Религия во Вьетнаме. Во что верят вьетнамцы и верят ли они вообще

11.07.2023 Америка

Однако, по данным исследования американского колледжа Питцер за 2005 года, во Вьетнаме до 81% людей являются атеистами .

В прошлом большую положительную роль в жизни страны играло конфуцианство . В период последних быстрых перемен сильные конфуцианские традиции способствовали сохранению стабильности политической жизни Вьетнама

Католичество во Вьетнаме

Христиане-католики составляют 5-7% верующих. Многочисленные католические церкви, построенные французами во времена колониализма, остались целыми и действующими, несмотря на притеснения буддистов в Южном Вьетнаме со стороны его проамериканского правителя в 70-е годы, Нго Динь Зьема, являвшегося католиком. Католическая церковь лояльна властям.

С Ватиканом у правительства СРВ всегда были сложные отношения. Во время визита в Ватикан в январе 2007 года премьер-министра Нгуен Тан Зунга и встречи с Папой Римским обсуждались пути более активного задействования потенциала вьетнамских католиков на благо всего вьетнамского общества.

Однако отношения властей и католиков не столь благостны как хотелось бы. Например, католики столицы, г.Ханоя, с декабря 2007 г. оказывают на правительство давление, проводя митинги с требованием возвратить Ватикану здание его бывшего посольства в Ханое, которое ранее было обращено в собственность государства и другие земли, на которых стоят здания частных фирм и правительственных организаций.

Например, 15 августа 2008 г. множестово прихожан под руководством пастора прихода Thai Ha в Ханой взломали стену, огораживающую фирму по производству одежды Chien Thang, вошли на ее территорию и установили статую девы Марии и кресты, а также поставили хижины, в которых совершали молитвы.

Некоторые секты христианского толка (меннониты, монтаньяры), особенно проживающие в глухих горных районах, находятся в еще более жесткой оппозиции.

Као дай, хоа хао, ислам, индуизм, Баламон

В бассейне Меконга существую сравнительно новые религиозные секты: каодай («Верховный дворец») и хоахао («Гармония и благородство») .

Каодай основывается на учении Будды, Христа, Конфуция, Виктора Гюго, Льва Толстого и других великих людей. Тремя главными святыми каодай являются китайский революционер 20-го века Сун Ят Сен, французский писатель 19-го века Виктор Гюго и вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием.

Хоахао сочетает идеи буддизма, даосизма и ряда других религиозных течений. В 1940-х и начале 1950-х годов обе секты поддерживали сепаратизм на некоторых территориях, вплоть до создания собственных вооруженных формирований. Численность сторонников каодаизма около 2.5 млн., а последователей хоахао насчитывается полмиллиона.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть чамов придерживается индуизма , другая — ислама .

Часть национальной группы чамов исповедует религию Баламон .

Православие

В городке росссийских специалистов-нефтяников в Вунгтау функционирует православный храм . Часть русской колонии в самом крупном городе Вьетнама, Хошимине, имеет место для собраний для богослужений в самые большие даты христианства.

Вьетнам регулярно посещают представители Владивостокской епархии и Отдела внешних церковных связей РПЦ.

Обсуждается вопрос о сооружении часовни в г.Камрани на территории мемориала российско-вьетнамского военного братства.

Критика из Вашингтона

До недавнего времени Вьетнам подвергался критике со стороны США за нарушения религиозных свобод и гражданских прав. В конце 2006 года он был исключен из "черного списка" Вашингтона.

В 2004-2005 гг. во Вьетнаме были приняты "Указ о верованиях и религиях" и "Руководство для протестантских религиозных организаций". В этих документах содержится запрет на принуждение вьетнамцев к отречению от своей веры.

Религиозные общины смогли увеличить количество священнослужителей. Например, в 2005 г. в Ханое были посвящены в духовный сан 57 католических священников. Ряд протестантских церквей, закрытых в начале 2001 г., были вновь открыты и зарегистрированы. Увеличилось количество зарегистрированных религиозных организаций.

Однако, время от времени, власти Вьетнама подвергаются нападкам со стороны госдепа США за аресты отдельных священников, которые, фактически занимаются не религиозными, а политическими делами с использованием церковных площадок.

У народов, населяющих территорию Вьетнама , в разные периоды их этнической истории были распространены различные религиозные системы и верования: анимизм, тотемизм и другие ранние формы религиозных верований; культы покровителей и культ предков во всех его проявлениях; буддизм хинаяны и махаяны; даосизм; конфуцианство; равно как и вьетнамизированная форма синтеза трех последних; индуизм; ислам; христианство.

В ХХ веке при сохранении у вьетов и других народов традиционных верований и комплекса "трех религий" с преобладанием буддизма, а также развитии различных течений христианства (после 1954 г. во Вьетнаме происходило достаточно активное распространение протестантства) был отмечен отход от религиозной жизни значительной части населения. Характерной особенностью данного периода стало формирование и распространение в южном Вьетнаме "новых" вьетнамских религий - каодаизма, хоахао.

Народы, населяющие горные и труднодоступные районы Вьетнама, за исключением обращенных в христианство, в своей основной массе продолжали сохранять традиционные формы верований. Для вьетнамских кхмеров, как и в прежние века, характерно поддержание традиций буддизма хинаяны; для различных конфессиональных групп тямов - индуизма, ортодоксального ислама и ислама-бани; а для этнической общности хоа - поддержание традиционных верований, являющихся интегрирующим фактором для различных этнических групп и одним из факторов обособления хоа от других народов Вьетнама.

Общая численность верующих в стране официально оценивается цифрой более 20 млн. человек (что составляет около трети населения страны).

Большинство вьетнамцев, независимо от религиозных предпочтений и политических воззрений, считает, что хранить память о предках - это их нравственный и религиозный долг. Могила есть пристанище усопших, но фактически они не мертвы: когда человек становится покойником, его душа продолжает свое существование. Живые и мертвые обитают в одном и том же мире, но существуют в разных формах.

Поэтому предки принимают участие в повседневных делах своих потомков и защищают их, иногда посещая во время сна или предупреждая о грозящей опасности. Ввиду того что души предков играют столь важную роль в судьбах и благополучии последующих поколений, сыновние и дочерние обязанности требуют соблюдать длительный траур по умершим, заботиться о жертвоприношениях и содержать в порядке могилы и кладбища.

Вьетнамские христиане по совокупности многих признаков (отличительные особенности культуры и самосознания, обусловленные религией, тенденции к заключению внутригрупповых браков и компактному расселению) представляют собой особую этноконфессиональную общность. В рамках этой общности выделяются 2 этноконфессиональные группы: вьеты-католики (около 5 млн. человек, согласно официальной статистике) и вьеты-протестанты (около 300 тыс. человек, представляющих 10 различных протестантских течений и организаций).

Каодаизм представляет собой эклектическое соединение традиционных дальневосточных религий и культов, а также христианских традиций с элементами спиритизма и верой в высшее божество, именуемое Као Дай, символом которого является заключенное в треугольник "всевидящее око".

В 1990-х годах в стране еще насчитывалось приблизительно 1 млн. сторонников каодаизма и ок. 0,5 млн. последователей хоахао.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть тямов (чамов) придерживается индуизма, другая часть - ислама.

Степень интенсивности религиозной жизни населения во Вьетнаме может считаться достаточно высокой, особенно у последователей христианства, каодаистов, буддистов-кхмеров и тямов - ортодоксальных мусульман.

При этом религиозная жизнь на Юге Вьетнама отличается гораздо более высокой степенью активности и разнообразием по сравнению с Северным Вьетнамом.

Подавляющая часть населения Вьетнама, как и в предшествующие исторические эпохи, отличается веротерпимостью и готовностью к религиозному компромиссу

Государственной религии во Вьетнаме нет. Однако коммунистическая партия не запрещает вероисповедания и официально существует восемь религий разрешенных на территории страны, при этом ни одна из религиозных общим не должна распространять идеологию и мысли противоречащие курсу партии и правительства.

  • Tam Giao
  • буддизм Махаяны
  • буддизм Тхеравады
  • католицизм
  • протестантизм
  • Хоа Хао
  • Као Дай
  • Ислам

Большинство туристов заблуждаются, что во Вьетнаме все буддисты, согласно официальным данным 81% атеисты. Однако данная статистика собиралась организацией Pew Research Center, которая не нашла ничего более умного, как определить «вьетнамский культ предков», как атеизм. По другим сведениям таковых 45%. Однако, мне не знаком ни один вьетнамец, который бы не исповедовал в той или иной степени «культ предков».

Если коротко то «культ предков» во Вьетнаме, это смесь буддизма Махаяны и древних традиций который передаются из поколения в поколение больше трех тысяч лет. Смысл его заключается в том, что часть ритуалов взято из буддизма и в каждом доме есть свой алтарь, где выставлены фотографии или таблички с именами всех предков. Вьетнамцы верят, что духи семьи оберегают их и являются их хранителями, и если разгневать их или совершить плохой поступок, который повлечет тень позора на всю семью и предков, духи могут разгневаться и отомстить. Также считается, что пока о предках помнят, разговаривают с ними и приносят им дары, сжигая палочки благовоний и всевозможные подарки из бумаги (начиная от домов, заканчивая бумажными деньгами) духи живут в другом мире в достатке. Как только род прерывается и о них забывают, они уходят в небытие.

При этом даже в годы войны с США солдаты Северного Вьетнама несмотря на партийный билет в кармане, не успев вырыть окоп, находили какую ни будь доску, чтобы организовать алтарь предков в своём временном жилище.

В целом в «культе предков» прослеживается так называемая Тройная религия ( Tam Giao ).

Это конфуцианство, даосизм и буддизм взятые из китайской философии. Эти учения так сильно переплелись друг с другом, а также с коренными вьетнамскими убеждений, что создали новую религию которую и исповедует большинство вьетнамцев.

Идея следованию более чем одному верованию сразу может показаться парадоксальным, однако для большинства вьетнамцев, а также камбоджийцев нет внутренних противоречий в приношении даров Будде и предкам в зависимости от случая.

Согласно не официальным данным около 85% вьетнамцев регулярно посещают буддистские пагоды.

Конфуцианство

Конфуцианство является более религиозной и социальной философии, чем религией в общепринятом смысле этого слова. Она не имеет ни церкви, ни духовенства, и никакого аналогов Библии, Корана или Талмуда. Она выступает, как кодекс социального поведения, что человек должен наблюдать за тем, чтобы жить в гармонии с обществом и обрести счастье в своей личной жизни.

Конфуцианство было введено во Вьетнаме еще в первом веке нашей эры, во время китайского господства.

Следует отметить, что вьетнамский народ не следуют многие из конфуцианских принципов. В качестве примера, согласно Конфуция, «когда умирает отец, мать должна подчиняться детям», во Вьетнаме никогда не практиковалось. Овдовевшую мать всегда уважали и слушались все дети.

Даосизм


Другая религия, которая имеет глубокий отпечаток на образ жизни вьетнамцев является даосизм. Лао-Цзы (600-500 г. до н. э.), основатель даосизма, отстаивал философию гармонии между человеком и человеком, а также между человеком и природой. Для того, чтобы достичь этого состояния гармонии, все формы конфронтации следует исключить. Необходимо соблюдать достоинства простоты, терпения и уверенности в довольстве. Разум и знание не может привести человека к правильному пути (Дао), который может быть достигнут только путем внутреннего созерцания и спокойной медитации. В сущности, даосизм является религиозной философией. Тем не менее, последователи Лао-Цзы превратили его в религию с церковью и духовенством, участвующих в общении с божествами, духами мертвых. Даосские священнослужители утверждали, что они могли бы вылечить болезнь, облегчить несчастье, и предсказывать будущее.

Даосизм был введен во Вьетнам во время китайского периода господства. К тому времени Вьетнам извлеченного свою независимость, она стала одним из основных религиозных конфессий вьетнамского народа. В годы правления короля Ly Nhan Ton (1072-1127), для должностных лиц был введен экзамен состоявший из эссе о «трех религиях». В последующих династиях, даосизм стал источником вдохновения для поэтов и писателей. С окончанием династии Тран во Вьетнаме, даосизм стал обращаться к мистицизму и многобожию. Именно этот мистический аспект даосизма, который пришелся по душе простому народу Вьетнама

Буддизм


Есть две точки зрения относительно времени прихода данной религии на территорию Вьетнама. Согласно первой версии буддизм пришел во Вьетнаме из Индии в III - II до н.э. Вторая версия, что его принесли во I - II веке нашей эры из Китая. Точно известно, что к концу второго века, Вьетнам превратился в крупный центр буддизма Махаяны, причем большая часть его влияния в течение следующих 18 столетий исходила от китайских направлений.

Между тем, буддизм тхеравады (более тесно связанный с индийскими традициями) утвердился в южной части страны до 17-го века являющейся территорий кхмерского королевства.

При династии Ли (1010-1214) становится государственной религией. Несколько царей Вьетнама отрекаются от трона и уходят в монахи. Буддийские монахи служили в качестве советников царю в суде. С династии Чан (1225-1440), буддизм утратил статус государственной религии, но тем не менее, остается доминирующей религией во Вьетнаме.

С 1954 до 1975 года, когда Вьетнам был разделен на север и юг, президент Нго Динь Зьем (христианин-католик) ввел определенные правила поощряющие католицизм и ущемляющие права буддийского большинства. Это вызвало массовые протесты, цепь исторических событий тех лет назвали "Буддийский кризис". Кризис завершился знаменитый самосожжения монах Тич (Тхить) Кванг Дюка на улицах Сайгона в 1963 году, после чего президент потерял поддержку со стороны американцев и был убит.

Сегодня Буддизм Махаяны остается доминирующей мировой религией на территории Вьетнама, насчитывается более 14 тысяч храмов и пагод. Больше 40000 вьетнамцев монахи и пытаются достичь нирваны в монастырях.

Душа не погибает в момент смерти, но перевоплощается в другое существование, и это идет дальше и дальше. Целью буддийского является освободиться от круга перерождений и достичь нирваны, которая является состоянием полного искупления и высшего счастья. Теоретически, любой человек может стать Буддой

Хоа Хао


Еще одна необычная ветвь буддизма, которая была основана в 1939 году человеком по имени Хюинь Фу Шо из деревни в дельте реки Меконг южного Вьетнама. Загадочная фигура, которого прозвали «безумный монах». Согласно его учению его посетило озарение. В основе данной религии лежат вьетнамские традиции в почитании предков, родителей, родины, «трёх сокровищ» (Будды, дхармы, сангхи). Основные последователи данной религии живут на Юге страны. Судьба основателя закончилась печально он был убит радикальными коммунистами.

Христианство

Из христианских церквей во Вьетнаме наиболее распространён католицизм, начало его существования положили португальские католические миссионеры в 16-ом веке. Это влияние было поддержано во время французского колониального господства, и последующими иезуитскими миссионерами. Католическая церковь получила дальнейшее развитие в 18-м веке, когда миссионер Пьер Жозе́ф Жорж Пиньо́ стал близким другом и советником императора Зя Лонга.

До 1911 года протестантская вера не пользовалась популярностью во Вьетнам. Ситуацию немного изменил канадский миссионер Robert Alexander Jaffray.

Современный Вьетнам насчитывает около 70 тысяч протестантов и около 5,5 миллионов католиков.

Као Дай

Одна из самых необычных религий на территории Вьетнама. Созданная в 1926 году в Южном Вьетнаме в городе Тэйнинь основателем Нго Ван Тьеу и Ле Ван Чунг именно к ним в процессе спиритизма явился единый Бог, который представился, как «Као Дай» в процессе спиритического сеанса.

Главная идея религии заключается в объединении всех наиболее крупных мировых религий в одну, т.е. христианства, конфуцианства, буддизма, даосизма и мусульманства.

Заповеди соответственно аналогичные: не убивай, не воруй, не лги, постись (вегетарианство рекомендуется), не употребляй алкоголь, почитай старших и предков.


Во главе всего стоит единый Бог, который изображается как глаз в треугольнике с уходящими от него лучами (согласно откровению основателей, это левый глаз всеобщего Бога), как масонский символ на долларе США.

Флаг религии трех цветов красного, синего и желтого. Эти же цвета используются в ритуальных одеждах, что символизирует три религии: красный - католичество, желтый - буддизм, синий - даосизм. Белый цвет одеяний символизирует собственно каодай.

Среди святых данной религии такие люди, как: Иисус Христос, Мухаммед, Моисей, Жанна Д"Арк, Уильям Шекспир, Владимир Ленин, Луи Пастер, Уинстон Черчиль, Лев Толстой, Виктор Гюго.

Список святых, часто пополняется такими именами, как бывший президент РСФСР Михаил Горбачев.

Простым последователям запрещено проводить спиритические сеансы для связи с главным Богом, для этого есть 12 специальных жрецов.

Согласно иерархии религии в нее входят (по мере увеличения значимости): миряне, храмовники, диаконы «лесань», священники - «зятохыу», епископы – «зяосы» в количестве 72 человек, 36 Архиепископов – «фойсы», 3 кардинала – «даусы», 3 кардинала-цензора – «чыонгфап», патриарх - «зяотонг» и «хофап» - хранитель учения (по русски «папа римский».

Количество последователей только во Вьетнаме насчитывается более 5 миллионов человек, во всём мире больше 12. В настоящий момент религия претендует на мировое господство в связи, с чем ведёт активную пропаганду, однако за пределы стран Азии выбрать пока не получается.

В годы французского колониального господства у данной религии благодаря сотрудничеству с властями даже была своя маленькая армия. Однако после изгнания французов, за это пришлось серьезно поплатиться. Часть духовных лидеров было казнено, а репрессии религии продолжались до 1985 года.


Ислам


Последователей данной религии в этой стране совсем мало около 3 тысяч человек. Единственная мечеть Джами уль-Анвар находится в 8 районе города Хо Ши Мин, основными ее посетителями являются выходцы из Малазии и остатки народностей Чамов, которые потеряв свои корни и древние традиции обратились в современную религию.

Жители говорят, что в Хо Ши Мине, есть 16 мечетей не в качестве отдельно стоящих зданий (т.е. вы не увидите минаретов, скорее всего в частных владениях) В 2006 г. на средства ОАЭ и Красного полумесяца мечеть была реконструирована.

Религиозная терпимость

Одной из важных особенностей религиозного отношения вьетнамцев это большая терпимость. На территории этой страны никогда не было религиозного фанатизма или религиозной войны. Преследование католиков было отмечено только однажды при правлении Ты-Дыка. Это было следствием того что миссионеров посылали на территорию королевства в качестве шпионов для иностранных держав.

Какие есть религии во Вьетнаме?

Как-то принято было считать, что Вьетнам – буддийская страна, по аналогии с его южно-азиатскими соседями. Оказывается, совсем нет. И не потому, что это социалистическая республика. А потому, что около 70% вьетнамцев просто атеисты. Официальной – государственной – религии здесь нет, но по статистике 16% населения – буддисты, 8% — христиане (католики и протестанты), есть мусульмане, индуисты, анимисты и адепты небольших религиозных сект. Абсолютно все вьетнамцы практикуют культ предков и ещё совсем маленький процент – это приверженцы национальной религии Као-дай.

Во II веке н.э. во Вьетнам пришёл буддизм. Это было направление Махаяна, одно из самых гуманных религиозных учений в мире. Оно считается «северным», так как распространено в Китае, Японии, Корее и на севере Вьетнама. Чуть позже на юге в дельте Меконга появляются последователи другой ветви буддизма, более ортодоксальной – Тхеравада. Ныне их осталось немного – это вьетнамские кхмеры.

Индуизм появился на территории Вьетнама во времена Чамского государства. Он пришёл в виде шиваизма – его завезли из Индии. И по сей день стоят по всему Вьетнаму Чамские башни – древние индуистские храмы, некоторые из которых до сих пор действуют. Один из таких – Мишон в Центральном Вьетнаме.

Конфуцианство – это чистое влияние Китая. Оно насаждалось во времена китайского владычества, длившегося почти 8 веков. Китайцы, стремясь лишить народ его культурной самобытности и самостоятельности упорно, преодолевая сопротивление местного народа, создавали школы конфуцианства. При этом внедрялась и китайская письменность. Но одолеть буддизм китайцам не удалось, потому что в свою веру они обращали в основном знатный и чиновный люд. А основная масса народа оставалась верна своей буддийской вере. И, тем не менее, конфуцианство в XIV веке стало основной государственной религией и оставалось ею вплоть до XIX века.

Ещё одной религией «обогатил» Китай своих соседей – даосизмом. Его влиянию подверглись многие местные вьетнамские верования. Основная его идея – согласие с мировым порядком, гармония человека и природы. Постепенно даосизм «оброс» ритуалами и суевериями, стараясь проникнуть в тайны мироздания и вселенной.



Христианство – это наследие французского колониального периода. Первые миссионеры появились во Вьетнаме в XVI веке, а с приходом французов стали возводится католические соборы. Иногда, кажется, что проще встретить во Вьетнаме католический храм, чем буддийскую пагоду. Католическое рождество отмечается во Вьетнаме широко и вьетнамцы-католики с удовольствием демонстрируют вам свои нательные крестики.

Протестантство завёз во Вьетнам канадский миссионер в начале XX века. За ним потянулись члены Христианско-миссионерского союза. В результате сегодня во Вьетнаме присутствует Южная Евангельская Церковь Вьетнама и меньшая Северная Евангельская Церковь.



Ислам пришёл во Вьетнам в XVII века, когда стало рушиться Чамское государство и чамы стали принимать ислам под влиянием арабов-торговцев. Многие из них перебирались на юг в дельту Меконга, соединяясь там с кхмерами, которые тоже были в те времена носителями ислама. Но конфессия их очень незначительна, к тому же совершенно обособленна от других представителей этой религии в мире. Таким образом, вобрала в себя все сколько-нибудь значимые религии мира.

Культ предков

Это то, чему поклоняются все вьетнамцы. Он основан на вере в то, что все умершие предки находятся в постоянной связи с живыми потомками. В каждом доме, в каждом офисе, кафе, ресторане, магазине, захудалой лавчонке обязательно есть алтарь предков. Каждый день на нём зажигаются ароматические палочки, он должен быть прибранным и чистым. Кроме того, на алтаре предков всегда должны быть фрукты. Это святое.

Никогда вьетнамец не откроет своё дело без того, чтобы не попросить у предков процветания и много денег. Проводится целый ритуал. Для этого перед открываемым магазином, частным офисом, кафе или мастерской собираются все, кто причастен к будущему делу – хозяева и работники. У порога выставляется специальный металлический тазик, зажигаются палочки, читается молитва и затем в тазике сжигаются ритуальные деньги. Они продаются в магазинах специально для таких случаев. Предки потом вернут их своим потомкам в виде доходов от бизнеса.



Особые почести воздаются умершим в канун праздника Тэт. Их приглашают вернуться к семье, чтобы вместе встретить Новый год. Под открытое небо выставляется стол, уставленный угощением. В последний день лунного года все обязательно навещают могилы, чистят домашний алтарь и приводят в порядок молитвенные комнаты, где обычно помимо алтаря находятся и портреты умерших родственников.

Дважды в лунный месяц – каждый второй и пятнадцатый день выставляются такие же столы с угощением. На них присутствует не только еда, но и рисовая водка, и раскуренные сигареты – по числу умерших родственников. Они должны получать такое же удовольствие, как и живые.

По вьетнамским поверьям души всех умерших сначала попадают в ад. Один раз в год (приходится на август) открываются ворота в ад и в это время нужно передать покойным одежду и деньги. Считается, что они нуждаются в них так же, как и живые. Поэтому каждый август возле домов выставляются уже упомянутые тазики, в которых сжигается старая одежда и ритуальные деньги – деньги для ада.

В ХХ веке при сохранении у вьетов и других народов традиционных верований и комплекса "трех религий" с преобладанием буддизма, а также развитии различных течений христианства (после 1954 г. во Вьетнаме происходило достаточно активное распространение протестантства) был отмечен отход от религиозной жизни значительной части населения. Характерной особенностью данного периода стало формирование и распространение в южном Вьетнаме "новых" вьетнамских религий - каодаизма, хоахао.

Народы, населяющие горные и труднодоступные районы Вьетнама, за исключением обращенных в христианство, в своей основной массе продолжали сохранять традиционные формы верований. Для вьетнамских кхмеров, как и в прежние века, характерно поддержание традиций буддизма хинаяны; для различных конфессиональных групп тямов - индуизма, ортодоксального ислама и ислама-бани; а для этнической общности хоа - поддержание традиционных верований, являющихся интегрирующим фактором для различных этнических групп и одним из факторов обособления хоа от других народов Вьетнама.

Общая численность верующих в стране официально оценивается цифрой более 20 млн. человек (что составляет около трети населения страны).

Большинство вьетнамцев, независимо от религиозных предпочтений и политических воззрений, считает, что хранить память о предках - это их нравственный и религиозный долг. Могила есть пристанище усопших, но фактически они не мертвы: когда человек становится покойником, его душа продолжает свое существование. Живые и мертвые обитают в одном и том же мире, но существуют в разных формах.

Поэтому предки принимают участие в повседневных делах своих потомков и защищают их, иногда посещая во время сна или предупреждая о грозящей опасности. Ввиду того что души предков играют столь важную роль в судьбах и благополучии последующих поколений, сыновние и дочерние обязанности требуют соблюдать длительный траур по умершим, заботиться о жертвоприношениях и содержать в порядке могилы и кладбища.

Вьетнамские христиане по совокупности многих признаков (отличительные особенности культуры и самосознания, обусловленные религией, тенденции к заключению внутригрупповых браков и компактному расселению) представляют собой особую этноконфессиональную общность. В рамках этой общности выделяются 2 этноконфессиональные группы: вьеты-католики (около 5 млн. человек, согласно официальной статистике) и вьеты-протестанты (около 300 тыс. человек, представляющих 10 различных протестантских течений и организаций).

Каодаизм представляет собой эклектическое соединение традиционных дальневосточных религий и культов, а также христианских традиций с элементами спиритизма и верой в высшее божество, именуемое Као Дай, символом которого является заключенное в треугольник "всевидящее око".

В 1990-х годах в стране еще насчитывалось приблизительно 1 млн. сторонников каодаизма и ок. 0,5 млн. последователей хоахао.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть тямов (чамов) придерживается индуизма, другая часть - ислама.

Степень интенсивности религиозной жизни населения во Вьетнаме может считаться достаточно высокой, особенно у последователей христианства, каодаистов, буддистов-кхмеров и тямов - ортодоксальных мусульман.

При этом религиозная жизнь на Юге Вьетнама отличается гораздо более высокой степенью активности и разнообразием по сравнению с Северным Вьетнамом.

Подавляющая часть населения Вьетнама, как и в предшествующие исторические эпохи, отличается веротерпимостью и готовностью к религиозному компромиссу