Что такое вулкан для детей детского сада. Сообщение про вулканы

18.11.2021 Африка

Вулканы - это геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки.

Слово «вулкан» пришло от древнеримской мифологии и происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Наука, изучающая вулканы, - вулканология, геоморфология.

Вулканы классифицируются по форме (щитовидные, стратовулканы, шлаковые конусы, купольные), активности (действующие, спящие, потухшие), местонахождению (наземные, подводные, подледниковые) и др.

Вулканическая активность

Вулканы делятся в зависимости от степени вулканической активности на действующие, спящие, потухшие и дремлющие. Действующим вулканом принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени или в голоцене. Понятие активный достаточно неточное, так как вулкан, имеющий действующие фумаролы, некоторые учёные относят к активным, а некоторые к потухшим. Спящими считаются недействующие вулканы, на которых возможны извержения, а потухшими - на которых они маловероятны.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считаются действующими.

Астрофизики, в историческом аспекте, считают, что вулканическая активность, вызванная, в свою очередь, приливным воздействием других небесных тел, может способствовать появлению жизни. В частности, именно вулканы внесли вклад в формирование земной атмосферы и гидросферы, выбросив значительное количество углекислого газа и водяного пара. Учёные также отмечают, что слишком активный вулканизм, как например, на спутнике Юпитера Ио, может сделать поверхность планеты непригодной для жизни. В то же время слабая тектоническая активность ведёт к исчезновению углекислого газа и стерилизации планеты. «Эти два случая представляют собой потенциальные границы обитаемости планет и существуют наряду с традиционными параметрами зон жизни для систем маломассивных звезд главной последовательности», - пишут учёные.

Типы вулканических построек

В общем виде вулканы подразделяются на линейные и центральные, однако это деление условно, так как большинство вулканов приурочены к линейным тектоническим нарушениям (разломам) в земной коре.

Линейные вулканы или вулканы трещинного типа, обладают протяжёнными подводящими каналами, связанными с глубоким расколом коры. Как правило, из таких трещин изливается базальтовая жидкая магма, которая растекаясь в стороны, образует крупные лавовые покровы. Вдоль трещин возникают пологие валы разбрызгивания, широкие плоские конусы, лавовые поля. Если магма имеет более кислый состав (более высокое содержание диоксида кремния в расплаве), образуются линейные экструзивные валы и массивы. Когда происходят взрывные извержения, то могут возникать эксплозивные рвы протяжённостью в десятки километров.

Формы вулканов центрального типа зависят от состава и вязкости магмы. Горячие и легкоподвижные базальтовые магмы создают обширные и плоские щитовые вулканы (Мауна-Лоа, Гавайские острова). Если вулкан периодически извергает то лаву, то пирокластический материал, возникает конусовидная слоистая постройка, стратовулкан. Склоны такого вулкана обычно покрыты глубокими радиальными оврагами - барранкосами. Вулканы центрального типа могут быть чисто лавовыми, либо образованными только вулканическими продуктами - вулканическими шлаками, туфами и т. п. образованиями, либо быть смешанными - стратовулканами.

Различают моногенные и полигенные вулканы. Первые возникли в результате однократного извержения, вторые - многократных извержений. Вязкая, кислая по составу, низкотемпературная магма, выдавливаясь из жерла, образует экструзивные купола (игла Монтань-Пеле, 1902 г.).

Кроме кальдер существуют и крупные отрицательные формы рельефа, связанные с прогибанием под воздействием веса извергнувшегося вулканического материала и дефицитом давления на глубине, возникшим при разгрузке магматического очага. Такие структуры называются вулканотектоническими впадинами,депрессиями. Вулканотектонические впадины распространены очень широко и часто сопровождают образование мощных толщ игнимбритов - вулканических пород кислого состава, имеющих различный генезис. Они бывают лавовыми или образованными спёкшимися или сваренными туфами. Для них характерны линзовидные обособления вулканического стекла, пемзы, лавы, называемых фьямме и туфовая или тофовидная структура основной массы. Как правило, крупные объёмы игнимбритов связаны с неглубоко залегающими магматическими очагами, сформировавшимися за счёт плавления и замещения вмещающих пород. Отрицательные формы рельефа , связанные с вулканами центрального типа, представлены кальдерами - крупными провалами округлой формы, диаметром в несколько километров.

