Конспект урока " аварийные ситуации на воздушном транспорте". Аварии на воздушном транспорте Причины аварий на авиатранспорте

20.12.2023 Шенген

Статистика показывает, что за последние тридцать лет число аварий на воздушном пассажирском транспорте значительно уменьшилось. Этот вид транспорта является одним из самых безопасных. Но невозможно полностью исключить аварии.

Существуют такие аварийные ситуаци, когда возможно спасение всех пассажиров. Переживая возникшую опасность, некоторые люди могут её не выдержать. Например, задымление или пожар на борту самолёта. Но если знать, что делать, то можно увеличить шансы на спасение и сохранить свою жизнь.

Причины аварий самолётов различны. Одни связаны с конструкцией самолёта. Другие происходят из-за недостаточно чёткой работы авиакомпании при подготовке самолётов к полёту и экипажей. Возможна ошибка оператора авиационно-диспетчерской службы.

Чтобы сохранить жизнь пассажиров, пилоты готовы к предупреждению аварийных ситуаций в полёте. Например, лётчик совершает манёвр, предотвращая столкновение с другим самолётом, или выводит машину из потока воздуха огромной силы или грозового облака. В это время пассажиры должны занять свои места и пристегнуть ремни безопасности, так как самолёт будет испытывать сильные вибрации. Если остаться в проходе между креслами, то можно упасть и получить травму.

Статистика

    В среднем от 15 до 20 аварийных ситуаций в год вызвано турбулентными потоками воздуха.
    В каждом таком случае в среднем происходит от четырёх до пяти травм. При невыполнении правил безопасности около 72% пассажиров получают лёгкие травмы.
    Безопасность полёта начинается с подготовки на земле.
    Следует знать и помнить, что безопасность самолёта зависит и от нас с вами - пассажиров. Поэтому для пассажиров существуют правила поведения на земле, перед посадкой, и на борту во время полёта.

Давай и мы с тобой познакомимся с ними:

  • не брать с собой запрещённых предметов, пакеты для передачи от посторонних;
  • не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при вибрациях самолёта;
  • внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона;
  • пристегнуть ремень безопасности при взлёте и посадке, выполнять все требования бортпроводников.

Одна из опасных ситуаций в воздухе - декомпрессия, или разгерметизация (падение давления внутри самолёта). Причинами могут быть разные явления. При этом салон может наполниться туманом, который рассеивается за несколько секунд. Быстрое истечение воздуха из самолёта будет сопровождаться сильным шумом и свистом. В результате такой аварии человек может потерять сознание в считаные секунды из-за кислородного голодания. Поэтому следует быстро надеть кислородную маску. В больших самолётах она всегда находится прямо перед пассажиром в спинке переднего сиденья. Место хранения кислородной маски открывается автоматически при снижении давления в салоне. Это и есть главный сигнал для быстрых действий по спасению.

Помни, что при резком торможении или ударе наиболее безопасна следующая поза: тело согнуто, ноги упираются в пол, колени - в спинку переднего сиденья, голова наклонена как можно ниже (лучше уткнуться в колени или сумку с мягкими вещами), руки прикрывают голову.

В любой ситуации следует выполнять все указания командира экипажа и не вставать с кресла до полной остановки самолёта. После остановки по команде необходимо немедленно покинуть самолёт (без ручной клади), соблюдая очередность, используя аварийные люки и надувные трапы (правила пользования расположены рядом с ними).

Не стоит прыгать на землю, особенно на бетонное покрытие, с высоты. Это почти всегда ведёт к переломам рук и ног. В крайнем случае можно использовать для спуска подручные средства: верёвки, пояса, багажную сетку, помощь других пассажиров.

Пожар в самолёте

При пожаре в самолёте необходимо:

  • защитить себя от жара и дыма, накинув верхнюю одежду, лечь на пол;
  • дышать только через хлопчатобумажную и шерстяную ткань одежды. Лучше, если она будет смочена водой;
  • если самолёт на земле, то без паники, организованно пробираться к выходу;
  • не брать с собой объёмную ручную кладь;
  • продвигаться не только по проходу, но и пробираться через кресла, опустив их спинки;
  • после выхода из горящего самолёта как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, лечь на землю, чтобы не пострадать от возможного взрыва.

Вопросы

  1. Почему на любом виде транспорта необходимо соблюдать правила безопасности?
  2. Есть ли особые правила поведения на борту воздушного судна?
  3. Правила поведения на воздушном транспорте запрещают проносить в салон самолёта острые и режущие предметы, брать пакеты и свёртки для передачи от посторонних, перевозить без специальной упаковки легко возгораемые вещества и т. д. Объясни, почему существуют такие правила.

Задания

  1. Посмотри на рисунок и ответь на вопрос. Какие предметы, находящиеся у пассажиров, нельзя брать с собой в салон самолёта? Как ты думаешь, почему?
  2. Внимательно изучи рисунки, иллюстрирующие действия пассажира в аварийной ситуации на борту самолёта. Объясни каждое действие и его значение.

Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного разрушения воздушного судна.
Они подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Авиационной катастрофой называется авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель одного или более человек, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.
Авиационной аварией называется авиапроисшествие без человеческих жертв, но вызвавшее значительное повреждение воздушного судна.
Авиационной поломкой называется ситуация, снижающая безопасность полета.

Человеку всегда было присуще желание летать. Древние сказания многих народов повествуют о способности перемещаться в воздушном пространстве. Греческая мифология рассказывает о Дедале, русская - о ковре-самолете. За желание и способность летать людям всегда приходилось платить поистине высокую цену. поскольку покорение воздушного пространства неизбежно связано с человеческими жертвами. В истории не сохранились точные данные о количестве людей, погибших при попытке летать с помощью искусственных крыльев, воздушных змеев, мешков с дымом. А если смельчаки и оставались живы, то на земле их ожидало судилище за “бесовское” дело. И все же 14 сентября 1783 г. в воздух поднялся первый монгольфьер (воздушный шар) с людьми на борту. Это событие дало толчок бурному развитию воздухоплавания. Однако незнание технического потенциала летающего средства, физических законов процесса полета и физиологических возможностей человека являлось причиной многих аварий и катастроф с воздушными шарами. Во время праздничных гуляний 6 июля 1819 г. в г.Париже был устроен фейерверк на борту воздушного шара, наполненного водородом. Охваченный огнем шар рухнул на город.
По мере совершенствования технических возможностей воздушных шаров увеличивались высота и дальность полетов, но одновременно росло и число жертв.
- 23 сентября 1923 г. - в небе над г.Брюсселем (Бельгия) из-за удара молнии сгорели три воздушных шара вместе с экипажами.
- 30 января 1934 г. - на высоте 22 км у советского стратостата оборвалась герметичная гондола. Погибли 3 человека.
Следующим этапом в завоевании воздушного пространства стало создание дирижаблей. В отличие от воздушных шаров они были снабжены двигателями. Дирижабли применялись для связи, снабжения труднодоступных, удаленных районов, разведки, судов, поиска подводных лодок и минных заграждений. Первую треть двадцатого столетия дирижабли полностью господствовали в небе. Одной из причин снижения их популярности, наряду с развитием авиации, явились многочисленные аварии и катастрофы.
- 21 февраля 1922 г. - американский дирижабль "Рома” при взлете задел линию электропередачи и загорелся. Из 45 человек, находившихся на борту. 34 человека погибли.
- 20 декабря 1923 г. - во время страшного урагана во Французской Сахаре бесследно исчез французский дирижабль "Диксмюде” с 50 членами экипажа на борту.
- 25 мая 1928 г. - катастрофа во льдах Северного Ледовитого океана дирижабля “Италия” конструкции У.Нобиле. После достижения Северного полюса дирижабль на обратном пути попал в туман и обледеневший, рухнул на ледовую поверхность. Из 16 членов экипажа 10 человек (один при этом погиб) в оторвавшейся гондоле остались на льду. Шесть человек в мотогондолах улетели на дирижабле и позднее погибли. Большая помощь разбившейся экспедиции была оказана советским ледоколом "Красин”.
- 4 октября 1930 г. - во Франции при низком полете над землей от электрозамыкания загорелся английский дирижабль “К-101 ”. Из 54 человек, находившихся на борту, уцелели 8 человек, из них двое позднее скончались от ожогов.

