«Разве что — коллективное помешательство. «Разве что — коллективное помешательство Ту 154 разбился 25 декабря
Падение самолета Ту-154 223-го летного отряда Минобороны России стало одной из самых больших трагедий уходящего года. На борту лайнера находились 92 человека, все они погибли. В каждом подобном случае неизбежно появление различных версий произошедшего. «Лента.ру» попыталась разобраться в происходящем.
NB: Все сказанное ниже о причинах аварии самолета представляет собой изложение версий, не имеющих пока официального подтверждения. До публикации официальных выводов о результатах расследования причин катастрофы ни одна из этих версий не может считаться истиной.
Обстоятельства
Самолет Ту-154Б-2 бортовой номер RA-85572, произведенный в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне завод «Авиакор»), практически все время эксплуатировался Министерством обороны - сначала в составе 8-й авиадивизии особого назначения ВВС СССР, затем - созданного в 1993 году 223-го летного отряда.
По состоянию на день катастрофы самолет около 11 процентов летного ресурса при среднем налете чуть более 200 часов в год, что относительно немного для пассажирских лайнеров, которые в гражданской авиации эксплуатируются с интенсивностью 1000 и более часов в год. Назначенный ресурс борта составлял 37 500 часов, или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.
Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.
Эксплуатант самолета - 223-й летный отряд Минобороны, российское государственное авиационное предприятие - обеспечивает авиационные перевозки в интересах государственных структур и выполняет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки, как правило, личного состава вооруженных сил. Предприятие организовано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адОСНАЗ, 8 адон) ВВС России в Чкаловском в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации от 15 января 1993 года №37-рп «Об обеспечении деятельности 223-го и 224-го летных отрядов Минобороны России» для воздушных перевозок в интересах госструктур.
Самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на Сочи. Из Сочи лайнер вылетел в 05:25 и упал, по имеющимся данным, проведя в воздухе до момента катастрофы две минуты.
Пунктом назначения рейса была российская авиабаза Хмеймим в Сирии. Самолет артистов военного ансамбля имени Александрова, журналистов и сопровождавших их военнослужащих. Кроме того, на борту находилась Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, и начальник управления культуры Минобороны Антон Губанков.
Версии
Основные обсуждаемые публично версии произошедшего сводятся к трем: неисправность техники, ошибка пилотирования, террористический акт. Сопутствующим обстоятельством к первым двум могла бы выступить погода, однако имеющиеся данные по фактическим погодным условиям в Сочи на момент катастрофы говорят о том, что они были вполне приемлемыми:
Видимость 10 километров и более. Облачность в несколько слоев: нижний слой 5-7 октантов (восьмых долей), с нижним краем 1000 метров, над ним еще слой, сплошной с нижним краем 2800 метров, температура +5, точка росы +1, давление примерно 763 миллиметра ртутного столба. Взлетные полосы сухие. Восточный ветер 5 метров в секунду. На море - высота волны до 0,1 метра.
Все три версии не могут быть ни подтверждены, ни исключены до официальных выводов комиссии по расследованию, однако можно попробовать «разложить на столе» имеющуюся информацию хотя бы для того, чтобы ее упорядочить.
Последний раз борт RA-85572 ремонтировалcя в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошел плановое обслуживание. Общий налет самолета за 33 года эксплуатации составил 6689 часов.
Такой возраст и ресурс совершенно нормальны для лайнеров, находящихся в военной эксплуатации. Так, один из основных грузопассажирских самолетов ВВС США C-135 Stratolifter, строившийся с 1956-го по 1965 год, по-прежнему остается в эксплуатации, а общий срок службы этих самолетов может приблизиться к столетию - они останутся в составе ВВС как минимум до 2040-х годов.
Сам по себе Ту-154 относится к надежным машинам, вместе с тем от технических неполадок не застрахованы никакие самолеты, и, разумеется, эта версия будет одной из основных.
Экипаж разбившегося лайнера характеризуется как опытный. Самолетом Ту-154, разбившимся в Черном море, управлял летчик первого класса Роман Волков.
«Самолет Ту-154 военно-транспортной авиации Минобороны России управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем. Роман Волков - летчик первого класса. Общий налет более трех тысяч часов», - в военном ведомстве корреспонденту ТАСС.
Подполковник Александр Петухов - штурман разбившегося Ту-154Б-2 - в апреле 2011 года участвовал в спасении « ». Тогда самолет такой же модели совершал посадку в аэропорту Чкаловский с неисправной системой управления. Борт Ту-154Б-2 RA-88563 планировали перегнать на ремонт в Самару. После взлета самолета в работе его системы управления обнаружились неполадки. Самолет стал раскачиваться в воздухе и подпрыгивать, что было заметно с земли. Журналисты позднее назвали лайнер танцующим.
Тем не менее самолет удалось вернуть на полосу в Чкаловском благодаря умелым действиям экипажа. Петухов был штурманом «танцующего лайнера», наряду с коллегами его наградили орденом Мужества.
Вместе с тем взлет с приморских аэродромов всегда был не самой простой процедурой, а Ту-154, особенно в версии «Б», многими пилотами описывается как достаточно строгий в управлении самолет, предъявляющий высокие требования к пилоту, что также не позволяет с ходу отмести версию возможной трагической ошибки. По мнению пилотов гражданской авиации, стаж в три с небольшим тысячи часов для командира машины подобного класса является недостаточным.
Наконец, учитывая политическую обстановку, нельзя исключать версию теракта, в том числе и в силу специфических особенностей организации военных рейсов. К сожалению, строгость проверки и охраны на военных пассажирских рейсах куда меньше, чем в коммерческих авиакомпаниях. Как отмечают многие военнослужащие и гражданские лица, имеющие опыт полетов самолетами Минобороны с Чкаловского и других военных аэродромов, предполетный досмотр на таких рейсах нередко сводится к пустой формальности в виде сверки списков пассажиров с документами, особенно когда летит «свой» коллектив. При перелете за рубеж - в ту же Сирию - он несколько строже (включаются пограничные формальности), но и в этом случае не идет в сравнение с традиционными мерами в большинстве гражданских аэропортов развитых стран.
