Замок нойшванштайн зимой. Замок нойшванштайн в баварии

10.01.2024 Шенген

Король сказок, как говорили обожавшие его подданные. Единственный настоящий король XIX века, по словам поэта Поля Верлена, и безумный король, с точки зрения его министров, - все эти эпитеты относятся к эксцентричному королю Баварии Людвигу II, которого по сей день многие почитают и столь же многие критикуют.

Замок Нойшванштайн зимой.

Каждый, кто посещал самое изысканное творение Людвига II - замок Нойшванштайн - или даже просто видел его на многочисленных фотографиях и открытках, скорее всего, сочтет, что король и в самом деле больше достоин похвалы, чем хулы. Именно этот замок в псевдосредневековом стиле с множеством зубцов на стенах и шпилями, которые возникают, подобно призраку, посреди вечнозеленого леса в окружении заснеженных горных вершин, вдохновил Уолта Диснея на создание сказок.

Рисунок для проекта замка, сделанный в 1869 году.

Девятнадцатилетний Людвиг стал королем Баварии в 1864 году. Увлеченный историческими легендами о Короле-Солнце, величием Версаля и музыкой Вагнера, он разделял навязчивую страсть композитора к идеализированным образам германского Средневековья.

Людвиг II (слева) с родителями и младшим братом Отто, фото 1860 года.

Композитор Рихард Вагнер, 1861 год.

Легенды, лежащие в основе опер Вагнера - сага о Парсифале и святом Граале, песнь о Нибелунгах и сказание о Рыцаре Лебедя, Лоэнгрине, - стали предметом циклов, украсивших залы Нойшванштайна - одного из трех замков, построенных Людвигом.

Работа эта, которой руководили архитекторы Ридель и Дольман, была основана на планах театрального художника Янка. Строительство началось в 1869 году и закончилось в 1886-м, когда король умер. Именно из-за этого покои верхних этажей остались пустыми и голыми. В июне того года министры Людвига обвинили его в растрате государственных средств на все более безумные и эксцентричные архитектурные химеры (обвинения, возможно, были и небеспочвенны). Правительство заставило ведущего психиатра Баварии без личного осмотра объявить короля психически больным и недееспособным.

Интерьер замка Нойшванштайн.

Замок Берг, 1886 год.

Из Нойшванштайна Людвига с почтительной настойчивостью доставили в замок Берг на озере Штарнберг, где его тщательно охраняли.

Крест на месте гибели Людвига II, Штарнбергское озеро.

На второй же день пребывания короля в замке Берг его тело и тело его врача обнаружили на мелководье Штарнбергского озера в 23:00. Ранее, в 18:30 того же дня, Людвиг II и профессор фон Гудден отправились на прогулку. Больше живыми их уже никто не видел. По официальной версии, доктор пытался предотвратить самоубийство короля и при этом утонул сам, хотя глубина озера не превышала 1,2 м.

Король в поздние годы своей жизни.

Двоюродной сестре короля, австрийской императрице Елизавете Баварской (известной также как Сиси) - пожалуй, самому близкому другу Людвига - принадлежит единственное правильное объяснение этих событий: «Король не был безумен. Он просто был эксцентричной особой и жил в мире своих мечтаний. С ним могли бы обходиться милосерднее».

Интерьер замка Нойшванштайн.

Область Альгау в Баварии имела большое стратегическое значение в Средние века, поэтому там когда-то было четыре замка. Именно здесь Людвиг решил построить свою «изящную игрушку из взбитых сливок». Предварительные чертежи графа фон Поччи и Кристиана Янка показывают, что центральная часть Нойшванштайна была сконструирована по образцу замка Вартбург. Людвиг II настаивал на том, чтобы здание сливалось с окружающей средой.

С весны до осени сюда везли поразительное количество строительных материалов. Только в 1879-1880 годах для строительства понадобилось более 5000 тонн нюртингского песчаника, более 510 тонн зальцбургского мрамора и 400 000 кирпичей. Весь фасад был отделан известняком из Альтершрофена.

Обстановкой и окончательной отделкой интерьеров занимались архитекторы, специализировавшиеся также на театральных декорациях, резчики по камню, живописцы и специалисты по керамике. Общая стоимость замка превысила 6 миллионов марок. Покои его разнообразны и чрезвычайно пышны.

Большинство из них украшены картинами, в которых оживают герои германских саг и священные короли Германии. Характерен в этом смысле Тронный зал с его смесью мозаичных украшений в готическом, романском и византийском стилях и бронзовой люстрой в форме короны весом более тонны.

Предметы мебели выполнены в популярном в ту эпоху неоготическом стиле. Помимо всего этого, здание по указу короля было оборудовано по последнему слову техники - например, электрическими звонками и вполне функциональной кухней.

Нойшванштайн - полезная информация для туристов!

Вы в Германии или вы уже в Баварии, а главная достопримечательность этих мест - замок Нойшванштайн , вот именно о нём и пойдёт разговор в этой статье. Да, тут вы найдёте лучшие фотографии замка Нойшванштайн и получите максимум информации. И ещё, советуем после замка посетить немецкие сауны) будет хорошее завершение дня!!! Читаем и погружаемся в мир приключений со смыслом!!!

Мистический замок Нойшванштайн - сохранившаяся немецкая сказка

Красные кроны деревьев осенью, купы изумрудных деревьев - летом. Мерцающие синеватые ледяные покровы - зимой. С нескольких обзорных точек из-за густого лесного покрова замок Нойшванштайн не видно совсем.

А если выбрать удачный ракурс для съемки, то можно
запечатлеть величавые стены архитектурного чуда на фоне массивной скалы. Впрочем, откуда ни посмотри, когда заберешься повыше, - панорамы окрест замка открываются невероятные…

Но начнем с самого начала. В смысле, с начала этой истории


Эффектный шедевр зодчества построен на юго-западе Баварии, недалеко от границы Австрии. Название замка переводится как романтичная фраза «новый лебединый камень (утес)».
Величавый Нойшванштайн расположен так, что с холма, на котором он расположен, виден еще один красивый замок - Хоэншвангау.

Про замок Нойшванштайн многие говорят так - неописуемый.
Это действительно так: практически каждая зала, каждая арка и выступ, каждая башенка или колонна, эркер ил аркада приковывают внимание, заставляя вглядываться в причудливые детали.

Замок на удивление хорошо сохранился, хотя построен он был в конце XIX века. Еще Людвиг II Баварский запланировал возведение замка на плато, ради чего была взорвана скала, создано место для возведения фундамента. Уровень скалы был срезан примерно на 8 метров.

Лучшая достопримечательность Баварии - Нойшванштайн


Затем началось строительство дорог и трубопровода: руководил процессом известный архитектор Ридель Эдуард, а помогал ему мастер, театральный художник Янк Христиан из Мюнхена.

О роли этого человека в истории возведении замка мы скажем чуть ниже. Король так трепетно относился к процессу, что просматривал каждый чертеж и схему: ни одна идея не ускользала от его внимания.

В итоге замок признали фактически делом его рук.

Строительство началось в 1869 году, заселился Людвиг в него в 1884 году, а спустя полгода умер. Строительство продолжалось уже без него.

Что особенного в интерьерах замка Нойшванштайн?

Людвиг планировал построить грандиозное строение, воплощающее идею рыцарских замков и музыкальных Вартбургских залов. Так, Рыцарский (Праздничный) зал знаменитого Вартбургского замка стал прототипом Певческого зала в Нойшванштайне. Следует отметить, что идеология возведения замков уходит корнями в историческое прошлое страны: каждый курфюрст (князь) или барон стремился увековечить свое имя в построении замков.

Германия именно по этой причине буквально усеяна великолепными и массивными замками, многие из которых относятся, как и Нойшванштайн , к памятникам архитектуры.
Любопытно, что часть замков невозможно восстановить на государственные деньги, поэтому замки сдают в найм или даже продают. Неплохо было бы стать владельцем настоящего средневекового королевства, не правда ли? Но мы немного отвлеклись.

Да и купить даже часть территории замка Нойшванштайн невозможно: он является музеем, а вход на его территорию - платный, стоит €13. В замке проживает один-единственный человек: он же и сторожит его.

Итак, Певческий зал (Зал певцов) в Нойшванштайне - ключевая задумка всего ансамбля. Все прочие анфилады и строения располагаются как бы вокруг центрового зала.

Помещение украшено полотнами с изображениями событий мистической легенды о Парцифале: именно она вдохновила Рихарда Вагнера написать свое произведение о Лоэнгрине, рыцаре-лебеде.

Король всей душой хотел, чтобы замок был достоин событий величественной и трогательной легенды, отражал идеологию и канву мифемы, поэтому процессом и руководил Янк: его богатый опыт в работе над театральными декорациями сослужил отличную службу.

По сей день в замок съезжаются художники и архитекторы со всей планеты, чтобы черпать вдохновение в тонкой и филигранной работе художника.
Кстати, лебедь является геральдической птицей графов Швангау, а отец Людвига,
Максимилиан II Баварский, считал себя преемником этого рода.

Стоит отметить, что как Людвиг вдохновился на строительство, оценив замки Вартбурга, так и в свою очередь Нойшванштайн стал источником вдохновения для композитора Чайковского, который написал впоследствии музыку к балету «Лебединое озеро».
Весь интерьер выполнен в стиле неоготика, в замке очень много окрашенных в голубой фресок, арок, колонн, балюстрад и капителей: король Людвиг очень любил нежно-бирюзовый цвет.

Длина замка составляет 135 метров, а его высота достигает 65 метров.
Весьма впечатляет тронный зал, хотя он и не достроен до конца. Вся обстановка здесь несет религиозный оттенок: над пустым троном изображены шестеро королей, причисленные к святым.

Здесь же есть изображения Христа, Девы Марии, 12 апостолов. В целом в замке около 360 залов: есть, куда обратить свой взор.

Как добраться до замка Нойшванштайн

Точного адреса у замка нет, но о местной достопримечательности знают все баварцы. Поэтому добраться до него можно, ориентируясь на многочисленные карты, навигатор, взяв в аренду автомобиль. Пунктов проката в близлежащих населенных пунктах хватает. Указания может дать любой тамошний житель: многие знают дорогу наизусть и укажут местные приметы. Если вам нужны координаты замка в навигаторе , вот они: 47.5575° с. ш., 10.75° в. д.

Если вы не берете машину в аренду, то с Мюнхенского вокзала садитесь на поезд до
Фюссена, городок как раз почти на границе с Австрией. Ходят или прямые поезда, или с пересадкой: в такой случае вам надо будет выйти на станции Бухло (Buchloe).

На поездку в поезде вы потратите примерно 2 часа. Далее садитесь на автобус №73 (направление - Steingaden / Garmisch-Partenkirchen) или №78 (направление - Schwangau). Доезжаете до деревушки Хоэншвангау (Hohenschwangau), где и находится одноименный замок.

Автобусную остановку найдете по указателям. По приезде в Хоэншвангау добираться до замка надо пешком, но можно сесть на специальный маршрутный автобус или оплатить катание на лошадке с повозкой.

Как уже было сказано, вход в музей Нойшванштайн - платный, стоит €13. Вход в замок осуществляется группами, поэтому здесь обычно очереди. Пока вы занимаете очередь, можно обойти замок кругом и всласть нафотографироваться.
Работает замок с 8:00 до 17:00 (с апреля по сентябрь), а в зимнее время года - 9:00 до 15:00. В Рождество (24 и 25 декабря) и Новый год (31 декабря и 1 января) музей не работает.

Видео про замок Нойшванштайн с канала YouTube

Что делать до прихода в замок Нойшванштайн

От автобусной остановки в Хоэншвангау можно добраться пешком. Хайкинг (пеший туризм) здесь распространен чрезвычайно, и действительно, по пути есть, на что посмотреть,

Баварские Альпы изобилуют вековыми деревьями с пышными кронами, живописными пейзажами, картинными
панорамами.

Во-первых, в окрестностях множество кафе, магазинчиков с сувенирной продукцией, информационные киоски, кассы, продают мороженое и напитки.

Почти перед самым замком построена пивная таверна. Здесь можно передохнуть, подкрепиться, отведать вкуснейшего немецкого пива.

Если подниматься по склону к замку, по этой же дороге ходят конные повозки, которые будут то и дело вас обгонять. Дорогая до замка пологая и не очень сложная, можно забраться вверх даже с детской коляской.

По мере подъема открывается вид на замок Хоэншвангау и озеро Альпзее. Со смотровых площадок близ замка видны мелкие озера и еще одно крупное - Шванзее. Если обойти замок с задней стороны, открывается вид на гору Страуссберг в Австрии.

Отдельного описания заслуживают панорамы в окрестностях замка. Наверное, они впечатляют даже сильнее, чем интерьер сооружения.
С близлежащего моста Мариенбрюке открывается великолепный вид на замок: и видно его
отсюда во всех мелочах.


Перед поездкой в замок позаботьтесь о наличии трекинговой обуви. Вокруг замка есть специальные маршруты, помеченные красным флагом. Это крутые спуски и тропинки, пронизанные корневищами деревьев. В туфельках на каблучках и босоножках вы там просто не пройдете с комфортом.

И на десерт прилагаем личный отзыв от заядлого путешественника, который позволит вам погрузиться в атмосферу Нойшванштайна .

Нойшванштайн ночью - какие ощущения?

Мне всегда было любопытно, какие будут ощущения возле замка Нойшванштайн в ночное время. Днем бывал там часто, причем во все времена года, но вот ночью - никогда!
И вот подвернулся случай: мы приехали в отель часов в восемь вечера и решили прокатиться до замка.

Те, кто бывал в этом месте, представляют, что стоянка для автомобилей находится внизу у
горы, на которой красуется замок Нойшванштайн, и естественно, что в это время суток там практически никого не было. Подъехав к дороге, которая ведет к замку, я обнаружил, что там висит запрещающий знак, и я понимал, что нахожусь в Германии, где договориться с полицейскими вась-вась не получится, но желание подняться к замку было сильней страха наказаний!

Замок Нойшванштайн ночью - как попасть?!

Набравшись наглости, мы поехали на машине на самый верх. Поднявшись практически к самому замку, мы поняли, что на машине проехать можно, но, возможно, понадобится специальный пропуск. На стоянке уже было несколько машин.
В этой ночной мгле замок Нойшванштайн смотрится реально таинственно и мистически. Мы поставили машину на стоянку, и продолжили подъем уже пешком, хотя дорога была удобная, и можно было подняться на машине еще выше, но так наглеть уже не стали.

Ночной Нойшванштайн даже казался страшноватым: пугала сама тишина и тревожный свет в единственном окне. Огромный замок в альпийских горах с богатой историей - и мы, компания любителей путешествий, которые решили испытать новые чувства от ночного и завораживающего вида старинного замка. Пешком мы подошли к самому входу: естественно, все было закрыто, но мы продолжили свою прогулку.
Мне было очень любопытно: почему горит свет, кто находится в замке, а можно ли тут переночевать за отдельную плату? Хотелось попасть в прошлое и ощутить колорит той эпохи.

Загадочная история из ночного Нойшванштайн

В прогулке по ночному Нойшванштайну я все время отставал от компании, так как время от
времени делал фотоснимки. Пока я искал очередную точку новой съемки возле основного входа в Нойшванштайн, услышал звук открывающейся двери. Затем я увидел мужчину, который выпустил из замка даму.

О-о! Теперь у меня появилось еще больше вопросов: что дама делала в замке ночью, и кто этот мужчина? Он немного проводил даму, которая буквально проскочила мимо меня, а я стоял с фотоаппаратом и смотрел на них.

Немец остановился возле меня и начал задавать вопросы, которые я совершенно не понимал. Он это понял, и в ход пошли жесты. Это было понятнее: он настойчиво крутил руками перед собой, изображая, что управляет автомобилем. Было ясно: меня спрашивают, как я сюда попал и зачем.

Я показал фотоаппарат и попытался изобразить, что я сюда прибыл пешком, перебирая в воздухе в воздухе двумя пальцами. По выражению лица немца было понятно, что он просто обалдел.
Дальнейший разговор у нас не получился.

Жаль, что я не знаю немецкого! Я бы выудил у него всю информацию, не забыв спросить, как проникнуть в ночной Нойшванштайн в обход правил. Но пришлось откланяться. Загадочная история так и останется тайной для меня.
Это любопытное событие оставило приятное послевкусие от ночной прогулки. А приключения - они всегда хороши. Главное, чтобы они были со счастливым концом.

Королевской резиденции, вошедшей в число важнейших достопримечательностей всей Германии.

Замок Нойшванштайн. Часть II

В потоке пеших туристов мы, без особой спешки, приближаемся к замку Нойшванштайн (Neuschwanstein). Нас то и дело обгоняют ползущие вверх конные повозки. В каждом звуке подков чувствуется уверенная сила. Колоритные баварские извозчики с перьями на традиционных шляпах уже неоднократно покорили Эверест, если сложить вместе все подъемы и спуски между долиной и сказочным замком... Или обогнули экватор. Как кому нравится.

Машины всем приходится оставлять внизу, на одной из парковок в деревушке Хоэншвангау (Hohenschwangau), рядом с которой находится первый из построенных здесь в XIX веке замков - Хоэншвангау. Здесь же расположены и стоянки для автобусов. Наплыв посетителей, до пяти тысяч человек в день, требует особой четкости в организации экскурсий. Процедура напоминает регистрацию и обслуживание авиапассажиров.

Фотогалерея: Замок Нойшванштайн

  • Замок Нойшванштайн

    Нойшванштайн был заложен по воле баварского короля Людвига II в 1869 году. Сейчас ежегодно этот замок в баварских Альпах посещает более 1,3 миллиона туристов.

  • Замок Нойшванштайн

    Вид на замок с моста Мариенбрюке.

    Замок Нойшванштайн

    Эскиз для строительства замка, созданный театральным художником Кристианом Янком в 1869 году в соответствии с представлениями Людвига II.

    Замок Нойшванштайн

    Вид на Альпы из замка Нойшванштайн.

    Замок Нойшванштайн

    Баварский король Людвиг II (1845 - 1886).

    Замок Нойшванштайн

    Колонны и потолочные росписи в Тронном зале.

    Замок Нойшванштайн

    Апсида Тронного зала.

    Замок Нойшванштайн

    Тронный зал. Изображения королей, признанных церковью святыми.

    Замок Нойшванштайн

    Зал певцов в замке Нойшванштайн на почтовой открытке 1890 года.

    Замок Нойшванштайн

    Тронный зал на почтовой открытке 1936 года.

    Замок Нойшванштайн

    Нойшванштайн и новые технологии: миниатюрная копия замка, напечатанная из марципановой массы на 3D-принтере.

    Замок Нойшванштайн

    Памятная монета в два евро с изображением замка Нойшванштайн и надписью "Бавария", 2012 год.

    Замок Нойшванштайн

    Замок Нойшванштайн находится в баварском регионе Швангау. Эта фотография сделана во время ежегодного праздника, посвященного памяти Святого Коломана (St. Coloman).

    Замок Нойшванштайн

    Летом 2015 года замок подсветили цветами флагов стран G7, саммит глав государств и правительств которых проходил в Баварии.

    Замок Нойшванштайн

    Нойшванштайн в мистическом ночном тумане.

    Замок Нойшванштайн

    Так окрестности Нойшванштайна выглядят зимой.


У подножья горы, на которой расположен Нойшванштайн, находится своего рода терминал. Билет необходимо приобрести внизу, то есть пройти регистрацию и зарезервировать место в одной из групп еще до подъема к замку. На билете будет указано время начала экскурсии. Оно рассчитано так, чтобы вы успели пешком подняться к замку. Это может занять от 40 минут до 60 минут. На входе каждому посетителю вручают аудио-гид с записью экскурсии на выбранном заранее языке. Фотографировать внутри запрещено.

С обзорной площадки, расположенной недалеко от замка, видно, как в холодном зеркале горного озера Альпзее (Alpsee) отражаются покрытие снегом альпийские вершины. Говорят, что оно - самое чистое во всей Германии. Кристально чистое. В это вполне можно поверить. Правее, с другой стороны - сочное зеленое поле, в центре которого из-под земли выросла белая деревенская церквушка. За ней - деревня Швангау (Schwangau) на берегу озера Форггензее (Forggensee). В небе над долиной и скалистыми утесами кружат парапланы.

Чайковский и "Лебединое озеро"

Левее внизу - неоготический силуэт замка , в котором мы уже побывали. Отсюда он кажется огромной шахматной башней - турой, забытой великанами после многовековой партии. Рядом виднеется еще одно озеро - то самое Лебединое озеро (Schwansee), которое кажется самым маленьким в округе, но как раз оно - самое знаменитое. Не в последнюю очередь, благодаря Чайковскому.

Он посетил Швангау в 1876 году. В Москве ему был заказан романтический балет на симфоническую музыку. Чайковский вспомнил об опере Рихарда Вагнера "Лоэнгрин", написанной на сюжет о Рыцаре Лебедя. За вдохновением композитор отправился в Баварию. Тем более что и до России уже дошла молва о загадочном баварском монархе Людвиге II, столь увлеченном этим сюжетом.

Чайковский еще со студенческих лет высоко ценил музыку Вагнера, был ее поклонником, и хотел лично познакомиться с композитором. Их встреча произошла во время этой поездки в Германию - через несколько дней после состоявшейся в Байройте премьеры вагнеровского "Кольца Нибелунгов" ... Своим существованием знаменитый Вагнеровский фестиваль в Байройте обязан - помимо самого Вагнера - именно Людвигу II, на деньги которого в этом уютном городке на "Зеленом холме" возвели театр для опер его любимого композитора.

Людвиг II и Вагнер

В феврале 1861 года 16-летний принц Людвиг стал гостем состоявшейся в Мюнхене в его день рождения премьеры оперы Вагнера "Лоэнгрин". Это событие считается ключевым в его детстве, когда образы, сложившиеся в сознании во время многочасовых разглядываний картин и росписей в отцовском замке Хоэншвангау, воплотились на сцене.

Волею судьбы, уже через несколько лет, в 1864 году, 18-летний Людвиг после внезапной смерти отца восходит на баварский престол. Через несколько месяцев происходит его первая личная встреча с Вагнером. Она становится началом тесной дружбы. Композитор в это время испытывает финансовые трудности. Людвиг оплачивает его долги, становится меценатом, хотя это далеко не у всех вызывает одобрение в самой Баварии.

Тонкий ценитель искусств, мистик, личность противоречивая и неординарная, Людвиг искал убежища в мире вагнеровских опер, мифов и легенд, окружавших его с детства. Людвиг мечтал, чтобы Вагнер писал свои оперы в его новом "Лебедином замке", но этой мечте не было суждено сбыться.

"Лоэнгрин", "Лебединое озеро"… На этом запас сюжетов, напрямую или косвенно связанных с альпийским регионом Швангау и его замками, не заканчивается. Следующий пример, о котором нельзя не упомянуть, - образец уже современной интерпретации культурного и архитектурного наследия.

По следам "Спящей красавицы"

Туристы, до посещения Нойшванштайна уже бывавшие в парижском Диснейленде, приехав в баварские Альпы, сталкиваются с феноменом дежавю. Впрочем, как и все, кто видел "Спящую красавицу" ("Sleeping Beauty") - полнометражный мультипликационный фильм Уолта Диснея, вышедший в прокат в 1959 году. Или хотя бы эмблему его студии.

Источником творческого вдохновения при создании экранного замка стал Нойшванштайн. Чтобы еще больше все запутать, добавим, что в фильме звучит музыка из "Лебединого озера" Чайковского. Вот такой вполне "вагнеровский" гезамткунстверк получается - совокупное и универсально произведение искусства. Хотя, наверное, великий композитор с такой вольной трактовкой своего термина вряд ли бы согласился.

Надо отметить, что настоящий замок "Спящей красавицы", если об этом вообще можно вести речь, находится во Франции, а не в Германии. Прототипом для замка в сказке Шарля Перро, вышедшей в 1697 году, стал замок Уссэ (Château d"Ussé), построенный в XV веке в долине Луары в стиле раннего Ренессанса. Немецкий вариант сказки - "Dornröschen" братьев Гримм - появился в 1812 году, а замок Нойшванштайн построили еще позже и без всяких мыслей о "Спящих красавицах".

Как и сказки, замки Уссэ и Нойшванштайн похожи, но прямой связи между ними нет. Кроме того, у Нойшванштайна нет единого прототипа. Он - продукт фантазии и синтеза, возникший в эпоху историзма, во время которой архитекторы и художники свободно использовали и комбинировали стили предшествовавших столетий. Нойшванштайн является экстремальным проявлением этой эклектики. В этом заключается его притягательная сила. Или сила отталкивающая - в зависимости от точки зрения.

Получается, что для мультфильма и бутафорского замка в Диснейленде за основу взяли замок, построенный по эскизам к театральной декорации, причем, из другой оперы, "Лоэнгрина" (об этом мы рассказывали в первой части репортажа), а не аутентичный ренессансный замок во Франции. Наверное, это вполне логично, так как логику искать здесь напрасно. Главное - чувства и ассоциации.

Во внешнем облике основными архитектурными стилями Нойшванштайна, которые распознаются невооруженным взглядом, являются неоренессанс и неоготика. Во внутреннем убранстве можно найти еще больше стилей, в том числе, необарочный и мавританский.

Если настоящий замок эпохи Ренессанса - французский Уссэ по воле писателя и по легенде оказался местом действия сказки, то эклектичный Нойшванштайн, наоборот, вырос на сказках - был построен, чтобы воплотить в камне и внутреннем убранстве легенды. Нойшванштайн - декорация к спектаклю, премьера которого, по большому счету, так никогда и не состоялась из-за смерти режиссера и главного зрителя в одном лице, хотя "генеральные репетиции" шли полным ходом.

Загадочная смерть "сказочного короля"

Людвиг II погиб, прожив в еще недостроенном замке всего 172 дня. К моменту смерти была закончена отделка всего лишь одной трети помещений. Людвиг II ушел из жизни при трагических и загадочных обстоятельствах.

8 июня 1886 года врачебная комиссия в Мюнхене объявила его душевно больным. Без личного осмотра и показаний свидетелей. Через несколько дней Людвига II, находившегося в Нойшванштайне, решением правительства объявили недееспособным, взяли под охрану и доставили в замок Берг на Штарнбергском озере.13 июня вечером он отправился на прогулку по берегу вместе с психиатром профессором Бернхардом фон Гудденом (Bernhard von Gudden). Через несколько часов их тела обнаружили в воде.

Людвигу II устроили пышные похороны, а сам он до сих пор считается олицетворением доброго баварского монарха - "единственного подлинного короля XIX столетия", как о нем сказал французский поэт Поль Верлен. Особой тщательностью полицейское расследование трагического происшествия не отличалось. По одной из версий, Людвиг не вынес унижения, захотел утопиться. Профессор пытался ему помешать. Но свидетелей не обнаружилось, поэтому возможны любые варианты. Распространена версия тайного заговора с участием придворных. Смерть Людвига даже называют "самым загадочным убийством XIX века". Место, на котором в воде нашли его тело, сейчас отмечено большим деревянным крестом.

Сам того не подозревая, потратив огромные средства из государственной казны на воплощение своих фантазий, Людвиг II осуществил очень выгодную инвестицию в будущее своей любимой

Баварии - нынешней федеральной земли, столь популярной в наше время среди туристов со всего мира. Он подарил ей один из главных туристических аттракционов.

Смотрите также:
Озеро около замка Нойшванштайн, исчезающее зимой

    Перед нами - один из самых известных альпийских регионов Германии. Справа на горном склоне в регионе Швангау - едва заметный на этом снимке сказочный замок баварского короля Людвига II Нойшванштайн…

    Форггензе - самое большое водохранилище Германии

    Однако нас сегодня - в порядке исключения - интересует не эта достопримечательность мирового масштаба, а одно из здешних озер - Форггензе (Forggensee).

    Форггензе - самое большое водохранилище Германии

    Форггензе является пятым по размерам озером в Баварии и самым большим по площади водохранилищем всей Германии, площадью до 16 квадратных километров - в зависимости от наполнения. Названо именем одного из затопленных поселений - хутора Форгген.

    Форггензе - самое большое водохранилище Германии

    Первые планы строительства водохранилища в этих местах появились в конце XIX века, затем они вновь рассматривались между двумя мировыми войнами, но были осуществлены лишь в 1950-х годах.

    Форггензе - самое большое водохранилище Германии

    Первоначально уровень воды хотели сделать на несколько метров выше, но тогда пришлось бы переселять очень много людей, не говоря уже о потере сельскохозяйственных угодий. В конечном итоге на новые места по соседству переехало около 250 человек и полтора десятка крестьянских подворий.

    Форггензе - самое большое водохранилище Германии

    К началу июня воды набирается достаточно, чтобы начать прогулочные рейсы по озеру на двух туристических катерах - "Альгое" и "Фюссене" - до 15 октября. В свою очередь, на этой фотографии - одна из стоянок для яхт.

    Форггензе - самое большое водохранилище Германии

    Исключение составил 2018 год, когда Форггензе не стали заполнять из-за планового ремонта плотины. Так что туристы могли гулять по дну озера не только зимой, но и все лето. Однако сейчас вода вернулась… так сказать, на круги своя.

    Форггензе - самое большое водохранилище Германии

    В зимние же месяцы, гуляя по дну озера, можно увидеть не только фундаменты затопленных домов, но и следы древнеримской дороги Via Claudia Augusta. Эта фотография была сделана в начале декабря 2017 года, когда воду еще спустили не полностью.

    Форггензе - самое большое водохранилище Германии

    С водохранилищем или без него, но глядя на эти фотографии, понимаешь, почему король Людвиг II выбрал именно это романтическое место, чтобы построить свою сказочную резиденцию. Впрочем, в окрестностях замка также находится три красивых естественных озера - Альпзе, Шванзе и Банвальдзе.


Замок Нойшванштайн — сокровище Альп При первом взгляде на этот замок кажется, что кто-то забыл здесь свою игрушку — настолько нереальными кажутся башни Нойшванштайна цвета слоновой кости, парящие на фоне темно-зеленых елей. Хотя если подойти поближе — ощущение сказочности вряд ли отпустит, потому что станут видны ещё сотни мелочей, совершенно не вписывающиеся в реальность альпийских склонов, придающих фон этой немецкой сказке… Попасть сюда можно, пройдя по тропинке, начинающейся у подножия другого живописного замка — Хоэншвангау. Там, где из леса внезапно возникает скала, а склон так крут, что кажется непреодолимым — там и стоит этот замок. К сожалению, сегодня сюда прибывают толпы туристов, а очередь желающих посетить это чудо растягивается на полкилометра — ведь этот замок является наиболее часто фотографируемым и наиболее посещаемым туристами в Баварии строением…

Летом экскурсии по замку немного короче, чем зимой, так как иначе просто невозможно было бы обслужить весь несметный поток туристов, жаждущих хоть на пару часов попасть в сказку. Поэтому лучше посещать Нойшванштайн осенью или даже зимой — виды открываются не менее зрелищные, а туристов в разы меньше).
Замок Нойшванштайнбыл возведён по указанию "сказочного короля" Людвига II, очень не любившего Мюнхен, но любившего строить, как писал Фейхтвангер, “в разных труднодоступных местностях дорогостоящие, роскошные замки”. И все его строения получались удивительно красивыми, как в сказке, за что короля и прозвали “сказочным”.
В отличие от Людвига I и Максимилиана II, Людвиг II строил не для общественности, а для себя, и даже иногда подумывал о том, чтобы приказать снести построенный им замок после своей смерти.
О своём собственном чудо-замке Людвиг II начал мечтать ещё в детстве. С раннего возраста он любил участвовать в театральных представлениях и наряжаться. Лето королевская семья проводила в Хохеншвангау, родовом имении Швангау, которое отец Людвига Максимилиан II приобрел в 1833 году. Сам немного романтик, Максимилиан для работы над проектом реставрации замка нанял не архитектора, а художника-сценографа.

Строительство замка началось в 1869 году и продолжалось вплоть до 1886 года. Посвящён он был рыцарю Лоэнгрину и первоначально задумывался как трехэтажная готическая крепость. Кстати, Нойшванштайн буквально переводится как “Новый лебединый утес”.
Постепенно проект претерпевал изменения, пока замок не превратился в пятиэтажное сооружение в романтическом стиле, что больше всего, по мнению Людвига II, соответствовало легенде.
Людвиг II не жалел денег на воплощение в жизнь своих фантазий, поэтому для работы в Нойшванштайне и в других местах были наняты лучшие мастера, живописцы, скульпторы и резчики по дереву. К сожалению, его строительные проекты опустошали государственную казну и мешали исполнению его монарших обязанностей, что и стало впоследствии определяющим фактором в его судьбе.
Замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей — переднего и заднего Швангау. Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки “сказочного дворца”.
После строительства дороги и прокладки трубопровода, 5 сентября 1869 года, был заложен первый камень в фундамент огромного замка. Строительство было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю, а мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, так называемые “ведуты” (живописные изображения).
В 1869—1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на третьем этаже, а также комфортабельные помещения на втором этаже способствовали удобству всего строения.
Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 году строительство дворца было завершено, была закончена также отделка 1, 2, 4 и 5 этажей. Весной 1884 года король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II и провёл четверть всего времени за последние два года до своей смерти.
Трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться и какое количество стройматериала требовалось, ведь один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, предоставил в 1872 году не менее 450 тонн цемента, а фирма "Унхох" в том же году поставила на стройплощадку 1 845 гектолитров извести.
Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся Зальцбургский мрамор. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге — их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков.
В 1880 году на строительстве было задействовано 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих.
После смерти короля все строительные работы были приостановлены вследствие чего третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены, а главная 90-метровая башня замка с церковью в готическом стиле, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.
При том, что издали замок кажется игрушечным — в реальности у него весьма внушительные размеры. Очевидцы утверждали, что над изготовлением резной деревянной кровати Людвига II в готическом стиле, увенчанной замысловатой и хрупкой деревянной резьбой, в течение четырех с половиной лет трудились пятнадцать мастеров-резчиков. Картинное убранство королевской спальни посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей 20-летнего короля. Одноименная опера Рихарда Вагнера была поставлена в 1865 году во время пребывания короля Людвига II в Мюнхене.
К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II. Она посвящена святому Людовику — королю Людовику Французскому — в честь которого был назван монарх. В разрисованный стрельчатый свод врезан богато украшенный резьбой створчатый алтарь.
Замок производит впечатление театральной декорации, а отчасти и является ею, поскольку создавался под деятельным руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. В итоге, во внутреннем убранстве замка пересекаются различные архитектурно-художественные стили —сочетание мавританских, готических и барочных элементов: тут и колонны-сталактиты, и тронный зал в декадентско-византийском духе, и певческий зал с изысканным освещением, предназначавшийся для постановок вагнеровских опер. Каждый зал замка — это гимн операм Вагнера, героям германских легенд. Архитекторы Долльманн и Ридель создавали Нойшванштайн под впечатлением от замков на Рейне и цитадели в Нюрнберге. При этом все здание было оснащено самой передовой для того времени системой отопления, на кухне функционировал водопровод с холодной и горячей водой. К сожалению, замок так и не был завершен, поэтому сегодня можно осмотреть только четвертый и пятый этажи.
На четвертом этаже находится сводчатый вестибюль в форме трапеции, пол которого сложен из двух миллионов камешков мозаики, изображающей животный и растительный мир. Всего в замке содержится более 360 залов, а обилие золота, украшений и лебедей создает тяжелую и помпезную атмосферу. Тронный зал Нойшванштайна напоминает зал в замке Грааль из oперы “Парсифаль”. Несмотря на то, что Тронный зал не был завершён, он является, без сомнения, самым впечатляющим внутреннем залом замка. В нём король хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была говорить о религиозной связи между Богом и королём. Планы помещения в роскошном византийском стиле были созданы Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом. Это двухъярусный зал с длинными рядами колонн, украшенный имитацией порфира и лазурита. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол работы Детона из Вены. На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн — пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита. Заканчивается Тронный зал полукругом позолоченной апсиды. Девять ступеней из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был встать трон из золота и слоновой кости. Однако этому уже не суждено было осуществиться… Под сияющим голубым небосводом купола восседает Христос, окруженный Марией и Иоанном, а ниже располагаются короли-святые: Казимир, Стефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и Людовик, выполненные рукой Вильгельма Хаусшильда. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов — носителей божией воли. Драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди весит 18 центнеров и вмещает 96 свечей.
В гостиной (или Большом салоне) хранится символ легенды о Лоэнгрине, рыцаре-лебеде, с которым король любил себя сравнивать, - ваза в виде лебедя. Однажды, по недосмотру, в вазу налили воду, и вылить её оттуда можно было, только перевернув массивное произведение искусства. Но риск разбить чудесную вазу в таком случае был бы слишком велик, и тогда решили пожертвовать одной лебединой лапой, дабы спасти всю вазу от уничтожения и избавить её от уже изрядно протухшей воды. В итоге лебединая лапа была отколота и вода вылилась из образовавшегося отверстия, как из крана.
В Зале Певцов при короле так никто и не спел — только в наше время здесь стали проводить замечательные концерты. С 1933 года в Нойшванштайне в рамках Вагнеровского фестиваля проходят концерты классической музыки. Сегодня они проводятся только в сентябре, при этом билеты раскупаются задолго до начала фестиваля. Зал Певцовявляется копией зала готического замка в Вартбурге. Потолок зала отделан деревянными панелями с узорами и изображениями знаков Зодиака. Чудесные орнаменты украшают и стены зала, а также Певческую аркаду. Прямо под Залом Певцов находится искусственный грот с подобающими в таких случаях сталактитами и сталагмитами. Сейчас в нем нет воды, хотя изначально здесь был небольшой каскад. Здесь же находятся королевские кухни — гигантские комнаты, где, кажется, и сейчас снуют многочисленные слуги и повара.
На первом этаже расположена просторная королевская кухня с печами и жаровнями, разделочными столами и начищенной до блеска посудой. Чтобы не нарушать уединения короля во время трапезы, был сконструирован специальный механизм для транспортировки накрытого стола из кухни в столовую. Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера. Они изображают миннезингеров, а также сцены из легендарного песенного состязания в Вартбурге 1207 года.
Из окон замка и с площадки перед входом в него открываются виды на великолепные пейзажи Верхней Баварии.
Кстати, частью живописного вида должен был стать ещё один замок выше в горах, план постройки которого так никогда и не был осуществлен.
В конце-концов Баварское правительство решило избавиться от грандиозных строительных расходов чудаковатого короля, а, следовательно, и от него самого. В соответствии с разработанным в высших кругах планом, 9 июня 1886 года самый известный мюнхенский психиатр Бернард фон Гудден, запасшись подписями ещё троих врачей, никогда в глаза не видевших короля, объявил Людвига психически нездоровым. Людвиг прекрасно осознавал нависшую над ним опасность, но, тем не менее, предпочел идти навстречу своей гибели. Король под охраной был вывезен из Нойшванштайна в небольшой замок Берг на берегу озера Штарнберг. Там “больной” вел себя очень смирно, и его отпустили на прогулку в лодке в сопровождении доктора фон Гуддена, без охраны. Когда король и доктор не вернулись к ужину, их бросились искать. Тела были обнаружены через пару часов. Свидетелей происшествия найдено не было. Существует как минимум три версии того, что произошло в тот день на озере: 1. Официальная версия. Людвиг, не раз задумывавшийся о самоубийстве, считал, что лучший способ уйти из жизни - утопиться, так как тело при этом не калечится. В тот день он решился покинуть этот ненавистный ему мир, но доктор постарался помешать королю, за что поплатился жизнью… 2. Людвиг, будучи отличным пловцом, задумал сбежать, однако доктор активно возражал и был убит в жестокой схватке, а короля от холодной воды и пережитых впечатлений хватил удар… 3. И доктора, и короля утопили члены заговора от кабинета министров или родственники Людвига, желая привести к власти дядю Людвига, принца Луитпольда, в качестве регента при слабоумном наследнике престола принце Отто… После гибели короля все работы по строительству и отделке интерьеров Нойшванштайна прекратились, замок был объявлен национальным достоянием и с тех пор бережно сохраняется, будучи особой гордостью баварцев, некогда погубивших мечтателя, построившего его…
Здесь завершился спектакль жизни Людвига II, здесь остановились работы вопреки воле короля и воле жителей близлежащей деревни…
По слухам, в годы нацизма в замке располагалось одно из “идеологических” подразделений третьего рейха, изучавшее оккультизм, нибелунгов, рунамы и германский дух. Но даже нацисты, жестоко преследовавшие все сексменьшинства, признавали — романтизм короля Людвига II выше всех его пороков.
В конце Второй мировой войны в замке Нойшванштайн хранилась часть золота Рейхсбанка, а в последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в ближайшем озере Алат. В замке также хранились украденные драгоценности, картины, мебель, которые предназначались для личной коллекции Гитлера.
Видом Нойшванштайна был некогда очарован Чайковский — и именно здесь, как полагают некоторые историки, у него родился замысел балета “Лебединое озеро”.
Часто, вследствие высотного расположения, замок окутывает Альпийским туманом… В такие минуты кажется, будто он парит в пустоте…

Выше в горах над ущельем повис романтичный мостик Мариенбрюке. Подвесной мост, ещё более старый, чем Нойшванштайн, натянут на высоте 92 метра над 45-метровым водопадом. Первоначально деревянный мостик, замененный в 1866 году на современную металлическую конструкцию, он получил свое название в честь матери короля Людвига II, королевы Марии, принцессы Прусской. С этого мостика открывается впечатляющий вид на замок и окрестности, а также на 45-метровый водопад.
Кстати говоря, замок Нойшванштайн стал источником вдохновения при строительстве замка Спящей красавицы в Парижском Диснейленде

October 10th, 2011 , 10:19 pm

Ну и,наконец, главная цель нашей поездки в Баварские Альпы - Нойшванштайн. Автобус высадил нас в местечке Хоэншвангау, который расположен недалеко от города Швангау. Отсюда открывается вид на гору со знаменитым замком...

Хоэншвангау (Hohenschwangau)

Здесь же, на другом холме, расположился замок Хоэншвангау. Первое упоминание крепости относится к XII в. Этот замок-крепость был построен рыцарями Швангау. В XVI в. род рыцарей Швангау пресёкся и крепость стала постепенно разрушаться. Кронпринц Баварии Максимилиан, будущий король Максимилиан II купил эти руины, и в 1832-36 гг. замок был отстроен заново. Король Людвиг II провёл в этом замке большую часть жизни, здесь он принимал композитора Рихарда Вагнера.
Интересно, что до XIX в. этот замок назывался Шванштайн. А на месте нынешнего Нойшванштайна стояли 2 крепости - Передний и Задний Швангау. Таким образом, замки как-бы поменялись своими названиями.


Замок имеет несколько интересных залов и комнат.
В Зале лебединого рыцаря можно увидеть изображения из саги о лебедином рыцаре Лоэнгрине.
В 1833 г. кронпринц Максимилиан посетил Турцию - отсюда влияние турецкого стиля на обстановку спальни королевы. Канапе были подарены баварскому кронпринцу самим турецким султаном Мухамедом II.
Картины Зала героев отображают сагу о Велькине, которая является частью эпопеи о Дитрихе фон Берне. Сказание было потеряно в Германии, но позднее, благодаря Норвежскому пересказу, стало вновь известно в XIII в.
В комнате Гогенштауфена стоит фортепиано, так называемый «рояль Вагнера», сделанный из клёна. Король Людвиг II, будучи хорошим пианистом, часто просил Рихарда Вагнера сыграть что-либо из своих произведений.
Часовню украшают две русские иконы, подаренные королю русским царём Александром II.


Замок Хоэншвангау (Schloss Hohenschwangau)

Для посещения замка Нойшванштайн весь наш автобус был разделён на 3 группы по национальному признаку. Каждая партия туристов получила своё время посещения замка. Русские оказались в 3-й группе, таким образом, сперва мы отправились обедать.


После обеда мы потопали к замку, к которому ведёт дорога в горку. Подъём пешком занимает около 20-25 минут. Вокруг - красивая природа.


Хоэншвангау (Hohenschwangau)

Желающие могут воспользоваться лошадиными повозками. Автомобили тут не ездят. Только трактор гонял, расчищая дорогу от снега.


Хоэншвангау (Hohenschwangau)

Нойшванштайн буквально переводится как "Новый лебединый утёс". И если в русском языке нет большой разницы - Нойшванштайн или Нойшвайнштайн, то в немецком языке лебединый утёс превратится в свиной.


Хоэншвангау (Hohenschwangau)

Окружающие пейзажи очень красивы.


Хоэншвангау (Hohenschwangau)

На билетах указан номер группы и время начала экскурсии. У входа в замок стоят турникеты, пока не наступит ваше время - пройти нельзя. На входе дают трубки-аудиогиды. Есть и русский язык. Группу сопровождает сотрудник музея, который при входе в новое помещение врубает нужный аудиотрек.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Нойшванштайн - самое известное детище "сказочного короля" Людвига II. Первый камень был заложен 5 сентября 1869 г. Строительство было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

В 1869-73 гг. были построены ворота. Начиная с 1873 г. строительные работы велись в очень напряжённом темпе. В 1883 г. строительство дворца было завершено. Весной 1884 г. король уже мог жить в своих покоях на 4 этаже, где Людвиг II провёл достаточно много времени в последние два года жизни.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Для строительства были необходимы огромные затраты. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, поставил в 1872 г. не менее 450 тонн цемента. В том же году фирма «Унхох» поставила 1 845 гектолитров извести. Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга. Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Внутри замок не так эффектен как Линдерхоф, но всё же и тут есть интересные помещения.
Например, зал певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера к созданию своего произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 г., в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 г. в замке проводились праздничные концерты. В 1969 г. было принято решение возобновить концерты.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Несмотря на то, что тронный зал не был завершён, он является, пожалуй, самым впечатляющим. В нём король хотел воспеть милость Бога. Полотна Вильгельма Хаусшильда над пустым тронным местом изображают шесть королей, причисленных к святым. Завершается ниша изображениями Христа, Марии и Иоанна. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол работы Детона из Вены. На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн - пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединым мотивом пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь - геральдическая птица старинного рода графов Швангау, преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский.
В конце Второй мировой часть золота Рейхсбанка хранилась в замке. В последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в озере Алат. Если ещё вспомнить австрийское озеро Топлиц, то видимо, золото Рейха затоплено практически в каждом втором озере этого региона.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

История самого Людвига II (1845-86) довольна трагична, чем-то она похожа на судьбу наших императоров Петра III и Павла.
Королём Баварии Людвиг стал в возрасте 18 лет в 1864 г. Он никогда не был женат. В 1867 г. Людвиг помолвился с Софией Баварской, потом более полугода оттягивал конец (брак) и в конце концов неожиданно для многих расторг помолвку. В последние годы жизни король всё больше сторонился публики. Он уединился в замке Нойшванштайн, пил шампанское и коньяк в неумеренных количествах. Его долги росли, строительство некоторых замков было приостановлено. День и ночь поменялись у Людвига местами, за что его стали называть «лунным королём».


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

8 июня 1886 г. консилиум врачей на основании показаний свидетелей и без личного осмотра пациента объявил Людвига II «неизлечимо душевнобольным». 9 июня правительство лишило короля дееспособности. Король был взят под охрану и 12 июня перевезён в замок Берг. Вечером 13 июня Людвиг отправился на прогулку в замковый парк с профессором фон Гудденом. Оба они погибли в воде Штарнбергского озера при до сих пор невыясненных обстоятельствах. Их тела были обнаружены на мелководье около 23-00 того же дня. По официальной версии доктор пытался предотвратить самоубийство короля и при этом утонул сам. Но точная картина произошедшего тем вечером на берегу Штарнбергского озера так и осталась неизвестной.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

После смерти короля все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью в готическом стиле, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Замок Нойшванштайн стал прототипом замка Спящей красавиц в Парижском Диснейленде.
В 2007 г., когда в интернете шли выборы Новых чудес света, Нойшванштайн вошёл в число 20 финалистов, но в заветную 7-ку не попал. Как ни странно замок пока не входит и в список наследия ЮНЕСКО, он является лишь кандидатом с 2009 г.


Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein)

Наиболее красивый вид замок имеет с окрестных холмов. Также неплохой обзорной площадкой является мост Марии. Первый деревянный мост был построен в 1845 г. при Максимилиане II и назван в честь его супруги, Марии Фридерики Прусской (матери Людвига II). Мост перекинут через ущелье Поллат на высоте 92 м. Честно говоря, мы не увидели дорогу к нему, да и времени оставалось не так много.


Мост Марии (Marienbrucke)

На обратном пути сопровождающая всех приглашала в спорт-бары, т.к. в этот день местная "Бавария" играла в плэй-офф Лиги Чемпионов в Милане с "Интером". Баварцы победили 1-0. Но, к сожалению, через 2 недели уступили дома и выбыли из розыгрыша. А в нынешнем сезоне "Баварии" надо будет вдвойне стараться выступить успешнее, ведь именно мюнхенская "Аллианц-Арена" станет местом финала Лиги в мае 2012 г.


Хоэншвангау (Hohenschwangau)

Вообще, Бавария - это латинское название этих земель. А в немецком языке (да и в большинстве других) используется название Байерн (Bayern). Даже пиво "Бавария" - вовсе не немецкое, а нидерландское.
На этом наше пребывание в Германии завершилось, впереди снова Австрия - Зальцбург.