Классификация вулканов по форме

Форма вулкана зависит от состава извергаемой им лавы; обычно рассматривают пять типов вулканов:

  • Щитовидные вулканы, или «щитовые вулканы». Образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она длительное время вытекает как из центрального жерла, так и из боковых кратеров вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры; постепенно из этих наслоений формируется широкий «щит» с пологими краями. Пример - вулкан Мауна-Лоа на Гавайях, где лава стекает прямо в океан ; его высота от подножия на дне океана составляет примерно десять километров (при этом подводное основание вулкана имеет длину 120 км и ширину 50 км).
  • Шлаковые конусы. При извержении таких вулканов крупные фрагменты пористых шлаков нагромождаются вокруг кратера слоями в форме конуса, а мелкие фрагменты формируют у подножия покатые склоны; с каждым извержением вулкан становится всё выше. Это - самый распространённый тип вулканов на суше. В высоту они - не больше нескольких сотен метров. Пример - вулкан Плоский Толбачик на Камчатке, который взорвался в декабре 2012 года.
  • Стратовулканы, или «слоистые вулканы». Периодически извергают лаву (вязкую и густую, быстро застывающую) и пирокластическое вещество - смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней; в результате отложения на их конусе (остром, с вогнутыми склонами) чередуются. Лава таких вулканов вытекает также из трещин, застывая на склонах в виде ребристых коридоров, которые служат опорой вулкана. Примеры - Этна, Везувий, Фудзияма.
  • Купольные вулканы. Образуются, когда вязкая гранитная магма, поднимаясь из недр вулкана, не может стечь по склонам и застывает вверху, образуя купол. Она закупоривает его жерло, как пробка, которую со временем вышибают накопившиеся под куполом газы. Такой купол формируется сейчас над кратером вулкана Сент-Хеленс на северо-западе США, образовавшегося при извержении 1980 г.
  • Сложные (смешанные, составные) вулканы.

Извержение вулкана

Извержения вулканов относятся к геологическим чрезвычайным ситуациям, которые могут привести к стихийным бедствиям. Процесс извержения может длиться от нескольких часов до многих лет. Среди различных классификаций выделяются общие типы извержений:

  • Гавайский тип - выбросы жидкой базальтовой лавы, часто образуются лавовые озёра, должны напоминать палящие тучи или раскалённые лавины.
  • Гидроэксплозивный тип - извержения, происходящие в мелководных условиях океанов и морей, отличаются образованием большого количества пара, возникающего при контакте раскалённой магмы и морской воды.

Поствулканические явления

После извержений, когда активность вулкана либо прекращается навсегда, либо он «дремлет» в течение тысяч лет, на самом вулкане и его окрестностях сохраняются процессы, связанные с остыванием магматического очага и называемые поствулканическими. К ним относят фумаролы, термы, гейзеры.

Во время извержений иногда происходит обрушение вулканического сооружения с образованием кальдеры - крупной впадины диаметром до 16 км и глубиной до 1000 м. При подъеме магмы внешнее давление ослабевает, связанные с ней газы и жидкие продукты вырываются на поверхность, и происходит извержение вулкана. Если на поверхность выносятся древние горные породы, а не магма, и среди газов преобладает водяной пар, образовавшийся при нагревании подземных вод, то такое извержение называют фреатическим.

Поднявшаяся к земной поверхности лава не всегда на эту поверхность выходит. Она лишь поднимает слои осадочных пород и застывает в виде компактного тела (лакколита), образуя своеобразную систему невысоких гор. В Германии к таким системами относятся области Рён и Эйфель. На последней наблюдается и другое поствулканическое явление в виде озёр, заполняющих кратеры бывших вулканов, которым не удалось сформировать характерный вулканический конус (так называемые маары).

Источники тепла

Одной из нерешённых проблем проявления вулканической активности является определение источника тепла, необходимого для локального плавления базальтового слоя или мантии. Такое плавление должно быть узколокализованным, поскольку прохождение сейсмических волн показывает, что кора и верхняя мантия обычно находятся в твёрдом состоянии. Более того, тепловой энергии должно быть достаточно для плавления огромных объёмов твёрдого материала. Например, в США в бассейне реки Колумбия (штаты Вашингтон и Орегон) объём базальтов более 820 тыс. км³; такие же крупные толщи базальтов встречаются в Аргентине (Патагония), Индии (плато Декан) и ЮАР (возвышенность Большое Кару). В настоящее время существуют три гипотезы. Одни геологи считают, что плавление обусловлено локальными высокими концентрациями радиоактивных элементов, но такие концентрации в природе кажутся маловероятными; другие предполагают, что тектонические нарушения в форме сдвигов и разломов сопровождаются выделением тепловой энергии. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой верхняя мантия в условиях высоких давлений находится в твёрдом состоянии, а когда вследствие трещинообразования давление падает, она плавится и по трещинам происходит излияние жидкой лавы.

Районы вулканической активности

Основные районы вулканической активности - Южная Америка , Центральная Америка, Ява, Меланезия, Японские острова, Курильские острова, Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова, Исландия, Атлантический океан .

Грязевые вулканы

Грязевые вулканы - небольшие вулканы, через которые на поверхность выходит не магма, а жидкая грязь и газы из земной коры. Грязевые вулканы намного меньше по размерам, чем обыкновенные. Грязь, как правило, выходит на поверхность холодной, но газы, извергаемые грязевыми вулканами, часто содержат метан и могут загореться во время извержения, создавая картину, похожую на извержение обыкновенного вулкана в миниатюре.

В нашей стране грязевые вулканы более всего распространены на Таманском полуострове, встречаются также в Сибири, около Каспийского моря и на Камчатке. На территории других стран СНГ грязевых вулканов больше всего в Азербайджане, имеются они в Грузии и в Крыму.

Вулканы на других планетах

Вулканы в культуре

  • Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»;
  • Кинофильмы «Вулкан», «Пик Данте» и сцена из фильма «2012».
  • Вулкан близ ледника Эйяфьядлайёкюдль в Исландии во время своего извержения стал героем огромного числа юмористических программ, сюжетов теленовостей, сводок и народного творчества, обсуждающего события в мире.

(Visited 2 878 times, 1 visits today)

Вулканы – книга для детей интересующихся планетой Земля. Научный комикс, который способен донести до школьника начальных классов серьезную информацию в облегченной форме. Наблюдая за историей детей из будущего, ученик усвоит множество фактов об огненных горах. В этой статье мы познакомимся с книжным экземпляром поближе, свое мнение о прочитанном расскажет юный читатель неполных восьми лет.

Приветствую всех, на блоге , с вами его ведущая Виктория Солдатова и Александр. Сегодня много писать не придется, так как мой юный помощник рассказал о прочитанной книге практически всё. Наверное пришло время писать статьи покороче и уступить пальму первенства подрастающему поколению. Отдам это на ваше усмотрение. Пожалуйста, выскажите свое мнение в комментариях: интересней ли вам читать мои длиннющие отзывы или предпочитаете смотреть их в формате видео?

Книги про вулканы – главное нащупать интерес

Вы читали в детстве книги про вулканы? Я нет. У меня не было подобных интересов. И хотя школьный предмет географию любила, но желания узнать о ней дополнительно не появлялось. Возможно потому, что эта наука также ассоциировалась с путешествиями, а детям родившимся в 70-х данное удовольствие и не снилось. Сейчас, когда я являюсь мамой мальчика, мне постоянно приходится включать интуицию о его интересах. И каким-то шестым чувством, а может быть исходя из моих наблюдений за сыном и сделанных на подсознательном уровне выводах, я смогла “попасть в точку”.

Книга “Вулканы” пришла к нам в последней посылке, вместе с экземпляром “Марфуша, Масленник и Невезуха”, о которых я писала в , и была выбрана ребенком для чтения первой. Работа над ней проходила дольше, именно по этой причине, я представляю вашему вниманию ее описание только сейчас.

Кому будет интересно

На мой взгляд, данное чтиво не для всех. Я не люблю комиксы, но с трудом представляю подачу этого материала в классическом формате. Получился бы учебник по химии и географии 2 в 1.

Деткам дошкольного возраста, даже если с ними занимаются ранним развитием, в тексте будет непонятно многое. И хотя автор Джон Чад и иллюстратор Софи Голдштейн сделали все возможное, чтобы упростить понимание информации, все же существует определенный возраст, когда дитя способно вникнуть в понятия давления и химических формул.

Начало истории показалось мне необычным и напомнило фильмы, где незнакомые зрителю персонажи производят какие-то действия. Затем обычно на экране появляется надпись типа “Двадцать лет спустя”. На мгновение я даже задумалась если приобретенный экземпляр был выбран мною верно… Но вскоре всё прояснилось. И дальнейшие события описаны в логической последовательности. Как я написала выше, всё время пока мой ребенок читал, я мысленно аплодировала автору за подачу подобных знаний в виде фантастической истории.

Уверена, что школьники прочитав научный комикс “Вулканы”, почерпнут для себя много полезного, разовьют свой кругозор и смогут лучше понять учителя объясняющего материал. Ведь мы с вами знаем, что знакомая информация воспринимается нами легче, чем полученная впервые.

Коротко о книге: качество, иллюстрации

Книга в Лабиринте

Издательство Манн, Иванов и Фербер, серия “Научный комикс”. Формат А5 очень удобен для детских рук. Твердая обложка, 128 страниц – плотный офсет, прошиты.

Что можно сказать о картинках. Как понятно из жанра, они занимают всю поверхность разворотов. Для возраста предполагаемых читателей иллюстрации понятны, современны, в них нет ни капли жестокости. Ведь вулканы могут грозить настоящими бедствиями как для людей, так и для животных. Единственное, что смущает лично меня, это некие карикатуры, когда персонажи выражают свои эмоции. Их не много, но имеются, смотрите один из разворотов ниже.


Фото увеличивается при клике

Вулканы – книга для детей в видео отзыве

Если вы впервые попали на страничку, знакомьтесь – это мой сын Александр. Ему 7 лет 10 месяцев, он перешел в 4 класс и сейчас находится на летних каникулах. Данное время года прекрасно для отдыха и чтения. Во французском лицее, где учится ребенок, не выдают список литературы на лето. Хотя поддерживание знаний конечно же приветствуется учителями.

Дополнительную литературу сын читает по желанию, то есть выбирает сам с полок в детской комнате. По некоторым экземплярам работает дополнительно – записывает информацию в читательский дневник. Мы завели его на русском языке, работая по рассказу . Вот и историю Джона Чада решили записать. Мне показалось, что таким образом материал лучше усвоится. Да и практику письма по-русски трудно переоценить. Но слушая Александра, подумалось, что ему и так все было понятно…

Да, живем мы в шумном месте, надеюсь звук машин и мотоциклов не помешал вам сосредоточиться на рассказе. Буду рада, если наше совместное мнение помогло вам определиться, подойдет ли книга для детей “Вулканы”, вашим ребятам. А мы прощаемся с вами, до скорых рецензий о летнем чтении. Пока!

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня ко мне пришло от одного мальчика, он пишет, что часто в мультиках и фильмах показывают вулканы, но он никак не может понять что это такое и для чего они нужны.

Я попросил своего друга профессора Чайникова рассказать, что же это такое.

И вот что написал мне мой друг:

"Добрый день мои друзья, я очень рад, что вас заинтересовали вулканы, это очень интересное явление.

Горы, стоящие над каналами и трещинами в земной коре, называются вулканами.

Чаще всего вулканы похожи на конусообразные или куполообразные горы, на вершине которых имеется кратер, или впадина в виде воронки.

Вот например такие

Иногда, как говорят ученые, вулкан «просыпается», и тогда происходит его извержение. При этом на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой.


Извержение представляет собой череду сильных и слабых взрывов и излияний лавы - смеси расплавленных горных пород. Объемы излившейся лавы могут доходить до нескольких десятков кубических километров. Извержения бывают длительными, которые можно наблюдать в течение нескольких лет и даже столетий, и кратковременными, проходящими за несколько часов. К их предвестникам относятся следующие явления: землетрясение, изменение состава газов, звуковые (акустические) перепады и другие.

Те вулканы которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар, называются действующими. Также считают действующими вулканы, которые сравнительно недавно извергались. На Земле таких вулканов около 500.

«Слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос» - огонь, пламя. У древних римлян бог огня и кузнечного дела назывался Вулкаома. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в 50 км к северу от острова Сицилия. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня».

Вулканы для детей

Детям о вулканах...

Делаем и изучаем вулкан...

Расскажите ребёнку о том, как образуется вулкан, как происходит извержение, когда кипящая магма- лава (смесь расплавленных горных пород и газов) устремляется вверх, находит в земной коре отверстия и через них выходит наружу, происходит извержение вулкана.

Проведите вместе наглядный опыт. Сделайте вулкан, вулкан можно сделать многими способами, например: вулкан на пляже или в песочнице, вам понадобится сода + уксус.

1.
Из песка, сделайте горку, внутрь горки поставьте баночку из под детского питания, или маленькую пластиковую бутылку. В которую предварительно дома вы залили смесь уксуса и красного пищевого красителя (или красной гуаши для имитации лавы). С собой в небольшом контейнере (например от киндер сюрприза) возьмите соду, попросите ребёнка высыпать содержимое в «жерло вулкана» . Можно сделать и наоборот, сначала насыпать соду а потом вливать уксус. Понаблюдайте вместе, как происходит извержение. Если вулкан перестал извергаться, долейте в него немного обычной воды и он снова начнёт своё извержение!




2. Вулкан можно делать из глины, пластилина, или папье маше. Делать очень просто,берём маленькую бутылочку, я ещё оборачиваю её фольгой, что бы сэкономить глину и обклеиваем всё пластилином или глиной, не особо старайтесь сделать вулкан гладким, чем больше трещинок, тем натуральней он будет выглядеть, даём ему высохнуть, вулкан готов. Внутрь так же как и в первом способе будем добавлять соду + уксус с красителем.
Потом подливайте водички и ваш вулкан снова будет извергаться с новой силой!


Такой вулкан можно делать из глины или пластилина, вот несколько фотографий для вдохновения

Можно сделать вулкан из папье маше
Вам понадобится клей пва, бутылка и газеты, обильно промазывайте клеем каждый слой, делали самолёт

После высыхания

осталось только подкрасить

Можно сделать небольшую панорамную модель в коробке

________________________________________________________________________________

3. Ещё один способ это , попав в воду, они шипят, бурлят, с их помощью можно не только устроить извержение, но и рассказать ребёнку о гейзерах. Такие бомбочки можно сделать самостоятельно, в интернете много рецептов. Основные компоненты таких бомбочек это лимонная кислота и обыкновенная сода, соотношение должно быть 1:2. , то есть две части соды и одна часть лимонной кислоты. В продаже, кстати есть готовые наборы для самостоятельно изготовления бомбочек . А из готовой смеси для бомбочек можно слепить и вулкан, добавляйте на него водичку по капельки (например из пипетки или используйте шприц без иглы) и ваш вулкан будет бурлить (извергаться).


______________________________________________________________________________
4.
4. Довольно рискованный способ, но интересный, это кока кола (в ней есть кислота) + ментоловые конфетки ментос. Если решите попробовать этот способ для показа ребёнку,потренируйтесь вначале или посмотрите видео на ютубе, там много таких по запросу ментос+ кока кола.


_____________________________________________________________________________
5. Ну и последнее, в продаже есть готовые наборы с вулканами, там уже всё подготовлено, есть даже специальные очки, не столько для практической цели, сколько для того что бы ребёнок осознал всю важность момента:) К примеру

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!

Занятие у нас сегодня необычное. К нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

Ребята, мы с вами живём на удивительной планете, которая называется как?

Давайте я загадаю вам загадку.

" Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам.

По пустыне шёл отважно -

На одном листе бумажном!"

Географическая карта. Дети, а скажите мне, что изображено на карте?

Давайте мы свами вспомним, что изображено на карте синим цветом?

А зелёным, жёлтым и коричневым?

Ребята, а кто мне скажет, что такое горы?

А из чего эти высокие холмы состоят?

Ребята, давайте мы с вами пройдём в нашу мастерскую. Отгадайте, пожалуйста, что у меня в мешочке?

Совершенно верно – это камни. Но прежде чем мы с вами поиграем с камнями, давайте разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

" Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1,2,3,4,5, (поочерёдное касание пальцев обеих рук) - начинай считать опять!

Ребята, какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем с камнями. Как вы правильно отгадали, в этом мешочке у меня находятся камни (раздать камни детям). Скажите, а какие они на ощупь?

(Предложить детям взять в руки пластилин, сжать обе ладони, где в одной - камень, а в другой - пластилин).

Что произошло с камнем, а что с пластилином?

Ребята, посмотрите, а у нас есть мисочки с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим.

Ребята, у меня есть ещё один необычный камень. Давайте рассмотрим его внимательно. Чего много у этого камня?

А как вы думаете, эти отверстия пустые? Давайте опустим и этот камень в воду. (Не тонет).

А что находится внутри этих дырочек или отверстий?

А кто мне скажет, как называется этот необычный камень?

Да, этот камень называется - пемза. И мы, в ходе нашего эксперимента узнаем, как появляется пемза.

Мы провели опыт с камнями. Именно из камней состоят горы. Ребята, а вы знаете, что есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как они называются? Отгадайте загадку.

" Я - плююсь огнём и лавой,

Я - опасный великан.

Славен я недоброй славой,

И зовут меня - Вулкан!!! (отвечают все вместе).

Правильно. Это вулкан. И сегодня мы свами поговорим о вулканах.

Сейчас я расскажу вам легенду о том, как появились вулканы.

"Жил - был на свете Бог по имени Вулкан. Странный это был Бог - некрасивый и хромой. Но зато он был очень сильный и трудолюбивый. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни и бить тяжёлым молотом по железу, раздувая огонь. И построил он себе кузницу внутри высоченной горы, а гора эта стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, то гора дрожала от верхушки до основания, а гул и грохот разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"- говорили люди, и уходили жить подальше от этих мест. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

(Слайд № 1. Вулкан).

Вот такая вот интересная легенда. А вам она понравилась дети?

Ребята, а вы знаете, как образуются горы?

Ребята, а вы знаете, где могут образовываться вулканы?

А кто сможет рассказать всем нам, почему он извергается?

(Слайд № 2. Картинка извергающегося вулкана).

На что похож вулкан?

А как называется верхушка вулкана?

А глубокая яма, которая находится внутри самого вулкана?

(Слайд № 3.Строения вулкана).

Скажите мне, пожалуйста, что находится внутри вулкана?

А как называется огненная жидкость, которая находится внутри вулкана?

А почему же тогда внутри магма, а наружу выходит лава?

Ребята, кто знает, как может извергаться лава? Ведь она может извергаться по-разному.

Скажите, а как долго может извергаться вулкан?

После извержения вулкана остаётся выжженная пустыня. И на этом месте не скоро появится жизнь. Дети, давайте вместе вспомним, какие виды вулканов существуют?

(Слайд № 4. Вулкан - Алмазная голова на острове Гавайи) .

Правильно есть ещё - спящие. Их извержение давно не происходит, но всё же оно возможно.

(Слайд № 5. Вулкан «Тейде» в Испании).

И действующие вулканы - это вулканы, хотя бы раз извергавшиеся в памяти человечества.

(Слайд №6. Ключевская Сопка. Россия. Камчатка).

И кстати – это самый высокий действующий вулкан в Евразии. Как вы думаете, а людям жить рядом с вулканами страшно, опасно?

А что обычно бывает перед тем, как начинает извергаться вулкан?

А сможет ли кто-то подсказать или помочь людям и сообщить о наступающем извержении вулкана?

Давайте мы сейчас с вами побудем в роли маленьких вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Для этого я вас снова приглашаю в нашу мастерскую. Где уже всё готово для проведения нашего с вами опыта. Давайте немного разомнёмся и проведём физкультминутку.

Мы шагаем по равнине,

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине,

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью,

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы,

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём,

И места свои займём!!!

Ребята, а сейчас будем проводить самый настоящий опыт. А именно оживлять вулкан. Мы с вами вчера сделали макет вулкана. Он выглядит прямо как настоящий вулкан. А для того, чтобы он ожил нам нужно кое-что сделать!!!

Перед вами стоят стаканчики с водой. Для начала вам нужно окрасить эту воду в красный цвет. Поэтому у вас на столе ещё есть красная краска и кисточки. Я думаю, с этим заданием вы справитесь легко и просто!!!

После того, как вы окрасите воду, вы должны добавить в ваши стаканчики с теперь уже красной водой чайную ложку соду. Сода находится в маленьком стаканчике. Добавив соду, вы должны всё очень хорошо перемешать. Затем вы должны на кончике чайной ложечки добавить в ваши стаканчики моющее средство. И снова аккуратно перемешать. Затем, получившуюся жидкость из ваших стаканчиков мы с вами зальём в жерло нашего вулкана. А я аккуратно добавлю в жерло уксус.

Ребята, кажется, наш вулкан оживает! И, пузырясь, из него выходит лава!!!

Спустя века, закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Вулкан - гремит, вулкан – пыхтит,

Как грозен он на вид.

Но вот, он начал уставать –

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул,

И на десятки лет уснул!!!

В: И так, ребята, наш опыт подошёл к концу, помогите мне продолжить фразы……

Сегодня на занятии мне понравилось….

Сегодня на занятии я узнал….

Сегодня на занятии меня удивило…

Молодцы ребята, вы были очень внимательными и работали аккуратно, и всё у нас получилось просто замечательно!!!

А сейчас я хотела бы предложить вам зарисовать наши вулканы.