Экологический сценарий на тему озера байкал. Внеклассное мероприятие "священный байкал"

11.01.2022 Шенген

Цель: формирование целостного представления об уникальности озера Байкал.
Задачи:
расширить знания о разнообразии растительного и животного мира Байкала;
обратить внимание учащихся на красоту и совершенство форм и красок живых организмов;
воспитание бережного отношения к природе, чувство ответственности за результаты своей деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.
Ход мероприятия:
слайд 1
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые ребята! Мы рады приветствовать вас на экологическом мероприятии «Что в имени твоём, Байкал!».
Ведущий 2: Сегодня вам предстоит узнать много интересного и нового об этом озере, а так же проверить свои знаний с помощью интеллектуальной игры.
Для начала мы предлагаем командам представиться (представление команд)
Ведущий 1: Будьте внимательны, так по ходу мероприятия прозвучать все правильные ответы. Не упустите свой шанс! Удачи!
слайд 2
Ведущий 1. Спит могучий Байкал…
Вековой тишины молчаливую гордость хранит…
Зачарованный мир водяной глубины
беспробудно таинственно спит…
Ведущий 2: Видя бурю без туч, видя грозный Байкал
возмущенным из недр своих,
и тунгус, и бурят это недро считал
полубогом в моленьях своих.
Ведущий 1: Меж суровых красот, средь диковинных рыб,
между струй изумрудной волны
в тихом чудном дворце из сапфировых глыб
спит Властитель Байкальской страны …
Ведущий 2: Берегут его сон стаи злобных зверей,
темнота и безмолвье ночное …
Тихо спит божество, далеко от людей,
в недоступном и мрачном покое …
Ведущий 1: Что в имени твоем, Байкал? Сокрыто в нем богатство - в прямом и переносном значении этого слова. Богатство - как колодец планеты, хранящий мировые запасы чистейшей питьевой воды и уникальные формы жизни животных и растений, нигде более не встречающиеся. Богатство - как дословный перевод с языка тюрков: Бай-Куль означает богатое озеро.
слайд 3
Ведущий 2: Первое отображение сибирского моря на карте появилось в "Чертеже Земли Сибирской", составленном в 1667 г. по распоряжению тобольского воеводы П. Годунова. Конечно, в современном понимании это была не карта, а весьма условная схема, но с тех пор Байкал заявил о себе, как географическая данность.
слайд 4
Ведущий 1: Возраст озера учёные определяют в 25−30 млн лет. Байкал является уникальным природным объектом, так как большинство озёр, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10−15 тыс. лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются.
Ведущий 2: Байкал протянулся с юга на север на 636 км в виде гигантского полумесяца - это равно, примерно, площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. Это восьмое место среди крупнейших озер мира. В нашей стране Байкал превосходят Каспий и Арал.
Видеоролик «Байкал весной»
Ведущий 1: Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
Ведущий 2: И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
Ведущий 1: И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Ведущий 2: В этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
Ведущий 1: Чиста, уникальна, прозрачна вода,
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал -
Таким мне запомнился древний Байкал.
слайд 5
Ведущий 2: Байкал имеет не только признаки моря, но его даже называют прообразом океана: огромные глубины, колоссальное количество воды, внутренние волны и сейши, сильные штормы и, наконец, расширение котловины за счет раздвижки берегов.
Ведущий 1: Возможно, через многие миллионы лет Байкал станет океаном, так как в Байкал впадает 336 постоянных водотоков. Учитывая современную погодно-климатическую ситуацию, связанную с потеплением и иссушением северного полушария и бассейна Байкала, а также исчезновением на этой территории из-за неумеренной вырубки лесов около 150 рек и речек, есть основание полагать, что в Байкал в настоящее время впадает меньшее количество притоков, чем их было в прошлом веке.
Ведущий 2: Байкал - самое глубокое озеро в мире. Его средняя глубина около 730 м. А самая большая глубина установлена на отметке 1637 метров, это рекордная глубина для всех озер земного шара.
Ведущий 1: Байкал вмещает около 23 тыс. км3 воды. Такой же примерно объем содержится во всех вместе взятых пяти Великих озерах Северной Америки, и Балтийском море. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м. В это время байкальская вода бывает синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8−10 м и цвет становится сине-зелёным и зелёным. Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей (100 мг/л), что может использоваться вместо дистиллированной.
Видеоролик «Байкал зимой»
Ведущий 2: Таким образом, Байкал является самым крупным хранилищем жидкой пресной воды на планете и самой крупной фабрикой по поддержанию ее чистоты. Для того чтобы представить, насколько велик объем байкальской воды, надо предположить, что если бы Ангара текла непрерывно, то потребовалось бы почти 400 лет для того, чтобы через нее вытекла вся вода, находящаяся в Байкале, при условии, что в него не поступало бы в течение этого времени ни одной капли. Если бы потребовалось наполнить байкальскую котловину, направив сюда воду всех рек земного шара, то это можно было бы сделать только за 300 дней.
Ведущий 1: И, наконец, если заморозить воду Байкала, нарезать из нее ледовые кубики объемом в 1 км3 и уложить их в один ряд, то этот ледяной пояс протянется от северного до южного полюса Земли и еще дальше на 3 тыс. км. Байкал не только хранит, но и производит в год 60 кубических километров воды отличного качества. Все начинается в прибрежных лесах.
Проводится 1 Тур «Исторический» (слайды 6-9)
1. Какова наиболее правдоподобная и общепринятая версия происхождения слова "Байкал"? а) от бурятского "Байкал-Нуур" ("озеро Байкал");
б) от монгольского "Байгал" ("богатый огонь");
в) от монгольского "Далай-Нур" (большое озеро");
г) от тюркского "Бай-Куль" ("богатое озеро").
Правильный ответ: г) от тюркского "Бай-Куль" ("богатое озеро").
2. Какие водоемы из перечисленных Байкал не превосходит по объему воды?
а) пять Великих озер Америки (Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио) вместе взятые; б) Аральское море; в) Балтийское море; г) Байкал превосходит все перечисленные водоемы.
Правильный ответ: г) Байкал превосходит все перечисленные водоемы.
3. Каков примерный возраст Байкала?
а) около 10 млн. лет; б) около 25 млн. лет; в) около 100 млн. лет;
г) около 500 млн. лет. Правильный ответ: б) около 25 млн. лет
4. За какое время все реки мира вместе взятые смогли бы заполнить пустую байкальскую котловину? а) за день; б) за неделю; в) за десять месяцев;
г) за 45 дней Правильный ответ: в) за десять месяцев
Команды выступают с подготовленными сообщениями
слайд 10
Ведущий 1: Природа щедра к Байкалу. Ожерелье хвойных лесов, украшающих прибрежные цепи гор, создает необычную красоту ландшафтов, дает приют зверю и птице, оживляющим округу.
Сообщение 1 команды: Гордость Прибайкалья тайга. Склоны гор покрывает светлая зелень лиственниц, берез, тополей, ольхи, занимающих нижний пояс. Выше она заменяется поясом темнохвойного леса кедрами, пихтой, елью. Еще выше склоны покрыты непроходимыми зарослями кедрового стланика, сквозь гущу переплетений, которого проходят лишь медвежьи тропы. Над ними на пологих террасах альпийские луга с благоухающими цветами и, наконец, гольцы с пятнами снежников. В байкальской тайге сохранились деревья всех возрастов, есть даже 800-летние исполины. Только здесь широко распространены сосновые леса, основу которых составляет знаменитая на весь мир ангарская сосна. В подлеске можно встретить богатые брусничники, а по склонам сопок густые заросли папоротника. Широко распространены смешанные и самые ценные леса в Прибайкалье, кедрачи. Меньше всего здесь еловых и пихтовых лесов. Лиственница, сосна, кедр предохраняют почву от эрозии, предотвращают вынос вредных веществ в водоем.
Видеоролик «Байкал летом»
Ведущий 2: Но главное таинство происходит в глубинах озера. Миллионы живых существ, маленьких и больших, выходят на работу. Они и делают воду Байкала байкальской водой.
слайды 11-12
Сообщение 2 команды: На первом месте среди фильтраторов стоят губки. Одни из древнейших жителей планеты, губки заселяют каменистое дно озера до значительной глубины. Байкальские губки играют существенную роль в круговороте веществ в прибрежной полосе. Пропуская через мельчайшие поры огромное количество воды, губка добывает себе пропитание. Вместе с водой в нее попадают отмершие останки растений и животных. До 90 процентов этого ненужного озеру мусора задерживается в теле губки.
Еще более грандиозную работу ведут существа, невидимые глазу. Микроскопические водоросли, крохотные моллюски неустанно фильтруют воду, нейтрализуя вредные вещества. Рекордсмен среди них – король зоопланктона рачок эпишура, размером с песчинку (около 1-1,5 мм). Можно сказать, что без него не было бы уникальной воды Байкала. Благодаря своему фильтрующему приспособлению – густой сети из щетинок и волосков на конечностях ротового аппарата – эпишура является самым эффективным биологическим чистильщиком байкальской воды. Верхний, наиболее активный в биологическом отношении пятидесятиметровый слой воды эпишура фильтрует до 50 раз в году. Все попытки ученых переселить эпишуру в другие озера ни к чему не привели. Ей нужен только Байкал, как нужен Байкал тысячам живых существ, создавших для себя планету чистой воды.
слайд 13
Ведущий 1: В этом замкнутом мире эволюция прошла свой неповторимый путь. Обитает в Байкале около 1500 видов животных. Мир организмов, населяющих Байкал, отличается глубоким эндемизмом: в открытой части озера фауна на 60% самобытна, нигде в мире более не встречается.
слайды 14-18
Ведущий 2: Половина всех видов пресноводных моллюсков, ракушечных рачков и многих других животных обитают только в Байкале. Они очень маленькие, но у каждого – свои обязанности. Гаммарусы, отличные санитары, в свою очередь служат кормом рыбам.
Ведущий 1: Из 52 видов байкальских рыб к эндемичным относятся 27 видов. Наиболее многочисленна по видовому разнообразию группа эндемичных бычков. По последним данным, в Байкале насчитывается 29 видов бычковых рыб, объединенных в 11 родов и три семейства.
слайды 19-27
Сообщение 3 команды: Самой крупной рыбой Байкала является осетр байкальский, его длина достигает 1,5-1,8 м, а вес 100-130 кг и более. Второй по величине и весу рыбой является таймень - его длина до 1 м и вес до 40-50 кг.
Самый крупный из встреченных экземпляров омуля селенгинской популяции имел вес до 5 кг и длину около 50 см. Это основная промысловая рыба Байкала и объект спортивного лова. Типичная среда обитания байкальского омуля – район подводного склона до глубин 350 метров, а осенью, во время икромета – реки, впадающие в Байкал.
