Нить Ариадны: Путеводитель ~ Германия ~ Бонн ~ Церковь Святого Мартина, Боннский Кафедральный Собор. Что стоит посмотреть в Бонне? Церковь Святой Кикилии

13.07.2023 Америка

Боннский кафедральный собор, высокая базилика с идеальными пропорциями, построен в романском стиле и расположен в г. Бонн, бывшей столице Западной Германии. Место, на котором стоит собор, считается священным уже на протяжении 2000 лет: сначала здесь стоял языческий храм, затем христианская церковь и гробница святых мучеников Кассия и Флоренция.

Город Бонн был заложен римлянами как крепость Кастра Бонненсия (Castra Bonnensia) еще в I веке н. э. Он пережил распад Римской империи, став гражданским поселением, и в IX веке превратился во франкский город Боннбург.
Примерно в 235 году в Кастра Бонненсию прибыли два римских легионера Кассий и Флоренций, которые были преданы мученической смерти за свою христианскую веру. По преданию в IV веке св. Елена, мать Константина I Великого, построила небольшую мемориальную гробницу над их могилами. Об этой конструкции не сохранилось никаких свидетельств, однако, археологические раскопки показали, что базилика стоит на месте римского храма и некрополя.
В VI-VII веках мемориальный зал был расширен, и рядом с мучениками, как внутри, так и снаружи здания, было похоронено много людей. Следующее расширение произошло в VIII веке.
Приблизительно в 1050 году церковь была полностью разрушена, и началось строительство современного романского здания, которое датируется XI-XIII веками. К концу строительства Бонн уже приобрел большую значимость и превратился в столицу Кельнского архиепископства. Новая базилика появилась на гербе города. В 1643 году Кассий и Флоренции были официально объявлены святыми покровителями города Бонн.

Церковь пережила сильнейшие повреждения в 1583-1589 гг., 1689 году и во время Второй Мировой войны, но каждый раз ее полностью восстанавливали.
В 1956 году Боннский кафедральный собор получил почетный титул Папской малой базилики.

Собор находится в самом центре города на площадях Мартинсплац и Мюнстерплац, недалеко от железнодорожной станции. У храма пять башен: две квадратные башни с восточной стороны, круглая центральная башня высотой 96 метров и две тонких башенки с запада. Все увенчаны шпилями. Невзрачная западная часть собора — одна из старейших частей базилики, датированная XI веком.




На открытой площадке в восточной части базилики лежат большие головы римских мучеников Кассия и Флоренция, святых покровителей Бонна. Они были созданы в 2002 году скульптором Искандером Йедилером, руке которого также принадлежат скульптуры св. Бенно в Мюнхене и св. Гереона в Кельне.

Неф базилики датируется 1220 годом и представляет собой смесь романских и готических элементов. Он освещается через одинаковые современные витражные окна с цветным центром и черно-белым узором по краям.

В задней части нефа (с запада) стоит огромная статуя св. Елены, подаренная кардиналом Францом Вильгельмом вон Вартенбергом, настоятелем Коллегиальной церкви (1629-1661 гг.).

Большая часть внутренней отделки выполнена в стиле Барокко или более ранних стилях. Купель относят к XII веку. В 1966 году на ней появился небольшой образ Ноева Ковчега. Возле купели в северо-западном углу находится изображение св. Елены, св. Кассия, св. Флоренция и панорамы города Бонн (1704 г.).
В южном трансепте есть несколько современных фресок, включая большое изображение св. Кристофера. Также здесь находится алтарь св. Иоанна с рельефным изображением сцены крещения Христа Иоанном Крестителем и Иоанна Евангелиста, пишущего Новый Завет.
В северном трансепте находятся фреска 1400 года, изображающая трех волхвов (которые, как говорят, останавливались передохнуть возле Кельнского собора), конная статуя святителя Мартина Турского и могила кёльнского архиепископа Рупрехта (1463-1478 гг.).
В передней (восточной) части нефа две больших скульптуры в романском стиле (ок. 1200 г.), ангел и дьявол. Лестница под алтарем ведет к подземной часовне, в которой обычно проводятся молебны. Здесь на каменном пьедестале между восточными опорами хранится рака с мощами Кассия и Флоренция. За закрытой дверью могила мучеников, дверь открывают только в день празднования этих святых, 10 октября.

Алтарь над часовней датируется XI веком, в XIX веке он был украшен росписями. На своде в задней части храма нарисована фреска «Успение Девы Марии» (ок. 1300 г.). Главный алтарь был изготовлен в 1865 году, здесь можно увидеть скульптуры святых Кассия, Флоренция, Мартина и Елены.
Мозаика, расположенная на апсиде, была создана в Венеции в 1894 году и основана на мотиве византийского деисуса. Мозаика на окнах изображает сотворение Мира и датируется 1951-1952 годами.







Крытая галерея, в которую ведет дверь в юго-западном углу, была построена в XII веке, в то же самое время были пристроены двухэтажные коллегиальные здания, которые до сих пор занимают священнослужители базилики.
В центре галереи раскинут садик с фонтаном, на сводах вырезаны драконы, лошади, львы и листья в романском стиле. Северная сторона галереи была снесена в XIII веке, чтобы расширить южный проход собора.

Сегодня я расскажу вам о нашей последней остановке — городе Бонне и проложу маршрут пешей прогулки по городу, в рамках которой вы сможете легко осмотреть весь центр города всего за несколько часов.

Бонн — город с древней историей, расположенный в 20 км от на берегу реки Рейн и тоже входит в состав земли Северный Рейн-Вестфалия. Население Бонна составляет почти 350 тысяч, что дает городу право занимать 19-ое место по количеству жителей во всей Германии.

Первое известное поселение на месте современного Бонна датируется 11 годом до н.э. Тогда там появился лагерь древнеримского войска и была возведена первая крепость — Castra Bonnensia. Однако археологи считают, что поселения в этом районе были в течение последний 14 тысяч лет.

У большинства туристов Бонн ассоциируется с композитором Людвигом ван Бетховеном, который родился именно в этом городе в 1770 году. Многие достопримечательности города напрямую связаны с именем и творчеством Бетховена, но в Бонне есть еще несколько интересных мест, множество интригующих легенд и историй.

Этот город до сих пор обладает сильным политическим влиянием, ведь на протяжении 42 лет Бонн являлся столицей Федеративной республики Германия. Город потерял свой статус в 1991 году, когда столицу перенесли в Берлин и немецкое правительство было воссоединено.

Достопримечательности Бонна

На карте я для вас отметила достопримечательности, которые я рекомендую для прогулки по Бонну, если вы оказались в городе всего на несколько часов, например по пути в или в аэропорт. А также несколько мест, куда стоит заглянуть, если в остались в городе чуть дольше:

Кроме прочего, в городе очень много музеев: немецкий музей, дом Бетховена, музей искусства, зоологический научно-исследовательский музей имени Александра Кёнига и египетский музей.

А теперь я расскажу о некоторых из этих достопримечательностей подробнее.

Кафедральный собор Бонна (Bonner Münster)

Собор открыт каждый день с 10 утра до 19 вечера за исключением воскресенья, когда собор закрывается в 16:00.

Людвиг ван Бетховен в Бонне

Как я уже говорила, в этом городе очень много достопримечательностей связано напрямую с именем этого великого композитора. Для начала я рекомендую вам прогуляться вокруг Памятника Бетховена на центральной площади Мунстерплатц (Münsterplatz).

Памятник Бетховену

Затем прогуляйтесь в сторону Дома Бетховена.

Дом Бетховена

Именно в этом доме в 1770 году родился Людвиг ван Бетховен. Основу музейной коллекции составляют рукописи, рисунки, музыкальные инструменты и другие памятные вещи. Одним из ценнейших экспонатов является последнее фортепиано Бетховена.

Сегодня Дом Бетховена владеет самой большой и самой коллекцией вещей Бетховена в мире.

  • Точный адрес: Bonngasse 20, 53111
  • Стоимость посещения: 6 евро, но есть семейный абонемент (2 взрослых + дети) за 12 евро.
  • Официальный сайт музея — beethoven.de

Замок Поппельсдорф и Ботанический сад

Сегодня замок используется в качестве факультета Боннского университета, но в здании замка есть и небольшая минералогическая выставка. Да и плюс само здание находится на реконструкции. Мы обошли его вокруг, прогулялись вокруг Ботанического сада и отправились искать какое-нибудь открытое место для обеда.

Идти туда предлагаю через Старое кладбище , ведь путь туда будет лежать через кампус того самого Боннского университета.

Очень интересно было посмотреть на то, как выглядит здание университета в заграничном понимании, оценить местные студенческие общежития и вообще весь район. Сравнивала я его с МАИ, где провела первые два года университетской жизни. И разница достаточно существенна!

Еще немного фотографий прогулки в Бонне. Эти виды вы встретите, если пройдетесь по моему варианту маршруту осмотра города.

Церковь Святого Мартина, Боннский Кафедральный Собор - Bonner Munster . Храм изображён на гербе города XIII века и с того времени является символом города . На этом месте 2000 лет назад захоронили двух казненных римских солдат, Кассия и Флорентия (Cassius & Florentius) , которые не пожелали отречься от христианской веры. Их почитают как святых и покровителей города. Внутри базилики - бюсты двух бывших легионеров. Снаружи... лежат их огромные головы! Две огромные головы легионеров созданы в 2002 году скульптором из Турции Йедилером (Yediler) . Вид, который имеет церковь сегодня, подобен тому, что был в XI - XIII веках. Для него характерны элементы романского и готического стилей. Рядом с Мюнстером находятся Фонтан Мартина и Позорный Столб .

Первоначально, на месте храма где поклонялись богине Диане (в алтаре храма в 1910 году был обнаружен замурованный камень с посвящением богине Диане, что позволяет предположить существование на этом месте более древней римской святыни). Примерно в 235 году в Кастра Бонненсию (так называлось поселение на этом месте) прибыли два римских легионера Кассий и Флоренций, которые были преданы смерти за свою христианскую веру (римский император Максимиан Геркулий - Maximianus Herculius - велел своим легионерам казнить христиан - а те, кто не подчинился приказу императора, были убиты). В IV веке Святая Елена, мать Константина I Великого, построила небольшую мемориальную гробницу над их могилами. Археологические раскопки показали, что базилика стоит на месте римского храма и некрополя. В VI–VII веках мемориальный зал был расширен, и рядом с мучениками, как внутри, так и снаружи здания, было похоронено много людей. Следующее расширение произошло в VIII веке.

Приблизительно в 1050 году церковь была полностью разрушена, и началось строительство современного романского здания, которое датируется XI–XIII веками - это трехнефная базилика с двумя башнями. В XIII столетии, после пожара решили реконструировать церковь и изменить внешний вид, с романского стиля на готический. Новая базилика появилась на гербе города. В 1643 году Кассий и Флоренции были официально объявлены святыми покровителями города Бонн. Церковь пережила сильнейшие повреждения в 1583 - 1589 годах, в 1689 году; его руконструировалив в 1883 - 1889 годах, в 1934 году, и после воздушных налетов во время второй мировой войны. В 1956 году Боннский кафедральный собор получил почетный титул Папской малой базилики - "Базилика Минор". Вообще, собор был монастырской церковью, но после разгона монастырей Наполеоном во время французской оккупации в начале XIX века и сноса соседней приходской церкви Святого Мартина, в 1812 году собор стал приходским храмом.

У храма пять башен: две квадратные башни с восточной стороны, круглая центральная башня высотой 96 метров и две тонких башенки с запада. Все увенчаны шпилями. Невзрачная западная часть собора - одна из старейших частей базилики, датированная XI веком.

Внутреннее убранство довольно пышно и богато. Неф базилики датируется 1220 годом и представляет собой смесь романских и готических элементов. Он освещается через одинаковые современные витражные окна с цветным центром и черно-белым узором по краям.

В задней части нефа стоит огромная статуя Елены, вылитая из бронзы и установленная в 1610 году, подаренная кардиналом Францом Вильгельмом Вон Вартенбергом.

Купель относят к XII веку. В 1966 году на ней появился небольшой образ Ноева Ковчега. Возле купели в северо-западном углу находится изображение Cв. Елены, Cв. Кассия, Cв. Флоренция и панорамы города Бонн (1704 год).

В южном трансепте есть несколько современных фресок, включая большое изображение св. Кристофера. Также здесь находится алтарь св. Иоанна с рельефным изображением сцены крещения Христа Иоанном Крестителем и Иоанна Евангелиста, пишущего Новый Завет.

В северном трансепте находятся фреска 1400 года, изображающая трех волхвов (которые, как говорят, останавливались передохнуть возле Кельнского собора), конная статуя святителя Мартина Турского и могила кёльнского архиепископа Рупрехта (1463–1478). Вообще тут четыре захоронения архиепископов.

В передней (восточной) части нефа две больших скульптуры в романском стиле (ок. 1200 г.), ангел и дьявол. Лестница под алтарем ведет к подземной часовне, в которой обычно проводятся молебны. Здесь на каменном пьедестале между восточными опорами хранится рака с мощами Кассия и Флоренция. За закрытой бронзовой дверью могила мучеников, дверь открывают только в день празднования этих святых, 10 октября. Внутри гробницы мраморные плиты, покрывающие могилы в которых легендарные христианские мученики Кассий и Флорентий, и еще парочка. Черные мраморные плиты появились тут в 1701 году.

Алтарь над часовней датируется XI веком, в XIX веке он был украшен росписями. На своде в задней части храма нарисована фреска "Успение Девы Марии" (1300). Главный алтарь был изготовлен в 1865 году, здесь можно увидеть скульптуры святых Кассия, Флоренция, Мартина и Елены. Около алтаря находятся две небольшие скульптуры XII века. Одна из них носит название "Пишущий ангел". Другая - "Черт со свитком".

Мозаика, расположенная на апсиде, была создана в Венеции в 1894 году и основана на мотиве византийского деисуса. Мозаика на окнах изображает сотворение Мира и датируется 1951–1952 годами.

В юго-западном углу церкви есть дверь, ведущая в скрытую галерею. Ее своды украшены резьбой, изображающей лошадей, львов и драконов. В центре галереи находится фонтан. Крытая галерея, в которую ведет дверь в юго-западном углу, была построена в XII веке, в то же самое время были пристроены двухэтажные коллегиальные здания, которые до сих пор занимают священнослужители базилики. Северная сторона галереи была снесена в XIII веке, чтобы расширить южный проход собора.

На открытой площадке в восточной части базилики лежат большие головы римских мучеников Кассия и Флоренция, они были созданы в 2002 году скульптором Искандером Йедилером, создателем скульптуры св. Бенно в Мюнхене и св. Гереона в Кёльне.

Открыт в воскресенье 8:30 - 19:15, понедельник - суббота 7:30 - 18:45, внутренний дворик XII века, соответственно, 13:00 - 17:30 и 10:00 - 17:30. Вход бесплатный.

1. Колеся по городам и весям, иногда не замечаешь того, что находится совсем рядом. Просматривая свои посты, я заметил, что о главной кирхе Бонна, образце немецкого Романского стиля в архитектуре - Мюнстербазилике я никогда не рассказывал, хотя она этого заслуживает. В оправдание могу сказать, что фотографии внешнего облика мелькали в постах о Бонне. Итак, Бонн, Мюнстербазилика.

2. Но прежде немного истории... История Бонна начинается с римских времен. В 11 году до н.э. территорию нынешнего Бонна римляне начали использовать в качестве стоянки римского войска. Именно с того времени, вероятно, происходит название города, а именно от названия поселенцев «бонна». В Бонне была найдена древнейшее в Рейн-Вестфалии упоминание о существовании этого города, датированное приблизительно 30 г. до н.э. Но археологи считают, что на территории Бонна были поселения 14000-летней древности.
Мюнстер святого Мартина или Мюнстербазилика - главная католическая церковь Бонна. Построена в 1050 году в Романском стиле.

3. Вот уже почти 200 лет, неотрывая глаз, смотрит на Мюнстербазилику великий боннец Людвиг ван Бетховен (кстати, этот памятник подарок городу от Франца Листа).

4. В XI—XII вв. на территории, населенной народами романской языковой группы (Франция, запад Германии и север Италии), возник романский стиль, который основывался на наследии древнеримской и византийской культур. Определяющими зданиями романского стиля стали базиликальные соборы с двумя-четырьмя башнями по обеим сторонам входа, увенчанными высокими шатровыми крышами пирамидальной или конусообразной формы. Также характерно большое количество маленьких колонн в проемах окон, ведь тогда еще не было готики с ее большими витражными окнами - это придет позже!

5. Арку центрального входа в церковь украшает красивая мозаика "Благая весть", чуть ниже виден герб Ватикана. Оказывается, с 1956 года Базилика носит почетное звание Basilica minor, которое присваивает Римский Папа особо значимым церквям. "За свое историческое прошлое, красоту и монументальность ценного памятника Романики", - так обосновал свое решение Папа Пий XII.

6. Отмеченные Ватиканом базилики имеют особый статус, право вывешивать на своих стенах герб Ватикана, а по всем государственным и религиозным праздникам вывешиваются флаги Ватикана. Титул "Basilica maior" носят 1478 церквей, из них 528 только в Италии.

7. Главный шпиль базилики украшает позолоченная корона диаметром 1,5 м - свидетельство, что здесь два раза в истории проходили Коронации: 25 ноября 1314 года - коронация короля Германии Фридриха III. и 26 ноября 1346 года - коронация короля Карла IV, который считается самым выдающимся правителем второй половины средневековья.

8. Вокруг базилики находятся произведения искусства, например, вот эта стена, относящаяся к античным временам, которую раскопали в монастырском саду. Ее ниши украшают четыре барельефа со сценами из жизни святого Мартина.

9.

10. Об этой скульптурной группе я уже рассказывал.


11.

12.

13. Через саму базилику можно попасть во внутренний дворик - клуатр.

14. Вот что о нем говорит Википедия: клуатр (от лат. claustrum, закрытое место) — типичная для романской архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря или крупной церкви.

15. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окруженный галереей.

16. В средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец, от которого отходили дорожки. Обычно клуатр пристраивался к длинному южному фасаду собора. Мне кажется, особенностью клуатра Мюнстербазилики является то, что орнамент на колоннах не повторяется.

17.

18. Хотя само здание собора в Бонне было построено в романском стиле, в интерьере преобладают элементы барокко.

19. Например, вот эта изящная кафедра или некоторые барочные элементы алтарей.

20.

21.

22.Недалеко от входа привлекает внимание большая бронзовая скульптура св. Елены, матери императора Константина..

23. Именно под алтарной частью храма находится крипта.