Гора Монах. Организация самостоятельных путешествий

04.02.2022 Америка

монах Меркурий


В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя

Предисловие редактора

«Записки современного пустынножителя» - совершенно особый жанр духовной литературы. В основу этого не совсем обычного произведения легли дневниковые записи современного монаха-подвижника, более 30 лет (с конца 50-х и до начала 90-х годов) подвизавшегося в горах Кавказа. Насыщенная опасностями и происшествиями жизнь отшельников, несмотря на абсолютную достоверность описываемых событий, напоминает читателю приключенческий роман, своего рода робинзонаду, хотя, безусловно, автор, которому сейчас уже за семьдесят, вовсе не ставил перед собой подобной цели. Отец Меркурий просто записывал в свой дневник то, что происходило во внутренней, духовной жизни делателей Иисусовой молитвы и, конечно, все, с чем приходилось встречаться на столь необычном и опасном в советское время пути древнейшего аскетического подвига.

А опасности были отнюдь не выдуманные. Шла вторая половина XX века, конец 50-х годов, новые, на этот раз хрущевские гонения на Церковь, яростная атеистическая пропаганда в прессе и в произведениях искусства. Известный советский поэт Алексей Сурков, преодолев, наконец, в эти годы страх, победно заявляет всему советскому народу:

Ты думаешь, это не страшно было -
Решить, что Бога на свете нет,
Что в нашей вселенной иная сила
Заведует ходом звезд и планет?

Именно теперь, когда государственный атеизм сделал то, чего не смог сделать Гитлер, обещая: «Я освобожу вас от химеры совести» , когда русскому народу была раскрыта «гуманистическая природа атеизма и его роль как духовного освободителя личности от порабощающих ее иллюзий» (совести, нравственности, милосердия; - Ред. ), именно теперь, когда «окончательно подорваны социальные корни религии, а исчезновение эксплуататорских классов привело к ликвидации классовой базы религиозных организаций», вдруг обнаруживается, что вера и Церковь Христова не только живы, но продолжают даже в этих условиях словом истины рождать все новых и новых подвижников.

В стране полным ходом вдет строительство социализма, писатели и поэты наслаждаются «оттепелью», пионеры отдыхают в пионерских лагерях, их родители - на Черноморском побережье Кавказа, а в это время тысячами закрываются храмы Божий, разгоняются монастыри, исповедники Христовой веры томятся в тюрьмах, лагерях (отнюдь не пионерских) и в психиатрических больницах, терпя нечеловеческие унижения. С вертолетов отыскиваются уединенные кельи пустынников в горах Кавказа, их склоны прочесывают с собаками. Вот исторический фон, на котором происходят события книги.

И тем не менее, на ее страницах мы встречаем людей, которые, невзирая на презрение общества, на прямую опасность попасть за решетку и даже лишиться самой жизни, из всех возможных жизненных путей выбирают тяжелейший.

Вступая на этот путь, они сознательно становятся изгоями в том обществе, из которого почти уже изгнаны понятия милосердия и кротости, христианской любви, чести, совести и нравственной чистоты. Там, где венцом жизни, ее конечным результатом признается лишь гроб со смердящим трупом, христианские подвижники, безусловно, считаются ненормальными. Но они, оставляя все земное, идут путем, ведущим их к свободе. К свободе от страстей, свободе от греха, к свободе, которая вводит человека в Царство вечной жизни и Любви Божией.

В своем предисловии автор «Записок» - монах Меркурий отмечает, что его воспоминания предназначены, в первую очередь, для монашествующих, но, без всякого сомнения, их будут читать люди самые разные. Среди них могут оказаться и те, чье разгоряченное воображение рисует картины быстрого взлета к духовным вершинам, но непременно при условии бегства к вершинам Кавказа или, например, Алтая - подальше от «мира, погрязшего во грехе». Однако, читая воспоминания о. Меркурия, который с добросовестностью летописца поведал нам об обстоятельствах жизни современных пустынников, им придется сделать не совсем оптимистический вывод: грехолюбивый мир давно уже проник и туда…

Снова и снова приходят на память столетней давности слова святителя Игнатия (Брянчанинова), провидчески обращенные к нам, его потомкам: «В настоящее время в нашем отечестве отшельничество в безлюдной пустыне можно признать решителъно невозможным, а затвор очень затруднительным, как более опасный и более несовместный (с внутренним устроением современного человека. - Ред.), чем когда либо. В этом надо видеть волю Божию и покоряться ей. Если хочешь быть приятным Богу безмолвником, возлюби молчание и со всевозможным усилием приучись к нему. Не позволяй себе празднословия ни в церкви, ни в трапезе, ни в келии; не позволяй себе выходов из монастыря иначе, как по самой крайней нужде и на самое краткое время; не позволяй себе знакомства, особливо близкого, ни вне, ни внутри монастыря; не позволяй себе свободного обращения, ни пагубного развлечения; веди себя как странник и пришлец и в монастыре, и в самой земной жизни - и соделаешься Боголюбезным безмолвником, пустынником, отшельником. Если же Бог узрит тебя способным к пустыни или затвору, то Сам, неизреченными судьбами Своими, доставит тебе пустынную и безмолвную жизнь, как доставил ее блаженному Серафиму Саровскому, или доставит затвор, как доставил его блаженному Георгию, затворнику Задонского мо пастыря» (том V, стр. 70).

Не будет преувеличением сказать, что всякий, кто сегодня мечтает о пустынножительстве - обольщен мечтаниями бесовскими.

Однако следует считать исключительными обстоятельства, сложившиеся в период хрущевских гонений на Церковь, когда были закрыты почти все монастыри, а областные и районные уполномоченные (по делам религий) жестко контролировали клир. Многим монашествующим (и даже только еще стремящимся к монашеству) по причинам как внутреннего, так и внешнего характера не нашлось места в нескольких чудом сохранившихся обителях. Этим и оправдывается их вынужденное бегство в горы. Они не помышляли о каких-то сугубых подвигах, речь шла о самой возможности их существования, но существования в прежнем качестве, т. е. о жизни иноческой.

Их бегство было бегством обреченных. Мир не оставил их и там, в этих безлюдных горах, он гнал и уничтожал несмирившихся боголюбцев везде. Большинство из них, словно смертники, были обречены на гибель или муки в тюрьмах и лагерях за свою веру, за Христа, но многие погибали и от руки одичавшего человека - «человека новой коммунистической формации», как в те годы называли в СССР лишенного веры и нравственных устоев «Homo sovieticus». Вопрос был лишь во времени и в методах истребления. А в исполнителях, как всегда, недостатка не было. Князь тьмы находил и находит их везде, в любом месте и в любое время…

На самом севере от села заняла свое место гора Монах, гордо обнажив свой лик. Именно с горой Монах связана
одна из самых интересных легенд Адыгеи, которая века передается из уст в уста среди местных жителей.

Гора Монах – история названия

Совершенно не случайно гора Монах получила столь необычное название. Одна из древних легенд гласит, что несколько веков назад эта гора Монах была выбрана одним из монахов-отшельников для места своего проживания. Жил он в небольшой, напоминающей келью пещере, расположенной на самой вершине этого памятника природы.

В стремлении загладить все свои грехи, совершенные при жизни, мужчина решил выбить фигуру святого, выбрав для этого оголенный участок скал. Не успел ли он закончить свою работу до конца жизни или по какой-то другой причине, но на горе имеется лишь изображение одной головы.


Если внимательно присмотреться, то можно отчетливо проследить суровые черты лица старика: его брови нахмурены, нос слегка выходит вперед, губы крепко сжаты, а волосы слегка взъерошены.

Однако многие не доверяют столь туманной причине названия горы Монах: существует и еще одно сказание о том, что это место служило пристанищем для поселившихся в пещерах монахов.

Самой же романтичной и интересной можно считать легенду о влюбленном в простую девушку монахе. Монах нарушил данный им обет, и тогда жители деревни выбрали для него наказание: прикованный мужчина должен был выбить свое лицо на скале, чтобы впредь оно напоминало другим о недопустимости прикосновения к женщине вне брака.

Гора Монах – вернемся в современность

Немного забыв об истории и возвращаясь в настоящее, следует сказать, что гора Монах – отрог хребта Азиш-Тау. Под тысячелетним воздействием ветра и воды в горе Монах образовались десятки пещер, одна из которых носит имя врача Джоласа, укрывавшегося в ней во время боев Великой Отечественной войны.

Двигаясь по давно проложенной тропе, вы можете выйти к так называемому гроту Монаха, у которого много лет назад жил один из отшельников. Гора Монах интересна для посещения туристами по причине нахождения на ней курганных дольменов, родников, небольших водопадов и нескольких смотровых площадок, с которых открывается вид сразу на несколько горных вершин республики Адыгея.

 

Координаты: N44 7.236 E40 6.756.

Гора Монах (Адыгея) расположена на северном краю села Хамышки . Существует легенда, что гора получила свое название от монаха, жившего много лет назад на вершине горы, в маленькой, как келья, пещере. Монах этот, стремясь замолить свои грехи, хотел выбить в скале фигуру святого, но сделал лишь одну голову. Присмотревшись к горе можно увидеть насупившееся скуластое лицо старца, его раскосые глаза глядят на Вас исподлобья, приплюснутый нос сильно выдается вперед, губы его крепко сжаты. Волосы взлохмачены надо лбом, а на макушке – лысина.

Есть и другая легенда, которая гласит, что в прежние времена в пещерах горы поселились монахи. Они мирно жили в горах, пищу собирали себе в горах и лесах. А внизу, под горой, в глинобитных саклях жили люди, мирские. Они пасли скот, ходили на охоту, возделывали пашни.

Все было бы хорошо, но полюбил монах прекрасную девушку из адыгейского селения. Монах нарушил данный им обет, но суровые законы гор всегда соблюдались жителями селения, превыше всего для них была честь рода. Разгневавшись на монаха за недостойный поступок, люди приковали несчастного к горе и заставили вырубить в камне свое лицо, чтобы впредь оно напоминало людям о неприемлемости порочащих женщину действий.

С тех самых пор каменный лик несчастного монаха навеки обращен к людям как страж законов чести, чистоты и доверия человеческих отношений.

Но это лишь легенды, лицо, изображенное на горе, дело не человеческих рук, а результат долгого воздействия ветра и воды на песчаник. Вершина скалы плоская, а сама является одним из отрогов хребта Азиш-Тау .

С восточной стороны верхнего яруса скалы Монах располагается пещера Джоласа, названная в честь врача, скрывавшегося в ней в годы Великой Отечественной войны.

Путь к Монаху начинается у моста через реку Бздыху, протоптанная и маркированная тропа стремительно набирает высоту и в непогоду подъем по ней потребует простейшей подготовки и самостраховки.

По окончании третьей четверти пути тропа выводит к гроту, где когда-то по преданию жил монах. У грота бьет родник, исчезающий через несколько метров. В гроте сохранился участок предполагаемой старой ветрозащитной стенки. Продолжив подъем, тропа приводит к верхнему краю скал, где и был заложен грот монаха. Здесь же, у грота, расположилась хорошая обзорная площадка с видом на Хамышки , Ачешбок , Большой Тхач и Джубу и другие горы

Этого грузинского отшельника зовут Максим Кавтарадзе. Сейчас ему 59 лет, двадцать из которых от прожил в горах Грузии, на неприступном утесе. Пищу ему доставляют с помощью лебёдки. Сам же отшельник всё время проводит в молитвах. Так он искупает грехи своей молодости, в которой от много пил и продавал наркотики другим людям. Фотографу удалось снять его жилище! Смотрим!

Это место называется Столп Кацхи. Еще в дохристианское время оно было окутано легендами, а уже 5 веке у подножья скалы появилась первая церквушка. До 15 века, когда Грузия захватили турки-оттоманы, здесь жили так называемые «столпники».


Скит долгое время находился в запустении, и именно монах Максим ратовал за его восстановление: собирал деньги, лично обустраивал территорию.


Во время строительных работ был найден камень, с высеченной надписью 12-13-го века - молитва о некоем Георгие, построившем многое во славу Божию.


2010 в Кацхи прибыл Патриарх всея Грузии святейший и блаженнейший Илия Второй. Он пожертвовал старинную икону (на золоте) Илии Пророка Кацхинскому монастырю. Медальон носит монах Максим, потом он передаст ее своему последователю.


Интересно, что Кавтарадзе перед постригом в 1993 работал оператором крана, так что высоты он совершенно не боится. Говорит, на вершине он ощущает присутствие Бога. Здесь Максим искупает грехи юности, когда он пил, продавал наркотики и в итоге угодил в тюрьму.


Визитеров монах обычно не принимает, и фотографу стоило немалых усилий, чтобы получить разрешение на съемку жилища знаменитого грузинского отшельника (а именно пришлось четыре дня молиться по 7 часов в сутки, и вставать за четыре часа до рассвета).