Алан –Гоа на исторической родине. Воздвигнуть монумент прародительницы монголов Алан-Гоа в Тунке! Тайны и загадки страны Арих-Усун

23.04.2022 Африка

Алан-гуа — историческая личность 10 века, считающаяся прародительницей монгольских правителей из родов борджигин и барулас, символ единения и мира между монголами.

Первые письменные упоминания об Алан-гуа содержатся в «Сокровенном сказании монголов» («Тайная история монголов»), где рассказывается, что она была дочерью одного из предводителей хори-туматов, племени, населявшего в то время северные районы вокруг озера Хубсугул, а также Тунку и Приангарье. В описываемое время среди хори-туматов произошли междоусобицы и часть из них откочевала на восток, в горный массив Бурхан-Халдун (современный Хан Хэнтий). В тексте летописи об этом рассказывается следующее (перевод на русский С.А. Козина):

«... Наблюдая с высоты Бурхан-халдуна, Дува-Сохор усмотрел, что вниз по течению речки Тенгелик подкочевывает какая-то группа людей.

§ 6. И говорит: "Хороша молодица в кибитке крытой повозки среди этих подкочевывающих людей!" И он послал своего младшего брата Добун-Мергана разузнать, намереваясь сосватать ее Добун-Мергану, если окажется, что она незамужняя.

§ 7. Добун-Мерган побывал у тех людей, и в самом деле там оказалась молодица, по имени Алан-гоа, красивая очень знатного рода и еще ни за кого не просватанная.

§ 8. А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа, дочь Бархудай-Мергана, владетеля Кол-баргучжин-догумского, была выдана замуж за Хорилартай-Мергана, нойона Хори-Туматского. Названная же Алан-гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-усун.

§ 9. По той причине, что на родине, в Хори-Туматской земле шли взаимные пререкания и ссоры из-за пользования звероловными угодьями, Хорилартай-Мерган решил выделиться в отдельный род-обок, под названием Хорилар. Прослышав о знаменитых Бурхан-халдунских звероловлях и прекрасных землях, он теперь и пододвигался, оказывается, кочевьями своими к Шинчи-баян-урянхаю, на котором были поставлены божества, владетели Бурхан-халдуна. Здесь-то Добун-Мерган и просил руки Алан-гоа, дочери Хори-Туматского Хорилартай-Мергана, родившейся в Арих-усуне, и таким-то образом Добун-Мерган женился...».

При жизни мужа Алан-гуа родила двух сыновей, Бельгунотая и Бугунотая, после смерти Добуна — еще троих, Бугу-Хадаги, Бухату-Салджи и Бодончара. В «Сокровенном сказании» описывается роль ее сыновей в последующем этногенезе монголов: «§ 42. Бельгунотай стал родоначальником племени Бельгунот. Бугунотай стал родоначальником племени Бугунот. Бугу-Хатаги стал родоначальником племени Хатаги. Бухуту-Салчжи стал родоначальником племени Салчжиут. Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин».

В период взросления сыновей Алан-гуа во избежании ссор между ними дала им наставление о необходимости единства между родными на примере связки стрел. Вручив сыновьям по одному древку, она велела переломить каждое, что они и сделали. Далее мать собирает связку древок и дает сыновьям, но те не могут сломать связанные вместе древки. После этого примера Алан-гуа говорит им: «Вы все пятеро родились из единого чрева моего и подобны вы давешним пяти хворостинкам. Если будете поступать и действовать каждый сам лишь за себя, то легко можете быть сломлены всяким, подобно тем пяти хворостинкам. Если же будете согласны и единодушны, как те связанные в пучок хворостинки, то как можете стать чьей-либо легкой добычей?» Этот случай приобрел широкую известность среди ее потомков и активно использовался при жизни Чингисхана. Так, его мать, Оэлун, напоминала о раздорах среди сыновей Алан-гуа, призывая собственных детей к единению перед лицом многочисленных врагов.

В последующие века образ Алан-гуа в сознании монголов вырос до эпических масштабов. Уже в начале 14 века в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина к ней возводились родословные множества монгольских племен, объединенных названием нирун: «Те племена, которые принадлежат к роду Алан-Гоа и ее сыновей, делятся на три части в следующем подразделении:

Первая - те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из [числа] сыновей, племянников и их рода [уруг], независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род.

Вторая - те, которых, хотя они нируны, но называют кият. Они суть колено [тайфэ], которое ведет свой род от шестого поколения Алан-Гоа, от рода Кабул-хана.

Третья - те, которых, хотя они происходят из племени нирун-кият и чистого рода Алан-Гоа и появились на свет от прямого ее потомка в шестом [колене], Кабул-хана, называют кият-бурджигин. Их происхождение таково: они народились от внука Кабул-хана, Есугэй-бахадура, отца Чингиз-хана».

Среди потомков Алан «Сокровенное сказание монголов» упоминает основателей рода барулас, известного в истории тем, что к нему возводят происхождение ветви барлас, к которой принадлежал среднеазиатский правитель Тимур (Тамерлан).

В период расцвета Монгольской империи в правление Хубилая в Ордосе был установлен центр культа Чингисхана, получивший название Восемь Белых юрт. Там же чествовали и предков основателя Монгольской империи, включая Алан-гуа. В период 15-17 веков Алан-гуа в обрядовых текстах монголов величалась Эши-хатун «Корень-царица» или Суту-хатун «Обладающая величием царица».

Духу Алан-гуа были посвящены специальные обряды. Так, ставшая в 1470-х годах правительницей Монголии ханша Мандухай отдавала приказ служителям Восьми Белых юрт исполнить Мэнгэн Ирагу (мэнгэн яруу, особое культовое песнопение) и поднести жертву вином духу Алан-гуа. Сама правительница обратилась к духу Алан-гуа с призыванием, молитвой, и просила благословления на брак с потомком Чингисхана.

У монгольских народов образ Алан-гуа является одним из основополагающих в этническом самосознании, но он формировался на протяжении многих веков. В 10 веке знатная дама из хори-туматов послужила символом мирного и союзнического сосуществования двух ветвей монгольского мира — крупнейшего из так называемых «лесных народов» племени хори-туматов и онон-керуленских степных кочевников. Тот факт, что политическая власть над этой новой общностью перешла к потомкам Бодончара, не являвшегося сыном Добуна, послужил причиной для сакрализации образа Алан-гуа. В свою очередь возвышение ее образа давало потомкам возможность претендовать на знатное происхождение.

В эпоху Монгольской империи разрастание рода Чингисхана и родов его братьев и дяди (отчигина), между которыми порой возникали соперничество и недопонимание, увеличение и расселение потомков сыновей и внуков Чингисхана, приводили к необходимости пропаганды среди них всех объединяющего начала. Таким символом единства знатных родов монгольского мира постепенно стала Алан-гуа.

Тайны и загадки страны Арих-Усун

Один из решающих этапов становления монгольских народов был связан с местом рождения Великой матери монголов Алан-гуа, пишет автор статьи Евгений Хамаганов.

Необходимая ремарка: вопрос о том, почему именно Тункинская долина должна стать местом, где будет воздвигнут монумент Алан-гуа, стал в последнее время приобретать всё более конъюнктурный оттенок. Многие бросились обвинять, укорять, указывать, осуждать…

Какое, дескать, отношение Алан-гуа и хори-буряты имеют к Тунке, хонгодоры к хори-бурятам, и так далее.

Не хотелось бы заниматься возведением сакральных бастионов и прочих столпов, а взглянуть на местность, в которой всё начиналось…

Итак, согласно § 8 «Сокровенного сказания», Алан-гуа родилась от Хорилартай (Хоридой) мэргэна и Баргуджин-гоа, дочери Баргудай мэргэна в местности Арих Усун (Ариг Ус).

Край у воды

Поскольку в этой Хори-Туматской земле начались раздоры из-за звероловных угодий, Хоридой перекочевал в сторону Бурхан Халдуна у реки Онон, где на ней женился Добун мэргэн, потомок Борте Чино.

Многие раньше сходились к тому, что Ариг Ус это традиционное место кочевий нынешних хори-бурят в долине Селенги, чуть ли не место, где ныне стоит Улан-Удэ. Эта ошибка давно развенчана историками.

Историк Николай Абаев считает, что местность «Арих-Усунь» так и существует на географической карте современной Тувы в несколько ином диалектном варианте «Арыг-Узуу».

Река Ус расположена в районе Верхнего Енисея, и здесь располагалась, по некоторым данным, резервная ставка хана Ариг Буга.

Но второе слово «усун» от слова «ус» - «вода», явно наталкивает нас на мысль о водоёме, причём таком, что он достоин упоминания.

Поскольку Байкал уже назван, остаётся только местность Прихубсугулья. О том, почему Ариг Ус находился именно тут, свидетельствует то, что здесь была страна Хотогойто, которую населяли потомки хори-туматов. Здесь живут цаатны - самая южная народность, владеющая оленями. Вероятнее всего - они потомки тунгусского субстрата Гоа-Марал, жены Буртэ Чино.

Слово «Арих» говорит о северном крае - «арай», которым, в принципе, эта местность являлась для монголов XIII века, времени написания «ССМ».

Недалеко от села Хурамша Иволгинского района Бурятии существует сооружение явно искусственного происхождения, которое местные называют “Обоо Оэлун-эхэ” - место поклонения матери Чингис-хаана, которое было возведено по его приказу. Рядом находится также обоо, посвящённое Пегому Волку - Буртэ Шоно.

Итак, мы имеем два ориентира, по которым можно определить приблизительные границы Арих Усун. Юг - Прихубсугулье, Восток - Иволга. Где же Запад?

Край Великого Запрета

Окинская долина в ряде источников числится как местность, куда ушло племя Хори от междоусобиц Раннего Средневековья. Якобы, даже есть следы дороги, по которой они спасались. Другие источники говорят, что эту дорогу проложили воины Джучи, когда шли покорять «лесные народы».

Так или иначе, эту местность можно назвать Западным ориентиром страны Ариг Ус. На неё в своё время, Чингис-хааном и была наложена самая жёсткая часть Их Хориг - Великого Запрета. Мало того, что здесь под страхом смерти не разрешалось рубить лес и охотиться - вообще жить.

Центром же этого треугольника Хубсугул-Иволга-Ока являлась Тункинская долина, предположительное место рождения Алан-гоа, матери всех монголов. Поэтому Великий хаан и установил здесь заповедник в память о своих великих предках и для будущих поколений.


Так представил себе скульптор-монгол в XX веке образ Алан-гоа.
Памятник стоит на берегу реки Ариг, что в сомоне Чандмань-ундур
в Хубсугульском аймаке. Местные жители урянхайцы считают ее своей землячкой,
так как в “ССМ” говорится, что Алан-гоа родилась в Арих-Усуне
Фото: khuvsgulnews.tunshlel.com

Об этом говорит тот факт, что жили в этих местах в пост-чингисхановское время только крайне немногочисленные племена сойотов и цаатнов, близких по языку и явно кровнородственных. В свою очередь, близких к урянхайцам. А именно им, соплеменникам Субэдэ-багатура, Чингис-хаан велел охранять территорию Их Хориг.

О том, что здесь никто не жил, свидетельствует то, что хонгодоры, будучи ответвлением древних хори-туматов, появились в местностях Закамны и Тунки уже в XVI-XVII веках, и нигде никого не встречали вплоть до района реки Иркут. Так, близкородственные хонгодорам тэртэ и шошолоки жили в районе Приангарья.

Иволга тоже стала заселяться пришлыми эхиритами и булагатами примерно в это время.

Получается, что богатая и обильная источниками Тункинская долина несколько веков (!) пустовала (!!!). Но, идя сюда, хонгодоры знали куда идут. Они возвращаются на землю своих великих предков, сохранённую для них по велению Чингис-хаана.

Последний хан Арих Усуна

Здесь хоронили великих ханов, - писал об Ариг Усе исследователь Галдан Ленхобоев, в своё время изучавший обоо Оэлун. То, что сама мать Чингис-хаана похоронена именно здесь, он не говорил, указывая лишь на место её поклонения.

Но, по его данным, где-то здесь покоится Ариг Буга, младший сын Толуя и Сорхохтани-бэки.

То, что его так назвали - «Буга, (т.е. изюбрь), из местности Ариг», явно не случайно. Возможно, его родители были в поездке по этой местности, так как младший сын Чингис-хаана Толуй владел Коренным улусом Монгольской империи, в который входил Ариг Ус.

Пока его старшие братья Мункэ и Хубилай воевали с Китаем, Ариг Буга собирал вокруг себя традиционалистов, считавших, что монголам в Китае делать нечего. Дескать, разгромили и довольно. А лучше всех изничтожить, нежели подпадать под их тлетворное влияние.

Когда Великий Мунхэ-хаан умер, Ариг Буга предъявил свои права на Золотой престол. Хубилай уже откровенно стал китайским императором, забросил Каракорум, что до поры до времени устраивало Ариг Буга, засевшего в старой столице.

В 1260 году прошло сразу два курултая в разных местах, провозгласившие Великими хаанами обоих братьев.

После нескольких сражений, устав искать союзников среди других внуков Чингис-хаана, Ариг Буга сдался. По хроникам, он внезапно заболел и умер в 1266 году, тем самым, якобы, освободив Хубилая от решения участи младшего брата. Но, возможно, Ариг Буга был просто сослан в Ариг Ус, где впоследствии и погребён.

Возможно, где-то здесь покоится и его отец Толуй-отчигин. А может, и сам Великий Чингис-хаан?

22 июля в окрестностях села Галбай Тункинского района состоялась закладка первого камня монумента Алан-гуа, праматери монголов.

Самоназвание долины, как утверждают исследователи имеет происхождение от Баргуджин-Тукума- как родина замужней женщины. В мифологии встречается имя -Баргуджин-Гоа, она являлась первой женой Хоридой -мэргэна от брака, которых родилась Алан-Гоа- родоначальница золотого рода Чингизидов. О происхождении Алан-Гоа указывает монгольская летопись «Сокровенное сказание монголов» -«Параграф 8.А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа дочь Бархудай-Мергена, владетеля Кол-баргучжин-догумского была выдана замуж за Хорилартай-Мергена, нойна Хори-Туматского. Названная же Алан-Гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергена от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-Усун».Монгольские источники под термином Ариг Ус, как известно подразумевали озеро Байкал.

По шаманским представлениям хозяйкой- духом Болоон-Тумэрских озер является Баргуджин-Гоа. Это нашло отражение в шаманских призываниях, в устном народном творчестве.

В исторических источниках и в монгольской мифологии указывается, что Алан-Гоа является праматерью рода Чингисхана. Ее сын стал главой завоеванного им племени и был предком Чингисхана.

«Духом-хозяином» истока реки Баргузин одни считают Баргужин-Гоа, другие Саган-баатар хаан. По местным поверьям, от них зависят своевременность и обилие дождей» — в своей исследовательской работе «Культовые места Баргузинской долины» утверждает кандидат исторических наук Б.Ц.Гомбоев. Об этом упоминает и К.М. Герасимова (Герасимова, 1969 г.). К.М. Герасимова также отмечала, что называя хозяев местности, информанты вначале упоминают либо одну Баргужин-гоа, либо добавляют после нее батора Сагаан-хан. От хозяев Боолэн-Тумэр зависят своевременные и достаточно обильные дожди». (Герасимова,1969 г.).

Как пишет исследователь шаманизма Б.Д.Базаров, «дух-хозяин» горы Бата-сааган ноен является кузнецом на Восточной стороне с местом пребывания на горе Боолэн-Тумэр, непосредственно примыкающей к одноименному озеру, где берет начало р.Баргузин. Озеро Бооолон-Тумэр шаманы издревле называли Хатаалгын -нуур, в переводе -« корыто, в котором закаляют железо».Жена Бата-сагаан ноена, Баян-бурал хатан- покровительница и заяша долины Баргузин. Бата-сагаан ноен, будучи учеником Бахар-хара ноена, был вхож в его кузницу Бай-гал(Б.В. Базаров,2000,).Возможно к этому ряду относится сообщение Рашид-Ад-Дина, где говорится о взаимосвязи между предками рода и железной горой, праздником Белого месяца и Чингисханом: « вследствие этого, люди не забывают о той горе, плавке железа и кузнечном деле, у рода Чингисхана существует обычай и правило в ту ночь, которая является началом Нового года (Цагансар.Б.Ц.Гомбоев.) приготовлять кузнечные мехи, горн и уголь; они раскадяют немного железа и, положив его на наковальню, бьют молотом и вытягивается в полосу в благодарность за свое освобождение (Рашид-Ад-Дин, 2002,».

Проведение III Международного баргутского фестиваля (2015 г.) в Республике Бурятии, в Баргузинском и Курумканском района является знаковым событием в истории бурятского народа. Оно еще раз доказывает о том, что страна Баргуджин-Токум и ее обитатели-племена баргутов и множество других племен играли важную роль в создании Монгольского государства, в образовании бурятского этноса. III Международный фестиваль баргутов является историческим аргументом того, что страна Баргуджин-Тукум, Бортэ-чино, Барга -Батор, Баргуджин-Гоа известны в монгольском мире, и имеют значение в монгольском мире.

Имя Алан-гоа - родоначальницы Золотого рода чингисидов, праматери Чингисхана является священным для монгольского этноса. Как, установлено происхождение предков Алан-Гоа связано со страной Баргуджин-Тукум, центром,которой как утверждают ученые являлась Баргузинская долина. Учитывая все это, одним из главных решений III Международного баргутского фестиваля (2015 г.) было установка памятника Алан-Гоа в Баргузинской долине, в Курумканском районе.

В целях реализации этого решении в Курумканском районе проводилось обсуждение данного вопроса в администрации МО «Курумканскии район»(2015 г.). Важной проблемой стал выбор места установки памятника Алан-Гоа, которая бы соответствовала статусу и историческому значению Праматери Чингисхана. Первоначально рассматривался местность Шаманка, у горы Дээдэй -бабаай, который покровительствует верховьям реки Баргузин. Но, в силу того,что эта вершина находится в глубине Курумканского района, труднодоступна для туристов и жителей района, этот вариант стал неприемлемым. Рассматривался также вопрос и об установлении памятника Алан-Гоа у подножия вершины Бархан-Уула, которая наиболее связана с ее предками, в том, числе и Бортэ-Чино. Но, и здесь имеются свои специфические для местности условия -место окруженное лесом, небольшой обзор памятника и рельеф местности не соответствует установке памятника. Наиболее подходящим для установки памятника является местность Хадагшан, подножие горы Марян(Лысая горы), откуда открывается величественная Баргузинская долина. Но и эти предложения требуют тщательного публичного обсуждения.

Решение этого вопроса требует достаточно много времени, так как это связано с межеванием земельного участка отводимого под памятник, эти местности относятся к Лесному фонду. Дальнейшие этапы возведения памятника Алан-Гоа: планировка земельного участка, проект и заказ самого памятника, установка памятника с соблюдением всех предусмотренных в этих случаях традиции и обычаев. Важнейшим вопросом является поиск источников финансирования — спонсирование, меценатство, в рамках бюджета, благотворительные акции.

Согласно, решения фестиваля баргутов Памятник Алан-Гоа должна быть установлена в Баргузинской долине, на древней земле Баргуджин-Тукума к началу IV Международного фестиваля баргутов в г. Чойбалсане (Монголия) в 2019 г. Презентация Памятника Алан-Гоа представляется участникам фестиваля, как отчет о проделанной работе, что будет иметь международное значение.

Памятник Алан-Гоа олицетворяет собой память обо всех матерях. Установленный памятник Алан-Гоа в Баргузинской долине, в Курумканском районе будет символом памяти обо всех матерях Баргузинской долины, всей Бурятии.

Портал АРД приводит обращение бурятского политика к своим землякам:

на фото: Аламжи Сыренов, председатель Тункинского районного Совета депутатов

"В настоящее время наша республика, как и вся страна, переживает не самые хорошие времена. Напряженная международная ситуация и экономический спад в России обуславливают политическую нестабильность в Бурятии. Всё это мы ощущаем, как говорится, на себе. В тоже время в республике целом и у бурятского народа в частности намечается устойчивая тенденция к возрождению национальной культуры, самобытности народа и определению роли и места бурятской нации в России.

В этот сложный для страны период такое сплочение народа вокруг своих традиций является одним из важнейших факторов устойчивости общества. Возрождение традиций скрепляет многовековую дружбу русского и бурятского народов и при правильном к нему отношении показывает дальнейший путь развития. Как мы знаем, любой кризис - это начало нового витка развития.

В этой связи я выступаю с инициативой строительства монумента легендарной праматери всех великих монгольских ханов хори-туматской царице Алан-Гоа в Тункинском районе Бурятии. Считаю, что это может ещё больше укрепить российско-монгольские отношения, дать существенный толчок в развитии бурят-монгольской культуры. Вместе с тем, памятник Алан-Гоа будет способствовать развитию в Бурятии паломнического и этнографического туризма.

Образ Алан-Гоа, обладая глубинным философским смыслом примирения и целомудрия, поможет укреплению дружбы между народами и странами", - написано в обращении председателя Тункинского районного Совета депутатов Аламжи Сыренова.

Справка:

Средневековая история предков бурят полна бурных событий, повлиявших в том числе и на историю соседних регионов и народов. Племена бурятских гор, тайги и степей участвовали в военно-политической активности в Центральной Азии и Южной Сибири, были вовлечены в торгово-экономический и культурный обмен.

К X веку хори-туматы — один из крупнейших народов того времени — занимали обширную территорию между Хубсугулом и Байкалом, по рекам Ангара, Лена и их притокам. Южная ветвь хори-туматов в суровом горном краю расселилась в Тункинской долине, горной Оке и по берегам Хубсугула. "Сокровенное сказание монголов" сообщает, что в местности "Ариг усун в Хори-Туматской земле родилась Алан-гоа". Она была дочерью Хорилартая-мэргэна, одного из хори-туматских вождей, который принял решение с группой своих сторонников переселиться на Онон. Это решение имело эпохальный характер. Предки бурят соединились с восточными монголами и образовалась новая общность — монголы-нируны.

Известные по летописям монгольские племена, - борджигины, тайджиуты, баруласы, - относили свое происхождение к Алан-гоа. Знаменитый персидский летописец Рашид-ад-дин, зафиксировавший историю монгольских правителей, так писал о ее потомках: "Те племена, которые принадлежат к роду Алан-Гоа и ее сыновей, делятся на три части в следующем подразделении. Первая - те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из числа сыновей, племянников и их рода уруг, независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род. Вторая - те, которых, хотя они нируны, но называют кият. Они суть колено, которое ведет свой род от шестого поколения Алан-Гоа, от рода Кабул-хана. Третья - те, которых, хотя они происходят из племени нирун-кият и чистого рода Алан-Гоа и появились на свет от прямого ее потомка в шестом колене, Кабул-хана, называют кият-бурджигин". Из кият-борджигинов происходил Чингисхан, из баруласов - Тамерлан.

Образ Алан-гоа остался в памяти монголов как образ правительницы, показавшей своим детям, будущим ханам, крепость единения на простом примере - связки стрел, которую трудно сломать. В Девяти Белых юртах в Ордосе, в центре культа Чингисхана, монгольские правители совершали обряды в честь Алан-гоа, называя ее Суту-хатан ("Обладающей величием царицей") или Эши-хатан ("Царицей Корня"). Историческая роль Алан-гоа в том, что взращивала в монголах стремление к единству и уважение к предкам.

Алан-гоа происходила из народа хори-туматов, потомками которых сегодня являются современные хори, хонгодоры и шошолоки. Потомками Алан-гоа в Бурятии также являются племена из рода Чингисхана. Ее личность объединяет представителей родов, живущих в разных концах Бурятии. Алан-гоа родилась на земле той хори-туматской ветви, что населяла тысячу лет назад горные районы, поэтому увековечить ее память следует прежде всего вблизи ее малой родины. Горы Тунки являются достойным местом для возведения памятника прекрасной хатан, дочери бурятского народа и прародительницы монголов.