Боцман – главный борец с бардаком на корабле. Современный боцман: кто он? Боцманы бывают разные, но взаимозаменяемые
Действует Редакция от 22.07.2010
Наименование документ | ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА" |
Вид документа | приказ, устав |
Принявший орган | минобороны рф |
Номер документа | 999 |
Дата принятия | 12.10.2010 |
Дата редакции | 22.07.2010 |
Номер регистрации в Минюсте | 18311 |
Дата регистрации в Минюсте | 31.08.2010 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА"
БОЦМАНСКАЯ КОМАНДА
Боцман
168. Боцман подчиняется старшему помощнику капитана. Он является непосредственным руководителем судовых работ по обслуживанию корпуса и палубных механизмов судна, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, цистерн пресной воды (измерительных, приемных и воздушных труб), рангоута, такелажа, трапов и кранцев.
Он отвечает за готовность к использованию якорного, швартовного, буксирного и рулевого устройств, а также спасательных и противопожарных средств (оборудования, имущества и инвентаря).
169. Боцман обязан:
составлять планы судовых работ по корпусной части судна и обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для выполнения работ повышенной опасности, в том числе работ на высоте и за бортом судна;
следить за исправным состоянием и готовностью к использованию коллективных и индивидуальных спасательных средств, оборудования для спуска их на воду, снабжением установленным имуществом и инвентарем;
организовывать подготовку трюмов, механизмов и устройств к грузовым операциям, а также крепление груза на палубах, обращая особое внимание на крепление тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
готовить материалы для составления ремонтных ведомостей по корпусной части и палубным механизмам судна, составлять заявки и организовывать снабжение судна спасательным, противопожарным, шкиперским, другим имуществом и инвентарем по заведованию;
обходить ежедневно судно, следить за чистотой и порядком на верхней палубе, в жилых помещениях и столовой команды.
170. Перед выходом судна в море боцман должен проверить надежность закрытия грузовых и иных люков и горловин, крепление палубных устройств, лееров, катеров (шлюпок), оборудования и механизмов, находящихся на верхней палубе, и доложить об их состоянии старшему помощнику капитана.
171. При проходе судном узкостей, подходе к месту якорной стоянки, выполнении швартовных операций боцман должен подготовить якоря к отдаче и находиться на баке или ином месте по указанию старшего (вахтенного) помощника капитана.
При стоянке судна в базе (в порту) боцман должен контролировать состояние и исправность трапов (сходен), кранцев, траповых лебедок и швартовных тросов, а также обеспечивать выполнение работ, связанных с безопасной стоянкой судна.
Старший матрос172. Старший матрос подчиняется боцману и в необходимых случаях замещает его.
Он отвечает за учет и надлежащее хранение инвентаря и инструмента для работ по корпусной части судна, а также брезентов, тентов, чехлов, спасательных нагрудников и другого имущества, находящегося в заведовании.
173. Старший матрос обязан:
самостоятельно работать с якорными, швартовными, буксирными и другими палубными устройствами судна;
обеспечить должное хранение и ремонт брезентов, тентов, чехлов, спасательных нагрудников, также инструмента, инвентаря и другого имущества корпусной части судна;
выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы, в том числе работы повышенной опасности (за бортом, на мачтах и т.п.);
следить за исправным состоянием огнетушителей и пожарных шлангов, а также аварийных фонарей, переносных люстр и ламп;
обеспечивать пожарную безопасность, чистоту и порядок в кладовых и помещениях, находящихся в заведовании;
нести ходовые (на руле) и стояночные вахты согласно графику.
174. Старший матрос должен знать и уметь выполнять обязанности матроса 1 класса, управлять шлюпкой и всеми судовыми спасательными средствами на веслах, под парусом или мотором.
При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
175. Старший матрос руководит работой матросов боцманской команды по обслуживанию корпуса и корпусных конструкций судна. На судах, где штатом (штатным перечнем) судна должность боцмана не предусмотрена, старший матрос выполняет его обязанности.
Старший матрос пожарный176. Старший матрос пожарный подчиняется боцману. В заведовании старшего матроса пожарного находится противопожарное имущество и инвентарь.
177. Старший матрос пожарный обязан:
проверять противопожарное состояние трюмов и выполнение требований пожарной безопасности грузовых работ;
следить за соблюдением требований пожарной безопасности при выполнении на судне работ с применением открытого огня;
уметь пользоваться переносными пожарными мотопомпами, дымососами, а на нефтеналивных судах, кроме того, уметь пользоваться газоанализаторами и переключать основные клинкеты на верхней палубе.
178. Старший матрос пожарный должен нести ходовые вахты на мостике (впередсмотрящим) и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию и руководить работой матросов пожарных.
Матрос 1 класса179. Матрос 1 класса подчиняется старшему матросу и в необходимых случаях замещает его.
180. Матрос 1 класса обязан:
знать общие сведения по судовождению, раскраску и внешние признаки средств навигационного ограждения, основные положения правил предупреждения столкновений судов в море;
нести ходовую вахту на руле, управлять рулевым устройством по магнитному компасу и гирокомпасу, уметь переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно;
управлять грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами;
знать расположение грузовых помещений на судне, цистерн пресной воды, их горловин, мерительных и воздушных труб, а на наливных судах, кроме того, - расположение грузовых и зачистных систем и уметь манипулировать основными приводами клапанов (клинкетов);
уметь управлять судовыми спасательными средствами на веслах и под парусом (мотором), проводить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом.
181. Наиболее опытный матрос 1 класса назначается старшим рулевым и обеспечивает чистоту и порядок в штурманской рубке, надлежащее хранение и содержание сигнальных флагов и знаков, ручных лотов и другого штурманского имущества.
Матрос 2 класса182. Матрос 2 класса подчиняется старшему матросу.
183. Матрос 2 класса обязан:
выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем, включая работы на высоте и за бортом судна;
уметь передавать и принимать сообщения световой и флажной сигнализации;
уметь пользоваться судовыми спасательными средствами, управлять шлюпкой на веслах, с ручным или механическим приводом.
184. Матрос 2 класса должен готовить грузовые устройства и помещения судна к грузовым операциям, а при выполнении грузовых операций находиться в трюме или у люка и следить за размещением груза, при необходимости вести счет груза и наблюдать за его сохранностью.
185. Матрос 2 класса может привлекаться к несению вахты на руле и выполнению работ с грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами после получения инструктажа на рабочем месте или под руководством боцмана (старшего матроса).
Матрос-водолаз186. Матрос-водолаз подчиняется боцману, а на судах, где штатом (штатным перечнем) должность боцмана не предусмотрена, - старшему помощнику капитана.
Он отвечает за исправное состояние и готовность к использованию водолазного снаряжения, оборудования и имущества.
187. Матрос-водолаз обязан:
готовить водолазное снаряжение и оборудование к проведению спусков и выполнению типовых водолазных работ;
выполнять типовые водолазные работы, связанные с подводной арматурой судна (очисткой кингстонных решеток, винтов и рулей от обрастания, намоток и засорений), а также выполнять простые монтажные и слесарные работы под водой;
устранять простейшие неисправности водолазного снаряжения и оборудования, обслуживать декомпрессионную барокамеру;
оказывать помощь водолазам в аварийных ситуациях и при водолазных заболеваниях.
188. На спасательных и специальных судах, имеющих нескольких матросов-водолазов, обязанности каждого из них определяет старший помощник капитана.
Матрос189. Матрос подчиняется старшему матросу.
190. Матрос обязан:
выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем;
нести ходовые вахты на мостике (впередсмотрящим) и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
уметь пользоваться судовыми спасательными средствами;
производить уборку помещений, расписанных ему в заведование, и участвовать в подсобных судовых работах по указанию боцмана.
191. Матрос может привлекаться к несению вахты на руле и выполнению работ с грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами после получения инструктажа на рабочем месте или под руководством боцмана (старшего матроса).
На судах, где штатом предусмотрено несколько матросов, обязанности каждого из них определяет боцман.
(01) знать устройство и уметь обслуживать главные, вспомогательные механизмы и технические средства их обслуживающие, уметь управлять ими;
(02) знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;
(03) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;
(04) уметь обслуживать электрооборудование машинных помещений.
223. Моторист (машинист) I класса обязан:
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
224. Моторист (машинист) I класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Моторист (машинист) II класса
225. Моторист (машинист) II класса подчиняется второму механику.
Моторист (машинист) II класса должен:
(01) знать устройство главных и вспомогательных механизмов, назначение и расположение обслуживаемых им трубопроводов и клапанов;
(02) уметь обслуживать главные и вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;
(03) уметь обслуживать вспомогательные котлы и технические средства, обеспечивающие их работу;
(04) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
226. Моторист (машинист) II класса обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию.
227. Моторист (машинист) II класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Старший котельный машинист
228. Старший котельный машинист непосредственно подчиняется третьему механику. Старший котельный машинист должен:
(01) уметь управлять котельной установкой и техническими средствами, обслуживающими ее;
(02) знать устройство и уметь обслуживать системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную установку;
(03) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
229. Старший котельный машинист обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки и технических средств, обслуживающих ее;
(03) руководить работами котельных машинистов;
(04) нести вахту согласно судовому расписанию.
230. Старший котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Котельный машинист
231. Котельный машинист подчиняется третьему механику.
Котельный машинист должен:
(01) знать устройство и уметь обслуживать котлы, системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную установку;
(02) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средства пожаротушения и уметь ими пользоваться.
232. Котельный машинист обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию.
233. Котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Кладовщик
234. Кладовщик непосредственно подчиняется второму механику.
Кладовщик осуществляет хранение материально-технического снабжения механической части и содержание в должном порядке кладовых машинного помещения, ремонтирует инструмент, а также принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств.
235. Кладовщик при наличии квалификационного свидетельства моториста (машиниста) может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.
Токарь
236. Токарь непосредственно подчиняется второму механику.
Токарь отвечает за надежную работу и техническое состояние станков и оборудования механической мастерской и обеспечивает исправное состояние инструмента, средств малой механизации и приспособлений механической части.
Токарь должен уметь выполнять станочные и слесарные работы, знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться, выполнять правила техники безопасности и пожаробезопасности.
237. Токарь обязан принимать участие в работах по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте. При наличии квалификационного свидетельства моториста (машиниста) токарь может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.
Рефрижераторный механик
238. Рефрижераторный механик подчиняется непосредственно старшему механику. Рефрижераторному механику подчиняются рефрижераторные машинисты.
Рефрижераторный механик отвечает за надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и техническое состояние холодильной установки и установки кондиционирования воздуха со всеми обслуживающими ее техническими средствами (включая воздушную систему), средств автоматизации (кроме элементов электрических схем), контрольно-измерительных приборов и других технических средств своего заведования.
Рефрижераторный механик ведает сменно-запасными частями и материально-техническим снабжением своего заведования и является ответственным руководителем работ по рефрижераторным установкам.
239. Рефрижераторный механик обязан по своему заведованию:
(01) обеспечивать соблюдение заданных режимов во всех охлаждаемых помещениях;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических, средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы технических средств, составлять план работ и представлять его старшему механику;
Второй электромеханик
255. Второй электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях второй электромеханик замещает старшего электромеханика.
Второй электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние главных генераторов, гребных электродвигателей и основных электроприводов, обслуживающих гребную установку, центрального поста управления гребной установкой, электропривода рулевого устройства, авторулевого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электростанции, машинного телеграфа, постов управления, средств автоматизации и контроля электродвижения судна.
Второй электромеханик ведает электромастерской и электрокладовыми.
256. Второй электромеханик обязан по своему заведованию:
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;
(06) производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных ремонтно-профилактических работ;
(07) вести журнал замеров сопротивления изоляции.
Второй электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
257. На судах без электродвижения второй электромеханик подчиняется первому электромеханику, в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованиям между первым и вторым электромеханиками распределяет старший механик.
Третий электромеханик
258. Третий электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях третий электромеханик замещает второго электромеханика.
Третий электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние вспомогательных и аварийных генераторов, электрооборудования палубных механизмов, подруливающего устройства, электроприводов вспомогательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.
259. Третий электромеханик обязан по своему заведованию:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности;
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;
(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента. Третий электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
Четвертый электромеханик
260. Четвертый электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях четвертый электромеханик замещает третьего электромеханика.
Четвертый электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние кабельной сети, электроприводов вспомогательных механизмов, не вошедших в заведование второго и третьего электромехаников, электрических вентиляторов , преобразователей, электрооборудования камбуза, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожекторов, тифонов и аккумуляторных батарей .
261. Четвертый электромеханик обязан по своему заведованию:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и правила пожаробезопасности;
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;
(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;
(06) своевременно, согласно инструкциям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал;
(07) следить за правильным использованием электрического освещения. Четвертый электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
Техник АТС
262. Техник АТС непосредственно подчиняется старшему электромеханику (электромеханику) .
Техник АТС отвечает за надежную работу и техническое состояние судовой автоматической телефонной станции, командных телефонных коммутаторов и внутрисудовых систем сигнализации.
263. Техник АТС обязан:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и правила пожаробезопасности;
(02) осуществлять техническое обслуживание средств телефонной связи и внутрисудовых систем сигнализации и контролировать их правильное использование;
(03) вести установленную техническую документацию по своему заведованию. Техник АТС может привлекаться к вахтенному и техническому обслуживанию судового электрооборудования при наличии квалификационного свидетельства электрика.
Старший электрик
264. Старший электрик подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, старший электрик подчиняется второму механику. В необходимых случаях старший электрик замещает электромеханика.
265. Старший электрик обязан:
(01) выполнять техническое обслуживание всего судового электрооборудования и средств внутренней телефонной связи;
(03) ведать электромастерской и электрокладовыми, обеспечивать надлежащее хранение, учет и расходование материально-технического снабжения по электрической части;
(04) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахт электриками.
266. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность четвертого электромеханика, старший электрик с разрешения и под ответственность старшего электромеханика может допускаться к несению вахты электромеханика.
267. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций старший электрик несет вахту в месте, указанном электромехаником.
268. Старший электрик может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Электрик 1 класса
269. Электрик I класса подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, электрик I класса подчиняется второму механику. В необходимых случаях электрик I класса замещает старшего электрика.
270. Электрик I класса должен:
(01) знать устройство и принцип действия всего судового электрооборудования;
(02) уметь управлять всеми техническими средствами судового электрооборудования;
(03) знать принцип действия и конструктивные особенности механической установки;
(04) уметь пользоваться всеми судовыми средствами пожаротушения.
271. Электрик I класса обязан:
(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, инструкции, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахты электриками.
272. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик I класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.
273. Электрик 1 класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Электрик II класса
274. Электрик II класса подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, электрик II класса подчиняется второму механику.
Электрик II класса должен:
(01) знать принцип действия судового электрооборудования;
(02) уметь управлять техническими средствами электрооборудования механической установки;
(03) знать принцип действия и конструктивные особенности механической установки;
(04) уметь пользоваться средствами пожаротушения машинного помещения.
275. Электрик II класса обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всего судового электрооборудования;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила пожаробезопасности и техники безопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахт электриками.
276. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик II класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.
277. Электрик II класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Боцман
278. Боцман подчиняется старшему механику, является командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа и руководителем работ по корпусной части.
При подготовке судна к рейсу и плавании в сложных условиях, а также для выполнения работ , связанных с обеспечением сохранной перевозки грузов и судового имущества, боцман поступает в распоряжение старшего помощника капитана.
Боцман обеспечивает техническое обслуживание:
(01) корпуса, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных и приемных труб, рангоута, такелажа , трапов, штормтрапов и кранцевой защиты судна;
(02) рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств с их техническими средствами (кроме механической и электрической частей этих средств);
(03) спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря и других технических средств своего заведования.
Боцман ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением и кладовыми по своему заведованию. Боцман руководит малярными и такелажными работами по судну (включая машинные помещения).
279. Боцман обязан:
(01) выполнять правила технической эксплуатации технических средств своего заведования, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы этих технических средств;
(02) составлять план работ по корпусной части и представлять его на утверждение старшему механику;
(03) распределять подчиненных ему членов экипажа по вахтам и работам, согласовывая со старшим механиком и старшим помощником капитана, вести учет их рабочего времени, и дней отдыха;
(04) выполнять правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности, требовать выполнения этих правил подчиненными ему лицами и обеспечивать безопасную организацию работ;
(05) руководить ремонтно-профилактическими работами по корпусной части, выполняемыми судовыми специалистами;
(06) обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, принимать участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
(07) обеспечивать подготовку корпусной части к отходу судна и штормовому плаванию, крепление груза, оборудования, имущества, контролировать крепление груза береговыми специалистами и докладывать вахтенному помощнику капитана;
(08) перед каждым приходом судна в порт обеспечивать проверку исправности траповых лебедок, привлекая для этого ответственных лиц по необходимости;
(09) обеспечивать готовность к действию аварийного и противопожарного оборудования, имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования, их снабжения и спусковых устройств;
(10) обеспечивать своевременные проверки и испытания якорных цепей, блоков, гаков, цепей, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;
(11) подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контролировать качество работ по корпусной части, выполняемых береговыми специалистами;
(12) обеспечивать чистоту и порядок на палубе, в помещениях и столовой команды;
(13) знакомить вновь поступающих на судно членов экипажа с расписанием по заведованиям, расписанием по тревогам, расположением аварийного и противопожарного оборудования и имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования и обучать обращению с ними;
(14) составлять заявки на материально-техническое снабжение по своему заведованию, обеспечивать прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части;
(15) вести установленную документацию по своему заведованию.
280. При проходе судном узкостей, входе в порт, выходе из него, при подходе к месту якорной стоянки и во время швартовных операций боцман должен находиться на баке или, при необходимости, в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
При стоянке судна в порту боцман обязал по указанию вахтенного помощника капитана обеспечивать выполнение работ, связанных с эксплуатацией и безопасной стоянкой судна, с уведомлением старшего механика.
К несению вахт боцман может привлекаться по указанию капитана.
281. На судах, где не предусмотрена должность старшего матроса, боцман выполняет его обязанности.
На судах, где предусмотрено несколько боцманов, их обязанности определяются согласно установленному порядку.
Подшкипер
282. Подшкипер непосредственно подчиняется боцману и является его заместителем.
Подшкипер осуществляет прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части.
283. Подшкипер обязан:
(01) готовить материалы для заявок на материально-техническое снабжение корпусной части и представлять их боцману;
(02) обеспечивать должное хранение и ремонт брезентов , тендов, виндзелей, спасательных нагрудников, чехлов и другого имущества корпусной части;
(03) обеспечивать исправность и сохранность средств малой механизации, приспособлений, инвентаря и инструмента корпусной части;
(04) выполнять судовые такелажные, парусные и малярные работы, составлять требуемые для покрасочных работ краски;
(05) осуществлять управление палубными техническими средствами;
(06) обеспечивать исправное состояние пожарных шлангов, соединительных гаек, огнетушителей и аварийных фонарей;
(07) обеспечивать пожаробезопасность, чистоту и порядок в кладовых помещениях
корпусной части и подшкиперской, выполнять правила техники безопасности;
(08) обеспечивать сохранность и исправное состояние переносных люстр и ламп, своевременно сдавая их в ремонт электромеханику;
(09) выполнять обязанности старшего матроса (на судах, где не предусмотрена должность старшего матроса).
284. Подшкипер должен иметь квалификационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт.
При швартовных операциях подшкипер должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
Старший матрос (плотник)
285. Старший матрос непосредственно подчиняется боцману. В необходимых случаях старший матрос замещает боцмана.
Старший матрос должен:
(01) уметь выполнять судовые плотницкие работы по корпусной части;
(02) уметь управлять всеми техническими средствами корпусной части;
(03) уметь пользоваться палубными средствами пожаротушения;
(04) знать приемную систему пресной воды, расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их воздушных и мерительных труб и мерительных труб грузовых помещений.
286. Старший матрос обязан:
(01) принимать пресную воду, производить ежедневно замеры воды в танках, сточных колодцах и льялах, записывать результаты замеров на доске в машинном помещении, в тетради замеров и докладывать старшему помощнику капитана;
(02) выполнять плотницкие работы и принимать участие в судовых работах, техническом обслуживании и ремонте корпусной части, такелажных и покрасочных работах по судну;
(03) обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств;
(04) следить за техническим состоянием пожарной магистрали на палубе, осушительного трубопровода в трюмах, приемных сеток, льял, пайолов, рыбинсов и люковых закрытий грузовых помещений;
(05) обеспечивать подготовку беседок и лесов для работ за бортом, на мачтах и дымовых трубах;
(06) обеспечивать надлежащее состояние кранцев, румпель-талей и штуртросов, трапов, штормтрапов и сходней;
(07) обеспечивать пожаробезопасность в плотницкой и выполнять правила техники безопасности, руководить работой матросов;
(08) выполнять обязанности подшкипера (на судах, где не предусмотрена должность подшкипера).
При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
287. Старший матрос должен иметь квалификационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт по указанию капитана.
Старший матрос может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.
Матрос 1 класса
288. Матрос I класса непосредственно подчиняется боцману. Матрос I класса должен:
(01) знать и выполнять обязанности матроса II класса;
(02) знать сигналопроизводство;
(03) уметь управлять палубными техническими средствами;
(04) уметь пользоваться судовыми спасательными средствами и управлять спасательными шлюпками на веслах и под парусами;
(05) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;
(06) знать расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных труб и мерительных труб грузовых помещений, уметь манипулировать основными приводами клинкетов на палубах;
(07) уметь производить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом.
289. Матрос I класса обязан:
(01) нести ходовые на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
(02) принимать участие в судовых работах и техническом обслуживании корпусной части (включая работы на высоте и за бортом);
(03) принимать участие в подготовке грузовых устройств и помещений к грузовым операциям, открывать и закрывать грузовые трюмы, оборудованные люковыми закрытиями с механическим и гидравлическим приводами.
290. Наиболее опытный матрос I класса назначается старшим рулевым.
Старший рулевой обязан обеспечивать чистоту и порядок в штурманской и рулевой рубках, надлежащее содержание и хранение сигнальных флагов и знаков, ручных лотов, забортных буксируемых лагов и ручного туманного горна.
Матрос II класса
291. Матрос II класса непосредственно подчиняется боцману.
Матрос II класса должен:
(01) знать расположение по судну аварийно-спасательного противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и уметь их использовать по назначению;
(02) уметь пользоваться судовыми спасательными средствами и управлять шлюпками с ручным и механическим приводами;
(03) уметь осуществлять прием и передачу сообщений посредством световой и флажной сигнализации;
(04) уметь выполнять малярные, такелажные и парусные работы.
292. Матрос II класса обязан:
(01) нести ходовые вахты на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
(02) принимать участие в судовых работах и работах по техническому обслуживанию корпусной части;
(03) принимать участие в открытии и закрытии люков трюмов, выпускать и выбирать забортный лаг, снимать отсчеты лага;
(04) принимать участие в подготовке и уборке грузовых средств и инвентаря;
(05) убирать палубу и судовые помещения;
(06) принимать участие в швартовных работах согласно судовому расписанию;
(07) при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями:
перед началом грузовых операций следить за тем, чтобы люковые крышки с гидравлическим и механическим приводом были надежно закреплены, горловины всех цистерн задраены, трубопроводы исправны, льяла, сточные колодцы и приемные сетки были чистыми, а льяльные крышки плотно закрыты;
во время грузовых операций находиться в трюме или у люка и следить за размещением груза по указанию второго помощника капитана;
контролировать сепарирование груза и при необходимости вести счет груза;
наблюдать за сохранностью груза в трюме и не допускать к погрузке грузовые места, имеющие неисправную тару или маркировку, не соответствующую документации. О всех обнаруженных недостатках немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана;
при прекращении грузовых операций докладывать вахтенному помощнику капитана;
если во время грузовых операций снимаются не все бимсы, следить за тем, чтобы оставшиеся бимсы были тщательно закреплены болтами;
наблюдать за исправностью трюмных трапов. О всех обнаруженных повреждениях немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана;
не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии;
не допускать курения в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме;
(08) при отсутствии в штате судна должности матроса пожарной части выполнять его обязанности.
Матрос II класса может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.
Матрос-водолаз
293. Матрос-водолаз непосредственно подчиняется боцману. Матрос-водолаз выполняет подводные работы по распоряжению старшего механика, руководствуясь правилами техники безопасности и действующими положениями, касающимися производства водолазных работ.
Матрос-водолаз обеспечивает исправное состояние водолазного оборудования и имущества, выполняет судовые работы и привлекается к несению вахт.
При наличии на судне нескольких матросов-водолазов более опытный из них назначается старшим.
Глава VIII СЛУЖБА БЫТА
Помощник капитана по хозяйственной части
294. Помощник капитана по хозяйственной части подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана и является начальником службы быта (команды бытового обслуживания).
295. Помощник капитана по хозяйственной части организует питание экипажа судна, обеспечивает своевременное получение и хранение продуктов столового довольствия и питьевой воды , а также получение материально-технического снабжения (исключая снабжение бункером , смазочными материалами, водой), ведет кассовую книгу , производит расчеты с экипажем, составляет кассовые отчеты, обеспечивает соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности , а также санитарных правил подчиненными ему членами экипажа.
296. Помощник капитана по хозяйственной части обязан:
(01) составлять и своевременно оформлять заявки на продукты питания и промтовары, при доставке продуктов на судно проверять их наличие;
(02) составлять совместно с врачом меню питания экипажа и пассажиров (при отсутствии пассажирской службы), обеспечивая необходимую калорийность и разнообразие по ассортименту пищи с учетом запросов членов экипажа;
(03) на первое число последующего месяца, а также по требованию капитана или судового комитета совместно с назначенной комиссией и участием судового врача производить проверку продуктов, табачных и других изделий и тары. Проверка оформляется актом, который утверждается капитаном;
(04) вести учет продуктов питания, табачных изделий, материально-технического снабжения, инвентаря и денежных средств ;
(05) составлять денежный и кассовый отчеты и после утверждения их капитаном
направлять судовладельцу в установленном порядке;
(06) составлять и своевременно подавать заявки на камбузное, буфетное имущество и совместно с материально-ответственными лицами организовывать их получение;
(07) на основании полученных от материально-ответственных лиц документов составлять и своевременно представлять материалы к инвентаризации материально-имущественных ценностей.
297. Помощник капитана по хозяйственной части должен:
(01) вести табель рабочего времени членов экипажа, а также табель на сверхурочные работы и направлять их судовладельцу;
(02) по согласованию со старшим помощником и старшим механиком составлять заявки на материально-техническое снабжение;
(03) вести учет расходования лимита по материально-техническому снабжению судна;
(04) осуществлять контроль за правильным получением денег с членов экипажа по всем видам задолженности;
(05) оформлять и выдавать членам экипажа, уходящим с судна, аттестаты, таможенные и другие справки;
(06) обеспечивать своевременный обмен и заправку огнетушителей, аппаратов КИП и аквалангов.
298. Помощник капитана по хозяйственной части несет ответственность в установленном законом порядке:
(01) за выдачу, учет и остаток денежных средств в советской, иностранной валюте и чеках Внешторгбанка;
(02) за санитарное состояние судовых помещений, помещений судоблока и оборудования;
(03) за соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил членами службы быта (команды бытового обслуживания).
299. При наличии диплома о присвоении морского звания помощник капитана по хозяйственной части может быть привлечен к несению вахты как на ходу, так и на стоянке.
Повар
300. Повар на судах, где отсутствует заведующий производством, непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
Повар руководит работой камбузного персонала.
В обязанности повара входит приготовление и раздача пищи.
Повар принимает участие в составлении заявок на продукты и контролирует качество продуктов, доставляемых на судно.
Повар обеспечивает содержание в надлежащем состоянии камбузных помещений и оборудования, камбузной посуды и холодильников, а также принимает меры к своевременному получению и необходимому ремонту камбузного инвентаря и другого имущества.
Повар принимает участие в составлении меню совместно с судовым врачом и артельщиком и представляет его на утверждение помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
На судах, где нет должности пекаря, его обязанности возлагаются на повара.
На судах, где несколько поваров, один из них назначается старшим.
Пекарь
301. Пекарь непосредственно подчиняется повару.
В обязанности пекаря входит выпечка хлебобулочных и кондитерских изделий и работа на. камбузе под руководством повара.
Камбузник
302. Камбузник непосредственно подчиняется повару и выполняет работы по его указанию. В обязанности камбузника входит содержание в чистоте камбуза, камбузных подсобных помещений и посуды.
На судах, где имеется один повар, камбузник помогает ему в приготовлении и раздаче пищи.
Буфетчик
303. Буфетчик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
На буфетчика возлагается заведование буфетом, уборка и обслуживание кают-компании, а также уборка кают капитана и старшего командного состава.
Буфетчик принимает посуду, оборудование буфета, столовое белье, а также постельное белье экипажа, следит за их надлежащим состоянием и ведет учет этого имущества.
Дневальный
304. Дневальный непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части. При отсутствии в штате помощника капитана по хозяйственной части дневальный подчиняется старшему помощнику капитана.
В обязанности дневального входит уборка кают командного состава, служебных помещений, красного уголка (клуба), коридоров, а также содержание в чистоте помещения столовой команды, подача пищи в столовую судовой команды и мытье посуды.
Дневальный принимает у буфетчика необходимое количество посуды, белья и другого инвентаря и следит за их сохранностью.
При наличии в штате судна более одного дневального обязанности каждого из них определяются помощником капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшим помощником капитана.
На пассажирских судах дневальные, обслуживающие пассажирские помещения, непосредственно подчиняются старшему бортпроводнику и их обязанности устанавливаются помощником капитана по пассажирской части.
Артельщик
305. Артельщик избирается на общем собрании экипажа с последующим назначением приказом по судну.
Артельщик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
Помимо выполнения своих обязанностей по занимаемой им штатной должности, артельщик получает продовольствие для экипажа и обеспечивает его сохранность в соответствии с установленными санитарными правилами, а также следит за содержанием в должном порядке кладовых и других помещений для хранения продуктов, ежесуточно выдает, в соответствии с утвержденным меню, продукты поварам для приготовления пищи, принимает участие в составлении меню, а также производит продажу членам экипажа продуктов питания и предметов повседневного обихода.
Артельщик ведет учет суточного расхода продуктов и несет материальную ответственность в установленном законом порядке за сохранность продовольствия.
Глава IX РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Начальник радиостанции
306. Начальник радиостанции непосредственно подчиняется капитану и является начальником радиотехнической службы.
Начальник радиостанции руководит работой судовых радиоспециалистов, электрорадионавигатора и несет радиовахту согласно Правилам радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР и судовому расписанию.
Начальник радиостанции несет ответственность за радиосвязь судна, техническое состояние и постоянную готовность к действию аппаратуры радиосвязи и радиотрансляции, телеустановок, факсимильной аппаратуры, шлюпочных радиостанций, судовых инвентарных радиоприемников, магнитофонов.
Начальник радиостанции. несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к действию радионавигационных приборов в случае, когда на него возложено их техническое обслуживание.
При наличии в штате судна должности электрорадионавигатора начальник радиостанции несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к действию всех электрорадионавигационных приборов.
307. Начальник радиостанции обязан:
(01) строго соблюдать Правила радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР;
(02) контролировать соблюдение санитарных норм на радиоизлучение от передающих устройств судна;
(03) обеспечивать соблюдение правил и инструкций по технике безопасности подчиненными ему лицами;
(04) составлять расписание вахт радиоспециалистов и представлять его на утверждение капитану;
(05) организовывать и осуществлять регулярный и своевременный прием метеосводок и штормовых предупреждений по районам, указанным капитаном, а также навигационных извещений мореплавателям (НАВИМ) и навигационных предупреждений (НАВИП);
(06) обеспечивать постоянную готовность средств аварийной радиосвязи;
(07) немедленно открывать вахту па частоте 500 кГц или 2182 кГц в случае опасности, грозящей судну, или приема сигнала тревоги от автоаларма;
(08) обеспечивать прием факсимильных передач карт погоды и состояния моря;
(09) ежедневно проверять радиотелеграфный журнал, подписывать его и представлять на подпись капитану;
(10) сдавать рейсовое донесение начальнику службы связи и электрорадионавигации судовладельца.
Первый помощник
На большинстве судов существовала должность первого помощника капитана, который исполнял капитанские обязанности во время его отсутствия. Первый помощник был также необходим, чтобы возглавить команду при захвате вражеского судна вместе с квартирмейстером. Некоторые из пиратских капитанов всегда имели на корабле первого помощника, но чаще всего эту должность занимал владелец корабля. Но нередко первые помощники возглавляли бунты на кораблях против капитана. Особенно опасным был сговор первого помощника с квартирмейстером или боцманом. Фактически два-три офицера могли без труда захватить власть на корабле в свои руки без кровопролития, достаточно было лишь составить новое соглашение с командой и тогда бывшего капитана ждала самая ужасная судьба. Его либо высаживали на необитаемом острове, либо вешали на рее его же корабля, хотя иногда случалось, что бывший капитан становился простым членом команды.
Квартирмейстер
Квартирмейстер нёс ответственность за состояние судна. Его главной задачей было распределение и снабжение различных материалов, необходимых на корабле, в том числе пороха, а также выполнение ремонтных работ, распределение добычи и наказание провинившихся. Таким образом можно сказать, что обязанности, которые на обычном судне выполнялись одним человеком - капитаном, у пиратов были распределены между двумя. Это позволяло исключить единоначалие на корабле, которое так ненавидели пираты. Когда капитан вел судно в сражении, квартирмейстер должен был возглавлять абордажную команду и находиться на самом жарком участке боя. Он также должен был определять, насколько ценен захваченный груз, и распределять добычу. Естественно, что наибольшую ценность в добыче представляло золото и серебро. Но квартирмейстер должен был также определить, как поступить с грузом захваченного корабля. Ведь нередко трюм пиратского судна мог быть уже заполнен добычей и приходилось выбрасывать один товар ради другого, более ценного. Квартирмейстер был также единственным человеком в команде, который мог определить наказания для провинившегося пирата. Капитан мог лишь потребовать наказать виновного, но степень вины определял квартирмейстер, даже если это и шло против мнения большинства. Кроме того, квартирмейстер выступал в качестве судьи в спорах между членами команды а также при дуэлях, если они не противоречили пиратскому кодексу. Таким образом квартирмейстер в вопросах боевых действий, дележа добычи и управления командой стоял выше капитана корабля. Само слово «квартирмейстер» свидетельствовало о том, что человеку, занимавшего этот пост, доставалась четверть добычи.
Навигатор
Самые опытные моряки, отлично знающие лоцию и морские карты, становились навигаторами. Прокладка курса и определение места нахождения корабля были в то время весьма непростыми задачами. От навигатора требовалось умение пользоваться различными астрономическими инструментами, он должен был рассчитывать курс корабля и проводить его в наиболее опасных местах во время плавания. Нередко навигатор мог единолично спасти корабль во время боя, направив его только ему одному известным проходом между скал. В ведении навигатора находились бесценные морские карты, навигационные приборы и корабельные часы. Если на корабле не было клерка, то ведение записей и учета также возлагалось на навигатора. В свою очередь, первый помощник иногда выполнял обязанности навигатора.
Боцман
В команде корабля всегда были люди, в обязанность которых входило поддержание технического состояния корабля и управление командой. Именно эти обязанности и исполнялись младшими офицерами - корабельными боцманами. Один боцман отвечал за оснащение корабля, другой за управлением палубной командой. Был также боцман, осуществляющей постановкой корабля на якорную стоянку. Разумеется, что на небольшом судне все эти обязанности совмещал один человек. В этом случае боцманские обязанности выполнялись капитанами и квартирмейстерами. Боцман следил за состоянием парусов, снастей и такелажа а также дублировал команды капитана во время боя или шторма. Весь рангоут, такелаж и снасти ремонтировалось корабельным плотником, но в этом самое активное участие должен был принимать и боцман. Боцман отвечал за хранение запасных канатов, ремонтного дерева, парусины и организовывал работы по ремонту корабля. В обязанности боцмана также входило содержание корабельного флага, связь с другими кораблями с помощью специальных сигналов, поддержание порядка среди команды и содержание шлюпок. Боцман также отвечал за состояние корабельных часов. При необходимости наказания одного из членов команды роль палача также нередко отводилась боцману.
Плотник
Плотник был чрезвычайно важным членом экипажа, который отвечал за поддержание плавучести корабля, исправности корпуса и мачт. Хорошие плотники весьма высоко ценились и плотникам - пиратами иногда даже разрешалось не участвовать в рукопашных схватках. Плотники отвечали за быстрое устранение повреждений корпуса во время сражения, а также крепили доски обшивки при шторме. Кроме того, в обязанности плотника входило поддержание исправного состояния деревянных мачт, палубы, а также закупка на берегу качественных материалов для ремонта в открытом море. Во время кренгования корабля основная часть по организации этой тяжелой работы ложилась так же на плотника, но при этом ему помогала вся команда. В море плотник был неусыпно следить за состоянием корпуса корабля и при малейших протечках устранять их и докладывать обо всем капитану. Из за этого плотники были освобождены от несения вахт и прочей работы на корабле. Но дел у плотника и так было с избытком. Он должен был несколько раз в день осматривать не только состояние корпуса, но и мачт и рангоута. В кладовой плотника всегда хранилось необходимое количество деревянных брусков и досок, пакли и различного инструмента. Вместе с тем плотник не имел права в одиночку заходить на этот склад, поэтому ключи от него хранились у первого помощника или квартмейстера.
Мастер парусов
На крупных судах плотник и боцман уже не справлялись с ремонтом и постановкой парусов. Из числа наиболее опытных моряков выбирали специального человека, который отвечал за парусное оснащение корабля. Он должен был приобретать качественную парусину, шить и ремонтировать паруса, а также грамотно их использовать. Между боцманом и мастером парусов существовало четкое разграничение обязанностей. Мастер парусов отвечал за постановку тяжелых, верхних и штормовых парусов, в то время как боцман руководил работами по постановке легких парусов на нижних реях мачт. Каюта мастера парусов находилась рядом с каютой плотника, поэтому он всегда мог быстро оказаться в нужном месте и выполнить свою работу. Мастер парусов чаще всего подчинялся первому помощнику, но в своем подчинении не имел никого из членов команды, хотя и считался привилегированным специалистом.
Канонир
Канониры были также высокоценными специалистами, которые отвечали за исправность пушек, их готовность к стрельбе а также собственноручно командовали их наведением во время боя. Эта наука была весьма непроста, поэтому от них требовался не только хороший глазомер и трезвый расчет, но и годы постоянных тренировок и участие в настоящих морских битвах. Помимо канонира, пушечный расчет мог состоять из нескольких человек, в чьи обязанности входила очистка ствола орудия, зарядка, зажигание фитиля, откатывание пушки на место после выстрела. Отдельная команда могла отвечать за поднос ядер и пороха, открывание и закрывание бойниц. На пиратских кораблях с небольшой командой пушечный расчет нередко составляло 2-3 человека, причем огонь мог вестись только с одного борта. Канонир также отвечал за хранение всего инструмента, необходимого для обслуживания пушек, пороха и снарядов. Во время шторма канонир следил, чтобы все пушечные порты были закрыты, иначе корабль мог быть залит водой. Самое опасное место на корабле - пороховой погреб также находилось в ведении канонира. Канонир рассчитывал количество пороха, заряжаемого в пушку, изготавливал заряды и ручные гранаты, осуществлял наводку пушек и по команде капитана вел стрельбу по противнику. Для расчета у канонира имелись специальные таблицы и инструменты. Канонир выполнял еще одну важную задачу - хранение оружия на борту судна, поэтому в его ведении находилась оружейная комната.
Судовой врач
Врачи высоко ценились среди пиратов и нередко при захвате вражеского судна врач в первую очередь получал предложение присоединиться к команде победителя. Врач был единственным человеком, кому разрешалось не подписывать пиратское соглашение. Нередко врачам захваченного судна выплачивали вознаграждение, если они просто оказывали помощь членам пиратской команды. Если на корабле не было настоящего врача, на эту должность выбирали любого подходящего пирата, который имел хоть какие то познания в медицине. Упоминается случай, когда врачом был избран корабельный плотник - так как у него были необходимые «инструменты» для выполнения ампутаций. Иногда врачеванием занимались корабельные повара - им была знакома работа с мясом, но они были менее квалифицированны, чем плотники. Судовой врач имел набор инструментов для выполнения неотложных операций и небольшой набор лекарств. За пополнение запаса лекарств отвечал сам врач, поэтому в порту он обычно поспешно направлялся в местную аптеку, где скупал необходимые лекарства. Главным корабельным лекарством у пиратов был ром - его использовали и как лекарство от желудочных болезней и как обезболивающее при операциях.
Корабельный повар (Кок)
Корабельный кок отвечал за питание, снабжение продовольствием и пресной водой. Что бы стать настоящим коком, нужно было научиться разделывать мясные туши, знать правила хранения продуктов, а также соблюдать определенные правила приготовления пищи, иначе команда могла запросто отправить горе-повара за борт из за неэкономного расходования продуктов ил протухшей питьевой воды. При посещении портов корабельный кок должен был обеспечить провизией команду корабля на протяжении всего предстоящего плавания, поэтому с помощью самых крепких матросов он должен был посетить местные рынки и продуктовые лавки. На больших судах за хранение продуктов отвечал отдельный человек - стюарт. Во время плавания коку постоянно выделялись помощники, в обязанности которых входили поддержание огня в очаге и переноска продуктов. Пища готовилась в специальных печах, так как деревянные корабли были весьма пожароопасны. Во время боя кок участвовал в сражении наряду со всей командой.
Клерк
Большая часть членов команды была неграмотна, но необходимость ведения записей и подсчетов существовала всегда. Для этого один из членов команды назначался клерком. Он должен был вести корабельный журнал, в котором фиксировались все события, произошедшие на корабле, вести учет припасов и оружия, а также вести различные вычисления. Важной задачей клерка было так же составление писем и завещаний, он должен был писать извещения о смерти членов команды, вести учет решений, принятых командой - например избрание капитана. Клерки нередко владели несколькими языками, поэтому их также использовали для общения с иностранцами.
Пороховая обезьяна
Эта должность возникла на британском военном флоте. Так назвали мальчишек, которые входили в оружейную команду. Пираты нередко похищали или заманивали на свои корабли наиболее ловких и пронырливых портовых мальчишек и использовали их ловкость и сноровку. 11-13 летние пираты занимались чисткой оружия, уборкой корабельных помещений, подносили порох и заряды во время боя, одним словом, это были обычные мальчики на побегушках. Они могли пролезть в самые потаенные уголки судно, поэтому нередко пираты с их помощью искали различные тайники на захваченных кораблях. На берегу мальчишки доставляли секретные письма союзникам пиратов и использовались как разведчики во вражеских городах. Благодаря своей ловкости и быстроте пороховые обезьяны нередко оказывались единственными, кому удавалось спастись во время гибели корабля или поимке пиратов. Новички на пиратском судне как правило проходили обучение в роли пороховой обезьяны не взирая на возраст. Пороховые обезьяны были наиболее низкооплачиваемыми и неквалифицированными моряками.
Юнга
Юнгами были значительно выше по своему статусу, чем пороховые обезьяны. Как правило юнгами становились мальчики из благородных семей, которые направлялись для изучения основ мореходства. Юнги по мере освоения морской науки становились корабельными офицерами. Иногда они состояли как порученцы при капитанах судов, выполняли задания по доставке сообщений, следили за офицерской формой и оружием, готовили пищу. Офицеры же за это обучали их основам мореплавания и торговли. Юнгам приходилось выполнять много трудной и неинтересной работы, но всегда могли рассчитывать на достойное вознаграждение и нередко на эту должность соглашались молодые моряки, стремившиеся стать морскими офицерами.
Есть на флоте должности, которые требуют профессиональных знаний и умений, которые даются только опытом, даже при наличии диплома о средне-техническом или даже высшем образовании. Ведь необходимо бывает не только правильно выполнить сложнейшие операции по техническому обслуживанию военно-морской техники, но и найти и устранить неисправность, возникшую в ходе работы. Причем, нередко условия для этого, прямо скажем, могут быть экстремальные – полная темнота, жесткий лимит времени, дым, недостаток воздуха, шторм – да, мало ли неожиданностей преподносит море.
Такие специалисты на корабле – на вес золота. Ни один командир не оставит свой корабль даже на несколько дней без своего, проверенного боцмана, радиометриста, акустика, турбиниста. А если еще такой специалист способен обучать и воспитывать подчиненных, передавать свой опыт молодежи, то про таких говорят – настоящий старшина команды, «Золотой запас»!
Главный боцман – самый главный старшина команды на корабле
Главный боцман подчиняется помощнику командира корабля. Он является прямым начальником личного состава боцманской команды, а на подводной лодке - команды рулевых-сигнальщиков и выполняет обязанности старшины команды.Все приказания главного боцмана, касающиеся соблюдения корабельных правил и поддержания внешнего вида корабля, использования подъемных устройств, а на подводных лодках - и содержания жилых и бытовых помещений корабля, береговой или плавучей базы, обязательны к исполнению мичманами, старшинами и матросами корабля.
Главный боцман отвечает:
- за содержание верхней палубы, надстроек и бортов корабля;
- за использование подъемных устройств корабля, их своевременную проверку и испытание;
- за содержание и использование швартовых кранцев;
- за обеспечение покрасочных работ на корабле.
Главный боцман обязан: знать устройство корабля, его основные тактико-технические характеристики, средства, обеспечивающие его непотопляемость и пожаробезопасность, средства защиты от оружия массового поражения; размещение личного состава на корабле; знать устройство, уметь эксплуатировать и содержать в исправности корабельные якорное, буксирное и погрузочные устройства; содержать в исправности и готовности к действию якоря, якорные цепи и их принадлежности, швартовые кранцы, наблюдать за укладкой якорных цепей и креплением жвака-галса; проверять состояние и укомплектованность корабельных шлюпок; уметь управлять катером и шлюпкой; принимать меры, предохраняющие помещения корабля от заливания водой через люки, двери и вентиляционные устройства; контролировать состояние и размещение спасательных средств и штормовых лееров; обеспечивать покрасочные работы на корабле; наблюдать за приведением в порядок и уборкой выходов на верхнюю палубу, верхней палубы и надстроек, следить за чистотой наружного борта и состоянием рангоута; при стоянке корабля на рейде (на якоре или бочке) ежедневно по окончании приборки обходить на катере (шлюпке) вокруг корабля для осмотра наружного борта, забортных трапов, выстрелов, якорной цепи.
За все эти обязанности боцману почет и уважение; он занимает место в мичманской кают-компании, аналогичное месту командира – в офицерской.
А еще боцман любит свой корабль, как мать любит свое дитя, холит и лелеет его. Делает все с любовью, поглядывая украдкой на соседний корабль – а не лучше ли он покрашен? А не новее ли трап с борта на сходни? Столь ли расторопны боцманята?
С настоящим боцманом не страшен ни выход «вслепую» из базы, ни провал на глубину, ни всплытие «под перископ» в штормовом океане – он «чувствует» корабль. Ловит любое его движение и тут же корректирует его, и стальная тысячетонная махина слушается. Настоящий боцман - «Золотой запас»!
Старшина команды
Корабельная организация представляет собой сложную многоуровневую систему, каждый из уровней замыкается на своего начальника.Как правило, имеет место деление и «по вертикали», и «по горизонтали» - по специальностям. Например, в состав штурманской боевой части входят две команды: рулевых-сигнальщиков и навигационная. Они имеют разные специальности, отвечают за разное штурманское вооружение, выполняют разные задачи по корабельным расписаниям. Возглавляют команды старшины.
Старшина команды подчиняется командиру группы (батареи, дивизиона, боевой части, начальнику службы), является прямым начальником личного состава команды и отвечает: за выполнение командой поставленных задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава команды; за эксплуатацию и состояние оружия и технических средств, находящихся в заведовании команды; за несение службы корабельных нарядов подчиненными и внутренний порядок в команде; за сохранность и исправное состояние имущества команды.
Старшина команды обязан: знать материальную часть заведования команды и руководить ее правильной эксплуатацией; обучать подчиненных эксплуатации оружия и технических средств команды и средств борьбы за живучесть, контролировать обучение матросов командирами отделений, выполнять требования безопасности при обращении с оружием и техническими средствами и при проведении корабельных работ; знать и докладывать командиру подразделения о состоянии оружия и технических средств команды, о всех просьбах, успехах и проступках подчиненных; контролировать ход производимого ремонтными организациями ремонта оружия и технических средств команды, и руководить ремонтом, выполняемым подчиненным личным составом; требовать от подчиненных соблюдения распорядка дня, формы одежды, корабельных правил, воспитывать у них организованность и аккуратность, примерность, правдивость, стремление к овладению техникой, любовь к кораблю и морской службе; постоянно знать, где находятся и что делают подчиненные, немедленно докладывать командиру подразделения о всех происшествиях в команде; содержать в чистоте и порядке помещения, находящиеся в заведовании команды; заботиться о подчиненных и вникать в их нужды, контролировать своевременность получения личным составом положенного довольствия; контролировать очередность назначения матросов командирами отделений в корабельные и специальные наряды, осматривать перед разводом назначенный суточный наряд команды, инструктировать его, проверять знание им своих обязанностей и своевременно отправлять его на развод; руководить проведением утреннего осмотра и проводить вечернюю поверку (в море).
Старшина команды - лучший знаток своей специальности на корабле; он – первый советчик командира боевой части во всех вопросах, касающихся обслуживания материальной части оружия, вооружения и технических средств. Он – надежда и опора командира боевой части, а иногда – всего экипажа, когда необходимы точные и правильные действия, знание техники, технологических процессов, смекалка и опыт.
Боцман (нидерл. bootsmann ) - воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта , Русского царства и Российской империи . Боцман - старший строевой унтер-офицер , на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, - производство такелажных работ , подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута , уборку якорей , всё касающееся до вооружения корабля, компас , управление рулём и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман, если на корабле их несколько, стоит вахту, и один из них называется старшим. На его обязанности лежит исправное состояние такелажа , употребляемого для подъёма тяжестей; во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдаёт якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При работе старший боцман находится на баке . Когда команда наверху, старший боцман принимает обязанности вахтенного боцмана. После революции звание боцмана было упразднено.
Младшее звание: Боцманмат |
Боцман |
Старшее звание: Старший боцман Гардемарин Кондукто́р Старший фельдшер |
См. также
Напишите отзыв о статье "Боцман"
Литература
- // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [М .] : Тип. т-ва И. В. Сытина , 1911-1915.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Отрывок, характеризующий Боцман
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.