Сказочный отдых - остров рюген. Рюген (Rügen): путешествие на остров Буян Расположение острова рюген на карте

14.06.2022 Азия

Самый крупный немецкий остров с населениемв 80000 человек. Название острова пошло от племени, которое тут обитало до появления славян, в поиске в Интернет Рюген имеет общее название с ошеломляющей гостиницей в Пхеньяне. География острова примечательная своими бухтами и изрезанным берегом, впределах острова на полуострове Ясмунд расположен природный национальный парк с красивыми меловыми скалами , одна из которых имеет свое название Королевский трон и высотув 118 метров, самая высокая гора на о ст рове называется Пикберг и имеет высоту 161 метр. На севере острова для туристов представляет интерес Мыс Аркона на полуострове Виттов.

Интересен Рюген и с археологической точки зрения, тут сохранились следы первобытного человека из каменн ого века, можно побродить покурганам и алтарям мест жертвоприношений. На полуост рове Wittow можно най ти храм бога Swantewit и холмы бывших жилищпо строенных первыми славянами, поблизости расположен маяк высотой 36 метров. Остров несколько раз переходил от одного государства к другому,после второй мировой войны курорт достался ГДР, здесь же до 1992 года располагались советские войска. Основной сферой занятий местных жителей является обслуживание туристов, впрочем развито и сельское хозяйство В городе Зассниц находится крупный порт и железнодорожная станция, которые связывали ГДР и СССР, сейчас сюда можно доплыть из Швеции, Литвы, Дании и России.

Рюген был любимым местом отдыха Эйнштейна , Томаса Манн и Бисмарка ,художник Каспар Давид Фридрихс вдохновением рисовал картину главных местных достопримечательностей «Меловые скалы на острове Рюген», полюбился Рюген и Гитлеру который начал строить тут базу отдыха для военных, которая представляет собой колоннаду бетонных хрущевок в стиле казарм с номерами размерами 2,5х5 метра . Нестоит думать, что Рюген советский курорт, тут можнонайти курортный дом в чистом английском стиле с инфраструктурой копирующей атмосферу английского приморского городка Брайтон, до вой ны Бинц считался одним из лидеров курортного отдыха для европейской элиты.

Курорт Бинц и Стуббенкаммер

Самое престижное место отдыха на Рюгене - это небольшие городок Binz, который так и не смог получить статус города, тем не менее это не умаляет его достоинств и возможностей для счастливого отпуска. Белоснежные меловые утесы находятся в Стуббенкаммере в национальном парке Ясмунд.

Как добраться на Рюген

Если Вы специально едете на Рюген, то можем посоветовать долететь доГамбурга на самолете, например с прямым перелётом с AirBerlin из Габурга можно сесть на поезд и приехать на скорой электричке за 3 часа и 50 евро в Бинц, по пути Вам встретится городок Штральзунд, где можно пересес ть на поезд идущийв Берген и Зассницу . Посамому острову ходят туристические обзорные поезда в ретро стиле Rasender Roland. Остров соединён с материком при помощи двух мо стов, которые ведут на материковый город Штральзунд. Поезд Rasender Roland ходит по побережью о строва из Гёрена в Зассниц через Бинц через каждые два часа, стоимость проезда 10 евро из Гёрен в Зассниц или 5 евро из Гёрена в Бинц. Кроме того, города Бинц, Гёрен и Зассниц связаны автобусными маршрутами, стоимость автобусав два раза дешевле чем ретро поезда, впрочем она не отличается от стандартных поездов линии.

Достопримечательности, экскурсии и отдых на Рюген

Памятник Гитлеру расположен на Strandstrasse, представляет собой единое здание, которое предназначалось для отдыха простых солдат германской армии времен третьего рейха. На одном крае здания работает небольшая гостиница хостел, рядом здание отведено под музей KdF-Koloss Prora, который на примере макета рассказывает о задумке Гитлера, на крыше музея венский ресторан с экономными ценами. На против базы нацистов находится великолепный пляж, при этом он практически пустой по сравнению с пляжем города Бинц.

Kreidefelsen Засниц

Засниц небольшая рыбацкая деревушка в прошлом, а сейчас популярный пляжный курорт с роскошной гостиницей Hotel Fuerstenhof, истерическая часть горда была отреставрирована в современном стиле, по этой причине Засниц полностью утратил свое очарование старины. Берега курорта очень крутые, представляют собой не широкую полосу крупной гальки под навесом белоснежных утесов, которые часто падают с трагическим исходом для отдыхающих, имейте это ввиду.

Современная винтовая обзорная вышка Naturerbe Zentrum Rugen расположена на Forsthaus Prora 1, длина винтового подъёма 1200 метров, с вершины можно смотреть все детали Рюгена.

Rasender Roland

Старый поезд Rasender Roland стартует с Bahnhofstrasse 3, узкоколейка исторического поезда, который разгоняется до 30 километров в час, не быстро? Да зато имеется вкусное пиво.

