2 х этажный поезд. История двухэтажных вагонов в россии

11.01.2022 Шенген

Современные двухэтажные поезда я видел только в странах Европы. В Финляндии на Аллегро проезжали мимо похожего поезда с логотипом VR — финских железных дорог. А в Германии и Бельгии удалось воспользоваться ими по назначению. Но то были поезда с сидячими местами, которые ходят между городами одной страны в дневное время. А новые вагоны РЖД призваны занять нишу бюджетных ночных поездов. Существует проблема с дефицитом билетов на выходные дни недели, и двухэтажные вагоны возьмут на себя этот пассажиропоток.

В данный момент новые вагоны стоят в депо Московского вокзала:
2.

По первой фотографии можно судить о высоте новых вагонов и сравнить со старыми, одноэтажными. Сергей, большой знаток железнодорожного транспорта, любезно согласился помочь мне наглядно продемонстрировать высоту вагона на фотографии. Впечатляет, правда?
3.

Так выглядит сцепка вагонов снаружи. Как организован проход между вагонами внутри можно будет увидеть ниже:
4.

Примерно такую картину увидят те, кто впервые зайдет в вагон. Хочется отметить приятные цвета, в которые окрашено все вокруг:
5.

Эти двухэтажные вагоны производят в России на Тверском вагоностроительном заводе. Не знал о существовании такого, у всех на слуху только Мытищинский завод, который делает вагоны для поездов метрополитена:)
6.

Общий вид прохода на первом этаже. Отмечу цифровое табло на потолке, которое показывает время, температуру и номер вагона:
7.

По обе стороны от коридора есть лестницы, по которым можно подняться на второй этаж:
8.

Вид на коридор второго этажа практически ничем не отличается от вида на первом. Если не обращать внимания на детали и не смотреть в окно, конечно. Нумерация мест на двух этажах тут следующая: на первом этаже – 1-32 место, на втором этаже – 81-112 место. Нижние места купейных вагонов нечетные, а верхние четные.
9.

А теперь подробно рассмотрим купе. Двери здесь отпираются магнитными карточками, которые выдают пассажирам при посадке:
10.

Общий вид на купе. В качестве источников освещения используются энергосберегающие светодиодные светильники. Спальное белье включено в стоимость билета. Верхние полки застилаются проводником перед отправлением, нижние полки — упакованные комплекты белья уже в купе.
11.

Теперь рассмотрим детали. На этой стенке есть выдвигающиеся подножки, чтобы было удобно забираться на верхнее место:
12.

С обоих сторон каждого спального места вмонтированы яркие лампочки-софиты с выключателями. С их помощью можно устроить себе персональное освещение, не мешая при этом другим спать. Окно — это стеклопакет. Над окном посередине установлен динамик, из которого играет музыка, а при необходимости, звучат голосовые оповещения. Под динамиком есть кнопки регулировки громкости:
13.

Включенный софит, и крючки с вешалками. Ниже выключатели основного освещения:
14.

За электрическую розетку скажут спасибо очень многие:
15.

Здесь же воспользовался помощью Михаила, чтобы показать растояние между местами:
16.

Количество информационных табличек с надписями и предупреждениями впечатляет:
17.

Купейные вагоны бывают двух разновидностей: штабные и обычные. В штабном вагоне, вместе с пассажирами, едет начальник поезда, на весь поезд будет один такой вагон. В штабном вагоне немного другая конфигурация помещений, и из-за этого там меньше мест — 50 против 64 мест в обычном вагоне. В связи с этим некоторые помещения в разных вагонах могут выглядеть по-разному. Например, туалеты могут быть, как минимум, в трех разных конфигурациях. На фотографии ниже основной туалет в штабном вагоне. По правую руку раковина, кран с водой, диспенсер для жидкого мыла, розетка для электробритв и три немаленьких зеркала:
18.

Унитаз и туалетные принадлежности напротив раковины:
19.

20.

21.

Кроме того, в штабном вагоне есть туалет для инвалидов, в том числе передвигающихся на колясках. Здесь помещение в несколько раз просторнее:
22.

