Контейнеры для еды. Как и где готовят еду, которую подают в самолетах Компактный ланч-бокс для перекусов

18.10.2022 Азия

Чай, кофе, воду? Покушать желаете? Эту фразу мы слышим каждый раз через несколько десятков минут после взлета самолета в небо во время очередного путешествия, командировки или просто перелета по своим личным делам. На одном рейсе вам предложат сендвич с кофе, на другом - полноценный обед, включающий горячее второе, фрукты и десерт к кофе (подробно об этом совсем недавно писал alexcheban в своем посте). Каждая авиакомпания подходит к вопросу питания пассажиров во время полет по-своему. Одни готовят бортовое питание сами, другие заказывают кетеринг непосредственно в аэропорту. Интересно, что в России всего две авиакомпании готовят пищу для своих пассажиров - это ЮТэйр и Аэрофлот. Остальные же "покупают" готовую еду. Сегодня мы побываем на одной из фабрик бортового питания авиакомпании ЮТэйр, которая находится в аэропорту города Сургут. и своими глазами увидим какой путь проходят ланч-боксы и касалетки с обедом, который подают нам улыбающиеся стюардессы на высоте 10 тысяч метров.

Авиакомпания Ютейт имеет три фабрики бортового питания - в аэропортах Сургута, Тюмени и Ханты-Мансийска. Здесь готовится еда для всех рейсов авиакомпании ЮТэйр, а также для других авиакомпаний, вылетающих из этих городов.Вопреки представлению о том, что здесь должны готовить пищу для всех рейсов своей авиакомпании, откуда бы и куда бы они не летели, на самом деле этого не происходит. Почему? Потому что срок жизни приготовленной еды очень ограничен. Впрочем, об этом ниже

Фабрика бортового питания в Сургуте состоит из нескольких цехов, каждый из которых является промежуточным звеном во всей цепочке пути продукта от поставки до пломбировки пищевого контейнера перед погрузкой в самолет. Один из главных цехов - мясо-рыбный. Здесь идет разделка мяса или рыбы и их подготовка для последующей тепловой обработки. Часть из них идет сразу в горячий цех, часть - в заморозку для обработки в другое время.

Рядом с мясо-рыбным цехом расположен овощной. Здесь идет подготовка и очистка овощей (картофель, морковь, лук и т.д.) для последующей передачи в горячий цех, а также окончательная подготовка некоторых овощей (свежий огурец, помидор, болгарский перец и т.д.), а также фруктов для расфасовки в ланч-боксы. За смену через этот цех проходит более 100 килограммов одного только картофеля.

Хлеб на борту самолета заменяют булочки. Они вместе с кексами и другими мучными изделиями выпекаются в кондитерском цеху. В день здесь выпекается более 1000 булочек, каждая из которых проводит в печи ровно 18 минут

Все мучные кондитерские изделия - кексы и разные виды песочного печенья - делаются вручную и выпекаются в соседних с булочками печах

А в соседнем помещении расположен фасовочный цех для закусок. Операторы раскладывают по ланчбоксам наборы маринованных овощей, зелень, оливки, холодные мясные закуски и т.д. в зависимости от того меню, приготовление которого идет в данный момент.

Ланч-боксы упаковываются в специальную герметичную упаковку, которая препятствует попаданию воздуха внутрь

Здесь же расположены специальные температурные шкафы для временного хранения и доводки до охлажденного состояния тех или иных продуктов или готовых наборов

После закладки в температурный шкаф, на нем закрепляется специальная карта регистрации, в которой указываются все необходимые данные

Один из главных цехов - царство половников и вотчина шеф-повара. Это горячий цех

Шеф-повар лично контролирует все блюда, которые здесь готовят. Дело в том, что помимо бортового питания, здесь готовят также блюда для кафе аэропорта Сургут, а также гостиницы при аэропорте

Тушеные овощи для постного меню одного из ближайших рейсов из Сургута

Самый большой цех - в котором идет окончательная упаковка продуктовых наборов. Сюда стекается приготовленная еда из горячего цеха, мучные и кондитерские изделия, ланч-боксы с закусками, фруктами и овощами. Здесь все это будет разложено по пластиковым контейнерам в соответствии с нужным набором продуктов для тех или иных рейсов, отмечено маркировкой, упаковано в авиационные тележки и опечатано для передачи на борт авиалайнера.

На стене цеха расположена специальная карта, в соответствии с которой наносится маркировка на контейнеры с пищей. На самом деле из детей и экипажа здесь ничего не готовят) Это лишь специальная метка, которая ставится на контейнерах, предназначенных для детей и экипажа самолета.

Касалетки (специальные запаянные контейнеры для горячей пищи) с проставленной маркировкой готовятся укладки в авиационную тележку.

Тележки и вся другая упаковочная тара многоразового использования моется в специальном цеху. Сами тележки бывают разных форматов, стандартизированных под те или иные типы самолетов. На фото тележки Boeing 737, в которые через несколько минут будут укладывать обед для ближайшего рейса

Упакованную и промаркированную еду помещают в металлические контейнеры, прошедшие мойку и сушку

Затем их пломбируют

И проставляют маркировку - номер рейса, пункт назначения, дату и время вылета, а также время приготовления. В этом месте я бы хотел отметить ряд интересных особенностей. Вся еда, приготовленная на этой фабрике, имеет срок хранения три часа. Если с момента упаковки прошло больше времени - она уничтожается. То есть, в случае, если вылет рейса №296 задержится более, чем на 30 минут, этот контейнер будет вскрыт, пища уничтожена, а на борт самолета загрузят касалетки и ланч-боксы, упакованные позже. Но, в принципе, все делается настолько оперативно, чтобы еда не простаивала. Обычно, если вылет самолета задерживается надолго, об этом известно заранее, поэтому обеды собирают к фактическому времени отлета. Также стоит отметить, что на каждых 50 пассажиров на борт загружается 1 лишний набор питания. Т.е. если на рейс продано 150 билетов, в самолет погрузят 153 обеда. Одновременно на борт загружают несколько видов меню для пассажиров эконом-класса в равных пропорциях - например, рыбу с рисом, говядину с гречкой и сосиску с макаронами. Во время полета стюардесса поинтересуется какое именно меню вы желаете.

Помимо готовых продуктовых наборов, для погрузки на борт самолета готовят также многоразовую посуду для пассажиров бизнес-класса. Ее количество зависит от количества проданных в этот класс на конкретный рейс билетов.

Финальным аккордом нашего знакомства с фабрикой бортового питания авиакомпании ЮТэйр в Сургуте стала дегустация всех тех блюд, которые присутствуют в меню для разных категорий пассажиров - первого, бизнес, эконом, а также в меню экипажа.

Чай, кофе, воду? Покушать желаете?
Эту фразу мы слышим каждый раз через несколько десятков минут после взлета самолета в небо во время очередного путешествия, командировки или просто перелета по своим личным делам.
На одном рейсе вам предложат сендвич с кофе, на другом - полноценный обед, включающий горячее второе, фрукты и десерт к кофе.
Каждая авиакомпания подходит к вопросу питания пассажиров во время полет по-своему.
Одни готовят бортовое питание сами, другие заказывают кейтеринг непосредственно в аэропорту.
Интересно, что в России всего две авиакомпании готовят пищу для своих пассажиров - это ЮТэйр и Аэрофлот. Остальные же "покупают" готовую еду.

Сегодня мы побываем на одной из фабрик бортового питания авиакомпании ЮТэйр, которая находится в аэропорту города Сургут. и своими глазами увидим какой путь проходят ланч-боксы и касалетки с обедом, который подают нам улыбающиеся стюардессы на высоте 10 тысяч метров.


2. Авиакомпания Ютейт имеет три фабрики бортового питания - в аэропортах Сургута, Тюмени и Ханты-Мансийска. Здесь готовится еда для всех рейсов авиакомпании ЮТэйр, а также для других авиакомпаний, вылетающих из этих городов.
Вопреки представлению о том, что здесь должны готовить пищу для всех рейсов своей авиакомпании, откуда бы и куда бы они не летели, на самом деле этого не происходит. Почему? Потому что срок жизни приготовленной еды очень ограничен. Впрочем, об этом ниже

3. Фабрика бортового питания в Сургуте состоит из нескольких цехов, каждый из которых является промежуточным звеном во всей цепочке пути продукта от поставки до пломбировки пищевого контейнера перед погрузкой в самолет.
Один из главных цехов - мясо-рыбный. Здесь идет разделка мяса или рыбы и их подготовка для последующей тепловой обработки. Часть из них идет сразу в горячий цех, часть - в заморозку для обработки в другое время.

4. Рядом с мясо-рыбным цехом расположен овощной. Здесь идет подготовка и очистка овощей (картофель, морковь, лук и т.д.) для последующей передачи в горячий цех, а также окончательная подготовка некоторых овощей (свежий огурец, помидор, болгарский перец и т.д.), а также фруктов для расфасовки в ланч-боксы.
За смену через этот цех проходит более 100 килограммов одного только картофеля.

5. Хлеб на борту самолета заменяют булочки. Они вместе с кексами и другими мучными изделиями выпекаются в кондитерском цеху.
В день здесь выпекается более 1000 булочек, каждая из которых проводит в печи ровно 18 минут

6. Все мучные кондитерские изделия - кексы и разные виды песочного печенья - делаются вручную и выпекаются в соседних с булочками печах

7. А в соседнем помещении расположен фасовочный цех для закусок. Операторы раскладывают по ланчбоксам наборы маринованных овощей, зелень, оливки, холодные мясные закуски и т.д. в зависимости от того меню, приготовление которого идет в данный момент.

8. Ланч-боксы упаковываются в специальную герметичную упаковку, которая препятствует попаданию воздуха внутрь

9. Здесь же расположены специальные температурные шкафы для временного хранения и доводки до охлажденного состояния тех или иных продуктов или готовых наборов

10. После закладки в температурный шкаф, на нем закрепляется специальная карта регистрации, в которой указываются все необходимые данные

11. Один из главных цехов - царство половников и вотчина шеф-повара. Это горячий цех

12. Шеф-повар лично контролирует все блюда, которые здесь готовят. Дело в том, что помимо бортового питания, здесь готовят также блюда для кафе аэропорта Сургут, а также гостиницы при аэропорте

13. Тушеные овощи для постного меню одного из ближайших рейсов из Сургута

14. Самый большой цех - в котором идет окончательная упаковка продуктовых наборов. Сюда стекается приготовленная еда из горячего цеха, мучные и кондитерские изделия, ланч-боксы с закусками, фруктами и овощами.
Здесь все это будет разложено по пластиковым контейнерам в соответствии с нужным набором продуктов для тех или иных рейсов, отмечено маркировкой, упаковано в авиационные тележки и опечатано для передачи на борт авиалайнера.

15. На стене цеха расположена специальная карта, в соответствии с которой наносится маркировка на контейнеры с пищей.
На самом деле из детей и экипажа здесь ничего не готовят) Это лишь специальная метка, которая ставится на контейнерах, предназначенных для детей и экипажа самолета.

16. Касалетки (специальные запаянные контейнеры для горячей пищи) с проставленной маркировкой готовятся укладки в авиационную тележку.

17. Тележки и вся другая упаковочная тара многоразового использования моется в специальном цеху.
Сами тележки бывают разных форматов, стандартизированных под те или иные типы самолетов.
На фото тележки Boeing 737, в которые через несколько минут будут укладывать обед для ближайшего рейса

18. Упакованную и промаркированную еду помещают в металлические контейнеры, прошедшие мойку и сушку

19. Затем их пломбируют

20. И проставляют маркировку - номер рейса, пункт назначения, дату и время вылета, а также время приготовления.
В этом месте я бы хотел отметить ряд интересных особенностей.
Вся еда, приготовленная на этой фабрике, имеет срок хранения три часа. Если с момента упаковки прошло больше времени - она уничтожается.

То есть, в случае, если вылет рейса №296 задержится более, чем на 30 минут, этот контейнер будет вскрыт, пища уничтожена, а на борт самолета загрузят касалетки и ланч-боксы, упакованные позже.
Но, в принципе, все делается настолько оперативно, чтобы еда не простаивала. Обычно, если вылет самолета задерживается надолго, об этом известно заранее, поэтому обеды собирают к фактическому времени отлета.
Также стоит отметить, что на каждых 50 пассажиров на борт загружается 1 лишний набор питания. Т.е. если на рейс продано 150 билетов, в самолет погрузят 153 обеда.

Одновременно на борт загружают несколько видов меню для пассажиров эконом-класса в равных пропорциях - например, рыбу с рисом, говядину с гречкой и сосиску с макаронами. Во время полета стюардесса поинтересуется какое именно меню вы желаете.

21. Помимо готовых продуктовых наборов, для погрузки на борт самолета готовят также многоразовую посуду для пассажиров бизнес-класса.
Ее количество зависит от количества проданных в этот класс на конкретный рейс билетов.

22. Финальным аккордом нашего знакомства с фабрикой бортового питания авиакомпании ЮТэйр в Сургуте стала дегустация всех тех блюд, которые присутствуют в меню для разных категорий пассажиров - первого, бизнес, эконом, а также в меню экипажа.

23. Экипажу не разрешается перед полетом и во время него есть продукты, вызывающие бурную деятельность в животе. Вот один из рационов питания, положенный бортпроводниками и пилотам.

24. Вот так меню экипажа будет выглядеть на борту самолета

25. Один из рационов меню эконом-класса.

26. И его визуализация в натуральном виде. Интересно, что себестоимость стандартного продуктового набора для пассажиров эконом-класса составляет 130 российских рублей.

27. Для бизнес-класса выбор, конечно, выглядит побогаче и поинтересней, чем для эконом. Но за удовольствие нужно платить)

28. Здесь тебе и сам набор блюд, и почти ресторанная подача, и фарфоровая посуда с полноценными вилками..

29. А это секция в хвостовой части самолета Boeing, откуда стюардессы выкатывают тележки с нашими обедами.
Здесь происходит разогревание горячих блюд в специальных камера, а также кипячение чайников с водой для кофе и чая, которые предложат девушки в фирменной одежде авиакомпании высоко в небе.

30. Прошло всего несколько дней после знакомства с фабрикой бортового питания и дегустации, как мне выпала возможность провести и практическую апробацию обеда на борту самолета рейса UT777 Сургут-Киев.
Те самые виденные в цеху консервированные овощи, горячая сосиска с макаронами и неизменная фирменная шоколадка...

Люди, которые решили брать с собой на работу обеды из дома, через неделю сталкиваются с одинаковой проблемой. Они не знают, что положить в ланч-бокс. Бутерброды и пельмени надоели, а доедать вчерашние макароны нет никакого желания. Лайфхакер решил внести разнообразие в содержимое ваших ланч-боксов и сделал эту подборку.

Amanda Quintana-Bowles/Flickr.com

Онигири - это японские рисовые шарики или треугольники с начинкой внутри, обёрнутые нори. В Стране восходящего солнца они очень популярны. Существует множество вариаций и даже есть специализированные магазинчики, где продаются только онигири.

Плюсы : сытно; большое разнообразие начинок.
Минусы : тонкости в выборе и приготовлении риса; недешёвые ингредиенты.
Среднее время приготовления : от 30 до 60 минут.

Ингредиенты

  • 1 стакан риса для суши;
  • 2–3 листа нори;
  • 200 г малосолёной сёмги;
  • 100 г сливочного сыра.

Приготовление

Лучше брать круглозернистый рис - он более клейкий. Его нужно тщательно промыть, пока вода не станет прозрачной. Промытый рис следует запускать в кипяток и варить на медленном огне до готовности. Готовый рис оставьте на некоторое время под закрытой крышкой.

Приготовьте начинку: рыбу порежьте на небольшие кубики (проследите, чтобы не было костей) и смешайте со сливочным сыром.

Когда рис остынет до температуры, позволяющей держать его в руках, можно приступать к лепке. Положите на ладонь пласт риса, на него небольшой кусочек начинки и сожмите ладонь.

Слово «онигири» происходит от глагола «нигиру», что переводится как «сжимать». Чтобы шар был ровнее, покатайте его между ладонями. Треугольные онигири можно сделать при помощи широкого ножа.

Получившийся колобок оберните полоской водоросли нори и сложите в ланч-бокс. Если готовите с вечера, нори лучше оборачивать утром, чтобы блюдо не размокло. Храните онигири в холодильнике.


Melissa Cuppett/Flickr.com

Плюсы : полезно; сытно.
Минусы : миндальная мука и мука из льняного семени найдётся не в любом магазине.
Среднее время приготовления : от 30 до 60 минут.

Из следующего количества продуктов у вас получится четыре порции.

Ингредиенты

  • 900 г куриной грудки;
  • 100 г миндальной муки;
  • 2 яйца;
  • 1 столовая ложка муки из льняного семени;
  • 1 чайная ложка паприки;
  • ½ чайной ложки чесночного порошка;
  • ½ чайной ложки соли;
  • ½ чайной ложки сухой петрушки;
  • ¼ чайной ложки чёрного перца.

Приготовление

Если вам плевать на углеводы, то смело берите панировочные сухари. Но помните, что калорийность блюда при этом увеличится. Те, кто следит за фигурой, смешайте в глубокой тарелке все сухие ингредиенты.

В отдельной миске взбейте яйца. Опускайте нарезанное ломтиками куриное филе сначала в яичную смесь, а затем в мучную. Выложите курицу на противень, застеленный пергаментом, и выпекайте в разогретой до 220 градусов духовке в течение 20 минут.

В качестве гарнира можно использовать зелёный горошек или бобы.


Shinya Suzuki/Flickr.com

Рамен - блюдо из пшеничной лапши, пользующееся большой популярностью в странах Азии. Между ресторанами, специализирующимися на рамене, царит нешуточная конкуренция. Но кроме свежего рамена существует и мгновенный. Он-то нам и потребуется.

Плюсы : дёшево и сердито; сытно.
Минусы : калорийно; долгое приготовление, если нет готовых котлет.
Среднее время приготовления : от 60 до 120 минут.

Ингредиенты

  • 1 упаковка лапши быстрого приготовления;
  • котлета для бургера;
  • 2 яйца;
  • ломтик чеддера;
  • 1 столовая ложка остро-сладкого соуса чили;
  • зелёный лук и листья салата;
  • оливковое масло.

Приготовление

Отварите лапшу по инструкции, обсушите и немного остудите в дуршлаге. Переложите в тарелку и залейте взбитым яйцом. Перемешайте. Застелите две миски с плоским дном диаметром около восьми сантиметров пищевой плёнкой и смажьте растительным маслом. Выложите в них лапшу, заверните плёнку и, придавив любым тяжёлым предметом, отправьте на час в холодильник.

Обжаренный бекон уложите в питу (удобно разделить её пополам) вместе с листьями салата и нарезанными помидорами черри.


Rachelle @ Mommy? I’m Hungry!/Flickr.com

Если угостите ими коллег, рискуете сами остаться без обеда.

Плюсы : сытно; вкусно даже в холодном виде.
Минусы : довольно трудоёмкое приготовление; большое количество ингредиентов.
Среднее время приготовления : от 40 до 80 минут.

Ингредиенты

  • 500 г слоёного теста;
  • 700 г говяжьего фарша;
  • 200 г полутвёрдого сыра;
  • 1 яйцо;
  • 1 томат;
  • 1 луковица;
  • 1 зелёный болгарский перец;
  • 1 зубчик чеснока;
  • ½ стакана кетчупа;
  • ½ столовой ложки воды;
  • 1 чайная ложка тмина;
  • 1 чайная ложка орегано;
  • 1 чайная ложка порошка чили;
  • 1 чайная ложка корицы;
  • оливковое масло для жарки;
  • свежая кинза и петрушка.

Приготовление

Приготовить в домашних условиях довольно трудно. Лучше держать в морозилке на всякий случай готовое.

Обжарьте на оливковом масле фарш с измельчённым луком и перцем. Когда лук станет золотистым, а мясо мягким, добавьте измельчённый чеснок и жарьте ещё около минуты, постоянно помешивая. Слейте со сковороды жир и добавьте томат, кетчуп, рубленую зелень и специи. Уменьшите огонь до минимума и тушите около 10 минут. Затем снимите с огня и остудите.

Раскатайте тесто и вырежьте из него круглые лепёшки. В центр каждой из них выложите 1–2 столовые ложки начинки. Сверните. Для того, чтобы края лучше держались, смажьте их яичной смесью (яйцо нужно взбить с водой).

Выпекайте в течение 15–20 минут в разогретой до 190 градусов духовке. Не забудьте застелить противень пекарской бумагой или смазать маслом, а в ланч-бокс обязательно налейте кетчуп или другой соус на своё усмотрение.


Foodtolove.com.au

Это оригинальная альтернатива сэндвичам. При такой необычной подаче коллеги обязательно попросят у вас пару штук на пробу. Так что делайте больше.

Кто ест в самолетах? В ответ на этот вопрос я бы всегда поднимала руку. Час пути за трапезой сокращается до нескольких минут. Придумываю интересные бутерброды из холодных закусок. А еще соревнуюсь сама с собой на самый аккуратный контейнер, который после еды становится складом упаковочек. Десерт я почти всегда отдаю встречающему меня Максиче. Он любитель сладкого, в отличие от меня.

Ела-ела и никогда не задумывалась над тем, каким образом готовится эта еда и попадает на борт. ЮТэйр позвал меня на свою историческую родину, в Сургут, где на 350 метрах цеха бортового питания готовится еда для всех рейсов, вылетающих из этого аэропорта. Вообще своей едой среди российских авиакомпаний кормит только ЮТэйр и Аэрофлот. Остальные заказывают кейтеринг в аэропорту, расфасовывая в собственные коробочки, как это делает сибирская S7.

В Сургуте ЮТэйр готовит не только для пассажиров самолетов, но и для кафешек в аэропорту, и для гостиницы при нем.

Главный человек в бортовом питании ЮТэйра – Николай Васильевич. О нем очень хорошо написал Сережа, мы с ним вместе летали.

Десятки миллионов накормленных пассажиров в год. Больше тысячи человек в четырех аэропортах. И два с половиной миллиарда выручки. Он управляется с этим всем из своего кабинета здесь, в Сургуте. Его захватывает масштаб, он вдохновляет им меня. Вот такой он – Николай Васильевич. Он вдруг восклицает свое любимое: “Пассажир всегда прав!”

И вновь с любовью начинает про деток. Как сложно их возить. Гораздо сложнее, чем паломников на хадж. Как нужно готовить стюардесс. Скрывается куда-то и возвращается с раскраской и карандашами. Дарит их моей коллеге. Ведь у нее ребенок.

Он шумный и добрый. Знает всех по имени-отчеству, которые произносит с любовью. Тут среди всех пароконвектоматов и плит царит совершенно другая атмосфера, чем на кухнях сетевых ресторанов Москвы. Тут как в кино. И пахнет булочками”.

Там, где начинается еда, начинается стерильная зона. Снимаем верхнюю одежду и запаковываемся в халаты со “входом” на спине, бахилы и шапочки. Щетинистому Сереже выдали маску.

Коврик лежит в углублении, не оступитесь.

Эти меры я сравнивала с переодеванием в грязную зону на Смоленской АЭС, где в шкафчиках мы оставили вообще всю одежду, кроме нижнего белья, и нарядились в плотные белоснежные хлопковые робы и каски. Хорошее свадебное путешествие у нас было!

Но вернемся в Сургут. На первом этаже цеха находится склад продуктов. Их подготавливают к приготовлению: моют, нарезают, чистят.

Стоят холодильные установки и камеры для размораживания.

Еще сюда же приезжает грязная посуда в тележках. Тележки сначала моют в отдельной камере со средством, а потом более тщательно чистят, чтобы заполнить новыми порциями.

Мне показалось странным, что мясо и рыба разделываются в одной комнате.

Но когда вошла в нее, пахло мясом. Его как раз нарезали. Справятся с мясом – возьмутся за рыбу.

В мясо-рыбном цеху располагаются холодильники, разделочные столы и мойка. Стены везде отделаны кафелем, такие же требования предъявляют к операционным.

В овощном цеху пахнет свежестью. Только что почистили морковку!

Рабочая кухни Патимат чистит картофель от глазков. Говорит, что в этой партии их много. В смену через ее руки проходит больше ста килограммов картофеля.

Конечно, она не чистит сотни кило вручную. Этим занимается машинка. В нее загружают два ведра корнеплодов, закрывают и включают барабан. Кожура трется о наждачную внутренность центрифуги. Во время чистки овощи поливаются водой. Дома я тоже под проточной водой чищу картофель. На вертикальной фотографии видно, как грязная вода стекает из машины.

Сам агрегат стоит в своеобразной ванночке.

Поднимаемся на второй этаж. В помещениях справа готовят еду, выпекают сладости и хлеб. А слева расфасовывают по касалеткам, ланч-боксам и тележкам.

Касалетка – это алюминиевая коробочка для горячего. В ланч-боксах подают на борту закуски, чашечку и проборы. В тележке бортпроводники возят еду по самолету.

В смену выпекается до 1000 булочек, которые заменяют белый хлеб. Тесто для них мешает машина. А кондитерские изделия готовятся полностью вручную.

В печи они проводят по 18 минут, а после этого тут же отправляются к упаковщицам.

Знакомьтесь, шеф-повар и его сумасшедшие штанишки!

Я привыкла, что в самолете подают всегда два рациона: мясной и рыбный, очень удивилась, когда мне предложили на выбор еще и сосиски. Известно, что высота сильно извращает вкусы. Например, на земле я даже не вспоминаю о существовании томатного сока, когда как в самолете я начинаю чувствовать его вкус во рту, едва машина оторвется от земли. Конечно я взяла сосиски. И томатный сок.

Переходим к фасовке. Касалетки собираются в цеху горячих блюд, закуски – в холодном цеху. Овощи только что приехали на второй этаж на специальном лифте для продуктов.

За два часа до вылета, когда уже почти точно известно сколько человек сядет на борт, начинают собирать ланч-боксы и упаковывать их в тележки, а горячее в контейнера.

Все делается так оперативно, чтобы еда не простаивала. Если самолет задерживают надолго, об этом как правило известно заранее, поэтому собирают к фактическому времени отлета. А если рейс задерживают на полчаса, то упакованные продукты просто стоят в специальном холодильнике и ждут своей посадки на борт.

Себестоимость набора питания на пассажира эконом-класса составляет 130 рублей.

Набор соусов, посуда и рацион для бизнес-класса. У ЮТэйра еще есть улучшенный эконом, по цене нечто среднее между бизнесом и экономом, по факту: кресла эконома, а услуги бизнеса.

Тележки Боинга.

Контейнера для горячих блюд.

Тележку пломбируют и подписывают количество порций.

Питание сдается на рейс по фактической загрузке. Если кто-то опоздал, то лишние порции с борта снимают. На 50 пассажиров кладут еще один набор еды. Если летит 150 человек, на борту должно оказаться 153 порции.

Грузчики относят контейнера и тележки к лифту. Но это еще не все, путешествие еды продолжается.

В аэропорту все строго. Служба безопасности не обходит вниманием и еду.

В этом контейнере еда поедет по аэропорту до самолета. На борту ее разогреют и подадут каждому пассажиру.

Вот такой вот ручной труд!

После экскурсии мы угощались всеми возможными блюдами, которые готовит кухня. Муксун, оленина, фрукты. Кто под вино, кто под коньячок.

Кулёчек, похожий на хинкали, это лимон. Его отжимают на рыбу не вынимая из ткани, чтобы не скользил в руках и косточки не попадали в тарелку. Лайфхак для дома! Я уже намотала на ус.

Напоследок расскажу несколько любопытных фактов.

В столовой аэропорта Сургута для сотрудников невозможно просто поесть на сто рублей, на эти деньги можно объесться!

Макароны – 4 рубля, пюре – 6 рублей, кекс – 8 рублей.

Экипажу не разрешается перед полетом и во время него есть продукты, вызывающие бурную деятельность в животе. Вот один из рационов питания, положенный бортпроводниками и пилотам.

А еще Ютэйр открыл дополнительные рейсы из Ингушетии в Саудовскую Аравию на Хадж. Они проходят ночью, чтобы пассажиры могли поесть. В течение месяца Рамадан правоверные мусульмане должны поститься от наступления утреннего намаза (молитвы на рассвете) до наступления вечернего намаза (на закате).