Nationalpark Jasmund Konigstuhl

Национальный парк Ясмунд проходит по 11 километровому пляжу с отвесными скалами белого цвета, вход в парк бесплатный. Стоит денег только парковка возле центрального входа, где можно взять на прокат велосипед за 5 евро.

На Wilhelmstrasse находится широкий пирс помост с домиками и рестораном, можно назвать это место символом Балтийского моря.

Замок на острове Рюген в городе Бинц, входная плата 3 евро, имеется обзорная площадка в башне, на которую комфортно и удобно подниматься, яркое сооружение внешне, но бедное внутри.

Отели острова Рюген

На о строве Рюген сейчас можно обнаружить довольно крутые комплексы гостиниц как по своему размаху, комфорту таки по ценам.

Grand Hotel Binz

Пятизвездочный отель расположен по адресу Strandpromenade 7, стоимостьстандартного номера от 300 евров день, люксовые номера имеют сво ю террасу в виде балконов , отель представляет собой идеальное сочетание близости к центру города и тишины балтийского побережья.

Hotel Am Meer

Еще одна пятизвездочная гостиница на Strandpromenade 34,современные интерьеры номе ров с ценами от 350 евр ов день.

Rugard Strandhotel

Гостиница с четырьмя звёздами на Strandpromenade 62, имеется вся необходимая инфраструктура, цены от 200 евров день.

Dorint Strandhotel Binz/Ruegen

Отель находится по адресу Strandpromenade 58, на берегу моря с красивым видом, номер стоит от 250 евров сутки.

Для экономных туристов можно посоветовать отели: Windland на Waldweg 18, Hotel Lauterbach am See на Dorfstrasse 14, Villa Granitz на Birkenallee 17, Granitzeck на Granitzer Str. 6d.

12 апреля 2013, 10:11

В давние времена, на южном побережье Балтийского моря, на территории современной Германии, жили славяне - руяне или руги. Здесь осталось множество названий указывающих на это: Росток, Любек, Шверин (Зверин), Дрезден(Дроздяны), Лейпциг (Липск) и это далеко не все из них. Остров Рюген, в Балтийском море, на северо-востоке Германии знают,без сомнения, все, кто интересуется ранней историей и языческой религией славян. Место легендарное, мистическое.

Ведь именно здесь, в самой северной точке острова находилась легендарная крепость Аркона. Высоко на меловой скале, на крутом обрыве, защищённая с трех сторон морем, а с четвёртой, огромным крепостным валом, неприступная для неприятеля, столица самого могущественного племени западных славян.

Древние славяне всегда использовали особенности природных ландшафтов для обороны своих городов, но расположение Арконы настолько гениально и невероятно, что позволяло этому маленькому княжеству сохранять свою независимость и религию, находясь постоянном состоянии войны с во многом превосходящими по численности и военной мощи соседями - католическим Польским государством, императорской Германией и датскими викингами. И не только обороняться против многочисленных врагов. Обладая мощным флотом, руяне долгое время держали под контролем большую часть южного побережья Балтийского моря.

Огромные богатства накапливались в крепости, отчасти будучи завоёваны в военных походах, отчасти будучи преподносимы в виде дани и жертве идолу бога Святовита всеми остальными славянскими племенами. Ведь Аркона была ещё и религиозной столицей всех языческих славянских племён того времени. Жрецы с дарами божеству шли не только со всего балтийского побережья,современной восточной Германии и Польши, но и из Моравии. Сохранилась память об этом месте и в русских сказаниях.

Всеволод Иванов "Радуга над Арконой"

В древнерусских сказаниях это остров Буян в море-окияне, там где Камень-Алатырь бел-горюч лежит, Прадуб древний неохватен и могуч стоит, семь небес пронзает и подпирает центр мироздания. Аркона - Ярконь - ярый - огненный белый конь - символ благодати Бога света.

Илья Глазунов "Остров Рюген. Жрец и священный конь Святовита"

Храм в поселении Аркона на острове Руян был главной святыней западных славян, являлся крупнейшим культовым центром и последним бастионом западнославянского язычества, противостоящим воздействию христианства. По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья. При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом. Один только жрец Святовита мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованиям сражался сам Святовит против своих врагов. Посредством этого коня и гадали перед началом войны. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копье поперек. Жрец, произнеся торжественную молитву, выводил коня за узду из сеней храма и вел на скрещенные копья. Если конь через все копья ступал сначала правою ногой, а потом левою - это считалось счастливым предзнаменованием. Если конь ступал сначала левою ногой, то поход отменялся. Три пары копий возможно символически отображали при гадании волю богов небесных, земных и подземных.

Всеволод Иванов "Храм Святовита в Арконе"

Святилище располагалось на вершине мыса, главная площадь была защищена со стороны моря крутыми обрывами, а со стороны острова двойным полукольцом системы рвов и валов (вообще характерных для славянских святилищ), а на центральной площади стояло деревянное капище, окружённое частоколом с большими воротами во двор. Внутри святилища стоял истукан Святовита. Со слов летописца XII века Саксона Грамматика этот идол был выше роста человека с одним станом и четырьмя головами по сторонам света, сидевшими на четырёх отделёнными друг от друга шеями. Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть космического бога пространства времени (сходного с римским Янусом).

