Айны - белая раса - загадочный народ. Белая Раса - коренные жители японских островов

12.01.2024 Африка

Айны - своеобразный народ, занимающий среди множества малых народов Земли особое место. До сих пор он пользуется таким вниманием в мировой науке, какого не удостаивались многие гораздо большие народы. Это был красивый и сильный народ, вся жизнь которого была связана с лесом, реками, морем и островами. Язык, европеоидные черты лица, роскошные бороды резко отличали айнов от соседних монголоидных племен. По последним гипотезам ученых предками айнов были наши сибирские народы - башкиры, буряты.

Айны (айну - букв.: «человек», «настоящий человек») - народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на Камчатке, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время айны остались только в Японии и России. В Японии их насчитывается примерно 30000: около 25000 живут на Хоккайдо, остальные - в других частях Японии, в основном, в Токио. В России основная часть айнов живет на Курилах, Сахалине и во Владивостоке.

В древности айны населяли ряд районов Приморья, Сахалин, Хонсю, Хоккайдо, Курильские острова, юг Камчатки. Жили в землянках, сооружали каркасные дома, носили набедренные повязки южного типа и пользовались закрытой меховой одеждой как жители севера. Айны соединили знания, умения, обычаи и приемы таежных охотников и прибрежных рыболовов, южных собирателей даров моря и северных морских зверобоев. Их традиционные занятия - речное рыболовство, охота на морских и сухопутных животных, собирательство.

Регресс в культуре айнов наступил, когда они оказались между двух огней: японской, а затем российской колонизацией. Постепенно сокращались территории, занимаемые айнами.

97 айнов Северных Курил в 1883 г. японцы перевезли на Шикотан. В 1941 г. на Кунашире, Итурупе и Шикотане едва набиралось 50 человек айнов. Вскоре 20 оставшихся шикотанских айнов переправили на Хоккайдо. Так в ХХ веке с лица Земли исчезла целая ветвь народа - курильские айны. В настоящее время айны проживают только на Хоккайдо - 16 тыс.человек.


Когда-то древний человек впервые ступил на ту землю, которую затем назвал Айнумосири (земля людей или страна айнов). И прежде всего ему необходимо было освоить эту землю, вжиться в мир живой природы, окружающей его, и найти свое место в нем.

Айны не занимались земледелием, а основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде и в человеческой популяции: не допускать демографических взрывов. Именно поэтому у айну никогда не существовало крупных поселений, и основной социальной единицей была локальная группа - на айнском языке - утар/утари - «люди, живущие в одном поселке/на одной реке». Поскольку для поддержания жизни такой культуре было необходимо значительное пространство природы, то поселения неолитических айнов были достаточно удалены друг от друга и именно поэтому ещё в достаточно раннее время айны расселились дисперсно по всем островам японского архипелага.


Острова, на которых живем мы, курильчане, острова, на которых жили айны - крохотные частички суши посреди огромного океана. Природа здесь хрупка и беззащитна более, чем где бы то ни было. Айны понимали: если они хотят, чтобы на островах жили не только они, но и их дети и внуки, нужно уметь не только брать у природы, но и сохранять ее, иначе через несколько поколений не останется леса, рыбы, зверя и птицы. Все айны были глубоко верующими людьми. Они одухотворяли все явления природы и природу в целом. Такая религия называется анимизм.

Главным в их религии были камуи. Божеством камуи был как весь мир, так и его составные части: море, острова, горы, лес, реки, озера, обитающие в них существа. В какой-то своей части это слово созвучно русским словам “бог”, “божество”, но не только. Камуи для айнов - и божество, и уважаемое существо, и важный предмет, и загадочное явление. В этом слове - двойственность мировоззрения айнов, которые, будучи глубоко религиозными, оставались трезвыми рационалистами в практических делах.

Случайно ли, что обожествлялись многие важные промысловые животные? Не только у айнов, но и у других народов являлись священными и окружались поклонением именно те животные и растения, от наличия которых зависело благополучие людей.

Об этих животных слагались легенды. Одна из таких легенд говорит о происхождении айнов. В одной западной стране царь хотел жениться на собственной дочери, но она убежала за море со своей собакой. Там, за морем, у нее родились дети, от которых и пошли айны.

Айны бережно относились к собакам. Каждая семья старалась обзавестись хорошей сворой. Возвратясь с поездки или с охоты, хозяин не входил в дом, пока досыта не накормит усталых собак. В ненастье их держали в доме.

Другой миф - о “первичном небесном змее”, спустившемся на землю со своей возлюбленной, богиней огня, в сущности отождествляемой с солнцем. Солнце так иногда и называют “солнечным змеем”. Зарницы тоже считаются змеями. Змея - покровитель горячих источников. Ей молятся об остроте зрения, она отводит опасность от пищи человека.


Самые могучие боги-камуи - боги моря и гор. Морской бог - косатка. Этот хищник почитался особо. Айны были убеждены, что косатка посылает людям китов и каждого выброшенного кита считали ее даром, кроме того, касатка каждый год посылает своему старшему брату - горнотаежному богу, процессии своих подданных - косяки лосося. Эти косяки по пути заворачивали в селения айнов, а лосось всегда был основной пищей этого народа.

Горнотаежным богом был медведь - главное почитаемое животное айнов. Медведь был тотемом этого народа. Тотем - мифический предок группы людей (животное или растение). Люди выражают свое почтение тотему через определенные обряды. Животное, олицетворяющее тотем, охраняется и почитается, его запрещено убивать и есть. Однако раз в году предписывалось именно убить и съесть тотем.

Айны были твердо убеждены в одном коренном отличии животного от человека: человек умирает “совсем”, животное лишь временно. После убиения животного и совершения определенных ритуалов оно возрождается и продолжает жить.

Главное торжество айнов - медвежий праздник. Для участия в этом событии съезжались родственники и приглашенные из многих селений. Четыре года в одной из айнских семей выращивали медвежонка. Ему отдавали лучшую пищу. И вот животное, взращенное с любовью и старанием, в один прекрасный день намечалось убить. Утром в день убиения айны устраивали массовый плач перед клеткой медведя. После чего зверя выводили из клетки и украшали стружками, надевали ритуальные украшения. Затем его вели по деревне, и пока присутствующие шумом и криками отвлекали внимание зверя, молодые охотники один за другим прыгали на животное, на мгновение прижимаясь к нему, стараясь коснуться головы, и тотчас отскакивали: своеобразный обряд “целования” зверя. Медведя привязывали на особом месте, старались накормить праздничной едой. Затем старейшина произносил перед ним прощальное слово, описывал труды и заслуги жителей селения, воспитавших божественного зверя, излагал пожелания айнов, которые медведь должен был передать своему отцу - горнотаежному богу. Чести “отправить”, т.е. убить медведя из лука мог удостоиться любой охотник, по желанию хозяина животного, но это должен был быть приезжий. Нужно было попасть точно в сердце. Мясо животного укладывалось на еловые лапы и раздавалось с учетом старшинства и родовитости. Кости аккуратно собирали и уносили в лес. В селении устанавливалась тишина. Считалось, что медведь уже в пути, и шум может сбить его с дороги.

В настоящее время в Японии проживает около тридцати тысяч айну (то есть людей, которые самих себя считают айнами), из них около 25 тысяч проживают на Хоккайдо, остальные - в других частях Японии. 6 июня 2008 года японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством, что, однако, никак не изменило ситуации и не привело к росту самосознания, потому что все айну полностью ассимилированы и ничем, практически, не отличаются от японцев, они знают о своей культуре, зачастую намного меньше японских антропологов, и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов и традиционным бытовым шовинизмом японских обывателей. При этом сама по себе айнская культура полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра. Японцы и сами айну культивируют экзотику на потребу туристам. Наиболее яркий пример - бренд «айны и медведи»: на Хоккайдо почти в каждой сувенирной лавке можно встретить маленькие фигурки медвежат, вырезанные из дерева. Вопреки расхожему мнению, у айнов существовало табу на вырезание статуэток медведя, а вышеупомянутое ремесло было, по свидетельству Эмико Онуки-Тирни, привезено японцами из Швейцарии в 1920-е годы и только потом внедрено среди айнов.

Айнский язык современной лингвистикой рассматривается как изолированный. Позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается не установленной. В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии. Айнский язык радикальным образом отличается от японского, нивхского, ительменского, китайского, а также прочих языков Дальнего Востока, ЮВА и Тихого океана.

В настоящее время айны полностью перешли на японский язык, и айнский уже практически можно считать мёртвым. В 2006 году примерно 200 человек из 30000 айнов владели айнским языком. Разные диалекты хорошо взаимопонимаемы. В историческое время у айнов не было своего письма, хотя, возможно, имелось письмо в конце эпохи Дзёмон - начале Яёй. В настоящее время для записи айнского языка используется практическая латиница или катакана. Также у айнов существовали своя мифология и богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе.


В пылу непрекращающегося спора между Россией и Японией за право обладания Курильскими островами как-то забывается, что истинными хозяевами этих земель являются айны Немногие знают, что этот загадочный народ создал одну из самых древних в нашем мире культур. Как утверждают некоторые ученые, культура айнов древнее египетской. Среднему обывателю известно, что айны являются притесняемым меньшинством Японии. Но мало кому известно, что айны есть и в России, где они также не чувствуют себя уютно. Кто такие айны, что это за народ? В чем их отличие от других народов, кому они родственны на этой Земле по происхождению, культуре и языку.

Древнейшее население японского архипелага

Айны, или айну, означает буквально «человек». Названия многих других народов, таких как, например, «нанай», «манси», «хун», «нивх», «тюрк» также означают «человек», «люди», «народ». Айны это древнейшее население японских островов Хоккайдо и ряда ближайших островов. Некогда они жили и на землях, принадлежащих ныне России: в низовьях Амура, т.е. на материке, на юге Камчатки, на Сахалине и на Курилах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии, где их по официальной статистике около 25 000 человек, а по неофициальным данным более 200 000. Там они в основном заняты в туристском бизнесе, обслуживая, развлекая туристов, жаждущих экзотики. В России по итогам переписи 2010 г. было отмечено лишь 109 айнов, из них 94 айна в Камчатском крае.

Загадки происхождения

Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII в., были удивлены их внешностью. В отличие от азиатов-монголоидов, т.е. с монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны были очень «волосаты и косматы», имели густые чёрные волосы, большие бороды, высокие, но широкие носы. Их австралоидные черты лица по ряду признаков были схожи с европейскими. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили набедренные повязки, как экваториальные южане. Существующие гипотезы ученых о происхождении айнов в целом могут быть объединены в три группы.

Айны родственны индоевропейцам/кавкасионной расе - этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма и др. Но последние исследования ДНК решительно сняли эту концепцию с повестки дня ученых. Они показали, что никакого генетического сходства с индоевропейцами и кавказскими популяциями у айнов не обнаружено. Разве что «волосатое» сходство с армянами: мировой максимум волосатости у армян и айн – под 6 баллов. Сравнить фото – очень похожи. Мировой же минимум роста бороды и усов, к слову, принадлежит нивхам. Кроме того, армян и айну сближает другая внешняя схожесть: созвучие этнонимов Ай – Айн (армяне – Ай, Армения - Айастан).

Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга - эта теория выдвинута советской этнографией (автор Л.Я. Штернберг). Но и эта теория не нашла подтверждения, ибо ныне ясно доказано, что культура айнов в Японии намного древнее культуры австронезийцев. Тем не менее, вторая часть гипотезы – о южном этногенезе айнов – устояла благодаря тому, что последние лингвистические, генетические и этнографические данные позволяют предполагать, что айны вполне могут быть дальними родственниками народа мяо-яо, живущего в Юго-Восточной Азии и Южном Китае.

Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера и/или из Сибири - такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи. Как известно, теория происхождения самих японцев также отталкивается от материка, от тунгусо-манчжурских племён алтайской семьи Южной Сибири. «Палеоазиатские» означает «древнейшие азиатские». Термин этот предложил русский исследователь народов Дальнего Востока академик Л. И. Шренк. В 1883 г. в монографии «Об инородцах Амурского края» Шренк изложил интересную гипотезу: когда-то в древности почти вся Азия была населена народами, отличавшимися от представителей монголоидной расы (монголов, тюрков и др.) и говорившими на своих особых языках.

Затем палеоазиаты были вытеснены азиатами-монголоидами. И только на Крайнем Востоке и Северо-Востоке Азии остались потомки палеоазиатов: юкагиры Колымы, чукчи Чукотки, коряки и ительмены Камчатки, нивхи в устье Амура и на Сахалине, айны на севере Японии и на Сахалине, эскимосы и алеуты Командор и Алеут и других областей Арктики. Японцы считают айну метисами австралоидов и палеоазиатов.

Древние насельники Японии

По основным антропологическим признакам айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, китайцев, монголов-бурят-калмыков, нивхов-камчадалов-ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, в целом, Дальнего Востока. Известно также и то, что айны близки только к людям эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками айнов. Хотя неизвестно, откуда айны пришли на Японские острова, но доказано, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова - от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, южную треть Камчатки и Курильские острова.

Это доказали археологические раскопки и айнские названия мест: Цусима - «далекий», Фудзи - божество очага у айн, Цукуба (ту ку па) - «голова двух луков», Яматай - «место, где море рассекает сушу», Парамушир – «широкий остров», Уруп - лосось, Итуруп - медуза, Сахалин (Сахарэн) – волнообразная земля по-айнски. Установлено также, что на японских островах айны появились около 13 тысяч лет до н.э. и создали весьма высокоразвитую неолитическую культуру Дзёмон (12-3 тыс. лет до н.э.). Так, керамика айну считается самой древней в мире – 12 тысяч лет.

Некоторые полагают, что легендарное государство Яматай китайских хроник и есть древнеайнское государство. Но айны бесписьменный народ, их культура – это культура охотников, рыболовов и собирателей первобытного строя, живших дисперсно маленькими поселениями на большом удалении друг от друга, не знавших земледелия и скотоводства, правда, имевших уже лук и керамику. Они практически не занимались земледелием и кочевым скотоводством. Айны создали удивительную систему жизнедеятельности: чтобы сохранить гармонию, равновесие в природной среде, они регулировали рождаемость, не допуская демографических взрывов.

Благодаря этому они никогда не создавали крупных сел, и основными их единицами были маленькие поселения (по-айнски - утар/утари - «люди, живущие в одном месте у одной реки»). Им, собирателям, рыболовам и охотникам, для выживания была необходима весьма большая территория, поэтому маленькие села неолитических первобытных айнов были далеко удалены друг от друга. Такой тип хозяйства ещё в древнее время вынудил айнов расселиться разбросанно.

Айны как объект колонизации

С середины эпохи Дзёмон (8-7 тыс. лет до н.э.) на японские острова начинают прибывать группы из юго-восточной Азии, говорившие на австронезийских языках. Затем к ним присоединились колонисты из южного Китая, принесшие культуру земледелия, прежде всего, рис – весьма продуктивную культуру, позволяющую жить очень большому количеству людей на малой территории. В конце Дзёмон (3 тыс. до н.э.) на Японские острова прибывают уже алтаеязычные скотоводы, которые дали начало корейским и японским этносам. Сложившееся государство Ямато теснит айнов, Известно, что и Яматай, и Ямато рассматривали айнов как дикарей, варваров. Трагическая борьба айнов за выживание шла 1500 лет. Айны вынуждены были мигрировать на Сахалин, Амур, Приморье и Курилы.


Айны – первые самураи

В военном отношении японцы очень долго уступали айнам. Путешественники XVII-XIX вв. отмечали потрясающую скромность, тактичность и честность айнов. И.Ф. Крузенштерн писал: «Народ айну – кроткий, скромный, доверчивый, вежливый, уважающий собственность... бескорыстие, откровенность – их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана». Но эта характеристика дана айнам тогда, когда они потеряли всякий боевой дух после всего лишь трех веков русской колонизации. Между тем, айны в прошлом были весьма воинственным народом. 1,5-2 тысячи лет они героически боролись за свободу и независимость свой родины – Эдзо (Хоккайдо).

Их воинские отряды возглавляли вожди, в мирное время бывшие главами сел - "утар". Утар имел полувоенную организацию, как у казаков. Из оружий айны любили мечи и луки. В бою они использовали как бронебойные стрелы, так и наконечники с шипами (для лучшего прорезания доспехов или застревания стрелы в теле). Были и наконечники Z-образного сечения, видимо, перенятые у маньчжуров/джурдженей. Японцы переняли у воинственных, а потому непобедимых, айнов искусство боя, кодекс чести самурая, культ меча, ритуал харакири. Мечи у айнов были короткие, 50 см длиной, перенятые у тонци, тоже воинственных аборигенов Сахалина, покоренных айнами. Айнский воин – джангин – лихо дрался двумя мечами, не признавая щитов. Интересно, что кроме мечей, айны носили на правом бедре два кинжала ("чейки-макири" и "са-макири"). Чейки-макири был ритуальным ножом для изготовления священных стружек "инау" и совершения обряда ритуального самоубийства – харакири. Японцы, лишь переняв у айнов многие приёмы войны и дух воина, изобретя, наконец, пушки, переломили ситуацию и установили свое господство.

О том, что японское господство в Эдзо (Хоккайдо), несмотря на несправедливость любого колониального управления, всё же не было столь диким и жестоким, как на северных островах, подвластных России, отмечают почти все исследователи, в том числе русские, указывая на волны бегств айнов с Сахалина, Курил и других земель России в Японию, на Хоккайдо-Эдзо.

Айны в России

Миграции айнов на данные территории начались, по некоторым данным, в XIII в. Как они жили до прихода русских – вопрос практически не исследованный. Русская колонизация айнов ничем не отличалась от сибирской конкисты: погром, покорение, обложение ясаком. Однотипными были и злоупотребления: многократное наложение и выбивание ясака все новыми отрядами казаков и так далее. Айны, гордый народ, наотрез отказывались платить ясак и принимать русское подданство. К концу XVIII в. ожесточенное сопротивление айнов было сломлено.

Врач Добротворский писал, что в середине XIX в. в Южном Сахалине у бухты Буссе было 8 больших поселений айнов, по 200 человек в каждом минимум. Через 25 лет не было ни одного села. Такой исход был не редок в русском ареале айнских селений. Причины исчезновения Добротворский видел в опустошительных войнах, незначительной рождаемости «из-за неплодовитости айнок» и в болезнях: сифилис, цинга, оспа, «косивших» именно малые народы. При Советской власти айну подверглись политическим преследованиям – до и после войны они объявлялись «японскими шпионами». Самые «умные» айны переписывались в нивхов. Тем не менее, их ловили, переселяли на Командоры и другие места, где они ассимилировались, например, с алеутами и другими народами.

«В настоящее время айно, обыкновенно без шапки, босой и в портах, подсученных выше колен, встречаясь с вами по дороге, делает вам реверанс и при этом взглядывает ласково, но грустно и болезненно, как неудачник, и как будто хочет извиниться, что борода у него выросла большая, а он все еще не сделал себе карьеры», - так с великой горечью писал гуманист А.П. Чехов в своем «Острове Сахалин». Ныне в России айнов осталось 109 чел. Из них чистокровных – практически нет. Чехов, Крузенштерн, да и польский ссыльный Бронислав Пилсудский, добровольный этнограф и патриот айну и других малых народов края, вот малая горсточка тех, кто поднимал голос в защиту этого народа в России.

Айны в Японии

В Японии, по неофициальным данным, 200 000 айну. 6 июня 2008 г. японский парламент признал айну отдельным национальным меньшинством. Теперь здесь проводятся разные мероприятия, оказывается государственная помощь этому народу. Жизнь айнов в материальном отношении практически ничем не отличается от жизни японцев. Но оригинальная культура айнов практически служит лишь туризму и, можно сказать, выступает в роли своеобразного этнотеатра. Японцы и сами айны эксплуатируют этноэкзотику на потребу туристам. Есть ли у них будущее, если нет языка, древнего, гортанного, но родного, тысячелетнего, и если утерян дух? Некогда воинственный и гордый. Единый язык как код нации, и гордый дух самодостаточных единоплеменников, - вот два фундаментальных базиса нации-народа, два крыла, поднимающих в полет.

Изначально айны жили на островах Японии (тогда она называлась Айнумосири — земля айнов), пока не были оттеснены на север праяпонцами. Но исконные земли айнов на японских островах Хоккайдо и Хонсю. На Сахалин айны пришли в XIII-XIV вв., «закончив» заселение в нач. XIX века.

Следы их появления находили также на Камчатке, в Приморье и Хабаровском крае. Многие топонимические названия Сахалинской области носят айнские названия: Сахалин (от «САХАРЭН МОСИРИ» — «волнообразная земля»); острова Кунашир, Симушир, Шикотан, Шиашкотан (слова-окончания «шир» и «котан» означают соответственно «участок земли» и «поселение»). Чтобы занять весь архипелаг до Хоккайдо включительно (тогда он назывался «Эдзо») японцам потребовалось более 2 тысяч лет (самые ранние свидетельства о стычках с айнами датируются 660 г. до н.э.). Впоследствии айны практически все выродились или ассимилировались с японцами и нивхами.

В настоящее время существуют лишь несколько резерваций на о.Хоккайдо, где живут айнские семьи. Айны, пожалуй, самый загадочный народ на Дальнем Востоке. Первые русские мореплаватели, изучавшие Сахалин и Курилы, с удивлением отмечали европеоидные черты лица, несвойственные монголоидам густые волосы, бороды. Российские указы 1779, 1786 и 1799 гг., свидетельствуют о том, что жители южных Курил - айны еще с 1768 г. являлись русскими подданными (в 1779 г. они были освобождены от уплаты в казну дани - ясака), а южные Курильские острова рассматривались Россией как собственная территория. Факт русского подданства курильских айнов и принадлежности России всей Курильской гряды подтверждают также Инструкция Иркутского губернатора А.И.Бриля главному командиру Камчатки М.К.Бему 1775 г., и "ясашная таблица" - хронология сбора в XVIII в. c айну - жителей Курильских островов, в том числе с южных (включая и остров Матмай-Хоккайдо), упомянутой дани -ясака. Итуруп означает "лучшее место", Кунашир - Симушир означает " участок земли - черный остров", Шикотан - Шиашкотан (слова-окончания "шир" и "котан" означают соответственно "участок земли" и "поселение").

Своим добродушием, честностью и скромностью айны произвели на Крузенштерна самое лучшее впечатление. Когда за доставленную рыбу им давали подарки, они брали их в руки, любовались ими и потом возвращали. С трудом удалось айнам втолковав, что это им дарят в собственность. В отношении к айнам еще Екатерина Вторая предписывала - быть с АЙНАМИ ласковыми и не облагать их налогом, с целью облегчить положение новых русских подда-южнокурильских айнов. Указ Екатерины II Сенату об освобождении от податей айнов - населения Курильских островов, принявшего российское подданство 1779 г. Ея И.В. повелевает приведенных в подданство на дальних островах мохнатых курильцев - айнов оставить свободными и никакого сбору с них не требовать, да и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать, но стараться дружелюбным обхождением и ласковостию для чаемой пользы в промыслах и торговле продолжать заведенное уже с ними знакомство. Первое картографическое описание Курильских островов, включая их южную часть, было сделано в 1711- 1713 гг. по результатам экспедиции И. Козыревского, который собрал сведения о большинстве Курильских островов, в том числе Итурупе, Кунашире и даже "Двадцать Втором" Курильском острове МАТМАЙ (Матсмай), который позже стал называться Хоккайдо. Было точно установлено, что Курилы не подчинялись какому-либо иностранному государству. В донесении И. Козыревского в 1713 гг. отмечалось, что южнокурильские айны "самовластно живут и не в подданстве и торгуют повольно".Следует особо отметить, что русские землепроходцы в соответствии с политикой российского государства, открывая населенные айнами новые земли, сразу же объявили о включении этих земель в состав России, начинали их изучение и хозяйственное освоение, вели миссионерскую деятельность, облагали местное население данью (ясаком). На протяжении XVIII века все Курильские острова, включая и их южную часть, вошли в состав России. Подтверждением этого является и сделанное главой русского посольства Н.Резановым в ходе переговоров с уполномоченным японского правительства К.Тоямой в 1805 г. заявление о том, что "к северу от Матсмая (о. Хоккайдо) все земли и воды принадлежат русскому императору и чтобы японцы не распространяли далее своих владений". Японский математик и астроном XVIII века Хонда Тосиаки писал, что «...айны смотрят на русских как на родных отцов», так как «подлинные владения завоевываются делами добродетельными. Страны, вынужденные подчиняться силе оружия, в глубине души остаются непокоренными».

К концу 80-х гг. XVIII столетия фактов русской деятельности на Курилах было накоплено вполне достаточно для того, чтобы, в соответствии с нормами международного права того времени, считать весь архипелаг, включая его южные острова, принадлежащими России, что и было зафиксировано в российских государственных документах. Прежде всего следует назвать императорские указы (напомним, что в то время императорский или королевский указ имел силу закона) 1779, 1786 и 1799 гг., в которых подтверждалось подданство России южнокурильских айнов (именовавшихся тогда "мохнатыми курильцами"), а сами острова объявлялись владением России. В 1945 году японцы выселили всех АЙНОВ с оккупированного Сахалина и Курильских островов на Хоккайдо, при этом они почему-то оставили на Сахалине трудовую армию из корейцев привезенную японцами и СССР пришлось их принять как лиц без гражданства, далее корейцы переселились в Среднюю Азию. Чуть позже этнографы долго задавались вопросом — откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды, а языковеды обнаруживали в языке айнов латинские, славянские, англо-германские и даже индо-арийские корни. Айнов причисляли и к индо-ариям, и к австралоидам и даже кавказцам. Одним словом, загадок становилось все больше, а ответы приносили все новые проблемы. Айнское население представляло собой социально расслоенные группы («утар»), возглавляемые семействами вождей по праву наследования власти (необходимо заметить, что род у айнов шел по женской линии, хотя главным в семье естественно считался мужчина). «Утар» строился на базе фиктивного родства и имел военную организацию. Правящие семейства, называвшие себя «утарпа» (глава утара) или «нишпа» (вождь), представляли собой слой военной элиты. Мужчины «высокого происхождения» уже с рождения предназначались к военной службе, высокородные женщины проводили время за вышиванием и шаманскими ритуалами («тусу»).

Семья вождя имела жилище внутри укрепления («часи»), окруженной земляной насыпью (также называемой «часи»), обычно под прикрытием горы или скалы, выступающей над террасой. Число насыпей нередко достигало пяти-шести, которые чередовались со рвами. Вместе с семьей вождя внутри укрепления обычно находились слуги и рабы («ушию»). Какой-либо централизованной власти у айнов не было.Из оружия айны предпочитали лук. Недаром же их называли «люди, из волос которых торчат стрелы» за то, что они носили колчаны (и мечи, кстати, тоже) за спиной. Лук изготовлялся из вяза, бука или бересклета большого (высокого кустарника, высотой до 2,5 м с очень крепкой древесиной) с накладками из китового уса. Тетива изготовлялась из крапивных волокон. Оперение у стрел состояло из трех орлиных перьев. Несколько слов о боевых наконечниках. В бою использовались как «обычные» бронебойные, так и наконечники с шипами (возможно, для лучшего прорезания доспехов или застревания стрелы в ране). Встречались наконечники и необычного, Z-образного сечения, которые скорее всего были заимствованы у маньчжур или джурдженей (сохранились сведения, что в средние века сахалинские айны дали отпор большой армии, пришедшей с материка). Наконечники стрел изготовлялись из металла (ранние — из обсидиана и кости) и затем обмазывались аконитовым ядом «суруку». Корень аконита измельчали, замачивали и ставили в теплое место для брожения. Палочка с ядом прикладывалась к ножке паука, если ножка отваливалась — яд готов. Из-за того, что этот яд быстро разлагался, его широко использовали и на охоте на крупных зверей. Древко стрелы делали из лиственницы.

Мечи у айнов были короткие, 45-50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и полутораручной рукоятью. Айнский воин — джангин — дрался именно двумя мечами, не признавая щитов. Гарды у всех мечей были съемные и часто использовались как украшения. Существуют сведения, что некоторые гарды специально полировались до зеркального блеска, чтобы отпугивать злых духов. Кроме мечей, айны носили два длинных ножа («чейки-макири» и «са-макири»), которые носились на правом бедре. Чейки-макири был ритуальным ножом для изготовления священных стружек «инау» и совершения обряда «пере» или «эритокпа» — ритуального самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав «харакири» или «сэппуку» (как, кстати, и культ меча, специальные полочки для меча, копья, лука). Мечи айны выставляли на всеобщее обозрение только во время Медвежьего праздника. Старинное предание гласит: Давным-давно, после того, как эта страна была создана богом, жили старик-японец и старик-айн. Деду-айну было велено сделать меч, а деду-японцу: деньги (далее объясняется, почему у айнов был культ мечей, а у японцев — жажда денег. Айны осуждали своих соседей за стяжательство). К копьям они относились довольно прохладно, хотя и выменивали их у японцев.

Еще одной деталью вооружения айнского воина являлись боевые колотушки — небольшие валики с ручкой и отверстием на конце, сделанные из твердых пород дерева. По бокам колотушки снабжались металлическими, обсидиановыми или каменными шипами. Колотушки использовались как кистень, так и как праща — сквозь отверстие продевался кожаный ремень. Меткий удар такой колотушки убивал сразу, в лучшем (для жертвы, конечно) — навсегда уродовал. Шлемов айны не носили. Они имели природные длинные густые волосы, которые сбивались в колтун, образуя подобие естественного шлема. Теперь перейдем к доспехам. Доспехи сарафанного типа изготовлялись из кожи лахтака («морского зайца» — вид большого тюленя). На вид такой доспех (см. фото) может казаться громоздким, но на деле практически не стесняет движений, позволяет свободно сгибаться и приседать. Благодаря многочисленным сегментам получались четыре слоя кожи, которые с одинаковым успехом отражали удары мечей и стрел. Красные круги на груди доспеха символизируют трехмирье (верхний, средний и нижние миры), а также шаманские диски-«толи», отпугивающие злых духов и вообще имеющих магическое значение. Аналогичные круги изображены также и на спине. Застегиваются такие доспехи спереди при помощи многочисленных завязок. Были и короткие доспехи, вроде фуфаек с нашитыми на них дощечками или металлическими пластинками. О воинском искусстве айнов в настоящее время известно очень мало. Известно, что праяпонцы переняли у них практически все. Почему не предположить, что и некоторые элементы единоборств также не были переняты?

До наших дней дошел только такой поединок. Противники, держа друг друга за левую руку, наносили удары дубинами (айны специально тренировали спины, чтобы пройти это испытание на выносливость). Иногда эти дубинки заменялись ножами, а иногда дрались просто руками, до тех пор, пока у противников не сбивалось дыхание. Несмотря на жестокость поединка, каких-либо случаев травматизма не наблюдалось.Вообще-то айны сражались не только с японцами. Сахалин, к примеру, они отвоевали у «тонци» — низкорослого народца, действительно коренного населения Сахалина. От «тонци» айнские женщины переняли привычку татуировать губы и кожу вокруг губ (получалась своеобразная полуулыбка — полуусы), а также названия некоторых (очень хороших по качеству) мечей — «тонцини». Любопытно, что айнские воины — джангины — отмечались как очень воинственные, они были неспособны ко лжи. Интересны также сведения о знаках собственности айнов — на стрелы, оружие, посуду они ставили особые знаки, передававшиеся из поколения в поколение, для того, чтобы например не спутать, чья стрела поразила зверя, кому принадлежит та или иная вещь. Таких знаков насчитывается более полутора сотен, а их значения не расшифрованы до сих пор. Наскальные надписи обнаружены близ отару (Хоккайдо) и на острое Уруп.

Остается добавить, что японцы боялись открытого боя с айнами и завоевывали их хитростью. В древней японской песне говорилось, что один «эмиси» (варвар, айн) стоит ста человек. Существовало поверье, что они могли напускать туман. На протяжении многих лет айны не раз поднимали восстание против японцев (по-айнски «чижем»), но каждый раз проигрывали. Японцы приглашали предводителей к себе для заключения перемирия. Свято чтя обычаи гостеприимства, айны, доверчивые как дети, не мыслили ничего плохого. Их убивали во время пиршества. Как правило, иные способы подавления восстания у японцев не удавались.

«Айны - это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, общительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый

и... даже интеллигентный». (А. П. Чехов - Остров Сахалин)

С VIII в. японцы не прекращали вырезать айнов, которые бежали от истребления на север - на Хоккайдо - Матмай, Курильские острова и Сахалин. В отличие от японцев, русские казаки их не убивали. После нескольких стычек между похожими внешне голубоглазыми и бородатыми пришельцами с той и другой стороны установились нормальные дружеские отношения. И хотя айны наотрез отказались платить налог «ясак», однако никто их за это в отличие от японцев не убивал. Впрочем, переломным для судьбы этого народа стал 1945 г. Сегодня в России проживают лишь 12 его представителей, но есть множество «метисов» от смешанных браков. Уничтожение «бородатого народа» - айну в Японии прекратилось лишь после падения милитаризма в 1945 г. Однако культурный геноцид продолжается и по сию пору.

Показательно, что точной численности айнов на японских островах не знает никто. Дело в том, что в «толерантной» Японии нередко до сих пор наблюдается довольно надменное отношение к представителям других национальностей. И айны не стали исключением: их точную численность определить невозможно, поскольку по японским переписям они не значатся ни как народ, ни как национальное меньшинство. Согласно данным ученых, общая численность айнов и их потомков не превышает 16 тыс. человек, из которых чистокровных представителей айнского народа не более 300 человек, остальные «метисы». Кроме того, зачастую айнам оставляют самую не престижную работу. И японцы активно проводят политику их ассимиляции и ни о каких «культурных автономиях» для них и речи не идет. Люди с материковой части Азии пришли и в Японию примерно в то же время, когда впервые люди достигли Америки. Первопоселенцы японских островов - ЙОМОН (предки АЙНОВ) достигли Японии двенадцать тысяч лет назад, а йоуи (предки японцев) пришли из Кореи в последние два с половиной тысячелетия.

В Японии была проделана работа, которые позволяют надеяться, что генетика в состоянии решить вопрос, кто предки японцев. Наряду с японцами, живущими на центральных островах Хонсю, Сикоку и Кюсю, антропологи различают еще две современные этнические группы: айны с острова Хоккайдо на севере и рюкюйцы, живущие главным образом на самом южном острове 0кинава. Одна из теорий заключается в том, что эти две группы- айны и рюкюйцы являются потомками первых поселенцев йомон, которые некогда занимали всю Японию, а позже были вытеснены с центральных островов к северу на Хоккайдо и к югу на Окинаву пришельцами йоуи из Кореи. Исследование митохондриальной ДНК, проведенное в Японии, лишь частично подтверждает эту гипотезу: оно показало, что современные японцы с центральных островов имеют очень много общего в генетическом плане с современными корейцами, с которыми у них намного больше одинаковых и сходных митохондриальных типов, чем с айнами и рюкюйцами. Однако показано еще и то, что между айнами и рюкюйцами практически нет черт сходства. Оценка возраста, показала, что обе эти этнические группы накопили определенные мутации за последние двенадцать тысячелетий — это позволяет предположить, что они действительно являются потомками исходного народа йомон, но и доказывает, что с тех пор эти две группы не контактировали между собой.

"Народ айну- кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, вежливый,
общительный, уважающий собственность, на охоте- смелый.
Вера в дружбу и щедрость, бескорыстие, откровенность - их обычные качества.
Они правдивы и не терпят обмана"
Антон Павлович Чехов.

«Я айну почитаю лучшим из всех народов, которые мне известны"
Русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн

Хокайдо и все Северные острова принадлежат айнам, так писал в 1646 году мореплаватель Колобов, первым из русских, побывавший там.

Коренным населением Японии были Айны, которые появились на островах около 13 тыс. лет назад.

В IV-I веках до н.э. на земли айнов стали вторгаться мигранты - племена, хлынувшие в это время с Корейского полуострова на восток, которым позднее суждено было стать основой японской нации.

Многие века айны ожесточённо сопротивлялись натиску и, порой, весьма успешно. Приблизительно в VII в. н.э. на несколько столетий установился рубеж между двумя народами. На этой пограничной черте были не только военные битвы. Шла торговля, вёлся интенсивный культурный обмен. Случалось, родовитые айны влияли на политику японских феодалов…

Культура японцев существенно обогатилась за счёт своего северного противника. Традиционная религия японцев - синтоизм - обнаруживает очевидные айнские корни; айнского происхождения ритуал харакири и комплекс воинской доблести «бусидо». Представители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов (а нам везде показывают самураев исключительно монголоидного типа.
Поэтому неудивительно, что наибольшее распространение свастика получила в японской геральдике. Её изображение является моном (гербом) многих самурайских родов - Цугару, Хатисука, Хасекура и других.

Вместе с тем, айнов постигла ужасная судьба. Начиная с XVII века, они подвергались беспощадному геноциду и принудительной ассимиляции, и вскоре стали национальным меньшинством в Японии. В настоящее время в мире насчитывается всего лишь 30 000 айнов.

«…Покорение огромного Хонсю продвигалось медленно. Ещё в начале VIII века нашей эры айны удерживали за собой всю его северную часть. Военное счастье переходило из рук в руки. А затем японцы стали подкупать айнских вождей, награждать их придворными титулами, переселять целые деревни айнов с захваченных территорий на юг, а на освободившемся месте создавать свои поселения. Мало того, видя, что армия не в силах удержать захваченные земли, японские правители решились на очень рискованный шаг: вооружили уходивших на север переселенцев. Так было положено начало служилому дворянству Японии - самураям, переломившим ход войны и оказавшим огромное влияние на историю своей страны. Однако XVIII век ещё застаёт на севере Хонсю небольшие деревушки неполностью ассимилированных айнов. Большинство же коренных островитян частью погибли, а частью успели ещё раньше перебраться через Сангарский пролив к своим соплеменникам на Хоккайдо - второй по величине, самый северный и самый малозаселённый остров современной Японии.

До конца XVIII века Хоккайдо (в то время его называли Эдзо, или Эзо, то есть "дикий", "земля варваров") не слишком интересовал японских правителей. Написанная в начале XVIII века "Дайннипонси" ("История Великой Японии"), состоящая из 397 томов, упоминает об Эдзо в разделе, посвящённом иностранным государствам. Хотя уже в середине XV века даймё (крупный феодал) Такэда Нобухиро решил на свой страх и риск потеснить айнов южного Хоккайдо и построил там первое постоянное японское поселение. С тех пор иностранцы иногда называли остров Эдзо иначе: Матмай (Матс-май) по имени основанного Нобухиро Мацумаэского клана.

Новые земли приходилось брать с боем. Айны оказывали упорное сопротивление. Народная память сохранила имена наиболее мужественных защитников родной земли. Один из таких героев Сякусяин, который возглавил восстание айнов в августе 1669 года. Старый вождь повёл за собой несколько айнских племён. За одну ночь были захвачены 30 прибывших из Хонсю торговых кораблей, затем пала крепость на реке Кун-нуи-гава. Сторонники дома Мацумаэ едва успели спрятаться в укреплённом городке. Ещё немного и…

Но посланное осаждённым подкрепление успело вовремя. Бывшие хозяева острова отступили за Кун-нуи-гава. Решающее сражение началось в 6 часов утра. Закованные в латы японские воины с усмешкой смотрели на бегущую в атаку толпу необученных регулярному строю охотников. Когда-то эти орущие бородачи в доспехах и шапках из деревянных пластин были грозной силой. А теперь кого испугает блеск наконечников их копий? Падавшим на излёте стрелам ответили пушки…

Уцелевшие айны бежали в горы. Ещё месяц продолжались схватки. Решив поторопить события, японцы заманили Сякусяина вместе с другими айнскими военачальниками на переговоры и убили. Сопротивление было сломлено. Из свободных людей, живших по своим обычаям и законам, все они, от мала до велика, превратились в подневольных работников клана Мацумаэ. Установившиеся в то время отношения между победителями и побеждёнными описаны в дневнике путешественника Екои:

"…Переводчики и надсмотрщики совершали много дурных и подлых дел: они жестоко обращались со стариками и детьми, насиловали женщин.

Поэтому многие айны убегали к своим соплеменникам на Сахалин, южные и северные Курилы. Там они чувствовали себя в относительной безопасности - ведь здесь японцев ещё не было. Косвенное подтверждение тому мы находим в первом известном историкам описании Курильской гряды. Автор этого документа - казак Иван Козыревский. Он побывал в 1711 и 1713 годах на севере гряды и расспросил её жителей о всей цепочке островов, вплоть до Матмая (Хоккайдо). На этот остров русские впервые высадились в 1739 году. Жившие там айны рассказывали руководителю экспедиции Мартыну Шпанбергу, что на Курильских островах "…людей множество, и никому те острова не подвластны".

В 1777 году иркутский торговец Дмитрий Шебалин смог привести в русское подданство полторы тысячи айнов на Итурупе, Кунашире и даже на Хоккайдо. Айны получали от русских прочные рыболовные снасти, железо, коров, а со временем - и арендную плату за право охотиться возле их берегов.

Несмотря на самоуправство некоторых купцов и казаков, айны (в том числе и эдзоские) искали у России защиты от японцев. Возможно, бородатые большеглазые айны увидели в пришедших к ним людях естественных союзников, столь резко отличавшихся от живших вокруг монголоидных племён и народов. Ведь внешнее сходство наших землепроходцев и айнов было просто поразительным. Оно обмануло даже японцев. В их первых сообщениях русские упоминаются как “рыжие айны”…»

30 апреля 1779 года Екатерина II издала указ «О невзимании никаких податей с приведенных в подданство айнов», в котором говорилось: «Никакого сбору с них не требовать, да и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать, но стараться дружелюбным обхождением и ласковостию для чаемой пользы в промыслах и торговле продолжать заведённое уже с ними знакомство».

В 1785 году до северных островов айну добрались японцы и принялись их истреблять. Жителям запретили торговать с русскими и уничтожили кресты и другие знаки, свидетельствующие о принадлежности островов к России.

Здесь Айны находились фактически на положении рабов. В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айнов сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства. Мелочная, доведенная до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айнов. Многие молодые айны изымались из своего традиционного окружения и направлялись японцами на различные работы, например, айны из центральных районов Хоккайдо посылались на работу на морские промыслы Кунашира и Итурупа (которые в то время также были колонизированы японцами), где жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.

Айнам устроили настоящий геноцид. Все это привело к новым вооруженным выступлениям: восстанию на Кунашире в 1789. Ход событий был такой: японский промышленник Хидая пытается открыть на тогда ещё независимом айнском Кунашире свои фактории, вождь Кунашира — Тукиноэ не разрешает ему сделать это, захватывает все товары, привезенные японцами, и отправляет японцев обратно в Мацумаэ, в ответ на это японцы объявляют экономические санкции против Кунашира, и после 8 лет блокады Тукиноэ позволяет Хидая открыть несколько факторий на острове, население немедленно попадает в кабалу к японцам, через некоторое время айны под предводительством Тукиноэ и Икитои поднимают восстание против японцев и очень быстро одерживают верх, но несколько японцев спасается, добирается до столицы Мацумаэ и клан Мацумаэ посылает войска для подавления мятежа.

В 1807 году к Итурупу двинулась экспедиция русских. «Долг призывал нас, - писал капитан Хвостов, - освободить островитян [айнов] от тиранства японцев». Японский гарнизон на Итурупе, увидев русские корабли, бежал вглубь острова. Айнам было объявлено "об изгнании японцев, поскольку Итуруп принадлежит России".

В 1845 году Япония в одностороннем порядке провозгласила суверенитет над всем Сахалином и Курильскими островами. Это вызвало негативную реакцию со стороны Николая I. Однако начавшаяся в 1853 году Крымская война вынудила Российскую империю пойти навстречу Японии.

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп.

Курильские айны более тяготели к русским, нежели к японцам: многие из них владели русским языком и были православными. Причина подобного положения вещей заключалась в том, что русские колониальные порядки, несмотря на многие злоупотребления сборщиков ясака и вооруженные конфликты, спровоцированные казаками, были куда мягче японских. Айны не вырывались из своей традиционной среды, их не заставляли радикально менять образ жизни, не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили и до прихода русских и занимались теми же самыми занятиями.

Однако северокурильские айны не решились расстаться со своей родиной и уйти к русским. И тогда их постигла самая тяжкая участь: японцы перевезли всех Северокурильских айнов на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки, запретили выходить в море без разрешения; вместо этого айны привлекались на различные работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало традиционному рациону Северокурильских айнов, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айну оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности, в то время как характерной этноэкологической чертой курильских айнов было расселение мелкими группами, причем многие острова оставались вообще незаселенными и использовались айнами как охотничьи угодья щадящего режима. Нужно также учитывать, что на Шикотане жило много японцев.

Очень многие айны умерли в первый же год. Разрушение традиционного уклада Курильских айну привело к тому, что большинство жителей резервации ушли из жизни. Однако об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности. Резервацию ликвидировали. Уцелевшую горстку — не более 20 человек, больных и обнищавших, — вывезли на Хоккайдо. В 70-е годы имелись данные о 17 курильских айнах, однако, сколько из них являлись выходцами с Шикотана — неясно.

October 30th, 2017

Все знают, что американцы - не коренное население США, точно так же, как и теперешнее население Южной Америки. А вы знаете, что японцы тоже не являются коренным населением Японии? Кто же тогда жил на этих островах до них?...
Японцы не коренные жители Японии

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север. О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии - великая гора Фудзияма - имеет в своём названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают учёные, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Расселение айнов в конце XIX века

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удалёнными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки.

Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев . Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжёлые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства - харакири.

Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек , успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири - эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.

О происхождении айнов учёные спорят до сих пор

Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности - очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант.

А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских , настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев . Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов. Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Составленное при российской императрице Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства», включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и остров Хоккайдо.

Причина - этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население - айны - по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными.

С японцами айны воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курильские острова казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке. Так, что Россия может потребовать у японцев Хоккайдо.

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии . И более того - христиане правоверного толка! Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами.

Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.

Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос. Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила:

«Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой маленьких островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока. Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась после аварии на АЭС Фукусима. Ну а раз так, то и безвозмездная передача островов в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность. Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной практикой в подобных делах.

Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории. Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Тем более, что военная активность Китая, ядерные амбиции и готовность к военным действиям КНДР и другие проблемы в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе дадут лишний повод к подписанию Японией мирного договора с Россией.

Но вернёмся к айнам

Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну - два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.

По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались.

Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все - айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент - самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) - наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают.

Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.

Эпилог

В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи. Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами - половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае.

Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве. В течение переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов.

В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Запрос был также отклонён. Алексей Накамура сообщает, что в 2012 году в России отмечено 205 айнов (сравните с 12 людьми, отметившимися в 2008), и они, как и курильские камчадалы, борются за официальное признание. Айнский язык вымер много десятилетий назад.

В 1979 году только три человека на Сахалине могли бегло говорить по-айнски, и там язык полностью вымер к 1980-м годам. Хотя Кэйдзо Накамура бегло говорил на сахалинско-айнском и даже перевёл несколько документов на русский для НКВД, он не передал язык своему сыну. Такэ Асаи , последний, кто знал сахалинский айнский язык, умер в Японии в 1994 году.

Пока айну не признаны, они отмечаются как люди без национальности, как этнические русские или камчадалы. Поэтому в 2016 году, и курильские айну, и курильские камчадалы лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера.

Айны удивительные

Сегодня айнов осталось очень мало, около 25 000 человек. Они обитают в основном на севере Японии и практически полностью ассимилированы населением этой страны.

Айны - коренной народ Японии. Неизвестная история

Музыка из древности. Айны - Старые фото и песни

Николай Левашов о Курильских островах и Японии