В этих условиях можно допустить наличие на борту взрывного устройства, которое могло быть помещено в багаж лайнера при погрузке или пронесено на борт при промежуточной посадке в Сочи. Во всяком случае, вероятность подобного развития событий не исключают спецслужбы, начавшие проверку тех, кто мог иметь доступ к самолету в аэропорту вылета и в Сочи.
Разновидностью версии теракта является выдвинутое в некоторых СМИ предположение об атаке на самолет с помощью переносного зенитного ракетного комплекса, которая могла быть выполнена террористами либо с катера, либо из жилой застройки на побережье, но данный вариант вряд ли возможен, учитывая, что погибший лайнер должен был садиться в Моздоке, и если бы его намеревались атаковать при посадке/взлете с аэродрома дозаправки - его ждали бы именно там.
Так или иначе расследование только началось. Падение самолета в море может серьезно его затруднить - крутой перепад глубин в районе Сочи, где материковый склон под углом 45 градусов резко уходит вниз, на 500, 1000 и более метров, и толстый слой ила сильно осложнят поиск обломков лайнера. Погибший в этом же районе в 1972 году самолет Ил-18В упал чуть дальше от берега - на расстоянии около 10 километров, однако его обломки ушли на глубину от 500 до 1000 метров, и ни крупных частей фюзеляжа и крыльев, ни бортовых самописцев обнаружить не удалось.
С учетом этих условий имеет значение каждый час: с каждым часом ушедшие под воду обломки будут погружаться все глубже. Это, очевидно, понимают все ответственные лица - в Сочи перебрасывают водолазную элиту МЧС и ВМФ России - водолазов-глубоководников со всех четырех флотов, со спецснаряжением и подводными аппаратами.
Самолёт Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел крушение в акватории Черного моря. Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что с радаров пропала отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера. Минобороны уточнило, что фрагменты корпуса Ту-154 обнаружены в 1,5 километра от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров.
Всего на борту находилось 92 человека, в том числе 64 артиста ансамбля имени Александрова, почти весь хор и часть музыкантов оркестра — баянисты и балалаечники.
ОБНОВЛЕНИЕ 19:50
Глава Минтранса России Максим Соколов, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию катастрофы Ту-154 Минобороны, заявил, что борту самолета, очевидно, нештатно сработала техника. Об этом в четверг, 29 декабря, сообщает РИА Новости.
Самолет при ударе о водную поверхность и, в последующем, о дно Черного моря практически полностью разрушился, что, конечно же, осложнило проведение поисковой операции, — добавил он. Соколов также призвал воздержаться от распространения любых версий по катастрофе Ту-154 до окончательного объявления результатов работы комиссии.
ОБНОВЛЕНИЕ 15:20
Эксперты межведомственной комиссии по расследованию причин падения Ту-154 Минобороны в Чёрное море изучают фрагменты самолёта, которые спасатели подняли на поверхность. По данным Лайфа, специалистов озадачили повреждения лопаток турбины двигателя. С одной стороны, эта деталь однозначно отвергает версию попадания в турбину птицы, с другой стороны, указывает на то, что, возможно, перед полётом двигатель был неисправен. Теперь повреждённые лопатки турбины будут детально изучены экспертами, после чего они и дадут однозначный ответ, были ли они деформированы при ударе о воду или появились ещё перед крушением. Кроме того, после предварительного изучения обнаруженного в море правого крыла Ту-154 специалисты установили, что закрылок на одном крыле был выпущен, однако пока непонятно, какую команду он тогда исполнял — на взлёт или снижение.
В одном из специальном ангаров Сочи уже началась раскладка деталей Ту-154, которые ежедневно поднимают со дна Чёрного моря водолазы МЧС и Минобороны. Первый двигатель вместе со стойкой шасси нашли ещё утром 27 декабря, а к вечеру подняли и второй. Второй, как оказалось, почти не имел деформации, сообщили спасатели.
По идее, теперь из этих "пазлов" должна сложиться максимально близкая к первоначальному виду модель самолёта. В руках экспертов межведомственной комиссии уже есть крупные фрагменты: хвостовая часть Ту-154 с двигателями, центральная часть фюзеляжа, правое крыло. Эти детали сейчас тщательно изучаются, чтобы понять траекторию и угол вхождения самолёта в воду, а также обстоятельства, которые могли привести к его крушению.
ОБНОВЛЕНИЕ 13:20
Чкаловская авиабаза, в авиапарк которой входил разбившийся в Сочи Ту-154, в следующем году будет реорганизована, на ее базе будет заново создана Авиационная дивизия особого назначения (АДОН). Об этом пишет газета "Известия".
Как отмечает газета, воссозданная дивизия будет базироваться на подмосковном военном аэродроме Чкаловский, ее формирование начнется в начале следующего года. Эту информацию "Известиям" официально подтвердили в Минобороны России.
До расформирования в 2010 году самолеты и вертолеты дивизии особого назначения перевозили, а в случае необходимости и эвакуировали советских и российских военнослужащих и гражданских специалистов из горячих точек по всей планете, отмечает издание.
ОБНОВЛЕНИЕ 12:00
Предварительно установлена причина крушения самолета Ту-154 Минобороны, упавшего утром 25 декабря в Черное море близ Сочи это сваливание при недостаточной для набора высоты скорости из-за рассогласования закрылков. Об этом вечером 27 декабря сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в оперативном штабе на месте ЧС.
По предварительным данным, на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты, и самолет свалился, сказал источник агентства.
По его словам, причина, по которой закрылки могли сработать нештатно, не установлена. Официального подтверждения этой информации нет.
Гипотеза с закрылками появилась сразу после крушения. Так, «Коммерсантъ» написал, что к их рассогласованию могла привести критическая неисправность.
За равномерным выпуском закрылков на Ту-154 следит специальная автоматическая система СПЗ-1А, которая в случае рассогласования выключает их гидропривод, предлагая пилоту перейти на ручное управление закрылками. Однако в случае, например, обрыва привода закрылков СПЗ-1А бессильна, отметила газета.
Накануне ФСБ России назвала основными рабочими версиями крушения Ту-154 «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибку пилотирования и техническую неисправность самолета».
ОБНОВЛЕНИЕ 09:30
Эксперты расшифровали речевой бортовой самописец разбившегося Ту-154 Минобороны РФ. Пленка, фиксировавшая переговоры экипажа и разговоры внутри кабины, оказалась не повреждена.
Разговор прерывается на том, что один из пилотов восклицает: "Закрылки, с*ка!" А затем звучит крик: "Командир, падаем!", — рассказал источник близкий к следствию.
По его данным, второй самописец, параметрический, пока не доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил и когда начнётся его расшифровка не известно.
ОБНОВЛЕНИЕ 14:40
Водолазы обнаружили один из бортовых самописцев на месте крушения самолёта Ту-154 Минобороны в Черном море. Об этом ТАСС сообщили в силовых структурах.
В ходе поисковых работ под кабиной самолета обнаружен один черный ящик. В ближайшее время он будет извлечен из воды, сказал источник.
Также собеседник сообщил, что тела трех погибших и большое количество останков обнаружены в районе крушения.
ОБНОВЛЕНИЕ 21:20
В краевой столице прошла траурная акция прощания с жертвами, погибших в результате крушения самолета Минобороны в Черном море. В ней приняли участие депутаты Закдумы и Гордумы, военные и неравнодушные горожане.
Мероприятие проходило возле памятника штурмовику Су-7Б в районе остановки "Портовая". Возложение прошло в темное время суток специально, чтобы люди после окончания рабочего дня смогли отдать дань уважения и памяти погибшим. Именно это дало возможность почти сотне людей прийти на акцию.
Это страшная трагедия. Абсолютно в любой ситуации важна каждая жизнь и сейчас объединилась вся Россия. Население большой страны скорбит и выражает соболезнования родственникам экипажа. Приятно, что так много людей смогли найти время и приехать сегодня для прощания с погибшими. Если кто-то не успел присоединиться к нам, то он может приехать почтить людей позже. Главное же желание, рассказал Руслан Верхотуров, соорганизатор.
По очереди брали слово представители городской и краевой власти. Они рассказывали о личных воспоминаниях знакомств с Елизаветой Глинка возглавлявшей благотворительный фонд и Валерием Халиловым создателем фестиваля военных оркестров «Амурские волны». После чего последовала минута молчания и началось возложение цветов.
Очень печально, что в мирное время гибнут люди. Сейчас пройдут разбирательства, будет проведена работа по недопущению подобного в будущем. Такого не должно быть и я надеюсь, что подобного больше не повторится, рассказала Алиса Селезнева, студентка.
ОБНОВЛЕНИЕ 19:20
Теракт не является основной версией крушения Ту-154. Специалисты также не видят необходимости в ведении дополнительных мер безопасности в аэропортах РФ.
— Насколько нам известно, основные версии не включают в себя версию террористического акта. Мы исходим из того, что причинами катастрофы могли быть либо техническое состояние, либо ошибки пилотирования. Но подчеркну, что это устанавливает следствие, а также специальная техническая комиссии Министерства обороны, — сказал министр транспорта России.
ОБНОВЛЕНИЕ 16:15
Специалисты проанализировали данные объективного контроля с радиолокационных средств, чтобы точнее определить траекторию полета потерпевшего крушение Ту-154. Они выяснили, что самолет упал в шести километрах от берега, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России.
Сейчас поисковые работы ведут 39 кораблей и катеров, 135 водолазов и семь глубоководных аппаратов. Военнослужащие также обследуют берег в поисках тел погибших, обломков самолета и личных вещей пассажиров. Всего в операции участвуют около 3,5 тысяч человек.
ОБНОВЛЕНИЕ 16:06
Хабаровские коллеги артиста почтили память погибшего Валерия Халилова.
Хабаровчане несут цветы на площадь Славы. На площадь Славы коллеги Валерия Халилова вынесли подставку для нот , на котором располагалась фотография дирижера с траурной лентой. К пюпитру музыканты и неравнодушные хабаровчане возлагали цветы и ставили свечи.
ОБНОВЛЕНИЕ 15:30
Среди летевших был 46-летний подполковник Восточного военного округа Александр Ваганов. Он был на борту ТУ-154, вылетевшего из Сочи ранним воскресным утром.
ОБНОВЛЕНИЕ 15:20
Первый самолет с 10 телами погибших при крушении Ту-154 вылетел в Москву, сообщили "Интерфаксу" в Департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны России.
Самолет Ил-76 военно-транспортной авиации с обнаруженными на месте авиакатастрофы 10 телами и 86 фрагментами вылетел в Москву, где будет проводиться их опознание и генетическая экспертиза специалистами Бюро судебной медицинской экспертизы и 111 Центра судебно-криминалистической экспертизы Минобороны России, сказал сотрудник департамента.
ОБНОВЛЕНИЯ 13:40
Глава Чечни Рамзан Кадыров принял решение увековечить память погибшей в авиакатастрофе Ту-154 над Черным морем главы фонда "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки и присвоить ее имя Республиканской детской клинической больнице в Грозном.
ОБНОВЛЕНИЕ 12:30
Кто будет курировать "Амурские волны" после смерти Валерия Халилова пока неизвестно.
До фестиваля еще очень далеко. Мы в шоке от трагедии и, разумеется, еще ничего не успели обсудить. Кто будет курировать фестиваль после смерти Валерия Михайловича, пока сказать сложно. Будем решать этот вопрос. Невероятная утрата для культурной жизни всей страны, сообщили корреспонденту DVhab в дирекции фестиваля «Амурские волны».
ОБНОВЛЕНИЕ 12:10
Матч "Амур" "Адмирал" начнется во Владивостоке с минуты молчания в память погибших в авиакатастрофе.
ОБНОВЛЕНИЕ 10:40
Лимиты компенсаций по крушению Ту-154 для военных составят порядка 7,8 млн руб, для гражданских лиц — 3 млн руб, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Он разъяснил, что всем находившимся на борту самолёта положены выплаты по 2 млн рублей в рамках Воздушного кодекса.
В добавление к этой выплате сумма компенсаций складывается для военных следующим образом:
По обязательному страхованию военнослужащих (страхование производится в соответствии с законом № 52-ФЗ) положена выплата на случай смерти в размере 2,337 млн рублей. Кроме того, страховщик уполномочен производить выплаты единовременных пособий на случай смерти военнослужащего или признания его негодным к военной службе. Размер пособия по смерти военнослужащего составляет 3,506 млн рублей. Впоследствии они компенсируются страховщику из бюджета.
ОБНОВЛЕНИЕ 10:20
Главный военный дирижер страны, генерал-лейтенант Валерий Халилов был среди пассажиров разбившегося самолета Ту-154 Минобороны РФ, потерпевшего крушение 25 декабря в Черном море. Валерий Халилов был инициатором проведения в Хабаровском крае Международного фестиваля военных оркестров «Амурские волны», который создавался при его непосредственной поддержке и участии. С 2012 года Валерий Халилов ежегодно приезжал в Хабаровск для участия в фестивале.
С 2002 по 2016 год Валерий Халилов был начальником военно-оркестровой службы Российской Федерации, главным военным дирижером. В этой должности он неоднократно выступал в качестве дирижера сводного военного оркестра, принимавшего участие в парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади.
В апреле 2016 года Халилов был назначен на должность начальника ансамбля — художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.
Президент России Владимир Путин объявил 26 декабря общенациональным днем траура по гражданам РФ, погибшим в воскресенье в авиакатастрофе Ту-154 Министерства обороны РФ, летевшего в Сирию на авиабазу Воздушно-космических сил России Хмеймим.
ОБНОВЛЕНИЕ 19:20
Поисково-спасательные работы на месте крушения воздушного корабля в акватории Черного моря в районе Сочи продолжаются. Российские правоохранительные органы в рамках возбужденного уголовного дела выясняют причины и обстоятельства падения лайнера, повлекшего гибель 92 человек.
Авиакатастрофа, в которой погиб коллектив ансамбля им. Александрова — трагедия огромного масштаба, потому что Россия потеряла самых лучших, заявил во время специального выпуска программы Baltkom-online на латвийской радиостанции Baltkom российский певец Лев Лещенко.
ОБНОВЛЕНИЕ 17:50
Самолет Ту-154 Министерства обороны РФ пропал с экранов радаров через несколько минут после вылета из Сочи. По предварительной информации, на борту лайнера находились 82 пассажира и десять членов экипажа. Об этом сообщил на источник в экстренных службах.
— Самолёт Ту-154 вылетел из Сочи, однако спустя несколько минут исчез с экранов радаров, — рассказал собеседника.
ОБНОВЛЕНИЕ 16:20
В МЧС подтвердили обнаружение места падения самолета Ту-154 в Черном море, сообщает ТАСС. Людей пока обнаружить не удалось.
ОБНОВЛЕНИЕ 16:05
Источник «Интерфакса» в экстренных службах Краснодарского края сообщает об обнаружении места предполагаемого падения Ту-154.
При обследовании акватории в 6-8 километрах от берега обнаружено масляное пятно, которое, как предполагается, могло явиться следствием падения в этом месте самолета. Туда направлены спасательные суда, говорит собеседник агентства. Официального подтверждения падения все еще не было.
07.45 Водолазы обнаружили на месте крушения один из черных ящиков самолета. По словам источника в силовых структурах, он был найден под кабиной самолета. В ближайшее время бортовой самописец будет извлечен из воды.
22.57 Источник в оперативном штабе на месте ЧС сообщил, что из воды подняты останки порядка 80 человек из 92 находившихся на борту человек.
22.38 Папа Римский Франциск выразил соболезнования родным погибших в авиакатастрофе и вспомнил, как хор имени Александрова приезжал в Ватикан на 26-й год понтификата Святого Иоанна Павла II. "Пусть Господь утешит дорогих россиян и семьи пассажиров, находившихся на борту", - сказал Папа, призвав молиться за души погибших.
22.25 Официальный представитель военного ведомства Игорь Конашенков сообщил, что без разрешения родственников погибших разглашать имена опознанных тел Минобороны не будет.
Russia in Canada (@RussianEmbassyC) 26 декабря 2016 г.
21.51 Правительство столицы выплатит по 1 млн рублей семьям москвичей, погибших в авиакатастрофе Ту-154
21.46 В район поисковой операции прибыл самоходный кран "Черноморец-11" грузоподъемностью до 100 тонн.
21.30 Мы детально проанализировали - все "за" и "против" каждой.
21.06 Минобороны сообщило об обнаружении хвостовой части Ту-154 с фрагментом одного из двигателей, а также о поднятии из воды части фюзеляжаразмером 3,5 на 4,5 м
20.41 Опознаны телакомандира самолета Романа Волкова и помощницы главы департамента культуры Минобороны Оксаны Бадрутдиновой.
20.33 Три фрагмента фюзеляжа найдены на месте крушения самолета, сообщает РИА Новости.
20.22 Снова вспоминаем Елизавету Глинку. Очерк Евы Меркачевой: .
20.19 Наш спецкор передает из Сочи. Старик, живущий на берегу моря, рассказал странные вещи:
20.17 Наш корреспондент побывала на опознании тел погибших. .
20.01 Как сообщил источник «Интерфакса», на месте крушения ту-154 обнаружено тело в форменном обмундировании, предположительно, члена экипажа.
19.36 Виолончелист и дирижер Сергей Ролдугин назвал коллектив ансамбля имени Александрова, почти полностью погибший в авиакатастрофе, настоящим "бойцом регулярной армии", который старался примирить враждующие стороны.
18.59 Названа еще одна возможная причина падения Ту-154: очевидцы сообщили, что лайнер не смог набрать высоту. Возможно, был перегруз самолета, сообщает источник "Интерфакса" .
18.36 Опознано тело 32-летней помощницы главы департамента культуры Минобороны Антона Губанкова Оксаны Бадрутдиновой, пишет Лайф .
18.01 Фильм «Мой друг доктор Лиза», посвященный памяти жертв крушения самолета Ту-154 в Черном море, покажут в московском «Пионере» 28 декабря.
17.36 В течение дня найдены двое погибших и фрагменты тел, сообщил источник Лайфа в силовых структурах.
17.33 Опознано первое тело погибшего в авиакатастрофе, пишет ТАСС. Личность жертвы пока не разглашается.
17.30 Жители Пекина возлагают цветы возле посольства России
Первые результаты экспертизы:
17.27 ФСБ сообщило о наличии записи видеорегистратора момента падения самолета
17.02 Сербский режиссер Эмир Кустурица назвал невосполнимой утратой гибель ансамбля имени Александрова почти в полном составе.
16.38 На родине создателя и первого руководителя военного ансамбля песни и пляски Александра Александрова в Рязани проходят траурные церемонии памяти погибших в авиакатастрофе Ту-154
16.09 Водолазы Черноморского флота, работающие на месте крушения Ту-154, используют телеуправляемые глубоководные аппараты Tiger и жесткие скафандры Hard Suit.
15.52 Минобороны опровергло информацию о том, что на пассажирах Ту-154 были надеты спасательные жилеты, о чем ранее сообщили СМИ со ссылкой на свои источники.
15.35 Получен снимок из космоса места крушения Ту-154
15.26 Водолазы достали из воды два элемента механизма управления лайнером. Сверка серийных номеров доказала их принадлежность Ту-154
15.10 Сотрудники МЧС подняли на поверхность часть обнаруженных фрагментов Ту-154, водолазы осуществляют повторный спуск на до Черного моря.
14.57 Источник РИА Новости, знакомый с ходом операции поисково-спасательных служб сообщил, что люди в самолете готовились к эвакуации - на некоторых обнаруженных телах жертв надеты спасательные жилеты.
14.32 Водолазы обнаружили фюзеляж самолета Ту-154. Обломки находятся на глубине 27 метров в одной миле от берега.
14.06 Член Общественной палаты (ОП) РФ Диана Гурцкая предложила назвать именем Елизаветы Глинки госпремию в области правозащитной деятельности, которая была присуждена доктору Лизе в начале декабря.
13.50 ФСБ сообщило, чтопризнаков совершения теракта или диверсии в самолете Ту-154 нет. Никакого военного груза и груза двойного назначения на борту не было.
Основные версии крушения: попадание в двигатель предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования, а также техническая неисправность.
13.40 Спасатели МЧС нашли обломки самолета в 1 миле от берега на глубине 25 метров, они разбросаны на полосе в 400 метров. также найдены 12 тел и 140 фрагментов тел погибших, пишет ТАСС.
13.23 Песков назвал"уродливыми проявлениями сумасшествия" высказывания журналистки Божены Рынска о гибели журналистов НТВ в авиакатастрофе.
13.08 Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков рассказал, что ни одна из версий крушения самолета в Сочи не является приоритетной. А версия о теракте, которую высказал ряд экспертов, добавил пресс-секретарь презиента, находится далеко не в первых рядах.
12.44 Официальный представитель российского Минобороны Игорь Конашенков на брифинге сообщил, что оборонное ведомство увеличивает группировку беспилотников в районе катастрофы Ту-154.
12.41 Глава Минкульта Владимир Мединский пообещал обязательно восстановить ансамбль им. Александрова, коллектив которого практически в полном составе погиб при крушении Ту-154. По его словам, ведомство окажет любое содействия. Этот ансамбль - "визитная карточка нашей страны", добавил Мединский, отметив, что дело, которое основал Александров, "будет жить".
12.36 Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев рассказал, что что сразу после крушения Ту-154 местные жители на лодках вышли в море, чтобы пытаться спасать пострадавших. "Это свойственно русскому человеку, попытаться спасти соотечественников", - цитирует губернатора ТАСС.
12.18 В Черном море найден запасной трап рухнувшего самолёта Ту-154, пишет Лайф . Также поисковики нашли пять иллюминаторов, фрагмент обшивки, кислородные баллоны, детали сидений и колесо от шасси.
12.10 Глава Минтруда и соцзащиты Максим Топилин сообщил РИА Новости, что страховые выплаты родственникам погибших в авиакатастрофе начнутся в ближайшее время.
Напомним, "Согаз" ранее сообщал, что выплатит родным погибших военных до 7,8 млн рублей, родным погибших гражданских лиц - 3 млн рублей.
12.06 Серей Шойгу присвоил московскому военно-музыкальному училищу имя погибшего в авиакатастрофе худрука ансамбля им. Александрова Валерия Халилова.
12.04 Спасатели расширили зону проведения поисковой операции, сообщается на сайте МЧС.
11.44 К настоящему времени в Сочи прибыли двенадцать родственников пассажиров потерпевшего крушение самолета Ту-154. В горадминистрации напомнили,что для них забронированы номера в санатории "Аврора"
11.29 Семь судов Черноморского флота присоединились к поисково-спасательной операции в районе крушения Ту-154. Как сообщает "КрымИнформ" , в их числе противодиверсионный катер «Суворовец» с гидролокатором бокового обзора, фрегат «Адмирал Григорович», который несет на себе поисково-спасательный вертолет Ка-27, а также доставил на место еще семерых водолазов. К поиску присоединился малый противолодочный корабль «Касимов», гидрографическое судно с гидролокаторами, тральщик «Минеральные воды», а также катера с прожекторными установками большой мощности.
11.18 Замминистра республики по чрезвычайным ситуациям Тигран Делибалтян рассказал, что в поисковых работах участвуют два катера МЧС Абхазии, 20 человек ведут поиски обломков самолета и тел погибших на море в Гагре. Еще 50 человек работают на берегу.