Идол Святовита установленный в Арконе польскими язычниками в 90-х годах

В правой руке Святовит держал рог, наполняемый ежегодно вином, а левая рука упиралась в бок. Рог символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной силы. Одежда спускалась до колен. Возле идола лежал огромных размеров меч, с отделанными серебром и изысканной резьбой ножнами и рукояткой. А также седло, узда и многие другие предметы, а сам храм был украшен рогами разнообразных животных.

Альфонс Муха "Праздник Свентовита"

У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Руян. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями. А саму Аркону окружали ещё несколько селений. Священный город Аркона, являлся в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально витязями.

Когда, после непрестанной четырехсотлетней борьбы с франкскими, германскими, датскими крестителями, народы балтийских славян один за другим, были порабощены, Аркона стала последним вольным славянским городом чтущим родных богов. И оставалась таковой, до своего уничтожения в 1168 году. В 1168 году, 15 июня, датскому королю Вальдемару I коварством и хитростью удалось ворваться в руянскую крепость.

1169 год. Воинствующие христиане под предводительством епископа Абсалона уничтожают статую бога Святовита в Арконе.

Захватчики разграбили, осквернили и потом сожгли этот храм. По воле короля Вальдемара на месте храма Святовита воздвигнули христианский храм.

Церковь в Альтенкирхен (Altenkirchen), старейшая церковь Рюгена (построена около1200 года)
В её убранстве использованы отдельные элементы разрушенных крестителями славянских языческих храмов:

Чаша из Храма Святовита, теперь она в «Альтенкирхен» крестильная чаша

Культовый славянский камень вмонтированный в стену внутри церкви.

Часть апсиды церкви / Крины (символ плодородия) вмурованные в кладку стены

Славянская ритуальная чаша с Коловратом найденная в Арконе .

Один из старых типичных домов Альтеркирхена

Историк XIX века Гильфердинг писал о северо-западных славянах следующее:"Как люди натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и балтийские славяне; едва ли был на свете народ упорнее. Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен славянских, вагров, бодричей, лютичей.."

Как свидетельствуют датские летописи, король Руяна Яромир стал вассалом датского короля. К этому периоду относится обращение руян в христианство.

В восточнославянском фольклоре также можно проследить целый ряд сюжетов и персонажей Арконского культа:

Боевой богатырский конь белой масти в былинах и сказках, приносящий удачу и победу своему хозяину и одновременно обладающий свойствами оракула-прорицателя;

Упоминаемый в сказках богатырский "меч-кладенец" ;

Волшебная уздечка (коня Святовита), обладающая свойствами удержания нечистой силы;

Подкова (условный символ коня Святовита), прибиваемая к дверям "на счастье" и для отпугивания нечистой силы;

Персонаж белого коня (иногда конской головы на палке) в рождественском обряде Коляды;

Святочные гадания сельских девушек о предстоящем замужестве посредством белого коня, переступающего через оглобли;

Изображение резной конской головы на крыше жилища, конек.

Несколько слов о самом острове. Рюген - самый большой остров в Германии. Он расположен в Балтийском море, совсем рядом с границей Германии и Польши, и, несмотря на свой относительно небольшой размер (всего 926,4 км 2), обладает береговой линией потрясающей длины - целых 574 км. Рюген очень красив и разнообразен и является одним из излюбленных мест отдыха жителей Германии. Виды острова:

В 1308 году на Балтике произошло землетрясение, после которого большая часть острова и добрая половина Арконы ушли на морское дно. В 1325 году скончался последний князь руян, Вислав III, а еще через 80 лет на Рюгене умерла последняя женщина, говорившая по славянски. Прибалтийский славянский венедский этнос прекратил своё существование, так считают многие, но даже сейчас почти в самом центре давно онемеченной земли можно услышать древнюю славянскую речь.

Славянские украшения найденные немецкими археологами в Арконе

курган и дольмены на Рюгене

В данный момент вместо древней крепости высятся два маяка. Первый соорудили в 1826 году, а второй помоложе - 1902 года. Всё таки Святовит - Бог Света!

Мне снится древняя Аркона, славянский храм,
Пылают дали небосклона, есть час громам.
Я вижу призрак Световита меж облаков,
Кругом него – святая свита Родных богов.

Он на коне – и слишком знает восторг погонь,
О, вихри молний нагоняет тот белый конь.
Он бросил алую Аркону, туман завес,
И льнет к нетронутому лону, к степям небес.

Он позабыл священность красных заклятых стен
Для свежей радости неясных измен, измен.
И рог с вином им брошен в храме, и брошен лук,
И с ним несётся небесами громовый звук.

Славянский мир объят пожаром, душа горит.
К каким ты нас уводишь чарам, Бог Световит?

Константин Бальмонт

Многие знают остров Буян из русских сказок, но немногие знают, что этот остров реально существует, и на него можно легко попасть обычным поездом. Только называется он Рюген .