А рядом через стенку купе для инвалидов. Здесь два спальных места (один для инвалида, второй для сопровождающего человека), и отдельное кресло.
23.

24.

Все выключатели подписаны рельефным шрифтом Брайля для плохо видящих и слепых:
25.

В обычном вагоне туалетные комнаты попроще и поменьше. Судя по всему, в этом поезде недостатка в свободных туалетов не будет:
26.

Обещал показать проход между вагонами. Оранжевые двери открываются при нажатии кнопки «ОТКРЫТЬ», и герметично закрываются автоматически секунд через 15. Тамбур есть, но он уже, чем в старых электричках, и там нельзя курить:
27.

Проходим в третий вагон, который нам показывали — вагон-ресторан. Он тоже двухэтажный.
28.

На первом этаже бар и кухня:
29.

Вид напротив барной стойки:
30.

Кухня:
31.

32.

На втором этаже ресторан на 48 мест, по 4 места у каждого стола:
33.

34.

Над каждым столом установлена панель для вызова официантов. Вывели отдельную кнопку для того, чтобы попросить счет. Грамотно!
35.

Во время еды можно посмотреть футбол, например:
36..

У ресторана весьма богатое меню для поезда. Я такое привык видеть в приличных ресторанах. Как насчет бургера за 400 рублей? Вполне адекватная цена, учитывая, что еда предоставляется на поезде по пути из Питера в Москву и обратно.
37.

Кроме основного меню есть фирменные блюда. Это меню разное в зависимости от направления движения:
38.

Ну и немного видов из служебных помещений. Здесь можно налить холодной воды или кипятка для чая, подогреть еду, помыть посуду. Напротив стоит кофеварка:
39.

Каждый вагон снабжен системой отопления и кондиционирования, которое управляется вот с такой панели. Здесь же выведены панели системы видеонаблюдения, охраны и контроля доступа в помещения. Все электроснабжение вагоны получают от электровоза. А штабной вагон, вдобавок еще и оснащен системами спутниковой связи и навигации.
40.

И еще хочется добавить, что на этом поезде работают молодые и улыбчивые проводницы:
41.

А теперь поговорим про цену вопроса. Поезд, который мы смотрели, получит номер 5/6. Под номером 5 он поедет из Петербурга в Москву, а под номером 6 — обратно. Первый рейс, как я уже сказал выше, назначен на 1-ое февраля. На этот поезд можно купить билеты только в купе, плацкартных вагонов здесь нет.

Билеты уже вовсю продаются. Происходит это по системе динамического ценообразования, когда стоимость билетов увеличивается по мере их распродажи и заполнения мест в поезде. Самые первые 200 билетов на рейс обойдутся в минимальную сумму — 1299 рублей. Следующие 300 мест обойдутся уже 1699 рублей, и далее по нарастающей. Самыми дорогими будут последние 100 мест, на них назначена цена в 2999-3299 рублей. Еще надо знать, что нижние полки будут чуть подороже верхних, а именно на 150-200 рублей. А вот проезд на первом и втором этаже разницы в цене не имеет.
Для сравнения, привычные нам плацкартные вагоны других поездов стоят 1100-1600 рублей, а купе — 2000-3000 рублей.

Теперь вы примерно знаете, что вас ждет, если надумаете купить ночной билет в купе по направлению Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. Будем следить за первыми отзывами во время реального рейса. Если будут какие-нибудь замечания и предложения — пишите сюда, я передам ответственным сотрудникам.

Вскользь была затронута тема вагонов модели 61-4492 – как продолжение линейки отечественного двухэтажного подвижного состава, предназначенного для скоростей до 160 км/ч.
И вот, встречайте!

А ещё недавно его испытывали на сети РЖД -

Как мы видим, габарит второго этажа в сидячках несколько меньше, чем в двухэтажных спальных вагонах. Из-за отпавшей необходимости разместить вторые полки в купе верхних этажей, появилась возможность сделать борта более пологими, более скошенными к крыше. Что придало вагонам некоторую элегантность. Бронепоездом уже их назвать трудно.

