Дворец Вилянув в Варшаве — королевский подарок в знак любви. Вилянувский дворец

18.03.2022 Азия

Вилянувский дворец — как и все в Варшаве — достопримечательность с нелегкой судьбой. В 17-ом — веке строительства — местечко Вилянув было ничем не примечательной деревенькой неподалеку от Варшавы. Король Ян Собеский III купил тут поместье и принял решение превратить его в свою резиденцию. Построенная с участием специально приглашенных архитекторов из Франции и Италии, она пережила разграбление русской армией и две войны. Во время Первой мировой дворец был немилосердно превращен в склад и госпиталь, а во Второй мировой тут жестко орудовали немцы.


Сейчас Вилянув («Villa Nova», как изначально его планировали называть) — одна из самых красивых достопримечательностей Варшавы. Кроме самого дворца с интерьерными комнатами времен короля Яна III Собеского и галереи живописи, тут находится 45-гектарный парк, выполненный в изящном регулярном стиле ландшафтного искусства.

Возьмите с собой воды, а еще лучше — и еды, чтобы устроить небольшой пикник-перекус на газоне или укромной лавочке.

Официальный сайт

Стоимость и время работы

Вход в парк стоит 5 злотых, но посещение будет неполным, если вы не попадете во дворец. Полный билет стоит 20 злотых, льготный — 15, а по четвергам вход во дворец бесплатный.

Зимний сезон (октябрь-декабрь, январь-март, точные даты уточнить на оф.сайте):
9.30 — 16.00 (вход до 15.00), выходной вторник.

Летний сезон (апрель — сентябрь, точные даты уточнить на оф.сайте):
Пн, ср, сб, вскр: 09.00 — 18.00,
Вторник, четверг, пятница: 09.00 — 16.00.

Внимание! Где-то с конца декабря и первую половину января дворец закрыт! Учитывайте это, пожалуйста!

Официальный сайт



Как добраться до Вилянува

Дворцовый комплекс немного удален от центра, поэтому туристов тут всегда довольно немного, по сравнению, например, с Королевскими Лазенками.

Конечно, вы будете гулять по самой популярной туристической улице Krakowskie przedmiescie. Вдоль нее ходит автобус 116, который за полчаса довезет вас до остановки Wilanow и, что особенно приятно для людей, не знающих город, это и будет его конечной.

А история создания этого архитектурного шедевра, построенного в 1677—1698гг. достаточно интересна.

Ян III Собеский и красавица Мария Казимира познакомились случайно на балу и эта первая встреча стала решающей не только в их личной жизни, но и в ходе истории.

Юной француженке было всего 17 наследнику престола — 27. Через два месяца после их встречи Марысенька вышла замуж за другого — князя Яна Замойского. Ее муж был пьяницей и бездельником, однако имел два значительных преимущества — бесстрашие в бою и миллионное состояние в стране. Его он щедро тратил на женщин и пиры. Жене приходилось терпеть измены мужа и его постоянное отсутствие.

Статный сосед Ян Собеский время от времени разделял одиночество Марии Казимиры, отправляя письмо за письмом. Просьба Марысеньки сжигать ее письма после прочтения, Ян игнорировал. В 1661 году, во время очередной встречи, пара обменялась кольцами.

Между тем, спустя 6 лет муж Марии умирает от сифилиса. Теперь влюбленным ничто не мешает пожениться. Поженились они тайно, однако это вызвало скандал среди польской шляхты, и пара вдруг идет к алтарю уже публично, несмотря на все сплетни.

Для жены Марии Казимиры Де Ла Гранж король Речи Посполитой, на берегу Вислы строит загородный дворец — Вилянув , окруженный парком, водными каналами и розарием. Любовное гнездышко решили строить во французском стиле. Сейчас это один из самых ценных образцов архитектуры барокко в .
Главным строителем был назначен инженер-любитель Александр Лоцци. Сначала построили небольшое одноэтажное здание. Через четыре года решено было превратить скромную усадьбу правителя в представительскую резиденцию, для чего в Вилянув пригласили выдающихся архитекторов из Франции и Италии. Микеланджело Паллони украшал потолки и стены. Со всей Польши приезжали ремесленники и привозили свои изделия, а специальные агенты по всему миру искали произведения искусства, которые до сих пор украшают имение. Множество ценных подарков преподнесли послы и дипломаты. Замок стал настоящей гордостью короля.На аллегорических картинах, которые находятся на потолке в одной из галерей, можно прочитать историю любви Яна III Собеского и его жены Марысеньки. Скульптурное оформление дворца превозносит мужество своего хозяина и красоту хозяйки. Античные фигуры символизируют отвагу короля, непобедимость, ведь здесь показаны эпизоды выигранных битв, в частности разгром турецкой армии под . Другая часть декора посвящена королевской жене. Статуи греческих богинь отражают ее мудрость, обаяние, верность, материнство.Мария с Яном прожили в счастливом браке почти 30 лет, родив 14 детей. Легенды и предания об их любви захватывают всех романтиков до сих пор.
Каждый новый хозяин переделывал дизайн и сады дворца на свой вкус. По инициативе Изабеллы Любомирской на территории ансамбля были возведены два боковых крыла, кухонный и ванный корпус.

В 18 веке он и перешел в руки Станислава Потоцкого. Граф открыл резиденцию короля для свободного посещения, восстановил роскошное убранство дворца, посвятил памяти Яна III Собеского некоторые комнаты. Интерьеры пополнились работами Рембрандта, Рубенса, Ван Дайка и Веласкеса. Семья Потоцких перестроила придворную церковь Святой Анны и построила рядом с дворцом фамильную усыпальницу.

Во время Первой мировой войны в Вилянуве находился штаб и военный госпиталь. Во время Второй мировой войны немецкие оккупанты грабили и уничтожали польское национальное достояние. Немцы мазали маргарином табуреты XVIII-го века, прикрывались от выстрелов гобеленами эпохи рококо, на позолоченных столах бросали еду. До 1945 года уцелела лишь пятая часть оформления интерьера.
Вилянувский дворец после освобождения Варшавы перешел в государственную собственность. Началась реставрация разрушенного здания. Только в 1962 году первые посетители смогли посетить комнаты дворца. Сейчас это одна из самых замечательных культурных и туристических достопримечательностей Варшавы. Во дворце можно увидеть оригинальную мебель, фрески, портреты и скульптуры, которые были приобретены еще при Яна III Собеского.
Летом на террасе дворца устраивают концерты. Прогуливаясь зелеными аллеями, можно увидеть и другие сооружения, например, Китайский павильон или оранжерею. В оранжерее работает выставка изделий прикладного искусства, где можно увидеть ценные образцы европейской керамики, фарфора, стекла, мебели, столовое серебро и другие вещи ручной работы.

Главная задача выставки — продемонстрировать уникальные образцы декоративно-прикладного искусства, принадлежащих коллекциям дворца, и познакомить туристов со вкусами и предпочтениями бывших владельцев Вилянува. Также гости могут увидеть воочию предметы быта, которыми хозяева пользовались ежедневно.

На территории 45-гектарного парка находятся сады в разных стилях: двухуровневый барочный сад, итальянский сад, английский ландшафтный сад и англо-китайский ландшафтный сад.

Началось их создание во времена Яна III Собеского, параллельно со строительством дворца. Природные возможности места соответствовали всем требованиям, чтобы воспроизвести здесь барочный сад. Террасное размещения пространства и наличие системы водоснабжения обеспечивают интересную перспективу осмотра и связывают сад с окружающим ландшафтом. Во время своего правления Ян III лично ухаживал за декоративными растениями и деревьями, любил любоваться их красотой.


К этой эпохе относятся создание и итальянских садов, находящихся на террасе сверху и снизу между дворцом и озером Вилянув. Украшенные партеры на верхней террасе является композиционным продолжением королевских апартаментов.

Уже после Второй мировой войны в Вилянув привезли скульптуры XVIII века из музея Биркенау, что в Силезии, которые заменили утраченные фигуры времен Яна III.


В конце XVIII века создан англо-китайский сад, расположившийся южнее дворца. Сад отходит далеко от геометрии барокко, создана впечатляющая ось осмотра, где единичные деревья контрастируют с открытым пространством. В англо-китайском саду можно увидеть ценные образцы монументальных деревьев (дуб, гинкго билоба), искусственное озеро (создано еще до Яна III Собеского), а также более поздние (с начала XIX века) здания.
Именно Станислав Потоцкий создал на берегу озера Вилянув, с северной стороны, английский сад, который мягко наклоняется к воде. В нем находятся парковые здания — Китайская беседка и насосная станция. Оси объединяют отдельные элементы сада. Одна из самых красивых связывает китайскую беседку с римским мостом, ведущим на остров. На острове стоит памятник в честь битвы под Рашином в 1809 году. На противоположной стороне озера Станистлав создал другой ландшафтный парк — Морисин. Сегодня это природный заповедник, где обитают редкие животные и находятся ценные реликты ландшафтной композиции XIX века. Лучшее, что сохранилось с этого периода это неоготические ворота, расположенные на оси резиденции Вилянув.
Кроме, красивых садов и дворца, можно посетить выставки в галерее современной скульптуры, которые находятся в здании бывшей оранжереи, и Музей плаката.

Вилянувский дворец - настоящий шедевр барокко, построенный в 1677-1698 годах Августином Лоцци для короля Яна III Собеского. Расположен на юго-востоке Варшавы в районе Вилянув.

Как создавалась роскошная резиденция

Ян III Собеский приобрел поместье в Вилянове. Современники считали, что уплаченная цена завышена, потому что поместье находилось в жалком состоянии. Король, несмотря на это, именно там представлял свою будущую резиденцию.

Главным строителем был назначен инженер-любитель Августин Лоцци. Сначала было построено небольшое одноэтажное здание. Спустя четыре года было решено превратить скромную усадьбу правителя в представительную резиденцию, для чего в Вилянув пригласили выдающихся архитекторов Франции и Италии.

Микеланджело Паллони украшал потолки и стены. Со всей Польши съезжались ремесленники. Специальные агенты по всему миру искали произведения искусства. Множество ценных предметов преподнесли послы и дипломаты. Поместье стало настоящей достопримечательностью Польши и гордостью короля.

Судьба Вилянувского дворца после смерти короля

В июне 1696 года, после смерти Яна III Собеского, дворец унаследовали юные королевичи Константин и Александр, но из-за финансовых проблем поместье перешло во владение вдовы великого гетмана, Эльжбете Синявской.

В 1733 году Вилянувский дворец разрушили русские войска, которые бесцеремонно ограбили его интерьеры. В этом плачевном состоянии дворец достался Станиславу Костке Потоцкому. Граф открыл резиденцию короля для свободного посещения, восстановил прежнюю роскошь дворца, посвятил памяти Яна III Собеского некоторые комнаты. Интерьеры пополнились произведениями искусства Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и Веласкеса.

В ходе Первой мировой войны здесь был устроен штаб и военный госпиталь. Немецкие оккупанты приступили к грабежу и разрушению польского национального достояния. Немцы обмазывали маргарином табуреты XVIII-го века, укрывались гобеленами эпохи рококо, на позолоченные столы разливали суп. К 1945 году осталось лишь пятая часть оформления интерьеров.

Дворец после освобождения Варшавы перешел к государству. Началась реставрация разрушенного здания.

Дворец-музей в Вилянуве

Лишь в 1962 году первые посетители смогли посетить дворцовые комнаты. Сейчас это одна из самых замечательных культурных и туристических достопримечательностей Варшавы.

Экскурсионные группы бронируют билеты, как минимум, за один месяц до посещения. Потому есть смысл заранее забронировать и гостиницу в Варшаве . Во дворце Вилянуве для туристов и жителей Польши можно организовать элегантный прием, концерт или симпозиум. Для этой цели предлагаются Белый зал и апартаменты супруги маршала Изабеллы Любомирской, расположенные в южном крыле дворца.

Информация для посетителей

Адрес: Stanisława Kostki Potockiego 10/16, 02-958 Варшава.

Как добраться: автобусы, которые курсируют в Вилянувский дворец и парк - № 116, 130, 131, 139, 163, 164, 180, 200, 251, 264, 317, 339, 379, 519, 710, 724, 725, E-2.

График работы

Вилянувский дворец вне туристического сезона открыт с 1 января по 13 апреля и с 15 октября по 14 декабря:

  • ежедневно, кроме вторника - 9:30 - 16:00;
  • с 17 декабря по 11 января - Вилянувский дворец закрыт.
  • понедельник, среда, суббота и воскресенье - 9:30 - 18:00;
  • вторник, четверг и пятница - 9:30 - 16:00.

*Кассы прекращают продажу билетов за час до закрытия.

Сады открыты для посетителей круглый год, ежедневно в 9:00, а часы закрытия зависят от сезона. Также во время сильных ветров парк временно закрывается для безопасности туристов.

  • сентябрь - 9:00 - 19:00;
  • 13-31 октября - 9:00 - 17:00;
  • 1 ноября - 25 февраля - 9:00 - 16:00;
  • 26 февраля - 24 марта; 1-12 октября - 9:00 - 18:00;
  • 25 марта - 30 апреля - 9:00 - 20:00;
  • май и август - 9:00 - 21:00;
  • июнь, июль - 9:00 - 22:00.

Стоимость билета

Постоянная выставка во дворце и доступ в парк - 20 PLN (4,70 €), для льготников - 15 PLN (3,50 €);

Вход только в парк - 5 PLN (1,20 €), для льготников - 3 PLN (0,70 €).

Актуальные цены на билеты можно посмотреть на официальном сайте дворца Вилянув .

Продолжая осмотр дворцов Варшавы, можно отправиться в более новое здание - Дворец Сташица , который был построен в 1820-1823 годах. Ныне передан Польской академии наук.

Этот дворец в стиле барокко расположен в саду на берегу одноименного озера и основан Яном III в Вилянуве (тогда это был пригород, а сегодня — район города Варшавы). Как сам дворец, так и все окружающие его здания внесены в список культурного наследия Польши.

Панорама Вилянувского дворца

История

Можно сказать, что история этой достопримечательности берет начало в апреле 1677 года, когда Ян III завладел тогда еще деревней Миланув. Новое же название сформировалось из словосочетания «Villa Nova» — новая вилла. Изначально построенная здесь резиденция была небольшой, потому что королевских архитектор получил задачу построить лишь одноэтажный особняк в типичном на то время стиле. Однако, в последующие годы военные успехи монарха повлекли за собой значительное расширение первоначального проекта.

На месте старого здания выстроили новый особняк, позднее надстроили на нем второй этаж, столовую, башни и галереи. Большая часть этих изменений производилась с 1677 по 1696 год. В итоге здание превратилось в нечто среднее между шляхетским дворцом, итальянской виллой и французским дворцом. В тот же период началось и строительство флигелей, но закончилось оно уже не при Яне III, а при Елизавете Синявской.

После смерти короля дворец перешел в собственность его сыну, а в 1720 здание приобрела одна из самых богатых на тот момент польских женщин. Елизавета еще на протяжении девяти лет продолжала строительные работы. Именно тогда были завершены боковые крылья, которые не успел реализовать Ян. Через некоторое время после кончины Синявской дворец попал в руки короля Августа II, который произвел в имении массу изменений, особенно касающихся дизайна интерьера.

Однако, он успел прожить в Вилянувском дворце всего лишь год до своей смерти, передав его по наследству дочери — под ее началом строение засияло во всей своей красе. Продолжая переходит из поколения в поколение, имение обзавелось галереей с бюстами и гербами правителей. В 1945 году дворец был выкуплен Министерством культуры Польши, он относится к немногим варшавским памятникам, практически не пострадавшим во Второй мировой войне.

После национализации здание подреставрировали, вернули в него большую часть вывезенных оттуда произведений искусства и открыли для широкой публики в 1962 году. С 2004 по 2008 год проводилась еще реставрация, более тщательная, в 2011 — приводили в порядок сад. Общая стоимость восстановительных работ составила около 80 миллионов рублей. Также почти все материалы были оцифрованы, создан виртуальный 3D-музей.

Фасад здания

Дворец выполнен полностью в стиле барокко и являет собой слияние европейского искусства со строительными традициями старой Польши. Фрески и узоры были созданы знаменитыми в то время художниками — Беллотти, Паллони, Мока. Декор фасада — дело рук Франциска Фумо. На нем расположена надпись, в переводе с латинского означающая примерно: «Что культивировал старый город, теперь содержится в новой вилле». В аттике находятся статуи Юпитера, Аполлона и Марса, которым поклонялся Ян III.


Вилянувский дворец в Варшаве

Также на фасаде прослеживается тема триумфальных арок — в южной галерее они прославляют величие короля. Центральная часть барельефа изображает Иоанна III с лавровым венком на голове, управляющего триумфальной колесницей. На шпиле башни установлен атлет, держащий земной шар. Эта скульптура имеет двойное значение — что власть это великий труд, и что король защитил Европу от нашествия мусульман. На южном фасаде расположен барельеф солнечных часов, а над главным входом — солнце, символ короля Яна III; рядом с ним играют две нимфы.

Парк

Окружающие дворец сады — неотъемлемая часть комплекса. Именно прекрасные природные условия побудили короля в свое время основать резиденцию именно здесь. Изначальный вариант представлял из себя двухэтажный сад с террасой, но впоследствии каждый из владельцев что-то в нем изменял. Первый парк был в стиле барокко, последующие — в английском и римском, с разнообразными нестандартными дополнениями.

Парк включает в себя несколько объектов: роща, оранжерея, зимний сад, скульптуры. Кроме того, в 2010 году был обнаружен фундамент недостроенного водохранилища, возможно, предназначавшийся для питания фонтанов и водоснабжения самого дворца. В восточной части парка находится итальянский сад, который в настоящее время пытаются оживить и привести в первозданный вид. На его территории расположено более двух десятков барочных скульптур, привезенных сразу после окончания войны, чтобы заменить скульптуры, вывезенные из Польши немцами.

На балюстрадах дворцовой террасы находятся четыре фигуры купидонов, изображающие четыре фазы любви. Ниже террасы после войны был сооружен фонтан, а рядом с ним находится вход в древние подземные гроты. На одной из дорожек, ведущих к озеру, имеется также индикатор уровня воды, показывающий, как высоко подходила когда-то Висла во время наводнений.

В северной части сада, где находится водозаборная станция, раскинулся английский парк. Отсюда сейчас подпитываются все дворцовые фонтаны, а также станция служит штаб-квартирой для постоянно дежурящих пожарных. Еще один садовый объект — беседка в китайском стиле, запланированная Станиславом Потоцким как место для встреч и отдыха. Вокруг озера растет несколько экземпляров редкого белого тополя, а еще чуть дальше на север можно осмотреть римский мостик, перекинутый через канал.

В южной части парка можно найти ручей с водопадом и холм, на вершине которого установлен мальтийский крест. К одному из дворцовых флигелей примыкает французский цветочный сад эпохи неоренессанса. Сады постоянно находятся под наблюдением, ведь поддерживать их в отличном состоянии не так уж просто.

Как добраться?

К Вилянувскому дворцу вас доставят автобусы номер 180 и 116. Садитесь на них и смело езжайте до конечной остановки. Откуда бы вы не ехали, дорога займет не более часа. Дворец открыт ежедневно с 9:30 до 16:00, но закрывается во второй половине декабря.

Цена билета составляет 20 злотых, но в воскресные дни вход бесплатный.

Официальный сайт Вилянувского дворца

В 1677 году польский король Ян Собеский решил построить загородный дворец. Архитектором он выбрал Августина Лоцци. Пять лет строительства и разбивки парка. Король самолично сажал тополя. Датой создания комплекса Вилянув считается 1682 год.

Это очень красивое место.
Сам дворец, построенный по схеме курдотёр (центральный почётный двор между главным входом и двумя крыльями здания), окружает великолепный парк. Архитектура стиля барокко.

Дворец Вилянув после смерти своего создателя много раз переходил в собственность разных семей. В 1720 году к Елизавете Сенявской. Она нанимает архитекторов и достраивает здание. Скульпторы Компаретти, Ф. Фумо и Плерш по её заказу украшают здание сложнейшим декором.

Кроме Елизаветы, хозяевами дворца Вилянув в Варшаве были: король Август II, потом семья Чарторыжских. От них здание переходит к роду Любомирских. Отметились в Вилянуве и князья Потоцкие. Все эти владельцы добавляли новые постройки и интерьеры. Комплекс уникален своей связью с разными временами и известными личностями.

Удивительно то, что за время с 1720 по 1970 годы общая композиция дворцово-паркового комплекса Вилянув всеми достройками и переделками не была затронута. Сохранилось большинство зданий. Менялись только отдельные узлы и рисунки.

Снаружи Вилянув украшен бюстами, пилястрами, лепниной и колоннами. Лепнина и бюсты изготовлены скульптором Шванером. Внутри живописные плафоны Шимигиновского и скульптуры Шлютера. Огромные окна до пола дают иллюзию открытого пространства, которую дополняет конный памятник основателю замка внутри помещения. По внутренним помещениям можно гулять, как по парку, любуясь коллекциями скульптур, расписными изразцами, инкрустированной мебелью, фресками…

Но и парк стоит отдельного восторга. Он выполнен во французском стиле и органично продолжает дворец. Безукоризненные формы, строгость разбивки выигрышнее всего смотрятся со второго этажа. Прогуляться по парку тоже очень приятно, тут можно отдохнуть от суеты дел Варшавы.

Вторая мировая сильно навредила этому архитектурному шедевру. Но после окончания войны, Вилянув под надзором архитектора Герарда Циолека был полностью восстановлен.

Дворец Вилянув находится в юго-восточном предместье Варшавы и окружён прекрасными естественными пейзажами. И пусть это не центр, но здесь всегда много гостей. Дворец сравнивают с Версалем.

Сюда очень хорошо приезжать семьёй. Остановиться можно в TWW Mokotow – Apartments или EURO DOM RESIDENCE WARSZAWA. Рядом и Hotel Wilanów Warszawa by DeSilva, с которым поделился именем сам дворец, а в центр несложно добраться на общественном транспорте.