Рюген

Из Берлина на Рюген можно добраться поездом часа за 3-4. Мы решили остановиться в Бергене - это самый крупный населенный пункт острова, расположен в центре, вроде бы одинаково близко добираться до любой точки острова. Отель забронировали, просто ткнув пальцем в список. Плюсы и минусы этого решения мы оценили позже.

Итак, прибываем в Берген. Первое впечатление: мы приехали в глухую деревню. Это впечатление только усиливалось с течением времени.

Маленький и старый вокзал.





Местным жителям, очевидно, забыли сообщить, что рейха уже полвека не существует.



Выйдя из вокзала, обнаруживаешь очень знакомый памятник. На типичной немецкой улочке выглядит странно.

Сами улочки на Бергене выглядят примерно так:

Из некоторых зданий выглядывают суровые рюгенские коты.

В центре Бергена стоит церковь Marienkirche - самое старое каменное сооружение не только на Рюгене, но и во всей Померании (конец 12 века).
Рядом белый фахверковый дом с красной крышей - самый старый дом на Рюгене (1538).

Интерьер церкви тоже впечатляет: почти полностью сохранились первоначальные фрески к. 12 - н. 13 веков.

Но интереснее всего некоторые детали снаружи. Это - камень с изображением человека, положенный в основание церкви.

Камень этот, скорее всего - надгробная плита славянского князя или другого "высокопоставленного лица". И чтобы понять, откуда он тут взялся и зачем его поставили, нужно сделать небольшое историческое оступление.

История острова Рюген

Свое название остров получил от германского племени ругов, которое заселило его прибл. в 4-3 вв до н.э. (до этого на острове жили, скорее всего, кельты). Руги жили здесь несколько веков, завязали торговлю с Римом (римляне очень ценили балтийский янтарь). Во время великого переселения народов руги тоже не усидели на месте и потянулись на юго-запад, к богатым краям слабеющей империи. В 3-6 вв н.э. руги постепенно уходят с острова, к тому же в этом им помогают новые соседи - в 6 в. на остров прибывают первые славяне, известные под именем ранов. Это были прекрасные мореходы и воины, судя по сохранившимся данным, принадлежали к западной ветви, т.е. были родственниками поляков. Постепенно раны полностью вытеснили германцев, и остров стал полностью славянским. Раны построили множество городков, укрепленных валами. Слово "город" в одних славянских языках могло звучать как "град", а в других как "гард", как в русском слове "ограда" (точно так же, как "болото" в одних языках - "блато", а в других "балто", от этого и Балтийское море). И до сих пор на Рюгене есть географические названия со словом "гард" в названии (Загард, Ругард). Еще больше названий, оканчивающихся на -itz и -ow (Заснитц, Густов). Все эти названия славянского происхождения и обозначают принадлежность участков земли (как в русском языке принадлежность человека отцу и семье передается в отчестве "Петрович" окончанием -ич, в фамилии "Иванов" окончанием -ов).
Славяне вовсе не жили на острове единым государством. Они были разобщены, и это доказывается как раз наличием многих укрепленных поселений. Если есть укрепления - значит, вовсю были междоусобные войны. Самым крупным укрепленным поселением был город на мысе Аркона , в самой северной точке Рюгена. Здесь находился и храм Свентовита, который почитался всеми западными славянами, т.е. город был религиозным центром как минимум всего острова. Славяне занимались в основном рыболовством и скотоводством, немного земледелием, торговали с соседями. Но еще они любили повоевать и пограбить. Так же, как и варяги, они совершали морские походы в поисках добычи. Одно время славяне усилились до того, что обложили данью
несколько провинций Дании и чуть не стали хозяевами в Балтийском море. Конец могуществу ранов положил датский князь Вальдемар I (сер. 12 в.), правнук русского князя Владимира Мономаха, в честь которого и назван. Он совершил более 20 походов, постепенно понемногу подтачивая могущество славян, и в ходе последнего, в 1168 г. была взята Аркона, храм Свентовита разрушен, а все славяне обращены в христианство. Последний ранский князь Яромир признал вассальную зависимость от Вольдемара. Спустя полвека славяне выгнали датчан, но были уже не в состоянии противостоять государствам, окружающим их со всех сторон. Поэтому они вошли в состав Св. Римской империи и там и пребывали, пока не онемечились полностью за 200-300 лет. К 16 веку население Рюгена хотя и не изменилось, говорило уже полностью на немецком.

Во время своего расцвета (10-12 вв) раны не только грабили соседей, но и вели активную торговлю, в т.ч. с Новгородом. Новгородским купцам было прекрасно известно название острова по-славянски - Руяна. Тут есть тонкость - слово "остров" в западно-славянских языках обычно женского рода, а в восточно-славянских мужского. Поэтому у новгородцев оно перешло в "Руян". Но это слово русскому уху не говорит ничего, не имеет смысла. А вот если трансформировать его в "Буян", то смысл появляется - остров буйный, штормящий, ветреный (и это на самом деле
так). Так остров Рюген превратился в Буян.