В госкомиссии рассказали о ходе расследования:
10.48 Генсек ОДКБ Николай Бордюжа выразил соболезнования родным и близким погибших при крушении Ту-154
10.31 Соколов подтвердил, что идентификация тел будет проходить в столицена базе центра судмедэкспертизы Минздрава, понадобится ДНК-экспертиза
10.10 Попов рассказал, что определена траектория полета Ту-154, в связи с этим поиски ведутся в 6 км от берега
09.53. Замминистра обороны Павел Попов сообщил, что сейчас в Москве уже должен был приземлиться первый самолет с телами погибших.
09.36. Глава Чечни Рамзан Кадыров также пообещал назвать именем Глинки больницу в Грозном: "Мною принято решение присвоить имя Елизаветы Петровны Республиканской детской клинической больнице в городе Грозном. Медалью "За заслуги перед Чеченской Республикой" (посмертно) награждён Валерий Михайлович".
Происходят практически ежегодно с момента начала полетов данного типа самолетов. С 1973 по 2011 год было всего несколько годов, в течение которых не произошло бы ни одного происшествия, связанного с Ту-154.
Всего в авариях и катастрофах потеряно было 72 самолета Ту-154. Крупнейшая катастрофа Ту-154 (и всей советской авиации) произошла 10 июля 1985 года под Учкудуком. Перегруженный самолет свалился в штопор по вине экипажа. На борту находилось 200 человек, все они погибли.
Вообще, не смотря на то, что, по мнению некоторых пилотов, Ту-154 излишне сложен для массового пассажирского лайнера и требует высокой квалификации как летного, так и наземного персонала, этот авиалайнер зарекомендовал себя как вполне надежный и безопасный самолет. Тем более, что авиакатастрофы Ту-154 далеко не всегда случаются по вине техники.
Конечно, проблемы у лайнера случаются, но чаще они происходят на самолетах, которые эксплуатируются сверх нормы и не получают соответствующего обслуживания. Кроме того, нередко к катастрофам приводят ошибки экипажа, диспетчеров, либо другие обстоятельства. Например, в 2011 году ошибочно был сбит ракетой украинских ПВО при учениях гражданский рейс, пролетавший над Черным морем…
Из последних катастроф стоит отметить польский Ту-154 , разбившийся под Смоленском в 2010 году. В том самолете находится президень Польши со своей женой, а также множество высокопоставленных чиновников. Все они погибли.
Но случаются и более благоприятные исходы. В 2010 же году самолет с отказавшими двигателями смог благополоучно приземлиться на заброшенном аэродроме в Ижме. Этот легендартный компании Алроса сохранил жизни 81 человеку.
В таблице ниже представлен краткий перечень всех авиакатастроф Ту-154, составленные сайтом Википедия .
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы/На борту | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
19.02.1973 | 85023 | Прага | 66/100 | Потерпел катастрофу, не долетев 470 метров до ВПП. |
03.1973 | н.д. | Киев | 0/н.д. | Разбился. |
07.05.1973 | 85030 | Внуково | 0/6 | Потерпел аварию при выполнении учебного полета. |
10.07.1974 | SU-AXB | Каир | 6/6 | Потерпел катастрофу при выполнении учебного полета. |
30.09.1975 | HA-LCI | Бейрут | 60/60 | Рейс Будапешт-Бейрут, потерпел катастрофу в море при заходе на посадку. |
01.06.1976 | 85102 | Малабо | 46/46 | Врезался в гору при заходе на посадку. |
1976 | 85020 | Киев | 0/н.д. | Грубая посадка. Сейчас в Украинском государственном музее авиации. |
02.12.1977 | LZ-BTN | Бенгази | 59/165 | Не смог сесть в тумане, исчерпал топливо в поисках запасного аэродрома и совершил грубую посадку. |
23.03.1978 | LZ-BTB | у Дамаска | 4/4 | Потерпел катастрофу при заходе на посадку. |
19.05.1978 | 85169 | Максатиха | 4/134 | Из-за ошибки бортинженера прекращена подача топлива, совершил аварийную посадку в поле. |
18.02.1978 | 85087 | Толмачево | 0/н.д. | Пожар на борту. Уцелевший хвост лайнера снимался в фильме «Экипаж» . |
01.03.1980 | 85103 | Оренбург | 0/161 | Грубая посадка с деформацией фюзеляжа. |
07.07.1980 | 85355 | Алма-Ата | 164/164 | Потерпел катастрофу на взлете. Сдвиг ветра. |
07.08.1980 | YP-TPH | Мавритания | 1/168 | Ошибочная посадка на воду за 300 м до ВПП. |
08.10.1980 | 85321 | Чита | 0/н.д. | Грубая посадка. |
13.06.1981 | 85029 | Братск | 0/н.д. | При посадке выкатился с влажной ВПП, оторвался хвост по 28-му ряду. |
20.09.1981 | 85448 | Ташкент | н.д. | Сгорел при заправке. |
16.11.1981 | 85480 | Норильск | 99/167 | Грубая посадка за 470 метров до ВПП из-за отказа руля высоты. |
21.10.1981 | HA-LCF | Прага | 0/81 | Грубая посадка из-за ошибки экипажа. |
11.10.1984 | 85243 | Омск | 4+174/179 | При посадке столкнулся с аэродромными машинами. Ошибка диспетчера. |
23.12.1984 | 85338 | Красноярск | 110/110 | Пожар третьего двигателя и отказ гидросистем. |
10.07.1985 | 85311 | Учкудук | 200/200 | Перегруженный самолет свалился в плоский штопор на закритических углах атаки по вине экипажа. |
1986 | 7O-ACN | Аден | н.д. | Подробности неизвестны. В это время в стране шла гражданская война. |
21.05.1986 | 85327 | Домодедово | 0/175 | Получил остаточную деформацию конструкции в полете вследствие ошибочных действий экипажа. Самолет превращен в учебное пособие. |
18.01.1988 | 85254 | Красноводск | 11/143 | Грубая посадка, в результате фюзеляж развалился пополам. |
08.03.1988 | 85413 | Вещево | 9/н. д. | Взорван на земле террористами Овечкиными. |
24.09.1988 | 85479 | Алеппо | 0/168 | Сдвиг ветра, грубая посадка, самолет разломился на две части. |
24.09.1988 | 85617 | Норильск | 0/н.д. | Грубая посадка. Самолет превращен в учебное пособие. |
13.01.1989 | 85067 | Монровия | 0/н.д. | Взлет прерван из-за перегруза, выкат с ВПП. |
09.02.1989 | YR-TPJ | Бухарест | 5/5 | Тренировочный полет. Разбился при взлете из-за отказа двигателя. |
20.10.1990 | 85186 | Кутаиси | 0/171 | Из-за перегруза при предельной передней центровке подломилась носовая стойка шасси. |
17.11.1990 | 85664 | Чехия | 0/6 | Перевозил сигареты из Швейцарии, в полете груз загорелся. Пилоты посадили самолет в поле, где он полностью сгорел. |
23.05.1991 | 85097 | Пулково | 2+13/178 | Грубая посадка, подломилась стойка шасси и самолет развалился. |
14.09.1991 | CU-T1227 | Мехико | 0/112 | |
05.06.1992 | LZ-BTD | Варна | 0/130 | При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП. |
18.06.1992 | 85282 | Братск | 1+0/0 | Сгорел при заправке. Погиб бригадир заправщиков, уведший горящий бензовоз от аэровокзала. |
18.06.1992 | 85234 | Братск | 0/0 | Сгорел при заправке вместе с бортом 85282. |
20.07.1992 | 85222 | Тбилиси | 4+24/24 | Потерпел катастрофу при взлете из-за перегруза. |
01.08.1992 | YA-TAP | Кабул | 0/0 | Уничтожен на стоянке минометным огнем. До этого был подбит при заходе на посадку, но тогда повреждения были не очень значительными |
05.09.1992 | 85269 | Киев | 0/147 | Возврат в аэропорт, не вышла левая стойка шасси, грубая посадка. |
13.10.1992 | 85528 | Владивосток | 0/67 | |
05.12.1992 | 85105 | Ереван | 0/154 | При посадке выкатился за пределы ВПП. |
19.01.1993 | 85533 | Дели | 0/165 | Грубая посадка из-за ошибки пилота, промахнувшегося мимо ВПП. |
08.02.1993 | EP-ITD | у Тегерана | 2+131/131 | Столкнулся в воздухе с Су-22 ВВС Ирана. |
22.09.1993 | 85163 | Сухуми | 108/132 | Поврежден ракетой, выпущенной абхазскими силами при заходе на посадку в аэропорт г. Сухуми. Экипаж попытался произвести посадку, но в результате грубого столкновения с ВПП на борту начался пожар. |
23.09.1993 | 85359 | Сухуми | 0/0 | Попал под обстрел абхазских войск. |
25.12.1993 | 85296 | Грозный | 0/172 | Грубая посадка – подломилась носовая стойка шасси. Уничтожен на ремонтной стоянке в ходе авиаудара 1 декабря 1994 года. |
03.01.1994 | 85656 | Иркутск | 1+125/125 | Пожар двигателя при взлете, вызвавший отказ гидросистем. |
06.06.1994 | B-2610 | Сиань | 160/160 | Развалился в воздухе из-за перегрузок при неверно настроенном автопилоте. |
21.01.1995 | 85455 | Карачи | 0/117 | Не смог взлететь из-за перегруза, выкатился за пределы ВПП. |
07.12.1995 | 85164 | Хабаровск | 98/98 | Несимметричная перекачка топлива из баков; КВС по ошибке увеличил образовавшийся правый крен и полет стал неуправляемым . |
29.08.1996 | 85621 | Лонгйир | 141/141 | Врезался в гору при заходе на посадку. Ошибка экипажа. |
13.09.1997 | 11+02 | Намибия | 24/24 | Военный. Столкнулся в воздухе с C-141 ВВС США. |
15.12.1997 | 85281 | Шарджа | 85/86 | Посадка до ВПП. Ошибка экипажа. |
29.08.1998 | CU-T1264 | Кито | 10+70/91 | Прерванный взлет, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся. |
24.02.1999 | B-2622 | Жуйань | 61/61 | При снижении произошел отказ техники. |
04.07.2000 | HA-LCR | Салоники | 0/76 | Не смог уйти на второй круг из-за резкого торможения, чтобы не столкнуться с другим самолетом на занятой ВПП. |
03.07.2001 | 85845 | Иркутск | 145/145 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотирования. |
04.10.2001 | 85693 | Черное море | 78/78 | Ошибочно сбит ракетой украинских ПВО при учениях. |
12.02.2002 | EP-MBS | Хорремабад | 119/119 | Разбился при снижении. |
20.02.2002 | EP-LBX | Мешхед | 0/н.д. | Грубая посадка. Поврежден при ремонте во Внуково, списан. |
01.07.2002 | 85816 | Юберлинген | 69/69 | Столкнулся в воздухе с Боингом 757 из-за ошибок диспетчера. |
24.08.2004 | 85556 | Миллерово | 46/46 | Взорван в воздухе террористом-смертником. |
22.08.2006 | 85185 | Донецк | 170/170 | Ошибка командира воздушного судна: попытка облета грозового фронта сверху на предельной высоте. Сваливание в «плоский штопор». |
01.09.2006 | EP-MCF | Мешхед | 29/147 | При посадке лопнула шина, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся. |
30.06.2008 | 85667 | Пулково | 0/112 | Пожар двигателя при взлете. Взлет прерван, машина списана. |
08.05.2009 | EP-MCR | у Мешхеда | 0/169 | Попал в сильную турбулентность, поврежден градом. Списан. |
15.07.2009 | EP-CPG | у Казвина | 168/168 | Разрушение двигателя на эшелоне. Потерял управление и разбился. |
24.01.2010 | 85787 | Мешхед | 0/170 | При грубой посадке у лайнера отвалился хвост, начался пожар. |
10.04.2010 | 101 | Смоленск | 96/96 | Потерпел катастрофу при пробном заходе на посадку в густом тумане. На борту был президент Польши Лех Качиньский и другие высокопоставленные лица. |
04.12.2010 | 85744 | Домодедово | 2/163 | Отказ двух двигателей после взлета из Внуково. При аварийной посадке в Домодедово выкатился за пределы ВПП и развалился на части. |
01.01.2011 | 85588 | Сургут | 3/134 | При подготовке к взлету на борту начался пожар: причины выясняются, наиболее вероятная – неисправность электрооборудования. |
«Ошибочные действия экипажа» названы причиной катастрофы Ту-154 над Черным морем, произошедшей 25 декабря 2016 года. РИА «Новости» со ссылкой на Министерство обороны сообщило: «По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».
Практически одновременно с сообщением РИА «Новости» в интернет просочились четыре страницы доклада начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Сергея Байнетова об итогах работы «комиссии по расследованию авиационного происшествия». Документ очень похож на настоящий. Он датирован 4 мая 2017 года и имеет исходящий номер 137/2/883 ДСП (аббревиатура ДСП обозначает — для служебного пользования).
В докладе генерал-лейтенанта Байнетова очень подробно описан последний полет разбившегося Ту-154, входившего в состав 800-й авиабазы особого назначения воздушно-космических сил (ВКС) РФ. При этом последние минуты — посекундно. Ключевой вывод, содержащийся в документе: «Причиной катастрофы самолета Ту-154 Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (сутуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушного судна, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью».
В документе подчеркнуто, что командир воздушного судна майор Роман Волков«стал испытывать затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета» , не понимая, с какой из двух взлетных полос сочинского аэропорта предстоит взлет.
В 5 часов 24 минуты 36 секунд экипаж приступил к взлету с курсом 238°. Но уже на седьмой секунде разбега командир воздушного судна (КВС) «эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета».При этом с применением «ненормативной лексики», что привело «к упущению КВС контроля наземных параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения ими функциональных обязанностей» .
Едва оторвавшись от земли, задав самолету тангаж 15°, майор Волков отклонил штурвал от себя, замедлив набор высоты. А уже на 53-й секунде полета, когда самолет набрал всего 157 метров высоты, КВС приказал убрать закрылки, хотя по всем регламентам эта операция производится на высоте не менее 500 метров. При этом Волков продолжал отклонять штурвал от себя. Что привело к тому, что на высоте 231 метр самолет перешел на режим снижения, теряя высоту со скоростью 6-8 м/с. Сработала сирена, в кабине замигало красное табло. Но никто из экипажа не обратил на это внимания.
На 70-й секунде полета, когда Ту-154 находился всего в 90 метрах от поверхности воды, КВС резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, в крутой левый крен 53°. Самолет устремился к поверхности воды в три раза быстрее, со скоростью 20 м/с, и был уже обречен.
На 73-й секунде полета Ту-154 на скорости 540 км/ч и левом крене около 50, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул.
В докладе генерал-лейтенанта Байнетова указано, что возникновению критической ситуации на борту Ту-154 способствовали «эмоционально-физиологическое утомление» командира Волкова, а также отсутствие у него «устойчивых навыков» пилотирования в сложных ситуациях.
Опытные военные летчики, которых мы попросили прокомментировать выводы комиссии о причинах сочинской катастрофы и распространенный в интернете документ, похожий на доклад начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, сошлись во мнении, что и в официальном сообщении, и в «документе» много нестыковок.
Наши эксперты обратили внимание, что в сочинском аэропорту самолеты выруливают на старт за автомобилем сопровождения. Кроме того, аэропорт оборудован подсветкой указателей номеров рулёжек и взлетно-посадочных полос. «Заблудиться» в сочинском аэропорту практически невозможно. Если майор Волков «потерялся» уже на земле, тут же должен последовать запрет на взлет.
Произошедшее уже после взлета, объяснить невозможно:
— Разве что произошло коллективное умопомешательство, — заявил один из наших экспертов. — Действия и капитана и экипажа абсолютно неадекватные. Действия рулями (особенно рулем направления — от педалей) после взлета не поддаются нормальному объяснению. Скорость полета, указанная в документе, позволяет самолету держаться в воздухе, но нормальный, обученный, проверенный и допущенный к полетам на данном типе пилот таких действий рулями допустить не мог.
Не поддается объяснению и фактическая самоустраненность второго пилота и штурмана:
— Экипаж видит, что КВС совершает одну роковую ошибку за другой, и ничего не предпринимает. Такое в военно-транспортной авиации невозможно.
— Можно предположить, что отказал КПП-1 (командно-пилотажный прибор — основной прибор любого самолета), — предположил еще один наш собеседник. — В «документе» сказано о его прямой индикации, мол, это сложно. Да, сложно. Во время переучивания, на тренажере. А Волков был опытным летчиком. Кроме того, у КПП-1 есть дублирующий авиагоризонт АГР-72.
Наши эксперты обратили внимание, что в «документе» написано о том, что шасси убрали, но на всех фотографиях собранных обломков разбившегося Ту-154 шасси находятся в выпущенном положении.
Один из наших экспертов, ветеран военно-транспортной авиации, имеющий более 10 тысяч часов налета, из которых около 4 тысяч — командиром экипажа Ту-154, продолжает придерживаться версии, которую «Новая» обнародовала еще в марте. Наш собеседник предполагает, что штатный командир экипажа Ту-154 майор Роман Волков во время взлета выполнял функции второго пилота, впрочем, находясь на своем месте, а взлетал пилот, не только не обученный и не допущенный к полетам на данном типе самолета, но и не внесенный в полетное задание, старший по званию и должности. Да, имевший большой летный опыт, но на других типах самолетов, например на Ан-72. На борту разбившегося самолета действительно находился старший инструктор-летчик войсковой части 42829, подполковник. И летал он именно на Ан-72.
«Документ», позиционирующийся как доклад генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, очень похож на настоящий, но наши эксперты не исключают, что это фальшивка, изготовленная «на базе» настоящего документа.