Сайт РЖД сообщает: Время в пути составит 6 ч. 35 мин.
Отправление из Москвы в 15:20, прибытие в Воронеж в 21:55.
Отправление из Воронежа в 7:35, прибытие в Москву в 14:10.
Поезд следует с остановками: Рязань, Мичуринск, Грязи Воронежские.

Насколько расписание является удобным сказать не могу, так как не знаю мнения жителей Воронежа и Москвы, осуществляющих частые поездки по данному маршруту. Конечно, на 100% всем не угодишь, но то, что пассажиропоток на него будет, это ясно.

В составе поезда от 7 до 11 вагонов с местами для сидения:
вагоны 1-го класса (60 мест), включая двухместное VIP-купе;
вагоны 2-го класса (102 места).

Окрас вагонов несколько отличается от стандартной корпоративной схемы РЖД -

Те же бордовые и серые цвета, но несколько в иных геометрических рамках.

Компоновка салонов этажей тоже выглядит убедительно-рационально -

Из-за наличия на территории нашей страны и сопредельных государств СНГ большого количества высоких платформ (перронов), в конструктивном решении российских двухэтажных вагонов отметка пола рабочего тамбура сохранена на стандартной для нас высоте -

В некоторых моделях зарубежных двухэтажек рабочий тамбур располагается по центру вагона. Вход пассажиров осуществляется сразу на уровень пола первого этажа. Откуда им предстоит карабкаться на второй этаж по лестнице с большим количеством ступеней, чем если бы, входя в вагон, они попадали сразу на уровень междуэтажного пространства.
Поскольку высоких платформ, на маршрутах следования двухэтажных составов, у нас пруд пруди, то российские вагоны, в этом плане, более удобны. Кому на первый этаж - спустись себе немного вниз, кому на второй - поднимись немного наверх.

Стоимость проезда:
1 класс – от 1685 руб . (с питанием) за место;
2 класс – от 1135 руб . за место.

Также, как и время в пути, довольно приемлема и цена поездки.

Посмотрел на завтра, на 06 июля, поезда по маршруту "Москва - Воронеж". Это может сделать каждый на том же сайте РЖД -

Изучайте сами, решайте сами, насколько новый поезд будет востребован и полезен. Стоимость и время проезда на других поездах там отчётливо видно.
Это не все варианты, только верхушка. Но, этого достаточно -

Кстати, обратите внимание, герой нашего повествования значится в расписании уже на завтра. Или какой-то тестовый рейс. Или заранее завели.

-доступ в Интернет по технологии Wi-Fi;
-система кондиционирования и отопления;
-экологически чистые туалетные комплексы;
-полки для хранения багажа;
-удобные лестницы с поручнями;
-энергосберегающие светодиодные светильники;
-герметичные межвагонные переходы;
-светодиодные информационные табло;
-кулеры с питьевой водой.

За отдельную плату предоставляется: кофе, чайная и кондитерская продукция, печатные издания, сувениры и прочие товары.

Безопасность
Обеспечивают сотрудники охранных организаций или транспортной полиции. Работа оборудования вагона контролируется с помощью спутниковой системы контроля безопасности и связи. Все вагоны оснащены пожарной сигнализацией и устройствами видеонаблюдения.

Нумерация мест
В двухэтажных вагонах с местами для сидения применяется следующая нумерация мест.
Вагон 1 класса:
на первом этаже 29 мест (с 1 по 43), VIP-купе (№133,134);
на втором этаже 29 мест (с 81 по 121).
Вагон 2 класса:
на первом этаже 50 мест (с 1 по 50);
на втором этаже 52 места (с 81 по 132).

Характеристика VIP-купе в вагонах 1 класса
Купе имеет раздвижные двери и оборудовано следующими удобствами:
два места для сидения повышенной комфортности (диван);
багажная полка;
индивидуальные выдвижные трансформируемые столики;
светильник основного и местного освещения;
телевизор с видео-контентом;
кнопка вызова проводника.

Вот оно, гнездо для извращенца -

Первый двухэтажный вагон сделали мастера Тверского вагоностроительного завода в 1905 году. И спустя 108 лет – в ноябре 2013 года двухэтажный вагон этого же завода отправился в путешествие по России. По каким же маршрутам в России ездят сейчас двухэтажные поезда, что в них особенного и какие услуги можно получить в непривычных пока для нас вагонах?

Двухэтажные поезда в России: где и когда они появились?

Идея двухэтажного поезда владела умами инженеров еще в позапрошлом веке. Результатом разработок стал выпущенный на Тверском вагоностроительном заводе в 1905 году двухэтажный вагон. Предназначался он для дальних перевозок, и первый этаж отводился для животных и домашнего скота.

В СССР несколько раз предпринимались попытки пустить двухэтажные поезда. Сначала пробовали закупать вагоны производства ГДР. Они курсировали на некоторых пригородных маршрутах. Затем были попытки создать собственные варианты. Ленинградский завод имени Егорова выпустил прототип, в котором первый этаж был спальным, а второй – с сидячими местами. Дальше пригородных и показательных запусков дело не пошло.

С 2007 года в РЖД работали над проектом двухэтажных поездов. Искали технологии, формировали заказ. Двухэтажные вагоны взялся изготовить тот самый Тверской вагоностроительный завод, в 2013 году первый двухэтажный вагон был сдан заказчику. И в том же году двухэтажный состав двинулся по маршруту Москва – Адлер.

Сейчас составы с двухэтажными вагонами курсируют на 10 маршрутах. В основном, двухэтажными являются фирменные скорые поезда.

  • № 642/641, Ростов-на-Дону – Адлер;
  • № 003/004, Кисловодск – Москва;
  • № 23/24, Москва – Казань;
  • № 5/6, Москва – Санкт-Петербург;
  • № 7/8, Москва – Санкт-Петербург;
  • № 103/104 Москва – Адлер;
  • № 738/737 Москва – Воронеж;
  • № 49/50 Москва – Самара;
  • № 35/36 Санкт-Петербург – Адлер;
  • № 740Ж/739Ж Москва – Воронеж.

По программе модернизации подвижного состава РЖД количество двухэтажных поездов на маршрутах планируется постепенно увеличивать.


Особенности двухэтажных поездов

В отличие от экспериментов прошлого века полноценные спальные купе в современных вагонах расположены на обоих этажах. На второй пассажиры попадают по обычным лестницам. Они не слишком широкие, но «картину, корзину, картонку» по ним легко пронести.

Многие пессимисты ожидали, что купе на втором этаже окажутся с низкими потолками, их опасения не оправдались. Высота потолков стандартная и комфортная для пассажиров на обоих этажах.


Между вагонами – комфортные переходы-«гармошки». Двери между ними открываются автоматически после нажатия кнопки. Гремящие стыки между вагонами с разъезжающимися под ногами пластинами остались в прошлом.

Пассажиры отмечают комфорт, безопасность и хорошую оснащенность двухэтажных вагонов. Купе закрываются индивидуальным магнитным ключом, который выдают пассажиру в момент посадки. В вагоне стеклопакеты, энергосберегающие светильники. Установлены системы кондиционирования и отопления. Система наблюдения, контроля и мониторинга передает данные в купе проводника. Пассажиры могут быть спокойны за свою безопасность. Также в купе есть две розетки для подключения бритвенных приборов и мобильных устройств.

Комфорт складывается из мелочей. Помните радио в старых вагонах, выключить которое мог только проводник? В купе двухэтажного поезда вам решать, когда слушать музыку, а когда нет.


Плюсы двухэтажных вагонов

Какие еще плюсы можно отметить в двухэтажных вагонах, помимо современного дизайна купе и хорошего уровня комфорта?

  • Число перевозимых пассажиров больше по сравнению с обычными. В новых поездах по 64 спальных места в вагоне, в обычных в купейном вагоне помещаются 36 человек.
  • Стоимость проезда в двухэтажном поезде ниже, чем в обычном купе, потому что больше пассажиров. По сравнению со скорыми фирменными вагонами того же класса билеты дешевле на 20–25 %.
  • Экологичность. В вагонах установлены энергосберегающие светильники и системы теплоснабжения, биотуалеты, специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.

При покупке билетов на фирменный двухэтажный поезд действует программа динамичного ценообразования. Чем раньше вы берете билеты, тем дешевле они обходятся. С приближением даты поездки цена может возрастать в зависимости от востребованности и загруженности ж/д направления.

Заказывая билеты на двухэтажный поезд, обратите внимание, что для каждого этажа отдельная схема размещения.

Услуги в двухэтажных поездах

За стоимость билета вам предоставят:

  • постельное белье;
  • верхнее место в купе и все места в СВ будут уже застелены;
  • питьевую воду;
  • питание (один раз);
  • санитарно-гигиенические принадлежности;
  • Wi-Fi;
  • в вагонах повышенной комфортности – плазменные экраны для просмотра кинофильмов или новостных каналов.

В фирменных двухэтажных поездах работает вагон-ресторан. На первом этаже расположены бар и кухня, на втором – ресторанный зал.


В вагонах есть купе, оборудованные подъемником и широкими полками, для маломобильных пассажиров.

Хорошая новость для любителей домашней еды и родителей маленьких детей – в пассажирских вагонах установлены микроволновки. Можно сделать горячий бутерброд или разогреть взятую из дома еду.

Двухэтажные поезда сейчас связывают юг и центр России. Есть маршруты из Москвы в Казань, Самару, Воронеж. Планируется, что в будущем на большинстве маршрутов дальнего следования двухэтажные вагоны полностью заменят плацкартные.

Новейший двухэтажный состав производства Тверского вагоностроительного завода вышел на обкатку по маршруту «Москва-Воронеж». Это первый двухэтажный поезд с местами для сидения, сделанный в России. Что необычно — уровень оснащения и комфорта без сомнений превосходит хорошо знакомые нам «Ласточки» и даже «Сапсаны».

Мне удалось побывать на первом выезде состава по маршруту и детально познакомиться с новинкой.

Лучше, чем «Сапсан». Обзор двухэтажного сидячего поезда «Москва-Воронеж»

2. Сидячие двухэтажные вагоны внешне выглядят намного гармоничнее, чем уже ставшие обыденными для пассажиров купейные двухэтажные. У сидячего плавный загиб между боковой стенкой и крышей, в то время как в купейных вагонах на втором этаже необходимо было предусмотреть место для верхней полки - и в этом месте получался угол.

3. Новый состав снизит стоимость проезда на маршруте по сравнению с обычным одноэтажным сидячим экспрессом, чье место в расписании он займет. Билеты на предшественника стоят от 1135 рублей за второй класс. Двухэтажник предлагают от 704 рублей.

4. Для обслуживающего персонала это первый выезд на новом составе. Первый рейс с пассажирами пойдет 31 июля, а до этого время нужно обкатать маршрут и проверить состав в действии.

5. Одна из важнейших особенностей новых вагонов — принципиально новые тележки с демпфирующими элементами, которые исключают трясучку состава на высоких скоростях.

6. Внутри компоновка вагонов похожа на купейные двухэтажные, но были существенно улучшены отделочные материалы. Отличить вагоны первого класса от вагонов второго класса можно по цвету стен в тамбурах. Бордовые в бизнесе и пурпурные в экономе.

7. Лестницы на первый и второй этаж в вагоне первого класса.

8. Начальник поезда.

9. Итак, первый этаж в вагоне первого класса. Компоновка 2+1. Кстати, дизайн интерьеров разрабатывался итальянцами — всемирно известной компанией Italdesign Giugiaro. Эти же ребята проектировали салоны итальянских поездов Pendolino и участвовали в создании Volkswagen Golf.

10. У каждого кресла есть своя электрическая розетка. На самом деле в вагонах первого класса на каждого пассажира приходится как минимум 2 розетки потому, что...

11. Все кресла в вагонах первого класса можно развернуть на 180 градусов. И розетки продублированы с обеих сторон основания. Журналисты изучают механизм разворота кресел и обсуждают альтернативный вариант, когда кресла повернуты с видом в окно.

12. Кресла могут поворачиваться на 180 градусов. Причем можно повернуть любое кресло в ряду (для поворота двойных кресел, эту операцию нужно начинать с крайней пары). Кресла очень комфортные и удобные. Можно не только наклонить спинку, но и выдвинуть подушку сиденья!

13. Второй этаж полностью идентичен первому, за исключением иного вида из окна. По высоте в проходе огромный запас. Слева и справа на обоих этажах полки для багажа.

14. Туалет, которым можно пользоваться в любое время. В каждом вагоне их два. На двери двухцветный индикатор занятости туалета.

15. Также в вагоне первого класса есть отдельное двухместное сидячее купе с большим телевизором.

16. В вагонах первого класса также имеется опциональная рассеянная подсветка на потолке.

17. Рейс испытательный, в процессе ведется контроль работоспособности всех узлов и финальная настройка оборудования каждого вагона.

18. Вагон второго класса имеет минимальные отличия. Основное различие в отсутствии отдельного купе (вместо него дополнительное багажное отделение). Все остальное практически идентично.

19. Первый этаж вагона второго класса. Компоновка 2+2. Необычное сочетание ярко-оранжевой и темно-серой обивки.

20. Чем удивителен вагон второго класса? Здесь не менее удобные сиденья с возможностью регулировки как наклона спинки, так и длины подушки (кресло на переднем плане имеет выдвинутую подушку и откинутую спинку).

21. Также в вагонах второго класса установлены аппараты со снеками и напитками (в вагонах первого класса горячее питание включено в стоимость).

22. Лестница на второй этаж. В углу кулер с горячей и холодной водой.

23. Второй этаж вагона второго класса. Всё, как и на первом этаже, за исключением вида из окна.

24. На всех окнах двойные шторки. Одна для частичного поглощения света, другая - для полного.

25. Впервые в России — каждому пассажиру второго класса своя персоначальная электрическая розетка на 220 вольт. Кроме этого в поезде будет бесплатный WiFi-интернет. Из единственных нареканий - это плохое покрытие сотовой связью по маршруту движения, а также очень сильно экранированные вагоны. Штатный WiFi с мультисимочным роутером, скорее всего, решит проблему с доступом в интернет, а на голосовую связь стоит рассчитывать только рядом с населенными пунктами.

26. Дополнительная полка для багажа на втором этаже. Ниша внизу — проход на первый этаж.

27. Состав на испытаниях: во всех вагонах, кроме двух, лежит балласт в виде мешков с песком для имитации реальной нагрузки.

28. Пульт управления вагоном. Здесь и вывод изображений с камер видеонаблюдения.

29. И полное управление всей электрикой, начиная от освещения и заканчивая отоплением/кондиционированием. Всё управление ведется с сенсорного экрана.

30. Путь от Москвы до Воронежа занял 6 часов 35 минут. Этот состав будет самым быстрым на данном маршруте.

31. Презентация состава на вокзале Воронеж-1.

32. А теперь обратно в Москву.

Важнейшим преимуществом нового состава является цена. Минимальная стоимость билета (при условии покупки за 45 суток до отправления) в вагоне второго класса составит 704 рубля, а в вагоне первого класса — 1245 рублей (включая горячее питание). Осенью, в соответствии с сезонным коэффициентом, стоимость будет еще чуть ниже.

Вообще, даже не верится, что в России сделали такой современный и комфортный поезд. Я впечатлен, а вы?

Многим из нас кажется, что появились совсем недавно, с пуском маршрута Москва - Адлер. Однако их история в нашей стране насчитывает уже более полутора веков. Начнем с главных особенностей этого обновленного средства перевозки.

Двухэтажный вагон: ключевые моменты

Двухъярусный, - модернизация обычного пассажирского вагона для пущей пассажировместимости. Здесь предусмотрено двухуровневое расположение салонов (один над другим). Самыми показательными примерами являются TGV Duplex, Shinkansen E4, Shinkansen E1.

В зависимости от своей конструкции, такой вагон может вместить на 40-70% больше пассажиров. Учитывая то, что для прохождения путепроводов, туннелей, электрифицированных участков маршрута с навесной контактной сетью требуется ограниченная высота состава, конструкторы таких вагонов идут на всевозможные хитрости: первый этаж опускают как можно ниже между тележками, уменьшают высоту обоих салонов. В туристических двухэтажных поездах нижний уровень выполняет техническое назначение, оттого его высота небольшая, а верхний - более просторный, комфортабельный, нередко с панорамным остеклением. Ниже представлена краткая сравнительная характеристика.

Российские двухэтажные поезда

Есть ли в России двухэтажные поезда? РЖД предлагает пассажирам четыре вида таких вагонов:

  • купе (64 вместо 36 мест);
  • СВ (30 вместо 18);
  • штабной вагон-купе (50 вместо 18-24 мест);
  • ресторан (44-48 мест для посетителей обеденной зоны).

Двухэтажные поезда в России обладают целым списком особенностей:

  • климат-контроль - кондиционирование и отопление;
  • герметичные и безопасные межвагонные переходы;
  • энергосберегающее светодиодное освещение;
  • три биотуалета, которыми можно пользоваться вне зависимости от стоянок;
  • лестницы с и удобными поручнями;
  • электропитание вагонов ведется только от электровоза;
  • система навигации и спутниковой связи ГЛОНАСС в штабном вагоне;
  • модернизированная система безопасности - видеонаблюдение, управление доступом и охраной состава.

Купе в двухэтажном вагоне

Двухэтажные поезда в России (СПб, Москва, Самара и другие направления) имеют следующие особенности своих купе:

  • стандартные места для отдыха и сна, светильники, столик, зеркало;
  • лестницы для подъема на верхнее место;
  • полочки для мелкого багажа;
  • возможность доступа в купе только при помощи магнитного индивидуального ключа;
  • две розетки (100 Вт) для подзарядки мобильных, ноутбуков и прочей электроники;
  • застил всех постельных мест в СВ и верхних в купе;
  • индивидуальный ЖК-дисплей для просмотра медиафайлов у каждого пассажира (СВ), выход для наушников (купе, СВ).

Дополнительно пассажирам предлагаются следующие услуги: питьевая и кипяченая вода на всем маршруте, санитарные и гигиенические принадлежности, продажа сувениров, чайных и кондитерских изделий.

Двухэтажные поезда в России: маршруты

На всех направлениях следования двухуровневых составов РЖД гарантирует:

  • возможность более доступной цены билета из-за большей пассажироемкости;
  • минимальный вред окружающей среде из-за использования новых материалов и технологий в изготовлении вагонов;
  • удобные графики движения (двухъярусные составы - скорые).

Ниже представлены направления, куда ходят двухэтажные поезда в России.

Положительные отзывы пассажиров

Положительные черты, которые отметили пассажиры, опробовавшие двухэтажные поезда в России:

  • уют, комфортность;
  • новые современные вагоны;
  • доступная цена;
  • уменьшение времени пути;
  • вежливый и доброжелательный персонал;
  • удобство пользования биотуалетами;
  • устройство доступа в купе;
  • бесплатный WI-FI;
  • высокое качество еды в ресторане;
  • безопасность;
  • чистота;

  • наличие мест для инвалидов;
  • предварительно застланное проводниками спальное место;
  • розетки непосредственно в купе;
  • кнопка вызова проводника;
  • на верхнем этаже практически не слышен шум движения;
  • система кондиционирования;
  • необычность для российского путешественника.

Негативные аспекты

Не скрылись от глаз пассажиров и недостатки двухуровневого новшества:

  • Обслуживание. Если раньше два проводника приходилось на 36-местный вагон, то сейчас такое же количество работников предусмотрено на 64 пассажира.
  • Наличие лестниц. Чтобы попасть на второй этаж, нужно преодолеть довольно крутые ступеньки.
  • Исчезла верхняя багажная полка над входом - багаж теперь можно хранить только в рундуках.
  • Туалеты. Двухэтажные поезда в России имеют только три кабинки - одну на 21 пассажира (вместо 18, как в обычном купе).
  • Сильная качка. Из-за особенностей российских железных путей велика вероятность сильной качки на втором уровне. Небезопасно будет во время пути находиться на лестнице.

Также среди недостатков пассажиры отмечают низкие потолки, не отрегулированный климат-контроль, неприятный запах в вагонах, неприветливых проводников, узкие места для сна, неудачное расположение окон (слишком низкие), перебои в работе WI-FI, завышенные цены на продукты, некачественную, невкусную еду в пайке для СВ.

История двухэтажных вагонов в России

30 октября 2013 года из Адлера в Москву отправился двухэтажный состав из 15 вагонов Перед этим в августе в Минеральных Водах было открыто первое российское депо для двухъярусных составов. Но перечисленные события отнюдь не являются началом истории двухэтажных составов в нашей стране - первые такие вагоны были построены еще в 1864 году на Коломенском заводе. "Кукушка" (так прозвали поезд из-за неофициального клича "ку-ку", которым машинист знаменовал начало движения поезда) курсировала между Петергофом и Ораниенбаумом, участком пути в густонаселенной дачной местности.

В 1905 году двухуровневые вагоны выпускались на Тверском вагоностроительном вагоне. Вновь их ввели в эксплуатацию только спустя 50 лет - вагоны производства ГДР курсировали между Белгородом и Харьковом, Ковелем и Львовом. По их подобию Ленинградский вагоностроительный завод создал отечественную модель двухэтажного вагона в 70-х. На первом этаже располагались спальные отсеки-купе, а второй этаж был туристическим, обзорным - там были только места для сидения. Выпуск их был ограниченным - всего 16 моделей. На этом история двухъярусных составов снова прервалась, чтобы начать свою новую страницу в наши дни.

Частные поезда

Говоря о новшествах на отечественных железных дорогах, нельзя не отметить, что недавно начали курсировать первые частные поезда в России:

  • Электропоезд "Трансэкспресс" направления Москва - Калуга. Его владелец - "ТрансГрупп АС", которому производство этого транспорта на Димихинском машиностроительном заводе обошлось в 2 миллиона долларов. В каждом из вагонов есть проводники и охранники, поэтому там не мусорят, не пьют спиртные напитки и не курят, ничего не продают и не просят подаяние. Один минус: все вагоны одного класса - третьего.
  • Частный поезд класса люкс "Гранд Экспресс" курсирует по маршруту Москва - Петербург. Состав считается самым комфортабельным в РФ. Среди его услуг: экотуалеты с подогревающимся полом, душ, WI-FI, медиапроигрыватель, система микроклимата, пульт для регулировки освещения, электронные замки с магнитным ключом, кнопка вызова проводника, служба безопасности.

  • 4. Электропоезд "Северстальрельс", Москва - Петербург. Комфортабельный электропоезд, имеющий в своем составе вагоны 1 и 2 класса, два вагона-бара. Состав соответствует всем европейским требованиям к комфорту и безопасности, снабжен системой климат-контроля.

РЖД и частные операторы

Появление частных составов никак не отменяет монополии РЖД. Собственники всего лишь владеют подвижным составом или вовсе его арендуют. При этом они оплачивают предоставление ж/д пути, диспетчерское обслуживание, локомотивную тягу. Что касается льготного проезда граждан, то новые операторы пока что ее не отменяют. Пока налицо тенденция, что РЖД отдает в руки частников самые рентабельные направления, но руководство надеется, что в будущем негосударственные составы преобразят и невостребованные маршруты. В последнее время на российских железных дорогах можно увидеть ряд новшеств - частные поезда, двухуровневые вагоны. Конечно, недостатки можно найти во всем, но такие продвижения в модернизации одного из самых старых видов транспорта в нашей стране не могут не радовать.