Руггард

Вернемся к камню.
Когда славяне перешли в христианство, в основание строящихся церквей клались такие вот камни - то ли надгробия, то ли памятники, то ли умершим вождям, то ли богам. Пришлые датчане и немцы считали, что это - изображения богов, и возвышающаяся над ними церковь символизирует победу христианства над язычеством. В другом рюгенском городке, Альтенкирхене,
в другой старой церкви находится самый большой камень, который так и называется - Святовитов камень, т.е. камень главного бога Руяны.

Кроме древней интересной церкви в Бергене почти нет достопримечательностей. Упомянуть можно разве что янтарь, из которого делают множество украшений разного вида, и облепиху, из которой местные жители опять же делают все, что можно представить - соки, ликеры, мыло, косметика, коктейли и даже тирамису.

Ознакомившись с этими специалитетами, мы возвращались в отель под дождем через туманный лес.

А наутро меня ждал сюрприз. Я вышел из отеля и только тут понял, почему он называется "Am Rugard" без указания улицы. Здание отеля расположено точно в центре древнее славянской крепости. Вокруг здания до сих пор возвышаются земляные валы.

Машины въезжают в этот укрепленный периметр там, где раньше были ворота.

Ошарашенный, я стоял на валу, смотрел и соображал. Ругард - это же Руг-гард, город ругов. И расположен он точно в центре острова. Значит, славяне поселились здесь не на пустом месте. Скорее всего, здесь было германское городище, и пришедшие славяне назвали его именно так - город ругов. И только наутро я понял, в каком месте пришлось провести ночь.
Но стоять вечно не хотелось. После обильного завтрака мы отправились на Аркону. Для этого нужно автобусом доехать до городка Putgarten - опять же славянское название "под городом", имеется в виду под крепостью Арконы. В Путгартене можно увидеть древние каменные домики

и целую улочку домиков с тростниковыми крышами.


Раньше все дома на Рюгене были покрыты тростником. Но сейчас тростник кончился, и чтобы сохранить традицию, его завозят из Китая.

Аркона

От Путгартена до Арконы можно доехать на туристическом автопоезде или пройти пару километров пешочком. На подходе к мысу: слева маяк, неровные холмы сзади маяка - это и есть остатки огромных земляных валов крепости.

Вход в крепость:

Современные изображения славянских богов:

Краткий ликбез по богам рюгенских славян (женское божество называется просто - Баба):

Вообще-то вход в крепость был закрыт. Но мы подумали, что имеем право проведать родственников, перелезли через ограду, посмотрели с обрыва на море.

Побродили внутри крепости.

Потом залезли на маяк. Оттуда крепость видна очень хорошо.

А спустившись с маяка, можно пофотаться на фоне валов.

С этой стороны моря обрывы очень крутые, и море постоянно наступает на Аркону.

Раньше городище было гораздо крупнее, но часть уже обвалилась в воду. Поэтому в крепости сейчас активном работают археологи, чтобы успеть раскопать и зафиксировать все, что можно.

Чуть в стороне находится новый, более высокий маяк. На высоте 70 метров ветер чуть не сбивает с ног.

Зато отлично видна крепость.

Да и вообще виды сверху прекрасные.

Потом мы спустились по крутой лестнице с обрыва. И погуляли по приятному, но очень ветреному бережку.

Пора
возвращаться. В Путгартене типичный рюгенский ужин (рюмка облепихового ликера, рыба с овощами в облепиховом соусе и чай с облепиховым тирамису). Оттуда автостопом 6-7 км до Альтенкирхена. Вот та самая церковь:

А вот тот самый "камень Святовита" (он на самом деле расположен горизонтально):

Есть мнение, что именно он, этот камень, стал основой для легенды о том, что на Буяне есть бел-горюч камень алатырь. Как можно было такое пропустить! Конечно, и я не удержался, прикоснулся к нему и загадал желание, "хоть сама не верю я в эти суеверия".

8 дней в августе я провела на острове Рюген в Балтийском море.

На Рюгене есть местный аэропорт, но мы выбрали маршрут с остановкой в Берлине и к морю отправились на арендованном автомобиле на следующее утро, как следует отдохнув после перелета. Дорога через бывшие прусские земли радовала родными по звучанию топонимами на указателях - Панков, Каров, Дрозедов, Грибов, Тутов, Крюков, Гневиц. За сосновыми лесами, окружающими Берлин на много километров, начались сельскохозяйственные поля, на которых полным ходом шла уборка урожая. Дорога до побережья заняла два часа, которые в любованиях открывающимися пейзажами пролетели как пара минут.

Рюген со Штральзундом сейчас соединяет огромный мост, поэтому оторванность острова от материка совершенно не ощущается, что немного жаль, ведь остров был сакральным местом для многих культур на протяжении тысячелетий. Определенно, путь на священную землю должен быть труднее, чем нажатие на педаль газа.

Наш отель располагался в поселке Glowe, на узкой косе между Балтикой и глубоким заливом, который скорее нужно назвать внутренним озером. Предоплату с нас не взяли и даже документы не потребовали. Платить за проживание надлежало при выписке из отеля, причем желательно наличными - во избежание уплаты банковской комиссии.

Девушка на рецепции с трудом подбирала английские слова, а я с удивлением смотрела на нее и думала, спросить или не спросить: «неужели вы не говорите по-русски!?» - настолько ее артикуляция была похожа на артикуляцию русского человека, пытающегося говорить по-английски. В течение первого дня мы поняли две вещи. Во-первых, оказалось, что найти на острове человека, который говорит по-английски хоть сколько-то, большая удача. Официанты в кафе не знали даже элементарной лексики, типа «мясо», «рыба», «вода». Впрочем, разобраться в немецком меню оказалось не трудно, и за последующую неделю мы научились вполне успешно объясняться на языке аборигенов. Во-вторых, все те люди, которые вызывали в голове мысль: «Наши!», оказывались восточными немцами. Это было удивительно и забавно.

Когда мы вышли на пляж, в наши головы - в первый и в последний раз - закралась предательская мысль о том, что решение провести морской отпуск на Балтике было не самым удачным. При температуре воздуха +20, воды +19 и сдувающем с ног холодном ветре невозможно расстаться с курткой и позагорать, не говоря уже о том, чтобы искупаться. Впрочем, маленькие дети не только плескались в воде, но и плавали на надувных матрасах, что, учитывая ветер, было за гранью моего понимания. Оставалось любоваться мелким белым песком и соснами, устроившись в особых балтийских лежаках, точнее «седаках» - больших плетеных креслах с боковыми стенками, защищающими от ветра.

На следующее утро мы арендовали велосипеды и отправились на мыс Аркона - к легендарному святилищу Свентовита, мегалитам рядом с бушующим морем и Альтенкирхен, самой старой, как можно догадаться по названию, на острове церкви, в основание которой положен языческий камень - поверженный на бок идол. Наши расчеты на активный отдых оправдались - погода для вело- и пеших прогулок была идеальна.


Дорога частично шла вдоль соснового леса, а сама Аркона - это бескрайние поля золотой пшеницы с редкими деревушками между ними. Забегая вперед, скажу, что мы оказались на острове в сезон жатвы и за неделю пребывания успели увидеть сначала гнущиеся по тяжестью зерен колосья, потом работу комбайнов (даже в субботу и в воскресенье) и струи обмолоченной пшеницы в лучших традициях советского агитпропа, а затем - опустевшие поля с осиротевшими цветами мака вдоль дорог.

Довольно часто попадались жилые дома с «золотыми петушками» на крыше - похоже было, что жители острова неплохо знакомы со сказками Пушкина. А так же вот такими гребешками:

Исследователи считают Рюген (прежнее его название - Руян) легендарным островом Буяном. Для балтийских славян-язычников Рюген был последним оплотом - христианизации под силовым влиянием датчан они подверглись лишь в XII веке, и сейчас по всему острову разбросаны бережно сохраняемые остатки крепостных валов.


На мысу Аркона, где располагалось славянское городище с главным святилищем бога Свентовита, в настоящее время ведутся археологические раскопки. Малая часть находок выставлена в одном из бункеров времен Гитлера, а рядом с валами расположены стенды с историческими реконструкциями и деревянные скульптуры, воссоздающие лики идолов. Спасибо резчикам - славянский тип лица передан удивительно точно, и любоваться красотой индивидуальных черт можно бесконечно.

Там же неподалеку, на берегу моря, для туристов поставлен деревянный стул в виде почитаемого древними славянами журавля, а в 20 метрах от него - христианское распятие. Вот такое сочетание интереса к языческой культуре и историческому прошлому с безусловным уважением к христианству.

Идолы из цельного дуба вырезаны польскими мастерами.


Свентовит:

Поселок Витт там же, на Арконе, - это традиционная рыбацкая деревня, как она выглядела в XIII веке, но с современными коптильнями на берегу и неплохими ресторанчиками, в которых кормят рыбным супом, рыбными салатами и жареной рыбой с картошкой. Горячий чай, спасающий от ледяного ветра, и копченая рыба нескольких сортов со свежим белым хлебом в сочетании с видом на свинцовое море, лодки и стаи чаек - это именно то, что нужно после хорошего велопробега.



В последующие дни мы чередовали спокойный отдых на пляже с путешествиями по острову на автомобиле, а также пешими и велопрогулками. Оказалось, что нормальная для Балтики температура воздуха в августе - 27-28 градусов, а не 20, а загар на северном солнце получается прекрасный, и при этом не нужно никаких защитных кремов.

На второй день пребывания я бродила вдоль пляжа по колено в воде, а на третий - полезла купаться. Ощущения были совершенно удивительные. Во-первых, к холодной воде быстро привыкаешь. Во-вторых, контраст температур провоцирует какой-то внутренний жар и вылезать из моря совершенно не холодно, наоборот, хочется скорее обратно. В-третьих, измученный антибиотиками организм ответил на такую закалку неожиданным приливом сил, и после 50-60 километровых поездок на велосипеде хотелось гулять по сосновым рощам и танцевать под луной.

В один из дней мы отправились в национальный парк Ясмунд, на территории которого сохранилась растительность послеледникового периода. Уже на опушке леса нас встретила стая ланей (а впрочем, возможно, это были косули - не важно) и зайцы. Тропа шла вдоль моря и сквозь гигантские деревья со сказочными узловатыми корнями открывался вид на потрясающей красоты меловые утесы. Пробраться к морю было почти невозможно - вдоль береговой линии на протяжении многих километров тянулся крутой обрыв, заросший вековыми деревьями.


На территории заповедника на берегу лесного озера богини Херты находятся остатки валов другой славянской крепости, а неподалеку от нее - остатки священного бука, вокруг которого по легенде раз в год собирались старейшины, чтобы послушать шепот богини в шелесте ветвей.


В чаще священного леса нетрудно отыскать мегалитические комплексы, оставшиеся от более древних культур. Всего на острове я насчитала 27 мегалитов, причем большинство из них просто обозначены на карте, но об их расположении не всегда знают даже местные жители. Разбросаны они на первый взгляд хаотично, но что примечательно почти все - в шаговой доступности от моря, однако в небольшом удалении от берега.

Указателями обозначены только те, что находятся на пересечении туристических маршрутов. Абсолютное большинство давно заросли, и если не искать их специально, то трудно догадаться, что скрывает вон та группа деревьев посреди пшеничного поля. В любом случае, такая концентрация сакральных мест на квадратный километр площади говорит об уникальном положении острова у древних народов.

В Германии фрау обычно ездят на велосипедах без рамы и с корзинками на руле, и для поездки в Ясмунд мне досталась именно такая модель. Пробираться по буеракам на двух колесах было невозможно. Корзинка все время перевешивала, и пару раз я едва не свалилась в обрыв. Большую часть времени я либо тащила свой велосипед в гору, либо пыталась удержать его на спуске. Более удачливый муж практиковался в слаломе на корнях. Пешие немцы, встречающиеся на нашем пути, с осуждением смотрели ему вслед. «Они не понимают, как можно ездить на велосипеде без каски», - решили было мы, но когда, выбравшись из заповедника, решили изучить информацию на одном из информационных стендов, с удивлением обнаружили, что велосипеды на его территории запрещены вовсе.

Уставшие от приключений, вечерами мы лакомились мороженым из облепихи, любуясь закатом. «Это типично рюгенское растение», - заявил официант, когда я спросила, что такое sanddorn. Оказалось, из облепихи на Рюгене делают буквально все - мороженое, соки, конфеты, настойки и прочее, а растет она там, как сорняк вдоль полей.

В наши планы входило путешествие по северной Германии, но доехать мы успели только до Штральзунда - покидать Рюген совершенно не хотелось, напротив, было желание облазить каждый уголок, найти каждый мегалит и каждое гигантское дерево (почти двести деревьев на Рюгене имеют в окружности до 8 метров). Удивительный здоровый климат все время побуждал двигаться и изучать новые места. Несмотря на то, что я предпочитаю ездить отдыхать в разные места, на Рюген я вернусь точно и не один раз.

ОРИГИНАЛ ЗАПИСИ ОПУБЛИКОВАН НА САЙТЕ EUROMAG.RU

Остров Рюген находится на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря. Рюген был заселён примерно с 4000 года до н.э. В 7 веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавши здесь, на побережье Померании, славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моря на торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром на мысе Аркона.

Славянские прибрежные поселения, расположенные в большом количестве на всех речных торговых путях, имели огромное значение в торговле на Балтийском (Варяжском) море. Много скандинавских купцов жили постоянно в некоторых крупных рыночных центрах западных славян.

Ныне большие территории южного побережья Балтийского моря принадлежат Германии, и она хранит множество славянских топонимов — Росток, Любек, Шверин (Зверин), Лейпциг (Липск), Берлин — («берлога» — логово бера-медведя). .

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит…»
А.С. Пушкин.

Сохранилось древнерусское сказание о дивном острове: «Там на море-Окияне, на острове Буяне бел-ключ камень Алатырь лежит … Прадуб древний, неохватен и могуч, стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает». » Ирий — это Рай на седьмом небе, а алатырь — это янтарь!

На острове Руяне, на высоком 40-метровом мысу, обращённом на восток, археологи обнаружили храмовый город-государство руссов — Аркона — Ярконь — ярый конь — солнечный белый конь Святовита.

Аркона — лежит на вершине высокого белого берега острова Рюген, и с трёх сторон омывается водами Балтийского моря. Городище-святилище Аркона сейчас занимает площадь с востока на запад 90 метров, и с севера на юг — 160 метров, хотя археологи предполагают, что размеры святилища были в три раза больше.

У северного склона горы в святилище Аркона находится святой источник и к нему проложена дорожка.

«Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей) . Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами ,- это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.» - Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»)

Археологические раскопки святилища Аркона проводились в 1921 г., 1930 г., 1969 -1971 годы. В окрестностях городища Аркона расположены 14 поселений и большой курганный могильник, напоминающий курганные погребения северо-западной Руси.

По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями, защищая свою территорию. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века.


Археологи открыли два основных поселений на острове Рюген (Rьgen):
(1) Гавань в Ralswick на острове Рюген была торговым центромс 8 до 10 века. В гавани археологи нашли двадцать (20) домов, с примыкающими к ним участками побережья Балтийского моря, и удобными пристанями для торговых кораблей. Жители — скандинавы и славяне занимались различными ремеслами и торговали с иностранными купцами. За городской чертой на возвышенности, были найдено более 400 курганов, захоронения скандинавов и славян схожие.

(2) Святилище Аркона — языский храм и крепость Ругов (Rugieris). Святилище Аркона располагалось на вершине мыса, защищённого со стороны моря крутым обрывом, а со стороны суши — двойным полукольцом насыпных валов и рвами с водой. Святилище охраняли 300 воинов-ругов. В центре святилища Аркона находилось древнее капище, окружённое бревенчатым частоколом с большими воротами. Внутрь капища мог входить только верховный жрец бога Святовита. .

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. «Ругии - многочисленный и могущественный народ, живший в северной Германии, по берегу моря, между Одером и Вислой. Во время переселения народов Ругии присоединились к готам и переселились в области по среднему течению Дуная.

В 1325 году умер последний князь руян Вислав-3, и остров Рюген (Rьgen) был завоеван герцогом Померании. В 1405 году на острове Рюген умерла последняя жительница говорившая по-славянски — .

Почитание языческого бога Святовита в народе было настолько сильным, что новая христианская религия была вынуждена считаться с нею. Именно поэтому христианские церкви строили на древних языческих капищах, а камни с изображениями языческих богов встраивали в стены христианских храмов. Имена языческих богов превращали в христианские святыни, так капище языческого Святовита было превращено в храм Святого Вита на острове Рюген.

В эпоху борьбы с язычеством и насаждением христианства в Британии известен епископ со странным славянским именем Свитун Винчестерский (St. Swithun of Winchester), умерший 2 июля 862 года и погребённый у стен строившегося Винчестерского собора.

Завещание Св. Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) было выполнено через сто лет, когда был наконец-то достроен Винчестерский собор и 15 июля 971 года монахи перенесли останки Святого Свитуна внутрь нового великолепного Винчестерского собора, посвященного Святой Троице, святому Петру (Saint Peter), святому Павлу (Saint Paul) и святому Свитуну (Saint Swithun).

Согласно легенде, во время церемонии перезахоронения Св. Свитуна Винчестерского обрушился сильнейший дождь, и впоследствии проливные дожди также шли в каждую годовщину смерти епископа. В Британии Св. Свитуна Винчестерского почитают «покровителем погоды» — это указывает на связь христианского епископа с древними языческими традициями, которые он принял на себя для привлечения язычников в христианский храм. Согласно древним народным приметам, если на святого Свитуна идёт дождь, то дождь будет продолжаться 40 дней (If it rains on St. Swithun’s Day, it will rain for forty days).

Символами святого Свитуна являются яблоки с посаженных епископом деревьев. В Англии говорят, что не следует есть яблоки раньше Дня святого Свитуна.

В 1005 году епископ Винчестерского собора Эльфеах (Ælfheah, англо-саксон.: «elf-high»; ook Alfegus, Alfege) был избран новым архиепископом Кентерберийским. Уходя из Винчестерского собора , епископ Эльфеах (ок. 953 — 19 апреля 1012 г.) взял с собой в Кентербери святую реликвию собора- голову Св. Свитуна , умершего в 863 году. Епископ Эльфеах был убит викингами в 1012 год у. В позднесаксонский период Свитуну приписывали силу, излечивающую раненых в бою воинов , калек и возвращающую зрение слепым.

До 1316 года голова Свитуна хранилась в Кентербери, далее следы реликвии теряются. Но в конце 14 века голова Свитуна появляется в Нормандии в соборе Эвре (Evreux), который начал отмечать праздник св. Свитуна

В Норвегии в 1125 год у святому Свитуну был построена приходская Римско-католическая церковь Св. Свитуна (норвеж.: Sankt Svithun kirke) в Ставангере (Stavanger) и хранились мощи святого Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) из Винчестера. Интересное сходство имён Swīþhūn = Свидун и «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» - «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира», «Viðurr at vígum» - «Видур в боях» («ВЕДУН» ); — из Перечня в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира». Proto-Germanic: * - «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; Danish: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish: Woen)

Именно под знамёнами Святовита войны участвовали во всех сражениях, бог Святовит вёл их в бой, как Один бог войны , которому приносили человеческие жертвы поверженных врагов и христиан. Воин мог завоевать в бою благосклонность Одина бросив копьё в своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla ).