Хоккайдо: совсем другая Япония. Японские острова

03.05.2022 Америка

Составленное при российской императрице Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства », включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и остров Хоккайдо . Причина — этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население — айны (белый народ) — по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными. С японцами айны воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курильские острова казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке. Так, что Россия может потребовать у японцев Хоккайдо

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии. И более того — христиане правоверного толка!

Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами.
Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.
Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос.

Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией ».
Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой маленьких островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока.

Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась после аварии на АЭС Фукусима. Ну а раз так, то и безвозмездная передача островов в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность.
Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной и практикой в подобных делах.
Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории. Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Тем более, что военная активность Китая, ядерные амбиции и готовность к военным действиям КНДР и другие проблемы в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе дадут лишний повод к подписанию Японией мирного договора с Россией.

Можно вспомнить и о мнении народа и провести референдум или хотя бы опрос ВЦИОМ о том, согласны ли люди с решением Никиты Хрущева «идти навстречу пожеланиям Японии и учитывать интересы японского государства». Наш народ безошибочно чувствует, что землю отдавать нельзя никогда. Ответом будет категорическое «нет». Телеканалы и агентства проинформируют мир о воле россиян.
Если официальные государственные структуры начать такую кампанию по дипломатическим соображениям не могут, это может сделать одна из неформальных патриотических организаций. Государство же поддержит инициативу.
Именно так порой действуют американцы, называя это государственно-частным партнерством.
Чем Россия хуже? Навсегда снять проблему принадлежности Курильских островов, «затроллив» предварительно Токио медийными и дипломатическими атаками, — достойная задача для такой практики. Лозунгом кампании могли бы стать слова: «Хоккайдо — русский остров! »

АЙНЫ

В отличие от привычного вида людей монголоидной расы со смуглой кожей, монгольской складкой века, редкими волосами на лице - айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы

Хокка́йдо (яп. 北海道 Хоккайдо: , «Губернаторство северного моря») , ранее известный как Эдзо , в старой русской транскрипции Иессо , Иеддо , Иедзо - второй по величине остров Японии . До 1859 года назывался также Мацумаэ по фамилии правящего феодального клана, которому принадлежал замковый город Мацумаэ - в старой русской транскрипции - Матсмай , Мацмай . [ ]

География

Физическая карта Хоккайдо

Хоккайдо располагается в северной части Японских островов, являясь вторым по величине в архипелаге. На острове расположена крайняя северная точка Японии - мыс Соя (45°31’). Также на нём расположена и крайняя восточная точка Японии - мыс Носаппу-Саки (Носяппу; 145°49’ в. д.). Южная окраина Хоккайдо - мыс Сираками (41°24’), западная - мыс Ота (139°46’ в. д.) .

Северное побережье острова омывается холодным Охотским морем и обращено к тихоокеанскому побережью Дальнего Востока России , отделяясь от Сахалина проливом Лаперуза (Соя), а от Курильских островов Кунаширским проливом , или проливом Немуро. При этом кратчайшее расстояние до Курильских островов составляет всего 7 км. Южную часть Хоккайдо образует полуостров Осима , отделяемый Сангарским проливом от Хонсю , расстояние до которого составляет 17 км . Между этими островами под морским дном проложен железнодорожный туннель Сэйкан . Береговая линия в сравнении с другими островами архипелага слабо изрезана, её протяжённость составляет 2447,3 км, включая близрасположенные мелкие острова - 2759,7 км, или 10,4 % от протяжённости всей береговой линии Японии .

Рельеф острова преимущественно горный за преобладанием складчато-глыбовых гор. Основные горные хребты простираются диагонально, в точке пересечения которых располагается Центральный горный массив с высшей точкой - вулкан Асахи (2290 м). Кроме него имеются ещё действующие вулканы: Токати и Иосан . Равнинные территории занимают всего треть острова . В западной части, по реке Исикари (длина 265 км) расположен низменный участок с одноимённым названием , к нему примыкает равнина Юфуцу, в восточной части, по реке Токати (156 км) - ещё одна равнинная территория . [ ]

Из-за высокой доли полезных ископаемых Хоккайдо называют «северной жемчужиной страны». Наиболее велики запасы (свыше 25 % от запасов страны) каменного и бурого углей , золота , серебра , железистого песка, железной , марганцевой и .

Речная сеть разветвлённая, но длина рек невелика, лишь у шести она превышает 100 км. Среди них вторая по величине река Японии - Исикари. Речные артерии используются для судоходства, орошения и получения электроэнергии. Озёра преимущественно пресноводные, но встречаются и солёные, лагунного типа . Самое крупное озеро острова - Сарома , его площадь составляет 149,1 км² (4-е место в стране), максимальная глубина - 19,5 м .

Почвенный покров однообразный, преобладают подзолы , но на полуострове Осима встречаются бурые почвы . Значительна доля торфяников , при площади в 295 тыс. га они встречаются в нижнем течении рек Кусиро , Тэсио и Исикари .

Крупнейший город Хоккайдо и административный центр одноимённой префектуры - Саппоро . Площадь города составляет 1121,26 км² (1 октября 2016), население - 1 962 064 человек (1 июня 2017), плотность населения - 1749,87 чел./км² . Это единственный город-миллионник острова, численность которого составляет 36,6 % от всего населения Хоккайдо и 1,5 % от населения Японии .

Климат

Флора и фауна

Большую часть территории Хоккайдо занимают смешанные и широколиственные леса (5,54 млн га, или 22 % всех японских лесов) . Хвойные породы из хоккайдской ели и сахалинской пихты с густыми зарослями бамбука в подлеске составляют 41,7 % от всего лесного фонда, в то же время лиственные породы (дуб , тополь , ясень , каштан , бук) - 58,3 %. В горных областях произрастают кедровые и берёзовые леса, располагаются пустоши с кустарниками. Хвойные леса распространены в северной части острова, их верхняя граница в спектре высотных поясов доходит до высоты 500 метров, в то время как на юге и в центральной части острова леса состоят из широколиственных пород деревьев . В животном мире можно встретить бурого медведя , пятнистого оленя , рыбного филина , японского журавля , обыкновенную лисицу , дикого кабана , серау и других . На острове находится шесть национальных парков : Дайсэцудзан , Сикопу-Тоя , Акан , Сиретоко , Рисири-Ребун-Саробэцу , Кусиро-Сицугэн .

Исторические сведения

Реконструкция айнского жилья в поселении Нибутани

Старейшие артефакты, найденные на территории Хоккайдо, принадлежат к эпохе позднего палеолита . Это каменные отщепы , изготовленные первобытным человеком 25-20 тысяч лет назад. Они были найдены на горной стоянке Сюкюбай-Санкакуяма (яп. 祝梅三角山遺跡 ) города Титосэ и стоянке Симаки (яп. 嶋木遺跡 ) посёлка Камисихоро . 15-12 тысяч лет назад, в эпоху мезолита , на Хоккайдо распространилась техника изготовления каменных лезвий, с которой связывают появление культуры микролитических орудий. В это же время жители острова научились использовать лук и стрелы. [ ]

На рубеже нашей эры в Японии распространилась земледельческая культура Яёй . Хоккайдо остался вне влияния этой культуры. Его жители продолжали жить охотой и собирательством, были полуоседлыми и держались традиций предыдущей эпохи Дзёмон. Их культура получила название пост-дзёмонской. В течение III-IV веков под влиянием южных островов, жители Хоккайдо стали использовать металлические орудия и изготавливать украшения из драгоценных камней. [ ]

Начиная с VII века северо-восточные районы Хоккайдо (побережье Охотского моря) находились под влиянием Охотской культуры . Её носители использовали каменные, железные и костяные орудия труда. Большое поселение и могильник этих северных охотников были найдены на стоянке Моёро (яп. 最寄遺跡 ) на территории города Абасири . Наиболее поздние памятники охотской культуры датируются IX веком. [ ]

Считается что первое письменное упоминание Хоккайдо было сделано в хронике Нихон сёки , законченной в 720 году. Согласно хронике, Абэ-но Хирафу , отправившийся на север во главе большого флота с 658 по 680 годы, вошёл в контакт с племенами Мисихасэ и Эмиси . Остров Ватарасима (яп. 渡島 ) , посещённый Хирафу, считается современным Хоккайдо. [ ] Араи Хакусэки , живший в период Эдо , считал, что Ватарисима - то же, что Эдзо (т.е. Хоккайдо)

Айны устраивали восстания против феодального правления. Последним крупным восстанием было Восстание Сягусяина в 1669-1672 годах. В 1789 году Менаси-Кунаширское восстание также было подавлено. В 1799-1821 и 1855-1858 годах а ответ на угрозу со стороны России сёгунат вводил на острове прямое правление. Незадолго до реставрации Мэйдзи , Сёгунат Токугава обеспокоенный возможным вторжением России начал подготовку северных границ к обороне и взял Эдзоти под свой полный контроль. В этот период политика по отношению к айну немного смягчилась, но общий стиль управления остался прежним.

Остров был известен под названием Эдзоти вплоть до реставрации Мэйдзи. Сразу после окончания войны Босин в 1868 году, группа сторонников сёгуната под предводительством Эномото Такэаки временно заняла остров, провозгласив создание Республики Эдзо (яп. 蝦夷共和國 эдзо кё:вакоку ) , но восстание было подавлено в мае 1869. Эдзоти попал под управление правительства префектуры Хакодатэ префектуры Хакодатэ (яп. 箱館府 хакодатэ фу ) . В 1869 году было образовано Управление по Развитию (яп. 開拓使 кайтакуси ) , остров стал назваться Хоккайдо и был поделён на следующие провинции: Осима , Сирибэси , Ибури , Исикари , Тэсио , Китами , Хидака , Токати , Кусиро , Нэмуро и Тисима .

Основной целью управления было обезопасить регион Хоккайдо от возможного продвижения России на Дальнем Востоке. В его главе встал Курода Киётака . Его первым шагом на посту был визит в США в процессе которого он нанял Хораса Капрона , министра сельского хозяйства пр президенте Гранте . С 1871 по 1873 Карпон пытался внедрить западные методики ведения сельского хозяйство и рудного дела, но, не добившись больших успехов, был вынужден вернуться домой в 1875 году. В 1876 году другой американский специалист Уильям Кларк основал Сельскохозяйственный Колледж Саппоро (яп. 札幌農學校 саппоро но гакко ) . Хотя Кларк пробыл на Хоккайдо лишь один год, он оставил о себе положительное впечатление и внёс вклад в развитие местного сельского хозяйства, а также в распространение христианства. Известен в Японии своим призывом к студентам: «Ребята, будьте амбициозными!» (англ. Boys, be ambitious! ), эти слова можно встретить как надписи на зданиях на Хоккайдо и по сей день. За это десятилетие население Хоккайдо выросло с 58 тыс. до 240 тыс. человек.

В 1882 году управление было упразднено и Хоккайдо разделили на три префектуры: префектура Хакодате (яп. 函館県 хакодатэ кэн ) , префектура Саппоро (яп. 札幌県 саппоро кэн ) и префектура Нэмуро (яп. 根室県 нэмуро кэн ) . В 1886 году после упразднения префектур регион перешёл под юрисдикцию специально созданного Агентство Хоккайдо (яп. 北海道庁 хоккайдо: тё: ) . В 1947 году после вступления в силу нового закона о местной автономии Хоккайдо получил статус соответствующий статусу префектуры. При кабинете министров Японии в 1949 году было создано Агентство Развития Хоккайдо (яп. 北海道開発庁 хоккайдо: кайхацу тё: ) премьер-министра Японии для прямого управления территорией. Агентство было поглощено Министерством земли, инфраструктуры, транспорта и туризма в 2001 году. Отдел Хокайдо (яп. 北海道局 хоккайдо: кёку ) и Отдел регионального развития Хоккайдо (яп. 北海道開発局 хоккайдо: кайхацу кёку ) при министерстве по прежнему играют большую роль в развитии инфраструктурных проектов на острове. [ ]

На крайнем юго-западе полуострова Осима, в 1604 году утвердилось феодальное княжество Мацумаэ , вассальное от сёгунов Токугава , во владение которому и был отдан весь остров. Он назывался в то время Эдзо, а его коренное население составляли айны , покорение которых японцами растянулось более чем на два столетия. В -1713 годах по расспросам айнов и рассказам японцев, занесённых бурей на Камчатку в 1710 году, своё описание острова составил казак Иван Петрович Козыревский . Весной 1779 года русские моряки и промысловики, возглавляемые Антипиным и Шабалиным, на семи байдарах направились к берегам Хоккайдо. 24 июня того же года они вошли в гавань Ноткомо на северо-востоке острова, где собрали с проживавших там айнов ясак и фактически приняли 1500 человек в российское подданство . Данный факт вызвал негодование японцев . Осенью 1792 года север Хоккайдо посетила российская экспедиция во главе с Адамом Лаксманом , хотя японцы и запретили русским торговать с хоккайдскими айнами .

Демография

Историческая колонизация

История японизации Хоккайдо началась задолго до высадки японцев на острове, где, по приблизительным оценкам, проживало до 50 000 аборигенов-айну. В X-XV веках японцам удалось покорить и в значительной степени ассимилировать айнов северной половины о. Хонсю от г. Сендай , долгое время бывшим древним центром айнского сопротивления до г. Цугару , который, будучи расположенным прямо напротив Хоккайдо, стал плацдармом для освоения последнего . По описи 1788 года в княжествe Мацумаэ проживало уже порядка 26,5 тыс. японцев , но их число в XIX веке росло не так уж быстро: сдерживающее влияние оказывал довольно холодный (для японцев) местный климат, к которому могли приспособиться лишь рыбаки, но никак не рисоводы. Но быстрое поступательное развитие экономики Японии с последней трети XIX века привело к бурному росту населения и постоянной нехватке сырья в виде древесины, морепродуктов, минералов. Аграрное перенаселение южных островов также давало о себе знать. [ ]

В дальнейшем число японских колонистов быстро росло, а айнов - уменьшалось в ходе конфликтов и ассимиляции. С по , значительную помощь японцам в освоении острова оказали американцы, вместе с японцами опасавшиеся усиления России на Дальнем Востоке. Эта помощь дала определённые результаты: в 1870-е японское населeние выросло с 58 000 дo 240 000. Это позволило Японии закрепить за собой Хоккайдо, но на освоение

Немногие японцы, и еще меньше туристов забираются так далеко на север, в Хоккайдо - последний рубеж Японии. А жаль, ведь широкие просторы и удивительная природа запросто составят конкуренцию даже «главному» острову Японии - Хонсю . По форме немного напоминающий расплющенную голову кальмара, Хоккайдо делится на четыре основные области: До-нан (южный), До-о (центральный), До-хоку (северный) и До-то (восточной).

Погода в Хоккайдо

Территория Хоккайдо занимает одну пятую часть суши Японии, однако из-за почти «сибирского» холода, окутывающего остров с ноября по март, здесь проживает лишь 5 % населения страны. И, как ни парадоксально это звучит, зима является популярным периодом для путешествий. Туристы приезжают на Хоккайдо, чтобы покататься на лыжах или сноуборде, посмотреть на замерзшие воды в портах Вакканая и Ребуна или насладиться ледовой скульптурой Юки Мацури.

Как добраться на Хоккайдо

Сэйкан, самый длинный железнодорожный туннель в мире, - единственное связующее звено между Хоккайдо и главным островом Японии Хонсю. Добраться на Хоккайдо можно на поездах через туннель, а также на пароме и самолете. Единственный способ добраться на остров на машине - воспользоваться одним из многочисленных автомобильных паромов.

Поиск авиабилетов в город Саппоро (ближайший а/п к Хоккайдо)

На самолете

Аэропорт в Саппоро является единственным международным хабом Хоккайдо. Тем не менее он обслуживает лишь ограниченное количество международных рейсов (в Гонконг, Тайбэй, Гаосюн, Шанхай, Пекин, Сеул и Пусан), поэтому большинству прибывающих приходится лететь транзитом, например, через Токио или Осаку. Так, рейс между Токио и Саппоро с точки зрения потенциала и количества вылетов в день считается самым «заполненным» в мире.

Аэропорт Хакодате и другие небольшие аэродромы Хоккайдо также предлагает прямые рейсы во многие крупные города Японии. Например, есть несколько международных рейсов, в основном из Сеула и Тайбэя, в аэропорты Асахикава и Хакодате.

На поезде

Раньше Хоккайдо был связан с Хонсю сетью высокоскоростных поездов «Синкансэн», но сейчас их отменили, и самым популярным вариантом является ночной поезд из Токио со спальными вагонами.

Альтернативой служат скоростные экспрессы Hokuto и Super Hokuto, курсирующие между Аомори и Хакодате (время в пути 2 ч, стоимость 5000-7200 JPY в одну сторону). По линии ходит по девять поездов в день. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

На пароме

Из Хакодате паромы отправляются в северные порты: Тохоку, Аомори и на полуостров Симокита. Отару соединен паромным сообщением с Майдзуру (около Киото) и Сеулом. Томакомай соединяется с Акитой, Ниигатой, Цуругой, а иногда и с Майдзуру. Из Вакканая есть паромы в Россию. Паромы, как правило, популярны среди путешествующих на автомобиле.

Транспорт Хоккайдо

Благодаря своим огромным размерам и многочисленным отдаленным островкам Хоккайдо имеет развитую сеть местных авиаперевозчиков. Основные региональные компании - JAL и ANA. Многие рейсы турбовинтовых самолетов выполняются из крошечного аэропорта Окадама, расположенного в центре Саппоро.

Железнодорожная сеть Хоккайдо по японским меркам достаточно ограниченна, хотя ее с лихвой хватает для путешествий между крупными городами. Тем не менее, чтобы добраться до многих интересных достопримечательностей, например национальных парков Хоккайдо, потребуется либо положиться на редкие и дорогие автобусы, либо арендовать автомобиль, либо испытать судьбу, передвигаясь автостопом.

  • Между Саппоро и Хакодате (3,5 часа, 7100-9700 JPY) курсируют удобные экспрессы Hokuto и Super Hokuto;
  • между Саппоро и Асахикава (1,5 часа, 3800-4600 JPY) - Super White Arrow,
  • между Саппоро и Обихиро (3 часа, 5200-7200 JPY) - Tokachi,
  • между Саппоро и Кусиро (4 часа, 7800-10 400 JPY) - Super Oozora,
  • между Саппоро и Вакканай (5,5 часа, 9600-12400 JPY) - Super Soya, Sarobetsu и Rishiri.

На Хоккайдо действует проездной «Джэйару Хоккайдо», позволяющий пользоваться услугами «Японских железных дорог» в пределах острова, а также путешествовать на автобусах этой компании.

Экономичный, но медленный и менее удобный вариант - автобусы, охватывающие те районы Хоккайдо, куда невозможно добраться на поезде. Так называемые «спальные» автобусы отправляются из Саппоро во все уголки острова. Автобусы ходят редко, и их расписание следует заблаговременно проверять, чтобы не оказаться в затруднительном положении.

С апреля по сентябрь Хоккайдо - рай для велосипедистов. На острове оборудовано множество велосипедных дорожек, а основные дороги снабжены широкими тротуарами.

И, наконец, самый удобный способ передвижения по малонаселенным районам Хоккайдо - на арендуемом автомобиле. Этот вариант особенно хорош при посещении некоторых национальных парков или термальных курортов острова. Зимой нужно быть особенно осторожными: в это время года на Хоккайдо действуют значительные ограничения скорости до 80 км/ч.

Хоккайдо

Популярные отели Хоккайдо

Кухня Хоккайдо

На Хоккайдо стоит попробовать волосатых крабов, королевских крабов и вкуснейшие суши. Кроме того, здесь производится большая часть молочной продукции Японии, и на востоке острова можно столкнуться с ее «неожиданными» применениями - карри с сыром или супом с лапшой и сливочным маслом. А как насчет мороженого со спаржей, кукурузой или чернилами каракатицы? Все это можно попробовать только на Хоккайдо!

Устрицы из озера Аккеси, морские гребешки из Саромы и морские ежи, выловленные на северо-западном побережье, считаются лучшими морепродуктами в Японии.

Развлечения и достопримечательности Хоккайдо

Для многих путешественников Хоккайдо ассоциируется с многочисленными национальными парками, предлагающими почти неограниченные возможности для туризма.

Национальные парки

В центральной части острова находится крупнейший в Японии национальный парк Дайсецудзан , основной достопримечательностью которого является вулкан Асахидакэ (2290 м) с выделяющимися на его склонах горячими газами. А в южной части парка расположен популярный горнолыжный курорт Фурано.

Национальный парк Акан , расположенный в восточной части Хоккайдо, привлекает тремя своим озерами со сверкающей прозрачной водой. По реке Кусиро, протекающей по территории парка, организуются групповые сплавы на каноэ (9500 JPY). На курортах Каваю (неподалеку от озера Кусшаро) и Акан-Кохан (на озере Акан) можно понежиться в ваннах с горячей термальной водой.

Расположенный на полуострове Осима на юге Хоккайдо Квазинациональный парк Онума охватывает территорию в 90 кв. км. Онума, основанный в 1958 году, - самый маленький парк Хоккайдо. Он известен в основном благодаря 126 островкам, разбросанным по одноименному озеру. В парке можно арендовать байдарки и гребные лодки.

По берегу озера разбросано множество горячих источников, а доминирует над всем этим великолепием вулкан Комагатакэ (1131 м).

Национальный парк Сирэтоко , покрывающий территорию одноименного полуострова северо-восточной части Хоккайдо, в 2005 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сирэтоко является одним из самых отдаленных районов Японии. Пять озер, расположенных в нескольких минутах ходьбы друг от друга и соединенных тропинками, а также красивейший водопад Камуивакка - вот, пожалуй, и все основные достопримечательности парка.

Саппоро

В столице острова, городе Саппоро, стоит попробовать белый шоколад, который производится только на шоколадной фабрике Хоккайдо; продегустировать пиво в музее пива; прогуляться по парку Одори и подняться на смотровую площадку телебашни Саппоро (90 м), откуда открывается прекрасный вид на город.

Активный отдых

Самый северный из четырех основных островов Японии, Хоккайдо открывает путешественнику множество возможностей для катания на лыжах, походов, катания на мотоциклах и велосипедах, рафтинга, плавания на каноэ, рыбалки и наблюдения за птицами. Хоккайдо хорош как для веселья, так и для расслабляющего отдыха, со своей захватывающей ночной жизнью и роскошными горячими источниками.

В старой русской транскрипции - Матсмай , Мацмай .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Хоккайдо находится на севере Японии. Северное побережье острова омывается холодным Охотским морем и обращено к тихоокеанскому побережью Дальнего Востока России . Территория Хоккайдо почти поровну делится между горами и равнинами. Горы располагаются в центре острова и тянутся хребтами с севера на юг. Самая высокая вершина - вулкан Асахи (2290 м). В западной части острова, по реке Исикари (длина 265 км) расположена долина с одноимённым названием, в восточной части, по реке Токати (156 км) - ещё одна долина. Южную часть Хоккайдо образует полуостров Осима , отделяемый Сангарским проливом от Хонсю . Между этими островами под морским дном проложен железнодорожный туннель Сэйкан .

    На острове расположена крайняя восточная точка Японии - мыс Носаппу-Саки . Также на нём расположена и крайняя северная точка Японии - мыс Соя .

    Крупнейший город Хоккайдо и административный центр одноимённой префектуры - Саппоро . Площадь города составляет 1121,12 км² , население - 1 933 787 человек (30 июня 2014) , плотность населения - 1724,87 чел./км². Это единственный город-миллионник острова, в агломерации которого проживает до 2/3 населения Хоккайдо.

    Климат

    Климат Хоккайдо заметно холоднее, чем в других районах Японии. Среднегодовая температура на острове в среднем (за исключением гор) составляет +8 °C. Соседство Тихого океана сказывается в том, что на острове бывает в среднем только 17 полных солнечных дней в году, летом регистрируется в среднем 149 дождливых, а зимой - 123 снежных дня. Несмотря на количество осадков, на Хоккайдо летом суше, чем в других регионах страны, а зимой - холоднее. В Японии остров считается «суровым Севером», поскольку климат острова разительно отличается от такового на других, более южных островах страны. На горе Асахи , равно как и в горах п-ова Сиретоко доминирует субарктический климат , что необычно для Японии.

    Флора и фауна

    Большая часть Хоккайдо покрыта лесами. Преобладают хвойные леса из ели и пихты с густыми зарослями бамбука в подлеске. На высоте произрастают кедровые и берёзовые леса, располагаются пустоши с кустарниками. В северной части граница лесов из хвойных деревьев находится на высоте 500 метров, на юге острова леса состоят из широколиственных деревьев. В лесах можно встретить соболя, горностая, ласку, бурого медведя, лисицу. Хоккайдские медведи отличаются свирепым нравом .

    Исторические сведения

    Старейшие артефакты, найденные на территории Хоккайдо, принадлежат к эпохе позднего палеолита . Это каменные отщепы , изготовленные первобытным человеком 25-20 тысяч лет назад. Они были найдены на горной стоянке Сюкюбай-Санкакуяма (яп. 祝梅三角山遺跡 ) города Титосэ и стоянке Симаки (яп. 嶋木遺跡 ) посёлка Камисихоро . 15-12 тысяч лет назад, в эпоху мезолита , на Хоккайдо распространилась техника изготовления каменных лезвий, с которой связывают появление культуры микролитических орудий. В это же время жители острова научились использовать лук и стрелы.

    Считается что первое письменное упоминание Хоккайдо было сделано в хронике Нихон сёки , законченной в 720 году. Согласно хронике, Абэ-но Хирафу , отправившийся на север во главе большого флота с 658 по 680 годы, вошёл в контакт с племенами Мисихасэ и Эмиси . Остров Ватарасима (яп. 渡島 ) , посещённый Хирафу, считается современным Хоккайдо.

    Остров был известен под названием Эдзоти вплоть до реставрации Мэйдзи. Сразу после окончания войны Босин в 1868 году, группа сторонников сёгуната под предводительством Эномото Такэаки временно заняла остров, провозгласив создание Республики Эдзо (яп. 蝦夷共和國 эдзо кё:вакоку ) , но восстание было подавлено в мае 1869. Эдзоти попал под управление правительства префектуры Хакодате префектуры Хакодате (яп. 箱館府 хакодатэ фу ) . С 1689 года и образованием Управления по Развитию (яп. 開拓使 кайтакуси ) , остров стал назваться Хоккайдо и был поделён на следующие провинции: Осима , Сирибэси , Ибури , Исикари , Тэсио , Китами , Хидака , Токати , Кусиро , Нэмуро и Тисима .

    Основной целью управления было обезопасить регион Хоккайдо от возможного продвижения России на Дальнем Востоке. В его главе встал Курода Киётака . Его первым шагом на посту был визит в США в процессе которого он нанял Хораса Капрона, министра сельского хозяйства пр президенте Гранте . С 1871 по 1873 Карпон пытался внедрить западные методики ведения сельского хозяйство и рудного дела, но, не добившись больших успехов, был вынужден вернуться домой в 1875 году. В 1876 году другой американский специалист Уильям Кларк основал Сельскохозяйственный Колледж Саппоро (яп. 札幌農學校 саппоро но гакко ) . Хотя Кларк пробыл на Хоккайдо лишь один год, он оставил о себе положительное впечатление и внёс вклад в развитие местного сельского хозяйства, а также в распространение христианства. Известен в Японии своим призывом к студентам: «Ребята, будьте амбициозными!» (англ. Boys, be ambitious! ), эти слова можно встретить как надписи на зданиях на Хоккайдо и по сей день. За это десятилетие население Хоккайдо выросло с 58 тыс. до 240 тыс. человек.

    В 1882 году управление было упразднено и Хоккайдо разделили на три префектуры: префектура Хакодате (яп. 函館県 хакодатэ кэн ) , префектура Саппоро (яп. 札幌県 саппоро кэн ) и префектура Нэмуро (яп. 根室県 нэмуро кэн ) . В 1886 году после упразднения префектур регион перешёл под юрисдикцию специально созданного Агентство Хоккайдо (яп. 北海道庁 хоккайдо: тё: ) . В 1947 году после вступления в силу нового закона о местной автономии Хоккайдо получил статус соответсвующий статусу префектуры. При кабинете министров Японии в 1949 году было создано Агентство Развития Хоккайдо (яп. 北海道開発庁 хоккайдо: кайхацу тё: ) премьер-министра Японии для прямого управления территорией. Агентство было поглощено Министерством земли, инфраструктуры, транспорта и туризма в 2001 году. Отдел Хокайдо (яп. 北海道局 хоккайдо: кёку ) и Отдел регионального развития Хоккайдо (яп. 北海道開発局 хоккайдо: кайхацу кёку ) при министерстве по прежнему играют большую роль в развитии инфраструктурных проектов на острове.

    Демография

    Историческая колонизация

    История японизации Хоккайдо началась задолго до высадки японцев на острове, где, по приблизительным оценка, проживало до 50 000 аборигенов-айну. В Х-ХV веках японцам удалось покорить и в значительной степени ассимилировать айнов северной половины о. Хонсю от г. Сендай , долгое время бывшим древним центром айнского сопротивления до г. Цугару , который, будучи расположенным прямо напротив Хоккайдо, стал плацдармом для освоения последнего . По описи 1788 года в княжествe Мацумаэ проживало уже порядка 26,5 тыс. японцев , но их число в ХIХ веке росло не так уж быстро: сдерживающее влияние оказывал довольно холодный (для японцев) местный климат, к которому могли приспособиться лишь рыбаки, но никак не рисоводы. Но быстрое поступательное развитие экономики Японии с последней трети ХIХ века привело к бурному росту населения и постоянной нехватке сырья в виде древесины, морепродуктов, минералов. Аграрное перенаселение южных островов также давало о себе знать.

    В дальнейшем число японских колонистов быстро росло, а айнов - уменьшалось в ходе конфликтов и ассимиляции. С по , значительную помощь японцам в освоении острова оказали американцы, вместе с японцами опасавшиеся усиления России на Дальнем Востоке. Эта помощь дала определённые результаты: в 1870-е японское населeние выросло с 58 000 дo 240 000. Это позволило Японии закрепить за собой Хоккайдо, но на освоение Сахалина у страны пока не хватало демографических ресурсов, поэтому его в

    Давно у меня была такая мечта, побывать на всех четырёх главных островах Японии. И последним оставался северный остров, Хоккайдо. По разным причинам у меня всё никак не получалось туда добраться. Но сейчас это наконец свершилось, и вот я еду на Хоккайдо, в его столицу, город Саппоро. Это восемь часов от Токио на поезде!

    Попав на Хоккайдо, я понял, что здесь всё устроено не совсем так, как в более привычной мне центральной Японии. Огромные незабитые людьми просторы, горные пейзажи и холода - вот что можйно ожидать на этом северном острове.

    1. На Хоккайдо ходят новенькие Хоккайдо синкансэны - они, . А эти ещё и зелёные!

    2. В этих составах в добавок к обычным "зелёным" вагонам (это что-то типа бизнес-класса), есть ещё так-называемый Гран-класс, по иерархии это скорее как первый на самолётах. Правда по уровню комфорта он скорее похож на обыкновенный . Не могу себе даже представить, сколько стоит такой билет. Обыкновенный "эконом" от Токио до Саппоро обходится в $240 в каждый конец! Хорошо, что JR-Pass покрывает эти поездки.

    3. Японцы постоянно развивают свою сеть супер-экспрессов, протягивая её по всей стране. Вот и Хоккайдо синкансэн - штука новая. Его запустили только в Марте 2016 года.

    4. Совсем недавно праздновалась его первая годовщина.

    5. А ещё, Хоккайдо синкансэн не столько ходит по Хоккайдо, сколько на него. Первая же станция на острове является конечной для этих экспрессов. Чтобы попасть с одного острова на другой, синкансэн проезжает через 54-километровый тоннель под проливом Цугару. Рельсы находятся на глубине 100 метров под морским дном!

    6. На этом синкансэне мы доехали до городка по имени Хокадате, и решили немного осмотреться, прежде чем двигать дальше в Саппоро.

    7. Здесь появлению синкансэна очень рады, эти зелёные экспрессы встречаются везде. Кажется они даже заменят предыдущий символ города - кальмаров. По всей Японии строительные барьеры держатся на весёлых зверушках, а тут для этих целей используют синкансэн!

    8. Привокзальная площадь - просто огромная парковка.

    9. Хакодате город прибрежный, портовый, и по утрам здесь работает рынок морепродуктов.

    10. В продаже крабы, кальмары, морские ежи, и прочие непонятные дары моря. Всё это вчера "ещё бегало".

    11. Макс купил осьминога на палочке. Говорит, вкусно было.

    12. Вид на бухту. Когда-то американцы заставили японское правительство открыть с ними торговлю. Японцы подумали-подумали, и выбрали Хакодате, как место, куда будет разрешён вход американских кораблей. На тот момент голландцы уже выбили право торговать на юге, в Нагасаки. Власти не хотели, чтоб иностранцы появлялись в более центральных частях Японии, и специально выбирали для такой торговли удалённые от Токио и Киото порты, чтобы уменьшить влияние извне.

    13. В тротуар вмонтированы указатели на достопримечательности. Тут вам железнодорожный вокзал, и старые кирпичные склады.

    14. Эти склады были построены для торговли с иностранцами, они чем-то напоминают портовые здания в нью-йокрском Ред Хуке.

    15. Сегодня тут магазины и кафешки, это одно из мест, которые в Хакодате предлагают посмотреть туристам.

    16. Вид от этих складов на залив. Вдалеке красуются горы. В Хакодате очень сильный ветер, и почти нулевая температура сейчас, в середине апреля. Так что долго находиться на улице неприятно.

    17. Пойдём внутрь, в склады. В одном из магазинов наткнулся на матрёшек! Русский след налицо. Смотрите, тут даже есть Чебурашка с Геной!

    18. За соседним прилавком очень много ушастиков из моего детства. Приятно видеть, что ! Правда попадается он всё как-то дальше от центра.

    19. А вот, рядом со складами настоящая изба из брёвен. Что это? Как она сюда попала? Непонятно, внутри было закрыто.

    20. В Хакодате сохранились старые деревянные дома. Наверное в городе есть и храмы, но нам не попадались, это вам не Киото.

    21. В общем это довольно стандартный японский городок. Тут есть свой дизайн люка (потом покажу), а на улицах, .

    22. А ещё в Хокадате полно , которые получают различные льготы в обмен на малые габариты.

    23. Но самое главное, в городе ходит трамвай! Мне даже обидно стало. , а тут, даже в такой дыре - вот пожалуйста. Снова стало обидно за Нью Йорк, где все трамваи в XX веке выпилили.

    24. Странная надпись по-английски в кабине: "У водителя есть ручка и блокнот, для общения." Это что, он на ходу писать должен?..

    25. Ладно, погуляли по Хакодате, и пора дальше в Саппоро. Нам предстоит ещё где-то три часа ехать вот таким поездом. Он дизельный, чего редко встретишь в центральной Японии, но тут на Хоккайдо ещё не до конца электрифицировали пути. По планам Хоккайдо Синкансэн дотянется до Саппоро лишь к 2031 году!

    26. Наши соседи. Они развернули два кресла лицом друг к другу, устроив себе небольшой отсек.

    27. Пейзаж за окном. В Токио и , а тут на севере страны ещё лежит снег.

    28. Местами огромные сугробы попадаются!

    29. А вдалеке - красивые заснеженные горы. На Хоккайдо, как и в остальной Японии гор много.

    30. Ближе к побережью снег успел растаять. Проезжаем бескрайние поля, с теплицами. Интересно, что здесь выращивают.

    31. Панели солнечных накопителей. По сравнению с другими частями Японии в Хоккайдо просторно, можно и электричество пособирать.

    32. Берёзки за окном! Матрёшки, Чебурашка, изба, а теперь ещё и берёзки! Хоккайдо явно любит всё русское!

    33. Большую часть дороги поезд идёт вдоль морского берега. Когда здесь построят синкансэн, он будет срезать дистанцию с помощью тоннелей - до 75% пути будет под землёй. А пока красиво.

    34. Правда мы неверно выбрали сторону вагона, нашим соседям повезло больше. На будущее будем знать, из Хокадате в Саппоро надо садиться справа. Назад - слева.

    35. Облака и горы. Скоро закат.

    36. Ну красота же!

    37. Иногда мы проезжаем небольшие городки. На Хоккайдо домики в таких поселениях попроще, чем