Голомянки - самые удивительные байкальские существа, а в живом виде и в своей естественной среде это исключительно красивые рыбы. Они бледно-розового цвета, с отливающими всеми цветами радуги перламутровыми бликами. Полупрозрачная красавица Байкала - самая многочисленная рыба в озере. И как все красавицы, она не выносит смешиваться с толпой, держится всегда в одиночку. Поэтому при всем изобилии поймать ее крайне затруднительно - ведь она не образует промысловых и нерестовых косяков, значит, в сети ее не возьмешь. Пытались приманивать ее светом, ультразвуком - но и на такие приманки капризная красавица не клюет. Так и живет свободной, независимой, недоступной для человека, становясь добычей только для коренных обитателей Байкала - нерпы и омуля.
слайды 28-29
Ведущий 2: Единственный представитель млекопитающих в Байкале - тюлень, или нерпа. Предполагают, что в озеро нерпа проникла из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период, когда реки были подпружены льдами, надвигающимися с севера. Другие ученые не исключают возможности ее проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала.
Сообщение 4 команды: Наибольший возраст нерп в Байкале - 56 лет для самок и 52 года - для самцов. Средний вес нерпы около 50 кг. Однако, самцы достигают веса в 130-150 кг. и вырастают до 1,6-1,8 метра, а самки при весе до 110 кг. достигают длины 1,3-1, 6 метра. Рост у них заканчивается к 17-19 годам. До 40-летнего возраста самки способны приносить потомство. Вес новорожденных детенышей - до 4 кг. Нерпа способна погружаться в воду до 200 м, и, следовательно, она выдерживает давление в 21 атм. Под водой она способна пробыть до часу, однако обычно она там более 20-25 минут не задерживается. Этого времени ей вполне хватает, чтобы добыть рыбу. В сутки ее рацион составляет 3-5 кг, а за год она съедает около 1 тонны рыбы.
Человек ради ценного меха добывают в основном детенышей - кумутканов - пока они имеют серую окраску. Отстрел иначе как варварским назвать нельзя, потому что раненые кумутканы успевают нырнуть под лед и там неизбежно погибают.
Проводится 2 Тур «Биологический»
слайды 30-33
1. Сколько видов водных животных обитает в Байкале? а) около 500; б) свыше 1000; в) свыше 1500; г) свыше 5000. Правильный ответ: в) свыше 1500
2. Какая доля животных-обитателей Байкала является эндемиками (то есть встречается только здесь)? а) до 10 %; б) до 30 %; в) до 60 %;г) до 90 %.
Правильный ответ: в) до 60 %
3. Какая байкальская рыба имеет наиболее важное промысловое значение?
а) байкальский осетр; б) байкальский омуль; в) сибирский хариус;
г) голомянка. Правильный ответ: б) байкальский омуль
4. Единственный вид водных млекопитающих, живущих в Байкале, это...
а) байкальская нерпа; б) байкальская белуха; в) байкальская белобочка;
г) байкальский сивуч. Правильный ответ: а) байкальская нерпа
слайды 34-36
Ведущий 1: В последнем веке нашего тысячелетия население байкальских берегов увеличилось многократно. Как и следовало ожидать, ничего хорошего Байкалу человек не принес. Вырубаются леса, загрязняются реки, удобряются ядохимикатами поля, целлюлозные комбинаты сбрасывают хотя и очищенные, но чужеродные, несовместимые с Байкалом воды, строятся новые поселки и города, земля заковывается в асфальт, пожирают все живое пожары...
Ведущий 2: С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его воды не «целлюлозило»,
Чтоб достояньем народа стал
Славное море – священный Байкал?
Ведущий 1: Но несмотря, ни на что Байкал остается самым чистым озером планеты. Если считать, что для утоления жажды человеку достаточно 0,5 литра воды, то байкальской воды хватило бы напоить население десяти миллионов таких планет, как Земля. А если допустить, что для питья и приготовления пищи хватит 5 литров в сутки, то человечество могло бы прожить на одной только байкальской воде 40 лет.
Проводится 3 Тур «Экологический»
слайды 37-40
1. Считается, что высокая прозрачность байкальской воды объясняется большого количества организмов-фильтраторов, которые и очищают воду. Такими фильтраторами являются...
а) двустворчатые моллюски (перловица и др.); б) планктонные рачки (эпишура и другие); в) губки (бадяга и др.); г) эндемичная рыбка - голомянка. Правильный ответ: б) планктонные рачки (эпишура и другие)
2. Подсчитано, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) за первые 22 года своей работы нанес природе Байкала ущерб, который превышает стоимость произведенной им продукции примерно в...
а) 10 раз; б) 40 раз; в) 100 раз; г) 200 раз. Правильный ответ: г) 200 раз
3. Прозрачный и чистый воздух над Байкалом позволяет видеть прибрежные горные вершины, удаленные на...
а) 20 км; б) 40 км; в) 80 км; г) 200 км. Правильный ответ: г) 200 км
4. Если бы на Земле существовал только один пресный водоем - Байкал, сколько времени он мог бы обеспечивать всех людей Земли водой?
а) месяц; б) 1 год и 8 мес.; в) 12,5 лет; г) около 40 лет.
Правильный ответ: г) около 40 лет
Ведущий 2: Каждой команде необходимо продемонстрировать свой баннер, посвященный охране озера Байкал. (Команды защищают баннеры)
слайд 41
Ведущий 1: Итак, ребята, мы увидели только малую часть озера Байкал. Узнали, каково значение озера для природы и человека. Увидели необыкновенность древних животных, или как их называют реликты и эндемики. И эту уникальность человек должен беречь, охранять и не допустить обеднения уникальной фауны Славного моря – Байкал.
Подведение итогов. Награждение.

Использованы Интернет-ресурсы:
http://ozerobaikal.info
http://www.baikal-club.ru
http://www.magicbaikal.ru

А что это такое?

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось,

По скалам покатилось

И на землю стекло?

А что это такое,

Такое золотое,

Блестящее, как зеркало,

Слепящее глаза?

Быть может, это солнце

Легло поспать под скалы,

Оно лежит устало,

Закрыв свои глаза?

А что это такое?

Все время в непокое,

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро БАЙКАЛ!

Сегодня я хочу пригласить вас в небольшое путешествие, и конечно вы уже догадались куда. Конечно же на озеро БАЙКАЛ!

Байкал одно из древнейших озер планеты. И хотя его возраст определяется в 25 – 50 миллионов лет, он еще молод. И может когда – нибудь, наш Байкал станет океаном! Доказывает это тот факт, что его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Значит Байкал растет!

Площадь Байкала 31 500 кв. км.(занимает 8 место среди крупнейших озер мира) Это примерно равно площади Бельгии, Нидерландов или Дании. А вот по глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара. Глубина Байкала – 1631 м. Такая глубина не везде! Ведь озеро представляет собой впадину, состоящую из трех самостоятельных котловин, разделенных друг от друга высокими подводными возвышенностями.

Южная впадина – 1432 м, Средняя – 1632 м, Северная впадина – 889 м.

Почему Байкал так называется? Что означает слово Байкал? Откуда, из какого языка это название пришло в русский язык? Русские люди появились на Байкале в 1643 г. Это был отряд казаков во главе Курбатом Ивановым. Они построили первый корабль на Байкале.

Народы, населявшие берега Байкала, вели кочевой образ жизни. И все они по своему называли озеро. Например, эвенки говорили ламу , то есть море, а буряты называли его Байгал – нуур – озеро. У китайцев Байкал назывался северным морем Бай – хай . В якутском языке есть слово – байхал – море. Вероятно, и эвенки, и буряты, и якуты переводили это название с какого – то другого языка. А вот с какого?

Еще в бронзовом веке жили в Прибайкалье тюркоязычные народы – курыкане , владевшие рунической письменностью. Ученые предполагают, что они первые дали озеру название Байкал. Байкал – тюркоязычное слово от бай – кюль , что означает богатое озеро . А богато озеро, конечно, рыбой.

Байкал самое прозрачное озеро. Большая прозрачность воды Байкала наблюдается зимой и в конце июня, а затем она уменьшается. Почему? С нагревом воды развиваются лучше бактерии, водоросли, животные. Реки впадающие в озеро несут большое количество глинистых и илистых частиц. Течения все это выносит в открытый Байкал. Однако озеро представляет собой отстойник, где даже мельчайшие примеси оседают на глубокое дно Байкала.

Байкал – это проточное, или сточное озеро. Более 300 рек несут в него свои воды. И лишь единственная Ангара вытекает из озера. Впадая в Енисей, она соединяет Байкал с Северным Ледовитым Океаном.

Почему вода в Байкале пресная? Наполняется поверхностными водами рек, в которых мало солей. Дно этих рек выстлано кристаллическими породами, труднорастворимыми

Сколько же воды в Байкале? В огромной котловине – 23000 куб. м. воды, это 20 % мировых запасов пресной воды. Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека, расходуя в день на человека столько воды, сколько сейчас расходуют люди в крупных городах.

Байкал обладает самым богатым разнообразием живых существ, которых насчитывается более 2600 видов, они в процессе жизнедеятельности поддерживают чистоту и высокое качество воды озера и делают её «живой водой».

Эндемики Байкала – виды животных или растений, встречающихся только здесь. В Байкале на всех глубинах есть жизнь. От самой поверхности до максимальных глубин и даже в толще донных осадков, в самых глубоких впадинах живут разнообразные водные организмы, в том числе рыбы.

Простейшие одноклеточные организмы – зоопланктон; многоклеточные – губки (фильтраторы), байкальские черви, двукрылые насекомые, мягкотелые, моллюски.

Рыбы – омуль, хариус, осетр, таймень, голомянка(тает на солнце), налим, бычок и многие другие.

Млекопитающие – нерпа.

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу. При помощи данного сценария вы сможете провести занятия для детей по теме Байкал.

Программное содержание:
Обобщить, систематизировать знания детей о Байкале.
Развивать познавательный интерес, чувство восхищения, любви к озеру.
Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне озера Байкал; любовь к родному краю, учить ценить её красоту.

Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир озера Байкал); видеосюжет о Байкале; музыкальное сопровождение; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр видеокассеты «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр, изготовление поделок из природного материала.

Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара (взрослые), дети

Ход развлечения

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое.
Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Ребёнок: Мы много слышали о Байкале, как о богатом озере, озере жемчужине. Мы многое узнали о тебе, Байкал.
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас вместе с родителями на КВН.
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас придумали. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки.
Байкал: И так в путь!

Дети вместе с родителями с помощью жеребьевки делятся на две команды.
Воспитатель предлагает Ангаре и Байкалу выступить в роли жюри. Далее КВН ведет сам воспитатель.

1-е задание.
Воспитатель: «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру» (предлагается несколько контуров) и засели «этажи озера». Ребята, Вы, наверное, помните, что у озера есть «этажи», на которых располагаются растения и животные. Сейчас Вам нужно правильно заселить этажи животными.
2-е задание.
Воспитатель: Было у Байкала пятеро помощников, ветров – богатырей, каждый выполнял свою работу. Ветры разных направлений на Байкале имеют собственные названия.
Внезапный штормовой ветер, самый свирепый и опасный (Сарма);
Продольные ветры (Култук, Верховик – средняя и южная часть озера)
Ветер, воспетый в народной песне (Баргузин)
Ветер дующий поперек Байкала (Шелонник, юго - восточный)
3-е задание.
Воспитатель: Богат и разнообразен животный мир Байкала. В ребусах зашифрованы подводные обитатели озера. А кто здесь лишний? Отгадай! (Эпишура, муравей, ручейники, широколобка, моллюски, бокоплав, нерпа).
Чтобы наши гости не скучали, Байкал и Ангара приготовили и для Вас ребусы.
Байкал: Ребята! Я дарю вам байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.
4-е задание. Эндемики Байкала.
На нашей планете есть животные и растения, которые встречаются только в определенном районе. Называются они … (могут сказать дети). На Байкале тоже есть эндемики.
Каждой команде раздается карточка (нерпа, голомянка). Составить рассказ-загадку об эндемике, для другой команды.
5- задание.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие сибиряки, знаете свой край. Ответьте на вопросы мини – викторины.
Какое из озер является двойником Байкала? (По происхождению и размерам котловины можно считать озеро Танганьику в Восточной Африке. В отличие от Байкальской, вода этого озера содержит много солей магния).
Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
Чем кедр отличается от кедрового стланика? Кедр – это дерево, а кедровый стланик – кустарник. Кедр растёт в основном в лесу, а кедровый стланик – в высокогорьях; шишки кедра крупнее, чем у кедрового стланика.
Какие съедобные ягоды растут на Байкале? Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.
Назовите главных загрязнителей озера Байкал? Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат, р. Селенга.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.
Какая река является самым большим притоком озера? Селенга.
Какие самые древние организмы обитают в озере? Губки.

А сейчас музыкальная пауза.

Частушки
1.В Баклашах мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Дима Ч.)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Я в Сибири родилась, (Ксюша К.)
Рядышком с Байкалом.
С детства нас волна качала
Силу воли закаляла.
4. Звали в гости за Байкал, (Ксюша П.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная.
5. Я пойду да погуляю (Аня Ч.)
По зелёной травке.
Заиграли гармонисты,
Я пошла вприсядку.
6. За Байкалом две дороги (Валя П.)
Одну надо поломать,
Чтобы наших кавалеров
Не возили воевать!
7. Мы купаемся в Байкале. (Ваня П.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

6- задание.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас вспомним о них.
Кроссворды «Звери» - «Растения» командам.
Кроссворд «Птицы» - для гостей.
7-е задание. Плакат в защиту Байкала.
Человечество трудно усваивает уроки и признаёт свои ошибки. Права пословица
«Что имеем, не храним, а потерявши – плачем».
Я предлагаю с помощью бросового материала сделать плакат в защиту Байкала и творчески представить его.
Пока ребята с родителями готовят плакаты в защиту Байкала, я предлагаю нашим гостям небольшую разминку.

Задание для гостей:
Какое растение тайги можно назвать розой? Шиповник. Это родоначальник всех культурных сортов роз.
Сколько месяцев в году спит сурок? 8
Как муравьи обмениваются информацией друг с другом? Муравьи общаются путем прикосновения друг к другу разными частями тела – усиками, головой, ногами. Кроме того, иногда они используют химические сигналы.
Летом, в самую жару, сусликов почти не видно в тех местах, где они обычно обитают. Почему? В жару на этих грызунов нападает тепловое оцепенение. Это тоже Своего рода спячка только летняя. Они дремлют в своих норах, ожидая, когда жара пойдет на убыль.
Для чего рябчики принимают «муравьиные» ванны? Муравьиная кислота помогает птице бороться с перьевыми клещами.
Ангара: А сейчас ребята расскажут стихи о Байкале.

1 ребёнок: Алеша К.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Валя П.
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Ваня П.
А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
Воспитатель: Ну что, батюшка Байкал! Все мы твои задания выполнили, доказали ребята, что они настоящие сибиряки!
Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.
Воспитатель: Ребята для тебя приготовили подарки. Ты наши подарки принимай, и нас не забывай!

Дети дарят свои подарки Байкалу. (Поделки из природного материала, разукрашенные камешки, красиво украшенный мешок для сбора мусора – чтобы Байкал всегда был чистый)

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня «Славное море – священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят.

Внеклассное мероприятие по экологии, 6-7 класс

Акопян Марина Александровна, учитель биологии
Мероприятие предназначено для учителей биологии,географии, классных руководителей и воспитателей коррекционных школ VIII вида. Возраст участников 13-14 лет. Данная разработка мероприятия может быть использована во внеклассной работе по биологии, географии или на расширенном заседании кружка по биологии или географии.
Тема: «Озеро Байкал»
Цели: ознакомление с природой Байкала, экологическими проблемами и пути решения.
Задачи:
- познакомить учащихся с озером Байкал, показать его уникальность, познакомить с животным миром озера, дать некоторые исторические знания о Байкале;
- развивать речь учащихся, память, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к Родине, к природе, бережное отношение.
Сегодня на нашем мероприятии мы познакомимся с одним из великих озер планеты Земля – с озером Байкал (слайд №1,2,3).
Байкал слишком велик и таинственен. Для начала обратимся к географической карте. Вот он какай Байкал! Из космоса Байкал имеет форму молодого месяца (слайд №4).
Из космоса виден древнейший Байкал,
Его полумесяц лазурный.
Он славу себе на планете снискал,
Воспет нашим временем бурным.
Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал.
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.
Байкал – одно из древнейших озер планеты.
А вот еще некоторые данные об этом озере:(слайд №5)
Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия.
Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км. Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана.
По площади Байкал занимает шестое место среди крупнейших озер мира.
Длина береговой линии 2100 км.
Глубина Байкала -1631 м. По глубине Байкал занимает первое место
среди озер земного шара.(слайд №6).
Средняя глубина озера – 745 м, максимальная глубина озера 1642 м
Но такая глубина не везде. Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище
пресной воды – в нем сосредоточено около 19 % мировых запасов (слайд№7).
Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина – древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.
Байкалу нет равных озёр на Земле –
Он самый глубокий и чистый!
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым.
В Байкал впадает в среднем 336 рек и речек, а вытекает одна Ангара – приток Енисея.
Самая крупная река Селенга (слайд №8,9).
Как вы думаете, почему Байкал называют Байкалом? (слайд №10).
Происхождение названия Бай – Куль (тюрк.) – богатое озеро Байгаал – Далай (монг) – богатый огонь Бэй-Хай (кит.) – северное море Байкал- одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет.
Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет,
а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли.
На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира (слайд №11). Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном.
Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.
Легенда Байкала. (слайд №12).
Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять ее воды.
Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого якута. Полюбила реку Енисей и стала выносить воды своего отца любимому.
В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее. Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом. Красив Байкал в любое время года! (слайд №13,14,15,16).
Громадная глубина, удивительная чистота и прозрачность воды, суровая сказочная красота берегов.
Высокие волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы, далеко разносится звук мощного прибоя (слайд №17).
Наша яхта подходит к самому большому острову Байкала – острову Ольхон.
На Байкале 27 островов, из которых самый крупный –Ольхон. (слайд №18)
В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала (слайд №19).
Сюда по преданиям спустился с неба главный из ханов –Хаан –Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла –беркута его сын по имени Хан Шубу, который первым получил шаманский дар.
Погрузимся в подводное царство озера.
Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме.(слайд №20).
Глубина 100 м (слайд № 21,22)На такой глубине встречаются бычки и хариус. Хариус – одна из самых пестрых и красивых рыб России. Вес его достигает от 500 до 1500 грамм. Обитает не только в озере, но и в реках Сибири.
Глубина – 150 м (слайд №23)
На такой глубине довольно много времени проводит омуль. Самый крупный размер омуля – 50 см, вес до 5 кг.
Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба.
Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале. Омуль – крупная промысловая рыба весом до 3 кг. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.
Глубина 200 м (слайд №24) Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более,
достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно.
Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала.
Сейчас осетр занесен в Красную книгу.
Глубина 380 м (слайд №25,26) Вот она! Это же и есть голомянка.
Голомянка – живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности.
В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.
Более 70% обитателей Байкала не встречаются в других водоемах планеты.
К числу таких видов относится голомянка- розовато-белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка.
Глубина 500 м (слайд №27) За иллюминатором серебрястые голомянки и планарии. Очень красиво.
Не только рыбные ресурсы Байкала, но и пушные богатства Прибайкалья и Забайкалья издавна привлекали сюда переселенцев.
Шкурки баргузинского соболя – самый ценный мех в Сибири (слайд №28).
Он заслуженно пользуется мировой славой.
Обычны в тайге пышнохвостые белки – еще один объект пушного промысла (слайд №29).
Мы прощаемся с островом Ольхон.
Народы, населявшие берега озера, называли озеро - Байкюль, что значит «богатое озеро».
И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром.
В настоящее время известно 1550 видов и разновидностей животных,
1085 растительных организмов (слайд №30,31).
По данным института Сибирского отделения РАН в озере 2630 видов растений и животных.
Такое обилие органического мира объясняется большим количеством кислорода в воде. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны.
Их обитатели на 2/3 эндемичны (т.е. неповторимых), то есть живут только в этом водоеме.
Байкал – пресноводный, с прозрачной водой,
И живности в водах немало:
Осётр, голомянки, таймени с плотвой,
Сиг, омуль – эндемик Байкала.
Байкальская нерпа в тех водах живёт,
А берег – гнездовье для птицы,
Увидишь орланов и чаек полёт.
Медведи приходят кормиться.
В горах Прибайкалья живёт кабарга –
Олень, самый маленький в мире,
А склоны вокруг покрывает тайга,
Богатая флора Сибири. Немного о прибрежной природе.
Тайга подходит вплотную к Байкалу и потому здесь разнообразен животный мир. Конечно, главным промысловым зверем считается соболь(слайд №32).
На открытых, травянистых участках гор медведи так же находят обильный стол – различные виды зонтичных и бобовых. Именно в этих ландшафтах и только в строго определенные периоды года можно наблюдать такое множество медведей.
Северные берега Байкала уникальны и единственны в этом отношении. (слайд №33)
Появление медведя на берегу Байкала носит характер массового регулярно
повторяющегося явления. Их можно видеть здесь со 2-ой декады июня, в зависимости от того, когда исчезают льды на Байкале и начинается лет ручейников.
Байкал привлекает медведей множеством различного корма, озеро выбрасывает жуков, стрекоз, моллюсков, мертвых бычков, голомянок, иногда и молодых нерпят. В широкой полосе байкальского побережья на грани двух стихий – земли и воды находят приют обитатели, жизнь которых теснейшим образом связана как с водой, так и с сушей.
Орлан-белохвост, скопа, черный коршун, несколько видов чаек, гнездящихся на островах, - основные виды пернатых,без которых берега Байкала трудно себе представить (слайд №34,35,36,37,38).
Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская,
имеющая общего предка с северным тюленем (сл.№39).
Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями.
Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Большая часть нерпят появляется в середине марта, рождаются на льду, в снежном логове и пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют. Детеныши имеют мех белого цвета – это их охранительная окраска (слайд №40).
С переходом на питание рыбой их цвет меняется: серебристо-серый у 2-3 месячных, буро-коричневый – у более старших. Нерпа-один из трех пресноводных тюленей мира. Эти животные очень любопытны, часто подплывают к судам и долго на них смотрят(слайд №41).
Конечно же всех животных не перечесть. Их много и все они нуждаются в защите(слайд №42,43,44,45).
Еще одной особенностью озера является его прозрачность – до 40 метров.
Ни один водоем на Земле не имеет такую высокую прозрачность воды (слайд № 46,47,48). А теперь о печальном. Байкал – уникальное озеро, но как и у любого природного объекта у него есть свои экологические проблемы.
В 1996 году озеро было внесено в Список объектов Всемирного значения ЮНЕСКО (слайд №49). Байкальский Целлюлозно-бумажный комбинат. В 1966 году начал действовать БЦБК.
В результате чего начали деградировать прилегающие территории озера.
Отмечается усыхание тайги (слайд №50).
В сентябре 2008 года комбинат пришлось остановить. Однако в январе 2010 года было принято постановление фактически разрешающее Байкальскому ЦБК сливать промышленные стоки в Байкал, сжигать и складировать любые отходы на его берегах (слайд №51).
10 марта 2010 года общественные организации России объявили о создании коалиции «За Байкал» и начале сбора подписей под обращением в ЮНЕСКО.(слайд №52,53). Восточный нефтепровод.(слайд №54).
Компания «Транснефть» ведет строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»,проходящего в районе Байкала. В итоге, при разливе нефти пострадала бы вся уникальная экосистема озера.
В Иркутске 18 марта 2006 года состоялся митинг против строительства нефтепровода. В результате В.В.Путин 26 апреля 2006 года запретил этот проект. В данное время нефтепровод строят за пределами водосбора Байкала. В 1956 году озеро использовалось в гидроэнергетике.
Оно стало составной частью Иркутского водохранилища. В результате уровень воды поднялся на 1 м (слайд №55). Кроме промышленных предприятий озеро загрязняется бытовым мусором.
Регулярно проходят рейды по его уборке, но к сожалению меньше его не становится (слайд №56,57,58).
Байкал привлекает туристов со всей планеты (слайд №59). В 70 км от Иркутска располагается поселок Листвянка – самое популярное место туризма на Байкале. Отсюда берет начало большинство круизов по озеру.
На различных участках вокруг озера проходит Большая Байкальская Тропа.
Байкал один на всей планете,
Другого – просто не дано…
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тысячи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
И людям беречь его надо!
Давно его взяли в осаду.


Байкал и соседние с ним хребты все шире используются для отдыха населения.
По берегам озера создают туристические базы и дома отдыха (слайд №60).
Байкал – это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
Заводы ж, селения, «дикий туризм» –
Уже его взяли в осаду.
Бушует священный Байкал и шумит
И волны кидает в нас, скомкав,
Как будто душа у Байкала болит
За то, ЧТО оставим потомкам…
Мы, Нынешнее поколение, должны сохранить это богатство, охранять природу Байкала – это значит охранять и его берега, природу всего водосборного бассейна (слайд №61).
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, ветрами споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба – у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать.

Сценарий Славное море – священный Байкал

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу.

Программное содержание:
Цель :

Продолжать знакомить детей с озером Байкал его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о родном крае его достопримечательности озере Байкале; продолжать знакомить с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; ознакомление с новым музыкальным материалом «Песня о озере нашего региона»-прослушивание.

Развивающие: Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи,делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Словарная работа: Шаман-камень,сибиряки,коллаж
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир); видеосюжет о Байкале; запись песни «Славное море-Священный Байкал»;ватман, клей,вырезанные рисунки; салфетки;кисточки; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара,дети

Ход развлечения (пока читаю легенду на экране показывают слайда Ангара, Байкала,Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море - священный Байкал»

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся... Воспитатель: Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Звучит тревожная музыка, входит Байкал.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Воспитатель: А сейчас Батюшка Байкал послушай наши стихи.(Дети читают стихи)

1 .Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых...(Эля)

2 . Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал - он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!(Саша Ш)
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас к нам в гости
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас приготовили. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки. Но для начала надо размяться.

Массовый танец «Опаньки»

Байкал: И так в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран здесь 4 разных озера одно из них Байкал давайте найдем его среди других. «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»(предлагается несколько контуров на экране.Вызываю детей.

Воспитатель:Ребята молодцы справились с первым заданием. Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.

Воспитатель: Молодцы здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.

Физминутка

Задание 3.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Так вот следующее задание. Байкал приготовил для вас вопросы и мы сейчас поиграем в мини-викторину Ваша задача ответить на вопросы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.(В это время Байкал и Ангара по очереди раздают детям жетончики за правильные ответы)
1.Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2.Какие съедобные ягоды растут на Байкале?(Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3.Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)

4.сколько лет Байкалу? (35 млн)

5.Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)

6.Назовите основное полезное ископаемое озера(вода)

7. . Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(везде)

Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают частушки про тебя, хочешь послушать?

Байкал: Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.

Частушки
1.На Ольхоне мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Сема)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал, (Олеся.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная..
4. Мы купаемся в Байкале. (Эля.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

Воспитатель: Задание 4 Молодцы ребята.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас мы их вспомним. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать.(На экране появляется изображение с незнакомым для детей рыбы воспитатель знакомит детей с ней.)

Презентация на экране растений птиц и животных Байкала(фоновая музыка)

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.

Подвижная игра, связанная с животными или растениями

Воспитатель: Задание 5 Ребята я вам сейчас прочту стихотворение а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?(ответы детей)О чем в нем говорится?(ответы детей),

А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется »да-нет» Я вам читаю вопросы если вы согласны со мной то хлопаете в ладоши если нет топаете ногами.(предлагаю детям встать)

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему и для чего нужно беречь природу? Кому нужна природа?(ответы детей) Давайте подарим красивую песню Байкалу и Ангаре, которая называется «Разноцветная планета».

Песня «Разноцветная планета»

Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети рассказывают стихи)

1 ребёнок: Никита Б.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Влад
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Полина.
А что это такое, все время не в покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!(все вместе)

Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.

Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.

Танец «Дружба»

Воспитатель: Задание 6 А мы Байкал тебя просто так с пустыми руками не отпустим мы приготовим для тебя подарок. Ребятам давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть Лист на нем изображено озера Байкал лес, но здесь чего то не хватает. Как вы думаете чего?(ответы детей)предлагаю детям сделать коллаж.

Воспитатель: Байкал посмотри какой мы сделали для тебя подарок.

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня» Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят