Написать про горы по окружающему миру коротко. Цитаты про горы, путешествия и дикую природу – моя коллекция

29.01.2022 Африка

Горы Урала протянулись на 2000 км с севера на юг, разделяя нашу страну на 2 части: европейскую и азиатскую. Начинаются они у Северного Ледовитого океана, пересекают Россию и заканчиваются в Казахстане. Это наглядно видно на карте. Самая высокая на Урале гора Народная. Она находится на севере, её высота 1894 метра. Ширина гор на всем протяжении колеблется от 40 до 150 км.

О существовании Уральских гор знали еще древние греки. Они считали, что именно за горами находится легендарная страна Гиперборея.

Геология Урала

Уральские горы не всегда были такими низкими. Их образование началось около 350 млн. лет назад. В период своей молодости горы достигали высоты примерно 6000 метров. Было время, когда здесь действовали вулканы, случались сильные землетрясения, изливалась магма, образовывались новые горные породы, закладывались будущие месторождения полезных ископаемых. С тех пор прошли сотни миллионов лет. Вулканы состарились, горы разрушились. Но изредка Урал вспоминает о своей бурной молодости, и тогда . Последнее из них случилось осенью 2015 года.

Природа

На протяжении 2000 км горы проходят несколько природных зон, начинаясь тундрой на севере, продолжаясь тайгой в середине и заканчиваясь степью на юге. Естественно, что и природа и животный мир везде разный. Если на севере можно встретить , то на юге распространены сурки и суслики. Когда на юге уже цветут тюльпаны, на севере ещё провожают зиму.

Горные склоны хоть и не крутые, но создают помеху ветрам, поэтому климат европейской части отличается от климата азиатской части.

Полезные ископаемые

В недрах Урала находится и добывается . Некоторые из них очень редкие и встречаются только здесь. Из самых известных можно назвать:

  • серебро;
  • медная руда;
  • поделочные камни;

Все знают поделки и украшения из красивого зелёного уральского камня - малахита. Изделия из него можно увидеть в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Много народных сказов о добыче ископаемых богатств обработал сказочник Бажов П. П.

Население

Большинство населения проживает в крупных промышленных городах. По национальному составу это в основном русские. Дальше идут татары, башкиры, украинцы, казахи и другие национальности.

Промышленность

В Уральском регионе самыми распространенными отраслями являются металлургия и машиностроение. Ещё 5 тысяч лет назад здесь добывали медную руду. Современный период развития металлургии начался при Петре I. Cамый известный промышленный город - Челябинск. Если Екатеринбург называют столицей Урала, то Челябинск - столицей Южного Урала. Между всеми городами региона хорошо налажено железнодорожное, автомобильное и авиационное сообщение. Высокоразвитая промышленность имеет и отрицательные стороны: в городах региона очень грязная атмосфера.

О зарождении и развитии промышленности Урала написаны книги и сняты художественные фильмы. В годы Великой Отечественной войны Урал принял предприятия с западной части Советского Союза. Здесь трудились и стар и мал, снабжая фронт боеприпасами. В городах были созданы военные госпитали, в которых лечили раненых бойцов.

Уральские горы хранят ещё много нераскрытых загадок, которые смогут открыть будущие историки, натуралисты, геологи, зоологи.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Наверняка все знают, о какой горе идет речь. Конечно же, об Эльбрусе. Но знаете ли вы, что всего в полутора километрах от вершины работает отель, в котором можно остановиться? А TravelAsk знает и расскажет вам об этом. И о многом другом.

5 километров и 600 метров над уровнем земли

Эльбрус ― высочайшая вершина России. А так как граница между Европой и Азией не особо четкая, его нередко называют и самой высокой горой Европы.

Вершина находится на Кавказе на границе республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Это классический стратовулкан: у него коническая форма, которую он приобрел в результате множественных извержений.

У Эльбруса две вершины, и обе высоки: 5642 и 5621 соответственно. Расстояние между этими двумя вершинами примерно 3 километра.

Впервые гору в 1813 году измерил русский академик Викентий Карлович Вишневский.

Почему Эльбрус

У Эльбруса было около десяти названий. Так коренные жители этой территории восхищались огромными размерами горы. На карачаево-балкарском языке Эльбрус называется «Минги-тау», что означает «напоминающая тысячу гор» или «гора из тысяч». Другое имя звучит немного иначе: «Минге-тау», что означает «гора оседланная». Тюрки называли гору «Джинпадишах», что значит «повелитель духов», абхазы ― «Орфи-туб» («гора блаженных»), грузин― ы «Ял-буз» («снежная грива»).


О возникновении современного названия также есть несколько версий: возможно, оно произошло от иранского «айтибарес», что значит «высокая гора». Вполне вероятно, что истоки названия лежат в языке зендов, одного из племен Ирана: «эльбрус» значит «блестящий».

Когда лучше покорять вершину

В июле и августе на Эльбрусе самая стабильная погода. Температура воздуха здесь порядка -8 градусов. Однако по мере подъема она может опуститься и до -30 градусов. Зимы тут очень жесткие и длинные: с октября по апрель. В этот период лучше греться дома под одеялом и пить горячий шоколад, в противном случае подъем может закончиться печальными последствиями, в том числе и летальным исходом.

Покорение вершины занимает около недели. Более того, цивилизация облегчила этот путь: есть канатная дорога, которая довезет прямо до приюта «Бочки». Он расположен на высоте 3750 метров. Название лагерь получил за свои утепленные вагончики, которые тут находятся: они похожи на бочки.

Их тут десять штук, в каждом вагончике может разместиться шесть человек. Также тут есть специально оборудованная кухня. Именно отсюда в основном и начинается восхождение.

Следующий лагерь располагается на высоте примерно 4000 метров. Когда-то тут находилась гостиница «Приют одиннадцати», однако она сгорела, и здание так и не восстановили.


Но недалеко от нее находится действующий эко-отель Leap-Rus.


Он был разработан итальянскими архитекторами, и тут есть все удобства: вода, электричество и даже интернет. Цена одной ночи обойдется в 3250 рублей за спальное место.

История покорений

Самый первый человек, который поднялся на вершину Эльбруса, был российский генерал Георгий Эммануэль. Он покорил гору в 1829 году с целой группой людей из научного мира: геологов, физиков, зоологов.

Западная вершина, которая более высока, покорилась намного позднее, через 40 с лишним лет, в 1874 году. Сюда взошли английские альпинисты с проводником, который участвовал в первой экспедиции 1829 года.

Первым человеком, который побывал на обеих вершинах Эльбруса, стал топограф А.В. Пастухов. На западную вершину он поднялся в 1890 году, а в 1896 году ― на восточную. Он составил подробные карты горы.

Стратовулкан

Эльбрус ― это потухший вулкан. На этой территории длительное время жили неандертальцы. Однако после извержений, которые были 45 тысяч лет назад, они покинули гору в поисках более благоприятного места жительства.

Исследования показали, что последнее извержение Эльбруса было в 50-х годах нашей эры.

Факт №1 . Именно к Эльбрусу Зевс приковал Прометея за его «выходку»: он подарил людям огонь.

Факт №2 . Во время Великой отечественной войны дивизия немцев «Эдельвейс» захватила горные базы, в том числе и «Приют одиннадцати». На горе были установлены нацистские знамена, а в немецких газетах писали восторженные статьи о том, что были взяты обе вершины. Гору планировали переименовать в «Пик Гитлера». Жетоном именно с такой надписью наградили всех участников восхождения.


Факт №3 . 400 альпинистов в честь 400-летия Кабардино-Балкарии поднялись одновременно на Эльбрус в 1956 году.

Факт №4 . В 1991 году журналом Outside Magazine туалет «Приюта одиннадцати» был признан самым худшим туалетом в мире.

Факт №5 . Эльбрус ― одна из самых опасных вершин в мире. Несчастные случаи тут происходят регулярно, только за 2004 год здесь погибло 48 человек.

Факт №6 . В 1997 году гору покорили на автомобиле: это сделал русский путешественник Александр Абрамов. Для этой цели специально оборудовали Land Rover.

Факт №7 . Эльбрус входит в список «Семь вершин» ― список высочайших вершин планеты.

Факт №8 . На горе Эльбрус 22 ледника. Они образуют истоки трёх рек: Баксан, Малка и Кубань.

Факт №9 . Радиус обзора на горе постоянно меняется. Это зависит от погоды и давления. Иногда отсюда видно сразу два моря: Каспийское и Черное.


Факт №10 . Эльбрус считается одним из 7 чудес света России.

Кто еще вошел в тройку

На втором и третьем месте находятся все те же вершины Кавказа: гора Дыхтау высотой 5204 метра и гора Коштантау высотой 5152 метра.

Наша планета Земля некогда была раскаленным шаром, который отдавал свое тепло в межпланетное пространство и постепенно охлаждался. В состав Земли входили различные химические элементы, и при ее охлаждении более тяжелые из них опустились вниз. Более легкие элементы всплыли на поверхность, они в первую очередь подверглись охлаждению, быстрее затвердели. В результате этого процесса образовались три основные оболочки Земли: застывшая оболочка из гранитов и базальтов; рудная оболочка из легких металлов и, наконец, ядро Земли, образованное тяжелыми металлами. Не сразу образовалась кора Земли. Во время застывания происходили бурные процессы, сквозь застывающую кору прорывались целые моря расплавленной массы. Эта масса в дальнейшем также застывала, образовавшиеся углубления заполнялись водой, возникали континенты и океаны.

Земля продолжала остывать. Ее внутренняя часть уменьшалась в объеме, и наружная каменная оболочка под действием силы тяжести опускалась и сморщивалась. На земной поверхности образовывались большие складки. Эти складки, порой достигающие громадных высот, и являются горными хребтами складчатого происхождения. Во время такого образования складок кора земли трескалась, и в отдельных местах опять извергались расплавленные массы. В таких местах нагромождались громадные конусы выброшенных материалов, образовывались горы вулканического происхождения.

Горообразовательные процессы происходили не везде и не всегда одинаково интенсивно и в одно время. Горы имеют свой возраст. Наиболее молодыми горными хребтами являются Альпы, Кавказ и Гималаи. Урал возник раньше этих гор, а Донецкий кряж является еще более древним.

И в наши дни земная кора не находится в состоянии покоя. Одни части ее медленно поднимаются, другие опускаются.

Наряду с горообразовательными процессами происходили и происходят процессы разрушения гор. Разрушающими факторами являются: ветер, изменения температуры и вода.

Изучение внешней оболочки Земли показало, что составляющие ее горные породы можно разбить на три основные группы: осадочные горные породы, изверженные горные породы, метаморфические (измененные) горные породы.

Продукты разрушения горных пород, сбрасываемые в море, и остатки организмов морских животных в течение многих тысяч лет отлагаются на дне океанов и морей, образуя мощные пласты осадков. Благодаря движению земной коры эти пласты поднимаются из морских глубин, осадки уплотняются, образуются осадочные горные породы. Основной характеристикой осадочных пород является их слоистость и однородность; все осадочные породы сравнительно мало прочны. Примером таких осадочных пород являются песчаники, известняки, галечники и глины.

Изверженные породы образовались при застывании расплавленной массы. Это очень прочные, монолитные породы, в которых отсутствуют всякие признаки слоистости. К ним относятся граниты, порфиры и базальты.

Метаморфические, или измененные породы образуются при изменении осадочных пород под действием большого давления и высокой температуры. Из этой группы можно назвать: сланцы (видоизмененные глины), мраморы (видоизмененные известняки). В них еще видны признаки слоистости. Прочность их меньше, чем прочность изверженных пород. Многие из этих пород весьма легко расслаиваются.

Процессы горообразования и разрушения создают рельеф гор. Во всяком горном хребте или в отдельной горе мы различаем: подножие, склон, гребень и вершину. Иногда в вершине сходятся несколько гребней. Часть гребня, заключенная между двумя вершинами, называется седловиной; если же через седловину идет тропа или вообще проходит путь с одного склона на другой, такая седловина называется перевалом.

Гребни очень часто используются как путь для восхождения на вершину, поскольку они наиболее безопасны от лавин и камнепадов. Крутой склон горы называется стеной. Отдельные скальные башни, преграждающие путь по гребню, называются жандармами.

На склонах гор могут встречаться различной глубины выемки и жолобы. Широкие выемки называются кулуарами и нередко бывают заполнены снегом или маленькими ледничками. Узкие кулуары называются жолобами. Широкая вертикальная трещина в скальном или ледяном склоне называется камином. Узкая наклонная или вертикальная трещина называется расщелиной. Со склонов гор и из широких кулуаров иногда стекают целые “реки” из больших и малых обломков горных пород, откалывающихся от склонов гор; эти каменные реки называются осыпями.

Горные хребты отделяются друг от друга ущельями или долинами. Если в этих долинах находились ледники, дно долин сравнительно плоское, долины заполнены моренами - высокими гребнями из крупных и мелких обломков, сцементированных песком или глиной.

Карта

Картой называется искаженное изображение на бумаге всей земной поверхности или части ее. Искажение происходит вследствие того, что сферическую выпуклую поверхность, образцом которой является поверхность Земли, нельзя без разрыва развернуть на плоскости, как например, нельзя растянуть на плоскости поверхность мяча, не порвав ее. Исключением является тот случай, когда на карте изображается очень небольшая часть земной поверхности, которую мы можем считать почти плоской.

Карты различаются по своему содержанию и по масштабам. По содержанию карты могут быть: экономические, физические, топографические, морские и специальные. Масштабом карты называется отношение, указывающее, скольким единицам длины на земной поверхности соответствует единица длины на карте. Так например, масштаб 1: 100 000 указывает, что 1 см карты соответствует 1 км на земной поверхности. По принятым масштабам различают карты (1: 500 000, 1: 250 000, 1: 100 000, 1: 50 000) и планы (1:25000, 1:20000, 1:15000 и 1: 10000).

Топографическая карта дает нам представление и о рельефе местности, который условно изображается отмывкой или горизонталями. В первом случае места, имеющие разные высоты, окрашиваются в различные оттенки зеленого и коричневого цвета. Более удобным способом являются горизонтали, которые дают возможность точно определить угол наклона земной поверхности. Горизонталями называется проекция на плоскость линий, соединяющих точки, имеющие одинаковую высоту над уровнем моря.

Для того чтобы отличить на карте впадину от вершины, пользуются условными черточками - бергштрихами, которые указывают направление склона. У каждой горизонтали ставится ее относительная или абсолютная отметка (высота над уровнем моря). Это дает возможность и без бергштрихов разобраться в рельефе. Зная расстояние между двумя горизонталями и превышение одной из них над другой, можно графически определить угол наклона поверхности.

Пользуясь картой, мы можем судить о рельефе местности, можем определить свое местоположение и выбрать правильный путь. Для этого надо ориентировать карту по странам света и определить направление на интересующие нас вершины или другую цель пути. Ориентирование по странам света производится с помощью компаса. Как известно, магнитная стрелка располагается примерно в плоскости меридиана, указывая одним концом на север, другим-на юг. Когда стрелка остановится, надо повернуть карту таким образом, чтобы северная часть карты совпадала с северным концом магнитной стрелки. (Обычно на карте север находится наверху, юг - внизу, восток - справа и запад-слева.) Любое направление на карте или на земной поверхности определяется азимутом. Так называется угол между каким-либо направлением и северным концом меридиана; угол этот отсчитывается по часовой стрелке, изменяясь в пределах от 0 до 360°.

На карте азимут определяется отсчетом угла от нанесенной сетки координат, а на местности по компасу. Как же теперь определить свое местонахождение на карте? Для этого необходимо видеть по крайней мере две известные вам вершины, которые нанесены и на карте. Определив направление на эти вершины, вы можете вычислить азимуты от этих вершин на вас. Проложив эти азимуты карандашом на карте, вы найдете свое место на пересечении двух прочерченных направлений. Если вам необходимо нанести какую-нибудь вершину на карту, для этого надо решить задачу, обратную той, которая изложена выше. Для этого надо наблюдать вершину с двух точек, отложив определенные с двух точек азимуты от соответствующих вершин на карте, в точке пересечения вы получите искомую вершину. Этим же способом можно определить расстояние до недоступного по каким-либо причинам пункта. Умея решать две описанные задачи, легко составить примерный набросок (кроки) местности.

Альпинисту необходимо уметь пользоваться компасом и картой в тумане. Нередко ему приходится итти в таких условиях, когда цель пути закрыта и приходится ориентироваться по компасу. Выше мы уже говорили о том, что одна точка не определяет направления в пространстве, поэтому при движении в тумане группу альпинистов следует выстроить по заданному курсу и компас передать последнему. Замыкающий, наблюдая по компасу за всей цепочкой, обеспечит продвижение по заданному направлению. Таким же образом следует пользоваться компасом и ночью.

Краткие сведения по метеорологии

Вследствие того, что ось вращения Земли не перпендикулярна к плоскости вращения Земли вокруг Солнца, средняя высота Солнца над горизонтом не одинакова для различных точек земного шара. Так например, в полярных районах Солнце совершает свой видимый путь сравнительно низко над горизонтом по сравнению с районами близ экватора. Количество тепла, поступающего от Солнца, тем больше, чем выше стоит Солнце. Поэтому полярные районы получают меньше тепла за год, чем районы экваториальные. Солнечные лучи, проникая сквозь атмосферу, почти не нагревают ее, но сильно нагревают поверхность Земли. В результате этого прогревание атмосферы идет снизу. Как показывают многочисленные наблюдения, температура с высотой понижается примерно на 5-6° на 1 км. На некоторой высоте над уровнем моря создаются такие условия, что приходящего в течение лета тепла не хватает для того, чтобы растопить выпавший за зиму снег. В результате этого и скапливаются снежные массы, образующие полосу вечных снегов. Высота, на которой тепловой баланс равен нулю, называется снеговой линией. Чем ближе горный район к полюсу, тем ниже лежит снеговая линия.

Климат в любой местности определяется совокупностью погод в течение года; в свою очередь погода определяется совокупностью таких метеорологических элементов, как облачность, ветер, дождь, снег, град, метель, гроза.

Над земной поверхностью двигаются различные по своей температуре и влажности массы воздуха. На стыках этих масс особенно сильно развиты все метеорологические элементы. Такой раздел воздушных масс называется метеорологическим фронтом. Фронт всегда несет с собой изменение погоды.

Для того чтобы примерно сказать, какую надо ожидать погоду в ближайшие дни, необходимо иметь в виду, что всякое интенсивное перемещение в атмосфере указывает на неустойчивость данной массы воздуха, что, следовательно, надо ждать смены этих масс, прихода фронта, а с ним-изменения погоды.

При определении характера происходящих явлений очень важно установить, являются ли эти явления местными, указывающими на устойчивость погоды, или же они носят общий характер и связаны с общим движением воздушных масс. В сущности говоря, все признаки погоды являются показателями местных или общих процессов.

Если в горных районах наблюдается горный бриз, утром и вечером легкий ветер дует с гор в долины, а днем дует из долин в горы, - это является признаком устойчивой погоды. На устойчивую погоду указывает также появление вечерами в долинах тумана и выпадение росы. В устойчивой массе воздуха при ясном небе атмосфера выхолаживается снизу благодаря ночным излучениям с земной поверхности, и температура начинает с высотой в некоторых случаях повышаться. Подметить этот признак и тем самым определить устойчивую погоду можно, поднимаясь по склонам и непосредственно наблюдая за изменениями температуры. На такое же распределение температуры указывает появление по вечерам дымки в ущельях, а также плавающие днем на одной высоте кучевые облака со слегка сглаженными верхушками.

Всякое надвижение фронта указывает на смену и на ухудшение погоды. Плавное уменьшение атмосферного давления является признаком приближения фронта, несущего с собой облачность, осадки и усиление ветра. Надвижение гряды высоких облаков также является признаком приближения непогоды. Ночью приближение фронта можно определить по венцу вокруг луны. В горах приближение непогоды часто определяется появлением стоячих облаков над вершинами.

Всякое сильное движение в высоких слоях атмосферы указывает на неустойчивость воздушной массы. Эти ветры в высоких слоях можно определить по появлению кучевых облаков (барашков), а ночью - по усиленному мерцанию звезд. Мощные кучевые столпообразные облака с размытыми верхушками, как правило, предвещают грозу.

Ледники

Мы уже говорили о том, что выше снеговой линии происходит беспрерывное накапливание снега. Одновременно с этим происходит разгрузка вершин от снега и льда. Разгрузку эту производят падающие лавины и ледниковые стоки.

Лавины и снежные обвалы, срывающиеся с гребней и вершин, обычно скапливаются в цирках и впадинах, окруженных рядом гребней. Эти цирки являются истоками ледников. Накапливающийся в цирках снег постепенно превращается под действием метеорологических факторов и под влиянием собственной тяжести в фирн-зернистый плотный снег. Дальнейшее уплотнение приводит к образованию фирнового льда, состоящего из отдельных кристаллов. Отдельные кристаллы спаиваются между собой, образуя сплошной глетчерный лед, уже лишенный признаков кристаллов. Под давлением снежных масс лед стекает в ущелья, образуя ледниковую реку. Скорость движения ледника зависит от количества снега и льда в цирке и колеблется от 25 мм до 1,25 м в час. Спускаясь по ущелью, ледник разрушает скалы, сглаживает дно ущелья, несет с собой камни, падающие на него с гребней и с окружающих вершин. Все продукты разрушения ледник несет вниз и, достигнув полосы таяния, отлагает их в виде боковых и концевой морен.

Неровности ложа, по которому движется ледник, заставляют ледниковую массу растрескиваться. В тех местах, где ледниковая масса течет через гребни, идущие поперек ложа, образуются трещины, расширяющиеся кверху, а над впадинами расширяющиеся книзу. Эти трещины располагаются поперек течения ледника и называются поперечными. Если ледник вытекает в более широкую часть своего ложа, в этих местах благодаря растеканию массы льда образуются продольные трещины. Разная скорость движения льда в середине течения и у берегов морен является причиной возникновения краевых трещин, направленных под углом к берегам. В горах альпинисту приходится преодолевать еще два вида трещин: бергшрунды и рантклуфты. Бергшрунд - это большая трещина, отделяющая собственно-текущий ледник от его цирка. Рантклуфты образуются у берегов ледника вследствие различного нагревания солнечными лучами береговых скал и самого льда. В тех местах, где уклон ледника особенно крут, ледяные массы, разрываясь, нагромождаются глыбами и образуют ледопады.

Верхняя часть ледника, выше снеговой линии, обычно бывает засыпана снегом. Снег заметает трещины, образуя под ними снежные мосты. Ниже.снеговой линии ледник оголяется, и по нему текут многочисленные ручьи. Эти ручейки собираются затем в один поток и, вытекая из грота, обычно расположенного у языка (конца) ледника, образуют горную реку. Ледники делятся на три основные группы: долинные, висячие и переметные, имеющие разрыв в своем течении.

В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитатель предлагает детям посетить выставку фотографий, на которых изображены горы. Дети рассматривают фотографии, на которых и водопады, и горные озера, и леса. Воспитатель предлагает детям собрать картинку-пазл "Горы". Затем дети слушают музыку Эдварда Грига "В пещере Горного Короля" и рассказывают о своих впечатлениях и фантазиях. Воспитатель показывает детям письмо, которое прислала Хозяйка Медной Горы. Дети находят посылку и отгадывают содержимое посылки по загадке. В посылке оказались разные камни. Воспитатель предлагает детям стать геологами-исследователями. Каждый ребенок берет один камень, садится за стол и исследует камень. Результаты исследований записываются в таблицу. Затем несколько детей по результатам исследований рассказывают о своем камне. Динамическая пауза - подвижная игра - "Ветер, дождь, камень и гора". Под музыку к детям приходит Хозяйка Медной Горы и приносит в подарок разные самоцветы, которые дети используют в продуктивной деятельности. Дети украшают камнями вазочки, которые они сделали заранее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛМДОУ № 6 «СОЛНЫШКО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?»

СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

ШТАТНОВА Е.В.

2010 год

ЦЕЛЬ:

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т.д.);

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

4. Учить работать с таблицей и записывать результаты обследования;

5. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях, используя таблицу;

6. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог);

6. Показать детям изделия из драгоценных камней;

7. Развивать мелкую моторику рук;

8. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;

9. Повторить правила поведения в природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

1. Познакомить детей с новым словом – геолог;

2. Активизировать словарь детей за счет слов: шершавый, низкие, пологие, крутые, снежные.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

1. Глобус;

2. «Ящик ощущений»;

3. Сосуды с водой;

4. Камни на каждого ребенка;

5. Салфетки;

6. Иллюстрации с изображением гор;

7. Разрезная картинка с изображением горы;

8. Вазочки из пластилина;

9. Шкатулка с изделиями из драгоценных камней;

10. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы;

11. Загадки о камнях и о глобусе;

12. Таблицы исследования камней;

13. Музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля»;

14. Коробка с камнями для поделки;

15. Герой – «Хозяйка Медной горы».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

Собирание коллекции камней;

Создание выставки поделок из камня;

Чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;

Экскурсия в библиотеку;

Беседы по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы?», «Как человек использует камни»;

Просмотр кинофильма по сказке П.Бажова «Каменный цветок»;

Проведение игр: «Вспомни сказку», «Что исчезло?», «Найди свой камень»;

Прослушивание музыки Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель загадывает загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

Воспитатель:

Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ).

Воспитатель:

Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Кавказ»:

…Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

Воспитатель:

Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).

Воспитатель:

Да, ребята, такими увидел горы А.С.Пушкин и рассказал нам о них.

А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.

Рассматривание фотографий. Воспитатель комментирует рассматривание.

Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни).

Воспитатель:

Вам понравились фотографии? (Да).

Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).

А еще в горах есть чистейшие озера и реки. Ребята, а у меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Сейчас каждый возьмет по фрагменту картинки, и попробуем ее собрать.

Дети собирают пазл-картинку.

Воспитатель:

Что у нас получилось? (Горы и озеро).

Воспитатель:

А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

После слушания, дети встают и рассказывают свои мысли.

Воспитатель:

Молодцы, вот какие вы фантазеры. А у меня для вас есть один сюрприз.

Воспитатель показывает детям письмо и говорит:

Вы знаете, мне сегодня передали письмо, но как узнать, кому оно адресовано?

Дети:

Нужно посмотреть адрес, который написан на конверте.

Воспитатель:

Правильно. А кто знает адрес нашего детского сада?

(Ответы детей).

Воспитатель читает вслух адрес на конверте:

Город Лосино-Петровский, улица Строителей, дом 7, подготовительная к школе группа № 5. Точно, письмо написано для нас.

Воспитатель вскрывает письмо и читает его вслух:

- «Здравствуйте, дорогие дети. Я знаю, что вы любите все исследовать, поэтому отправляю вам посылку. Она квадратная, бордовая, с замочком, перевязана лентой. Я знаю, что посылку вам доставили, вам нужно ее найти. Хозяйка Медной горы». А кто такая – Хозяйка Медной горы? (Она живет в горе, охраняет горы и бережет их. Она из сказки).

Воспитатель:

Да, ребята. Задала нам задачу Хозяйка Медной горы. Ну что ж, нужно искать посылку.

Дети находят посылку и отдают воспитателю.

Дети:

А здесь еще записка.

Воспитатель:

Да, ребята. Здесь еще записка.

- «Открыть посылку вы сможете, если отгадаете загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

Дети:

Это камень, разные камни.

Воспитатель:

Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.

Воспитатель открывает коробку:

Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот спасибо Хозяйке Медной горы. Вот это подарок. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (В горах).

Воспитатель:
- Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.

Воспитатель:

Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).

Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. У вас на столе лежит таблица, в которую мы будем записывать результаты исследования камней.

Идет обследование камней и запись результатов в таблицу.

Воспитатель:

Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне?

Рассказ 2-3-х детей.

ВЫВОД:

Какой вывод мы можем сделать? Что мы узнали о камнях? (Бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, но все они камни).

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

А мы с вами знаем игру «Ветер, дождь, камни и гора». Давайте поиграем. Будьте внимательны.

Игра на внимание «Ветер, дождь, камень и гора».

Воспитатель:

Вы все были очень внимательными. И гора у вас получилась высокая и крутая. Садимся на места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)
- Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда).

Правильно, сказ – это и сказка, и быль. А о каких горах писал Бажов? (Об Уральских),

Правильно. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы).

Звучит музыка и входит Хозяйка Медной горы. В руках у нее малахитовая шкатулка.

Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да, Хозяйка Медной горы).

Правильно, молодцы. Услышала я, что вы о моих сокровищах говорите, и не смогла усидеть в горе каменной. Вы мою загадку отгадали? (Да, это камни).

Хозяйка Медной горы:

Молодцы. А вы знаете, где используют камни? (Для строительства дорог и домов, для изготовления украшений).

Правильно. Принесла я вам свои самоцветы, посмотрите, какие они красивые. Люди научились обрабатывать камни и стали делать из них украшения.

Гостья показывает детям украшения из камней.

Хозяйка Медной горы:

У меня в горах много разных камней. И я принесла вам красивые камешки, которыми можно украсить какую-нибудь поделку. Вот они.

Гостья показывает детям разноцветные камешки.

Воспитатель:

Вот спасибо, а нам как раз нужны камни для украшения вазочки, которую дети сделали вчера.

Хозяйка Медной горы подает воспитателю поднос, на котором стоят розетки с камешками. Воспитатель расставляет розетки детям на столы.

Воспитатель:

Ребята, давайте украсим этими камешками наши вазочки.

Дети приступают к работе.

Гостья наблюдает за работой детей.

Воспитатель:

Ребята, заканчиваем.

Гостья рассматривает все вазочки и хвалит детей:

Как красиво получилось, молодцы. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить. У меня есть для вас еще один подарок, волшебные съедобные камешки. Вот он. Я отдам их Елене Викторовне, а она угостит ими вас в группе.

Гостья передает воспитателю вазочку с конфетами-камешками.

А мне пора. До свидания, до новых встреч.

Прощается и уходит.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.

Дети уходят из зала.


Горы занимают около 40% поверхности Земли* Они есть на каждом материке и крупном острове* Даже по дну океанов протянулись горные цепи, отдельные вершины которых поднимаются над водой, образуя острова или цепочки островов* Меньше всего гор в Австралии, а большинство гор Антарктиды скрыто подо льдом.

Самой молодой горной системой на нашей планете являются Гималаи, самой протяженной – Анды (длиной окоо 7560 км), а самыми старыми горами признаны горы, относящиеся к горной формации Нуввуагиттук (Nuvvuagittuq), находящейся в окрестностях Гудзонова залива (возраст примерно 4,28 млрд лет).

Горы весьма разнообразны. По форме вершины различаются пикообразные, куполообразные, платообразные и др. горы. Различаются горы и по происхождению : тектоноденудационные, вулканические и др. В Саянах, Забайкалье и Дальнем Востоке преобладают особого вида горы – сопки. Сопки отличаются конической формой и скалистой или сглаженной вершиной.

В горных образованиях часто выделяются отдельные вершины , высоко вздымающиеся над окружающим, даже высокогорным, ландшафтом. К таким вершинам можно отнести г. Джомолунгму в Гималаях, Эльбрус на Кавказе, Белуху на Алтае.

Для рельефа горных областей характерно наличие горных хребтов – вытянутых в длину горных образований с четко выраженной осью, вдоль которой располагаются самые высокие горы. Эта ось часто является водоразделом данной местности.

В случае, когда высота горного хребта невелика, а вершины гор округлы, то такая цепь гор называется горным кряжем . Горные кряжи, как правило, являются остатками древних разрушенных гор (в России – Тиманский кряж, Енисейский кряж и др.)

Горный хребет имеет два склона , зачастую непохожих один на другой. В то время как один склон является пологим, другой может быть крутым (Уральские горы).

Вершинная часть горных хребтов называется горным гребнем . Гребень хребта может быть остроконечной (у молодых гор) или округлой и платообразной (у старых гор).

Широкие понижения с пологими склонами называются горными перевалами .

Примерно одинаковое и в длину, и в ширину горное поднятие, для которого характерно слабое расчленение, называется горным массивом . (плато Путорана в Восточной Сибири, Россия).

Место пересечения двух горных хребтов получило название горного узла . Горные узлы состоят из высоких труднодоступных гор (горный узел Табык-Богдо-Ола на Алтае).

Горные хребты, одинаковые по происхождению и расположенные в едином порядке (линейно или лучеобразно), называются горными системами . Окраины горных систем, характеризующиеся небольшими высотами, называются предгорьями .

Для Африки характерны особого вида горы, названные столовыми . Они отличаются плоскими вершинами и ступенчатыми склонами. Образование этих гор связано с действием воды рек , рассекающих пластовую долину.

Наличие гор характерно не только для суши. Дно океана также изобилует различного рода горными образованиями. По дну океанов тут и там разбросаны одиночные горы вулканического происхождения. Действующие вулканы изливают лаву, пепел и осколки горных пород, имеют остроконечные вершины. Вершины же потухших вулканов сглажены волнами и течениями. Вершины многих подводных вулканов образуют острова. Примером такого острова служит Исландия.

Есть на дне океанов и горные хребты. Важнейшим открытием последних лет в океанологии стало открытие срединно-океанических хребтов. Они проходят почти по середине каждого океана, образуя огромную единую цепь. Подробнее о срединно-океанических хребтах можно почитать