Изумрудный будда бангкок карта. Изумрудный Будда в Таиланде

18.11.2021 Европа

В наших школах историю мира преподают, увы, однобоко, - считает путешественник и исследователь цивилизаций Востока Яков Осканов. Все ли, к примеру, знают, что Королевский дворец и Храмовый комплекс в Бангкоке - настоящее Восьмое чудо света? Ведь одного золота на отделку тут пошло, наверное, тоннами. А драгоценного Изумрудного Будды может касаться только король Таиланда и то всего три раза в год.



...Мы зашли на территорию храмового комплекса, увлекаемые пёстрым людским потоком...

Вход на территорию охраняют гигантские якши, но дабы не углубляться в дебри индуизма назовём их просто - «демоны». И тут я предвижу ваш недоумённый вопрос: при чём тут индуизм, ведь всем известно, что в Таиланде официальная религия - буддизм... Да к тому же ещё и самый, что ни на есть, ортодоксальный - «тхеравада», известный также под именем «хинаяна». Сами последователи тхеравады не приветствуют термин «хинаяна», который переводится как «малая колесница» ибо он способствует невыгодному сравнению с «махаяной» - «большой колесницей» - ещё одним крупным направлением в буддизме.

Если не вдаваться в глубины канонов, то эти два направления имеют одно кардинальное различие: последователи тхеравады практикуют буддизм для собственного индивидуального просветления, последователи же махаяны желают обрести просветление ради того, чтобы помочь остальным людям также его обрести и освободится от земных страданий и иллюзий. Поэтому эти два течения так и называются: «малая и большая колесницы». В малую сядет лишь один человек, в большую - много. Слово «тхеравада» обозначает «учение старейшин», и подчёркивает ортодоксальность и первенство появления данного направления в буддизме.

Но причём тут индуизм, снова спросите вы? А притом, что древние времена очень трудно было не допустить взаимопроникновения религий, а потому буддизм на территории Таиланда очень сильно смешался с индуизмом, весьма распространённым в Камбодже. Случилось это, насколько я понимаю, примерно в XII-XIII вв. н.э., во времена расцвета тайского княжества Сукотай, которое, как известно, имело политическую зависимость от кхмерской империи Ангкор. Это не единственный случай, когда религии смешиваются. Напротив - данное явление весьма распространено и имеет название «религиозный синкретизм».

Кроме влияния индуизма в буддизме Таиланда также заметно влияние ещё более древнего, вероятно даже первобытного, явления - анимизма. Тайцы верят в одухотворённость природы. Нечто подобное встречается и в русской культуре. У нас тоже есть домовые, водяные и лешие. Только наши домовые живут с нами в домах, а тайцы для своих «домовых» строят отдельные домики-святилища, куда приносят небольшие подношения. Подобные мини-храмы встречаются в Таиланде повсеместно. Но, хватит, пожалуй, религий, предлагаю вернуться к архитектуре.

Итак, мы вошли на территорию Ват Пра Кео. Туристам это переводят как «Храм Изумрудного Будды», но я немного сомневаюсь в правильности подобного перевода. Полное название храма Ват Пра Си Раттана Сатсадарам. Скорее всего, именно оно переводится как «Храм Изумрудного Будды». Как переводится «Ват Пра Кео» я точно не знаю, понятно, что «Ват» - «храм», «Пра» -"священный«, а «Кео» - «драгоценность». Получается, примерно, «Храм Священной Драгоценности».

Кстати, «ват» - это не храм, а скорее храмовый комплекс, состоящий из множества элементов. А само строение, где хранится Изумрудный Будда, называется «убосот» (в разговорной речи его называют «бот»). Это основной зал для священных обрядов. Это главное здание любого храмового комплекса. Именно здесь послушников посвящают в монахи. Туристы попадают в убосот не сразу. Сначала нужно обойти это здание слева, где располагаются несколько интереснейших объектов. И этот обход затягивается на часок-другой.

Первое на что обращаешь внимание - знаменитая чеди Пра Си Раттана. Я полагаю, что это переводится как «чеди Священной Драгоценности». Чеди - это одна из разновидностей ступ, религиозных сооружений, предназначенных, в основном, для использования в качестве реликвария - места, где хранятся мощи святых или какие-нибудь другие реликвии. Ступы встречаются во всех странах, где распространён буддизм. В каждом регионе имеются свои архитектурные особенности и названия ступ. Собственно слово «ступа» употребляется в Индии, а Шри-Ланке, например, подобные сооружения называют «дагоба». Ступы символизируют собой связь земного и небесного, а потому играют важную роль в миропонимании буддистов. Согласно преданию, первые ступы появились после смерти Будды. Его тело кремировали и шесть благочестивых семейств, один царь и ещё один брахман претендовали на право обладания его прахом. Их спор решил другой авторитетный брахман по имени Дона, который разделил прах на восемь частей. Себе же Дона забрал сосуд, в котором хранился прах.

Позже ещё одно семейство попросило себе прах, но остальные уже разъехались, забрав с собой весь прах, и потому опоздавшие зачерпнули себе золы из погребального костра. Далее было воздвигнуты первые ступы общим числом десять - восемь ступ возвели над прахом Будды, одну над сосудом в котором хранился прах, и одну над золой из погребального костра. Позже чеди стали возводить на месте захоронения мощей святых и праведных людей.

Чеди Пра Си Раттана, пожалуй, самая красивая из виденных мной в Таиланде. Она построена в ланкийском стиле и это не случайно: ведь в ней хранится фрагмент ключичной кости Будды, привезённый из Шри-Ланки. Внутри находится круглый зал, в котором находится уменьшенная копия чеди Пра Си Раттана покрытая черным лаком и накрытая многоярусным ритуальным зонтом «чатра».

Чеди была сооружена в 1855 году по приказу короля Рамы IV Монгкута. Этот монарх из династии Чакри был умелым политиком и своей тонкой дипломатической игрой сумел предотвратить колонизацию Таиланда европейцами. Рама IV был человеком просвещённым, изучал европейские языки и науку. Именно о нём снят фильм «Анна и Король», основанный, впрочем, значительной частью на художественном вымысле и запрещённый в Таиланде, как «порочащий образ короля». Как бы то ни было, но король был широких новаторских взглядов, а потому для украшения чеди Пра Си Раттана заказал золотую мозаику не где-нибудь, а в Италии.


Следом за золотой чеди расположено ещё одно красивейшее здание, не позволившее нашим разинутым от восхищения ртам закрыться. Называется оно Пра Мондоп. «Мондоп» - это ещё структурный элемент храмовых комплексов Таиланда. В отличие от индийских и кхмерских «мандап» он является не элементом здания, а самостоятельным строением. Обычно это сооружение кубической или крестообразной формы, с пирамидальной крышей, оканчивающейся шпилем. Часто крыша поддерживается колоннами. Назначение мондопа может быть различным - там могут храниться реликвии, священные тексты, или просто находится святилище. В нашем случае Пра Мондоп - это библиотека, место хранения священных текстов.

Напротив Пра Мондопа возведена модель знаменитого Ангкор Вата, которую установили в честь присоединения Камбоджи к Сиаму. Потом французские колонизаторы отняли эти владения, а модель Ангкор Вата осталась как память о былом величии сиамского королевства. За макетом этого знаменитейшего храма располагается ещё одно чудесное строение - Пра Вихан Йод.

Всё внутреннее убранство храмового комплекса «охраняется» множеством скульптур на радость фотографирующимся с ними туристов. В Таиланде образ совершенных любовников немного переосмыслили и стали изображать их в виде полулюдей-полуптиц, одетых в ангельские одежды, и с крыльями, чтобы они могли летать меж миром людей и богов. Мужчина в данной сладкой парочке зовётся «киннон», а женщина - так же как и в Индии: «кинари»...


Ещё одной интересной скульптурой является так называемый «китайский лев», впрочем, больше похожий на пекинеса. Согласно китайской традиции эти мифические животные охраняют храмы. Обычно они устанавливаются парами: лев и львица - по одному с каждой стороны от входа и могут изображаться как с открытыми пастями, так и с закрытыми в зависимости от сакрального смысла, который скульптор хотел передать. Лев, как правило, придерживает одной лапой шар - символ драгоценного буддийского знания, львица же придерживает львёнка. В англоязычной литературе подобных созданий часто называют «Foo dogs», в тайской традиции это «Singha».

Неподалеку от галереи имеется храмовая колокольня, которая также является неотъемлемой частью любого буддийского монастыря. Обычно это высокое здание с перекрытиями, без стен, на вершине которого расположен колокол. Звуки колокола регулируют распорядок дня той или иной обители, служат монахам сигналами к началу молитв, работ и медитаций.

Ват Пра Кео нельзя в полной мере назвать монастырём, так как в нём отсутствует «кути» - место проживания монахов. Монахи действительно не живут в Ват Пра Кео, который имеет особый статус личного храмового комплекса действующего монарха и его семьи.

Осмотрев всё вокруг, мы, наконец, решились посетить святая святых тайского королевства - убосот, в котором хранится статуя Изумрудного Будды. Вход в обуви туда запрещён, поэтому на специальной террасе можно разуться и с удовольствием ощутить босыми ногами теплоту нагретых солнцем камней. Здесь больше всего народу, и не потому, что это здание самое красивое (на мой взгляд, кстати, не самое), а потому, что большое количество людей заходят в убосот помолиться, ведь среди туристов много китайцев, корейцев, японцев, да и самих тайцев, приехавших в столицу на экскурсию. Для них это прекрасная возможность поклониться самой большой святыне Таиланда - статуе Изумрудного Будды.

Изумрудный Будда, самая почитаемая реликвия и духовный символ нации восседает на возвышении, облачённый в золотые одежды. Одеяний имеется три вида: летняя, зимняя и демисезонная (для сезона дождей). «Переодевает» статую не кто-нибудь, а лично монарх. Нам повезло застать Изумрудного Будду в зимнем - самом пышном облачении.


Существует несколько легенд о том, как появилась данная статуя. Одна из них рассказывает о том, что однажды, где-то в начале XV в. н.э. в далёком городе Чианг Рай в чеди одного из храмов ударила молния и разрушила её. На руинах чеди нашли статую, вырезанную из цельного куска изумруда, чудесным образом возникшую из ниоткуда. И хотя с точки зрения визуализации и драматизма эта версия наиболее подходит для голливудского сценария, мне больше импонирует история, написанная в мини-путеводителе по храмовому комплексу. Там говорится, что в один из дней, монах, совершающий обход по монастырю обнаружил, что на одной из статуй Будды откололся кусок и под ним блестит нечто зелёное. Оказалось, что статуя сделана из цельного кристалла и была покрыта слоем штукатурки.

Монахи приняли самоцвет за изумруд и назвали статую «Изумрудный Будда». На самом же деле камень оказался жадеитом, минералом похожим на нефрит. Однако традиция называть скульптуру «Изумрудный Будда» прижилась.

Судьба этой реликвии, впрочем, заслуживает отдельного очерка. Она меняла «места своего жительства» как переходящий спортивный трофей, пока, наконец, первый из королей династии Чакри не отвоевал её у лаосцев и не привёз в Бангкок. Первоначально «Изумрудный Будда» был установлен в королевском храме Ват Арун, но позже для него построили отдельный храмовый комплекс по соседству с королевским дворцом. Если честно, меня сама судьба статуи не очень взволновал. Глядя на нее, я подумал о безымянном мастере, вырезавшем её из камня. Что он думал в тот момент, знал ли, что его творение станет главной государственной реликвией, зачем и от кого спрятал под слоем штукатурки? Может быть, он укрыл свой шедевр от захватчиков, а сам погиб, никому не рассказав о своей тайне?

Увы, скорее всего ответы на данные вопросы останутся, похоже, в плоскости моих домыслов, а реалистичная история рождения статуи так и останется тайной. Хотя, почему бы и нет. Должно же в жизни быть место тайнам и чудесам? Лишь немного жалко, что мастер остался неизвестным...

Камни - вечные, всегда разные, ослепительно прекрасные все до единого нерукотворные творения то ли матери-Природы, то ли неугомонного в своей страсти к прекрасному неведомого божества. Люди рождаются, живут несколько жалких десятков лет и обращаются в тлен, а они не меняются тысячелетиями - и именно их когда-то избрало человечество для того, чтоб оставить о себе память далеким потомкам. Но самоцветы - это не просто предметы роскоши, видевшие знаменитых властителей прошлого, сверкавшие в восточных гаремах и русских теремах; это еще и самый идеальный инструмент для передачи искренних религиозных чувств, ведь вера не имеет времени, а вырезанное в камне священное изображение или текст не стареет, лишь впитывая в себя все новые эманации духовного экстаза. В любой религии мира драгоценные камни занимают не последнее место - начиная с мифических артефактов вроде агатового кубка Святого Грааля и сердоликового кольца пророка Магомета и заканчивая книгами, храмовой утварью, священными изображениями и скульптурами, обильно украшенными самоцветами, а то и выточенными из цельных кусков камня. Но есть и некая промежуточная стадия - предметы культа настолько уникальные и почитаемые, что уже стали легендой при жизни. Именно к ним относится одна из главных и почитаемых святынь буддистов - знаменитый Изумрудный Будда Таиланда.

На самом деле Изумрудный Будда сделан вовсе не из изумруда - статуя высотой 66 см, изображающая Будду, застывшего в традиционной позе «лотоса», целиком высечена из полупрозрачного нежно-зеленого камня, который называют то нефритом, то зеленым халцедоном, потому что состав его до конца неясен. Однако эта загадка - лишь капля в море невыясненных тайн, окружающих блестящую фигуру изумрудного цвета. В зависимости от угла зрения, из глубины статуи словно струится мягкое зеленовато-синее сияние, приводящее верующих в восторг. А возраст Будды до сих пор не определен - тайские хроники по-разному рассказывают историю создания памятника. Одна из самых мистических и популярных - рассказ о древнем монахе Нагасена, который через 500 лет после ухода настоящего Будды в нирвану решил сделать его статую, но не из привычного золота, а из самоцвета, который обладал бы магической силой. Монаху якобы помог индуистский бог Индра - сначала он пытался похитить священный камень Императора Вселенной, потом же, поняв, что великая драгоценность не сможет поменять хозяина, предложил Нагасене в обмен таинственный минерал зовущийся «Изумрудная драгоценность». Семь дней и семь ночей небесное воинство вырезало статую, а потом Индра доставил статую на Землю и возвел чудесный золотой дворец для хранения реликвии… Более прозаическая, но не менее славная легенда - что Будду тайцам подарил царь Ашока, первый индусский правитель, принявший буддизм и повелевший неизвестному скульптору из Греции вырезать чудесную статую.

На самом деле, доподлинно известно, что Изумрудный Будда сменил множество стран и храмов - сначала, до III в. н.э. он находился в Индии, потом его отвезли на Шри-Ланку, оттуда - в Камбоджу, а затем в Сиам. Статуя всегда имела огромное значение для буддистов - в средние века придворные Сиама и Лаоса перед ее ликом приносили присягу верности монарху, владеющему Буддой в данный момент. Долго правители восточной страны боролись между собой за право обладания Буддой - и наконец зеленая фигура, видимо, не вынеся раздоров и смертей по своей вине… исчезла с лица Земли и со страниц исторических рукописей. Вновь нашли ее совершенно случайно - наверное, лишь чудо направило молнию в неприметную ступу в северном Таиланде в 1434 г. - то было сооружение, действительно напоминающее внешне перевернутую ступку или колокол. До грозы никто и не подозревал, что простой храм скрывает в себе столь великую драгоценность - Будда, по легенде, был отчего-то весь покрыт алебастром, который скрыл изумрудный камень. А когда ступа превратилась в обломки, то разгребающие завалы монахи нашли потрескавшуюся алебастровую статуэтку, и в трещинах сверкнуло зеленым… Есть и иная версия: мол, Будду полностью закрыли золотом, которое осыпалось с камня лишь когда Будду из разрушенной ступы перевезли в храм в Бангкоке.

Как бы то ни было, Изумрудный Будда вновь был обретен, и еще 200 лет он кочевал между Таиландом, Сиамом и Лаосом, пока в 1782 г. Рама I, король Таиланда, не построил на территории своего дворца храм, посвященный «Священной Изумрудной Драгоценности», как зовут Будду тайцы. Сам храм, расположенный в сердце Бангкока, выглядит великолепно: каменные стены, увитые золотыми и голубыми цветами, расписанные яркими фресками и украшенные бронзовыми статуями, скрывают в себе роскошный вызолоченный зал, где за дверями, отделанными перламутром, стоит высокий пятиступенчатый величественный трон Будды, который окружают множество золотых фигурок божества меньшего размера, призванных служить фоном для зеленого сокровища, а также две бронзовые, покрытые позолотой и инкрустированные различными самоцветами 3х-метровые статуи коронованного Будды, символизирующие таиландских королей.

Еще в XVI в. монахи два раза в год меняли золотые одежды, «надетые» на статую - имелось «монашеское одеяние» для сезона дождей и «полный королевский наряд» для прохладной погоды. После постройки храма к ним прибавилась и третья «обновка» - легкое «королевское одеяние» для жаркого сезона. Теперь церемония переодевания Будды, проходящая три раза в год - торжественное священнодействие, которое проводит лично правящий король, после чего он окропляет святой водой принцев и придворных, наблюдающих за ним из зала. В последние годы простолюдины ликуют, ведь теперь и им перепадает благословение от королевской руки, но уже вне Зала Посвящения.

Однако в обычные дни посетить храм может любой желающий - в нем всегда хватает верующих, любопытных и туристов, которые или молятся, или приносят Будде дары и подношения, что потом складывают у подножия трона; а кто-то просто любуется на переливающееся зеленое изваяние, будто парящее в полумраке храма в густых ароматах благовоний и отблесках золота. Тайцы верят, что изображение Будды обладает магической силой и способно исцелить душу и тело, исполнить заветное желание или сотворить настоящее чудо.

А может ли на самом деле творить чудеса обычный кусок зеленого минерала неопределенного происхождения, или все это - лишь древнее суеверие?.. Думается, что ответа на этот вопрос, который положил бы конец вечным спорам между атеистами и мистиками, просто не существует - ведь чтобы ощутить воздействие волшебства, сначала надо в него поверить. И один из самых простых способов поверить в чудо - просто войти в старинный храм и взглянуть в древние глаза изящной фигурки из сияющего изумрудно-зеленого минерала - бесстрастные и мудрые, скрывающие за пеленой веков непостижимые тайны бытия.

Целый комплекс храмовых построек под единым названием Ват Пхра Кео раскинулся на территории в 10,640 кв.м на улице Трайрат в центре Чианг Рая. Ват Пхра Кео является центром буддийской общины (сангхи) северного Таиланда, здесь располагаются образовательные монашеские учреждения, а также отдел руководства.

Ват Пхра Кео является одним из самых старых и почитаемых храмов Чианг Рая. Храм имеет большое историческое значения для всего Таиланда. Точная дата его постройки не известна.

Первоначально храм имел другое название: Ват Па Йях. Все изменилось в 1434 году, когда восьмиугольная чеди (ступа) на его территории раскололась от удара молнии, явив миру удивительной красоты статую Изумрудного Будды. Именем статуи “Пхра Кео” и был назван храм.

Буддисты верят, что статуя Изумрудного Будды имеет божественное происхождение, и относятся к ней с огромным благоговением. Ее не раз перевозили на новое место, многие пытались завладеть статуей при помощи силы и власти. Конечной точкой путешествий статуи Пхра Кео в 1778 году стала нынешняя столица Таиланда Бангкок, когда Король Рама I вывез ее из Лаоса. Статуя Изумрудного Будды была установлена в Вате Пхра Кео в Бангкоке 22 марта 1784 года. Тайцы искренне верят, что их государство существует до тех пор, пока у них остается Изумрудный Будда.

Сейчас в храме Пхра Кео в Чианг Рае хранится искусно созданная копия оригинальной статуи Изумрудного Будды, выполненная по специальному заказу в 1990 году. В 1991 копированная статуя прошла особую церемонию освящения в Вате Пхра Кео в Бангкоке.

На территории храма находится музей Сэнгкаэ, построенный в 1995 году в традиционном стиле северного Таиланда. В нем хранится богатая коллекция произведений северного тайского искусства. Подробные комментарии к каждому экспонату на тайском и английском языке предоставляют полную информацию о каждом предмете.

К нему ведут три входа, но центральные, вырезанные из тикового дерева ворота, открыты только для королевской семьи. Многие поколения в вихраме проводятся главные религиозные ритуалы и обряды королевской семьи, хоть она уже давно не живет в своем Гранд Палаце. Верующие, паломники и просто туристы проходят на экскурсии через остальные два входа; смотрите карту комплекса, чтобы не растеряться.

Важно знать

  • Храм Изумрудного Будды (Emerald Buddha temple) открыт с 08.30 до 15.30 ежедневно, кроме дней, когда во дворце проходят королевские церемонии (а это всего 3 раза в год). Не видитесь на рассказы людей вокруг, что, мол, сегодня особый день и храм закрыт для посещения. Это мошенники, которые предложат показать Вам другой храм, ничем не хуже, и отвезут в соседний храмовый комплекс Лежачего Будды, содрав за такую медвежью услугу приличные деньги. Или что еще хуже - заведут в Ват Пра Кео, но со служебного входа, опять таки, за огромную сумму! Билеты и всю информацию спрашиваем только на територрии святыни.

  • Посещение главного религиозного символа страны стоит около 12 евро и включает экскурсию по всему Ват Пхра Кео, Королевском дворце и прилегающих музеях.
  • Заходить в Ват Пхра Кео можно лишь в одежде, которая прикрывает плечи до локтя, в юбках не короче колена для женщин и брюках для мужчин. Обувь должна быть с закрытой пяткой. При необходимости здесь можно взять все необходимое напрокат, рубашку я брала очень дешево, всего бат за 100, но еще столько же оставляла залогом.

  • В любую постройку нужно заходить исключительно босиком. В музеях для этого при входе есть специальные полочки, а возле некоторых храмов можно взять отдельную сумку для обуви и носить её с собой.
  • Берите с собой прохладную воду, не менее чем литр на человека. Так как поход в главную святыню Таиланда займет у Вас целый день, рядом можно сразу посмотреть и золотую статую Лежачего Будды. А магазинов будет совсем немного. По-моему, аж 2!
  • Головной убор должен быть так же обязателен, как нижнее белье. Я была в конце марта и сама лично видела, как забывчивые персонажи обливали голову водой и отсиживались по всем тенькам, дабы просто не потерять сознание. Не хотите портить прическу - купите за 200 бат в любом магазине белый зонтик! 100% защита.

  • Удобная обувь! Комплекс просто шикарный, ходить придется очень много, по 40-градусной жаре и может стать большой проблемой! Обувь не должна тереть, давить и главное, удобно сниматься! Обуваться/разуваться нужно на пороге каждого храма. Помните об этом!

  • На протяжении веков храм Ват Пра Кео неоднократно был подвержен разрухе и нападениям. Однажды он даже был сожжен дотла, но как Феникс возродился из пепла в 1820 году, благодаря королю Анвонгу, приказавшему отстроить его заново. Территория храмового комплекса, с прилегающими землями, составляет около 95 гектар. Все выглядит очень богато и ухожено. Каждые 50 лет в храме проводится капитальный ремонт.

От ярких красок, блеска золота и таинственной атмосферы начинает кружиться голова! Или это от жары?

История Изумрудного Будды

Изумрудный Будда - выполненная из жадеита (нефрита) и украшенная золотом статуя Будды Шакьямуни, которая считается талисманом Таиланда. Он был обнаружен в Чиенграе (провинция на севере Таиланда) в 1436 году, среди обломков пагоды, разрушенной молнией. Затем начались долгие века странствий, версий которых очень много.

На протяжении многих лет статуя Изумрудного Будды кочевала из рук в руки, перемещаясь между различными территориями и правителями, которые пытались ее заполучить, чтобы привлечь к себе счастье и укрепить свою власть.

Но достоверно известно, что последним пунктом прибытия был Лаос. Оттуда, после нападения на Вьентьян (столицу Лаоса), король Рама I забрал Будду с собой и привез в Бангкок. Здесь его "одели в золото" и специально в честь него возвели весь комплекс Ват Пхра Кео, с длинными и высокими стенами, так прекрасно украшенными росписью и рисунками с 1784 года.

Рисунки действительно очень красивые и содержательные, их можно рассматривать часами, ведь такой живописи там не один метр.

Но изумрудный Будда так почитаем не только из-за богатой истории и драгоценного материала. Его происхождение датируется 43 годом до н.э. Это очень древняя реликвия! Ведь практически все тайцы - буддисты, в подавляющем большинстве они "исповедуют" традиции Тхеравады и относятся к этому очень трепетно.

Изумрудный Будда в комплексе Wat Phra Thaew

Сейчас реликвия восседает на богатом золотом престоле, обрамленном драгоценными камнями, в специальном золотом алтаре высотой около трёх метров, который выглядит как воздушная-многоярусная колесница индийских Богов.

Только посмотрите, как богато и велично выглядит Будда на своем троне!

Вид сзади ничем не хуже.

Сам храм украшен резным куполом с инкрустациями из золота, бронзы и китайской глазури. Основание постройки обрамлено позолоченными фигурами мистических полуптиц-полулюдей (гаруд), окна и двери оформлены узорами. Белые снаружи стены изнутри расписаны фресками с сюжетами, взятыми из жизни Будды Шакьямуни и индийской "Рамаяны". Возле самого храма расположены статуи, иллюстрирующие древнеиндийское "Путешествие Рамы": гигантская фигуры якшей высотой в 5 метров, короли-обезьяны и великаны.

В зависимости от времени года изумрудный Будда в Бангкоке переодевается в различные наряды, точнее, его переодевает лично монарх. У самого Будды в «гардеробе» три богатых убранства, тоже из золота и бриллиантов, ведь времен года здесь тоже три. Я подготовила фото, сразу во всех золотых убранствах, чтобы Вы смогли оценить все уважение и поклонение тайцев к этой статуе.

Никто не имеет права прикасаться к нему, кроме короля либо наследного принца, который собственноручно трижды в год меняет его одеяние. Король сам обтирает пыль с короны, так как, согласно традиции, процветание государства и успех правящей персоны прямо пропорционален заботе о статуе Будды. Это целый ритуал, церемония. Эта традиция была заведена тем же королём Рамой I.

При входе в храм величественно восседает ряд бронзовых львов, которых Рама I привез из Камбоджи в далеком XVIII веке. Эти львы очень хорошо передают свое мифическое прошлое. Сами оцените их на следующем фото.

10 огромных бронзовых львов пристально стерегут изумрудное божество.

В связи с тем, что храм изначально строился исключительно для королевских особ, на его территории есть все необходимые постройки: ступы, пагоды, статуи и библиотеки кроме монашеских келий. Монахи здесь никогда не селились. Это еще одна особенность этого места. Но и вам и без этого, будет предоставлено достаточно впечатляющих объектов!

Лично я, как и все мои знакомые, посетила Ват Пхра Кео с огромным удовольствием, даже не являясь буддистом. Это очень культовое, важное место с особой атмосферой. Побывав здесь, особенно если не поленится зайти во все музеи на территории, ты начинаешь намного лучше понимать культуру и традиции этой экзотической страны! Отзывы других туристов говорят об этом же.

Находится на территории Королевского дворца. Храм поражает своим великолепием. Нефритовый Будда находится очень высоко и далеко рассмотреть не представляется возможным. Фото делать запрещено, за этим следят строго. Да и снаружи очень сложно сделать хорошую красивую фотографию, так как повсюду толпы народа. Поэтому не парьтесь, просто любуйтесь)

Как и многие храмы Будды в мире этот не уступает своей мощью и размахом. Все в стиле, все соответственно ожиданиям.

Эти гигантсие статуи называются Якши - духи, которые охраняют.

На пути Вам встретятся многие мифические существа, которые поразят своей детализацией и пышностью оформления.

Счастливого Вам путешествия, дорогой читатель! И не забудьте панамку!

Если вы были в Бангкоке и не видели Храм Изумрудного Будды, то значит, вы не были в Бангкоке! Это как приехать в Москву и не попасть на Красную площадь. Сравнение, кстати, вполне корректное — Храм Изумрудного Будды в Бангкоке тоже занимает большую территорию. Правда, есть одно важное отличие — для иностранцев вход в Храм Изумрудного Будды стоит недешево.


Впервые в Храм Изумрудного Будды мы попали, когда приехали отмечать Новый год в Бангкоке. Он находился недалеко от нашего отеля Villa Guesthouse , и до него можно было дойти пешком. Я вам даже больше скажу – в Ват Пра Кео мы попали именно 31 декабря, в последний день уходящего года.

Помните поговорку «Не погрешишь — не покаешься»? Так вот, не успели мы войти в Храм Изумрудного Будды, как сразу принялись грешить (против системы). Как? Очень просто: сфотографировав самого Изумрудного Будду. Снимать его запрещено, поэтому сотрудники храма беспрестанно цыкают на фотографов, пытающихся запечатлеть главную святыню Таиланда. Но если вы еще не вошли в Храм Изумрудного Будды (или только что вышли из него), то статуэтку можно беспрепятственно сфотографировать с улицы через большое окно у двери. Что мы, собственно, и сделали. После чего уже разулись и вошли внутрь, очистившись от греха.

Конечно, Храм Изумрудного Будды в Бангкоке по праву считается самым красивым храмовым комплексом Тайланда. Но не слишком ли это дорого — 500 бат за билет для иностранцев? Тайцы, кстати, входят на территорию Храма Изумрудного Будды бесплатно.

Фотография Изумрудного Будды, которого нельзя фотографировать.

Почему билет в Ват Пхра Кео такой дорогой

Покупая билет в Храм Изумрудного Будды в Бангкоке, вы получаете право посмотреть не только сам храмовый комплекс Ват Пхра Кео со всеми этими архитектурными шедеврами, статуями и прочей переливающейся на солнце красотой. По билету в Храм Изумрудного Будды вы также можете полюбоваться Большим Королевским дворцом. А еще по тому же самому билету в течение недели вы можете наслаждаться видами тикового дворца «Виманмек», тронных залов «Ананта» и «Абхисек», а еще отправиться на выставку монет и еще чего-то там.

С другой стороны, все познается в сравнении. И 500 бат стоит билет не только в Храм Изумрудного Будды в Бангкоке, но и в Храм Истины в Паттайе. И где в таком случае цена завышена?

Но как бы то ни было, Храм Изумрудного Будды — одна из главных достопримечательностей Тайланда, обязательное место для посещения в Бангкоке! Блестящие буддийские храмы и величественные дворцы, виртуозно исполненные статуи демонов, животных и птиц, прекрасный парк на ухоженной территории… На Храм Изумрудного Будды смело можно отвести первую половину дня, чтобы, неспешно прогуливаясь, почувствовать всю прелесть этого удивительного места. Вот поэтому в Храм Изумрудного Будды лучше ехать самостоятельно.

Только не забудьте про дресс-код: никаких открытых плечей, коротких юбок и шорт. Храм Изумрудного Будды – место не только красивое, но и священное. Вы обязательно это почувствуете.

Храм Изумрудного Будды: подборка лучших фото

Наша виртуальная экскурсия в Храм Изумрудного Будды начинается от самых ворот, где нас ждет первое испытание — нужно протиснуться сквозь эту толпу!

Самые красивые фото Храма Изумрудного Будды получаются именно с этой точки, которая находится еще до кассы. Так что дальше можно и не ходить! Шутка.

: суровая стража пристально следит за порядком.

Храм Изумрудного Будды в Бангкоке: это фото уникально тем, что в кадре вы не насчитаете даже жалких полутора тысяч туристов.

Храм Изумрудного Будды в Бангкоке: золотые купола.

Тайские туристы не шумят, не просят прохожих себя сфотографировать и не существуют.

В Таиланде уличную еду можно встретить на каждом шагу. И Храм Изумрудного Будды — не исключение.

Храм Изумрудного Будды: золотые купола. Да, опять.

Налево пойдешь — Большой Королевский Дворец найдешь. Направо пойдешь — в туалет попадешь.

Мы пошли налево, и дорожка привела нас к Королевскому Дворцу. И не только нас.

На территории комплекса находится не только Храм Изумрудного Будды, но и дворец, построенный в европейском стиле. Туристов туда не пускали, фото сделано через решетку.

Кто был в Таиланде, тот знает, как много здесь уличных собак. Даже Храм Изумрудного Будды в Бангкоке не может обойтись без них.

Храм Изумрудного Будды и Королевский Дворец в Бангкоке.

Храм Изумрудного Будды в Бангкоке, наша справка

Храм Изумрудного Будды (Ват Пхра Кео, วัดพระศรีรัตนศาสดาราม) построен в конце 18 века. Это главный буддийский храм Бангкока, и так же называется и весь комплекс зданий вокруг него. В этот комплекс также входит Большой Королевский Дворец — бывшая резиденция тайских монархов. Внутри главного храма хранится Изумрудный Будда – жадеитовая статуя высотой в 66 см. По одним сведениям, ее нашли в одном из храмов Чиангмая, по другим – в Чианграе в XV веке. Говорят, два раза в год король Таиланда лично переодевает Изумрудного Будду.

Как добраться до Ват Пхра Кео и где остановиться

Храм Изумрудного Будды находится в самом центре Бангкока, на острове Раттанакосин. Место на карте:

В 2019 году (ну наконец-то!) в 20 минутах ходьбы от храма открылась станция подземного метро MRT, которая называется Sanam Chai. Добраться в Храм Изумрудного Будды также можно на пароме (причал Tha Chang), а еще сюда идет с десяток автобусов из разных частей города. Просто проложите путь от нужной вам точки до храмового комплекса на Гугл-картах — они неплохо строят маршруты на общественном транспорте по Бангкоку.

Или вы можете прийти сюда пешком. Ведь район Бангкока, в котором находится Храм Изумрудного Будды, невероятно популярен среди туристов. Здесь огромное количество отелей — как дешевых, так и престижных. Вот несколько хороших отелей в районе Ват Пхра Кео на Букинге, которые мы можем рекомендовать.

Многие туристы, которые отдыхают в Паттайе, посещают Храм Изумрудного Будды в рамках экскурсии «Исторический Бангкок». Заказать эту экскурсию вы можете в нашем агентстве. Описание всех программ и цены — в нашем прайсе.