрясный паркет. Большое количество сортов дерева, сложный рисунок - это очень тонкая работа.

35. Очень красиво. С левой стороны форма ниш под таблички с именами повторяет форму окон, также как и дальняя стена с дверями. Так что Георгиевский зал спроектирован в духе симметрии.

36. паркет берегут и ходить по нему не разрешают. Не мудрено, такая красота.

37. В потолке видны замаскированные вод лепнину потолка, я так думаю, вентиляционные отверстия.

38. Еще вид. Обратите внимание на скульптуры, стоящие на колоннах между окнами.

39. Шикарная бронзовая золоченая люстра.

40. Цифры впечатляют. Длинна зала 61 метр, ширина 20,5, высота потолков - 17,5. Потолок поддерживают 18 пилонов. Вес одной из шести люстр - 1,3 тонны

41. Следующий зал - Александровский. Интересно, что в советское время Александровский и следующий Андреевский залы были объединены, все красота была демонтирована.

Выглядело это вот таким образом. Это был зал заседаний Верховного совета СССР. Довольно печально.

42. В середине 90-х было принято решение о реконструкции Александровского и Андреевского зала в их изначальном виде. И с 1994 по 1998 они были восстановлены. По сути - это реплики изначальных интерьеров.

43. Тут гораздо больше позолоты, особенно после "скромного" Георгиевского зала. На дверях изображение ордена Святого Александра Невского. Даже стулья украшены его изображением.

44. Очень нарядный зал, и даже занавески в тон орденской ленты.

45. Тту опять же полная симметрия, проемы на "глухой" стене повторяют оконные. Зеркала также дают эффект льющегося из окон света.

А вот снова фото времен Русско-японской войны.

46. Тут тоже роскошные люстры и богато декорированный потолок с вплетенными в орнамент изображениями орденов.

47. Золоченные колонны.

48. Вид очень парадный.

49. На ручке двери снова изображение ордена.

50. Дальше еще один зал - Андреевский. Именно он был тронным залом Кремлевского дворца. Соответственно тут стоит трон, а вернее три и над ними знак всевидящего ока.

51. Двери между залами. Каждый украшен лентой со своим орденом.

52. Отделка стен и занавески в цвет ленты ордена Андрея Первозванного - голубая.

Вот уникальное фото из 90-х. Реставраторы за работой.

И вот еще.

53. Это как раз расписывают миниатюры на колоннах вверху.

Восстанавливают паркет. Вообще очень интересно посмотреть за тем, как все это делалось.

54. Над первым рядом окон по периметру идут гербы российских губерний.

55. В оформлении снова лепнина с позолотой.

56. Над тремя тронными местами полог из горностая. Говорят, что.... горностай не настоящий! Троны тоже не настоящие - это копии, а вот настоящие троны сохранились, теперь они в Оружейной палате.

57. Орден Андрея Первозванного единственный, который комплектуется цепью. То есть парадный вариант кавалера ордена должен в себя включать такую вот цепь, которая изображена на дверях зала.

58. Еще раз взглянем на трон. Очень празднично.

59. Кстати боковые окна Андреевского и Александровского залов выходят на Москва реку, отсюда должен открываться красивый вид на Болотный остров и Замоскворечье.

Другие залы второго этажа недоступны для посещения, так как там рабочие помещения президента России. И туда даже в его отсутствие никого не пускают. Еще мы посетили Малахитовый зал, который идет параллельно Андреевскому и Александровскому залам, Теремный дворец - очень красивое, аутентичное место, а также жилые помещения императора и его семьи на первом этаже, но во всех этих помещениях снимать было нельзя, а жаль, там есть что посмотреть!

P.S.
Все архивные фото я обычно нахожу на

Андреевский зал поражает своей роскошью и красотой, дорогим убранством. И это неудивительно - в нем восседали короли и королевы России, у него есть своя история и своя индивидуальность.

По фото Андреевского зала Кремля видно, что в его строительство вложили много труда.

Коротко о главном

Андреевский тронный зал в Кремле был построен по личному распоряжению Николая I в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Он стал тронным залом большого дворца и главным залом Московского Кремля. Можно даже не говорить о великолепном убранстве помещения, которое производит впечатление на каждого входящего, вызванное еще и тем, что стены зала оббиты муаровой тканью цвета Андреевской ленты.