Столь популярные ныне вагоны повышенной комфортности появились почти десять лет назад – в 1996 году.

К билету в такой вагон, как правило, прилагаются «услуги» – постельные принадлежности, печатная продукция, гигиенический набор и съестной паек. И вот здесь-то начинаются проблемы.

Нет, раз по документам кормить пассажира железнодорожники должны, то его и кормят. Но согласитесь, что между горячим, только что из ресторанной печи куском мяса с аппетитной жареной картошечкой и запаянным в целлофан куском колбасы существует некоторая разница.

Особенно обидно ощущать ее при одинаковой стоимости «обедов». Судите сами. В стандартный паек, называемый громким словом «ланч-бокс», входит несколько кусочков сухой колбасы, практически прозрачный кусочек сыра, пара до крайности миниатюрных булочек, по десять граммов масла и джема и суп «Магги». Ну и плюс к этому пакетики с кофе, чаем и какой-нибудь кексик.

Самое же интересное, что блюдо, вышедшее из ресторанной печи, экономически выгоднее сухого пайка.

Есть в Москве такая компания – «Домодедовские авиалинии», а при ней существует фирма «Домодедово эйр-лайн». Открываем «матрешку» дальше и обнаруживаем еще одних коммерсантов – «Домодедово Р-Сервис». Вот теперь мы добрались до сути.

Именно эта компания занимается поставками «ланч-боксов» на Российские железные дороги. Как компания, напрямую связанная с авиаторами, заполучила контракт с железнодорожниками, вопрос отдельный. Но начиналось все достаточно красиво.

Домодедовцы должны были поставлять этакий авиационный рацион, а вместе с ним и необходимое оборудование для его хранения и приготовления. Вагоны-рестораны за счет поставщиков должны были быть оборудованы ларями для хранения еды при температуре -18 градусов, конвекторами для разогрева и преобразователями тока для поддержания работы этого оборудования. Однако до сих пор все это «железо» на Северо-Кавказской не появлялось, лишь демонстрировалось на различных выставках и презентациях.

Хорошо, что они достаются не всем. Из всех составов СКЖД, имеющих в своей схеме вагоны повышенной комфортности, сегодня пайками «осчастливлены» лишь шесть. Причем даже в них пассажиры СВ кушают вкусную и добротную еду от железнодорожных поваров. В купе же приходится пока довольствоваться пайками.

Но южане работают над тем, чтобы еще 4 состава перевести на нормальный рацион. С двумя оставшимися, а это фирменные «Тихий Дон» и «Атаман Платов», ситуация сложнее. В их схеме, как правило, курсируют по 6 – 7 вагонов повышенной комфортности – 1 СВ, остальные купейные. Если все их перевести на рацион ресторана, то повара просто физически не смогут успеть приготовить на 234 человека.

Здесь, пожалуй, только два выхода. Или сократить количество вагонов повышенной комфортности, что вряд ли реально, или ставить в схему состава второй вагон-ресторан.

Однако и над горячим питанием начинают сгущаться тучи. Сегодня разговор идет о том, что ушлые авиаторы готовятся заменить горячие обеды неким подобием фастфуда, тем самым, для которого необходимы конвекторы, холодильные лари и преобразователи тока. Иными словами, пассажир может быть отлучен от свежей, исходящей ароматами отбивной и «обручен» с разогретыми, «консервированными» в фольге картофельными шариками и набившими оскомину окорочками.

Если подобный рацион еще можно объяснить условиями авиационных перевозок, где попросту нельзя приготовить нормальный обед, то смысл возможного внедрения такого меню на железнодорожном транспорте в составах, имеющих собственные вагоны-рестораны, понять трудно.

Начальник Северо-Кавказской дороги Владимир Воробьев не раз говорил о необходимости полного перевода вагонов повышенной комфортности на горячий рацион. И постепенно эта задача на магистрали выполняется. Осталось решить, как быть с составами, в которых по шесть и больше таких вагонов, и как защититься от поклонников фаст-фуда.

Игорь ЕВДОКИМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону