Инструкции для боцмана речного флота. Кто такой боцман? Обязанности боцмана
- Бо́цман (от нидерл. Bootsman):
Унтер-офицерское воинское звание строевого состава, существовавшее в русском флоте и во флотах ряда стран мира, а также существующее в ВМФ и ВМС ряда современных государств. В Российском императорском флоте (РИФ) упразднено после Октябрьской революции.
Воинская должность военнослужащих унтер-офицерского состава корабельной службы в РИФ и во флотах ряда стран мира, а также военнослужащих старшинского и мичманского составов (до 1943 года - младшего командного состава) корабельной службы ВМФ СССР и ВМФ России. В составе экипажей крупных военных кораблей в большинстве случаев имеется боцманская команда, состоящая из нескольких боцманов под управлением главного боцмана как правило из мичманского или старшего унтер-офицерского (уорент-офицерского) состава. В РИФ до Октябрьской революции вместо главного боцмана существовало звание-должность старший боцман.
Должность на судах гражданского флота для специалистов младшего руководящего звена судовой команды.
Должность боцмана - это должность старшего строевого унтер-офицера. На корабле боцман имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и кроме того - производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину. При наличии на корабле боцманской команды, все боцманы из её состава, включая их начальника - старшего боцмана (главного боцмана), поочерёдно несут вахту. Находящийся на вахте боцман называется вахтенным боцманом. В его обязанности входит контроль за исправным состоянием такелажа, используемого для подъёма тяжестей. Во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорной стоянке проверяет готовность якорного оборудования и руководит процессом отдачи якоря, как только последует команда командира корабля. Наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При авральных работах старший боцман (главный боцман) находится на баке. Во время авральных работ, а также во время общего построения команды на верхней палубе, старший боцман (главный боцман) принимает обязанности вахтенного боцмана.
На торговых судах боцман следит за исправностью судовых спасательных средств, шлюпочного и якорного оборудования, а также за их работоспособностью. Руководит погрузкой тяжеловесных грузов и их креплением к палубе, распределяет между матросами работу и следит за её выполнением.
§ 112. Устав и вахтенная служба на морском судне
Современное судно - сложное инженерное сооружение, снабженное различными совершенными машинами, устройствами и приборами. Обслуживающий судно экипаж должен хорошо знать порученную ему технику, уметь правильно ее использовать и содержать и надлежащем техническом состоянии. Обязанности каждого члена экипажа регламентированы Уставом службы на судах морского флота СССР. В соответствии с ним весь экипаж разделяется на палубную и машинную команды и обслуживающий персонал, а также на командный состав и судовую команду. Командный состав делится на старший, средний и младший. К старшему относятся капитан, старший помощник, помощник капитана по политической части, главный и старший механики. Помощники капитана, механики, электромеханики, начальник судовой радиостанции и радиооператоры, врач и бухгалтер относятся к среднему комсоставу. Боцман, старший машинист и старший моторист - к младшему составу.В состав палубной команды входят боцман, подшкипер, плотник, старший матрос, старший рулевой, матросы I и II классов, матрос-санитар, палубный слесарь, матрос-водолаз, трюмные матросы, штурманский ученик, практиканты, санитар. Машинная команда в своем составе имеет старшего машиниста (старшего моториста), машинистов (мотористов) I и II классов, кладовщика, токаря, рефрижераторных и крановых машинистов, учеников и практикантов. В обслуживающий состав входят: бухгалтер, старший кок, коки, камбузники, артельщик, буфетчик, уборщики, дневальный, прачка и т. д.
Численность экипажа зависит от типа, назначения и размеров судна и регламентируется штатным расписанием каждого судна, в котором указывается перечень должностей и количество штатных мест на каждую должность.
Штурманский состав судна во главе с капитаном обеспечивает выполнение основных производственных задач судна: приемку, сдачу и качественную перевозку грузов, перевозку пассажиров, сохранность судна, обеспечивает навигационную проводку судна, управление судном, содержит в надлежащем состоянии материальную часть навигационного оборудования.
Руководство всей деятельностью судна осуществляет капитан, на которого возложено единоличное управление судном. Капитан подчиняется начальнику пароходства. Все распоряжения пароходства поступают на судно только через капитана, отвечающего за их выполнение. Капитан судна несет ответственность за вверенные ему судно и экипаж, за судовождение и сохранность перевозимых грузов, обеспечивает выполнение судном производственных планов и правильное техническое использование судна, отвечает за политико-моральное состояние личного состава.
В своей деятельности капитан руководствуется Уставом службы на судах морского флота Союза ССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, Правилами технической эксплуатации судов морского флота, международными конвенциями, договорами, приказами и указаниями пароходства и соответствующих властей. Старший помощник - первый заместитель капитана, он отвечает за порядок и дисциплину на судне. Ему в административном отношении подчинен весь экипаж судна. Старший помощник руководит работой штурманского состава и палубной команды и несет ответственность за техническое состояние корпуса судна, надстроек, грузового устройства, якорного, швартовного, -рулевого устройств, судовых помещений, спасательных -средств, сигнальных огней и устройств и т. п.; отвечает за подготовку трюмов и других грузовых помещений к приему груза; обеспечивает безопасную погрузку на судно тяжеловесов и их крепление; контролирует правильность укладки и сепарирования грузов, ведает размещением на судне запасов и перемещением их из одного отсека в другой.
Старший помощник руководит аварийно-спасательным и противопожарным отделением и обеспечивает борьбу за живучесть и непотопляемость судна; несет ходовую вахту.
Второй помощник несет ходовую и стояночную вахты. Во время швартовки судна он обычно руководит операциями по швартовке с кормы. Одной из основных обязанностей второго помощника является приемка, выдача, размещение и обеспечение сохранности перевозимых на судне грузов, почты и пассажирского багажа. Он выдает штурманские расписки в приеме грузов, руководит работой трюмных матросов и береговых счетчиков, отвечает за состояние грузовых помещений и грузового инвентаря, следит за распределением грузов по трюмам, составляет извещение о готовности судна к грузовым операциям, ведет грузовую книгу; на. ледоколах, морских буксирах и других судах, не занимающихся перевозкой грузов, ведет судовую кассу и выполняет другие поручения по указанию капитана.
Третий помощник несет ходовую и стояночную вахты. Одной из основных его обязанностей -является содержание в должном порядке навигационного оборудования и пособий на судне. В ведении третьего помощника находятся электрорадионавигацион- ные устройства, компасы, лаги, лоты, средства визуальной и звуковой сигнализации и связи, навигационные пособия и инструменты, служба времени на судне. Он заботится о своевременном пополнении навигационным и электрорадионавигационным оборудованием и пособиями. При отсутствии на судне четвертого помощника третий помощник ведет судовую канцелярию, кассовую книгу. Он оформляет приход и отход судна, судовые роли, ведет учет перемещения личного состава судна и выдает необходимые справки.
Обязанности четвертого и пятого помощников устанавливаются приказом капитана.
Помощник капитана по пассажирской части несет ответственность за правильное обслуживание пассажиров, является непосредственным начальником судового персонала, обслуживающего пассажиров. Подчиняется капитану и старшему помощнику.
Помощник капитана по пожарно-техничеокой части несет ответственность за исправность и готовность к действию средств пожаротушения и отвечает за выполнение всеми членами экипажа и рабочими во время ремонта судна противопожарного режима и правил пожарной безопасности. Подчиняется старшему помощнику капитана.
Боцман является непосредственным начальником палубной команды и распределяет работу между членами палубной команды, следит за правильностью, точностью и быстротой ее исполнения. Боцман отвечает за содержание в должном порядке корпуса судна, судовых помещений, грузовых устройств, якорного, рулевого и швартовного устройств и спасательных средств. Во время швартовных операций боцман управляет работой брашпиля и обеспечивает слаженную работу команды на баке.
Помощником боцмана по хозяйственной части является подшкипер, в обязанности которого входят приемка, хранение и выдача материалов и инвентаря, их учет и заправка инструментов. Матросы приводят в порядок палубу, надстройки, такелаж, занимаются покраской на судне, несут ходовые и стояночные вахты. Старший матрос назначается из числа наиболее опытных матросов, он ведает порядком в штурманской рубке и стоит на руле при входе и выходе судна из порта, в узкостях и в других случаях по усмотрению капитана.
Трюмные матросы назначаются из числа наиболее опытных матросов и обеспечивают в соответствии с указаниями второго помощника правильную погрузку и выгрузку грузов, их оформление, укладку и сепарацию, несут ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности, правил погрузки и выгрузки грузов.
Вахтенный помощник несет ответственность за вахтенную службу, за безопасность судна, людей, за сохранность грузов и имущества. Без разрешения капитана вахтенный помощник не имеет права отлучаться; обязан следить за своевременным подъемом и спуском флага, включением ходовых и стояночных огней, обеспечивать своевременную вентиляцию грузовых помещений и закрытие люков в плохую погоду, не допускать курения в запрещенных местах, наводить порядок на судне в случае его нарушения, вести судовой журнал в установленном порядке, в экстренных случаях, до получения распоряжения капитана, принимать самостоятельно решения и меры по обеспечению безопасности судна, экипажа, пассажиров, груза.
На ходу судна судоводитель до вступления на вахту должен ознакомиться с районом плавания судна и навигационной обстановкой. Принимая вахту, штурман должен получить у сдающего вахту полную информацию относительно условий плавания и различных обстоятельств, сопутствовавших плаванию, проверить по карте место судна, исправность огней (действующих и запасных). Вахтенный помощник ведет счисление пути судна, возможно чаще проверяя место судна путем обсерваций.
На стоянке судна при заступлении на вахту штурман должен получить от сдающего полную информацию о навигационном и эксплуатационном состоянии судна: о готовности судна к выходу в рейс, о наличии на судне экипажа, состоянии грузовых операций, наличии груза на судне, о предстоящих судовых и погрузочно-разгрузочных работах, о количестве вытравленной якорь-цепи и наличных швартовных концах и т. п.
Вахтенный помощник обеспечивает несение вахтенной службы, следит за гидрометеорологической обстановкой на стоянке на рейде, за швартовными концами у причала, за ходом грузовых операций, не допуская крена судна, наблюдает за высотой воды в льялах, ведает увольнением экипажа на берег. Во время стоянок в портах он обязан знать местные правила и руководствоваться ими.
Во главе машинной команды стоит главный (старший) механик, который является техническим руководителем всех членов экипажа, осуществляющих управление машинами и прочей судовой техникой. Старший механик отвечает за техническую эксплуатацию всей механической и электромеханической части судна.
Второй механик руководит всей работой машинной команды судна по эксплуатации и ремонту механической и электромеханической части судна. Третий механик несет ответственность за вспомогательные двигатели, котельные установки и паропроводы, компрессоры, топливную, балластную и воздушную системы, механическую часть рулевого устройства. Четвертый механик отвечает за состояние всех палубных механизмов и систем. Если на судне только три механика, то эти обязанности выполняет третий механик.
Все механики, кроме главного (старшего), несут вахты в машинном отделении,
В ведении электромеханика находятся судовые электромеханизмы, электрическая сеть, электрические лебедки, брашпиль, рулевое устройство, размагничивающее устройство.
Речной флот моментально стал превращаться в облезлые ржавые коробки, с нечищенными рындами и латунными звёздами, без палубных швабр, с рваными чалками, с угрожающе торчащими стальными проволоками вместо сплетённых петель на концах швартовых канатов, завязанными на узел буксирными тросами.
Старпому, представителю командного состава, было не под силу справиться со всеми обязанностями боцмана.
Для этого нужен специальный хозяйственный талант и множественные не ведомые другим людям знания и навыки.
Начнём с главного
Боцман, это единственный член команды, в обязанностях которого записано - БОЦМАН ВАХТУ НЕ НЕСЁТ!
Когда-то в молодые годы отработав первую практику на т/х Котовск и перейдя на второй курс в речном училище, я сдавал экзамены.
Прочитав в билете вопрос - "обязанности боцмана", я громко отрапортовал не сходя с места - "Боцман вахту не несёт"!
Преподы переглянулись, сверкнули начищенными пуговицами на флотских кителях и самый старый сказал:
Я думаю этого достаточно! Не стоит товарищи тратить время на выслушивание этого курсанта.
Председатель экзаменационной комиссии поставил мне пятёрку и вручил зачётку.
Дело в том, что по всем предметам связанным с флотом у меня было 5 баллов, в том числе и по лоции, судовождению, ТУК, судостроение и пр.
Я с удовольствием перечитывал учебники по этим предметам, как художественную литературу по несколько раз и чуть ли не наизусть знал каждую главу. Ну и конечно же, как и все дерзкие мальчишки имел привычку устраивать на лекциях диспуты на тему пройденного материала.
Особо любил по изгаляться над преподом по ДВС. Этот вредный, шепелявый старикашка, как нам тогда казалось, постоянно ходил в кителе с нашивками капитана и с ромбиком о высшем образовании. Может он когда-то и был неплохим судовым механиком, но, как преподаватель свой предмет знал отвратительно, это и вызывало у всех курсантов постоянные насмешки и издёвки.
Что бы не сидеть на занудной лекции два часа, я придумал для себя простую отмазку. В начале первой лекции, как только препод появлялся в классе, я поднимал руку и предлагал сделку, я рассказываю, то что он задавал и следующую лекцию по плану, а он отпускает меня с лекций.
За 20 минут, я выкладывал всё что знал по данным темам и уходил по своим делам. Если вдруг препод был не в духе и не отпускал меня, то я каждую минуту поднимал руку и задавал каверзные вопросы, на которые он не всегда мог ответить. Поэтому ему было проще отпустить шалопая и не мотать нервы два часа.
Боцман должен знать
Производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину.
Боцман наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля и в случае обнаружения ржавчины даёт команду к немедленной покраски.
Дело здесь, не только в эстетике, но и в том, что судно начинает ржаветь ещё при строительстве, находясь на открытых стапелях, под атмосферными осадками. Такова уж доля конструкционной стали и вообще материалов на основе железа. Если ржавчина уже образовалась - остановить процесс коррозии крайне трудно и не всегда удается. Лучше его предупреждать и заранее защищать металл.
Судно покрывается грунтом ещё в процессе постройки. Грунт - это краска с особой прилипчивостью к металлу. Одним из лучших грунтов считался свинцовый сурик, да ещё на натуральной олифе.
Боцман - повелитель кисточек и валиков, хранитель малярной кладовой с запасами краски, растворителей и грунтов.
Из 366 страниц справочника боцману 55 посвящены окрасочным работам.
На самом же деле всё происходит гораздо проще и практичнее - волик в руки и погнал, 100 метровку по палубе
Справочник боцмана: перед окраской поверхность должна готовиться, тщательно (!) ликвидируются очаги коррозии, удаляются загрязнения, пыль, влага, по возможности избавляются от старой краски, а при слое её в 1 мм, она удаляется полностью. Лучшее качество покраски - при работе кистью.
На самом же деле все покрасочные работы выполняются валиком, за исключением трудно доступных мест. Длина судна - 110 метров, ширина чуть менее 20. Высота борта до ватерлинии около трёх. Время ограничено несколькими часами, стоянки на рейде, в портах такие работы запрещены, экологи тут же отыграются.
Так что кисточкой размахивать некогда. один матрос по палубе разливает краску, а второй следом её размазывает и раскатывает валиком.
Но не меньше страдает от ржавчины и то, что находится на уровне палубы и выше.
Всё оттого, что при погрузках угля, зерна, цемента или металлолома судно покрывается толстым слоем пыли, дышать невозможно. После выхода в рейс его обмывают из пожарных шлангов, забортной водой, а после выгрузки, скажем, через неделю, моют снова и процесс идёт по кругу. И руководит этим всё тот же боцман.
С какими звуками у вас ассоциируются морские специальности:
Механики - с грохотом дизелей наверняка.
Сварщик - шипение электрической дуги.
Штурман - возможно, с шорохом разворачиваемых лоцманских карт и непрерывный бубнёж на мостике различных переговорных устройств на нескольких волнах сразу, особенно, вблизи порта.
Боцман - грохот якорной цепи при постановке на якорь или ритмичное щёлканье звеньев этой цепи о клюз при подъёме якоря.
Покрасочные работы ведутся не только снаружи. К примеру красить настил машинного отделения в красивый зелёный цвет "любимое" занятие мотористов, они представляют себя на зелёной лужайке.
Или переборки в белый, словно среди берёз. Или дизеля в цвет слоновой кости. И всё это под чутким руководством боцмана.
Сделать морскую швабру
Для опытного боцмана это совсем не трудно. Швабры делают из пеньковых тросов. Для палубных швабр берут несколько концов бывшего в употреблении, но не изношенного троса длиной около 2 м и распускают на каболки.
Рукоятку для швабры (швабренник) изготовляют длиной 100-120, диаметром 4-5 см. Конец рукоятки, к которому крепят каболки, делают закругленным, на расстоянии 5 и 15 см от него располагают две зарубки по окружности. На другом конце иногда просверливают отверстие для штерта.
Каболки распущенного троса укладывают на палубе пучком, а поверх укладывают рукоятку, второй от конца зарубкой посередине. Затем каболки располагают вокруг рукоятки и перевязывают на второй зарубке выбленочным узлом. Подвесив швабру вертикально, каболки перевязывают выбленочным узлом с наружной стороны на нижней зарубке и аккуратно их расправляют.
(01) знать устройство и уметь обслуживать главные, вспомогательные механизмы и технические средства их обслуживающие, уметь управлять ими;
(02) знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;
(03) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;
(04) уметь обслуживать электрооборудование машинных помещений.
223. Моторист (машинист) I класса обязан:
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
224. Моторист (машинист) I класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Моторист (машинист) II класса
225. Моторист (машинист) II класса подчиняется второму механику.
Моторист (машинист) II класса должен:
(01) знать устройство главных и вспомогательных механизмов, назначение и расположение обслуживаемых им трубопроводов и клапанов;
(02) уметь обслуживать главные и вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;
(03) уметь обслуживать вспомогательные котлы и технические средства, обеспечивающие их работу;
(04) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
226. Моторист (машинист) II класса обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию.
227. Моторист (машинист) II класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Старший котельный машинист
228. Старший котельный машинист непосредственно подчиняется третьему механику. Старший котельный машинист должен:
(01) уметь управлять котельной установкой и техническими средствами, обслуживающими ее;
(02) знать устройство и уметь обслуживать системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную установку;
(03) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
229. Старший котельный машинист обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки и технических средств, обслуживающих ее;
(03) руководить работами котельных машинистов;
(04) нести вахту согласно судовому расписанию.
230. Старший котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Котельный машинист
231. Котельный машинист подчиняется третьему механику.
Котельный машинист должен:
(01) знать устройство и уметь обслуживать котлы, системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную установку;
(02) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средства пожаротушения и уметь ими пользоваться.
232. Котельный машинист обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию.
233. Котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Кладовщик
234. Кладовщик непосредственно подчиняется второму механику.
Кладовщик осуществляет хранение материально-технического снабжения механической части и содержание в должном порядке кладовых машинного помещения, ремонтирует инструмент, а также принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств.
235. Кладовщик при наличии квалификационного свидетельства моториста (машиниста) может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.
Токарь
236. Токарь непосредственно подчиняется второму механику.
Токарь отвечает за надежную работу и техническое состояние станков и оборудования механической мастерской и обеспечивает исправное состояние инструмента, средств малой механизации и приспособлений механической части.
Токарь должен уметь выполнять станочные и слесарные работы, знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться, выполнять правила техники безопасности и пожаробезопасности.
237. Токарь обязан принимать участие в работах по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте. При наличии квалификационного свидетельства моториста (машиниста) токарь может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической установки.
Рефрижераторный механик
238. Рефрижераторный механик подчиняется непосредственно старшему механику. Рефрижераторному механику подчиняются рефрижераторные машинисты.
Рефрижераторный механик отвечает за надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и техническое состояние холодильной установки и установки кондиционирования воздуха со всеми обслуживающими ее техническими средствами (включая воздушную систему), средств автоматизации (кроме элементов электрических схем), контрольно-измерительных приборов и других технических средств своего заведования.
Рефрижераторный механик ведает сменно-запасными частями и материально-техническим снабжением своего заведования и является ответственным руководителем работ по рефрижераторным установкам.
239. Рефрижераторный механик обязан по своему заведованию:
(01) обеспечивать соблюдение заданных режимов во всех охлаждаемых помещениях;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических, средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы технических средств, составлять план работ и представлять его старшему механику;
Второй электромеханик
255. Второй электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях второй электромеханик замещает старшего электромеханика.
Второй электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние главных генераторов, гребных электродвигателей и основных электроприводов, обслуживающих гребную установку, центрального поста управления гребной установкой, электропривода рулевого устройства, авторулевого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электростанции, машинного телеграфа, постов управления, средств автоматизации и контроля электродвижения судна.
Второй электромеханик ведает электромастерской и электрокладовыми.
256. Второй электромеханик обязан по своему заведованию:
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;
(06) производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных ремонтно-профилактических работ;
(07) вести журнал замеров сопротивления изоляции.
Второй электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
257. На судах без электродвижения второй электромеханик подчиняется первому электромеханику, в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованиям между первым и вторым электромеханиками распределяет старший механик.
Третий электромеханик
258. Третий электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях третий электромеханик замещает второго электромеханика.
Третий электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние вспомогательных и аварийных генераторов, электрооборудования палубных механизмов, подруливающего устройства, электроприводов вспомогательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.
259. Третий электромеханик обязан по своему заведованию:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности;
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;
(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента. Третий электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
Четвертый электромеханик
260. Четвертый электромеханик (на электроходах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях четвертый электромеханик замещает третьего электромеханика.
Четвертый электромеханик отвечает за надежную работу и техническое состояние кабельной сети, электроприводов вспомогательных механизмов, не вошедших в заведование второго и третьего электромехаников, электрических вентиляторов , преобразователей, электрооборудования камбуза, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожекторов, тифонов и аккумуляторных батарей .
261. Четвертый электромеханик обязан по своему заведованию:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и правила пожаробезопасности;
(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электрооборудования;
(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;
(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;
(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;
(06) своевременно, согласно инструкциям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал;
(07) следить за правильным использованием электрического освещения. Четвертый электромеханик несет вахту согласно судовому расписанию.
Техник АТС
262. Техник АТС непосредственно подчиняется старшему электромеханику (электромеханику) .
Техник АТС отвечает за надежную работу и техническое состояние судовой автоматической телефонной станции, командных телефонных коммутаторов и внутрисудовых систем сигнализации.
263. Техник АТС обязан:
(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике безопасности и правила пожаробезопасности;
(02) осуществлять техническое обслуживание средств телефонной связи и внутрисудовых систем сигнализации и контролировать их правильное использование;
(03) вести установленную техническую документацию по своему заведованию. Техник АТС может привлекаться к вахтенному и техническому обслуживанию судового электрооборудования при наличии квалификационного свидетельства электрика.
Старший электрик
264. Старший электрик подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, старший электрик подчиняется второму механику. В необходимых случаях старший электрик замещает электромеханика.
265. Старший электрик обязан:
(01) выполнять техническое обслуживание всего судового электрооборудования и средств внутренней телефонной связи;
(03) ведать электромастерской и электрокладовыми, обеспечивать надлежащее хранение, учет и расходование материально-технического снабжения по электрической части;
(04) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахт электриками.
266. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность четвертого электромеханика, старший электрик с разрешения и под ответственность старшего электромеханика может допускаться к несению вахты электромеханика.
267. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций старший электрик несет вахту в месте, указанном электромехаником.
268. Старший электрик может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Электрик 1 класса
269. Электрик I класса подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, электрик I класса подчиняется второму механику. В необходимых случаях электрик I класса замещает старшего электрика.
270. Электрик I класса должен:
(01) знать устройство и принцип действия всего судового электрооборудования;
(02) уметь управлять всеми техническими средствами судового электрооборудования;
(03) знать принцип действия и конструктивные особенности механической установки;
(04) уметь пользоваться всеми судовыми средствами пожаротушения.
271. Электрик I класса обязан:
(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, инструкции, правила техники безопасности и пожаробезопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахты электриками.
272. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик I класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.
273. Электрик 1 класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Электрик II класса
274. Электрик II класса подчиняется электромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотрена должность электромеханика, электрик II класса подчиняется второму механику.
Электрик II класса должен:
(01) знать принцип действия судового электрооборудования;
(02) уметь управлять техническими средствами электрооборудования механической установки;
(03) знать принцип действия и конструктивные особенности механической установки;
(04) уметь пользоваться средствами пожаротушения машинного помещения.
275. Электрик II класса обязан:
(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всего судового электрооборудования;
(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила пожаробезопасности и техники безопасности;
(03) нести вахту согласно судовому расписанию, если на судне установлено несение вахт электриками.
276. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик II класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.
277. Электрик II класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.
Боцман
278. Боцман подчиняется старшему механику, является командиром непосредственно подчиненных ему членов экипажа и руководителем работ по корпусной части.
При подготовке судна к рейсу и плавании в сложных условиях, а также для выполнения работ , связанных с обеспечением сохранной перевозки грузов и судового имущества, боцман поступает в распоряжение старшего помощника капитана.
Боцман обеспечивает техническое обслуживание:
(01) корпуса, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных и приемных труб, рангоута, такелажа , трапов, штормтрапов и кранцевой защиты судна;
(02) рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств с их техническими средствами (кроме механической и электрической частей этих средств);
(03) спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря и других технических средств своего заведования.
Боцман ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением и кладовыми по своему заведованию. Боцман руководит малярными и такелажными работами по судну (включая машинные помещения).
279. Боцман обязан:
(01) выполнять правила технической эксплуатации технических средств своего заведования, устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы этих технических средств;
(02) составлять план работ по корпусной части и представлять его на утверждение старшему механику;
(03) распределять подчиненных ему членов экипажа по вахтам и работам, согласовывая со старшим механиком и старшим помощником капитана, вести учет их рабочего времени, и дней отдыха;
(04) выполнять правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности, требовать выполнения этих правил подчиненными ему лицами и обеспечивать безопасную организацию работ;
(05) руководить ремонтно-профилактическими работами по корпусной части, выполняемыми судовыми специалистами;
(06) обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, принимать участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
(07) обеспечивать подготовку корпусной части к отходу судна и штормовому плаванию, крепление груза, оборудования, имущества, контролировать крепление груза береговыми специалистами и докладывать вахтенному помощнику капитана;
(08) перед каждым приходом судна в порт обеспечивать проверку исправности траповых лебедок, привлекая для этого ответственных лиц по необходимости;
(09) обеспечивать готовность к действию аварийного и противопожарного оборудования, имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования, их снабжения и спусковых устройств;
(10) обеспечивать своевременные проверки и испытания якорных цепей, блоков, гаков, цепей, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;
(11) подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контролировать качество работ по корпусной части, выполняемых береговыми специалистами;
(12) обеспечивать чистоту и порядок на палубе, в помещениях и столовой команды;
(13) знакомить вновь поступающих на судно членов экипажа с расписанием по заведованиям, расписанием по тревогам, расположением аварийного и противопожарного оборудования и имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования и обучать обращению с ними;
(14) составлять заявки на материально-техническое снабжение по своему заведованию, обеспечивать прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части;
(15) вести установленную документацию по своему заведованию.
280. При проходе судном узкостей, входе в порт, выходе из него, при подходе к месту якорной стоянки и во время швартовных операций боцман должен находиться на баке или, при необходимости, в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
При стоянке судна в порту боцман обязал по указанию вахтенного помощника капитана обеспечивать выполнение работ, связанных с эксплуатацией и безопасной стоянкой судна, с уведомлением старшего механика.
К несению вахт боцман может привлекаться по указанию капитана.
281. На судах, где не предусмотрена должность старшего матроса, боцман выполняет его обязанности.
На судах, где предусмотрено несколько боцманов, их обязанности определяются согласно установленному порядку.
Подшкипер
282. Подшкипер непосредственно подчиняется боцману и является его заместителем.
Подшкипер осуществляет прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части.
283. Подшкипер обязан:
(01) готовить материалы для заявок на материально-техническое снабжение корпусной части и представлять их боцману;
(02) обеспечивать должное хранение и ремонт брезентов , тендов, виндзелей, спасательных нагрудников, чехлов и другого имущества корпусной части;
(03) обеспечивать исправность и сохранность средств малой механизации, приспособлений, инвентаря и инструмента корпусной части;
(04) выполнять судовые такелажные, парусные и малярные работы, составлять требуемые для покрасочных работ краски;
(05) осуществлять управление палубными техническими средствами;
(06) обеспечивать исправное состояние пожарных шлангов, соединительных гаек, огнетушителей и аварийных фонарей;
(07) обеспечивать пожаробезопасность, чистоту и порядок в кладовых помещениях
корпусной части и подшкиперской, выполнять правила техники безопасности;
(08) обеспечивать сохранность и исправное состояние переносных люстр и ламп, своевременно сдавая их в ремонт электромеханику;
(09) выполнять обязанности старшего матроса (на судах, где не предусмотрена должность старшего матроса).
284. Подшкипер должен иметь квалификационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт.
При швартовных операциях подшкипер должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
Старший матрос (плотник)
285. Старший матрос непосредственно подчиняется боцману. В необходимых случаях старший матрос замещает боцмана.
Старший матрос должен:
(01) уметь выполнять судовые плотницкие работы по корпусной части;
(02) уметь управлять всеми техническими средствами корпусной части;
(03) уметь пользоваться палубными средствами пожаротушения;
(04) знать приемную систему пресной воды, расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их воздушных и мерительных труб и мерительных труб грузовых помещений.
286. Старший матрос обязан:
(01) принимать пресную воду, производить ежедневно замеры воды в танках, сточных колодцах и льялах, записывать результаты замеров на доске в машинном помещении, в тетради замеров и докладывать старшему помощнику капитана;
(02) выполнять плотницкие работы и принимать участие в судовых работах, техническом обслуживании и ремонте корпусной части, такелажных и покрасочных работах по судну;
(03) обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, дверей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств;
(04) следить за техническим состоянием пожарной магистрали на палубе, осушительного трубопровода в трюмах, приемных сеток, льял, пайолов, рыбинсов и люковых закрытий грузовых помещений;
(05) обеспечивать подготовку беседок и лесов для работ за бортом, на мачтах и дымовых трубах;
(06) обеспечивать надлежащее состояние кранцев, румпель-талей и штуртросов, трапов, штормтрапов и сходней;
(07) обеспечивать пожаробезопасность в плотницкой и выполнять правила техники безопасности, руководить работой матросов;
(08) выполнять обязанности подшкипера (на судах, где не предусмотрена должность подшкипера).
При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.
287. Старший матрос должен иметь квалификационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт по указанию капитана.
Старший матрос может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.
Матрос 1 класса
288. Матрос I класса непосредственно подчиняется боцману. Матрос I класса должен:
(01) знать и выполнять обязанности матроса II класса;
(02) знать сигналопроизводство;
(03) уметь управлять палубными техническими средствами;
(04) уметь пользоваться судовыми спасательными средствами и управлять спасательными шлюпками на веслах и под парусами;
(05) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;
(06) знать расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных труб и мерительных труб грузовых помещений, уметь манипулировать основными приводами клинкетов на палубах;
(07) уметь производить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом.
289. Матрос I класса обязан:
(01) нести ходовые на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
(02) принимать участие в судовых работах и техническом обслуживании корпусной части (включая работы на высоте и за бортом);
(03) принимать участие в подготовке грузовых устройств и помещений к грузовым операциям, открывать и закрывать грузовые трюмы, оборудованные люковыми закрытиями с механическим и гидравлическим приводами.
290. Наиболее опытный матрос I класса назначается старшим рулевым.
Старший рулевой обязан обеспечивать чистоту и порядок в штурманской и рулевой рубках, надлежащее содержание и хранение сигнальных флагов и знаков, ручных лотов, забортных буксируемых лагов и ручного туманного горна.
Матрос II класса
291. Матрос II класса непосредственно подчиняется боцману.
Матрос II класса должен:
(01) знать расположение по судну аварийно-спасательного противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и уметь их использовать по назначению;
(02) уметь пользоваться судовыми спасательными средствами и управлять шлюпками с ручным и механическим приводами;
(03) уметь осуществлять прием и передачу сообщений посредством световой и флажной сигнализации;
(04) уметь выполнять малярные, такелажные и парусные работы.
292. Матрос II класса обязан:
(01) нести ходовые вахты на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;
(02) принимать участие в судовых работах и работах по техническому обслуживанию корпусной части;
(03) принимать участие в открытии и закрытии люков трюмов, выпускать и выбирать забортный лаг, снимать отсчеты лага;
(04) принимать участие в подготовке и уборке грузовых средств и инвентаря;
(05) убирать палубу и судовые помещения;
(06) принимать участие в швартовных работах согласно судовому расписанию;
(07) при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями:
перед началом грузовых операций следить за тем, чтобы люковые крышки с гидравлическим и механическим приводом были надежно закреплены, горловины всех цистерн задраены, трубопроводы исправны, льяла, сточные колодцы и приемные сетки были чистыми, а льяльные крышки плотно закрыты;
во время грузовых операций находиться в трюме или у люка и следить за размещением груза по указанию второго помощника капитана;
контролировать сепарирование груза и при необходимости вести счет груза;
наблюдать за сохранностью груза в трюме и не допускать к погрузке грузовые места, имеющие неисправную тару или маркировку, не соответствующую документации. О всех обнаруженных недостатках немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана;
при прекращении грузовых операций докладывать вахтенному помощнику капитана;
если во время грузовых операций снимаются не все бимсы, следить за тем, чтобы оставшиеся бимсы были тщательно закреплены болтами;
наблюдать за исправностью трюмных трапов. О всех обнаруженных повреждениях немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана;
не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии;
не допускать курения в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме;
(08) при отсутствии в штате судна должности матроса пожарной части выполнять его обязанности.
Матрос II класса может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте.
Матрос-водолаз
293. Матрос-водолаз непосредственно подчиняется боцману. Матрос-водолаз выполняет подводные работы по распоряжению старшего механика, руководствуясь правилами техники безопасности и действующими положениями, касающимися производства водолазных работ.
Матрос-водолаз обеспечивает исправное состояние водолазного оборудования и имущества, выполняет судовые работы и привлекается к несению вахт.
При наличии на судне нескольких матросов-водолазов более опытный из них назначается старшим.
Глава VIII СЛУЖБА БЫТА
Помощник капитана по хозяйственной части
294. Помощник капитана по хозяйственной части подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана и является начальником службы быта (команды бытового обслуживания).
295. Помощник капитана по хозяйственной части организует питание экипажа судна, обеспечивает своевременное получение и хранение продуктов столового довольствия и питьевой воды , а также получение материально-технического снабжения (исключая снабжение бункером , смазочными материалами, водой), ведет кассовую книгу , производит расчеты с экипажем, составляет кассовые отчеты, обеспечивает соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности , а также санитарных правил подчиненными ему членами экипажа.
296. Помощник капитана по хозяйственной части обязан:
(01) составлять и своевременно оформлять заявки на продукты питания и промтовары, при доставке продуктов на судно проверять их наличие;
(02) составлять совместно с врачом меню питания экипажа и пассажиров (при отсутствии пассажирской службы), обеспечивая необходимую калорийность и разнообразие по ассортименту пищи с учетом запросов членов экипажа;
(03) на первое число последующего месяца, а также по требованию капитана или судового комитета совместно с назначенной комиссией и участием судового врача производить проверку продуктов, табачных и других изделий и тары. Проверка оформляется актом, который утверждается капитаном;
(04) вести учет продуктов питания, табачных изделий, материально-технического снабжения, инвентаря и денежных средств ;
(05) составлять денежный и кассовый отчеты и после утверждения их капитаном
направлять судовладельцу в установленном порядке;
(06) составлять и своевременно подавать заявки на камбузное, буфетное имущество и совместно с материально-ответственными лицами организовывать их получение;
(07) на основании полученных от материально-ответственных лиц документов составлять и своевременно представлять материалы к инвентаризации материально-имущественных ценностей.
297. Помощник капитана по хозяйственной части должен:
(01) вести табель рабочего времени членов экипажа, а также табель на сверхурочные работы и направлять их судовладельцу;
(02) по согласованию со старшим помощником и старшим механиком составлять заявки на материально-техническое снабжение;
(03) вести учет расходования лимита по материально-техническому снабжению судна;
(04) осуществлять контроль за правильным получением денег с членов экипажа по всем видам задолженности;
(05) оформлять и выдавать членам экипажа, уходящим с судна, аттестаты, таможенные и другие справки;
(06) обеспечивать своевременный обмен и заправку огнетушителей, аппаратов КИП и аквалангов.
298. Помощник капитана по хозяйственной части несет ответственность в установленном законом порядке:
(01) за выдачу, учет и остаток денежных средств в советской, иностранной валюте и чеках Внешторгбанка;
(02) за санитарное состояние судовых помещений, помещений судоблока и оборудования;
(03) за соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил членами службы быта (команды бытового обслуживания).
299. При наличии диплома о присвоении морского звания помощник капитана по хозяйственной части может быть привлечен к несению вахты как на ходу, так и на стоянке.
Повар
300. Повар на судах, где отсутствует заведующий производством, непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
Повар руководит работой камбузного персонала.
В обязанности повара входит приготовление и раздача пищи.
Повар принимает участие в составлении заявок на продукты и контролирует качество продуктов, доставляемых на судно.
Повар обеспечивает содержание в надлежащем состоянии камбузных помещений и оборудования, камбузной посуды и холодильников, а также принимает меры к своевременному получению и необходимому ремонту камбузного инвентаря и другого имущества.
Повар принимает участие в составлении меню совместно с судовым врачом и артельщиком и представляет его на утверждение помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
На судах, где нет должности пекаря, его обязанности возлагаются на повара.
На судах, где несколько поваров, один из них назначается старшим.
Пекарь
301. Пекарь непосредственно подчиняется повару.
В обязанности пекаря входит выпечка хлебобулочных и кондитерских изделий и работа на. камбузе под руководством повара.
Камбузник
302. Камбузник непосредственно подчиняется повару и выполняет работы по его указанию. В обязанности камбузника входит содержание в чистоте камбуза, камбузных подсобных помещений и посуды.
На судах, где имеется один повар, камбузник помогает ему в приготовлении и раздаче пищи.
Буфетчик
303. Буфетчик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
На буфетчика возлагается заведование буфетом, уборка и обслуживание кают-компании, а также уборка кают капитана и старшего командного состава.
Буфетчик принимает посуду, оборудование буфета, столовое белье, а также постельное белье экипажа, следит за их надлежащим состоянием и ведет учет этого имущества.
Дневальный
304. Дневальный непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части. При отсутствии в штате помощника капитана по хозяйственной части дневальный подчиняется старшему помощнику капитана.
В обязанности дневального входит уборка кают командного состава, служебных помещений, красного уголка (клуба), коридоров, а также содержание в чистоте помещения столовой команды, подача пищи в столовую судовой команды и мытье посуды.
Дневальный принимает у буфетчика необходимое количество посуды, белья и другого инвентаря и следит за их сохранностью.
При наличии в штате судна более одного дневального обязанности каждого из них определяются помощником капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшим помощником капитана.
На пассажирских судах дневальные, обслуживающие пассажирские помещения, непосредственно подчиняются старшему бортпроводнику и их обязанности устанавливаются помощником капитана по пассажирской части.
Артельщик
305. Артельщик избирается на общем собрании экипажа с последующим назначением приказом по судну.
Артельщик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.
Помимо выполнения своих обязанностей по занимаемой им штатной должности, артельщик получает продовольствие для экипажа и обеспечивает его сохранность в соответствии с установленными санитарными правилами, а также следит за содержанием в должном порядке кладовых и других помещений для хранения продуктов, ежесуточно выдает, в соответствии с утвержденным меню, продукты поварам для приготовления пищи, принимает участие в составлении меню, а также производит продажу членам экипажа продуктов питания и предметов повседневного обихода.
Артельщик ведет учет суточного расхода продуктов и несет материальную ответственность в установленном законом порядке за сохранность продовольствия.
Глава IX РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Начальник радиостанции
306. Начальник радиостанции непосредственно подчиняется капитану и является начальником радиотехнической службы.
Начальник радиостанции руководит работой судовых радиоспециалистов, электрорадионавигатора и несет радиовахту согласно Правилам радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР и судовому расписанию.
Начальник радиостанции несет ответственность за радиосвязь судна, техническое состояние и постоянную готовность к действию аппаратуры радиосвязи и радиотрансляции, телеустановок, факсимильной аппаратуры, шлюпочных радиостанций, судовых инвентарных радиоприемников, магнитофонов.
Начальник радиостанции. несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к действию радионавигационных приборов в случае, когда на него возложено их техническое обслуживание.
При наличии в штате судна должности электрорадионавигатора начальник радиостанции несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к действию всех электрорадионавигационных приборов.
307. Начальник радиостанции обязан:
(01) строго соблюдать Правила радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР;
(02) контролировать соблюдение санитарных норм на радиоизлучение от передающих устройств судна;
(03) обеспечивать соблюдение правил и инструкций по технике безопасности подчиненными ему лицами;
(04) составлять расписание вахт радиоспециалистов и представлять его на утверждение капитану;
(05) организовывать и осуществлять регулярный и своевременный прием метеосводок и штормовых предупреждений по районам, указанным капитаном, а также навигационных извещений мореплавателям (НАВИМ) и навигационных предупреждений (НАВИП);
(06) обеспечивать постоянную готовность средств аварийной радиосвязи;
(07) немедленно открывать вахту па частоте 500 кГц или 2182 кГц в случае опасности, грозящей судну, или приема сигнала тревоги от автоаларма;
(08) обеспечивать прием факсимильных передач карт погоды и состояния моря;
(09) ежедневно проверять радиотелеграфный журнал, подписывать его и представлять на подпись капитану;
(10) сдавать рейсовое донесение начальнику службы связи и электрорадионавигации судовладельца.
Боцман, боцманы, боцмана, боцмана, боцманов, боцману, боцманам, боцмана, боцманов, боцманом, боцманами, боцмане, боцманах Грамматический словарь Зализняка