Описание зала

Андреевский зал Кремля является самым известным во дворце. Стены этого помещения отделаны розовым искусственным мрамором и сверху позолочены. Вдоль них пристроились позолоченные стулья, обитые бархатом. Над окнами размещены гербы российских губерний.

Десять позолоченных пилонов украшают зал, а также различные символы в виде крестов, цепей. Шелковые шторы прекрасно гармонируют с остальным убранством помещения. Высокие позолоченные двери, украшенные орденскими крестами, поражают воображение. Над ними находятся вензельные изображения имен императоров России - Петра Первого, Павла Первого и Николая Первого. Петр - как основатель ордена, Павел - как учредитель статута ордена, и Николай - как строитель зала.

В дальнем конце зала стоят три стула, которые предназначались для правителя, его супруги и матери. Этот трон можно увидеть и сейчас в Кремле, обитый бархатом и мехом горностая. Над престолом висит а выше - сияние с покрытым сусальным золотом лучами, в центе которого примостилось Всевидящее око. По бокам от шатра висят двуглавые орлы с изображением на груди Андреевского креста. К шатру ведут шесть ступенек. Раньше, еще в советские времена, на этом месте стоял памятник Ленину.

Пол, как и в других залах, сделан из разноцветного дерева и восхищает всех туристов своим красивым рисунком и огромной работой, которую вложили в это произведение искусства. Следует упомянуть, что последнюю реставрацию зала проводили в 1994-1998 годах, когда он восстановлен был в своем первоначальном виде. Архитектором Андреевского зала являлся Константин Тон.

История Андреевского зала Кремля

Главный тронный зал был построен в 1838-1849 годах архитектором Константином Тоном. Этот мастер создал храмового зодчества, получивший широкое распространение во времена правления Николая Первого. С 1932 по 1934 зал был разрушен. На его месте устраивали заседания Верховного совета СССР. В 1997 году начались реставрационные работы. Руководителями этого проекта были ведущие архитекторы того времени С. В. Демидова и Е. В. Степанова. Архитекторы провели огромную трудоемкую работу с архивными материалами в России и за ее рубежом. Используя прошлые фотографии зала, с помощью новейших технологий у них получилось отреставрировать в полном объеме, до самых мельчайших деталей зал, каким он и был во времена правления императора Николая Первого.

Мы не можем не упомянуть и такого реставратора высшей категории, как В. А. Агейченко, который был и скульптором, и художником, и инженером в одном лице. Для тронного зала он воспроизвел герб Российской империи в бронзе. Также он создал гербы российских губерний, которые расположились над окнами Андреевского зала. Полы также были им воссозданы. Благодаря этому и был реставрирован зал до мельчайших деталей.

Специалисты установили, что для полной идентичности нужно использовать для реставрации пола двадцать три вида древесины. Ее привозили со всех уголков света, даже с Африки, но не изменили ничего, делая все строго в соответствии с чертежами девятнадцатого века. В реставрационных работах участвовало в общем около девяносто девяти фирм.

Огромная комната постоянно была заполнена рабочими, около 2,5 тысяч людей днями и ночами трудились на благо народа. Некоторые орнаменты получались не сразу, к примеру, двуглавый орёл. Мастера сделали сначала орла цвета меди. После установления комиссия отправилась на противоположный берег реки, чтобы оценить издалека полученный результат. Им не понравилось, так как орел был похож на черного паука. Поэтому решили сделать орла цвета "дикого камня".

В Андреевском зале, как и в других помещениях дворца, проводят различные мероприятия, в том числе прием в честь выпускников военных вузов. Такую традицию начал президент Ельцин в 1999 году, и продолжается она до сих пор.

Андреевский зал Кремля до революции и после

В октябре-ноябре 1917 года из-за вооруженного восстания Кремль очень серьезно пострадал, в нем находились отряды юнкеров. Войска революционеров осуществили артиллерийский обстрел Кремля. В результате пострадали стены дворца, часы, Никольская практически все храмы, находящиеся на территории Кремля, и Малый Николаевский дворец.

Во время советской власти столица перешла в Москву, и Кремль стали использовать как политический центр. В марте 1918 года в здание переехало советское правительство с В. И. Лениным. В дворцах и корпусах Кремля стали проживать вожди советской власти. Был запрещен свободный доступ к сооружению. Хотя раньше каждый желающий мог посетить это известное место. Выжить из Кремля советскую власть пыталась Петроградская коллегия по охране памятников старины и сокровищ искусства. Их призыв власть даже не рассмотрела. До революции в зале стояли три трона. Позже их разыскивали по всей России. Первый трон нашли в Петергофе, остальные два - в Гатчине. Ленинградский музей не захотел отдавать стулья, поэтому пришлось делать копии.

Во время советской власти Московский Кремль сильно пострадал. По распоряжению Ленина в 1918 году был снесен памятник князю Сергею Александровичу. В этом же году был также ликвидирован мемориал Александру Второму, который был построен еще во времена Николая Первого. В 1922 году было изъято из церковных соборов и храмов около 300 пудов серебра, примерно 2 пуда золота, огромное количество драгоценных камней. В Кремле стали устраивать съезды советов и конгрессов третьего интернационала, в Золотой палате обосновалась кухня, а в Грановитой сделали общественную столовую. В Екатерининской церкви решили устроить спортивный зал. Такое неуважение к архитектурному произведению искусства не могло не отразиться на его первозданном виде. Считается, что в то время Кремль потерял больше половины своих достопримечательностей.

В 1990 году Кремль внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всевидящее око

Над тронами расположено Всевидящее око (в Андреевском зале Кремля), сделанное из золота. Тронный зал был возведен в честь высшего ордена России - масонского ордена Некоторые считают, что Всевидящее око означает Бога в христианстве (на иврите переводится "хозяин орды", одно из семидесяти двух тайных наименований иудейского Господа Бога).

Этот знак используется во многих христианских церквях, в масонстве. На однодолларовых купюрах также напечатано Всевидящее око. Другие считают, что этот библейский знак - символ Божественного Промысла и эмблема Троицы. В христианстве Всевидящее око в треугольнике означает Троицу и смысл заключается в таких словах: "Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его".

Экскурсия в Кремль

В России Андреевский зал Кремля, как и другие залы, часто посещается туристами. Дворец является особо охраняемой зоной. Ничего лишнего приносить в Кремль нельзя. Запрещается в нетрезвом виде приходить, в несоответствующем внешнем виде, с оружием, опасным для окружающих людей. Если имеются вещи, которые нельзя проносить, то их надо сдать в камеру хранения в Александровском саду. Фотографировать также можно не везде, а только там, где разрешается и где укажет ваш гид. К примеру, запрещается фотографировать Екатерининский зал Кремля.

Иногда запрещают фотографировать в Парадных сенях, Теремном дворце и Грановитой палате. Вход в Кремль разрешается при наличии паспорта, детям с двенадцати лет можно приходить с загранпаспортом. Правда с четырнадцати лет ребятам можно посещать экскурсии с российским паспортом. Так как залы Кремля используются для проведения официальных мероприятий, еще каких-нибудь торжеств, то возможно, что ваша экскурсия может быть перенесена на более подходящее для дворца время.

Время экскурсии

Экскурсия по Андреевскому залу Кремля проводится каждый день, кроме четверга - это выходной. С десяти утра до трех часов дня. Длительность экскурсии составляет два часа для групп, состоящих из двадцати человек. Стоимость такой экскурсии составляет 4500 рублей, для иностранных туристов - 5500 рублей без использования услуг переводчика.

При проведении реставрационных работ итальянский мастер боялся, что рабочие неправильно сделают лепку, поэтому он спал четыре дня на полу в Андреевском зале.

Екатерина Вторая также хотела построить дворец на южном склоне Кремлевского холма, вместо крепостной стены, но ее планы не осуществились.

Большой Кремлевский дворец в Москве, прекрасное здание желтого цвета, горделиво возвышающееся над Кремлем рядом с золотыми куполами соборов, закрыто для широкой публики. В Кремле можно посетить Оружейную палату, Соборы Кремля. Но билеты на посещение Большого дворца невозможно купить в кремлевских кассах. Однако, кто ищет - тот найдет. О посещении Большого Кремлевского дворца мой отзыв.

Интерьеры Большого Кремлевского дворца

Честно говоря, я не очень люблю посещать Красную площадь. Но все равно приходится это делать по необходимости, когда приезжают друзья из других городов и тащат именно сюда, в сердце столицы. Однако в этот раз, я планировала посетить Кремль совершенно осознано, ведь о красоте Большого Кремлевского дворца ходят легенды. Именно его залы показывают по телевидению во время инаугурации президента, вручения наград видным деятелям.

Идея попасть на экскурсию в Большой Кремлевский дворец пришла случайно, при просмотре тем в социальной сети. Один из пользователей, рассказывал, что несмотря на то, что дворец режимное предприятие, попасть туда можно с фирмой, и указал ее название. Я нашла в интернете сайт агентства, и о чудо, на ближайшую экскурсию в Большой Кремлевский дворец было одно свободное место. Стоимость экскурсии довольно высокая - в том агентстве, где я приобрела экскурсию, она стоила 2900. Ого, скажете вы. Но в других агентствах, эта же экскурсия предлагалась по цене выше 4 тысяч!

Для тех, кто хочет попасть на эту экскурсию, забив «Экскурсия в Большой кремлевский дворец» можно найти предложения от тур фирм. Обычно требуется полная предоплата за экскурсию. Однако, экскурсия проводится только в будни, в неудобное для работающих людей время, в первой половине дня. Кроме того, дату экскурсии могут перенести, ведь это не музей, а действующая резиденция Президента.

Что входит в эту стоимость? Экскурсия в большой Кремлевский дворец длится 1,5 часа и проводится в составе группы из 20-25 человек, только в сопровождении экскурсовода. В течении этой экскурсии посетителям предоставляется возможность побывать в тех залах, где бывает президент страны и другие высокопоставленные представители других стран. Можно увидеть Грановитую палату, Андреевский и Владимирский залы, Александровский зал, знаменитый Геогиевский зал, Теремной дворец. Все эти помещения находятся в одном здании.

Накануне экскурсии организаторы по полной участников предупредили: опаздывать нельзя ни на минуту, в противном случае могут не пустить всю группу, фотографировать во дворце можно только по команде экскурсовода, естественно с собой нельзя проносить никакие колющие и режущие предметы. В общем, запугали по полной.

В метро Арбатская, где нас собирали за час до экскурсии, все были как штык во время. Группа состояла в основном из бабушек и дедушек. Да- да, и это несмотря на стоимость. Этому есть некоторое объяснение, ведь экскурсия проводится только в будни с утра. К тому же, проводится она только несколько раз в месяц. Причем, дату ее проведения могут переносить. В общем, сложностей с ней много.

Ровно в 10-00 мы были у стекляшки около Кутафьей башни, через которую посетителей впускают в Кремль. Таким образом, мы были одними из первых на территории Кремля, что позволило сделать мне несколько кадров совершенно пустого Кремля.


Вход в Кремль

Пройдя мимо красивейших древних соборов мы вышли к Большому Кремлевскому дворцу.


Соборная площадь

Большой Кремлевский дворец и Царицына палата.


Здесь нам опять же пришлось немного подождать, пока нас не пригласили внутрь.

Большое и красивое желтое здание Большого кремлевского дворца было построено по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. по проекту архитектора Константина Тона. Дворец использовался в качестве императорской резиденции на период пребывания императора и его семьи в Москве. Дворец включает в себя около 700 помещений. Этот дворец можно назвать и дворцом-матрешкой, ведь архитектор объединил несколько строений, построенных в разных веках, в один большой дворец. Такой вот соборный дворец получился.


Вход в Большой Кремлевский дворец

Рядом с большим Кремлевским дворцом находится строение XVI века с лестнице, украшенной львами.


Царицына плата


Большой Кремлевский дворец

Лестница украшена фигурами львов - символами царской власти.


Львы, украшающие лестницу


Украшения окон Царицыной платы

Вход во дворец

На входе в Большой Кремлевский дворец нас ждал тщательный досмотр - у всех проверили паспорта, просветили все вещи на ленте. На вопрос, есть ли у кого-то оружие или колющие и режущие предметы, одна бабуля-одуванчик созналась, что у нее есть газовый баллончик. Охрана посмеялась и попросила ее оставить баллончик у них, а на выходе ей все отдали.

Вернемся к экскурсии. Мы оставили вещи в гардеробе и дождались экскурсовода. Самым печальным для меня оказалось то, что во дворце практически нельзя было фотографировать, поэтому шикарные залы Грановитой палаты, Теремного дворца, парадных покоев императоров я не смогу показать в своем посте.

Что же входит в Большой Кремлевский дворец

Гранатовитая Палата - одно из старейших помещений дворца. Огромная для 15 века палата со сводами, которые держатся на единственном столпе по середине. Стены Гранатовитой палаты расписаны палехскими мастерами. На потолке - сцены из Библии. Сегодня здесь проходят приемы на высоком уровне. К сожалению, фотографировать в этом зале строго настрого нельзя.

Теремной дворец - парадные залы 16 века.

Андреевский зал - парадный тронный зал, названный в честь ордена Андрея Первозванного.
В Александровском зале шикарное золотое убранство и паркет из 30 пород дерева.

Очень интересен Владимирский зал , который объединяет постройки Большого Дворца.

Георгиевский зал , названный в часть Георгия Победоносца .

Пожалуй, покажу в посте то, что мне удалось сфотографировать.

Владимирский зал

Владимирский зал - его особенность в том, что он соединяет ряд построек XV, XVII и XIX веков. Зал венчает купол со световым окном.


Владимирский зал

Потолок Владимирского зала украшен орденами. На фото можно увидеть знак Святого Владимира. Девиз ордена - "Польза, честь и слава".


Владимирской зал

Здесь же находится великолепная лестница, которую нередко можно увидеть на фотографиях высокопоставленных особ.


Парадная лестница Владимирского зала


Люстра в Владимирском зале

По углам зала стоял светильники.


Светильники во Владимирском зале

Стены Владимирского зала облицованы розовым мрамором.


Владимирский зал

На следующей фото можно оценить высоту Владимирского зала.


Владимирский зал

Георгиевский зал

Этот зал произвел на меня самое сильное впечатление, благодаря своим размерам и красоте. Его длинна составляет 60 метров, а высота 17 метров. Свод зала описрается на пилоны, которые увенчаны статуями Победы, работы скульптора Витали.


Георгиевский зал


Георгиевский зал


Георгиевский зал


Геогриевский зал

Паркет в Георгиевском зале сохраняется уже более 150 лет (экскизы паркета и проект были созданы академиком Солнцевым). Поэтому ходить здесь можно строго по дорожкам.


Георгиевский зал


Фрагмент паркета


Парадные двери


Георгиевский зал

Александровский зал


Александровский зал



Александровский зал


Андреевский зал

Стулья, обитые красным бархатом были изготовлена в наше время на российских предприятиях.


В Андеевском зале

Взгляд в Георгиевский зал.


Георгиевский зал

Андреевский зал

Тронный зал, посвященный ордену Святого Андрея Первозванного - самый помпезный и торжественный из залов парадной анфилады.

В западной части зала находятся три императорских трона, а над ними возвышается знак всевидящего ока, покрытый сусальным золотом.


Андреевский зал


Андреевский зал


Андреевский зал

Очень жал, что у меня нет возможности показать все интерьеры, но для интересующихся - можно посмотреть замечательное интернет-издание вот здесь , и получить полное представление.

После осмотра Большого Кремлевского дворца, я еще немного погуляла по Соборной площади и сфотографировала Дворец с другой стороны.


Вид на Большой Кремлевский дворец

Пожалуй, на этом я закончу свое повествование. Скажу лишь, что я был под большим впечатлением от красоты и мощи этого здания. Великолепие залов поражает настолько, что не передать словами. Если у Вас когда нибудь появится желание посетить такую экскурсию, я вам рекомендую обязательно воспользоваться возможностью и посетить ее.

Бронирование отелей в Санкт-Петербурге

Бронирование отелей в городах Золотого кольца

Бронирование отелей в Крыму - скоро лето!

Среди прочих сооружений и построек Московского Кремля Большой Кремлевский дворец выделяется особо. Его архитектурный ансамбль включает в себя не только основное здание дворца, но и Оружейную палату, храмы, Теремной дворец и апартаменты великих князей. Большой Кремлевский дворец в Москве был построен в первой половине XIX века архитектором Константином Тоном.

История кремлевских дворцов

Дворцовый комплекс Московского Кремля впервые начал строиться в конце XV столетия. Тогда зодчий Алевиз Фрязин руководил работами по возведению нескольких палат, включая Грановитую, и Теремного дворца. По его проекту были также отстроены Дворец царицы Натальи Кирилловны и хоромы для царевен, разбит Набережный сад.

В начале XVIII в. столицу перенесли в Петербург, и первоначальное значение дворцового комплекса в Московском Кремле было утрачено. В некоторых зданиях разместились работники различных правительственных учреждений , оставшихся в Москве, другие постройки постепенно ветшали и разрушались без присмотра и ухода.

Анна Иоанновна бывала в Москве часто и ее двор останавливался в кремлевских постройках. Сменившая ее на престоле Елизавета Петровна занялась реконструкцией императорской резиденции. Было принято решение о строительстве Зимнего дворца, где императрица и ее свита могли бы останавливаться во время московских вояжей. Для успешной реализации проекта пришлось снести несколько построек, и, в том числе, Набережную и Среднюю Золотую палаты. Их цокольные этажи послужили в дальнейшем основанием для нового дворца. Его проект создал известный придворный архитектор Растрелли .

Екатерина II не оценила красоты барочного дворца Растрелли, насчитывающего почти тысячу комнат, залов и кабинетов, и сочла его «не соответствующим имперскому величию». Несмотря на изданный ею указ о сохранении кремлевских стен и башен, часть построек, включая дворец Елизаветы Петровны, разобрали. Архитектор Василий Бажено в придумал новый проект застройки территории Московского Кремля, который предполагал строительство новых сооружений и объединения их с уже имеющимися в единый ансамбль.

Строительство Большого Кремлевского дворца

Летом 1773 г. был заложен первый камень в фундамент новой императорской резиденции. Однако, автор проекта архитектор Баженов не учел всех особенностей грунта и местности, и вскоре после начала работ возникла опасность обрушения Архангельского собора. Стена соседствующего со стройкой храма покрылась трещинами, а его фундамент начал уходить в землю. Работы были остановлены. Вплоть до 1838 г. в Кремле лишь обновляли и восстанавливали старые постройки, восстанавливали их после пожаров 1812 г . и надстраивали дополнительные этажи к уже имеющимся резиденциям и дворцам.

И все же новое время требовало свежих идей, а обновление Москвы после победы над Наполеоном было не просто технической необходимостью. Обществу требовался современный символ статуса императорской власти, и Николай I принял решение построить в Кремле коронационный дворец .

С поручением Константин Тон справился на отлично. В 1837 г. рабочие под руководством зодчего разобрали старый дворец Елизаветы Петровны вместе с Конюшенным двором. Проект предполагал композиционное единство новой постройки с древними кремлевскими сооружениями. В комплекс новой императорской резиденции предполагалось включить Потешный дворец с Грановитой палатой, домовые храмы и новое здание Оружейной палаты. В марте 1838 г. вышел царский указ о немедленном начале строительства. 30 июня в фундамент дворца был заложен первый камень, а под цоколь угловой части – медная табличка со сведениями о заказчике – императоре Николае I и подрядчике – архитекторе Константине Тоне.

Особые технологии и оформление

Константин Тон учел основные требования императора – соответствие противопожарным стандартам и использование современных передовых технологий при строительстве:

Большой Кремлевский дворец стал первым сооружением в империи, в котором кровля имела металлические конструкции в виде стропил, а большепролетные своды были сложены из кирпича и оказались облегченными.

Применение современных строительных материалов – бетона и цемента – позволило архитектору спроектировать и осуществить грандиозную идею строительства подвесного потолка в Георгиевском зале .

Во дворцовом куполе, снабженном четырьмя слуховыми окнами, установили колокола часов с боем , перенесенных во дворец с Троицкой башни. На вершине купола разместили флагшток, а шпиль обнесли круговой смотровой галереей. В целях противопожарной безопасности купол и кровлю связали металлическими громоотводами.

Дворец отапливался при помощи системы калориферов , которые установили в подвалах. Тепло от более полусотни устройств равномерно поступало во все дворцовые помещения по тепловым каналам.

Интерьеры Большого Кремлевского дворца оформляли на широкую ногу. Основными материалами, которые использовали руководивший практическим строительством Федор Рихтер и его команда, стали ценные породы дерева, коломенский мрамор, ревельский камень, ткани и драпировки с золотыми и серебряными нитями. Мебель была изготовлена на знаменитых московских фабриках, где трудились опытные краснодеревщики. Ими же были искусно вырезаны двери парадных и жилых апартаментов.

Государь высоко оценил усилия архитекторов и строителей и наградил многих из них медалями и премиями. Освятили Большой Кремлевский дворец 3 апреля 1849 г. в день Светлой Пасхи в присутствии императорской семьи и митрополита Филарета . Строительство полностью завершили в 1851 г ., когда сдали Оружейную палату и здание апартаментов Великих князей.

До и после революции

В XIX столетии Большой Кремлевский дворец продолжали перестраивать и обустраивать. Работы затронули и древние постройки, входившие в ансамбль. Так для помещений Теремного дворца изготовили новую мебель и оконные переплеты из дубового массива, а его стены и своды заново расписали.

В самом Большом дворце ежегодно грунтовали крышу и подновляли штукатурку, следили за сохранностью тронных пологов, сшитых из меха горностаев. В 1883 г. во дворец провели временное электрическое освещение, и коронационные торжества проходили при полной иллюминации. Собственную систему электроснабжения дворец получил в 1895 г. Это позволило обеспечить сигнализацией помещения, где хранились особенно ценные предметы, и установить во дворце лифты . В начале ХХ столетия императорская резиденция в Кремле была присоединена к системе городской канализации, а ее водоснабжение и водоотводные коммуникации были основательно реконструированы.

Год 1917-й принес глобальные изменения. В помещениях дворца, несмотря на обращение наркома просвещения Луначарского , устроили не только резиденцию правительства, но и жилые квартиры для членов семей представителей новой власти и их обслуги. Нарком Луначарский, а также ученые, историки, художники безуспешно пытались привлечь внимание к ценностям и раритетам, хранившимся во дворце. Старинные гобелены XVIII века пропитывались паром кипящих самоваров, а на деревянных баварских столах ручной работы домохозяйки сушили и гладили белье. В 30-х гг. основная масса жильцов все же получила квартиры в городе и съехала, хотя самые упорные долгожители продолжали оставаться в Большом Кремлевском дворце до 1962 г.

В 1934 г. дворец было решено перестроить. Новая власть разобрала Красное крыльцо Грановитой палаты и устроила на его месте столовую для делегатов съездов и пленумов. Собор Спаса на Бору демонтировали, чтобы возвести гостиницу , а Андреевский и Александровский залы дворца превратили в пролетарский зал заседаний . Демонтаж фундаментальной стены между залами привел к образованию многочисленных трещин на фасаде дворца. Чтобы избежать разрушения, строители вынуждены были укрепить конструкцию массивным балконом, который выступал до середины образовавшегося зала заседаний. На месте трона императора установили скульптуру Ильича .

Во время Великой Отечественной войны крышу дворца замаскировали краской, чтобы сделать сооружение не слишком заметным с воздуха – опасались бомбежек. И все же, несмотря на все усилия, дворец сильно пострадал . Одна из бомб пробила своды Георгиевского зала, повредив паркет и потолок. Другой снаряд разорвался у подъезда, а взрывной волной были выбиты стекла и сломана входная дверь. Служившие в кремлевском гарнизоне солдаты за время войны обезвредили сотни зажигательных бомб и фактически спасли дворец от значительных разрушений.

Большой Кремлевский дворец в наше время

В 90-х годах прошлого века по сохранившимся чертежам удалось восстановить первоначальный облик Андреевского и Александровского залов . Реставраторы воссоздали царское место и троны , вернули старинные барельефы на дворцовый фасад, отремонтировали мраморные стены и ступени парадной лестницы.

Сегодня во дворце располагается резиденция президента России . Во время экскурсии посетителям дворца удается увидеть большую часть помещений и залов:

Крупнейшим парадным залом дворца является Георгиевский . Его назвали в часть ордена Святого Георгия Победоносца. В этом зале проходят торжественные церемонии вручения наград и премий.

- Александровский зал назван в часть ордена Святого Александра Невского. Особого внимания в нем достойны двери, покрытые серебром и декорированные золотыми орнаментами, и эллиптический купол, содержащий изображения орденских звезд и гербов. Паркет Александровского зала набран из древесины тридцати пород деревьев.

- Владимирский зал освещается в дневное время через отверстие в шатровом куполе. Вечером в нем зажигают люстру, изготовленную на фабрике Ф. Шопена в Петербурге. Паркет сложен из ценных пород древесины, а стены и пилястры облицованы мрамором розоватых оттенков.

В Андреевском зале , по традиции, мог сидеть лишь царь, а потому мебели, кроме императорского трона, в нем не было и нет.

Мебель Кавалергардского зала сделана из чинары. Так оформители отдали дань традициям кавказских народов, представители которых служили в почетном воинском карауле дворца.

На первом этаже Большого Кремлевского дворца располагаются также личные покои императора и его семьи, императорская столовая, рабочие кабинеты и опочивальни. На втором этаже особенное внимание экскурсантов привлекает изящно оформленная Зеленая гостиная , в которой императрица принимала почетных гостей.