Египет назвал вероятную причину крушения самолета А321. Катастрофа A321: в ходе расследования эксперты столкнулись с трудностями Взрыв на борту - наиболее вероятная причина крушения A321, считают эксперты Stratfor

22.05.2022 Европа

СМИ назвали причиной крушения A321 «взрыв в плоскости двигателя».

Место крушения самолета А321

Фото: epa/vostock-photo

Airbus A321 рухнул над Синайским полуостровом из-за взрыва в районе двигателя самолета: об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе расследования причин катастрофы. Как сообщает РБК со ссылкой на издание Al-Masry Al-Youm, об этом заявил источник в следственной комиссии.

По словам собеседника издания, специалисты завершили расшифровку «черных ящиков», и первые результаты расследования были представлены на заседании международной следственной комиссии вечером 3 ноября.

В качестве основной причины крушения лайнера источник Airbus A321 назвал «взрыв в плоскости двигателя». При этом он подчеркнул, что причину взрыва необходимо будет установить при помощи лабораторных исследований материалов, остававшихся на телах погибших и на месте крушения.

«У следствия все еще остаются подозрения по поводу возможного теракта. Образцы, взятые с тел и обломков самолета, помогут определить, был ли взрыв результатом теракта или технической неисправности двигателя», — заявил собеседник Al-Masry Al-Youm.

Источник издания также добавил, что бортовые самописцы зафиксировали быстрое снижение высоты. «Мощность взрыва была большой, из строя вышли сразу оба двигателя, взрыв вызвал возгорание и разрушение самолета в воздухе», — рассказал источник Al-Masry Al-Youm.

Накануне египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси отверг версию крушения A321, связанную с терактом. В интервью The Telegraph лидер Египта назвал «беспочвенными спекуляциями» данные о том, что к катастрофе привела бомба в самолете или снаряд. Дальнейшие комментарии относительно инцидента, по его мнению, «преждевременны и не основаны на каких-либо должных фактах».

Раннее версию о теракте как о возможной причине крушения лайнера «Когалымавиа» отвергал и официальный представитель египетского правительства Хусам аль-Кувейш . Он подчеркивал, что все показания свидетельствуют о том, что к авиакрушению на Синайском полуострове привела техническая неполадка, а не внешнее воздействие.

В то же время авиакомпания, которой принадлежал A321, заявила, что единственной объяснимой причиной крушения лайнера могло быть внешнее воздействие. «Нет такого отказа, который мог бы привести к тому, чтобы самолет разрушился в воздухе. В данном случае [в случае отказа систем] самолет разрушился бы [только] от удара о землю», — заявили в «Когалымавиа».

Как сообщал "Югополис", По их мнению, наиболее вероятной причиной крушения самолета над Синайским полуостровом стал пронос взрывного устройства на борт Airbus A321. При этом в Stratfor отмечали, что нельзя полностью исключить вероятность поломки самолета.

Самолет Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение в 100 км от египетского города Эль-Ариш утром 31 октября. Все находившиеся на борту 224 человека погибли. Среди погибших были двое бортпроводников - уроженцев Кубани. Запрещенное в России «Исламское государство» в тот же день взяло на себя ответственность за авиакатастрофу, однако впоследствии власти России и египетские спецслужбы опровергли информацию о причастности террористов к крушению А321. 4 ноября боевики ИГ повторно заявили о своей причастности к падению самолета.

Актуальная тема: ЧП

Взрыв на борту - наиболее вероятная причина крушения A321, считают эксперты Stratfor

По их мнению, взрывное устройство пронесли в ручной клади

Эксперты частной американской разведывательно-аналитической компаний Stratfor считают наиболее вероятной причиной авиакатастрофы над Египтом пронос взрывного устройства на борт Airbus A321. Об этом говорится в обнародованном докладе организации.

«Хотя мы не можем полностью исключить вероятность поломки самолета, такое объяснение было бы необычным, учитывая обстоятельства крушения», — утверждают авторы доклада. По их словам, большинство авиакатастроф, которые происходят по причине отказа оборудования самолета, случаются во время взлета и посадки, когда усиливается механическая нагрузка на борт. «Самолет редко ломается во время полета на высоте», - отмечают эксперты.

Также в докладе говорится, что в случае отказа оборудования пилоты лайнера, скорее всего, были бы в состоянии маневрировать, и до соприкосновения с землей самолет долетел бы без каких-либо катастрофических последствий.

Кроме того, аналитики считают маловероятной версию, согласно которой самолет был сбит боевиками «Исламского государства» (группировка запрещена в РФ) с Синайского полуострова. «Хотя боевикам в этом районе удалось использовать ПЗРК для того, чтобы сбить египетский вертолет и обстрелять ракетами израильский самолет, рейс 9268 был вне диапазона оружия», — говорится в докладе.

«Учитывая маловероятность альтернативных сценариев, кажется, что наиболее вероятным объяснением падения самолета является наличие взрывного устройства на борту», - заключают авторы доклада. По их мнению, взрывное устройство пронесли в ручной клади.

Ранее телеканал CBS News сообщил, что американский спутник зафиксировал в инфракрасном спектре над Синайским полуостровом в момент падения российского А321 в Египте.

Утром 31 октября российский пассажирский самолет Airbus А321 авиакомпании «Когалымавиа» разбился над Синайским полуостровом во время полета из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Все находившиеся на борту самолета 224 человека погибли. В субботу бортовые самописцы А321 были обнаружены на месте крушения, в воскресенье специалисты в Египте начали их расшифровку. В МАК сообщили, что авиалайнер разрушился в воздухе.

КАИР, 7 ноября. /Корр. ТАСС Дина Пьяных/. На последних секундах записи бортовых самописцев разбившегося в Египте российского А321 слышен посторонний звук. Об этом сообщил в субботу глава международной комиссии по расследованию причин крушения лайнера Айман аль-Мукаддам.

По его словам, оба "черные ящика" были найдены в первый день крушения, а разброс обломков составляет более 12 км, однако не все из них удалось найти. "Все обнаруженные части лайнера будут доставлены в Каир в безопасное место для дальнейшего обследования", - сказал он.

"Первичная расшифровка параметрического "черного ящика" указывает, что взлет был произведен 03:50:06 по UTC (06:50:06 мск). Запись самописцев остановилась на 04:13:20 (07:13:20 мск), - сказал он. - Таким образом, продолжительность с момента взлета и до прекращения записи составила 23 минуты 14 секунд. Последняя запись фиксирует высоту на отметке 30888 футов (около 9414 метров), при этом самолет находился в стадии набора высоты".

По его словам, последняя зафиксированная скорость составила 281 узел (около 521 км/ч). "Автопилот был включен до конца записи параметрического самописца", - добавил аль-Мукаддам.

Что касается речевого самописца, то он, как указал руководитель следствия, "благополучного выгружен и первая расшифровка уже сделана". "Однако команда по его изучению еще находится в стадии расшифровки, что займет определенное время", - сказал он.

"Сейчас уставлено, что на последних секундах записи слышен шум, - отметил альт-Мукаддам. - Природа этого звука будет установлена в специальной лаборатории, где проведут спектральный анализ".

Накануне источник в российском представительстве при комиссии заявил, что у российской стороны "нет подтверждения факта взрыва на борту самолета".

Все версии изучаются

Как подчеркнул глава комиссии, обнаруженные на месте крушения на Синае российского А321 обломки не позволяют определить характер воздействия и точные причины катастрофы.

"Самолет развалился в воздухе, и пока точно сказать о причинах этого не представляется возможным, - указал он. - Обломки лайнера не дали нам четкой картины произошедшего".

Все версии катастрофы в Египте российского А321 в настоящее время изучаются, уточнил он. "К окончательному заключению мы пока не пришли", - подчеркнул аль-Мукаддам.

Ранее директор ФСБ РФ Александр Бортников заявил, что считает необходимым приостановить полеты российской авиации в Египет до установления истинных причин трагедии с А321. "До тех пор, пока мы не определимся с истинными причинами произошедшего, считаю целесообразным приостановить полеты российской авиации в Египет. Это касается прежде всего туристического канала", - сказал Бортников. Президент РФ Владимир Путин согласился с рекомендацией Национального антитеррористического комитета. 6 ноября в 20.00 авиасообщение с Египтом было приостановлено.

Египет просит делиться информацией

Каир призвал все стороны делиться информацией по катастрофе российского А321 в небе над Синайским полуостровом.

"В СМИ появлялись сообщения, в том числе со ссылкой на официальные разведданные, которые свидетельствуют в пользу определенного сценария, - сказал он. - В этой связи комиссия заявляет, что она не получала никакой информации или свидетельств на этот счет. Мы призываем источники этих докладов предоставить исчерпывающие данные, которые помогут нам довести до конца нашу миссию".

"Я говорил, что мы готовы принимать любую информацию, касающуюся катастрофы, от любой стороны. Мы нуждаемся в любой информации... И если какая-то сторона хочет предоставить нам информацию - у нас нет возражений", - сказал аль-Мукаддам.

"Сейчас комиссия рассматривает все возможные сценарии происшествия, однако пока ни к какому выводу мы еще не пришли", - сказал аль-Мукаддам.

Распространенные данные о катастрофе российского самолета, о которых мы слышали, не были предоставлены для ознакомления египетским спецслужбам в деталях. Мы ожидали, что нам будет передана вся техническая информация по этому вопросу. Иностранные разведки не сотрудничали с Египтом по расследованию причины крушения российского лайнера

глава МИД Египта

Самех Шукри

Состав комиссии

Как сообщил аль-Мукаддам, в состав комиссии по расследованию вошли 47 следователей. "Среди них - 29 из Египта, семеро из РФ, шестеро из Франции, двое из Германии и трое из Ирландии (стране регистрации самолета), - подчеркнул он. - Кроме того, в их числе - 10 технических советников Airbus и один от IASA (Международная ассоциация по безопасности полетов). В общей сложности - 58 экспертов".

Как отметил аль-Мукаддам, следователи побывали на месте крушения пять раз, "последний - в минувшую среду". "Сейчас плохие погодные условия, которые не позволяют добраться в район катастрофы, - сказал он. - Как только позволит, они вновь туда направятся".

МЧС еще остается на Синае

Отряд спасателей МЧС России остается в районе крушения самолета А321 на Синайском полуострове в Египте.

"Российские спасатели оказывают содействие специалистам Межгосударственного авиационного комитета, занимающегося выяснением причин катастрофы", - сообщил ТАСС руководитель оперативной группы МЧС на Синае, руководитель Департамента пожарно-спасательных сил и воинских формирований Александр Агафонов.

Катастрофа в Египте

Самолет A321 российской авиакомпании "Когалымавиа", выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, потерпел катастрофу 31 октября спустя около получаса после вылета, в 100 км к югу от административного центра провинции Северный Синай города Эль-Ариш вблизи населенного пункта Эль-Хасна. Всего в самолете было 217 пассажиров и семь членов экипажа, никто не выжил.

Продолжение

Поздно вечером в Кремле Президент устроил совещание с участием министров обороны и иностранных дел, начальника Генштаба, директоров ФСБ и Службы внешней разведки. Были доложены итоги расследования авиакатастрофы в Египте. Глава ФСБ подтвердил: это был теракт. На борту российского самолёта сработала бомба.

"Проведены исследования личных вещей багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте 31 числа. В результате проведенных экспертиз на всех предметах, о которых я сказал, выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте. В результате чего произошло, так сказать, разваливание самолета в воздухе. Чем объясняется большой разброс частей фюзеляжа самолета на таком расстоянии. Можно однозначно сказать, что это террористический акт", - заявил глава ФСБ РФ Александр Бортников.

"Россия не первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями. Чаще всего без всяких видимых причин внешних или внутренних. Так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли. Убийство наших людей на Синае в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались, мы их найдем в любой точке планеты и покараем, - сказал Владимир Путин. - При этом мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае внешней политики и политике безопасности, политике борьбы с терроризмом. Наша работа, боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена, она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно".

Президент попросил Министерство обороны и Генеральный штаб представить соответствующие предложения и сказал, что проверит, как идет работа.

"Прошу Министерство иностранных дел Российской Федерации обратиться ко всем нашим партнерам. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей. Мы будем действовать в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающих право государств на самооборону. Все, кто попытаются оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах. Я прошу все наши специальные службы сосредоточиться на этой работе", - сказал Президент.

ФСБ России уже принимает меры к розыску лиц, причастных к теракту на борту аэробуса А-321 и объявляет награду в 50 миллионов долларов за информацию, которая поможет задержать преступников.

Самолёт "Когалымавиа" рухнул на Синайском полуострове 31 октября. Домой, в Петербург, из курортного египетского города Шарм-эль-Шейх возвращались 217 пассажиров. Все они, а также экипаж из семи человек погибли.

Ровно год назад, 31 октября 2015 года, произошла самая массовая в России по числу жертв авиакатастрофа. Тогда на севере Синайского полуострова самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров, в том числе 24 ребенка, и семь членов экипажа. Все они погибли. Российские власти признали произошедшее терактом, однако международное расследование еще не завершено.

31 октября самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер вылетел в 5:50 утра и через 23 минуты пропал с радаров. В тот же день поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки разрушенного самолета около города Нехель на севере Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека погибли, среди них 219 россиян, четверо граждан Украины и один уроженец Белоруссии.

Причины крушения А321

Международнодное расследование, которым руководят авиационные власти Египта, еще не окончено. В нем принимают участие представители России, Франции, Германии, Ирландии и США.

Первыми о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы стали сообщать западные СМИ со ссылкой на свои источники в спецслужбах и официальных лиц. Из этих публикаций следовало, что власти США и Великобритании считали версию о теракте наиболее вероятной. Однако в Москве долгое время публично дистанцировалась от нее, называя версию теракта преждевременной и призывая дождаться официальных результатов следствия. И лишь 6 ноября было принято решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 и эвакуировать находящихся там россиян.

Официально терактом ФСБ произошедшее над Синаем только спустя две с половиной недели после катастрофы, 17 ноября. По версии ведомства, в полете сработало самодельное взрывное устройство. Владимир Путин на заседании Совета Безопасности найти организаторов крушения «в любой точке планеты» и уничтожить их.

Впрочем, власти Египта даже после этих заявлений продолжали настаивать на том, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неполадка. И лишь в феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси признал, что на борту А321 произошел теракт.

В сентябре газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила , что международная техническая комиссия установила точное место взрыва в самолете. По данным издания, эксперты определили, что террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав взрывное устройство между детских колясок и плетеной мебелью, которую везли туристы.

Россия и ЦРУ считают, что взрыв на борту организовала «Вилаят Синай» (до 2014 года — «Ансар Бейт аль-Макдис»), ячейка запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Эта группировка взяла на себя ответственность за крушение А321: 18 ноября 2015 года пропагандистский журнал «Исламского государства» «Дабик» опубликовал фотографию самодельного взрывного устройства, изготовленного из банки газировки Schweppes. Как утверждалось в статье, именно это устройство было приведено в действие на борту A321. В августе 2016 года египетские военные об убийстве лидера «Вилаят Синай» Абу Дуаа аль-Ансари, подозреваемого в организации теракта.

Скандальное дело

Родственники погибших в катастрофе неоднократно жаловались на ход расследования и процесс выплаты компенсаций. В декабре адвокат Игорь Трунов от имени 35 родственников в Басманный суд жалобу на бездействие главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. По мнению юриста, она выразилась в том,что СК проигнорировал два обращения родственников. В одном из них они просили сообщить номер уголовного дела, признать их потерпевшими и ознакомить с материалами расследования. Другая жалоба касалась «Ингосстраха». В обращении утверждалось, что компания обманным путем получает с родственников погибших заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации. В самом «Ингосстрахе» эти обвинения категорически отвергли. А иск к Бастрыкину был отклонен.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным , это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов.

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».