На смену дирижаблям пришли самолеты и вертолеты. Бурное развитие самолетостроения привело к многочисленным авариям и катастрофам.

Сегодня все авиационные ЧС условно объединены в три группы: при взлете , в крейсерском полете , при посадке .

Авиапроисшествия при взлете - 27 марта 1977 г. - авиакатастрофа в аэропорту г. Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). При взлете самолет "Боинг-747” своим шасси срезал большую часть фюзеляжа другого “Боинга”, выполнявшего руление на взлетно-посадочной полосе. Немного пролетев, самолет, потеряв управление, упал в конце полосы. Из 644 пассажиров и членов экипажа двух самолетов погибли 583 человека.
- 25 мая 1979 г. - авиакатастрофа в чикагском аэропорту "0"Хэр” (США). Во время взлета пассажирского ДС-10 оборвался один из двигателей. Самолет, перевернувшись, взорвался. Погибли 270 человек, находившихся на борту, и 2 человека на земле в месте падения самолета.
- 13 января 1982 г. - авиакатастрофа в аэропорту г. Вашингтона (США). При взлете “Боинг-737” не успел набрать необходимую скорость и высоту. В нескольких сотнях метров от аэропорта он столкнулся хвостовой частью с мостом через р. Потомак и упал в воду. Погибли 79 человек на борту и 4 человека в автомобилях на мосту. В самолете остались живы 5 человек, находившиеся в хвостовой части.
- 24 января 1988 г. - самолет Як-40 произвел взлет из аэропорта г.Нижневартовска. При подъеме у воздушного судна отказали двигатели. Так и не сумев набрать высоту, он врезался в опору ЛЭП и рухнул в 1900 м от взлетно-посадочной полосы. Из 27 пассажиров и членов экипажа погибли 23 человека.
- 20 января 1995 г. - в районе п. Емельянове Красноярского края на взлете потерял управление и упал самолет Л-410. Из 16 человек, находившихся на борту, 3 погибли.
- 27 сентября 1995 г. - на Аляске (США) при взлете из-за возгорания двигателя потерпел катастрофу разведывательный самолет “Боинг-707” с системой “АВАКС” на борту. О количестве жертв не сообщалось.
-9 января 1996 г. -авиакатастрофа в аэропорту “Ндоло” г. Киншасы (Заир). При взлете потерял управление и врезался в торговые ряды овощного рынка, расположенного около аэропорта, российский грузовой самолет Ан-32. Погибло около 300 человек, сотни человек получили ожоги.
В последнее время увеличилось число аварийных ситуаций при взлете самолетов из-за их перегруженности. В 1995 г. “выкатилось” со взлетно-посадочной полосы более десятка только российских лайнеров.
Авиапроисшествия в крейсерском полете

Потеря управления воздушным судном в крейсерском полете по самым разнообразным причинам часто приводит к катастрофическим последствиям. Так, серьезную опасность для воздушных судов представляют собой стаи птиц. Из-за столкновения с ними ежегодно в мире происходит порядка 4 тыс. авиационных аварий и катастроф. Это неудивительно: известно, что при столкновении самолета, летящего со скоростью 800 км/ч, с птицей массой 2 кг, ему наносится удар величиной 3500 кгс. В 1960 г. самолет, пролетавший над предместьем г. Бостона (США), врезался в стаю скворцов. Птицы забили собой сопла реактивных двигателей авиалайнера. В этой авиакатастрофе погибли все пассажиры и члены экипажа.
"Катастрофой века” иногда называют падение самолета, пилотируемого первым космонавтом Земли Юрием Гагариным и летчиком-испытателем Владимиром Серегиным. Они разбились 27 марта 1968 г. во время тренировочного полета. По последней версии, причиной катастрофы стало отключение сознания у членов экипажа, попавшего в зону активного влияния геофизического локального резонанса (ГЛР).

В ноябре 1996 г. в небе близ г. Дели произошло столкновение грузового казахстанского Ил-76Т и Боинга-747, принадлежащего Саудовской аравии. Погибли 375 человек.
В декабре 1996 г. потерпел катастрофу самолет ВВС Ан-12, одним из пассажиров которого был командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-полковник С. Селезнев. Трагедия случилась через 5 минут после взлета. Все пассажиры и 7 членов экипажа погибли. Причиной аварии стали перегруз самолета, сильная облачность и несогласованность действий экипажа. - Март 1974 г. - в самолете, выполнявшем рейс из г. Парижа (Франция). была неплотно закрыта дверь грузового отсека. На высоте 4 км за счет декомпрессии дверь выбросило. Произошло выпучивание пола в салоне, что повредило и вывело из строя кабели управления судном. Через несколько минут самолет упал и разбился. Все 346 человек, находившиеся на его борту, погибли.
- 25 октября 1978 г. - над г. Сан-Диего (США) одномоторный самолет “Сессна-172” врезался в правое крыло “Боинга-727”. Все 138 пассажиров и членов экипажей самолетов погибли. Падающие обломки погубили еще 13 человек на земле и вызвали пожар, уничтоживший городской квартал.

- 12 августа 1985 г. - вблизи г.Иокоте (Япония) после разрушения хвостового оперения “Боинг-747” местной авиалинии потерял управление и врезался в гору. Из 524 человек, находившихся на борту, в живых остались четверо.
- 9 мая 1993 г. - над г. Нижним Тагилом во время демонстрационного полета потерпел катастрофу спортивный самолет Як-52. Упав на город, он унес 18 жизней.
- 3 января 1994 г. - под г. Иркутском разбился самолет Ту-154, потерявший управление после возгорания двигателя. Погибли 125 человек.
- 22 марта 1994 г.- под г. Междуреченском разбился авиалайнер, выполнявший рейс “Москва-Гонконг”. Все 75 человек, находившиеся на его борту, погибли.
- 16 июня 1995 г. - вблизи населенного пункта Херпучи Хабаровского края разбился самолет Ан-2. Погибли 14 человек.
- 28 августа 1995 г. - в районе п. Истомиха Московской области во время тренировочного полета упал самолет Як-18Т. Погибли 4 человека.
- 6 декабря 1995 г. - потерял управление и рухнул с десятикилометровой высоты
самолет Ту-154, выполнявший рейс на г. Хабаровск с о. Сахалин. Погибли 97 человек, находившиеся в авиалайнере. Предполагаемая причина катастрофы - потеря устойчивости из-за неравномерного распределения топлива в топливных емкостях, расположенных в крыльях.
- Февраль 1996 г. - над Атлантическим океаном у берегов Доминиканской Республики потерпел катастрофу "Боинг-757”, на борту которого находились 189 пассажиров. Погибли все.
- 17 июля 1996 г. - через 15 мин после взлета из г. Атлантик-Сити (США) над Атлантическим океаном потерпел катастрофу "Боинг-747”. Погибли 230 человек.
Авиапроисшествия при посадке

24 июня 1975 г. - “Боинг-747” при заходе на посадку в аэропорту имени Джона Кеннеди в г. Нью-Йорке (США) попал в грозу. Сильные порывы ветра привели к вынужденной аварийной посадке до подлета к взлетно-посадочной полосе. В результате катастрофы погибли 112 человек.
- 28 декабря 1978 г. - при заходе на посадку в аэропорту г. Портленда (США) самолет ДС-8 рухнул на землю. Причина катастрофы - нехватка топлива. Из 189 пассажиров и членов экипажа 10 человек погибли, 23 пассажира были тяжело ранены.
-20 августа 1980 г. - в багажном отделении “L-101 1 Трайстар” вспыхнул пожар. Была совершена безаварийная вынужденная посадка в аэропорту г. Эр-Рияда (Саудовская Аравия). От повышения температуры заклинило двери и их не смогли открыть изнутри. Когда двери открыли снаружи, то приток свежего воздуха вызвал пожар по всему самолету. От токсичных газов и пламени погибли 300 человек.
- Ноябрь 1980 г. - при посадке в Сеульском аэропорту (Корея) загорелся самолет “Боинг-747”. Погибли 50 человек, несколько десятков человек было госпитализировано.
- Май 1988 г. - в условиях ограниченной видимости, не видя земли, экипаж самолета Л-410 начал снижение для визуального захода на посадку. Авиалайнер врезался в склон горы вблизи бурятского населенного пункта Багдарина. Находившиеся в самолете 15 пассажиров и 2 члена экипажа" погибли.
- 16 марта 1995 г. - при заходе на посадку в аэропорту п.Оссора Камчатской области упал на сопку самолет Ан-2. Погибли 9 человек.
- 25 октября 1995 г. - в уфимском аэропорту “Максимовка” недолетел до взлетно-посадочной полосы 300 м и упал на землю самолет Ан-32. В результате катастрофы погибли 13 человек.
- 12 декабря 1995 г. - разбились три российских истребителя Су-27, возвращавшиеся с международного авиасалона в Малайзии. В сложных метеоусловиях 6 российских самолетов с первого захода не смогли совершить посадку на аэродроме авиабазы Камрань (Вьетнам) для дозаправки. При развороте для захода на повторную посадку Ил-76, “ведущий”, прямиком привел 3 истребителя в склон горы. Четыре летчика погибли.
Наряду с самолетами, в авиационных ЧС оказываются и вертолеты:
- 18 января 1978 г. в аэропорту г. Ньюарка (США) из-за поломки потерпел катастрофу вертолет. Из 18 человек, находившихся на его борту, 3 человека погибли, 10 человек были тяжело ранены.
- 2 марта 1981 г.- вблизи оазиса Сива (Египет) вертолет с министром обороны Арабской Республики Египет и десятью генералами на борту попал в зону пыльной бури. Из-за плохой видимости он врезался в осветительную вышку, упал и взорвался. Все находившиеся на его борту люди погибли.
- 10 мая 1994 г. - частный вертолет зацепился за ЛЭП и рухнул на одну из самых оживленных магистралей в пригороде г. Лос-Анджелеса (США). Два человека погибли, трое были ранены.
- 30 октября 1994 г. - в Амурской области пропал вертолет Ми-2 с восемью пассажирами и 60 кг золотой руды на борту. Разбившаяся машина была обнаружена случайно только через год. Вертолет потерпел крушение из-за перегрузки. Поисковые работы затянулись в связи с тем, что пилот самопроизвольно изменил маршрут полета. Все люди, находившиеся на борту Ми-2, погибли.
-10 марта 1995 г. - в окрестностях п.Павловка Ульяновской области в условиях ограниченной видимости столкнулся с землей вертолет Ми-2. Погибли 3 человека.
- 24 сентября 1995 г. - в Карское море рухнул вертолет Ми-8 Диксонского авиапредприятия. Погибли 15 человек.
- 15 октября 1995 г.-на о. Большевик потерпел катастрофу вертолет Ми-26. Погибли 8 человек.
- 10 мая 1996 г. - в США во время военных учений столкнулись в воздухе, загорелись и рухнули на землю 2 боевых вертолета. Погибли 16 человек.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.

При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.


Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ


АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА


Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила: - при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон; - тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; - не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; - запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация; - курите только в установленных местах; - не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества; - не включайте в электросеть вагона бытовые приборы; - при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ


При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ


Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ


Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ

ДЕКОМПРЕССИЯ
– это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ


Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:

В первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;

Перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;

Если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;

Так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;

После погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.

Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ

Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.

Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.


Содержание воздушный транспорт; воздушный транспорт; воздушный транспорт; воздушный транспорт; аэропорт; аэропорт; аэропорт; аварии самолётов; аварии самолётов; аварии самолётов; аварии самолётов; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; разгерметизация салона; разгерметизация салона; разгерметизация салона; разгерметизация салона; кислородная маска; кислородная маска; кислородная маска; кислородная маска; резкое торможение; резкое торможение; резкое торможение; резкое торможение; вынужденная посадка; вынужденная посадка; вынужденная посадка; вынужденная посадка; пожар в самолёте; пожар в самолёте; пожар в самолёте; пожар в самолёте; вопросы по теме; вопросы по теме; вопросы по теме; вопросы по теме; список литературы. список литературы. список литературы. список литературы.


Аэропорт В аэропортах возникает много ситуаций, схожих с происшествиями на железнодорожных вокзалах. Это и опоздания, и утеря вещей, и отравление некачественной пищей, и неприятные контакты. В аэропортах возникает много ситуаций, схожих с происшествиями на железнодорожных вокзалах. Это и опоздания, и утеря вещей, и отравление некачественной пищей, и неприятные контакты.


Аварии самолётов Аварии самолётов чаще всего случаются в момент взлёта или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов, находятся в зоне риска. Жители таких районов с детства привыкают к шуму самолётов и почти не обращают на них внимания. Однако необычный звук или крен самолёта, дым, огонь не должны остаться не замеченными ими. Аварии самолётов чаще всего случаются в момент взлёта или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов, находятся в зоне риска. Жители таких районов с детства привыкают к шуму самолётов и почти не обращают на них внимания. Однако необычный звук или крен самолёта, дым, огонь не должны остаться не замеченными ими.


Основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера не брать с собой запрещённых предметов, пакеты для передачи от посторонних; не брать с собой запрещённых предметов, пакеты для передачи от посторонних; не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при толчках; не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при толчках; внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона; внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона; пристегнуть ремень безопасности при взлёте и посадке, а также в случае необходимости по требованию бортпроводников. Проследить, чтобы он был плотно закреплён. пристегнуть ремень безопасности при взлёте и посадке, а также в случае необходимости по требованию бортпроводников. Проследить, чтобы он был плотно закреплён.


Разгерметизация салона Одна из опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона. Причиной может стать взрыв мины, выстрел террориста, чья – то попытка открыть дверь во время полёта. Одна из опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона. Причиной может стать взрыв мины, выстрел террориста, чья – то попытка открыть дверь во время полёта.


Кислородная маска Чтобы не погибнуть, в такой ситуации следует быстро задержать дыхание и надеть кислородную маску. В больших самолётах она всегда находится прямо перед тобой в спинке переднего сиденья. Место хранения кислородной маски открывается автоматически при снижении давления в салоне. В этот момент нужно быстро надеть маску. Чтобы не погибнуть, в такой ситуации следует быстро задержать дыхание и надеть кислородную маску. В больших самолётах она всегда находится прямо перед тобой в спинке переднего сиденья. Место хранения кислородной маски открывается автоматически при снижении давления в салоне. В этот момент нужно быстро надеть маску.


Резкое торможение При резком торможении или ударе наиболее безопасна следующая поза: тело согнуто, ноги упираются в пол, колени – в спинку переднего сиденья, голова наклонена как можно ниже (лучше уткнуться в колени или сумку с мягкими вещами), руки прикрывают голову. При резком торможении или ударе наиболее безопасна следующая поза: тело согнуто, ноги упираются в пол, колени – в спинку переднего сиденья, голова наклонена как можно ниже (лучше уткнуться в колени или сумку с мягкими вещами), руки прикрывают голову.


Вынужденная посадка выполнять все указания командира экипажа и не вставать с кресла до полной остановки самолёта; выполнять все указания командира экипажа и не вставать с кресла до полной остановки самолёта; немедленно покинуть самолёт (без ручной клади), соблюдая очерёдность, используя аварийные люки и надувные трапы; немедленно покинуть самолёт (без ручной клади), соблюдая очерёдность, используя аварийные люки и надувные трапы; не прыгайте на землю, особенно на бетонное покрытие, с высоты; не прыгайте на землю, особенно на бетонное покрытие, с высоты; можно использовать для спуска подручные средства: верёвки, пояса, багажную сетку, помощь других пассажиров. можно использовать для спуска подручные средства: верёвки, пояса, багажную сетку, помощь других пассажиров.


Пожар в самолёте При пожаре в самолёте необходимо: защитить себя от жара и дыма, накинув верхнюю одежду, шапку, лечь на пол; защитить себя от жара и дыма, накинув верхнюю одежду, шапку, лечь на пол; если самолёт на земле, то пригнувшись или ползком пробираться к выходу; если самолёт на земле, то пригнувшись или ползком пробираться к выходу; не брать с собой ручную кладь; не брать с собой ручную кладь; использовать не только проход, но и пробираться через кресла; использовать не только проход, но и пробираться через кресла; после выхода из горящего самолёта как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, упасть на землю, чтобы не пострадать при возможном взрыве. после выхода из горящего самолёта как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, упасть на землю, чтобы не пострадать при возможном взрыве.